Айя софия в стамбуле

Архитектурные особенности

Собор стал шедевром своего времени не только благодаря роскоши, но и из-за огромной купольной системы. Во время землетрясения 558 года восточная половина купала раскололась и во время его реставрации архитектор Исидорос добавил нижний обруч, тем самым увеличив высоту купола на 7 метров. В этом обруче находилось 40 поддерживающих ребер и 40 окон. Благодаря этому, создается ощущение сплошного светового пояса и,как следствие, эффект парящего купала.

«Кажется, что купол не покоится на твердом сооружении, но вследствие легкости строения золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает храм»

Прокопий Кесарийский

Главный купол Айя-Софии

  1. Конструкция купола. Купол собора имел максимально возможные размеры, определенные еще римлянами, строителями Пантеона. Византийские мастера построили в свое время плоский купол собора без каких бы то ни было статических расчетов, по интуиции. Однако при закладке фундамента интуиция подвела их: пилястры собора повалились, и все здание рухнуло. Укрепление фундамента потребовало больше труда, чем постройка трех новых перекрытий. Вынужденная реконструкция испортила внешний вид собора — массивные контрфорсы странно противоречат воздушным легким куполам. Купол Святой Софии же приобрел более вытянутые очертания. Опорные башни тоже стали выше и массивнее.
  2. Главный купол. Центральный купол связан с восточным и западным полукуполами, которые вместе с ним перекрывают главный неф.
  3. Окна. Окна под куполом кажутся неуместными – ведь тяжелый венец должен иметь прочную, надежную опору. На деле же они уменьшают опасность возникновения трещин, а купол будто парит над зданием.
  4. Подпружные арки. Пилоны и подпружные арки обеспечивают равномерное распределение давления купола.
  5. Кирпичная кладка. У византийских строителей не было под рукой дешевого материала для производства бетона, поэтому они были вынуждены отказаться от применения бетонных конструкций, которые в свое время значительно облегчили строительство купола Пантеона. Впрочем, использование кирпичной кладки и густого известкового раствора даже немного ускорило темпы строительства – кирпич клали большие артели рабочих невысокой квалификации.
  6. Темпы строительства. Здание храма было построено необычайно быстро – в течении 5 лет. Две артели мастеров по 5 000 человек, соревнуясь, возводили восточную и западную части собора.
  7. Внутреннее пространство. Над центральной частью главного нефа высится огромный купол, диаметр которого 32,6 метра. Свет проникает внутрь сквозь отверстия у основания купола и через окна, прорезанные в тимпанах.
  8. Башни минаретов. Примерно через 900 лет после освящения храма, когда Византия была завоевана турками, здание превратили в мечеть и по обеим его сторонам выстроили минареты.
  9. Опоры. После землетрясения 557 года контрфорсы и несущие конструкции собора были укреплены.
  10. Башни. башни, примыкающие к северному и южному фасадам храма, расположены по обеим сторонам арок, поддерживающих центральный купол. Массивные башни гасят боковое давление арок.
  11. Тимпан. Стена-тимпан, обрамленная подпорной аркой, не является несущей, поэтому в ней прорезаны многочисленные окна.
  12. Пилоны. Опорные пилоны возведены из камня. Это позволило ускорить процесс работы в самом начале строительства – ведь кирпичная кладка застывает долго.

Схема в разрезе

Световой эффект храма

Важное выразительное средство в архитектуре Святой Софии – свет. Здесь нет контрастных по свету зон

Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь многочисленные окна. Залитый светом огромный зал вызывал ощущение грандиозности. Русские послы, посетив Святую Софию, в восторге писали князю Владимиру: «Мы не знаем, находимся ли на небе или на земле. Знаем только, что здесь пребывает Бог с любовью».

Князь Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской церковью. Собор Святой Софии – блистательное воплощение идеи храма как образа Божественного мироздания. Ночью храм освещался светильниками в форме кораблей и деревьев.

Айя-София

Много лет назад собор Святой Софии был главным храмом православного мира и крупнейшей церковью в мире. С тех пор произошло много событий, великие империи, сердцем которых в разное время был Стамбул, ушли в небытие, а Айя-София всё также неколебимо стоит на берегах Босфора, поражая тех, кто её видит впервые, своим видом.

Я долго искал хороший ракурс, откуда можно было бы его красиво снять, так чтобы показать его размеры и величие. Найти такую точку на земле мне так и не удалось — огромное здание Айя-Софии постоянно оказывалось перекрыто либо зданиями, либо деревьями, либо ещё какой-нибудь хренью.

Полчаса поисков дали результат — однозначно лучшей обзорной площадкой, откуда открывается, наверное, лучший вид на Айя-Софию, является открытая терраса на крыше ресторана в отеле «Seven Hills», куда мы практически случайно решили зайти перекусить. Как раз с этой точки мечеть, играющая на солнце своей, на первый взгляд, нелепостью форм и, как заметил кто-то из туристов, похожая скорее на военный бункер, чем на храм, предстаёт во всём своём величии.

Внутри она поражает своими размерами — особенно учитывая, что построено всё это было полторы тысячи лет назад. Мои ощущения описать тяжело: говоря по-простому — я зашёл и ох**л.

Айя-София — третий собор, построенный на этом месте.

Первая церковь — Megale Ekklesia — была построена ещё во времена императора Константина, в 360 году. Через 44 года она сгорела во время народного восстания.

Вторая церковь была возведена 415 году, но и её постигла участь предшественницы — она сгорела во время очередного народного восстания в 532 году.

После подавления восстания, в процессе которого было убито более 35 тысяч человек, император Юстианиан задумывает амбициозный проект — возведение крупнейшего в мире собора. Строительство началось в 532 году и продолжалось 5 лет. Работами руководили лучшие архитекторы того времени. Ежедневно над возведением Айя-Софии трудились около 10 тысяч рабочих. Стоимость работ составила три годовых дохода Византийской империи.

Из книги «Сто великих храмов мира» (М. Губарева, А. Низовский — Москва, Вече, 1999):

Название собора — «Hagia Sophia» — переводится как «Премудрость божья».

Помещение собора представляет собой продолговатый прямоугольник, примерно 75 на 70 метров. Венчает храм купол диаметром в 30 метров. Высота от верхней точки купола до пола — 51 метр.

Во время строительства использовались лучшие материалы, привозимые со всех концов Восточной Римской империи — мрамор и яшма, золото и серебро, слоновая кость и жемчуг…

За время своего существования собор неоднократно страдал от пожаров и землетрясений, сильнейшее из которых произошло в конце X века — тогда храм был очень сильно повреждён — обрушился купол и частично стены. Как раз в это время снаружи появились наклонные контрфорсы, выполняющие роль подпорок для здания.

В 1453 году Константинополь завоёвывается османскими войсками. В том же году собор превращают в мечеть.

Название остаётся прежним — «Hagia Sophia», правда переиначенное на турецкий лад оно стало звучать как «Ayasofya» — «Айя-София»

Благодаря тому что многие мозаики были замазаны штукатуркой, они смогли пережить многовековое мусульманское присутствие —  Айя-София оставалась действующей мечетью вплоть до 1935 года, пока не была превращена в музей.

Вообще, если Стамбул — место встречи Европы и Азии, то Айя-София — однозначно место встречи христианства и ислама.

Проглядывающие из под слоя штукатурки сохранившиеся православные мозаики в сочетании с мусульманскими орнаментами и огромными щитами, на которых арабской вязью написано «Аллаху Акбар», выглядят по-настоящему мозговзрывательно.

Черных кожаных щитов всего восемь. На них указаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых мусульманских калифов и имамов.

При строительстве храма применялись инновационные для того времени решения — например, в цемент для прочности добавляли масло, а известку готовили исключительно на ячменной воде.

Но, несмотря на профессионализм и изобретательность архитекторов, сегодня достопочтенный возраст собора даёт о себе знать.

Под поблекшей и местами отвалившейся штукатуркой хорошо видны уставшие стены, построенные ещё полторы тысячи лет назад.

Тем удивительнее смотрятся на их фоне сохранившиеся византийские мозаики.

Они, кстати, были выполнены в три этапа — в середине IX века, на рубеже IX и X веков и в конце X века.

Кстати, собор пострадал не только от захвативших Константинополь турок — в 1204 году город был захвачен крестоносцами. Тогда значительная часть богатств была вывезена в европейские страны. Например, сделанный из чистого золота алтарь, пропавший в последующие годы без вести. Или Туринская плащаница, вывезенная из Константинополя в Италию.

Краткая информация

Собор Святой Софии в Стамбуле

Собор был построен в первой половине 6 века. Идея создания принадлежала византийскому императору Юстиниану, который родился в крестьянской семье. Он желал, чтобы собор считался главным сооружением Стамбула (который в то время носил название Константинополь).

Часто задаваемые вопросы
Когда Собор Святой Софии приобрёл статус музея? В середине XV века собор переделали в мечеть, а в 1930-х годах Ататюрк приказал сделать из мечети музей. Реконструкция Собора Святой Софии продолжается до сих пор.

  • Реализации задумки послужило массовое восстание народа «Ника», в котором пролилось немало крови. Было убито более 30 тыс. жителей. Собор был возведен на месте сгоревшей церкви. Еще до этого здесь находилась другая церковь, которую также подожгли – она носила название Св. София. До церкви на этом месте находилась торговая площадка.
  • Византийский император хотел, чтобы постройка была могущественной. Территории для возведения было мало, поэтому Юстиниан решил купить соседние земельные участки и разрушил все здания на них. По приглашению императора в город прибыли самые известные архитекторы, которые были задействованы в строительных работах собора, который сейчас называется Малая Айя-София. Появление храма стало толчком к строительству нынешнего большого храма.

Также привозились другие строительные материалы. К примеру, из Эфеса поставили 8 колонн, сделанных из мрамора зеленого цвета, и столько же колонн из Рима.

С острова Родос были завезены прочные кирпичи. В качестве отделочных материалов выступали серебро, золото и слоновая кость. Как утверждают, император желал, чтобы все внутреннее убранство было сделано из золота. Но астрологам такая идея не нравилась. Они предвидели, что после Юстиниана будут недостаточно сильные правители, которые то и дело будут его разворовывать.

  • В начале 13 века город захватили крестоносцы. Именно в это время начался 4-й крестовый поход. К большому сожалению, это событие считается самым позорным во всей истории мира. Весьма непонятно, как так получилось, что во время крестового похода, участники которого собирались в Египет, где планировалась религиозная битва с мусульманами, проникли и ограбили город христиан, являющихся их братьями по вере.
  • Во время нападения сильно пострадал собор Св. Софии. Крестоносцы вынесли все богатство. Более 85% священных реликвий были вынесены во время этого нападения.
  • Самая последняя религиозная служба состоялась в середине 15 столетия, на которой был сам император. На следующий день на собор напали турки. В дальнейшем собор решили переделать в мечеть. Мозаики были надежно спрятаны и укреплены толстым слоем штукатурки. На протяжении 5 веков Св. София была мечетью.
  • В 30-х годах 20 века по решению Ататюрка статус мечети был изменен на музей. Штукатурку, под которой спрятали мозаику, была убрана. На сегодняшний день здесь вовсю ведутся реконструкционные работы.

Изменение статуса Собора святой Софии в 2020 году

Вот уже несколько лет подряд президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявлял о том, что планирует пересмотреть статус главного религиозного памятника Стамбула. И вот, 10 июля 2020 года это стало реальностью: согласно указу Эрдогана о соборе Святой Софии храм снова стал именоваться мечетью.

Правительством Турции было отменено постановление, принятое в 1934 году о присвоении Айя Софии статуса музея. И, как продолжение, назвав это событие возрождением и исправлением исторической ошибки турецкий президент изменил статус реликвии, и, как сообщают последние новости, собор Святой Софии стал мечетью.

Такое решение турецких властей было воспринято далеко неоднозначно не только в Турции, но и во всех странах мира.

Люди, мягко говоря, удивлены таким постановлением, а лидеры православия назвали его «провокацией». Ведь уже более 100 лет указом основателя Турецкого государства, первого президента Турецкой Республики М.К. Ататюрка храм Св. София официально является музеем и стал одним из самых посещаемых и величественных мест в Стамбуле.

Являясь общедоступным музеем, сочетающим в себе одновременно множество древних элементов православия и мусульманства, он стал символом мира и объединения верующих этих, и не только этих, конфессий. И сейчас, когда единство и согласие среди народов так необходимы всем нам, превращение собора Святой Софии в мечеть может иметь очень негативные последствия, внеся разлад между людьми разных вероисповеданий.

Как считают многие: Святая София — памятник, который принадлежит всему человечеству. Никакого особого смысла в том, чтобы прекрасное сооружение с многовековой историей превращать в мечеть нет. И этим своим решением о музее Святая София Эрдоган просто пытается укрепить свои позиции перед предстоящими в стране выборами.

Кроме того, существует ещё ряд вопросов, на которые ответа пока нет:

1. Как быть с тем, что 35 лет назад Святая София была как музей внесена в список ЮНЕСКО? Значит, теперь он таковым не является и в этот перечень не входит.

2. Турция понесёт немалые материальные убытки. Хотя, по словам Эрдогана первая большая мусульманская молитва в новой старой мечети может совершиться уже 24 июля, по оценкам специалистов, на перепланировку потребуется более полугода и немалая сумма денег.

Ранее, главный музей города принимал более 4 миллионов посетителей в год, и входной билет туда стоил недёшево. Мечеть Святой Софии не сможет, по многим причинам, принимать столько людей. Да и вход планируется сделать бесплатным, ведь брать плату за общение с Богом, как-то не принято…

3. Что будет с православными святынями, хранящимися в музее? Ведь при Службе по мусульманским обычаям им нельзя присутствовать в здании.

Да, уже существуют предложения, по которому при мусульманских Богослужениях будет использоваться специальная подсветка. При таком освещении христианские фрески, мозаики и другие реликвии будут затемнены и не видны молящимся.

Другой существующий вариант — на время молитвы мусульман православные артефакты просто закрывать занавесками. В целом, турецкие власти намерены сохранить православные святыни. Но как это будет выглядеть практически сейчас, наверное, никто не может сказать.

Очень много вопросов и мало ответов.

Ну что же, нам только и остаётся спокойно и без лишних эмоций наблюдать за развитием событий. Ведь надеяться на возвращение МУЗЕЯ Святой Софии уже бесполезно.

История

Айя-София в Стамбуле – старейшая религиозная постройка. Дело в том, что первое сооружение на этом месте возвели еще в 360 году. В результате беспорядков строение сожгли в начале 5 века. Затем церковь вновь восстановили. В 535 году и это строение уничтожили. Но Юстиниан повелел возвести новую церковь, которая и сохранилась. Первый камень заложили в 532 году, а уже через 5 лет здесь прошло первое богослужение.

Исидорос и Анземиос – имена зодчих, работавших над проектом храма. Император, при посещении богослужения, произнес прилюдное благодарственное слово Господу за данную возможность начать и завершить строительство. С тех пор здесь стали короновать императоров.

В начале 13 века в город вошли крестоносцы, тогда же здание сильно повредили. Сохранились письменные свидетельства о том, что здание нуждалось в реконструкции. В середине 15 века Константинополь захватили турки. Султан Мехмед установил мусульманские порядки в городе. Храм переоборудовали в мечеть. В это время сооружение дополнилось минаретами и хозяйственными пристройками.

Последующие изменения в облике храма произошли в середине 19 века. Одну часть у здания удалили и пристроили михраб.

Переплетение культур

В следствии того, что в разное время здание являлось и православным собором и главной придворной мечетью, в нем одновременно уживается несколько культур. Христианские фрески освящаются витражными окнами с арабской вязью, из императорской ложи открывается вид на мусульманский михраб.

  • На стенах главного зала висят огромные круглые таблички 7 метров в диаметре, на них написаны изречения из Корана, имена первых халифов. Это самые крупные образцы арабской каллиграфии в мире.
  • На стенах, колонах и других поверхностях Софии оставлены более 70 славянских надписей, более половины относится к домонгольской эпохе. Почти все они отображают имя писавшего, своего рода автографы.
  • Встречаются скандинавские руны на парапетах и кресты, вероятно нанесенные в период крестового похода.

Другие храмы турецкой столицы

В Стамбуле есть еще два храма, которые уступают Айя Софии по роскоши интерьера и масштабности постройки, но туристам стоит посетить и эти достопримечательности, так как они имеют не меньшее культурное значение.

Православный храм Св. Ирины

Эта церковь составляет часть архитектурного ансамбля дворца Топкапы. Храм святой Ирины изначально был лишь небольшой базиликой, которую построили в IV веке немного раньше возведения Софийского собора.

Отдыхающие с детьми предпочитают выбирать отели с аквапарком или водными горками, чтобы малышам не было скучно. Читайте в этой статье о турецких гостиницах, предоставляющих такую возможность.

Храм Святой Ирины печально знаменит тем, что в 346 году здесь столкнулись в схватке представители разных религиозных конфессий, в результате чего было убито около 3000 религиозных служителей и простых людей.

В настоящее время храм работает в качестве музея, а время от времени в его стенах устраиваются выставки и концерты.

Церковь Святого Георгия

Церковь названа в честь Георгия Победоносца и была возведена в 1601 году. В то время район Фенер, где и возведена церковь, являлся единственным православным районом павшего в 1453 году Константинополя.

В 1614 году храм был частично реконструирован и расширен. В первой половине восемнадцатого века сильный пожар значительно повредил здание, но под покровительством Патриарха Иеремии III в 1720 году были проведены реконструкционные работы.

В 1738 году случился новый пожар, после которого церковь простояла заброшенной до 1797 года, до очередной реставрации.

Эти восстановительные работы стали последними, и с тех пор архитектура церкви осталась в неизменном виде.

Смотрите увлекательное видео о соборе Святой Софии:

Это интересно:

Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:

Вконтакте
Facebook
Twitter
Google+
Одноклассники
Мой мир

Сколько стоит отдохнуть в Турции? Какие экскурсии посетить в Турции? Отдых в Турции Содовое озеро Ван в Турции

Фотопрогулка по храму

Территорию Айя Софии можно условно разделить на две части: непосредственно музей и несколько помещений с гробницами султанов Стамбула.

3.1. Территория с гробницами султанов

Территория с гробницами расположена с другой стороны от главного входа в Айя Софию, вход туда совершенно бесплатный, в основном, заходят сюда местные:

Сориентироваться поможет карта-схема:

Мавзолей султана Мехмеда III, его жены и детей:

Семейная усыпальница удивительной красоты была построена почти 400 лет назад! Султана Мехмеда III часто называют Гази (борец за справедливость). По свидетельствам современников, он лично водил армию в военные походы, возродив утерянную до этого традицию.

Территория ухоженная и приятная, но вот кроме нее смотреть нечего:

Толпа туристов следует от гробниц к храму, для этого обходим храм:

3.2. Храм-музей Айя София

На входе посетители могут взять аудиогид (есть и на русском языке), стоимость — 20 лир:

На территории музея мы нашли схему расположения достопримечательностей в районе Султанахмет:

Небольшая площадка возле храма выделена под туалеты и кафешки:

Туалеты – прямо, кафе – слева, вход в собор – справа:

Тот, кто хорошо владеет английским языком, может обойти Софийский собор и без гида, ориентируясь на удобную план-схему:

Подписи к схеме:

Размеры храма потрясают — его высота составляет 55 метров, а диаметр купола превышает 30 м!

Обратите внимание, какими крошечными кажутся люди на фоне этого архитектурного комплекса:

А вот так Айя София выглядит вблизи, здание очень древнее:

Целых тысячу лет Святая София считалась самым большим христианским храмом на планете. Сейчас Айя София – четвертый по размеру комплекс после собора Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Рождества Богородицы в Милане. Зато ее купол по своим размерам там и остался мировым рекордсменом!

С тыльной стороны храм выглядит так:

Фонтан рядом с храмом (1740 год):

Древний колокол:

На некоторых стенах мы заметили надписи на церковно-славянском:

Заходим в храм-музей:

Внутри храм кажется гораздо больше, чем снаружи. Удивительное ощущение простора, света и легкости:

Даже на фото видно, что туристов в Айя Софии всегда очень много:

По ощущениям размеры храма Айя Софии сопоставимы с Храмом Христа Спасителя в Москве:

Потолок украшен сурами из Корана:

Рядом с сурами – фреска с Богородицей (ислам и христианство мирно уживаются под одной крышей, просто невероятно!):

Вид на верхнюю галерею на втором этаже:

Строительные леса хоть и портят фото, зато позволяют наглядно оценить высоту купола:

Место коронации византийских императоров:

Пол в этом месте выложен несколькими видами редкого мрамора. Простым смертным ходить по нему запрещено:

«Счастливое место» храма – здесь можно загадать заветное желание:

Эту колонну святого Григория иногда называют «плачущей» (на ней почему-то постоянно конденсируется влага). Чтобы сбылась заветная мечта, нужно просунуть палец в отверстие в медной табличке и прокрутить его внутри на 360º.

Желающих загадать желание – море, странные все-таки люди:

В отдельные помещения храма вход туристам воспрещен. По этой лестнице раньше поднимался имам для чтения молитв:

На первом этаже старинная библиотека султана Махмуда I, построенная в 1739 году:

Поднимаемся на второй этаж:

Ориентироваться можно по указателям:

Коридор средневековья выглядит жутковато:

Второй этаж встречает туристов сувенирными лавками:

все-таки странно, что в центре мусульманского Стамбула можно купить православную икону или пасхальное яйцо:

Выбор икон впечатляет:

Вид с верхней галереи:

Вид из окна Айя Софии на гробницы султанов:

Знаменитые мраморные ворота (VI век), раньше они отделяли основную часть храма от приватных императорских комнат:

После ворот можно посмотреть самые интересные старинные мозаики. Со вспышкой их фотографировать запрещено, могут повредиться:

Восстановленные мозаики XIII века (Дева Мария, Иисус Христос и Иоанн Креститель):

Считается, что всю нижнюю часть бесценной мозаики растащили на сувениры туристы-варвары.

На этой мозаике изображена Дева Мария и император Иоанн II Комнин с женой и сыном. На мозаике император появился не случайно – сотни лет назад он пожертвовал на строительство храма внушительную сумму денег:

Самая знаменитая мозаика Айя Софии: Иисус Христос, сидящий на престоле с Евангелием:

На 1 этаже храма можно прочитать историю строительства Айя Софии, а также посмотреть на древние карты. Например, древний Стамбул (а тогда еще Константинополь) выглядел так:

Обратите внимание, сколько церквей! Сейчас, конечно, облик Стамбула значительно изменился. Карта в период Византии

Сразу три Рима: Москва, Рим и Константинополь:

Карта в период Византии. Сразу три Рима: Москва, Рим и Константинополь:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector