Александро-невская лавра

Начало строительства и первые этапы развития Александро-Невской лавры

В указанном месте с соблюдением всех православных традиций была возведена часовня. Спустя три года, 25 марта 1713 было проведено освящение церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. На этом мероприятии, где также были положены основания для будущих братских деревянных келий, присутствовал Петр Первый. Заниматься планировкой территории вокруг монастыря и постройкой всего комплекса в целом было поручено итальянскому мастеру Трезини.

Собор Троицы Живоначальной

Именно Трезини разработал и составил планы для возведения всех каменных зданий монастырского комплекса. На работу понадобилось два года, и в 1716 году царь проверил подготовленный план строительства и собственноручно на нем начертал «Во имя Господне делать по сему»! Так началась великая и, безусловно, очень важная для каждого истинно верующего патриота государства своего, важнейшего исторического и духовного центра православия – Александро-Невской лавры.

Во время строительства обители в самые первые годы в сторону столицы протянули дорогу, сейчас это часть известного на весь мир Невского проспекта Петербурга.

Собор Троицы Живоначальной

Дальнейшее развитие комплекса происходило одновременно с ростом города. А в 1717 году был заложен храм, возводимый во имя святого Александра Невского. После того, как храм был освящен в 1723г., в обстановке невероятного торжества и духовного подъема верующих, сюда были перевезены святые мощи. С тех пор, каждый год 30-го августа от Исакиевского и Казанского собора в направлении созданного и обустроенного церковно-исторического комплекса, проходит величественный крестный ход.

Помощь в разработке проекта итальянцу Трезини оказывал русский мастер И. Старов. В ходе развития комплекса, в нем были построены не только сами церкви, но и специальные комнаты для монахов – кельи, а также покои для митрополита и много других необходимых строений. Комплекс выстраивался в виде огромной буквы «П» и со всех сторон украшался цветами и клумбами.

Собор Троицы Живоначальной

Развиваясь, обитель обзаводилась и необходимыми для своего функционирования объектами. Так, в 1720 году была запущена собственная типография, а чуть позже открыта семинария. В последующем семинария преобразовалась в духовную академию, действующую и поныне.

Приблизительно в середине 18 века под руководством архитектора М.Расторгуева возводятся Митрополичий дом, а также Семинарский и Просфорный корпуса. И в это же время знакомые очертания приобретает площадь перед входом, выполненная в виде круга. Монастырский комплекс не только продолжал активно развиваться, но и оказывал очень сильное влияние на развитие государства Российского. За эти и другие заслуги в 1797 году по указу царствовавшего тогда Павла Первого монастырю был присвоен высший церковный статус – Лавры!

Библиотечная (Юго-западная) башня

В годы наивысшего расцвета обитель состояла из двенадцати церквей и была одним из самых богатых и влиятельных мест во всем мире. Однако до нашего времени достояли лишь три церкви. Остальные были разрушены, разодраны или переназначены за годы существования власти большевиков, как известно, ненавидевших любое упоминание о церкви и вере православной.

История

Одновременно с созданием новой российской столицы, царь Петр I распорядился обустроить в городе мужской монастырь. В качестве строительной площадки выделили участок на берегу реки Черной. Согласно летописным документам, именно в этом районе произошло решающее сражение дружины Александра Невского с неприятельскими войсками. Петр I хотел увековечить память своего выдающегося предшественника и потому приказал перенести его мощи в новый монастырь. Обитель приобрела святого покровителя и была удостоена названия «Александро-Невской». Общий план застройки территории разработали архитекторы Д.Терзини и И.Старов. Фундамент был заложен в 1710г. Одним их первых зданий стала Благовещенская церковь (1712 г.). Вокруг неё сформировался комплекс, включающий различные по функциям постройки.

Жилые корпуса, с кельями для монахов, связаны между собой и образуют по форме букву «П». Внутреннее пространство монастыря разбито на зоны с цветниками и садами. Позже на территории появились кладбища, где хоронили монахов и мирян. Чести быть похороненными на освященной земле удостаивались члены императорской династии (императрица Анна Леопольдовна, царевна Наталья Алексеевна), видные государственные деятели (А. Разумовский), выдающиеся полководцы (А.Суворов), известные ученые (М. Ломоносов), знаменитые писатели (Ф.Достоевский, Д.Фонвизин, И.Крылов), композиторы (П.Чайковский, М.Мусоргский, Н.Римский – Корсаков) и художники (И. Шишкин, А. Куинджи).

В 20-е гг.18 в. монастырь становится центром просвещения. В нем начинает работать типография и семинария, которая со временем трансформируется в Духовную академию. По указу Павла I обитель получает статус лавры (1797г.). После установления советской власти начинается борьба с религиозными заведениями. Зимой 1932 г. монастырь упразднили, а монахов арестовали. Постройки были отданы для нужд государственных учреждений. Возрождение Лавры началось в конце 20 века. Здания переданы в собственность епархии, утвержден монастырский устав, заработали ремесленные мастерские, в храмах проведена реконструкция и возобновлены богослужения.

Храмы и церкви

Доменико Трезини на протяжении двух лет разрабатывал проект монастырского комплекса. Над воплощением его идеи трудились выдающиеся архитекторы того времени:

  • Теодор Швертфегер
  • Пьетро Трезини
  • Иван Старов
  • Михаил Расторгуев
  • Михаил Земцов и другие мастера

В архитектурном стиле лавры преобладает барокко. Ему соответствуют Феодоровская церковь, Просфорный, Семинарский и Митрополичий корпуса, Благовещенская церковь.

Благовещенская церковь

Свое название она получила в честь церковного праздника, знаменующего получение Девой Марией благой вести от архангела Гавриила о рождении Спасителя. После освящения оно звучит как Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого благоверного князя Александра Невского.

История существования

На верхнем этаже располагался храм Александра Невского, освященный в 1724 году. Именно сюда по распоряжению Петра Великого перенесли мощи святого благоверного князя из владимирской обители, где он был погребен.

В нижнем этаже, в 1725 году, освятили храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, под которым устроили усыпальницу для членов царской семьи и других знатных вельмож. Здесь место упокоения сына Петра I, а также его сестры — царицы Натальи Алексеевны. Надгробия на местах погребения в Благовещенской церкви – искусные произведения мемориальной скульптуры.

В Благовещенской усыпальнице в 1800 году похоронен полководец Александр Васильевич Суворов. Сверху на его могиле простая каменная плита с короткой эпитафией «Здесь лежит Суворов», которую еще при жизни великий полководец избрал сам.

После прихода к власти большевиков здание церкви отошло к различным нецерковных организациям и было сильно повреждено в процессе эксплуатации. В 1940 году Благовещенская церковь полностью отошла в ведение Государственного Музея городской скульптуры и после ремонта открыта для посетителей с 1950 года.

Свято-Троицкий собор

Для центрального сооружения всего архитектурного комплекса немецкий архитектор Теодор Швертфегер создал проект классического однокупольного собора с двумя башнями колоколен, увенчанных шпилями. Но после его возведения оказалось, что конструкция недостаточно прочна и собор разобрали в 1755 году.

Спустя 23 года произвели закладку нового храма по архитектурной разработке Ивана Старова. Торжественное освещение во имя Святой и Живоначальной Троицы произвели в 1790 году, в день памяти святого Александра Невского. В тот же день во вновь отстроенный собор перенесли мощи святого князя, находившиеся до этого в Благовещенской Церкви.

Мастерские

Александро-Невская Лавра знаменита своими ремесленными мастерскими. В них создаются не просто предметы для отправления культа, а подлинные произведения искусства. О сбережении старинной иконографии заботятся специалисты, работающие в реставрационной мастерской. Ее организовали в конце 20 века по распоряжению епископа Назария. Активное участие в деятельности мастерской принимает профессор А.Крылов и иконописец Д.Мироненко. Под их руководством создан новый образ молящегося Александра Невского, изображенного на фоне Троицкой Лавры.

Мастера, трудящиеся в художественно-ювелирной мастерской, производят предметы для богослужения. В своих работах, они используют разнообразные техники – литье, эмалирование, резьбу, гравировку. Ювелирные изделия выполнены из благородных металлов, драгоценных и поделочных камней, редких пород дерева, слоновой кости. В Федоровском корпусе обители с 2006. размещается швейная мастерская. Её сотрудники разрабатывают дизайн материалов для церковного облачения и декора храмовых помещений. Источниками вдохновения часто служат музейные экспонаты, старинные иллюстрации.

С 1974 г. в Ленинграде действует творческая группа керамистов « Альфа». Она занимается созданием образцов новых фарфоровых изделий, в т.ч. с религиозной тематикой. Группа участвовала в выпуске штофа «Невский» с барельефом святого, пасхальных сувенирных яиц, серии фарфоровой посуды «Кижи». В 2007 году «Альфа» преобразована в отдельную художественную мастерскую, которая базируется на территории обители. Монастырь также имеет собственное гончарное производство. В гончарне налажено изготовление посуды, предметов домашнего обихода, игрушек. Продукция реализуется через магазин. Кроме того, в выходные дни для посетителей Лавры организуются мастер-классы. Их участники обучаются навыкам гончарного ремесла.

В конце 90-х гг. 20 в. при монастыре была организована киотная мастерская. Она специализируется на создании и реставрации окладов для хранения икон. Мастера также проводят консультации о правильном обустройстве иконостаса в домашних условиях. Особое место среди монастырских мастерских занимает печатно – графическая. Ее основная продукция – литографии, линогравюры, офорты. В процессе работы применяются старинные технологии ручного печатания. Иллюстрации обладают высокохудожественной ценностью. Они издаются малыми тиражами и являются предметами коллекционирования.

История постройки

Свято-Троицкая лавра в Петербурге обязана своим появлением царю Петру I. Император велел построить монастырь на месте, где речка Черная впадает в Неву. Был издан указ, согласно которого для этих целей выделили 5 тысяч квадратных сажен земельных угодий. К новой обители также присоединили Иверский монастырь и земли Олонецкого уезда.


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге

Название лавры было обусловлено историческими событиями, развернувшимися в этих краях в 1240 году. Считалось, что князь Александр одержал победу над шведами именно здесь. Учитывая, что постройка монастыря началась как раз в разгар войны всё с теми же шведами, такое решение выглядело весьма показательно.

Для руководства строительными работами был приглашен архимандрит Феодосий. Тогда же государство выделило необходимые средства для возведения обители. В 1713 году 25 марта состоялось освящение церкви Благовещения. Именно с этой датой принято связывать начало жизни новой лавры.

Заниматься разработкой проекта всего монастыря поручили Доменико Трезини. Через два года после освящения Благовещенской церкви он представил своё видение комплекса. Трезини настаивал на том, чтобы лавра находилась на территории между двумя реками — Чёрной и Невой и выглядела, как симметричный ансамбль каменных строений. При этом обитель должна была выполнять ещё и роль юго-восточного форпоста молодой столицы. Вследствие этого, Трезини намерен был использовать в работе правила фортификационного искусства. Город с монастырём предполагалось соединить широкой дорогой.

По мере того как возводилась лавра, под её стенами начали возникать деревянные дома для проживания рабочих, мастерские, огороды. Все продукты, выращенные на монастырской земле, хранились в погребах, а потом часть реализовывалась через торговые лавки.

Просветительская деятельность

В 1720 году указом императора было велено перевезти из Санкт-Петербурга станок типографии, что и было выполнено. Священнослужители занялись изданием просветительских книг. Первой стала книга «Поучение в день св. Александра Невского». Также выходила литература проповеднического характера, выпустили Букварь.

Через год при монастыре учредили школу, на то было распоряжение настоятеля Феодосия. В заведение принимали детей от 5 до 13 лет, обучали их грамоте. Принимали туда не только детей священников, но и сирот, а также просто желающих обучаться. Спустя пять лет в 1726 году школа преобразовалась в Славяно-греко-латинскую духовную семинарию.


Музей-древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Следует отметить, что в её стенах будущие священнослужители получали очень серьёзное богословское и общее образование. При содействии монархов последующих лет учебное заведение получило сначала статус Главной семинарии, а потом и академии. В неё направляли самых способных учеников из епарших семинарий для продолжения обучения.

Когда военные действия в ходе Северной войны завершились, Пётр I решил, что в новоустроенную обитель необходимо перенести мощи благоверного князя Александра Невского, находящиеся в городе Владимире. Бытует мнение, что император лично встречал святыню и занёс её в церковь, названную в честь святого. При Елизавете Петровне раку перенесли в собор Святой Троицы и поместили в нишу за правым клиросом. Статус лавры монастырю присвоил Павел I в 1797 году. На то время, благодаря поддержке государей, обитель была самой богатой в стране. В ней проживало до 150 насельников.

Послереволюционный период

В послереволюционное время большевики всеми силами пытались реквизировать имущество лавры, но встретили серьёзное сопротивление со стороны монахов и жителей города. При визите вооружённого отряда, во время которого смертельно ранили священника Петра Скипетрова и арестовали несколько духовных лиц, народ разоружил красногвардейцев и последние вынуждены были покинуть монастырь.

Чудом лавра продолжала действовать до 1932 года, но потом её ждала та же участь, что многие другие религиозные учреждения бывшей империи. Здания заняли под государственные нужды, реликвии передали в музей.

Возрождаться богослужения начали только в 1957 году. Тогда открыли Троицкий собор, который стал приходским. А в 1989 году в него вернули святые мощи святого благоверного князя Александра Невского. Монахи вновь стали появляться в лавре с 1996 года.


Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

До начала 2000-х обители были возвращены все епархиальные здания, в монастыре приняли устав и провели назначение должностных лиц.

Мистика или городской фольклор?

Автор фото: Gautama buddha

Лавра, построенная на остатках древнего капища, окружена завесой таинственности. Всегда считалось, что здесь лучше не бывать в период белых ночей – высока вероятность встретиться с представителями потустороннего мира. Самая распространенная легенда – о пьяном могильщике.

Фантом выглядит как прилично набравшийся мужичок в грязных лохмотьях, непременно с лопатой – могильщик же. Качаясь, как пьяный, он бродит в поисках запоздалых посетителей. При встрече просит водки. У несчастного, не имеющего с собой выпивки, судьба печальна. Призрак просто разрубает его лопатой. Словом, не стоит бродить по лавре ночами, даже белыми.

Вторая известная легенда – о сне скульптора Демут-Малиновского. Он был автором двух огромных бронзовых фигур быков на углу Обводного канала. Впечатляющие монументы очень полюбились петербуржцам. А скульптору во сне вдруг явились изваянные быки, сообщив, придут к нему. Сновидение обсуждали все, но растолковать не смогли. Ваятеля через какое-то время похоронили в Лавре.

В 1941 году фронт вплотную подошел к городу. Все наиболее ценные городские скульптуры стали перевозить в Лавру. Тогда и вспомнили о знаменитом сне Демут-Малиновского. Созданные им быки всю войну простояли в паре шагов от его могилы.

Духовно-просветительская и общественная жизнь лавры

Деятельность обители не ограничивается непосредственно религиозной направленностью, она разносторонняя и многогранная. В составе лавры много подразделений, осуществляющих творческую, созидательную, образовательную работу.

Духовно-просветительский центр Святодуховский

Центр ведет активную просветительскую деятельность с 2003 года. Его работа охватывает организацию различных мероприятий:

  • огласительных бесед и образовательных курсов прихожан
  • экскурсий и музыкальных концертов
  • традиционных выставок-ярмарок
  • конференций, семинаров, встреч молодежного клуба, факультета здоровья

Организация фестиваля современной православной духовной музыки Невские купола также проходит при его участии.

Вокальный мужской ансамбль

При Александро-Невской лавре с 2010 года существует архиерейский хор. Состоит он из мужчин. В его составе 30 человек, все они учащиеся или выпускники Духовных школ и Академической консерватории Санкт-Петербурга.

Хор выступает на богослужениях в монастырях и соборах, исполняя более 20 песенных православных молитв. Помимо этого коллектив ведет гастрольную концертную деятельность, принимает участие в различных фестивалях искусств. В его репертуаре выдающиеся классические и современные музыкальные произведения:

  • русская церковная музыка
  • народные песни
  • западноевропейские композиции

Мастерские

При Александро-Невской Лавре осуществляют деятельность несколько мастерских:

  • иконописная и реставрационная
  • иконно-киотная
  • ювелирная
  • швейная
  • гончарная
  • фарфоровая
  • эстампная

Продукцией этих подразделений являются настоящие произведения искусства, которые можно приобрести в лавках монастыря:

  • иконы
  • служебные и праздничные облачения священнослужителей
  • предметы украшения храмов
  • ювелирные изделия церковного предназначения из различных металлов, камней, дерева и эмали
  • нательные крестики и медальоны, кольца
  • художественные произведения ручной и печатной графики
  • фарфоровые и керамические изделия и сувениры, в том числе церковного предназначения: подсвечники, лампады, сосуды для святой воды, иконы на фарфоре, домашняя утварь, посуда, вазы, детские игрушки-свистульки.

Помимо этого, 5 февраля 2021 года в лавре освятили сыроваренную мастерскую. На территории монастыря теперь продается мягкий сыр собственного производства. Весь процесс изготовления осуществляет братия монастыря, из молока высшего качества, на современном оборудовании. В октябре опробовали новый рецепт с добавлением тмина.

Монастырская трапезная

В лавре с 2004 года работает монастырская трапезная Паломник, а в 2010 году открылась Чайная. При составлении меню здесь соблюдается церковный календарь, подаются преимущественно постные блюда. Чайная предлагает всегда свежую монастырскую постную выпечку. В трапезной обедают священники, доступна она и для простых горожан, туристов, паломников.

Интерьер оформлен авторскими витражами, которые изготовили лаврские мастера-иконописцы. В Чайной собрана коллекция декоративных тарелок, представлены керамические изделия из мастерской лавры.

Об издательстве

Издательство «Невская Лавра» основано в 2002 году. Издателем и учредителем является Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра (мужской монастырь). Деятельность издательства осуществляется под  духовным руководством наместника Александро-Невской Лавры, епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии Назария. Издательство выпускает общегородскую церковную газету «Вестник Александро-Невской Лавры» информационно-публицистического содержания. Главный редактор – наместник Александро-Невской Лавры епископ Назарий.

Кроме того, издательство выпускает литературу богословского, нравственно-воспитательного, церковно-публицистического содержания.

География распространения литературы и номеров газеты: Россия, Белоруссия, Украина. Из стран дальнего зарубежья газета поступает в Джорданвилль (США).В 2015 году в издательстве созданы принципиально новые приложения к газете, рассчитанные на широкий круг интеллектуальной и неравнодушной публики:- научно-публицистический журнал «Источник надежды», содержащий большое количество статей на различные актуальные темы современности;- литературно-художественный журнал «Свет юности», предлагающий вниманию молодёжной аудитории высокохудожественную прозу и поэзию как маститых мастеров, так и начинающих авторов, а так же материалы по истории, до сих пор малоизвестные широкой публике;- детский литературно-художественный журнал «Вербочка», предназначенный для читателя младшего возраста;- Брошюры и буклеты из общей серии «Святыни Лавры».

Издательство приглашает к сотрудничеству православных авторов, журналистов, фотографов, корректоров.

Газета «Вестник Александро-Невской Лавры» принимает заказы на размещение рекламных статей и модульной рекламы.

Печатня при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре существует с момента начала существования монастыря. Одно из первых упоминаний о типографии при Лавре относится к 1719 году.

Печатня изначально обеспечивала монастырь богослужебными и научными книгами, иллюстрациями, записками для церковного пользования, и помогала вести Церкви просветительскую деятельность в течении 3-х веков.

После годов гонений в 2002 году с благословения наместника монастыря, епископа Кронштадтского Назария при Лавре была возобновлена работа издательства «Невская Лавра», выпускающего газету «Вестник Александро-Невской Лавры» (с приложениями); а в 2011 году, совместно с благотворительным Фондом помощи инвалидам «Кедр» и Комитетом по занятости населения правительства Санкт-Петербурга, произошло открытие типографии «Печатня Лавры».

Монастырская традиция возобновилась. Современное типографское оборудования позволяет производить полиграфическую продукцию высокотехнологического уровня, а опытный персонал обеспечивает качественное оформление и преемственность традиций распространения печатного дела на Руси.Часть заработанных средств идёт на оплату труда инвалидов, ведётся просветительская и благотворительная деятельность.С 2014 года издательством и печатней руководит насельник монастыря архимандрит Нектарий (Головкин).

Типография располагает современной цифровой техникой нового поколения, что позволяет при невысокой цене обеспечивать высокое качество на уровне мировых полиграфических стандартов.

НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ:

— Цветная печать от визиточного до плакатного форматов (А2-А0);- Ризография;- Сканирование, оцифровка печатной продукции до формата А3;- Ксерокопирование;- Изготовление листовок, флаеров, евробуклетов, блокнотов, календарей, брендбуков, папок;- Печать и вёрстка книг от 1 экземпляра;- Сборка на пружину, скрепку, термоклей;- Фальцовка, биговка, обрезка, ламинирование пакетное и рулонное;- Изготовление плакатов, копий картин, высококачественная широкоформатная печать;- Допечатная подготовка любого уровня сложности;- Изготовление оригинал-макетов и логотипов фирменного стиля;- Индивидуальная работа с заказчиками.

Обращаться в редакцию можно по телефону +7 (911) 289-72-99 и электронному адресу izdat.lavraspb@mail.ru

Приобрести газету  «Вестник Александро-Невской Лавры» и печатную продукцию редакции «Невская Лавра» можно в киосках Свято-Троицкого собора, на территории Лавры и в редакции (Просфорный корпус, комната 103)

Издательство Александро-Невской Лавры продолжает собирать материалы для книги об архимандрите Елеазаре. Просим Вас направлять всю корреспонденцию по адресу: 119167, Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, 1 (в Издательство Александро-Невской Лавры)

Центральный собор монастыря

Его строгий внешний вид, выдержанный в стиле русского классицизма, восхищает своим лаконичным решением и величием. Его огромный купол величественно возвышается между Федоровским и Духовым монастырскими корпусами. Однако к такому виду облик собора пришел не сразу.

В 1719 году начались подготовительные работы, и в мае 1722 года состоялась торжественная закладка собора. Строительство велось под руководством талантливого архитектора Т. Швертфегера, получившего эстафету от самого Доменико Трезини.

Мнение эксперта

Екатерина Смирнова

Наш любимый историк

Архитектурный ляп! Строительство собора Швертфегеру пришлось начинать с исправления ошибки великого мастера. В планировке монастыря Трезини расположил Троицкий собор главным входом на восток в сторону Невы, что было неприемлемо по церковным канонам. По законам православия на востоке должен располагаться алтарь и поэтому ошибку великого зодчего пришлось исправить.

Швертфегер активно взялся за строительство, и уже через пять лет здание было возведено под кровлю, началось сооружение барабана купола и колокольни. Однако вскоре темпы строительства начали снижаться и к 1730 году оно и вовсе прекратилось. Здание начало давать усадку и вскоре в стенах и своде появились трещины, угрожающие обрушением всей конструкции.

Во время царствования Елизаветы Петровны к вопросу строительства храма вернулись. Императрица сама осмотрела постройку и издала указ разобрать собор, как она выразилась «вплоть до подошвы». К середине 1755 года это было сделано под присмотром архитектора И. Росси и на таком этапе строительство и остановилось.

В 1763 году Екатерина II приказала завершить постройку собора. Был объявлен конкурс на лучший проект и в 1774 году победу на конкурсе одержал архитектор И. Е. Старов.

Спустя два года, после проведения подготовительных работ, 30 августа 1776 года состоялась торжественная закладка нового здания. Строительство началось под руководством И. Е. Старова и надзором архиепископа Новгородского и С.-Петербургского Гавриила.

Первая двухъярусная башня-колокольня была возведена уже к 1782 году и вскоре на ней были установлены куранты. В звоннице второй башни подвесили старинный колокол.

К 1786 году собор был увенчан большим куполом, и работы по возведению стен в основном завершились. Однако отделка интерьеров продолжалась вплоть до 1790 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector