Фонтаны петергофа

Интересные факты

В это же время, по инициативе начальника Петергофского дворцового правления Павла Баумгартена, на стене Верхнего грота установили фигуру орла, найденного на бронзовой фабрике Шопена в Петербурге, а в бассейне, у основания фонтана, — скульптурную группу Сатир и Нимфа, созданную скульптором Петром Ставассером.

Хотя эти скульптуры не вписывались в композицию каскада, в таком виде фонтан просуществовал до 1941 года.

Во время войны статуи орла и драконов, Сатира и Нимфы немецкие захватчики похитили. К счастью, мраморные скульптуры успели закопать в землю и немцы их не нашли.

После войны спрятанные мраморные статуи установили на прежнем месте, а фигуры драконов создали по сохранившимся рисункам XVIII века. В 1953 году композиция была полностью восстановлена в своем историческом виде без последних новшеств Баумгартена.

От площади, где расположен каскад Шахматная гора, гости Петергофа могут совершить экскурсию на поезде по парку Александрия, граничащему с Нижним парком. Эту поездку можно рассматривать как вариант небольшого отдыха после пешей прогулки. Кассы для приобретения билетов расположены здесь же, на площади, продолжительность поездки составляет 30–40 минут.

Как добраться

Фонтанный комплекс Большой каскад находится в Нижнем парке Петергофа, расположенном в 36 км от аэропорта Санкт-Петербурга Пулково.

Точный адрес: Правленская ул., Петергоф, Санкт-Петербург.

Из города сюда можно добраться:

  • Вариант 1

    Маршрутка:маршруты № Т-224, Т-300 и Т-424 от станции метро «Автово» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».

    Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.

  • Вариант 2

    Маршрутка:маршруты № Т-103 и Т-420 от станции метро «Ленинский проспект» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».

    Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.

  • Вариант 3

    Маршрутка:маршрут № Т-404 от станции метро «Балтийская» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».

    Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.

  • Вариант 4

    Маршрутка:маршруты № Т-343 и Т-639Б от станции метро «Проспект Ветеранов» до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».

    Пешком:пройти 6 минут Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.

  • Вариант 5

    Поезд:от Балтийского вокзала до станции Новый Петергоф.

    Автобус:далее автобусами № 351, 350, 348 или 344 до остановки «Разводная Улица» или «ул. Правленская».

    Пешком:пройти 6 минут вдоль Правленской или Разводной улицы до Большого каскада.

  • Вариант 6

    Теплоход:на Метеоре с причала Дворцовой набережной до причала Петергоф.

    Пешком:пройти 5 минут до Большого каскада.

Большой каскад на карте

Интересные факты

  • Каскад, как и другие фонтаны парка, работает без использования насосов — вода выбрасывается вверх за счет перепадов давления. Это делает Петергоф уникальным парком и выгодно отличает от того же Версаля.
  • В конструкции фонтанного комплекса до сих пор есть трубы 19-го века — их можно увидеть в ходе экскурсии по Верхнему и Нижнему гротам.
  • Статуя Самсона во время войны была похищена, но ее воссоздали уже в 1947 году по частным довоенным фотографиям посетителей Петергофа.
  • Изначально вместо статуи Самсона, раздирающего пасть льва, в центре Каскада должен был стоять Геракл. Но его решили заменить Самсоном в честь победы над шведами (лев — один из символов Швеции).

Кроме знаменитого Большого Каскада, в Нижнем парке Петергофа построено еще 150 фонтанов. Среди них выделяются Шахматная гора и Золотая гора, Ева, Римские и Менажерные фонтанные комплексы. Также есть оригинальные фонтаны-шутихи: забавный «Зонтик», изящные «Диванчики», любимая многими в жаркую погоду «Водяная дорога» и другие.

Как выглядит каскад в наши дни

После реставрации фонтанный комплекс выглядит великолепно. В его верхней части возвышается декоративная стенка или аттик, на которой видны три фигуры. Центральное место занимает морской бог Нептун с трезубцем в правой руке. Рядом с ним стоят трубящий в раковину Тритон и бог праздников и веселья — Вакх.

Вид на верхнюю часть фонтана с тремя статуями (слева направо: Тритон, Нептун, Вакх)

Аттик декорирован тремя большими позолоченными маскаронами, изображающими головы морских чудовищ. Отсюда вода начинает свое движение по каскаду. Она бежит вниз по лестнице, преодолевая 21 мраморную ступень. С обеих сторон от каскада проложены лестницы для посетителей длиной 14 м. Они ограниченны белыми балюстрадами, за которыми растут стройные ели. Благодаря темно-зеленым еловым лапам, белому мрамору и сверкающей позолоте фонтан выглядит очень эффектно.

Вода стекает в небольшой бассейн, декорированный фигурой богини весны — Флоры. Каскад украшает еще несколько скульптур — Меркурия, Венеры, Аполлона, Нимфы, Минервы, Вулкана и Фавна. Среди фонтанных скульптур выделяется статуя Андромеды, которую создал известный итальянский мастер XVIII века Пьетро Баратта.

Аттик фонтана

Каскад находится в регулярном Марлинском саду Нижнего парка. Для посетителей территория открыта с 9.00 до 21.00, а по праздникам — до 20.00. Попадают сюда по билету. В летнее время воду в живописном каскаде запускают ежедневно с 11.00 до 18.00.

История строительства фонтана

Российский император Петр I хотел, чтобы парадный въезд в его загородную резиденцию завершался водным каскадом и гротами. Он мечтал, чтобы фонтанный комплекс производил большое впечатление на гостей, который приезжали сюда из Санкт-Петербурга. Поэтому строительством водного каскада начали заниматься в одно время с возведением Большого дворца.

Проект фонтанного комплекса подготовил служивший при российском дворе немецкий зодчий Иоганн Фридрих Браунштейн. Ему помогал признанный мастер садово-паркового дизайна — француз Жан-Батист Александр Леблон, которого российский император пригласил для строительства Санкт-Петербурга.

Для возведения каскада также пригодился опыт итальянского зодчего Николы Микетти. В 1719 году, после смерти Леблона, он стал придворным архитектором и получал из российской казны 5000 рублей — огромную по тем временам сумму! Микетти выписывал из Италии различные художественные произведения, и благодаря ему, аллеи, фонтаны и дворцы Петергофа были украшены красивыми мраморными статуями. Помогал Леблону и Микетти талантливый русский зодчий Михаил Григорьевич Земцов.

Вид на Большой каскад с Морского канала

Гидротехническими работами по созданию Большого каскада занимались французский мастер Поль Суалем, русский инженер-гидравлик Василий Григорьевич Туволков и итальянцы — братья Барратини. Примечательно, что перед тем, как взяться за работу в Петергофе, Василий Туволков за счет российской казны пять лет учился строить гидротехнические сооружения у голландцев и французов, то есть был петровским «пенсионером». Благодаря его точным расчетам, канал от Ропшинских высот до садов Петергофа проложили по самому оптимальному маршруту и при этом провели минимальные земляные работы.

На строительстве масштабного водопровода для петергофских фонтанов изо дня в день трудилось более 2000 человек, большая часть из которых были солдатами. В 1721 году искусственный канал протяженностью 24 км достроили, и в Большом каскаде прошел пробный пуск воды. А через два года провели торжественное открытие нового фонтана.

В начале Великой отечественной войны стало понятно, что территория Петергофа может оказаться под фашистской оккупацией. Чтобы сохранить хотя бы часть здешних сокровищ, сотрудники дворцово-паркового комплекса зарыли статуи под землю, а некоторые скульптуры спрятали в тайниках.

Большой каскад на фоне Большого дворца

В 1944 году, когда пригороды Ленинграда освободили, перед советскими войсками предстало ужасное зрелище. Большой каскад превратился в руины, а четыре статуи, изображающие Самсона, Неву, Волхова и Тритонов, оказались похищенными.

Послевоенная реставрация растянулась на несколько лет. Скульпторам нужно было время, чтобы сделать новые статуи, а инженерам и гидротехникам — сконструировать и построить подводку воды к старинному фонтану. Наконец, в 1956 году посетители парка смогли увидеть обновленный каскад в действии.

История

1705–1755

Павильон Озерки (1840-е), автор Егор Мейер

В начале 1700-х годов первоначальный Петергоф выглядел совсем иначе, чем сегодня. Многие из фонтанов еще не были установлены, а весь Александринский парк и Верхние сады не существовали. То, что сейчас является Верхним садом, использовалось для выращивания овощей, а его пруды, которых тогда было всего три, для рыб. Фонтан Самсон и его массивный пьедестал еще не были установлены в Морском канале, а сам канал использовался как величественный морской вход в комплекс.

Пруд Ольгин (1840-е), автор Егор Мейер

Возможно, самым важным изменением, дополняющим дизайн Петра, было повышение Большого дворца до центрального статуса и известности. Изначально Большой дворец назывался просто «Верхний» и был едва ли больше других построек комплекса. Добавление крыльев, предпринятое между 1745 и 1755, был один из многих проектов по заказу от итальянского архитектора Бартоломео Растрелли по Елизаветы Петровны . Точно так же Большой каскад на начальном этапе постройки был более скудно украшен. Расширение первоначальных фонтанов Петергофа и добавление новых продолжалось и в 19 веке.

1941 — наши дни

Петергоф, как и Царское Село , был захвачен немецкими войсками в 1941 году и удерживался до 1944 года. За несколько месяцев, прошедших между вторжением Германии в Советский Союз и появлением немецкой армии, служащие смогли спасти только часть сокровища дворцов и фонтанов. Была предпринята попытка разобрать и закопать скульптуры фонтана, но три четверти, включая все самые крупные, остались на месте.

Памятник высадке морского десанта в Нижнем саду Петергофа у пристани.

23 сентября 1941 г. немецкие войска захватили Петергоф. Две недели спустя, 5 октября 1941 года, советские войска попытались отбить город и заблокировать шоссе путем высадки с моря. 510 морских пехотинцев советского Балтийского флота высадились на берегу соседнего парка Александрии, но попали под сильный огонь немцев. Командующий операцией погиб, весь десант дезорганизован, один десантный корабль потоплен, другой пропал без вести. Несмотря на попытки советских войск прикрыть десант береговой артиллерией из Кронштадта, они были быстро приостановлены из-за отсутствия связи с десантом. Попытки эвакуации также не увенчались успехом из-за сильного обстрела немецкой артиллерией (с воды был поднят только один морской пехотинец). Высадка в Петергофе провалилась, все десантники были отрезаны от берега и окружены. Некоторые из них достигли Нижних садов и сражались до победного конца, включая рукопашный бой. 7 октября были уничтожены последние очаги сопротивления. Несколько десятков немецких овчарок были выпущены в сад, чтобы найти прячущихся морских пехотинцев. Многие из раненых морских пехотинцев были закусаны до смерти, несколько попали в плен. В 1980 году у пристани Нижних садов воздвигнут мемориал.

Оккупационные силы немецкой армии в значительной степени разрушили Петергоф. Многие фонтаны были разрушены, а дворец частично взорван и оставлен гореть. Реставрационные работы начались практически сразу после окончания войны и продолжаются по сей день. Нижний парк был открыт для публики в 1945 году.

Название было изменено на «Петродворец» ( «Дворец Петра») в 1944 году в результате военного времени антинемецкой настроений и пропаганды, но первоначальное название было восстановлено в 1997 году пост- советского правительства России . В 2003 году Санкт-Петербург отметил свое 300-летие. В результате большая часть здания и скульптур в Петергофе была отреставрирована, и появилось множество новых позолоченных работ .

«Назначением» Петергофа было празднование и претензия на доступ к Балтике (в то время как Петр Великий также расширял прибрежную полосу Черного моря). Таким образом, Петергоф знаменует собой имперскую экспансию (и модернизацию России). Внутри Петергофа много картин с морскими сражениями знаменитого Ивана Айвазовского .

Описание

Величественное здание выделяется несколькими объемными частями, самая крупная из которых, это средняя трехэтажная часть, связанная неширокими одноэтажными галереями с двухэтажными флигелями: в восточной части — это Церковный корпус и в западной — корпус «Под гербом».

Северный фасад, обращенный к морю и к Большому каскаду проходит вдоль края террасы парка и протянулся на 268 метров. С южной стороны Большой дворец построен в виде широкой буквы «П», образованной его средней частью и примыкающими двумя трехэтажными корпусами.

Отделка фасадов здания, окрашенных в ярко-желтый цвет, отличается сдержанностью, в ней нет ничего лишнего. Для украшения использованы элементы, характерные для архитектуры барокко: пышные картуши над оконными проемами, барельефы во фронтонах и кованые узорчатые решетки балконов, белые русты и пилястры.

В центре кровли — золотая ваза сложной конфигурации. Выразительность зданию придают купола флигельных пристроек — Церковного корпуса с пятью золочеными главами и Корпуса под гербом, увенчанного куполом с золоченым гербом.

Монументальное с виду здание имеет около 30 помещений.

Вход для гостей был устроен в западной части здания, где располагалась Парадная лестница, созданная Растрелли в 1751 году. В качестве украшений Парадной лестницы используются золочёные статуи и резные букеты, кариатиды и рокайльные, то есть в стиле рококо, картуши.

Через Проходные комнаты можно выйти в Голубую приемную, выполнявшую роль секретарской комнаты, в которой находился поденный журнал, где фиксировались все события в жизни дворца. Западные двери Голубой приемной ведут в Гербовый корпус.

По Парадной лестнице гости проходили в анфиладу, то есть в сквозные парадные залы официального назначения:

  • Чесменский зал — это зал ожидания, расположенный перед Тронным залом, здесь официальные лица ждали начала приема. Главное украшение зала — это картины, выполненные немецким художником Хаккертом, изображающие самые драматические эпизоды Чесменского сражения, в котором русский флот во главе с графом Алексеем Орловым одержал победу над турецким флотом
  • Тронный зал — это самое просторное, предназначенное для приемов, балов и концертов помещение площадью 330 кв. метров. Первоначально этот зал сверкал своим великолепием, но в 1777 году по проекту Юрия Фельтена он был украшен в классическом стиле
  • Аудиенц-зал предназначался для малых приемов императрицы Елизаветы. Его оформление было выполнено Растрелли и стало одной из лучших работ архитектора
  • Танцевальный зал в XVIII веке назывался Купеческим, его просторное помещение площадью 270 кв. м занимало большую часть западной половины Большого дворца. Окна расположены в два яруса, в качестве украшений использовалась резьба с позолотой, картины и многочисленные зеркала. Паркет выполнен из светлого и тёмного дуба, клена и ореха. По преданию, Елизавета Петровна приказала Растрелли оформить зал побогаче: «как можно более вызолотить…», поскольку эти апартаменты служили для приема знатных представителей купечества, любивших, по мнению императрицы, золото
  • Белая столовая предназначалась для торжественных обедов и первоначально ее оформил Бартоломео Растрелли. В 1774–1775 годах Юрий Фельтен существенно изменил зал — его отделка стала полной противоположностью предыдущей. Вместо блеска позолоты и света зеркал интерьер был оформлен в строгих канонах классицизма. В центре помещения находится огромный стол, покрытый белой скатертью и сервированный на 30 персон фаянсовым сервизом, созданным знаменитым английским мастером Джозайя Веджвуда
  • Картинный зал является самым старинным, он был оформлен еще при жизни Петра — его украшают гобелены французских мастеров и 16 картин итальянских художников. В то время это был самый большой зал, в отделке которого принимали участие Николо Микетти и Жан Батист Леблон. В середине XVIII века оформление зала было изменено по проекту Б.Ф. Растрелли.

За залами официального назначения следуют парадные комнаты приватной половины, куда могли пройти только некоторые приближенные лица. Здесь располагались спальни и личные кабинеты, туалетные и салоны, отделка которых была выполнена по замыслу Растрелли. Обилие позолоты, зеркал и росписей, подвесные «зеркальные» своды с плафонной живописью и паркеты из ценных пород дерева, — все эти детали создают атмосферу праздника.

Сохранился Дубовый кабинет Петра, украшенный дубовыми резными панно, выполненными французским мастером Николя Пино. Среди личных вещей императора можно увидеть его дорожные часы работы немецкого мастера Иоганна Беннера.

Композиция дворцово-паркового ансамбля Петергоф

Первое, что предстало перед моим взглядом во время посещения Петергофа, был Большой дворец. Он является основным зданием композиции дворцово-паркового ансамбля и  представляет собой трехэтажное здание, которое располагается на краю террасы.

Изначально дворец выглядел более скромно. Но во время правления императрицы Елизаветы I он был перестроен. В частности тогда был надстроен третий этаж, а также с боков были пристроены галереи. Стоит отметить, что во время Великой Отечественной войны дворец был полностью взорван и сожжен. Лишь в 1964 году дворец был восстановлен и открыт для посещения.

Дворец расположен в самой середине композиции между верхним садом с южной стороны и нижним парком со стороны залива.

Что касается верхнего сада, то по своей сути он является парадным въездом в императорскую резиденцию. По сравнению с нижним парком занимает сравнительно небольшую территорию с ухоженными газонами, деревьями, скульптурами, прудами и фонтанами. К сожалению в день поездки мне туда попасть не удалось, так как моей целью был все-таки нижний парк. А за один день рассмотреть все достопримечательности Петергофа, на мой взгляд, нереально. Но я не расстроилась по двум причинам. Во-первых, те достопримечательности, которые я успела увидеть, произвели на меня потрясающее впечатление, а во-вторых, у меня остался замечательный повод, чтобы еще раз вернуться в дворцово-парковый ансамбль Петергоф.

И наконец,  завершает композицию тот самый нижний парк Петергофа, который принес ему всемирную известность. На его территории находятся самые красивые и знаменитые фонтаны, скульптуры и архитектурные памятники Петергофа.

Скульптуры

Огромный фонтанный комплекс строили для того, чтобы он символизировал мощь молодого Российского государства, достигшей своего пика во время правления Петра I. Кроме того, Большой каскад, как и многие другие фонтаны Петергофа, был призван прославить победу российской армии в многолетней и тяжелой Северной войне.

Такие амбициозные задачи было под силу решить только известным скульпторам, поэтому работу над оформлением каскада поручили итальянцу Бартоломео Карло Растрелли, французу Франсуа Вассу и немцу Иоганну Конраду Оснеру. Следует заметить, что ожидания российского императора полностью оправдались. Эти мастера с помощью выразительного языка пластики сумели в полной мере показать величие побед Петра I и злонамеренность его врагов.

Первоначально все скульптуры и барельефы были отлиты из свинца и покрыты слоем сусального золота. К концу XVIII столетия фонтанные статуи потеряли былой блеск и стали разрушаться, поэтому их решено было заменить на бронзовые. В 1806 году скульптурное убранство полностью обновили.

Среди новых скульптур оказались копии произведений античных авторов и мастеров резца эпохи Возрождения. Кроме них, в фонтане появилось полтора десятка статуй, изготовленных отечественными скульпторами. Авторами работ для Большого каскада стали М. И. Козловский, И. П. Мартос, И.П. Прокофьев, Ж. Д. Рашетт, Ф. Ф. Щедрин и Ф. И. Шубин.

Одна из лестниц каскада

На протяжении долгой истории оформление фонтана несколько раз менялось, но оно никогда не нарушало первоначального замысла. Сегодня, как и почти три столетия назад, Большой каскад воспринимается великолепным триумфальным памятником эпохи Петра Великого.

В наши дни на самом известном фонтане Петергофа можно увидеть 37 статуй из бронзы, которые покрывает тонкий слой позолоты. На вертикальных частях сливных ступенях смонтировано 29 барельефов. А за пеленой стекающей воды проглядывают изображения героев известных греческих и римских мифов — Кентавра, Геракла, Нептуна, Зевса и Геры. В нишах Верхнего или Малого грота установлены мраморные бюсты, посвященные четырем временам года.

Помимо этого, в убранстве лестниц и гротов использованы 16 ваз, дельфины, львы, маскароны и лягушки. Всего в разных частях каскада можно увидеть 225 статуй и скульптурных украшений, отлитых из бронзы.

Вид Нижнего грота и фонтана «Корзинка»

Интересные факты о Большом гроте

Главная скульптура Большого каскада — Самсон, разрывающий пасть льву, символизирует победу России над Швецией. Образ библейского героя отражает дату главной битвы, принесшей победу русскому государству. Лев олицетворяет Швецию — именно это животное изображено на гербе страны. Кстати, за секунду фонтан расходует около 70 литров воды. 

Профессия смотрителя фонтанов стала одной из самых престижных после воздвижения Большого дворца и его парков. В ученики брали детей в возрасте 10 лет. Именно для них трубы были выкрашены в разные цвета. Главными обязанностями подмастерьев было устранение засоров и чистка внутренней поверхности труб.

Но к сожалению, за столь высокий статус приходилось платить собственным здоровьем. Постоянное нахождение в подземелье негативно сказывалось на зрении работников и даже приводило к его полной потере. К слову, трубы, проводящие воду, в XVIII веке изготавливались из дерева, поэтому следить за ними нужно было особо тщательно.

Ещё одним интересным фактом является то, что переняв западную моду на морскую тематику, многие мастера не имели представления о том, как выглядят некоторые обитатели водных стихий. Так, например, дельфины, которых особо любили изображать скульпторы, выглядели более похожими на волшебную рыбу-кита из сказки.

Побывать в Петергофе и не посетить гроты Большого каскада будет непростительной ошибкой. Ведь именно здесь находится сердце всех фонтанов паркового ансамбля.

Музей «Гроты Большого каскада»

Понятие «грот» пришло к нам из французского и итальянского языков, это слово означает популярный в эпоху барокко элемент украшения регулярного парка — искусственную пещеру. В Петергофе гроты – не просто красивые безделушки, а композиционный центр Большого каскада, уникальные сооружения, придающие ему неповторимый облик. Идея устройства грота в Большом каскаде Нижнего парка Петергофа принадлежит Петру I. Копия собственноручного рисунка царя, демонстрируемая посетителям музея, изображает дворец на вершине холма и искусственный водопад, или каскад фонтанов, у его подножия. Воплощали смелую идею Петра архитекторы Браунштейн, Леблон и Микетти в 1715-1721 гг. Архитектурный ансамбль петергофских гротов не претерпел значительных изменений с 1720-х годов, и знаменитые петровские фонтаны-шутихи все так же приводят в восторг детей и взрослых в летний сезон.

Верхний и Нижний грот

Архитектор Николо Микетти предложил Петру украсить каскад не одним, а двумя гротами – так появились Верхний грот и Нижний грот. Перед Нижним гротом Микетти установил фонтан, облик которого несколько раз корректировал Петр: это нынешний фонтан «Корзинка», который мы видим, выходя из грота в Нижний парк. Верхний грот меньше по размеру, поэтому существуют и другие названия: Большой и Малый грот. Оба грота изящно отделаны туфовым камнем песочного цвета, богато украшены мраморными и бронзовыми позолоченными статуями. По желанию Петра скульптура должна была чередоваться с вазами – царь контролировал все до мелочей в своем любимом Петергофе. Перед Верхним гротом устроена мраморная терраса, завершенная двумя золочеными фигурами Тритонов: лучшей площадки для фотосъемки Большого каскада в летний сезон просто нет. Нижний грот имеет фасад, обрамленный пятью изящными высокими арками, которые отделаны туфом и украшены золочеными маскаронами.

Особенности музея «Гроты Большого каскада»

Здесь посетители узнают интереснейший исторический контекст появления фонтанов в России и историю постройки фонтанного водовода в Петергофе.  Гроты являются сложным гидротехническим сооружением сами по себе: на их «плечах» стоить весь Большой каскад! Под сводами Верхнего грота проходят трубы, подводящие воду к фонтанам каскада – только в этом музее есть возможность их подробно рассмотреть своими глазами. Также здесь можно увидеть образцы труб трехсотлетней давности, разнообразный инструмент и форму мастеров фонтанной команды Петергофа девятнадцатого столетия. После исторического экскурса настает время немного повеселиться. Известна любовь Петра Великого к водяным забавам. Он непременно желал устроить их в гротах, но полностью все было реализовано уже после смерти Петра. В Большом гроте уставших от прогулки по парку гостей ждал стол, накрытый вазами с фруктами и бокалами вина. Но как только гость протягивал руку, чтобы взять со стола угощение, из почти незаметных трубочек, спрятанных по периметру «стола», вырывались струи воды и обливали собравшихся. В планах Петра эта затея носила название «стол с брызганьем». Сконфуженные дамы и кавалеры стремились к аркам, выходящим из грота на террасу – но их приключения не заканчивались. На головы замешкавшихся гостей обрушивался настоящий водопад. Все прелестные фонтаны-шутихи восемнадцатого века демонстрируются каждому посетителю музейного комплекса «Гроты Большого каскада».

Особенности Большого грота

Грот представляет собой нишу внутри земляного холма, длиной в 40 метров. Он был создан для укрепления горы, на которой находится Большой каскад и возвышается главный дворец.

По левую и правую сторону построены малые каскады, имеющие по семь ступеней, и шириною в восемь метров. Каждая ступень имеет богатое оформление в виде барельефов, кронштейнов, скульптур и ваз. В бассейне перед Нижним гротом также расположен фонтан. Он назван «Корзинка» благодаря особому расположению струй, напоминающему узор плетения корзин.

Ещё один фонтан расположен при выходе из грота и имеет вид ниспадающей водяной стены. Это так называемый фонтан-шутиха, который при приближении человека начинает работать. Вторая шутиха расположена внутри грота и называется «Столик». Петр I любил подшутить над своими гостями и просил угоститься фруктами из вазы, стоящей на столе. Как только доверчивый бедняга протягивал руку к плодам, в него тут же начинали стрелять струи воды из отверстий по периметру фонтана. Сегодня струи направлены в центр фонтана, так что посетителям нечего бояться.

Стены и потолок грота отделаны туфом, что создаёт атмосферу роскоши и романтики внутри пещеры. Освещали помещение до проведения в нем электричества стеклянные люки, расположенные на потолке. Наружные стены грота также покрыты камнем, но для поддержания водной тематики, некоторые участки оформлены морскими раковинами.

Нижний грот имеет множество скульптур. Они изображают богов и сказочных существ из античной мифологии. Вакх, Венера, Фавн и другие персонажи застыли в вечном безмолвии перед гостями Петергофа. Особый романтический настрой создаёт скульптура «Амур и Психея», как символ вечной любви и верности.

Все статуи являются точными копиями оригиналов, находящихся в музеях во всех концах света. Большинство скульптур изготовлены из красной меди методом гальванопластики и покрыты золотым напылением. Этот способ позволяет создавать полые статуи, которые легко перемещать из мастерской на постаменты.

Не меньше внимания заслуживают мраморные изображения времён года. Образы зимы и весны вышли из-под руки Пьетро Баратта, а лето и осень принадлежат неизвестному автору.

Путешествие по Нижнему гроту открывает неожиданные ракурсы на скульптуры и фонтаны Большого каскада. Сквозь арки можно подробно рассмотреть переплетающиеся струи «Корзинки», а пройдя чуть дальше, открывается великолепный обзор на статую Самсона.

В нижнем помещении находится система труб, подводящих воду к фонтанам

Если обратить внимание на стены и пол, можно увидеть отделку XVIII века. Также здесь представлены образцы труб, пролегавших под Большим каскадом в разные времена

Как выглядит фонтан сегодня

Великолепный водный каскад достигает высоты 42 м и составляет единое целое со зданием Большого дворца. Он выполняет роль пьедестала для дворцовой постройки и равен ей по ширине. Каскад состоит из двух семиступенчатых лестниц, которые соединяют арки Большого или Нижнего грота.

Водные струи вырываются из 75 водометов. Стекающая вода переливается через ступени тонким прозрачным полотном и попадает в ковш, где находится золотой фонтан Самсон, а оттуда — в прямой Морской канал. По сторонам от ступенчатых лестниц возвышаются позолоченные статуи и вазы.

Над Большим гротом расположена терраса, обрамленная фасадами Малого грота. На самом верху, перед дворцом, каскад завершает изящная мраморная балюстрада с восьмью вазами. По центру, в разрыве мраморного ограждения, установлены две статуи трубящих Тритонов. Из блестящих на солнце раковин также вылетают звонкие струи воды.

Водомет «Корзинка» расположеный в Нижнем гроте

На ровной площадке перед Нижним гротом расположен затейливый водомет «Корзинка». Он представляет собой туфовое кольцо, из которого бьют тонкие струи воды. Переплетение 28 наклонных струй образует узор, похожий на прутья корзинки. Посредине туфового кольца вверх взлетает девять водных струй, напоминающих легкие цветы.

Многие посетители любят приходить к началу пуска воды, чтобы увидеть, как «рождается» знаменитый водный каскад. Он начинается с двух маскаронов с изображениями «Вакха» и «Нептуна», которые закреплены на стенах Верхнего грота. Набирая силу, потоки перекатываются по семи ступеням широких лестниц и прекращают свой бег у скульптур, которые являются символическими изображениями двух великих рек — Невы и Волхова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector