Большой кремлевский дворец описание для детей

Большой Кремлевский дворец в наше время

В 90-х годах прошлого века по сохранившимся чертежам удалось восстановить первоначальный облик Андреевского и Александровского залов. Реставраторы воссоздали царское место и троны, вернули старинные барельефы на дворцовый фасад, отремонтировали мраморные стены и ступени парадной лестницы.

Сегодня во дворце располагается резиденция президента России. Во время экскурсии посетителям дворца удается увидеть большую часть помещений и залов:

— Крупнейшим парадным залом дворца является Георгиевский. Его назвали в часть ордена Святого Георгия Победоносца. В этом зале проходят торжественные церемонии вручения наград и премий.

Александровский зал назван в часть ордена Святого Александра Невского. Особого внимания в нем достойны двери, покрытые серебром и декорированные золотыми орнаментами, и эллиптический купол, содержащий изображения орденских звезд и гербов. Паркет Александровского зала набран из древесины тридцати пород деревьев.

Владимирский зал освещается в дневное время через отверстие в шатровом куполе. Вечером в нем зажигают люстру, изготовленную на фабрике Ф. Шопена в Петербурге. Паркет сложен из ценных пород древесины, а стены и пилястры облицованы мрамором розоватых оттенков.

— В Андреевском зале, по традиции, мог сидеть лишь царь, а потому мебели, кроме императорского трона, в нем не было и нет.

— Мебель Кавалергардского зала сделана из чинары. Так оформители отдали дань традициям кавказских народов, представители которых служили в почетном воинском карауле дворца.

История строительства Большого Кремлёвского дворца

У Большого Кремлёвского дворца в том виде, в котором он известен нашим современникам, длительная история. И начинается она с тех пор, когда столица Российской Империи была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. Многие московские дворцы в то время стали быстро терять свое значение и либо начинали разрушаться, либо уничтожаться пожарами. И даже несмотря на то, что императрица Анна Иоановна большую часть времени любила проводить в Москве, на состоянии Кремлевского дворца это никак не сказывалось, в отличие от множества других строений государственного значения.

Вид на Большого Кремлёвского дворца с Москвы реки

Дело в том, что в 18 веке дворцы, построенные ещё во времена Средневековья, стали терять свою актуальность. Однако всё изменилось, когда императрица поручила знаменитому архитектору Б.Ф. Расстрелли возвести новый дворец, так называемый Зимний Анненгоф. Этот дворец был построен из дерева в соответствии с модным тогда архитектурным стилем барокко.

Уже позже, когда на престол взошла Елизавета Петровна, было принято решение о строительстве в Кремле новой императорской резиденции. Так уже в 1749 году было снесено 3 царские палаты (Столовую, Среднюю и Набережную), и на том же фундаменте был возведен новый дворец. Как и Зимний Анненгоф, московский дворец был исполнен в стиле барокко. По тем историческим документам, которые сохранились до нашего времени, новый московский дворец больше всего напоминал Большой Петергофский дворец.

Однако следующей императрице, Екатерине II, новый дворец не понравился — по её мнению, он был слишком скромен и не соответствовал в полной мере величию Российской империи. Поэтому в очередной раз было принято решение о перестройке московской императорской резиденции. Архитектором Баженовым В.И. был разработан проект нового дворца.

Вид на южный фасад Дворца

Масштабы постройки предполагались немалые — дворец должен был занимать всю околоречную территорию Кремля, начиная от Боровицкого холма и до самого берега Москвы-реки. Для реализации данного проекта на территории Кремля было уничтожено несколько объектов. Например, были снесены приказы, располагавшиеся восточнее Архангельского собора. Подверглась разрушению и часть кремлёвской стены между Первой, Второй и Петровской Безымянными башнями и Тайницкими воротами. Официальная закладка нового дворца была осуществлена в 1773 году. Но, что самое интересное, уже в 1774, через год после торжественной церемонии, проект был признан слишком масштабным и нецелесообразным для тех задач, которым он должен был отвечать. В итоге практически все разрушенные объекты были восстановлены, а на подготовленном месте было возведено одно здание — московское отделение Сената. При этом не забыли о старом дворце — его решили обновить и немного перестроить.

История постройки большого Кремлёвского дворца на этом не заканчивается. Когда в Москве приступили к постройке храма Христа Спасителя, в очередной раз пришла идея об его обновлении. Основанием послужила мысль о том, что новый Кремлевский дворец должен был бы символизировать обновление города.

Инициатором создания нового дворца на месте старого отделения Сената выступил российский император Николай I. Архитектор Константин Тон приступил к разработке нового проекта в 1837 году. Следует отметить, что тот же Константин Тон спроектировал и построил храм Христа Спасителя.

Оружейная палата

Оружейная палата — это музей-сокровищница, в ее 9 залах собраны древние государственные регалии XIV–XVII веков, коллекция карет и тронов, парадная одежда царей и императоров, ювелирные изделия русских мастеров, оружие и многое другое. Коллекция изделий иностранных мастеров XIII–XIX веков в Оружейной палате — это посольские дары, привезенные из различных стран.

Здесь хранится символ самодержавия — знаменитая шапка Мономаха (конец XIII – начало XIV века), которой венчали на царствие русских царей. В 1682 году была создана шапка Мономаха второго наряда, когда на престол венчались сразу два царя — братья Иоанн V и Петр I. Для младшего Петра московские мастера изготовили вторую шапку Мономаха. Здесь же можно увидеть величественный двойной трон, сделанный для царей-соправителей, а также уникальную коллекцию пасхальных ювелирных яиц Карла Фаберже.

Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца

Пожалуй, самый красивый из всех. Залу дали название в честь Ордена святого Георгия Победоносца. Для тех, кто не знает, — это самая высшая награда для офицерского состава российской армии, которая была учреждена в 1769 году. Зал посвящен героям военной славы России. В залах находятся несколько досок из мрамора, на которых запечатлены названия полков, батарей и флотских экипажей. Также высечены фамилии более 10 тысяч кавалеров ордена Георгия Победоносца. Кстати, среди гордо носивших этот орден такие известные личности как Александр Суворов, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, Павел Нахимов и Петр Багратион.

Размеры Георгиевского зала следующие: длина — 61 м, ширина 20.5 м, а высота составляет 17.5 м. Основные цвета — белый и золотой. 18 пилонов, которые поддерживают потолок, сделаны в виде статуй из мрамора работы И. Витали.

Фрагмент фасада Дворца

Элементы освещения зала также выглядят впечатляюще — чего стоят 6 позолоченных ажурных, выполненных из бронзы люстр (каждая весом в 1.3 тонны) и 40 стильных светильников, расположенных на стенах по периметру зала.

К знаковым событиям, происходившим в стенах Георгиевского зала, можно отнести прием участников Парада Победы в 1945 году и встречу первого космонавта на Земле — Юрия Гагарина.

Соборы Московского Кремля

Архитектурный ансамбль формируют три храма, в центре находится Успенский собор. История собора началась в 1475 году. Он является старейшей полностью сохранившейся постройкой среди всех кремлевских зданий.

Изначально строительство проходило в 1326-1327 годах под руководством Ивана I. После завершения строительства собор служил домашней церковью митрополита Московского, который поселился в предшественнике нынешнего Патриаршего дворца.

К 1472 г. ныне разваленный собор был разрушен, а затем на его месте было построено новое здание. Однако оно рухнуло в мае 1474 года, возможно, из-за землетрясения или из-за ошибок в строительстве. Новую попытку возрождения совершил великий князь Иван III. Именно в этом соборе служили молебны перед важными походами, короновали царей и возводили в сан патриархов.

Архангельский собор посвящен Архангелу Михаилу, покровителю русских правителей, был построен в 1505 г. на месте одноименной церкви 1333 года. Он построен итальянским архитектором Алоизио Ламберти да Монтиньяна. Архитектурный стиль сочетает традиционную древнерусскую религиозную архитектуру и элементы итальянского Возрождения.

Благовещенский собор расположен на юго-западном углу площади. В 1291 г. здесь была построена деревянная церковь, однако спустя столетие сгорела и была заменена каменной церковью. Собор из белого камня на фасадах имеет девять луковых куполов и предназначается для семейных церемоний.

Время работы соборов: 10:00 до 17:00 (выходной – четверг). Единый билет для посещений обойдется в 500 рублей для взрослых и 250 рублей для детей.

Царь-пушка

Царь-пушка является самой большой пушкой в мире, за что и получила такое название. Была изготовлена в 1586 году на московском Пушечном дворе Андреем Чоховым по приказу царя Федора Ивановича. Ее вес 40 тонн, лафета — 15 тонн, ядра — 1 тонна, длина ствола — 5,34 метра, калибр ствола — 890 мм. Бронзовый ствол пушки украшен орнаментами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича.

Из Царь-пушки за всю ее историю не было сделано ни одного выстрела. Четыре чугунных ядра, сложенные у ее подножья, как и лафет, были отлиты в 1835 году и носят декоративный характер. Царь-пушка занесена в Книгу рекордов Гинесса, как орудие с самым большим калибром.

История Кремлевского дворца

В 20-е годы XX столетия, после установления государственности новой страны, задумки власти о строительстве общественного здания с политическим уклоном поднимался несколько раз. В 30-40-е годы эта идея не воплотилась в жизнь, и только в 50-е появились первые наметки для возведения достойного здания для высшего Совета СССР, с замыслом для проведения больших форумов партии.

В 1959 г. утвержден проект Дворца Съездов, местом размещения которого выбрали сакральное для Советского Союза место – Кремль на Красной площади.

Михаил Посохин, занимавший тогда пост Главного архитектора столицы и возглавлявший инженерно-архитекторскую группу из опытных специалистов, выиграл закрытый конкурс из 12 работ, представленных на суд Генерального Секретаря.

В ходе дальнейших работ проект претерпел несколько изменений, что было связано с посещением Никитой Хрущевым Пекина, впечатленного величием и громадой китайского партийного Дворца. Вместимость зала с 4 тыс. изменен на 6 тыс. посадочных мест, к проекту также был добавлен зал для банкетов.

Архитекторские группы, возглавляемые известными архитекторами, обновившими облик Москвы того времени, стали:

  • 1 группа – зал заседаний: руководитель Евгений Стамо, архитектор, впоследствии получивший 2 престижные премии СССР, Ленинскую и Государственную;
  • 2 группа – фойе: руководитель Павел Штеллер, лауреат Сталинской премии 3 степени;
  • 3 группа – фасад: руководитель Ашот Мндоянц, соратник Посохина, создатель облика Нового Арбата.

Местом строительства выбрали западную часть Кремля со старыми зданиями XIX в. Оружейная палата в стиле ампир, построенная архитектором И. Еготовым в 1807 – 1810 гг., разобрана вследствие изменения архитектурных планов и объемов. Исторические археологические пласты котлована содержали остатки двора царя Бориса, палат цариц и царевен.

Малый срок, отведенный на строительство, не дал провести тщательные археологические изыскания и раскопки на месте котлована. Здесь были обнаружены остатки строений времен Юрия Долгорукого. Царь-пушка и русские пушки, цепью окаймлявшие Оружейную палату, перенесены к Арсеналу. Под Дипломатический корпус снесена часть Патриаршего двора.

По мере продвижения разработки проекта появились еще три группы, которые занимались «правительственной зоной» и Зимним садом. За первую группу отвечал Макаревич Глеб, ставший в 1980 г. Главным архитектором г. Москва. Проект Зимнего сада выполнила К. Закарьян, со стороны Теремного Дворца фасад оформлен В. Локтевым.

Неоднократные испытания на прочность выявляли слабые места, которые устранялись в ускоренном темпе, чтобы успеть к торжественному открытию 17 октября 1969 г. с заседания XXII съезда Коммунистической партии СССР. Первыми зрителями торжественной праздничной программы на сцене стали делегаты съезда со всех уголков Советского Союза.

25 съезд КПСС в Кремлевском дворце

Для Большого театра сцена дворца стала второй площадкой для постановки спектаклей и других культурно-массовых и календарных мероприятий, на которые приглашались только самые отличившиеся, ударники труда и учебы.

Расположение Кремлевского дворца давал статус всем проводимым мероприятиям. Значимое в жизни России место придавало и придает торжественности, исключительности и высокий уровень всем культурным, общественно-политическим действам.

Зал заседаний и сцена Кремлевского Дворца гостеприимно принимали гостей из разных стран, городов:

  1. Всесоюзные форумы молодежи, съезды Коммунистической партии, Комсомола, Профсоюзов в советское время.
  2. Обязательным было проведение творческих концертов и отчетов прославенных коллективов народного танца, музыки и песни.
  3. Выступали мировые звезды вокального и балетного искусств.
  4. Историческое событие принятия присяги Президента России, Бориса Ельцина, состоялось на сцене Дворца.

Екатерининский зал

Назван в честь ордена Святой Екатерины. Последний был учрежден Петром Первым. На самом деле, эта награда была на тот момент единственной в своем роде. Ей могли награждать женщин. Появление ордена связывают с Прутским походом, случившемся в одиннадцатом году восемнадцатого века. Он был неудачным, Екатерина, сопровождавшая Петра, смогла добиться приемлемых условий капитуляции русской армии. Орден имеет две степени.

Рекомендуем прочитать:

Достопримечательности Хуахина

Екатерининский зал

Зал, названный в честь этой награды, задумывался как парадный. Когда его только создали, власти использовали это помещение как тронное для венценосных особ женского пола.

Пол выполнен из паркета, на котором изображен орден. Последний изображался при помощи золотистого рисунка. Это изображение повторяется и на вертикальных плоскостях – стенах и дверях.

Екатерининский зал

Зал занимает в длину двадцать метров. Украшением зала служат пилястры, которые декорированы вставками из малахита. Их можно увидеть рядом с проемами дверей, на столбах.

Своды зала украшены шелковистой тканью, имеющей серый оттенок. Ткань обрамлена подобно орденской ленте. Кроме того, в зале можно увидеть различную лепнину, над которой работали местные мастера.

Екатерининский зал

Над оформлением зала работал Солнцев Федор. Освещают зал красивые люстры, которые состоят из бронзы. Хрусталь для их канделябров изготавливался на Санкт-Петербургском заводе стекла.

История строительства Большого Кремлёвского дворца

У Большого Кремлёвского дворца в том виде, в котором он известен нашим современникам, длительная история. И начинается она с тех пор, когда столица Российской Империи была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. Многие московские дворцы в то время стали быстро терять свое значение и либо начинали разрушаться, либо уничтожаться пожарами. И даже несмотря на то, что императрица Анна Иоановна большую часть времени любила проводить в Москве, на состоянии Кремлевского дворца это никак не сказывалось, в отличие от множества других строений государственного значения.

Вид на Большого Кремлёвского дворца с Москвы реки

Дело в том, что в 18 веке дворцы, построенные ещё во времена Средневековья, стали терять свою актуальность. Однако всё изменилось, когда императрица поручила знаменитому архитектору Б.Ф. Расстрелли возвести новый дворец, так называемый Зимний Анненгоф. Этот дворец был построен из дерева в соответствии с модным тогда архитектурным стилем барокко.

Уже позже, когда на престол взошла Елизавета Петровна, было принято решение о строительстве в Кремле новой императорской резиденции. Так уже в 1749 году было снесено 3 царские палаты (Столовую, Среднюю и Набережную), и на том же фундаменте был возведен новый дворец. Как и Зимний Анненгоф, московский дворец был исполнен в стиле барокко. По тем историческим документам, которые сохранились до нашего времени, новый московский дворец больше всего напоминал Большой Петергофский дворец.

Однако следующей императрице, Екатерине II, новый дворец не понравился — по её мнению, он был слишком скромен и не соответствовал в полной мере величию Российской империи. Поэтому в очередной раз было принято решение о перестройке московской императорской резиденции. Архитектором Баженовым В.И. был разработан проект нового дворца.

Вид на южный фасад Дворца

Масштабы постройки предполагались немалые — дворец должен был занимать всю околоречную территорию Кремля, начиная от Боровицкого холма и до самого берега Москвы-реки. Для реализации данного проекта на территории Кремля было уничтожено несколько объектов. Например, были снесены приказы, располагавшиеся восточнее Архангельского собора. Подверглась разрушению и часть кремлёвской стены между Первой, Второй и Петровской Безымянными башнями и Тайницкими воротами. Официальная закладка нового дворца была осуществлена в 1773 году. Но, что самое интересное, уже в 1774, через год после торжественной церемонии, проект был признан слишком масштабным и нецелесообразным для тех задач, которым он должен был отвечать. В итоге практически все разрушенные объекты были восстановлены, а на подготовленном месте было возведено одно здание — московское отделение Сената. При этом не забыли о старом дворце — его решили обновить и немного перестроить.

История постройки большого Кремлёвского дворца на этом не заканчивается. Когда в Москве приступили к постройке храма Христа Спасителя, в очередной раз пришла идея об его обновлении. Основанием послужила мысль о том, что новый Кремлевский дворец должен был бы символизировать обновление города.

Инициатором создания нового дворца на месте старого отделения Сената выступил российский император Николай I. Архитектор Константин Тон приступил к разработке нового проекта в 1837 году. Следует отметить, что тот же Константин Тон спроектировал и построил храм Христа Спасителя.

Архангельский собор

Архангельский собор был построен в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Собор стал царской усыпальницей, здесь находится некрополь из 56 захоронений. Погребенные покоятся в белокаменных саркофагах, опущенные в землю под полом Архангельского собора. Надгробия устанавливались  кирпичные, с белокаменными плитами. В начале ХХ века надгробия заключили в латунные застекленные футляры с накладными крестами и надписями. 

Усыпальница Архангельского собора

Здесь покоятся великие князья Рюриковичи и цари Романовы. Петр I прекратил обычай предков: он построил новую усыпальницу в созданном им городе Санкт-Петербурге — хоронить императоров и императриц стали в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. Петр I стал первым государем, похороненным в ней. Исключениями являются малолетний император Петр II — заболевший и умерший в Москве, он похоронен в Архангельском соборе и свергнутый император Иоанн VI, убитый при попытке освобождения из Шлиссельбургской крепости, скорее всего его останки захоронены там же.

Для женщин великокняжеских и царских семей усыпальницей служил Вознесенский собор Вознесенского монастыря, созданного в 1386 году на территории кремля женой Дмитрия Донского — княгиней Евдокией. Здание собора несколько раз отстраивалось заново, последнее здание было внешне схоже с Архангельским. Здесь покоились матери, жены и дочери царей и великих князей — Софья Палеолог, Елена Глинская, Анастасия Романовна, Ирина Годунова, Мария Милославская, Наталья Нарышкина и многие другие. После пасхальных богослужений государи шли поклониться сначала к могилам матерей — в Вознесенский собор, потом к могилам отцов — в Архангельский собор.

Здание Военной школы имени ВЦИК

В 1929 году Вознесенский монастырь был взорван вместе Чудовым монастырем и Малым Николаевским дворцом. На их месте в 1934 году было построено здание Военной школы имени ВЦИК (14-й корпус Кремля) в неоклассическом стиле, сочетающееся с соседними зданиями Сенатского дворца и Арсенала. В 2016 году это здание было полностью демонтировано, сейчас на его месте находится парк.

Во время уничтожения Вознесенского монастыря около 70 саркофагов с княгинями и царицами было перенесено в подземелье под южной пристройкой Архангельского собора. Сейчас здесь представлена экспозиция «Вознесенский монастырь в Московском кремле», где можно увидеть сохранившиеся иконы и церковные предметы из Вознесенского монастыря.

Башни

Длина стен составляет 2235 метров, их максимальная высота – 19 метров, а толщина достигает 6,5 метров.

Насчитывается 20 схожих в архитектурной стилистике оборонительных башен. Три угловые башни имеют цилиндрическое основание, остальные 17 – четырехугольные.

Башня Троицы является самой высокой, возвышаясь ввысь на 80 метров.

Самая низкая – башня Кутафья (13,5 метров), расположенная за пределами стены.

Четыре башни имеют проездные ворота:

  • Боровицкая;
  • Троицкая;
  • Никольская;
  • Спасская.

Вершины этих 4-рех башен, которые считаются особенно красивыми, украшены символическими красными рубиновыми звездами советской эпохи.

Часы на Спасской башне впервые появились в 15 столетии, однако сгорели в 1656 году. 9 декабря 1706 г. столица впервые услышала бой курантов, который возвещал о новом часе. С тех пор произошло много событий: велись войны, переименовывались города, менялись столицы, однако знаменитые куранты Московского Кремля остаются главным хронометром России.

Макет дворца Баженова[править | править код]

Фрагмент макета Большого Кремлёвского дворца, 2010-е годы

Летом 1768 года Баженов приступил к созданию крупномасштабного макета Большого Кремлёвского дворца. Для этого возле здания Арсенала возвели специальный модельный дом. Историк Иван Снегирёв указывает, что архитектором проекта выступал помощник Баженова Елизвой Назаров. Здание заняли мастерские, где проверяли отдельные фрагменты. В строении также разместили кабинет архитектора с передвижной печкой и утеплёнными стенами: «… мне во всегдашнее время при оном почти безвыходно быть надлежит, чего ради неминуемо должен я иметь тёплый покой».

В создании макета Большого Кремлёвского дворца принимали участие выпускники Императорской Академии художеств — скульпторы Захар Урядов и Иван Ясныгин, медальер Фёдор Стоянов, живописец Михаил Максимов. Работами руководили столяры Иоганн Миллер и Иоганн Витман, выписавшие подмастерьев из Санкт-Петербурга. Для росписи интерьеров пригласили живописцев Ивана Некрасова, Фёдора Милашева, Ивана Марченкова, некоторое время над проектом также работал польский художник Иван Лигоцкий. Немецкий скульптор Иоганн Юст выполнил уменьшенные копии барельефов и капителей из свинца. Баженов тщательно следил за работой формовщиков, по его просьбе для них соорудили отдельное здание, оборудованное противопожарными системами.

Модель Большого Кремлёвского дворца в длину превышала 17 метров, её высота составляла 1,3 метра, ширина — около 6 метров. Конструкция была рассчитана на круговое обозрение, её выполнили разборной, чтобы зритель мог оценить интерьеры парадных залов. Макет изготовили из липы, карнизы вырезали из клёна, для внутренней отделки использовали грушевое и яблочное деревья. Миниатюрные колоннады выточили русские и немецкие мастера. Историк Юрий Рябцев полагает, что для конструкции использовали материалы разобранного дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Классические интерьеры модели были первым проектом подобного рода в России и стали единственной сохранившейся иллюстрацией внутреннего убранства. Макет включал миниатюры отдельных уничтоженных позднее соборов, среди которых Сретенский и Гостунский.

Баженов стремился детально воспроизвести архитектурные особенности дворца. Так, было опробовано несколько сортов гипса для скульптурных элементов. Прежде чем воссоздать мраморный декор парадных залов, архитектор выписал необходимые образцы горной породы. Работы над макетом были окончены в апреле 1772 года, общая стоимость проекта составила сорок тысяч рублей. Чтобы императрица утвердила проект, через год его отправили в Санкт-Петербург на ста двадцати санях. При возвращении в Москву в 1774-м макет значительно повредили. После восстановления его выставили на обозрение публике в модельном доме.

В начале XIX века макет передали в ведение московских музеев, и с 1810 года его экспонировали в Оружейной палате. В «Записке о московских достопримечательностях» Николай Карамзин указывает:

В результате постоянных перемещений к 1864 году часть макета была утеряна, сохранились отдельные кремлёвские соборы и один из фасадов дворца. На тот момент конструкцию перевезли в Румянцевский музей, в 1906-м её отреставрировали и выставили в Политехническом музее. Через двадцать три года модель вернули в ведение Оружейной палаты, и до 1936-го она хранилась разобранной в нижних палатах колокольни Ивана Великого. Затем макет передали Музею архитектуры имени Щусева, под руководством которого его реконструировали. Конструкцию временно предоставили для экспозиций других музеев. Так, на выставке, посвящённой двухсотлетию со дня рождения Василия Баженова, в Белом зале Пушкинского музея выставили часть конструкции. До 1991 года миниатюрный ансамбль экспонировали в филиале архитектурного музея — Донском монастыре. Когда монастырский комплекс вернули в ведение Русской православной церкви, макет дворца переместили в главное здание музея на Воздвиженке, где он некоторое время хранился в разобранном виде. В 2002-м разрабатывался проект павильона в Александровском саду для размещения макета, но замысел не был осуществлён. Через десятилетие по случаю открытия новой экспозиции музея Щусева наиболее сохранившиеся фрагменты макета Большого Кремлёвского дворца выставили на всеобщее обозрение.

Деятельность

Партийные съезды

Здание создавалось для проведения общественно-политических мероприятий, в первую очередь съездов КПСС и сессий Верховного Совета. В 1961—1990 годах в его стенах проходили XXII—XXVIII съезды партии, а также заседания ВЛКСМ и ВЦСПС. С 1989 по 1991 год в нем проходили Съезды народных депутатов СССР. В 1992 году Кремлёвский дворец съездов был переименован в Государственный Кремлёвский дворец и перестал быть главным местом собраний делегатов коммунистической партии. Несмотря на это, в нём продолжают проводиться общественно-политические мероприятия. На сцене Дворца съездов состоялось одно из наиболее знаменательных новейшей истории России — инаугурация первого президента Бориса Ельцина. 9 октября 1999 года здесь прошёл съезд «Партии пенсионеров», а 25 апреля 2008 года состоялся III съезд партии «Справедливая Россия», на котором присутствовало более пяти тысяч делегатов. 12 декабря 2019 года во дворце прошел юбилейный съезд ЛДПР которой исполнилось 30 лет, в съезде приняло участие шесть тысяч делегатов.

Значимые события и концерты

Балет «Жизель» в исполнении «Кремлёвского балета», 2003 год

Помимо проведения социально-политических форумов, Государственный Кремлёвский дворец используется для концертов и театральных постановок. С момента открытия главный зал был передан в эксплуатацию Большому театру и функционировал как его вторая сцена. Здесь проходили оперные и балетные выступления из театрального репертуара, показывались премьеры с участием ведущих исполнителей. На этой сцене выступали Государственный академический ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева, Ансамбль песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова, Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого и многие другие коллективы. Среди наиболее выдающихся гостей Дворца съездов — танцоры Майя Плисецкая, Наталия Бессмертнова, Марис Лиепа, оперные певицы Галина Вишневская, Елена Образцова, Бэла Руденко и другие. С советского времени и до января 2020 года в стенах дворца каждый год проводилась главная Новогодняя ёлка страны. Всего за годы работы во дворце прошло более 10000 общественно-политических и культурно-просветительских мероприятий. После технической модернизации зала в 2013 году он стал в один ряд с другими известными мировыми сценическими площадками.

Театр «Кремлёвский балет»

В 1990 году был открыт «Театр балета Кремлёвского дворца съездов» под руководством хореографа Андрея Петрова, через два года переименованный в «Кремлёвский балет». Театр имеет целью развитие балетного искусства на основе сценической постановки классических литературных произведений. В учреждении работали хореографы Юрий Григорович, Владимир Васильев, Вэйн Иглинг, Андрис Лиепа. Руководитель «Кремлёвского балета» Андрей Петров поставил на сцене дворца ряд классических произведений и авторских балетов. За 28 лет работы труппа провела более 100 гастролей в разных странах мира.

Грановитая палата

Грановитая палата — это самая древняя каменная гражданская постройка Москвы, созданная в 1487—1491 годах по указу Ивана III. Ее построили русские мастера под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Необычен главный фасад Грановитой палаты — он облицован 4-х гранным белым известняком, отсюда и название.

Грановитая палата являлась парадным тронным залом, где несколько столетий отмечались торжественные даты в жизни страны. Здесь заседали Земские соборы, принимались иностранные послы, объявлялись наследники престола, отмечались победы русской армии — взятие Казани в 1552 году, Полтавскую битву в 1709 и другие. После коронации в Успенском соборе государи отправлялись в Грановитую палату на праздничный обед, где принимали поздравления.

Грановитая палата

Грановитая палата — это самая древняя каменная гражданская постройка Москвы, созданная в 1487—1491 годах по указу Ивана III. Ее построили русские мастера под руководством итальянских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Необычен главный фасад Грановитой палаты — он облицован 4-х гранным белым известняком, отсюда и название.

Грановитая палата являлась парадным тронным залом, где несколько столетий отмечались торжественные даты в жизни страны. Здесь заседали Земские соборы, принимались иностранные послы, объявлялись наследники престола, отмечались победы русской армии — взятие Казани в 1552 году, Полтавскую битву в 1709 и другие. После коронации в Успенском соборе государи отправлялись в Грановитую палату на праздничный обед, где принимали поздравления.

Соборная площадь

Я рекомендую прийти на Соборную площадь в субботу. С апреля по конец октября в 12:00 здесь проходит развод караулов Президентского полка — пешего и конного.

Зрелище потрясающее: на фоне старинных церквей играет оркестр и маршируют красавцы-военные. Они перестраиваются, показывают строевые приемы с оружием. Самый захватывающий момент — «конная карусель». 20-минутное представление проходит бесплатно для всех, кто находится на территории Кремля.

Далее расскажу о храмах и палатах Соборной площади. Знакомиться с ними будем по часовой стрелке.

Архангельский собор

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Алевиз Новый

Врата Архангельского собора / фото автора

Первый каменный собор заложил на этом месте князь Иван Калита в 1333 году. Здание, которое дошло до наших дней, возвели в XVI веке.

Это не просто храм, а усыпальница царей и князей. Внутри 46 гробниц: погребены Иван Грозный и его сын, Михаил Романов и братья Петра I. Усыпальница Годунова стоит пустой: его останки вынесли из храма в 1605 году по приказу Лжедмитрия I, чтобы «не осквернять» церковь.

В южной пристройке храма посмотрите выставку, посвященную Вознесенскому женскому монастырю. Его основала Евдокия, жена Дмитрия Донского.

Благовещенский собор

  • Даты постройки: 1484–1489
  • Архитекторы: покровские мастера Кривцов и Мышкин

Благовещенский собор / фото автора

Благовещенскому храму более 500 лет. Первоначально он был квадратным и с тремя главками. Сейчас их девять.

Собор работает как музей. Спуститесь в подклет, там организовали экспозицию «Клады и древности Московского Кремля». Выставлены оружие, ювелирные изделия, денежные слитки — всего более 1500 экспонатов.

Раз в год, 7 апреля, в Благовещенском проходят патриаршее богослужение. С крыльца выпускают в небо белых голубок.

Грановитая палата

  • Даты постройки: 1487–1491
  • Архитекторы: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Фрагмент облицовки Грановитой палаты / фото автора

У строения необычный фасад: его облицевали белым камнем, который обтесали на 4 грани. Поэтому палату и назвали Грановитой. Это самый древний церемониальный зал Москвы. Здесь проходили Земские Соборы и Боярские Думы.

Через парадное Красное крыльцо выходил царь. После революции крыльцо разобрали, чтобы построить партийную столовую. Восстановили только в 90-х годах, так что это — исторический новодел.

Церковь Ризоположения

  • Даты постройки: 1484–1485
  • Архитектор: неизвестен

Скромная Церковь Ризоположения выглядит миниатюрной, но в XV веке она была одной из крупнейших в Москве. У храма один купол. По архитектурным особенностям и облику он напоминает храм Покрова на Нерли.

В крытой галерее стоит посмотреть выставку деревянной скульптуры. В небольшой экспозиции представлены резные иконы, складни, кресты.

Успенский собор

  • Даты постройки: 1475–1479
  • Архитектор: Аристотель Фиораванти

Успенский собор Кремля / фото автора

С 1498 года в Успенском соборе венчали на царство, поэтому он считается главным в Кремле.

Южный фасад собора украшен изображением Богоматери Владимирской — копией иконы, которая хранилась в храме, а теперь перенесена в Третьяковскую галерею.

В храме сохранились росписи и иконостас XVII века. Одна из важнейших реликвий собора — Гвоздь Господень.

Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов

  • Даты постройки: 1635–1656
  • Архитекторы: русские зодчие Огурцов и Константинов

Патриаршие палаты и Собор 12 апостолов. На заднем плане фрагмент Государственного Кремлевского Дворца / фото автора

Патриаршие палаты — редкий памятник гражданского зодчества. Их возвели по распоряжению патриарха Никона на месте более древних.

Поднимитесь на второй этаж, чтобы увидеть постоянную выставку, посвященную русской культуре XVII века. В экспозиции есть старинная мебель, предметы царской охоты, драгоценная посуда, золотое шитье.

В церкви Двенадцати апостолов работает выставка икон.

Колокольня Ивана Великого

  • Даты постройки: 1505–1508
  • Архитектор: итальянец Бон Фрязин

Колокольню возвели в память об Иване III. Столетие спустя по указу Бориса Годунова сооружение достроили. Оно стало самым высоким в Москве XVII века — 81 метр.

Всего здесь 22 колокола. Самый большой весит 64 тонны, самый древний — Медведь — отлит в 1501 году.

Подняться на колокольню разрешают только с мая по сентябрь. Выход на смотровую площадку строго по времени: 10:15, 11:30, 13:45, 15:00 и 16:00.

О лучших смотровых площадках Москвы читайте здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector