Мистический и манящий мост ракотцбрюке в германии

Легендарное место

Мы писали о многих легендах, связанных с Каталонией, ранее. Не исключением стала и Таррагона: мост Дьявола имеет очень интересную легенду появления. Она гласит, что при строительстве акведука произошло несчастье — налетела буря: снесла первые два ряда арок. Тогда мастер, возглавлявший строительство, в отчаянии воскликнул: «Даже сам Дьявол не возведет этот чертов мост и за тысячу лет!» Его слова достигли адресата, в тот же день к нему явился Сатана. Он предложил сделку — мост за один день в обмен на душу. Мастер был «не промах», он, разумеется, не растерялся и сделал встречное предложение. «Вместо души даю 30 сундуков, дополна набитых золотом и серебром, за мост». Дьявол не согласился взять деньги и предложил новые условия. Он закончит строительство всего за одну ночь, но только за душу того, кто первым отопьет воды и пройдет по мосту. На том и договорились.

Мастер же собрал рабочих, и они всю ночь думали, как обхитрить самого Сатану. Утром акведук, разумеется, был готов: Дьявол стоял на другой стороне моста в ожидании свежей души. Момент расплаты настал. К мосту подошли мастер и его работники, за собой они вели осла, который отпил воды и взошел на мост первым. Так Сатана «остался с носом», вместо человеческой получил ослиную душу, а мост с тех пор стали называть Дьявольским.

Исторические хроники моста Дьявола

Не известна подлинная дата возведения акведука, но, вероятнее всего, строительство проходило в I веке до н.э. во времена правления императора Августа. С его деятельностью связывают развитие земель, на которых находится нынешняя Таррагона. Акведук использовался до начала Средневековья. В Х веке работы по восстановлению известного ныне моста Дьявола начались после приказа халифа Абд Аль-Рахмана III. Оно продолжилось в XVIII веке.

В прошлом и позапрошлом столетиях были выполнены мероприятия по защите достопримечательности от разрушений, провоцируемых природой и временем. В 1905 году акведук объявили культурным достоянием, представляющим национальный интерес, а в 2000 Таррагона получила статус всемирного наследия ЮНЕСКО. После того, как власти города приобрели территорию моста, они разработали специальные мероприятия для защиты парка и окрестностей. Каталония трепетно подходит к собственной истории, поэтому при реставрации достопримечательности с 2009 по 2011 год использовались строительные материалы начала нашей эры, а количество рабочих было схоже с тем, что занималось возведением акведука.

Экоисторический парк

Вокруг акведука Ферререс раскинулся красивейший парк (parc Ecohistoric del Pont del Diable). Преобладает здесь средиземноморская растительность, преимущественно — приморская сосна. Из представителей фауны в парке можно встретить разнообразных птиц (пустельга, ворона, куропатка, ястреб) и ящеров.

Парк посещают не только туристы, также здесь любят прогуливаться и местные жители. Помимо главной достопримечательности — акведука, в парке есть:

  • пешеходные и велодорожки, указатели и скамейки;
  • памятный камень и колонна;
  • древние руины;
  • ресторан;
  • памятник исторического значения — Ангел (Mas dels Arcs o de l’Аngel).

В средние века на этом месте была ферма с садом, в котором располагался модернистский погреб (Mas de I’Angel). В память о погибших во время осады 1811 г. в саду возвели колонну с фигурой ангела наверху.

История

Полное отсутствие документов(пожар) и свидетелей строительства, историю построения моста выводит в сферу предположений и умозаключений. Для начала изложим факты, которые примыкают к данному событию.

Остатки бывшей пограничной заставы находятся от с. Язула примерно 6,5 километров на юго-восток, чуть больше километра от впадения в Чулышман реки Верхний Кулаш, на её левобережье.

Образование данной заставы связано с тем, что с 1922 года по 1944 год по Чулышманскому хребту проходила государственная граница с Тувинской Народной Республикой, впоследствии добровольно вошедшей в состав СССР. На заставах базировался Ойротский Кавалерийский Пограничный отряд ОГПУ.

Кроме защиты государственной границы, пограничные заставы, после организации Государственного заповедника, несли функцию его охраны.

Чёртов мост. 1959 год. Фото Д.Житинёва

С 1936 года заставы были все телефонизированы для сбора оперативной информации. Застава была довольно хорошо благоустроена, о чём свидетельствуют сохранившиеся до сих пор остатки «Дома офицеров», казарм, бани, клуба, конюшни, дизельной электростанции, ограды.

После расформирования погранзаставы территория Государственного заповедника стала охраняться сотрудниками заповедника.

Исходы из вышеизложенного, строительство моста, осуществлялось в довоенное время, в конце 30-х годов. Мост служил для патрулирования района левобережья Чулышмана, о чём свидетельствует многочисленное количество конных троп в этом районе.

Возможно, после выхода приграничного гарнизона, мост ещё некоторое время поддерживался силами работников заповедника, на что указывают снимки моста 1959 года.

Далее мост был, скорее всего, предоставлен самому себе. Сколько он ещё выдержит в борьбе со стихиями — вопрос чисто риторический. Осталось, говорят, три бревна.

Чёртов мост. Фото Н. Пономарёва

Примечания

  1. Амфитеатров А. В.  // Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков. — 1911.
  2. D. L. Ashliman.  (англ.). Pittsburgh, USA: D. L. Ashliman. Дата обращения: 10 октября 2020.
  3. Die Sachsenhäuser Brücke zu Frankfurt. Mündlich, aus Frankfurt. In: Братья Гримм: Deutsche Sagen. Band 1. Berlin 1816, S. 267—268 (Wikisource)
  4. . Ceredigion Tourism. Дата обращения: 16 января 2011.
  5. . Engineering Timelines. Дата обращения: 9 ноября 2019.
  6. . British listed buildings. Дата обращения: 16 января 2011.
  7. . British Listed Buildings. Дата обращения: 16 января 2011.
  8. . British Listed Buildings. Дата обращения: 16 января 2011.
  9. Bill . www.greatsedonahikes.com. Дата обращения: 25 марта 2017.

ЧЕРТОВ МОСТ В ТРИГЛАВСКОМ ПАРКЕ

Словения прекрасна вся, но если бы страну надо было представить каким-то одним туристическим регионом, то без сомнения это был бы Гореньский регион (Gorenjska regija). А что у нас в Гореньском регионе такого особенного? Ну, конечно же — единственный в стране национальный парк Триглав.

Но Триглавский парк — это не только умопомрачительные природные красоты Юлийских Альп, но еще и бесчисленное количество сказок, мифов, легенд и сказаний, окутывающих эти места.

Глядя на вздымающиеся ввысь белоснежные вершины, невольно представляешь себе, как по многовековым альпийским лесам ходят великаны Айды, между остроконечных хребтов проносятся огнедышащие драконы Линтверы, а на альпийских лугах танцуют горные феи Виллы.   Ну а раз уж мы попали в такую сказку, значит и от чёрта никуда не деться!

Лицо окаменевшей великанши, Юлийские Альпы

УЩЕЛЬЕ РЕКИ МОСТНИЦА

Совсем недалеко от ледникового озера Бохинь находится ущелье реки Мостница. Название говорит само за себя: много мостов проложено через эту горную реку. И первый мост, который попадается путешественникам, идущим через ущелье Мостницы к ледниковой долине Войе — это «Чертов» мост.

ЛЕГЕНДА О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЧЕРТОВА МОСТА

«Никак людям не удавалось построить этот мост через ущелье. Они трудились не покладая рук, целый день до позднего вечера, но когда возвращались утром назад, видели, что все их труды напрасны и готовые части моста снесены водяным потоком. Так продолжалось изо дня в день. В конце концов, кто-то из строителей не выдержал и воскликнул: «Пусть чёрт строит этот мост, а я больше не буду!»

Не успели люди опомниться — глядь, а чёрт уж тут как тут: строит мост. И спросили люди рогатого: «Что ты хочешь за свою работу»? А черт им в ответ: «Вы отдадите мне душу первого, кто пройдет по этому мосту»! Людям пришлось согласиться на его условие И вечером, сидя у костра, они гадали: кто же будет тем несчастным, кому суждено первому пройти по мосту? И тут один фермер говорит: «Я пойду, но возьму с собой собаку и большую телячью кость». Сказано-сделано!

На следующее утро пришли все к уже воздвигнутому мосту, а черт на другой стороне уже ждет-дожидается. Взял тогда фермер кость и бросил ее через мост. Собака, естественно побежала за ней и… Так черту досталась не человеческая душа, а собачья».

ПОЧЕМУ ЖЕ ЕГО НАЗЫВАЮ ЧЕРТОВ МОСТ?

Вот такой вот народный фольклор. Но на самом-то деле, почему мост назвали чертовым? Давайте попробуем стать «Разрушителями легенд» и с научной точки зрения предположить: откуда у моста такое название? Может быть потому, что строительство каменных мостов в давние времена считалось происками дьявола?

Может и потому, что такое строительство было неимоверно тяжелым и считалось, что людям сам черт помогает — без него никак? А может и еще по каким-то причинам…

Чертов мост в ущелье Толминска корита

ЕЩЕ ОДНА ТОЧКА ЗРЕНИЯ

У 80-летнего жителя деревни Стара Фужина, которая находится совсем рядом с ущелье Мостницы, есть на этот счет своя точка зрения: «Сказки все это, нет никакого черта! Просто у инженера, который в свое время рисовал план этого моста, была фамилия Teufel — дьявол или черт по-немецки. От его фамилии и получил мост такое название».

Озеро Бохинь

ИЛИ ВСЕ-ТАКИ…

И с его мнением трудно не согласится: все вроде логично. Но почему же тогда во многих европейских странах (да и не только европейских), существуют аналогичные «чертовы» мосты с аналогичными народными приданиями? Правда, не все люди вместо себя пускают собаку: кот-то пускает козла, кто-то кота, но суть-то сказания от этого не меняется.

Все, не хочу дальше копать и портить сказку! Пусть в нашей душе еще останется место для чего-то необыкновенного, тем более что природа Словении очень этому способствует.
Бросайте все свои дела и приезжайте отдыхать в Словению, чтобы окунуться в эту сказочную атмосферу!

Каньон реки Мостница

Список мостов

Франция

Пон-дю-Дьябл в Сере , на юге Франции

Во Франции 49 Дьявольских мостов, в том числе:

  • Pont du Diable — Aniane, Gorges de l’Hérault, Лангедок-Руссильон
  • Pont du Diable — Вильмань-л’Аржантьер , Эро , Лангедок-Руссильон
  • Пон-дю-Дьябл — Божанси
  • Pont du Diable — Céret
  • Pont du Diable (Арьеж) — Фуа
  • Pont du Diable — Olargues
  • Pont du Diable (Пон-Валентре) — Каор
  • Pont du Diable — Crouzet Migette
  • Pont du Diable — Sens

Германия

Ракоцбрюке, Азалия и Рододендрон Парк Кромлау — Саксония , Германия

  • Ракоцбрюке, Азалия и Рододендрон Парк Кромлау — Саксония , Германия
  • Brickegickel   — Франкфурт , Германия (аналогичная легенда)
  • Teufelsbrück — Гамбург , Германия
  • Steinerne Brücke — Регенсбург , Германия (похожая легенда)
  • Teufelsbrücke — Мангейм , Германия
  • Teufelsbrücke — Инцигкофен, Германия

Италия

  • Понте-дель-Дьяволо — руины римского моста вдоль Виа Траяна возле Монтекальво Ирпино , Кампания
  • Понте дель Дьяволо — Асколи-Пичено , Марке
  • Понте дель Дьяволо — Блера , Лацио
  • Понте дель Дьяволо (официально Понте Веккьо, также Понте Гоббо   ) — Боббио , Эмилия-Романья
  • Понте-дель-Дьяволо или Понте-делла-Маддалена — Борго-а-Моццано , Тоскана
  • Понте дель Дьяволо — Каваллара (фраза Гуальдо Каттанео , Умбрия )
  • Понте ди Аннибале   — Черрето Саннита , Кампания
  • Ponte del Diavolo   — Чивидале , Фриули
  • Понте дель Дьяволо — Чивита, Калабрия
  • Понте дель Дьяволо ( Su ponti de su tiaulu или Su ponti de is aremigus ) — Дечимоманну , Сардиния
  • Понте дель Дьяволо ( Понте Веккьо ) — Дронеро , провинция Кунео , Пьемонт
  • Понте Фабио Массимо   — Фаиккио , Кампания
  • Понте дель Дьяволо   — Ланцо Торинезе , Пьемонт
  • Понтичелло дель Дьяволо   — Торчелло , Венето

Испания

  • Пуэнте-дель-Дьябло — Куэто, Испания
  • Пон-дель-Дьябле — Марторель , Испания
  • Aqüeducte de les Ferreres — Таррагона , Испания

Швейцария

  • Pont du Saut de Brot — Gorges de l’Areuse  
  • Teufelsbrücke — перевал Сен-Готард
  • Teufelsbrücke (Яйцо)   — Яичная деревушка , муниципалитет Айнзидельн , кантон Швиц

объединенное Королевство

Три моста Дьявольского моста, Кередигион , Уэльс

  • Дьявольский мост (Понтарфинах) , Кередигион , Уэльс
  • Мост Дьявола — Киркби Лонсдейл , Камбрия
  • Мост Дьявола — Ферма Горация, Пеннингтонский приход, Камбрия
  • Мост Дьявола — Уэстон-сьюпер-Мэр , Северный Сомерсет (мост 1841 года через железную дорогу)
  • Чертов мост — в основании Уэстон Парк , Стаффордшир (18-го века в списке мост в виде грота)
  • Мост Дьявола — Понтвальби , Глиннит , Уэльс
  • Мост Дьявола — Моссли Хилл , Ливерпуль
  • Мост Дьявола — Голова Червя , Россили, Гауэр, Уэльс ( естественная арка )

Другие страны

  • Чертов Мост   — обход Северомуйского тоннеля , Бурятия , Россия
  • Мост Дьявола — Антигуа , Карибские острова
  • Элен Скок   — Река, Северная Македония
  • Duivelsbrug — Бреда, Нидерланды
  • Дьявольский мост (Дяволски мост) — недалеко от Ардино , Болгария
  • Курадисилд — Тарту , Эстония
  • Моара Дракулуи — Кымпулунг-Молдовенеск , Румыния
  • Пуэнте-дель-Дьябло (или Пунта-дель-Дьябло) — Бинангонан , Филиппины
  • Пуэнте-ла-Нория — Буэнос-Айрес , Аргентина

Месторасположение на карте

Наши советы по Барселоне:

  • Как избежать очередей в достопримечательности Барселоны. Билеты в Саграда Фамилия и Парк Гуэль минуя очередь.
  • Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
  • Экскурсии по Барселоне с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
  • Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Барселону.
  • Barcelona City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Барселоне и поможет существенно сэкономить время и деньги.
  • Отели Барселоны: наш выбор и рекомендации.
  • Bus Turistic – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Барселоны быстро, с ветерком и комфортом.
  • Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.

13.50€

35€

24€

7.90€

ПОСМОТРЕТЬ

Мост Дьявола в Таррагоне в исторических фактах

Во времена правления Римской империи город носил имя Таррако (Tarraco, Tarracona) и был столицей одной из римских провинций. Строительство акведука присваивают Октавиану Августу, который длительное время пребывал в Таррако. По его указу в городе возвели много архитектурных сооружений, среди них и акведук Ферререс, позже прозванный мостом Дьявола.

В Таррагоне мост Дьявола или Чертов мост, как его еще называют, был построен в I веке до н.э. и служил по назначению до конца XVIII века.

Но хоть и нельзя увидеть все сооружение целиком, созерцание даже малой части столь выдающегося образца архитектуры и инженерии потрясает воображение и захватывает дух.

Архитектура моста

Материал, из которого возведен этот мост – базальт.

Рядом сосредоточены огромные базальтовые колонны, они созданы руками человека, а базальт привозили из специальных карьеров.

Мост Ракотцбрюке был построен таким образом, что вместе со своим отражением в воде образует идеально ровную окружность.

Однако, конечно же, в этом не последнюю роль играет текущий уровень воды в реке Ракоц. Искусственно образованные базальтовые колонны моста были специально привезены из отдаленных карьеров.

Это необычное сооружение построено над спокойными водами озера Ракотц в виде полукруглой дуги. В определенное время, уровень воды поднимается и тогда мост вместе с отражением создают идеальную окружность. И картина не меняется независимо от места положения наблюдателя. За эту дьявольскую точность мост и назвали Чертовым.

Серый, невзрачный материал, острейшие зубцы базальта, зеркальная гладь воды и полнейшая тишина, поистине в этом мистическом месте прячутся неприветливые духи.

Легенды и мистика

Не удивительно, что вокруг сооружения с необычным названием витаем большой ореол мистики и легенд.

Одна из них связана с судьбой загадочного архитектора с неудавшейся карьерой, который в поисках успеха пошел на сделку с чертом. Благодаря ей он получил возможность создать уникальное сооружение, за что нечистый дух заберет душу у того, кто первым перейдет по мосту на другой берег реки. Овладев душой творца, дьявол помогал создавать ему архитектурный шедевр.

Другая легенда говорит, что, проплыв на лодке под мостом во время полной луны, можно стать обладателем необычайных сверхъестественных способностей. Но при этом надо, чтобы руки не касались воды, и человек не смотрел на свое отражение в воде.

Есть еще одно событие, которое также связали с мистическими особенностями этого сооружения. На территории парка в 1983 году пропали два туриста из Швеции, по слухам, их в последний раз видели недалеко от моста.

Легенды – легендами, но на данный момент вход в парк является бесплатным и доступным в течение всего года. Наиболее привлекательно парк выглядит в мае, когда наступает период полного цветения рододендронов и азалий и окружающее пространство наполняется яркими красками и пьянящими ароматами.

И пусть вас не смущают мифы и легенды, отправляйтесь в этот чудесный парк и посмотрите на «Чертов мост» с точки зрения уникального архитектурного памятника!

Легенды

Одна из местных легенд них гласит, что когда-то по этому мосту черный пастух гнал черных коз. Переходя по мосту Чулышман, они все упали в воду и исчезли бесследно. Поэтому мост и назван Чёртов.

Вторая легенда связана и именем местного богатыря Талбанова(Толбанова), который построил мост около ста лет назад. Когда богатырь начал подготовку к строительству моста, он выворачивал деревья и делал метки на тех стволах, которые решил использовать. В это время большой медведь метил деревья на этой же территории. А когда Толбанов вырвал дерево, помеченное медведем, зверь пришёл в ярость и напал на богатыря. В ходе долгой битвы богатырь осилил медведя, но и сам серьёзно пострадал — зверь сорвал у него все волосы на голове. Есть версия, что погибли оба, что богатырь умер через три года.

Как добраться до парка Кромлау

Знаменитая базальтовая переправа находится в небольшом городке Габленц, что в 6 километрах от польской границы. Совсем рядом расположен город Дрезден – от него до парка Кромлау всего 84 километра.

Если вы планируете остановиться в городке Габленц, к вашим услугам отели Ferienwohnung Starke и Ferienwohnung «Lindenblick».

Желающим самостоятельно добраться до геопарка Kromlau следует отправиться в городок Вайсвассер – отсюда регулярно ходят автобусы, поезда и такси.

Также можно отправиться пешком.

Однако есть более интересный вариант увидеть мост Ракотцбрюке в Германии – узкоколейка, которая сама по себе является достопримечательностью, а маршрут ее проложен через прекрасный парк. Вагончики этого почти сказочного поезда ходят каждые выходные. Отправная станция – Weißwasser.

Общие сведения о мосте

Любознательные исследователи находят загадочные и удивительные места, которые дарят незабываемые вспоминания и яркие впечатления.

В Германии таких аномальных мест несколько – это каменные гроты Экстернштейне, привидение в замке Вольфзегг, находящийся в заповеднике Пфальцервальд «Чёртов» стол, гора Лорелей, расположенная в самом центре страны «Сонная деревня» и мост Ракотцбрюке, называемый «Чёртовым».

Мост Ракотцбрюке – это удивительное, окутанное не только старинными, но и современными суевериями, сооружение является самой главной достопримечательностью саксонского города Габленц, и находится он в дворцовом ландшафтном парке Кромлау, разбитым в 1844 году Фридманом Германом Рётшке на берегу озера Ракоц (Rakotzsee).

Необычная переправа представляет собой изумительное сооружение. Над ровной и спокойной гладью озера, над которым склоняются с пышной листвой ветви деревьев, возвышается идеальной по свой форме полукруглой дугой базальтовый мост, и когда уровень воды находится на определённом уровне, то Чёртов мост и его отражение создают картину идеальной окружности. И с какой бы точки в этот момент не смотреть – дьявольская точность круга остаётся неизменной.

Сам серый, неприветливый материал, из которого сделан мост, острые базальтовые зубья, топорщащиеся у входа на переправу, безмятежная, словно зеркало, гладь воды, и тишина даже самых убеждённых скептиков заставит на мгновение поверить в мистические силы и существование неприветливых духов.

Легенда Моста Дьявола в Таррагоне

Естественное название — Акведук, понятно и без слов, оно идет от прямого назначения строения. Тогда как со вторым названием — Мост Дьявола, связана интересная легенда.

Во времена римлян в условиях серьезного дефицита пресной воды было решено построить акведук. Для этого над глубоким ущельем необходимо было проложить сооружение (мост для подачи воды), соединяющее два холма. Но, как только мост был завершен, поднялся сильный ветер и разрушил всю структуру. Когда строитель увидел катастрофу, он сказал, что только сам дьявол сможет построить мост в этом чертовом месте, который простоит не одну тысячу лет. Не успел строители произнести эти слова, как появился дьявол, и предложил построить новый мост всего за одну ночь, но за это придется заплатить. Мастер предложил ему тридцать мешков золота, но дьявол отказался от денег и сказал, что он согласится взять в качестве оплаты только душу первого испившего воду из акведука. Мастеру ничего не оставалось делать, как согласиться на столь коварную сделку. На следующее утро могучий мост был завершен и дьявол был готов забрать сою плату, тогда мастер показал ему осла, который первым испил воду из акведука.

Последние сражения Суворова

Бой у Чертова моста, начавшийся ранним утром, закончился к полудню, а уже в четыре часа дня по мосту, временный щит на котором к тому времени заменили на основательный настил, начали переправляться основные силы армии генерал-фельдмаршала Суворова. Дорога вперед – к Альтдорфу и к Швицу, где планировалось соединение с корпусом генерал-лейтенанта Римского-Корсакова, была открыта. И никто еще не знал, что корпус, с которым должен был встретиться Суворов, в тот же день, когда чудо-богатыри штурмовали Чертов мост, был разгромлен, что впереди у русских войск труднейший переход по узким горным тропам в обход Люцернского озера и прорыв из окружения в Мутенской долине, который превратится в разгром армии французского генерала Андре Массена. А потом будут еще один бросок, теперь уже на северо-восток, самый трудный за всю кампанию переход через перевал Паникс в германские земли и долгожданное возвращение домой.

Старый (на переднем плане) и новый (за ним) Чертовы мосты на открытке конца XIX века. В 1888 году старый мост будет уничтожен непогодой: от него сохранятся только куски опор на правом берегу, там, где он в 1799 году был взорван французами

Фактическое предательство Австрии, на которое русский император Павел I поначалу не обратил внимания, к тому времени стало настолько вопиющим, что самодержцу не оставалось ничего иного, как разорвать соглашение с Францем I. Сделав это, он в пику бывшему союзнику щедро наградил командующего армией, совершившего невозможное. По итогам Итальянского и Швейцарского походов генерал-фельдмаршал Александр Суворов получил — последним в русской императорской армии! — звание генералиссимуса и титул князя Италийского. Это были последние почести, которых удостоился гениальный полководец: альпийские переходы подорвали и без того не самое крепкое здоровье 70-летнего генералиссимуса, и 18 (6 по ст. ст.) мая 1800 года он скончался.

Монумент на правом берегу реки Рейс у Чертова моста, установленный в память о солдатах русской армии фельдмаршала Суворова, павших при переходе через Альпы

Обложка: pinterest.se

Экоисторический парк Дьявольского моста, Таррагона

Акведук окружает парковая зона (parc Ecohistoric del Pont del Diable), в которой преобладает средиземноморская сосновая растительность, а также кустарники и деревья, приспособленные к условиям теплого климата юга Каталонии. Из фауны, например, ящеры и различные виды птиц.

В данном парке предпочитают гулять жители близлежащего жилого района со своими домашними любимцами.

— дорожки и тропинки для прогулок, указатели, места для отдыха;

— ресторан;

— памятный камень и колонна;

— разрушенное строение;

— исторический памятник Ангел (Mas dels Arcs o de l’Àngel). Средневековое здание, в котором братья Пуиг и Вальс проживали во время их пребывания на ферме. Рядом с домом был сад, в котором находился модернистский винный погреб (Mas de I’Ahgel), спроектированный архитектором Джуки М. Фоссасом. Сад дополнялся колонной с изображением ангела на самом верху, в память о тех, кто погиб в осаде 1811 года во время французских войн. Существует также монолит в честь короля Альфонса 13.

Мост, который дрогнул

Столь несчастливое начало похода не помешало русским войскам 23 сентября с боем преодолеть перевал Сен-Готард и выйти к долине реки Рёйс. Именно вдоль нее и предстояло идти дальше, на соединение с русско-австрийским корпусом под командованием генерал-лейтенанта Александра Римского-Корсакова. Отправив Архангелогородский полк на левый берег реки, чтобы иметь возможность атаковать неприятельские заслоны с тыла, фельдмаршал Суворов повел основную часть армии по правому, вверх от деревушки Урнер, к единственной переправе в этих местах — так называемому Чертовому мосту (Тойфельбрюке).

Вид на туннель «Урнерская дыра» со стороны площадки перед Чертовым мостом. Рисунок художника Саломона Гесснера, 1781 год

Подход к мосту шел по единственной на правом берегу тропе, перед самой переправой превращавшейся в «Урнернскую дыру». Таким метким названием швейцарцы наградили узкий, не шире трех метров в самом широком месте тоннель, который выводил к предмостной площадке. Одно-единственное орудие с полусотней стрелков могло бы в этой узкой и низкой галерее бесконечно долго держать оборону, не давая противнику накопить силы для решающего удара. И французские солдаты из бригады дивизионного генерала Клода Жака Лекурба не замедлили воспользоваться этой возможностью.

Понимая, что атаковать предмостные позиции французов в лоб нет никакой возможности, Суворов направил два отряда в обход. Внизу по долине Рёйса шли две сотни егерей из 13-го егерского полка под командованием майора Федора Тревогина. А вверху буквально по козьим тропам пробирались три сотни солдат Орловского пехотного полка под командованием полковника Иосифа Трубникова.

Бой на Чертовом мосту 14 сентября 1799 года. Картина художника-баталиста Александра Коцебу, 1857-1858 гг.

После того как основная часть орловцев пошла в самоубийственную демонстративную атаку через «Урнернскую дыру», обходные отряды в полном смысле слова как снег на голову свалились на оборонявшихся у моста французов. Появление русских настолько шокировало тех, что они в панике начали отступать к мосту, опасаясь оказаться в окружении. Это позволило наступавшим через туннель русским частям усилить натиск и вырваться на предмостную площадку, ударив в штыки и сбросив единственную французскую пушку в ущелье Рёйса.

Появление русских на правом берегу у Чертова моста и горстка уцелевших солдат, прорвавшихся к товарищам, вынудили командовавшего обороной на этом участке полковника Дамма отдать приказ о взрыве моста. Но и тут французов поджидала неудача: подорвать удалось не среднюю (самую длинную) часть 20-метрового моста, а небольшой участок возле опоры на правом берегу. Это совсем ненадолго остановило русские войска, которые быстро разобрали стоявший неподалеку сарай и, связывая бревна и доски офицерскими шарфами и ружейными ремнями, восстановили переправу.

Бой на Чертовом мосту между русскими и французами. Офорт, 1800 год

Делать это пришлось под плотным ружейным огнем: пока одни восстанавливали мост, остальные русские солдаты вели ожесточенную перестрелку с французами через ущелье на расстоянии полусотни метров. Но когда над французскими позициями на левом берегу внезапно появились солдаты-архангелогородцы, отправленные в обход по левому берегу, противник дрогнул и начал отступать, причем настолько поспешно, что преследовавшие его русские солдаты находили у тропы не только солдатские шинели и ранцы, но даже патронные сумки и ружья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector