Фонтан тритона

Архитектор Бернини

Жизнь Бернини вряд ли можно было назвать безмятежной. В ней были и взлеты и падения. А главное долгое соперничество с собратьями по искусству. Талантливыми мастерами художниками, скульпторами и архитекторами Италия обделена не была, но главным соперником все же для Бернини был его сверстник Борромини. Особенно трудно пришлось Бернини после смерти его покровителя папы Урбана VIII, который скончался в 1644 году на 77 году жизни.

Бернини стал испытывать серьезное беспокойство. Новый папа — Иннокентий X, помня о его оплошности во время постройки башен церкви Святого Петра, одна из которых дала трещину, назначает расследование, а спустя два года башни решено снести. Папа избирает в качестве главного архитектора Борромини. Бернини остается без заказов.

Иннокентий X, как все его предшественники и последователи, начинает с постройки дворца для семьи Памфили — фамилия, которую папа носил до избрания. Дворец для папы строил архитектор Борромини. Расположился он на площади Навона в Риме.

Какие реки символизирует фонтан на площади Навона

Площадь Навона с фонтаном Бернини

Фонтан Четырех рек символизирует четыре крупные мировые реки, дающие жизнь многим народам.

Нил — река в Африке. Имеет самую длинную водную систему в мире – почти 7000 км. На фигуру Нила в фонтане Бернини указывает пальма. Голова Нила накрыта плащом,  это значит, что в то время никто доподлинно не знал, где находится исток Нила:

Бог Нила скрылся, прикрыв голову плащом

Ганг — одна из самых длинных и полноводных рек Южной Азии. Это священная река индуистов. По их мифологии, это небесная река, спустившаяся на землю. В фонтане Ганг держит весло, символизирующее судоходство реки.

Ганг с веслом похож на индийского раджу

Дунай — вторая по длине река в Европе (после Волги). Длина реки — 2860 км. В монументе Бернини Дунай соприкасается с гербом папы, поскольку это самая большая река, ближайшая к Риму.

Фигура Дуная находится ближе всего к папскому гербу, то есть к Риму

Ла-Плата — река в Америке, самая широкая река в мире. На скульптуре Рио-де-Ла-Плата заслоняет глаза от слепящего света, который исходит от обелиска. Бог реки сидит на куче монет. Это символ богатства, которое Америка могла предложить Европе.

Ла-Плата

Также в фонтан Бернини ввел фигуры крокодила, дракона, земляной змеи, морской змеи и дельфина:

ДельфинДраконЗемляная змеяКрокодил

«Фонтан Треви»

Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 7 декабря 1598, Неаполь — 28 ноября 1680, Рим) — итальянский архитектор и скульптор. Являлся видным архитектором и ведущим скульптором своего времени, считается создателем стиля барокко в скульптуре.

Джованни Лоренцо Бернини (итал. Giovanni Lorenzo Bernini) родился в Неаполе 7 декабря 1598 года в семье скульптора и художника Пьетро Бернини. Ему было семь лет, когда семья переехала в Рим. Джованни рано начал самостоятельное творчество — его первая работа относится к 1608 году.

В восемнадцать лет он создал скульптурную группу «Аполлон и Дафна». Его ранние работы «Похищение Прозерпины» и «Давид» приносят ему известность. В 1622 году получил почетный орден Христа. Прославился он и как мастер скульптурного портрета. Изготовил бюсты кардинала Боргезе и своей музы Буонарелли.Бернини был разносторонней личностью. Он создает новый канон придворной скульптуры (бюст герцога Франческо д’Эсте и Людовика XIV); увлекался живописью и графикой; был известен шаржами на современников, написал сорок комедий и занимался режиссурой домашних спектаклей.

Он много сделал для театрального мира как сценический художник и инженер, разработал множество сценических механизмов и спецэффектов. Экстаз святой Терезы Джованни Бернини был фаворитом Ватикана, особенно папы Урбана VIII и Александра VII. Благодаря этому получал самые дорогие церковные заказы. В 1629 году Бернини был приглашен построить собор святого Петра в Риме, и стал его главным архитектором. Одно из его главных творений — грандиозный ансамбль площади святого Петра (1657—1663). В этот же период Бернини создает свою знаменитую скульптуру – «Экстаз святой Терезы». Вообще архитектор сыграл весьма важную роль в формировании архитектурного облика Рима — по его чертежам построены многие светские здания и фонтаны. Работал Бернини и во Франции, где создал проекты нового фасада Лувра и проект памятника Людовику XIV.

Великолепное творчество Джованни Лоренцо Бернини, поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европейское искусство 17—18 веков.

Среди творений Бернини необходимо упомянуть его фонтаны на них я остановлюсь подробнее.

«Фонтан Треви »(Fontana del Tritone) — главный фонтан в Риме.

Первые упоминания о фонтане «Треви» датируются второй половиной 17 века, когда Лоренцо Бернини делает несколько эскизов, которые только через сто лет будут использоваться в строительстве фонтана архитектором Николо Сальви.

Сегодняшний вид фонтана «Треви», состоящий из скал, мраморных скульптур и ниш относится к 18 веку, когда папа Климент XII отдал выполнение работ Николо Сальви.

Архитектор взял за основу натуралистический сюжет – «Гимн океану»: группа обитателей моря во главе с владыкой океана богом Нептуном, несущимся на большой морской раковине-колеснице, запряженной морскими конями, управляет стихией воды.

Размеры Фонтана «Треви» впечатляют: более 25 метров в высоту (на фоне Дворца Поли) и около 20 метров в ширину.

«Фонтан Треви»

«Фонтан Четырех Рек»

Архитектор Бернини

Жизнь Бернини вряд ли можно было назвать безмятежной. В ней были и взлеты и падения. А главное долгое соперничество с собратьями по искусству. Талантливыми мастерами художниками, скульпторами и архитекторами Италия обделена не была, но главным соперником все же для Бернини был его сверстник Борромини. Особенно трудно пришлось Бернини после смерти его покровителя папы Урбана VIII, который скончался в 1644 году на 77 году жизни.

Бернини стал испытывать серьезное беспокойство. Новый папа — Иннокентий X, помня о его оплошности во время постройки башен церкви Святого Петра, одна из которых дала трещину, назначает расследование, а спустя два года башни решено снести. Папа избирает в качестве главного архитектора Борромини. Бернини остается без заказов.

Иннокентий X, как все его предшественники и последователи, начинает с постройки дворца для семьи Памфили — фамилия, которую папа носил до избрания. Дворец для папы строил архитектор Борромини. Расположился он на площади Навона в Риме.

Описание Фонтана Четырех рек

Фонтан Четырех рек представляет собой скульптурную композицию фигур, символизирующих четыре главные реки в четырех частях света. В центре композиции находится мощный обелиск. Долгое время считалось, что он был привезен из Египта императором Каракаллой. Однако последние исследования доказали, что обелиск был создан в Риме. Его высота 16 метров, он имеет четыре грани, на которых изображены правители Рима в образах фараонов. Устремленный ввысь обелиск означает победу Римской католической церкви над языческими верованиями. На вершине монумента находится скульптура голубя с веткой оливы в клюве — символ надежды и часть герба рода Памфили.

Рисунок скульптурной группы создал Бернини, а вот воплощали замысел в жизнь его ученики. Им удалось сделать композицию живой и динамичной, вдохнуть в изображения богов силу и экспрессию. Африке соответствует бог Нила, созданный Антонио Фанчелли. Америка — река Ла-Плата, автор скульптуры Франческо Баратта. Аллегория Азии — бог Ганга Клода Пуссена. Главная река Европы — Дунай. Автор — Антонио Лучея.

Лицо бога Нила закрыто руками. Есть два варианта объяснения этого жеста. Первая версия — таким жестом Бернини хотел выразить неуважение к своему противнику Борромини, на произведение которого (церковь Сант-Аньезе) смотрит бог. Согласно второй версии, во время создания фонтана еще не был известен исток Нила. В руках у бога Дуная свиток. На нем изображена геральдика рода Памфили и эмблемы папства. Процветание Америки символизируют монеты под скульптурой Ла-Плата. Бог Ганга держит в руках весло, как отсылку к активной индийской навигации.

Скульптурную композицию дополняют фигуры флоры и фауны олицетворяемых стран. Это цветочные поля Дуная, кактусы и крокодилы, характерные для долины Ла-Плата. Со стороны Африки лев пьет воду у пальмы. Весло Ганга обвивает азиатский символ — дракон. А в чаше фонтана плавают морской змей и дельфин. Также фонтан украшен виноградными лозами, цветами и фруктами — символами богатства, процветания и изобилия.

Вода в Фонтан Четырех рек приходит через акведук Аква Вирго, построенного еще в I веке до н. э. Конкуренты Бернини утверждали, что фонтан спроектирован неверно и вода не сможет течь. Архитектор очень волновался перед первым пуском, но беспокойство оказалось напрасным. Как и столетия назад, фонтан исправно работает и восхищает жителей и гостей Рима.

Сегодня туристов привлекает не только потрясающая архитектура фонтана, но и множество уличных артистов, мимов, музыкантов и художников, облюбовавших площадь Навона. В чашу фонтана принято бросать монетку, чтобы вернуться в Рим. Зимой здесь устраивают рождественскую ярмарку. Любители творчества Дэна Брауна вспомнят, что в романе «Ангелы и демоны» фонтан сыграл заметную роль.

Сергей Архипкин

Фонтан Лодочка

Среди творений Бернини стоит отметить один из самых любимых туристами фонтанов «Лодочку». Интересно, что его создателем является отец автора «Четырех Рек». Этот шедевр зодчества был создан как дань памяти о наводнении 1598 года, во время которого погибли многие жители города. Фонтан изображает тонущую в водах разбушевавшегося Тибра прохудившуюся лодку, из кормовой и носовой части которой, течет вода. Надо сказать, что на «Лодочке» любят по вечерам отдыхать туристы. Часто посетителей бывает так много, что из-за них трудно разглядеть очертания полюбившегося архитектурного сооружения.

Знаменитые римские фонтаны

Началом украшения Рима оригинальными проектами с фонтанами послужила сделанная совместно с отцом знаменитая «Баркаччо» («Лодочка») на Испанской площади. Этот фонтан стал первым образцом, который строился не по стандартной форме бассейна. «Баркаччо» — воплощение в камне римской легенды о случившемся в 1598 году наводнении, когда воды реки Тибр прибили к берегу затонувшую грузовую лодку.

По проектам Бернини в Риме было построено множество фонтанов, а сам Вечный город с тех пор стали именовать городом фонтанов. Сейчас их насчитывается 280, а раньше было 800.

Самые знаменитые и прекрасные фонтаны Лоренцо Бернини:

  • Фонтан Четырех Рек, задуманный вначале как дополнение к обелиску из Александрии. Располагается на площади Навона. Обнаженные мужские фигуры размещены вокруг обелиска и символизируют 4 реки всех континентов: Дунай (Европа), Ганг (Азия), Ла-Плата (Америка) и Нил (Африка). В окружение каждой скульптуры для колоритности добавлены некоторые представители флоры и фауны конкретного континента.
  • Фонтан «Тритон» (1643) является украшением площади Барберини и представляет собой статую сына Посейдона (морского бога), изображенного в виде полурыбы-получеловека. Под ним находится морская раковина, ниже — дельфины, удерживающие ее на своих хвостах. Между ними скульптор расположил герб семьи Барберини (с пчелами) и атрибуты власти папы римского (тиара и ключи от Рая).
  • Небольшой и изящный фонтан Пчел (1644) выполнен в виде раскрытой раковины, стоящей на каменном основании. Между створками находятся три пчелы, которые наполняют ее водой. На раковине также выбито имя папы римского Урбана VIII, который заказал архитектору этот фонтан. С этим объектом в 2004 г. случилось неприятное происшествие — психически ненормальный приезжий разбил голову одной пчелы, попутно испортив еще несколько памятников Рима.
  • Самый грандиозный фонтан, выполненный по проекту Бернини Лоренцо — Треви (1672), расположенный в центральной части города. Вода в него поступает из источника. Большая скульптурная композиция является фасадной частью Палаццо Поли. Центральная его фигура — статуя Нептуна, вокруг которой располагаются различные морские мифические существа, гроты. В темное время суток фонтан очень красиво подсвечен.

Описание фонтана четырёх рек в Риме

Главной концепцией фонтана является воплощение католицизма на четырёх материках света (к моменту возведения сооружения Австралия была неизвестной землёй для европейцев). Фонтан представляет собой большую травертиновую скалу, из которой бьют струи воды. По углам каменной плиты восседают выразительные, гигантские мускулистые человеческие фигуры из мрамора. Они воплощают в аллегорической форме известные крупные реки XVII века. Это Нил, Ганг, Дунай и Рио-дела-Плата.

Скульптуры окружены фигурами животных и растений, соответствующих представленным континентам. Губастый дикарь, сидящий рядом со змеёй и крокодилом, опирается локтем на несметные сокровища в виде серебряных монет. Данный образ характеризует природные богатства южноамериканской реки Рио-дела-Плата. Фигура, неподалёку от которой можно увидеть льва и пальму, символизирует Нил. Примечательно, что в то время истоки африканской реки были ещё неисследованные. Поэтому лицо скульптуры символично закрыто тканью.

Реку Ганг представляет мужчина с веслом, вокруг которого обвился дракон. Фигура демонстрирует бурное развитие судоходной навигации южноазиатского региона. Мраморный гигант, повёрнутый лицом к рельефному свитку с гербом папы Римского на вершине скалы, олицетворяет реку Дунай. Таким образом, подтверждается авторитет христианства в мире. В основании скалы можно увидеть лошадь, выскакивающую на цветущую европейскую равнину.

В центре бассейна установлен шестнадцатиметровый гранитный обелиск, пирамидальную вершину которого украшает изображение герба Иннокентия X — голубь с оливковой ветвью. Пилон считается одним из древних памятников Рима. Его специально привезли из Египта для украшения спортивного стадиона при императоре Максенции в 309 году. Вокруг монумента проводились скачки на колесницах. Позднее обелиск раскололся на несколько частей. Длительное время он находился среди обломков античного римского района. В 1649 году по инициативе Иннокентия X памятник был отреставрирован и буквально собран по кускам.

Как Бернини удалось получить заказ на фонтан


Фонтан Четырех Рек на площади Навона в Риме

Гениальный скульптор и архитектор Лоренцо Бернини, создавший множество проектов для Рима, является одним из самых ярких представителей Эпохи Возрождения. Его талант был замечен еще в те далекие времена и по достоинству оценен многими поклонниками искусства, в числе которых были не только представители знати, но даже кардиналы и Папы Римские. Среди покровителей Бернини были и Шипионе Боргезе, и Папа Урбан VIII Барберини, для которых известный итальянский скульптор и архитектор реализовал множество потрясающих работ. Говорят, понтифик тратил настолько много денег на эстетическое преобразование внешнего облика города, что заработал себе, тем самым, дурную славу. При нем задолженность Папского престола достигла таких колоссальных цифр, что кардиналы, возмущенные расточительством понтифика, пытались осуществить против него заговор: арестовать и заточить в тюрьму. Когда заговор был раскрыт, кардиналам пришлось уехать из Рима, а Папа продолжил возрождать Вечный Город.


Герб Папы Иннокентия X

Следующим после Урбана VIII Папой Римским стал Иннокентий X Памфили, выбравший к себе в фавориты другого известного архитектора – Франческо Борромини. Все важные проекты, соответственно, достались последнему.Лоренцо Бернини старался не сдавать своих позиций, даже несмотря на то, что работы у него в разы поубавилось. Где остановиться рядом с Пьяцца Навона

Говорят, для того чтобы получить заказ на реализацию центрального фонтана для Площади Навона, где располагался Дворец Памфили, Бернини подарил серебряную модель своего проекта, высотой полтора метра, некой донне Олимпии, невестке Иннокентия X и одной из самых влиятельных представительниц женского пола в истории Святого Престола. Так это или нет – неизвестно, однако то, что работу над фонтаном поручили именно Лоренцо Бернини остается очевидным.

Это интересно!

Средства для строительства фонтана «Четырех Рек» были собраны за счет введенного Иннокентием X нового налога на хлеб.

Советуем почитать:


ПЬЯЦЦА НАВОНА: ПЛОЩАДЬ ФОНТАНОВ С НЕОБЫЧНОЙ ИСТОРИЕЙ

Фонтан Баркачча (лодка)

Адрес: Via Italia

Фонтан был построен в середине 17 века. Знаменует собой сильное наводнение 1596 года, когда в центре площади оказалась лодка, принесенная бурными речными водами. Над проектом фонтана работали два великих мастера, отец и сын Бернини. Это единственная их совместная работа.

Лодка выполнена из травертина, из которого состоят сталактиты и сталагмиты. Это достаточно хрупкий материал и в значительной степени подвержен повреждениям. Так, в 2020 году, в ходе фанатских беспорядков, были брошены несколько стеклянных бутылок. Скульптурная композиция получила сколы, царапины и не подлежит восстановлению.

Легенды фонтана Четырех рек

Есть несколько легенд о фонтане Четырех рек, вдохновленных конкуренцией между Джованнн Бернини и Франческо Борромини.

Фонтан Бернини находится перед церковью Сант-Аньезе-ин-Агоне, работы Борромини. Считается, что гигантские скульптуры выражают презрение к базилике.

Статуя Рио-де-ла-Плата вытянула руку вперёд якобы из-за страха обрушения церкви. Нил прикрывает голову, чтобы не видеть ее. Другие статуи, кажется, отворачиваются от базилики с отвращением.

Говорят, что в ответ Борромини установил статую святой Агнессы на церкви, чтобы быть уверенным что она не рухнет.

Другая история рассказывает, что Бернини допустил ошибку при строительстве Четырёх Рек и вода не стекала из акведука в фонтан. Борромини, который ожидал провала своего конкурента, не мог держать язык за зубами и рассказал о недостатках своим друзьям. Бернини узнал об этом и смог решить проблему благодаря подсказкам, которые он получил от знакомого Борромини.

Архитектура фонтана

Фонтан четырёх рек исполнен в стиле барокко. В его центральной части расположен столб Каркаллы, который «обвит» скульптурной композицией. Данное строение – репродукция древнеегипетской колонны высотой в 16,5 метров, найденной в 1644 году на территории ипподрома.

На каждой грани монумента – изображение римских властителей в убранстве фараонов, символизировавшего торжество христианства над языческим многобожием. Тут присутствует и голубь с оливковой веточкой – символ рода Памфили.

В руках Дуная – картуш со знаками кардинальской власти Иннокентия Х, у Ганга – весло. Монетки, находящиеся под статуей Ла-Плата, олицетворяют состоятельность Нового Света. Голову Нила архитектор предпочел накрыть.

Все скульптуры пребывают в окружении растительного и животного мира того континента, на котором они расположились. Здесь представлены пальмы, цветущие растения, лоза винограда, фрукты, лев, дельфин, лошадь, змеи. Ниже, под статуями, размещено маленькое искусственное озерцо с чистой водой акведука. В чашу возле него туристы часто кидают монетки с надеждой возвратиться в величественный Рим.

Фонтан четырех рек разительно выделяется среди других творений Бернини, так как не содержит плавных линий, характерных для мастера. Именно поэтому специалисты сходятся во мнении, что достоянием великого зодчего были лишь эскизные зарисовки. Остальные работы выполняли его воспитанники – Рагги, Баратта, Фанцелли, Пуссен.

Легенды фонтана

Есть несколько историй, связанных с фонтаном «Четырех рек», насколько они верны — судите сами:

Одна из них рассказывает о том, что Бернини специально разместил три фигуры богов таким образом, чтобы они не смотрели в сторону стоящей напротив фонтана церкви Сан Аньезе, построенной по проекту Борромини. А фигура бога реки Ла-Плата изображает ужас от нечаянно увиденного зрелища — верхней части фасада этой церкви.

Другая легенда рассказывает о том, что перед открытием фонтана «Четырех рек», папа Иннокентий X в сопровождении того же Борромини пришел поглядеть, как проходят работы. Он обходил его, взирая на композицию с восхищением, более часа. Завистливый соперник Борромини едко заметил, что при такой конструкции фонтана, вода никогда не будет бить. Папа спросил у Бернини о том, когда фонтан заработает. Бернини ответил, что «на все воля божья» и попросил папу благословить фонтан. Иннокентий X исполнил просьбу и собрался удалиться, как вдруг фонтан «Четырех рек» забил. Бернини вздохнул с облегчением. Папа был до глубины души растроган сюрпризом, подготовленным великим скульптором и архитектором специально для него.

После установки фонтана «Четырех рек», отношения между папой и Бернини стали теплыми, и гений скульптуры занял место главного архитектора папства.

Боги четырех рек, украшающие фонтан в Риме

За свою многовековую историю фонтан «Четырех рек» не претерпел изменений, но оброс множеством историй и легенд, став от этого еще интереснее. И сегодня сотни тысяч туристов стремятся на площадь Навона, чтобы полюбоваться творением великого мастера.

Место на карте города

Выбор места для строительства Четырёх фонтанов был неслучайным.

Перекрёсток на вершине Квиринальского холма существовал ещё на картах Древнего Рима. Он был точкой, через которую проходила одна из самых важных дорог города — Альта-Семита (Alta Semita), ведущая от Коллинских ворот (Porta Collina) в Сервиевой стене к Храму рода Флавиев (Tempio della gens Flavia).

Район, заброшенный в период Средневековья, в XVI в. стал быстро застраиваться богатыми особняками, при этом, известный в античности перекрёсток оставался в плане Рима на том же месте.

В то время он был образован улицами, известными как Via Porta Pia (современные Via del Quirinale — Via XX Settembre) и Via Felice (современная Via delle Quattro Fontane). Первая возобновляла маршрут древней Альта-Семита, а вторая вела от церкви Тринита-деи-Монти (Trinita dei Monti) к базилике Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore).

Проект

Проектировщиком перекрёстка Четырёх фонтанов считается талантливый архитектор и инженер-строитель Доменико Фонтана (Domenico Fontana), к услугам которого часто прибегал папа Сикст V.

Выдающийся мастер оригинальных строительных программ разработал проект, в котором фонтаны располагались в усечённых углах каждого из четырёх сооружений перекрёстка:

  1. Палаццо Альбани дель Драго (Palazzo Albani del Drago);
  2. Палаццо Вольпи-Галлоппи (Palazzo Volpi Galloppi);
  3. Церкви Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане;
  4. Здании, построенного на углу будущего сада Палаццо Барберини (Palazzo Barberini).

Такой план совершенно не мешал движению по довольно узкой проезжей части оживлённого перекрестка.

Градостроительный проект XVI в. и в настоящее время несёт в себе несколько сюрпризов. Для некоторых станет открытием то, что перекрёсток является точкой соединения сразу трёх районов (Rione) Рима – Монти (Monti), Треви (Trevi) и Кастро Преторио (Castro Pretorio).

Кроме того, благодаря уникальной задумке архитектора, из центра маленькой площади по трём визуальным осям видны одновременно 3 обелиска:

  1. Эсквилинский (Obelisco Esquilino) на Пьяцца дель Эсквилино (Piazza dell’Esquilino);
  2. Саллюстийский обелиск (Obelisco Sallustiano) на Пьяцца делла Тринита дей Монти (Piazza della Trinitа dei Monti);
  3. Квиринальский обелиск (Obelisco del Quirinale) на Пьяцца дель Квиринале (Piazza del Quirinale).

Четвёртая ось в направлении на северо-восток показывает городские ворота Порта Пиа (Porta Pia), которые явились одной из последних работ Микеланджело.

Советую почитать про обелиски Рима.

Церкви на площади Навона

Особой достопримечательностью площади Навона являются расположенные практически напротив друг друга две знаменитые церкви Рима: Сант Аньезе ин Агоне, поражающая своей роскошной барочной архитектурой, и церковь Санта Мария дель Сакро Куоре, которая изначально была обращена к исторической площади своей тыльной стороной.

Церковь Богородицы Святого Сердца

Адрес: Пьяцца Навона, вход находится со стороны Corso del Rinascimento, 27
Посещение: пн-сб 06:45-12:00 и 17:00-19:00; вс 08:00-12:00 и 16:30-19:00

Скромный фасад церкви Nostra Signora del Sacro Cuore, лишенный архитектурных излишеств, обычно мало интересует туристов, посещающих площадь Навона. Тем не менее, этот католический храм имеет довольно древнюю интересную историю. Первое здание на этом месте было возведено в XII веке на руинах стадиона Домициана по воле сына короля Кастилии Фердинанда III инфанта Энрике де Кастилья (1230-1303), основавшего при храме приют для испанских паломников. В 1440 году каноник Севильского кафедрального собора Альфонсо де Парадинас за личные средства перестроил церковь, поручив проект архитектору Бернардо Росселлино, и с 1506 года она стала национальной церковью Королевства Кастилии в Риме вплоть до начала XIX века. В 1818 году она была оставлена испанцами в пользу церкви Санта Мария ди Монсеррато, куда перенесли большинство произведений искусства, погребальных памятников и некоторые из алтарей. Долгое время здание использовалось в качестве муниципального склада, пока 1878 году не было продано миссионерам Ордена Святого Сердца.

Церковь Nostra Signora del Sacro Cuore Lalupa / Wikimedia Commons

В конце XIX века папа Лев XIII потребовал капитально отремонтировать находившийся на грани разрушения храм. При этом его главный вход был перенесен на площадь Навона, а в 1931 году, чтобы освободить место для новой улицы Корсо дель Ринасименто (проходящей параллельно Пьяцца Навона), апсида и трансепт церкви были снесены. Тем не менее, в здании XVI века до наших дней сохранились некоторые произведения эпохи Возрождения, в том числе мраморная стена серлианы за главным алтарем работы Пьетро и Доменико Росселли, фрески Пеллегрино Аретузи и Чезаре Неббиа, а также великолепная часовня Cappella di San Giacomo флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло.

Церковь Сант Аньезе ин Агоне

Адрес: Via di Santa Maria dell’Anima, 30/A, вход со стороны Пьяцца Навона
Посещение: вт-вс 09:00–12:30 и 15:30–19:00. Закрыто: понедельник.

Находящаяся перед Фонтаном Четырех рек церковь Святой Агнессы посвящена девушке, которая, согласно традиционной версии, была замучена в возрасте двенадцати лет на располагавшемся здесь стадионе Домициана во времена преследования христиан при императоре Диоклетиане.

Церковь Сант Аньезе ин Агоне Fczarnowski / Wikimedia Commons

Церковь Сант Аньезе ин Агоне, проект которой разработал в 1652 году архитектор Джироламо Райнальди по заказу папы Иннокентия X, должна была стать своего рода частной часовней понтифика, примыкающей к его семейному дворцу, построенного рядом. В 1653-1657 году работы возглавил Франческо Борромини, который частично изменил первоначальный проект предшественника возведением великолепного вогнутого фасада церкви с тремя входными порталами и двумя колокольными башнями.

Интересный факт

У жителей Рима существует красивая легенда, связанная с непримиримым соперничеством между Борромини и Бернини. Народная молва гласит, что одиозные позы скульптурных фигур фонтана Четырех рек, сделанные Бернини, указывают на недопустимую фривольность Борромини в архитектурном облике возведенного католического храма. Так, символизирующая Рио делла Плата статуя поднимает руку, опасаясь обрушения церкви, а символизирующая Нил фигура даже закрывает лицо, чтобы не видеть безобразное творение архитектора-выскочки. Однако стоит учитывать, что это всего лишь легенда, поскольку фонтан на площади Навона был построен ранее, между 1648 и 1651 гг., а Борромини возглавил строительную площадку Сант Аньезе около 1653 года.

Тематические экскурсии:

Рим на ладони в компании римлянина

Погрузиться в прошлое Вечного города на фоне панорам с трех смотровых площадок-холмов

€150 за экскурсию

Подробнее >>

Прикоснуться к истории главного католического храма в мире

€132 за экскурсию

Подробнее >>

Секреты Рима: история, теология и геральдика

Открыть неординарное в 12 главных памятниках, найти скрытые объекты и погрузиться в тайны Ватикана

€150 за экскурсию

Подробнее >>

Интересные факты

  • Строительство фонтана «Четыре реки» оказалось удовольствием не таким уж и дешевым. Пришлось даже пойти на довольно непопулярные меры. Власти повысили налог на хлеб, расходы-то надо было покрывать.

Фонтан Четырех Рек оказался слишком дорогим сооружением, а к тому же еще и сложнейшим в техническом плане. Есть даже легенда по этому поводу.

Накануне запуска фонтана Иннокентий Х лично наведался посмотреть, как идут дела. Сопровождал его извечный соперник Бернини, Франческо Борромини. Увидев, что работа заказчику нравится, Борромини с сарказмом заявил, что фонтан сконструирован неправильно и работать не будет.

Тогда автор попросил Папу Иннокентия благословить фонтан, и тут же чудесным образом тот забил струями прохладной воды. Надо ли говорить, с каким облегчением вздохнул Джованни Бернини.

Фонтан Четырех Рек привлекает к себе не только красотой и монументальностью. Под жарким римским солнцем так приятно освежиться чистой прохладной водой. Ее подают в фонтан по акведуку Аква Вирго – древнейшему водоводу, до сих пор действующему. А ведь построен он был еще в I веке до нашей эры.

Жизнь возле фонтана не замирает ни на минуту. Художники пишут картины и этюды, уличные музыканты и мимы развлекают гостей, туристы активно фотографируются.

Накануне Рождества и новогодних праздников возле фонтана Четырех Рек располагаются ярмарочные павильоны. На самом большом в Риме Рождественском базаре продают всякие сладости и сувениры.

Символ праздника – добрая ведьма Бефана, приносящая детям подарки. Ее фигурки продаются здесь в разных вариациях. На ярмарке можно посидеть в карете Санта-Клауса и покататься на старинных каруселях.

Тем, кто только планирует знакомство с достопримечательностями Италии, явно стоит включить в свой туристический маршрут Фонтан Четырех Рек. Такую красоту пропустить нельзя!

В этом ролике вы увидите великолепную архитектуру фонтанов на площади Навона в Риме:

Это интересно:

Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:

Бернини и фонтан Четырех Рек

Гениальный архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини, создавший множество проектов для Рима, является одним из самых ярких представителей Эпохи Возрождения. Его талант был по достоинству оценен многими поклонниками искусства, которых были не только представители знати, но даже кардиналы и Папы Римские.

Фонтан Четырех Рек на площади Пьяцца Навона

Среди покровителей Бернини были и Шипионе Боргезе, и Папа Урбан VIII Барберини, для которых известный итальянский скульптор и архитектор реализовал множество потрясающих работ. Говорят, понтифик тратил настолько много денег на эстетическое преобразование внешнего облика города, что заработал себе, тем самым, дурную славу. При нем задолженность Папского престола достигла таких колоссальных цифр, что кардиналы, возмущенные расточительством понтифика, пытались осуществить против него заговор: арестовать и заточить в тюрьму. Когда заговор был раскрыт, кардиналам пришлось уехать из Рима, а Папа продолжил возрождать Вечный Город.

Герб Иннокентия X Памфили

Следующим после Урбана VIII Папой Римским стал Иннокентий X Памфили, выбравший к себе в фавориты другого известного архитектора – Франческо Борромини. Все важные проекты, соответственно, достались последнему. Лоренцо Бернини старался не сдавать своих позиций, даже несмотря на то, что работы у него в разы поубавилось.

Отели возле Пьяцца Навона

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от Площади Навона — тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Смотреть отели

Говорят, что средства для строительства фонтана «Четырех Рек» были собраны за счет введенного Иннокентием X нового налога на хлеб. Для того чтобы получить заказ на реализацию центрального фонтана для Площади Навона, где располагался Дворец Памфили, Бернини подарил серебряную модель своего проекта, высотой полтора метра, некой донне Олимпии, невестке Иннокентия X и одной из самых влиятельных представительниц женского пола в истории Святого Престола. Так это или нет – неизвестно, однако то, что работу над фонтаном поручили именно Лоренцо Бернини остается очевидным.

Советуем прочитать:

ПЬЯЦЦА НАВОНА: ПЛОЩАДЬ ФОНТАНОВ С НЕОБЫЧНОЙ ИСТОРИЕЙ

Как добраться до Фонтана Четырех рек

Величественный Фонтан Четырех рек — одно из главных украшений площади Навона в центре Рима. Это место, куда удобно прийти, самостоятельно гуляя по Вечному городу, ведь рядом находится немало других важных достопримечательностей.

Точный адрес: Piazza Navona, 00186 Roma RM, Италия.

Как добраться от ж/д вокзала Термини:

  • Вариант 1

    Пешком:расстояние около 3-х километров, нужно идти по Via Panisperna и Via del Plebiscito (через площадь Венеции).

  • Вариант 2

    Автобус:добраться маршрутом № 70 до остановки Rinascimento, в пути 15 минут.

    Пешком:от остановки Rinascimento до площади Навона — около 250 метров.

Также вблизи этой площади Рима останавливаются автобусы № 30, 81, 87, 130F, 492, 628, С3 и другие. Рядом есть остановка автобусов № 46, 62, 64, 916, N5, N15, N20.

Что хотел выразить мастер скульптурой

Настоящее чудо архитектуры поражает не только красотой, оно наделено глубочайшей смысловой нагрузкой, особенно проявляющейся в вечернее время. Умело созданная внутренняя подсветка совершает чудо: фигуры «оживают», и невольно становишься участником иллюстрированного божественного постулата. Незаметно для себя погружаешься в Книгу Бытия, которая говорит о реке мироздания, вытекающей из Эдема и растекающейся в четырех направлениях. Приходит осознание, что реки являются связующим звеном между человеком и райским садом. Гениальность художника превзошла ожидания: в театрально созданной скульптуре фонтана он отобразил картину сотворения мира.

Какой запах у Рима

Римские улочки — это не только ожившие легенды. Радушно приглашают приезжих маленькие кафе и недорогие ресторанчики, откуда доносится запах мяса и настоящей итальянской хрустящей пиццы. В кафешки захаживали Гоголь, Байрон, Гете, в толстой гостевой книге еще остались записи коронованных особ.В Париже чувствуется запах жареных каштанов и дождя, Москва пахнет выхлопными газами и деньгами. А чем пахнет Рим? Не выращивая ни единого зернышка, он пропитан кофейным запахом, дразнящим на каждом шагу. Утро горожан начинается с приветливой улыбки, ясного неба и чашечки крепкого ароматного кофе. Разве откажешься от такого начала? Потом можно насладиться пастой феттучини или ригатони с сыром и яйцом, попробовать ягненка с артишоками, понять, что вкуснее итальянского мороженого ничего нет на свете.

Лучшей поездкой в веселую, светлую, легкую и музыкальную, живую и невероятно красивую Италию может быть только еще одна поездка. Поэтому, познакомившись с фонтаном «Четырех рек», не забудьте бросить в него монетку, чтобы непременно вернуться туда. Прожив в стране более 5 лет, Гоголь писал: «Влюбляясь в Рим медленно и понемногу, влюбишься на всю жизнь».

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector