История гатчинского дворца и экскурсия по залам и другим помещениям

Содержание:

Фотографии Приоратского дворца, интерьеры Приората

Уже издали, когда подходишь к Приорату, он потрясает. Кажется, что белый замок-монастырь словно вырастает из Черного озера. Парк здесь не такой ухоженный, как Дворцовый, вода к августу зацвела.

Приоратский дворец на берегу Черного озера

На первом этаже располагается выставка восточного искусства, на втором — экспозиция, связанная со строительством Приората и Мальтийским орденом.

Интерьер одного из залов ПриоратаМодель Приоратского дворцаИнтерьер одного из залов второго этажаИнтерьер одного из залов второго этажаИнтерьер одного из залов второго этажаБашня ПриоратаСад около дворцаВид на Приоратский дворец с холмаСвоим обликом Приорат напоминает немецкое аббатство

Откуда сбежал Керенский?

Необычная судьба ждала Большой дворец в Гатчине в XX веке. В дни Октябрьской революции здесь столкнулись казачьи части и красногвардейские отряды. 27 октября 1917 года во дворец прибыл сам Керенский. Вскоре перед замком провели митинг, после чего революционные войска заняли дворец, а Керенский сбежал. По одной из версий, именно из Гатчины, а не из Зимнего дворца бывший председатель Временного правительства сбежал в женском платье. Об этом свидетельствуют строчки из его мемуаров: «Я ушел из Дворца за 10 минут до того, как предатели ворвались в мои комнаты. Я ушел, не зная еще за минуту, что пойду. Пошел нелепо переодетый под носом у врагов и предателей. Я еще шел по улицам Гатчины, когда началось преследование».

Так сейчас выглядит Гатчинский дворец. (Pinterest)

В 1918-м в Большом дворце был открыт музей. К 1926 году значительную часть мебели и украшений вывезли из дворца для последующей продажи. Во время Великой Отечественной войны также удалось спасти только небольшую часть интерьеров: многое просто не успели эвакуировать. Так что сейчас представленные в музее интерьеры почти полностью неоригинальны. После войны воссоздавать дворец не планировали: слишком дорого обходилось восстановление. Но реставрация замка все-таки началась и продолжается до сих пор.

Архитектура Гатчинского дворца

Гатчинский дворец – архитектурно-дворцовый ансамбль, сочетающий черты классицизма в интерьерах с элементами средневековых замков во внешнем облике.

Комплекс включает:

  • Главный корпус с пятигранными башнями по сторонам.
  • Две полукруглые галереи.
  • Два прямоугольных здания с восьмигранными башенками по углам.

Здание расположено на холме, северный фасад обращен к Белому озеру и Дворцовому парку, южный – на плац внутреннего двора. Первый этаж главного здания и галерей отделан простыми пилястрами. Окна украшают рельефные наличники.

На втором этаже богатые пилястры и колонны. Третий этаж – с простейшими наличниками на окнах.

Северный фасад открывается постепенно при обходе и выглядит скромно. Центр фасада украшает балкон с ажурной решеткой. К аркам входных дверей ведет широкая гранитная лестница, имеющая всходы с трех сторон.

Изогнутые галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми зданиями. Внешние углы, сглажены восьмигранными башнями, что подчеркивает сходство дворца со средневековым замком.

Достопримечательности Гатчины

Дворцово-парковый комплекс «Гатчина» состоит из обширных парковых территорий, на которых находится 2 озера, Гатчинский дворец, Приоратский дворец, несколько павильонов и собственный регулярный сад. Вход в парк свободный, вход в другие объекты – по входному билету.

Гатчинский парк

Гатчинский парк имеет обширную территорию и условно делится на Английский сад и Регулярные сады при дворце. В Английском саду (свободной части парка) расположено большинство парковых сооружений, а также два озера – Белое и Серебряное. Парк красиво украшен аллеями, а через озера построены ажурные мостики. В Английском саду расположены такие объекты, как Гатчинский и Приоратский дворцы, Памятник Павлу I, озера и пруды, терраса-пристань, Адмиралтейские и Березовые ворота, Адмиралтейство, водный лабиринт, портал «Маска», павильоны Венеры и Орла, а также некоторые другие.

В Регулярных садах при дворце (вход по отдельному билету) Вы найдете Липовый сад, Верхний и Нижний Голландский сады, а также Собственный сад. Все они выполнены с элементами ландшафтного дизайна. Сады украшены скульптурами и галереями.

Гатчинский дворец (замок)

Гатчинский дворец – это огромное трехэтажное здание с башнями, больше похожее на замок, нежели на дворец. Дворец считается доминантой всего Гатчинского парка. Строительство его относится к концу 18 века. Несмотря на преобладающий стиль классицизм, дворец больше напоминает средневековый замок. Осмотреть сооружение можно не только снаружи, но и внутри, где восстановлена часть интерьеров, также выполненных в стиле классицизм. Для осмотра открыты Тронные залы, Белый и Картинный залы, Малиновая гостиная, Мраморная столовая, анфилада, парадная опочивальня, Оружейная и Чесменская галереи, подземный ход и некоторые другие комнаты.

Ninara/Интерьеры Большого Гатчинского дворца

Приоратский дворец

Приоратский дворец – это небольшое, но чрезвычайно живописное здание, также выполненное в замковом стиле. Расположено на берегу озера. Эффектность зданию придает остроконечная крыша, выложенная контрастной красной черепицей. Внутри дворца сейчас находятся Капелла и залы временных выставок.

Собственный сад

Собственный сад (регулярный) примыкает непосредственно к Гатчинскому дворцу. Вход на территорию сада осуществляется по отдельным билетам. Здесь расположены уникальные статуи 18 века, открытые галереи, ландшафтные решения, выполненные в виде лабиринтов кустарников. Место считается достаточно камерным и уютным.

Павильоны

Гатчинский парк украшает и несколько красивых павильонов, таких как павильон Венеры и павильон Орла. Это небольшие сооружения романтического вида, расположенные на фоне живописной природы. Например, павильон Венеры находится на небольшом острове на озере, в окружении воды. Внутри павильон украшен различными панно и росписями. Павильон Орла – это ротонда, украшенная колоннами.

Alexandra Zharkova/Собственный садик в Гатчине

Коллекции Гатчинского дворца-музея

Ещё при первом владельце Гатчинского дворца — Григории Орлове началось формирование коллекций музея. Граф собирал охотничье оружие, живопись, произведения декоративно-прикладного искусства западноевропейских и восточных мастеров.

Когда Гатчинский дворец перешёл во владение великого князя Павла Петровича, последнему и стали принадлежать все коллекции Орлова. С 1796 по 1917 год дворец служил императорской резиденцией. В течение всего этого времени коллекции Гатчинского дворца постоянно пополнялись его владельцами.

После Октябрьской революции Гатчинский дворец открылся как музей. Уникальный факт состоит в том, что до Великой Отечественной войны дворец-музей оставался самым крупным из всех пригородных дворцов Санкт-Петербурга. Причём, дворец-музей был лидером как по площади, так и по количеству художественных ценностей — в его фондах насчитывалось свыше 54 000 экспонатов.

После Великой Победы все спасённые экспонаты из пригородных музеев собрали в Центральном хранилище музейных фондов. Из ценностей Гатчинского дворца-музея сохранилось чуть более 16 000 предметов.

В 1976 году начали реставрировать Гатчинский дворец, после открытия которого в мае 1985 года в его экспозицию вернулись немногим больше 8 000 экспонатов. Работа по возврату спасённых произведений продолжается по сей день. Пока некоторые из предметов находятся в распоряжении других музеев. Восполнение утраченных коллекций не прекращалось и ведётся поныне.

В настоящее время в его коллекции содержатся гравюры, литографии и фотографии; металлические изделия и оружие; предметы мебели, ткани и костюмы; редкая книга и научный архив; живопись, акварели и рисунки; нумизматика и старинные чертежи; бытовое собрание, фарфор и стекло; скульптуры и драгоценности, включая сами интерьеры, по которым проводят экскурсии.

Чесменская галерея и другие галереи дворца

Настало время ознакомиться с интерьерами галерей, соединяющих Центральный корпус дворца с Кухонным каре и Арсенальным каре. Кстати говоря подробный план Гатчинского дворца с описанием помещений и интерьеров есть все на том же официальном сайте музея вот по этой ссылке.

Стоит отметить, что в основном все открытые для показа интерьеры, комнаты и экспозиции расположены на втором и третьем этажах дворца и находятся в Центральном корпусе. Поэтому отложим Центральный корпус на сладкое и осмотрим галереи дворца.

В галереи второго этажа, примыкающей к Кухонному каре расположилась выставка оружия Гатчинского дворца. Стены галереи реставрированы не до конца.

Рядом расположена так называемая Чесменская галерея дворца. В настоящее время в полном своем великолепии галерею можно наблюдать только на выставленной здесь же фотографии. Сама же галерея не отреставрирована и находится в таком состоянии, в каком прибывала с 1944 года. Чесменская галерея была одним из самых красивых залов Гатчинского дворца, а свое название получила в честь трех полотен, украшавших зал. Картины были написаны художником Якобом Филиппом Хаккертом на тему Чесменского боя.

О былой роскоши Чесменской галереи сейчас можно судить только по остаткам лепнины на стенах.

С другой стороны Центрального корпуса симметрично Чесменской располагается Греческая галерея. Греческой галерея называется потому, что в ее оформлении были использованы только греческие мотивы, картины, рельефы, скульптуры, все складывается в единый ансамбль.

Галереи первого этажа заняты бытовыми помещениями музея, а третий этаж есть только у Центрального корпуса, поэтому осмотр галерей Гатчинского дворца можно считать состоявшимся.

История Гатчинского дворца

История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.

Дворец графа Орлова

В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.

Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.

Гатчина при Павле

После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.

В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.

Гатчинский дворец при Николае I и Александре III

Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.

Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.

Гатчина после революции

После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.

Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.

После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.

Первый этаж Гатчинского дворца

Вход в музей расположен не там, где у дворца располагается парадный вход. Вход в музей находится в галереи, ведущей в Кухонный корпус, это слева от Центрального корпуса, если смотреть на дворец. Купив билеты, стоимость которых можно узнать на официальном сайте музея-заповедника Гатчина, мы отправились изучать дворец. Во дворце работает несколько постоянных и временных экспозиций

Временные экспозиции снимать запрещено, поэтому сосредоточим наше пристальное внимание на интерьерах дворца и его постоянных экспонатах

Поскольку корпусов во дворце несколько и все они сходятся в одной точке, то особой разницы нет откуда начинать осмотр дворца, но есть некоторые рекомендации музея по последовательности осмотра музея. Само собой все начинается со знакомства с историей Гатчинского дворца, эти помещения расположены на первом этаже. Вам покажут небольшой фильм об истории дворца, с использованием материалов военной хроники. Во втором зале вы увидите всю трехвековую историю дворца с момента его постройки в картинах на стенах, а по центру зала стоит макет дворца.

Здесь же демонстрируется фрагмент штукатурки дворца, на которой по-немецки написано следующее: «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто». История Гатчинского дворца весьма печальна. Первая авиабомба разорвалась на территории дворца уже в августе 1941 году, и до 1944 года дворец находился в немецкой оккупации. При отступлении фашистские войска сожгли дворец, предварительно вывезя все ценное. Таким образом дворец был восстановлен после войны, а местами несет в себе свидетельства тех страшных дней, таким свидетельством служит и эта надпись сделанная обычным карандашом.

Замок из Средневековья

Большой Гатчинский дворец уникален в своем роде. Внешне напоминая средневековый замок, он на самом деле должен был воспроизводить итальянскую виллу. Архитектор Антонио Ринальди не учел того, какое впечатление будет создавать английский сад, окружающий здание. Он придавал гатчинской резиденции налет рыцарской романтики. Усилили эффект и каменная облицовка стен, и башни, которые для русского глаза, привыкшего к светлым тонам и пышному убранству барокко, казались мрачными.

Интересно, что дворец также планировали обнести рвом. Волей-неволей напрашивается сравнение с Михайловским замком в Петербурге, знаменитой крепостью Павла I. Замок на воде уж очень напоминает средневековый: тут вам и ров, и настоящие подъемные мосты. Такое сходство двух резиденций Павла I неслучайно. На одном из планов перестройки Гатчинского дворца, датируемом 1783 годом, изображен проект нового дворца, замыкающего площадь перед главным зданием. Идею в жизнь так и не воплотили, но чертежи послужили основой для создания Михайловского замка.

Тайны Мраморного двореца

На берегу невы, напротив петропавловской крепости, стоит роскошный дворец, при строительстве которого использовали тридцать два вида мрамора. так любил этот материал и виртуозно умел использовать его в своих работах только один архитектор — Антонио Ринальди.

Мраморный дворец

Царский подарок

Великолепный Мраморный дворец был прощальным подарком Екатерины Великой своему бывшему фавориту Григорию Орлову. По легенде, проект дворца принадлежал самой императрице. Увидев его, Антонио Ринальди будто бы так расхваливал Екатерину, что та предложила ему построить здание, раз оно так хорошо. Однако пожить в подаренных царской рукой покоях Григорию Орлову не пришлось. Строили дворец долго, и граф умер в то время, когда шли отделочные работы.

Бриллиант «Орлов» в царском скипетре —прощальный подарок графа ОрловаЕкатерине Великой

Отставленный царский любимец также преподнес бывшей возлюбленной подарок — огромный алмаз «Орлов», который стал украшением императорского скипетра. В Мраморном дворце есть потайной ход, который ведет из кабинета в молельную. Говорят, что он был соединен подземным коридором с Зимним дворцом и другими великокняжескими резиденциями на Дворцовой набережной. Ходила легенда, что этот ход появился после покушения на Александра II. По слухам, там же была проложена ветка царского метро. Правда это или нет — неизвестно.

Портрет графа ГригорияГригорьевича Орлова. XVIII в.

Дворец поэта

Екатерина выкупила у наследников дворец в казну, а перед смертью подарила его своему внуку — великому князю Константину Павловичу, брату двух будущих императоров — Александра I и Николая I. Константин отрекся от престола в пользу старшего брата Николая, и Мраморный дворец стал домом для еще двух великих князей — Константина Николаевича и его сына Константина Константиновича. Последний был поэтом, творившим под псевдонимом К. Р. (Константин Романов). На его стихи написано несколько романсов, самый известный из которых — «Растворил я окно…». Кроме того, Константин Константинович покровительствовал молодому крестьянскому поэту Ефиму Придворову, прославившемуся впоследствии под псевдонимом Демьян Бедный.

В советское время в Мраморном дворценаходился музей В. И. Ленина: тут принималив пионеры лучших учеников

Генерал Александр Редигер так писал о Константине Константиновиче Романове: «Это была личность особенно светлая и симпатичная. Чрезвычайно умный, очень начитанный, добрый, деликатный и благовоспитанный, великий князь производил на всех, имевших с ним дело, чарующее впечатление. <…>. Везде его чрезвычайно любили за доброту и привет ливость. Он до тонкости знал все внешние обязанности строевого начальника и любил всю парадную сторону гвардейской службы, любил офицеров и нижних чинов, но сам остался в душе поэтом, смотревшим на все крайне благодушно, но не способным проводить настойчиво какие-либо требования, а тем более карать»

Куда сходить с ребенком в Гатчине

Юным путешественникам в городе не придется скучать. В Гатчине есть несколько мест, где ребенок побывает с удовольствием.

Музей авиационного двигателестроения

  • График работы: со среды по воскресенье, с 10:00 до 16:00.
  • Стоимость билета: следует уточнять.
  • Телефон.
  • Адрес: ул. Григорина, 7А. Остановка транспорта «Гатчинский дворец».

Осмотреть экспозиции музея, учрежденного в 2002 г., будет интересно всем членам семьи. В выставочных залах, занимающих площадь более 800 м², демонстрируются макеты авиационных двигателей, изготовленные в натуральную величину. Посетителям предложат экскурсию и увлекательную лекцию об истории отечественного авиационного двигателестроения. Экспозиция размещается в историческом особняке, который некогда занимали уланы Константиновского Гвардейского полка. Поход в музей можно совместить с осмотром Большого дворца и Дворцового парка.

Фотографии Большого Гатчинского дворца

Гатчинский дворецПамятник Павлу IГатчинский дворецГатчинский дворецМемориальная табличка

Находясь в Гатчинском дворце, обязательно поднимитесь на Сигнальную башню. Наверху расположена смотровая площадка, откуда открываются красивые виды на Гатчину, Гатчинский парк, а также сам Гатчинский дворец.

Лестница на Сигнальную башнюВид на Гатчинский парк с Сигнальной башниПанорама Гатчины с Сигнальной башниПанорама Гатчинского дворца с Сигнальной башниЧасы и колокола на башне

Признаюсь, Гатчина — это один из моих самых любимых дворцов в пригородах Петербурга. По этим залам я, кажется, готова бродить бесконечно.

Парадная лестница Гатчинского дворцаАванзалМраморная столоваяТронный залОвальный будуар императрицы Марии ФедоровныПарадная опочивальняТуалетнаяКартинный залБелый зал

Часть помещений дворца до сих пор находится в процессе реставрации.

Чесменская галереяХрам Пресвятой Живоначальной Троицы в Гатчинском дворцеМраморная лестницаПортрет Александра IIIМраморная лестницаТрон Александра IIIЛичные покои Александра III и членов его семьиЛичные покои Александра III и членов его семьиЛичные покои Александра III и членов его семьиЛичные покои Александра III и членов его семьиКабинет управляющегоГалерея

В сторону парка из дворца идет подземный ход.

Подземный ходГалерея

К Большому Гатчинскому дворцу примыкает большой парк с озерами, павильонами, декоративными мостами и прочими парковыми затеями.

Как доехать до Гатчины

Гатчина один из городов Ленинградской области, добраться до него можно несколькими способами.

На машине

Из Санкт-Петербурга до Гатчины ведёт Киевское шоссе, относящееся к федеральной автомобильной дороге Р-23 «Псков». Интенсивность движения автотранспорта на этой трассе высокая, особенно в выходные дни во время дачного сезона. Это обстоятельство нужно учитывать, если вы планируете поездку летом в субботу или воскресенье. В последние годы участок дороги от Санкт-Петербурга значительно улучшили, в ходе реконструкции трасса расширена с двух полос до шести, модернизированы развязки с другими дорогами. В настоящее время дорога от съезда с КАД в Санкт-Петербурге до въезда в Гатчину составит примерно 30 минут.

Если основная цель поездки ознакомиться с достопримечательностями Гатчины, то можно попробовать припарковаться у Гатчинского дворца. Рядом с ним расположена организованная парковка. Если повезёт, то найдёте на ней свободное место.

Точного адреса парковки нет, поэтому можете указать в навигаторе «Гатчина Кирасирский проезд». Проезд с односторонним движением и как раз, двигаясь по нему в сторону дворца, вы доедете до парковки.

Если у вас нет машины, но есть права, то можно добраться на каршеринге. Почти у всех компаний по краткосрочному прокату машин Гатчина попадает в зону покрытия, в которой можно завершить аренду автомобиля.

На электричке

Электричка очень удобный способ добраться до Гатчины. Пробок нет и приедете вы почти ко входу к Дворцовому парку.

Электрички в Гатчину уходит с Балтийского вокзала. Время в пути чуть больше часа.

Обратите внимание, что в Гатчине два вокзала Гатчина-Балтийская и Гатчина-Варшавская. Удобнее до дворца добираться от станции Гатчина-Балтийская, поэтому лучше выбрать электричку Санкт-Петербург — Гатчина-Балтийская

В этом случае конечная остановка этого маршрута и будет нужным для вас пунктом назначения. Время дороги займёт около часа

Удобнее до дворца добираться от станции Гатчина-Балтийская, поэтому лучше выбрать электричку Санкт-Петербург — Гатчина-Балтийская. В этом случае конечная остановка этого маршрута и будет нужным для вас пунктом назначения. Время дороги займёт около часа.

Электричка, очень удобный способ доехать до Гатчинского дворца и парков

После выхода с вокзала нужно двигаться по аллее императора Павла Первого. От электрички до дворца всего лишь 300 метров.

Второй вариант — электрички по направлениям в Лугу, Псков или Печоры. В основном это будут «Ласточки», дорога на ней займёт всего полчаса, но приедете вы на станцию Гатчина-Варшавская, от которой до дворца уже будет значительно дальше.

На автобусе или маршрутке

Автобусы в Гатчину уходят от станции метро «Московская»: автобус № 431, маршрутки № К-100, № 18 и 18А. Посадка на этот вид транспорта происходит недалеко от разных выходов у станции метро:

  • автобус № 431 — автобусная остановка «Станция метро Московская» (расположена рядом с выходом из метро №1)
  • маршрутки № К-100, № 18 и 18А — автобусная остановка «Московская площадь».

Расположение автобусных остановок Оплата в автобусе и маршрутках наличная, карты не принимаются. Время в дороге зависит от загруженности дорог, но составит не меньше часа.

Н.А.Львов и его технология возведения глинобитных зданий

В настоящее время Приорат — единственное сооружение в России, построенное по технологии землебита. Его предложил использовать архитектор Н.А.Львов (1753-1803), прозванный «русским Леонардо». Он хотел доказать этим, что в России возможно возведение глинобитных зданий, которые дешевле, безопаснее и экономичнее деревянных строений.

Суть технологии в следующем. В специальной форме слой за слоем прессуется суглинок: из 10-сантиметрового слоя получается 6-сантиметровый, затем засыпается новый слой, прессуется и т.д. Полученные блоки скрепляются известковым раствором.

Для проверки Львов по этой технологии возвел несколько сооружений, и только потом приступил к строительству Приората. Так, в 1797 г. для фаворитки императора Павла Е.И.Нелидовой была построена «хижина», а в Гатчинском парке — угол избы.

Форма для изготовления землебита

Дочь архитектора Львова так описывает предысторию Приората:

Адрес, время работы Приоратского дворца, как проехать

Адрес: Гатчина, ул. Чкалова, Приоратский парк.

Музей открыт:

  • с мая по сентябрь (летнее время) с 11.00 до 19.00 (касса до 18.00);
  • с октября по апрель (зимнее время) с 10.00 до 18.00 (касса до 17.00).

Выходной – первый вторник каждого месяца. Подробнее по телефону: 8 (81371) 76 467

Проезд:

  • Электропоезда с Балтийского вокзала С.-Петербурга до ст. «Гатчина Балтийская», «Гатчина Варшавская».
  • Автобус №431, маршрутные такси №18, 18а,100 от ст. метро «Московская» и №631 от ст. метро «Пр. Ветеранов».

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Залы Гатчинского дворца

Главный элемент убранства залов Гатчинского дворца – большие живописные полотна. Для этого архитектор определил место, разделив площадь стен тонкими профилированными тягами.

Мраморная столовая

Мраморная столовая площадью 110 квадратных метров использовалась для парадных обедов. Стены украшают живописные полотна. Главное украшение зала – колонны каррарского мрамора с капителями.

Установленные на невысокие пьедесталы, они поддерживают карнизы, богато украшенные лепниной. Стволы колонн декорированы валиками. Пышная отделка перекрытия, полотнища дверей, паркет геометрического рисунка выглядят торжественно и строго.

Гипсовые барельефы на стенах изображают сцены из мифов о греческом боге виноделия Дионисе. Лепной потолок украшен двумя живописными плафонами. Изящно смотрятся предметы декоративной бронзы: часы и подсвечник, мраморный камин, украшенный зеркалом в бронзовой золоченой оправе.

Тронная Павла I

Торжественный и нарядный зал площадью 50 квадратных метров. Украшают зал французские гобелены и декоративные ковры из Индии. Над камином – гобелен богини плодородия Цереры.

Паркет из ценных пород дерева. В центре паркетного покрытия переплетенные венки, окруженные фигурной сеткой из ромбов. Резное золоченое тронное кресло – работа придворного мастера Мейера.

Довершает убранство зала бронзовый стол с круглой доской из яшмы и деревянные белые торшеры. На потолке – лепнина с одноглавыми орлами, венками, гирляндами с обильной позолотой.

Малиновая гостиная

В Малиновой гостиной гобелены и мебель вишневого цвета. Украшает зал люстра из слоновой кости с бронзой и декоративные вазы, украшенные фигурками детей, гирляндами цветов, листьев, гроздьями винограда. Обитая малиновым бархатом резная мебель доставлена во дворец из Франции.

Двери гостиной украшены живописными панно на мифологические сюжеты. Полотнища дверей сверкают золоченым резным орнаментом. Карниз декорирован лепными деталями. Паркет расписан букетами и венками.

Парадная опочивальня

Парадная опочивальня площадью 72 квадратных метра. Каждая стена имеет оригинальную отделку, построенную на сочетании белого и голубого цветов, изысканно оттененных позолотой. Голубой лионский шелк, вытканный серебром медальонами, букетами цветов украшает стены. Размещенные напротив друг друга зеркала создают видимость бесконечного пространства.

Резная кровать огромных размеров с балдахином над ней соседствует с синими фарфоровыми вазами в золоченой бронзе и сочетается с декором дверных полотен. В алькове – потайная дверь на темную винтовую лестницу, ведущую в покои императора.

Белый зал

Белый зал площадью 250 квадратных метров – для многолюдных торжественных церемоний. Лепные украшения стен, мраморные барельефы, арочные оконные проемы, двери из ценных пород дерева с мраморными наличниками украшают зал. Статуи в египетских одеяниях и жрецы с жертвенным подносом, выполненные из черного мрамора, смотрятся необычно и грациозно.

Туалетная комната

Туалетная комната дворца украшена лепниной. Стены серо-голубого цвета с изображением венков, зверей и птиц. Простенки оживлены гирляндами. Над дверями – панно со спящими мраморными амурами. Паркет украшает виртуозный рисунок растительного характера.

Аванзал

Аванзал – приемная для гостей, ожидавших Высочайшего выхода, открывает анфиладу парадных помещений. Зал площадью 55 квадратных метров при Павле I служил для смены караула, охраняющего внутренние покои дворца.

Стены украшает лепной декор: шлемы римских воинов, знамена и щиты. Над мраморным камином с лазуритом – портрет императора Павла I. Вдоль стен расставлены стулья красного дерева.

Подземный ход

Подземный ход длиной 130 метров ведет в грот и выходит на берег Серебряного озера. Стены хода отделаны известняком. Это один из многих ходов подземелья, образующих ходов. В подвалах хранили пищу и вино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector