Географическая среда: что стоит знать?

ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЕ О ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ (ОКРУЖАЮЩЕЙ) СРЕДЕ

Понятия «природа»
и «географическая среда» принципиально 
сходные. Однако первое из них более 
широкое. Географическая среда возникла
в результате длительной эволюции географической
оболочки под влиянием антропогенного
воздействия, создания так называемой
«вторичной природы», т. е. городов,
заводов, полей, каналов, транспортных
магистралей и др.

Географической 
средой называется та часть земной
природы, с которой человеческое общество
непосредственно взаимодействует в своей
жизни и производственной деятельности
на данном этапе исторического развития.

Географическая 
среда — необходимое условие жизни 
и деятельности общества. Она служит
средой его обитания, важнейшим источником ресурсов,
оказывает большое влияние на духовный
мир людей, на их здоровье и настроение.

Тем не менее, при 
оценке роли географической среды в 
жизни общества нередко допускались 
и допускаются ошибки двух видов:
преувеличение этой роли и, напротив,
недооценка ее.

Преувеличение
роли географической среды называется
географическим детерминизмом или,
по Н. Н. Баранскому, географическим фатализмом.
В наиболее чистом виде он проявлялся
в XVIII-XIX вв., но и в первой половине
XX в. влияние его сказывалось на
географических школах Франции, Германии,
России, США. В наши дни географический
фатализм обычно встречается в более завуалированных
формах.

Недооценку же
роли географической среды Н. Н. Баранский 
назвал географическим нигилизмом. Пожалуй,
такая недооценка была особенно характерна для Советского
Союза.

↑бКХЪМХЕ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ ЯПЕДШ МЮ ЛЕМРЮКЭМНЯРЭ

оН ОПНАКЕЛЕ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ ЯПЕДШ Х БГЮХЛННРМНЬЕМХЪ ОПХПНДШ Х НАЫЕЯРБЮ ЯСЫЕЯРБСЕР Х ЯПЕДМЪЪ, ПЕЮКЭМЮЪ ОНГХЖХЪ РЮЙХУ СВЕМШУ, ЙЮЙ х.д. йНБЮКЭВЕМЙН, ю.б.лСПЮБЭЕБ Х к.б. лХКНБ. цНБНПЪ Н МЕДНОСЯРХЛНЯРХ ОПЕСБЕКХВЕМХЪ ПНКХ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ ЯПЕДШ, НМХ ЯВХРЮЧР МЕНАУНДХЛШЛ НЯБНАНДХРЭЯЪ НР ХККЧГХХ ЦНЯОНДЯРБЮ ВЕКНБЕЙЮ МЮД ОПХПНДНИ, НР РЕУМНЙПЮРХВЕЯЙНЦН ОНДУНДЮ Й МЕИ. цЕНЦПЮТХВЕЯЙЮЪ ЯПЕДЮ НЙЮГШБЮКЮ БНГДЕИЯРБХЕ Х МЮ ЛЕМРЮКЭМНЯРЭ. нА ЩРНЛ БКХЪМХХ ЮЙЮДЕЛХЙ х.д. йНБЮКЭВЕМЙН ОХЯЮК: «тЮЙРХВЕЯЙХ ОПЕБПЮРХКНЯЭ Б ОПХРВС ГМЮЛЕМХРНЕ ПНЯЯХИЯЙНЕ «ЮБНЯЭ», ЙНРНПНЕ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЕРЯЪ (ДЮФЕ ЛМНЦХЛХ ХЯРНПХЙЮЛХ) ЙЮЙ МЮХАНКЕЕ ЪПЙНЕ БШПЮФЕМХЕ НРПХЖЮРЕКЭМШУ ВЕПР (ПЮБМНДСЬХЕ, МЕНАЪГЮРЕКЭМНЯРЭ, ОЮЯЯХБМНЯРЭ, АЕГЮКЮАЕПМНЯРЭ Х Р. О.) ПСЯЯЙНЦН УЮПЮЙРЕПЮ Х ОНБЕДЕМХЪ. лЕФДС РЕЛ Б ДЕИЯРБХРЕКЭМНЯРХ ЩРН «ЮБНЯЭ» НРПЮФЮЕР Б ЯБНЕНАПЮГМНИ ТНПЛЕ ФХГМЕММШИ НОРХЛХГЛ, РЕПОЕМХЕ Х ЯРНИЙНЯРЭ, МЮДЕФДС МЮ АКЮЦНОНКСВМШИ ПЕГСКЭРЮР ЯБНЕИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ Б ЙПЮИМЕ МЕАКЮЦНОПХЪРМШУ ДКЪ ЩРНЦН СЯКНБХЪУ. рЕЛХ НАЗЕЙРХБМШЛХ ТЮЙРНПЮЛХ, ЙНРНПШЕ ОНПНДХКХ БЯЕ ЩРН, АШКХ ЯСПНБШЕ ОПХПНДМШЕ СЯКНБХЪ ДКЪ БЕДЕМХЪ ЯЕКЭЯЙНУНГЪИЯРБЕММНЦН ОПНХГБНДЯРБЮ, ЦКЮБМНИ НРПЮЯКХ МЮПНДМНЦН УНГЪИЯРБЮ Х ФХГМЕНАЕЯОЕВЕМХЪ. йПЮРЙНЯРЭ ЯЕКЭЯЙНУНГЪИЯРБЕММНЦН ЯЕГНМЮ НАСЯКНБКХБЮКЮ РН, ВРН ЯДБХЦ ЯПНЙЮ ОНЯЕБЮ МЮ БПЕЛЪ, ЙНЦДЮ ХЯЙКЧВЮКЮЯЭ ЦХАЕКЭ ОНЯЕБНБ Х ОНЯЮДНЙ НР ГЮЛНПНГЙНБ, ЦПНГХКЮ РЕЛ, ВРН СПНФЮИ ЛНЦ МЕ ЯНГПЕРЭ. ю АНКЕЕ ПЮММХИ ОНЯЕБ ЛНЦ ОНЦХАМСРЭ НР ГЮЛНПНГЙНБ, ЙНРНПШЕ Б МЕВЕПМНГ╦ЛМНИ ОНКНЯЕ ЛНЦКХ БНГМХЙЮРЭ ДН ЯЕПЕДХМШ ХЧМЪ. вРН ФЕ НЯРЮБЮКНЯЭ ДЕКЮРЭ ЙПЕЯРЭЪМХМС? яЕЪРЭ Х МЮДЕЪРЭЯЪ МЮ РН, ВРН «ЮБНЯЭ НАНИДЕРЯЪ!». х РЮЙ ЯНРМХ КЕР, ЙНРНПШЕ САЕДХКХ ЕЦН Б РНЛ, ВРН ГДЕЯЭ ЕЛС МЕ ОНЛНФЕР МХ АНЦ, МХ ЖЮПЭ, Х МХЙРН ДПСЦНИ».

Концепции «естественных законов»

В этой связи, исследуя возможность интенсификации земледелия, что определенным образом является решением данной проблемы, французский философ и экономист А. Р.Ж. Тюрго (1727—1781) сформулировал «закон убывающего плодородия почвы». Смысл его состоит в том, что каждое добавочное вложение труда и капитала в обрабатываемую землю дает меньший по сравнению с предыдущим вложением результат, а по достижении определенного предела всякий дополнительный эффект становится невозможным.

Несколько позже английский экономист Т. Р.Мальтус (1766—1834) развил эти идеи и выдвинул ставшую затем широкоизвестной концепцию, в соответствии с которой существует «естественный закон», регулирующий численность населения в зависимости от обеспеченности его продуктами питания. Согласно этому закону количество людей на планете увеличивается в геометрической прогрессии, в то время как средства существования возрастают только в арифметической, а это неизбежно ведет к «абсолютному перенаселению» и грозит многими социальными бедами. Подчеркивая жесткую зависимость общественного развития от вечных законов природы, Мальтус отмечал». «Явления природы подчинены неизменным законам, и мы не имеем никакого права думать, что с тех пор, как существует мир, законы, управляющие населением, подверглись каким-либо изменениям». (Мальтус Т. Р. Опыт о законе народонаселения. Т. 1. СПб, 1868. С. 469).

Практически с самого начала своего появления мальтузианство подвергалось острой критике, в особенности со стороны марксистской теории, за преувеличение роли естественных (географических) факторов в жизни общества и недооценку способности людей регулировать свою численность посредством целенаправленной социальной политики.

Освободившись от наиболее одиозных выводов своего предшественника, последователи идей Мальтуса продолжили его учение в виде неомальтузианства, возникшего на волне «демографического взрыва», который возник в начале нашего столетия (подробнее об этом речь будет идти в последней главе).

↑гЮБХЯХЛНЯРЭ ВЕКНБЕЙЮ НР НЙПСФЮЧЫЕИ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ ЯПЕДШ

нОПЕДЕКЕММЮЪ ГЮБХЯХЛНЯРЭ ВЕКНБЕЙЮ НР НЙПСФЮЧЫЕИ ЕЦН ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ ЯПЕДШ МХЙНЦДЮ МЕ НЯОЮПХБЮКЮЯЭ. пЮГКХВМН НЖЕМХБЮКЮЯЭ КХЬЭ ЯРЕОЕМЭ ЩРНИ ГЮБХЯХЛНЯРХ. цЕНЦПЮТХВЕЯЙЮЪ ЯПЕДЮ МЕ БКХЪЕР МЮ ЯЛЕМС ЯНЖХЮКЭМН-ЩЙНМНЛХВЕЯЙХУ ТНПЛЮЖХИ, МН НЙЮГШБЮЕР БНГДЕИЯРБХЕ МЮ ПЮГБХРХХ НРДЕКЭМШУ ПЕЦХНМНБ Х ЯРПЮМШ Б ЖЕКНЛ. уНГЪИЯРБЕММЮЪ ФХГМЭ МЮЯЕКЕМХЪ РЕЯМН ЯБЪГЮМЮ Я КЮМДЬЮТРНЛ Х ЙКХЛЮРНЛ НАХРЮЕЛШУ РЕППХРНПХИ. нАЗЪЯМЕМХЪ ЪБКЕМХИ ХЯРНПХХ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЛ СЯКНБХЪЛ ОПХБЕКН Й ЯНГДЮМХЧ ЬЙНКШ «ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЦН ДЕРЕПЛХМХГЛЮ». б МЮЯРНЪЫЕЕ БПЕЛЪ ОПХ ПЮЯЯЛНРПЕМХХ ОПНАКЕЛ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ ЯПЕДШ БНОПНЯ ЯРЮБХРЯЪ ЬХПНЙН: МЕ РНКЭЙН ЙЮЙ БКХЪЕР ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙЮЪ ЯПЕДЮ МЮ КЧДЕИ, МН Х Б ЙЮЙНИ ЯРЕОЕМХ КЧДХ ЯЮЛХ ЪБКЪЧРЯЪ ЯНЯРЮБМНИ ВЮЯРЭЧ ГЕЛМНИ НАНКНВЙХ, ХЛЕМСЕЛНИ АХНЯТЕПНИ (б.х. бЕПМЮДЯЙХИ), Ю РЮЙФЕ МЮ ЙЮЙХЕ ХЛЕММН ГЮЙНМНЛЕПМНЯРХ ФХГМХ ВЕКНБЕВЕЯРБЮ БКХЪЕР ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙЮЪ ЯПЕДЮ Х МЮ ЙЮЙХЕ МЕ БКХЪЕР. мЮ БМСРПЕММХЕ ГЮЙНМНЛЕПМНЯРХ ОПНЦПЕЯЯХБМНЦН ПЮГБХРХЪ ВЕКНБЕВЕЯРБЮ МХ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙХЕ, МХ АХНКНЦХВЕЯЙХЕ БНГДЕИЯРБХЪ ЯСЫЕЯРБЕММН БКХЪРЭ МЕ ЛНЦСР. нДМЮЙН ЙЮФДШИ ВЕКНБЕЙ Б НРДЕКЭМНЯРХ ЪБКЪЕРЯЪ МЕ РНКЭЙН ВКЕМНЛ НАЫЕЯРБЮ, МН Х ТХГХВЕЯЙХЛ РЕКНЛ, ЙНРНПНЕ ОНДБЕПФЕМН РЪЦНРЕМХЧ Х ДПСЦХЛ ОПХПНДМШЛ ГЮЙНМЮЛ; НПЦЮМХГЛНЛ ЯН БЯЕЛХ ЕЦН АХНКНЦХВЕЯЙХЛХ ТСМЙЖХЪЛХ; ЛКЕЙНОХРЮЧЫХЛ, БУНДЪЫХЛ Б АХНЖЕМНГ МЮЯЕКЪЕЛНЦН КЮМДЬЮТРЮ; ВКЕМНЛ НОПЕДЕКЕММНЦН ЩРМНЯЮ (ОКЕЛЕМХ, МЮПНДМНЯРХ Х Р. О.). оНЩРНЛС ВЕКНБЕЙ ОНДБЕПФЕМ БНГДЕИЯРБХЪЛ Х ЦПЮБХРЮЖХХ, Х ХМТЕЙЖХХ, Х ЦНКНДЮ БЯКЕДЯРБХЕ ХГЛЕМЕМХЪ КЮМДЬЮТРЮ, ЙНРНПШЕ ХМНЦДЮ ЯНБОЮДЮЧР Я НАЫЕЯРБЕММШЛХ ОПНЖЕЯЯЮЛХ, Ю ХМНЦДЮ МЕ ЯНБОЮДЮЧР.

Социальный детерминизм

Другая позиция, которая была противопоставлена излишне прямолинейным взглядам географического детерминизма, связана прежде всего с теорией марксизма, где уровень и направленность общественного развития определяются в первую очередь уровнем развития материального производства. С этой точки зрения природа включается в историю людей, так как в процессе производства человек преобразует не только ее, но и самого себя. В итоге меняется вся совокупность общественных отношений, которые, по К. Марксу, составляют сущность человека.

Отсюда делается вывод, что и формирование отдельных качеств людей, и развитие общества зависят прежде всего не от географической среды, а от материального производства, и только анализируя исторически изменяющийся характер производственной деятельности людей, можно говорить о том, как влияют определенные природные условия на те или иные общественные процессы. При этом во взаимодействии природы и общества активной стороной всегда выступает человек и, следовательно, не характер естественной среды определяет характер среды социальной, а наоборот.

Как писал К. Маркс, люди регулируют «свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль» и тем самым препятствуют тому, чтобы слепые силы природы господствовали над ними.

2.1.Экологические проблемы

В настоящее 
время экологические проблемы стали 
глобальными, затрагивающими широчайшие
аспекты взаимоотношения человека с окружающей
средой, причем, проблемами, определяющими
не только межгосударственную политику,
но и будущее всего человечества.

Научно-технический 
прогресс и развитие производительных
сил во всех сферах человеческой деятельности
сыграли большую роль в становлении проблем
экологии. Их возникновение связано с
деятельностью человека и его взаимоотношением
с окружающей природной средой. Нет сомнений
в том, что главной движущей силой разрушения
природы является человеческий эгоцентризм,
стремление к комфорту и наслаждениям,
подавление материальными интересами
духовных запросов, поэтому восстановление
целостности восприятия природы неосуществимо
без восстановления духовной целостности
самого человека. Усилия экологического
образования и воспитания широких слоев
населения в первую очередь должно быть
направлено на выявление этих проблем
и их искоренение.

Уровень знания
в области экологии растет год 
от года, но это не способствует разрешению
вопросов, связанных с экологической 
ситуацией. Проблема, вероятнее всего, заключается не
в количестве знаний, а в их осознанности.
Сознание есть сопричастность знанию,
присутствие в нем. Однако человек выводится
за рамки экологии или включается в них
как чисто биологическое существо. Экология
человека сводится к физическому здоровью
человека, а социальная экология занимается
лишь проблемами природопользования с
его потребительской точки зрения. Следует
учитывать, что человек существо не только
биологическое, но еще и социальное. Но
законы социальной экологии или не берутся
в расчет, или извращаются; так нравственные
основы общества подменены на законы выживания
и рентабельности. 

Сознание – 
это совокупность всех знаний, система 
отношений человека с внешним 
миром. Только системный подход может 
сформировать сознание человека, в том числе и экологическое.
Без сознательного подхода в отношениях
с природой, а лишь базируясь на запретах
и убеждениях, не следует рассчитывать
на дальнейшее развитие человеческого
общества. Очевидно, что причиной разрушения
природной среды, так и главным фактором
ее возможного воскрешения является соответствующий
духовно-нравственный уровень человека.
Экологическая проблема, поэтому в первую
очередь есть проблема не материальная,
а духовная, ядром которой является не
наличное состояние окружающей среды,
но сам человек.  
В связи с этим, необходимо уделять больше
внимания формированию экологического
сознания на основе законов социальной
экологии, которые базируются на религиозных
и культурных традициях народов мира.

1.1. Понятие «географическая среда».

Географической средой называется
часть земной природы, с которой 
человеческое общество взаимодействует 
в своей жизни и производственной
деятельности. Географическая среда
– необходимое условие жизни и деятельности
общества. Она является средой обитания
человека
и важнейшим источником ресурсов.

В последнее время, наряду с понятием
географическая среда, появилось также 
понятие окружающая природная 
среда (или просто окружающая среда), которое
можно определить как условия существования
человека, включающие как природные, так
и социально-экономические условия. К
ним относятся плотность населения, изменения
природных условий, произведённые человеком
(застройка, изменение воздуха, воды, уничтожение
или изменение растительности и т.д.). К
понятию «окружающая среда» близко понятие
«экологические условия».

В определение географической и 
окружающей среды входит термин «природа»,
который требует также пояснения.
Под словом «природа» понимают весь мир,
всё существующее во всём многообразии
своих форм.

Вся история человечества – это 
история взаимодействия его с 
природой, с географической средой.
В процессе этого взаимодействия
между ними происходит постоянный обмен
веществ, имеющий сложный характер.

В ХХ в. Во взаимодействии природы 
и общества наступил качественно 
новый этап. Влияние общества на
природу резко возросло. Вопрос о 
степени освоенности человечеством 
географической среды остаётся спорным.
Одни учёные считают, что в нашу эпоху
уже вся или почти вся суша освоена человеком.
Другие учёные придерживаются другой
точки зрения. По подсчётам российских
учёных, освоено более 60% земной суши, в
том числе примерно 20% её территории преобразовано
коренным образом. Американские учёные
пришли к выводу, что треть земной суши
практически не имеет следов человеческой
деятельности. Причём для разных территорий
эта цифра меняется. Так, для Северной
Америки она составляет 38% территории,
для стран СНГ – 34%, для Азии – 14%, для Европы
– 3%.

Природная среда жизни общества
не ограничивается лишь географической
средой. Качественно иной естественной
средой его жизни является сфера 
всего живого- биосфера, включающая
населенную микроорганизмами верхнюю 
часть земли, воды, рек, морей и океанов,
а также нижнюю часть атмосферы. В результате
длительной эволюции биосфера сложилась
как динамичная, внутренне дифференцированная
равновесная система. Но она не остается
неизменной, а будучи самоорганизующейся
системой развивается вместе с эволюцией
Вселенной и всего живого. История жизни
на нашей планете показывает, что глубокие
преобразования уже не раз происходили,
и качественная перестройка биосферы
приводила к исчезновению разных видов
животных и растений и появлению новых.
Эволюционный процесс биосферы имеет
необратимый характер. Помимо растений
и животных биосфера включает в себя и
человека: человечество — часть биосферы.
Причем его влияние ускоряет процесс изменения
характера биосферы, оказывая все более
могучее и интенсивное воздействие на
нее в связи с невиданным ранее развитием
науки и техники.

Географические школы

Совокупность накопленных в этой сфере идей составила так называемую географическую школу с ее весьма популярными в различное время концепциями «географического детерминизма», «убывающего плодородия почвы», «геополитики» и т. п.

Хотя родоначальниками географической школы и принято считать французских мыслителей XVIII в. Тюрго и Монтескье, она как система различных учений, приписывающих географическому положению и природным условиям определяющую роль в развитии общества, берет свое начало еще в античности

Гиппократ, Геродот, Полибий, Страбон и др., уделяя большое внимание климатическим различиям разных регионов, считали наиболее благоприятными для жизнедеятельности людей Грецию и Средиземноморье

Развитие аналогичных идей в средневековье обычно связывают с именем арабского историка Ибн-Хальдуна. Однако подлинный интерес к ним возник в эпоху Просвещения, когда идеи географического детерминизма, объясняющие общественное устройство и законы исторического развития естественными причинами, стали вытеснять господствовавшие до этого религиозные представления о божественном характере социальной жизни. Такие взгляды вполне соответствовали нарождавшимся в то время новым капиталистическим отношениям, и потому с тех пор они получают широкое распространение во Франции, Англии, Германии, а несколько позже и в России.

Возраставшему населению Земли требовалось все больше и больше средств существования, и прежде всего продовольствия.

Однако его производство, как известно, находится в прямой зависимости от естественных условий; в первую очередь— наличия пригодной для ведения сельского хозяйства земли. А ее ограниченность (тогда еще относительная) стала заметной специалистам уже в XVIII в.

Искусственная среда и биосфера

К искусственной среде обитания относится все, что создало человечество: различные предметы, растения, которые были выведены в процессе селекции, и одомашненные животные. С постепенным развитием социума значение этой среды обитания для людей быстро увеличивается. Тем не менее ее динамика роста и влияния на окружающую природу вызывает определенные беспокойства.

Под объемом технической массы понимается вес всего того, что создало человечество. В настоящее время данный объем уже на порядке выше биомассы, то есть веса живых организмов, которые населяют планету. Влияние социума на природу значительно увеличивается, что отразилось в учении о ноосфере, созданном В. И. Вернадским.

Естественной средой обитания является биосфера. Под данным термином понимают сферу бытия живого, которая содержит живые организмы, а также среды их жизни (атмосферу, воду, земную кору и прочее). Итоги преобразования и освоения природных ресурсов являются положительными для людей. При этом они неоспоримы. В данном случае имеется ввиду рост ценностей социума, среди которых духовные и материальные, а также улучшение уровня жизни. Человечество взяло все это у природы в преобразованном/натуральном виде. Люди не стали бы разумными в том случае, если бы не начали создавать что-то свое, чего не имеется в природе.

Человек и общество

  • 10 сложных планов по блоку «Человек и общество»
  • Основные понятия по теме «Человек»
  • Базовые термины по блоку «Общество»
  • Основные термины по разделу «Познание»
  • Список понятий по блоку «Культура»

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

↑дХЯЙСЯЯХХ Н ЯНДЕПФЮМХХ ОНМЪРХЪ «ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙЮЪ ЯПЕДЮ»

оНМЪРХЕ «ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙЮЪ ЯПЕДЮ» Б ОНЯКЕДМЕЕ БПЕЛЪ МЕ НВЕМЭ НУНРМН ХЯОНКЭГСЕРЯЪ ЦЕНЦПЮТЮЛХ, Ю ВЮЫЕ – ХЯРНПХЙЮЛХ Х ТХКНЯНТЮЛХ. нРМНЯХРЕКЭМН ЯНДЕПФЮМХЪ ЩРНЦН ОНМЪРХЪ ОПНБНДЪРЯЪ ДХЯЙСЯЯХХ, ЯБНДЪЫХЕЯЪ ЦКЮБМШЛ НАПЮГНЛ Й БШЪЯМЕМХЧ БНОПНЯЮ: ЯКЕДСЕР КХ БЙКЧВЮРЭ Б ЩРН ОНМЪРХЕ МЮЯЕКЕМХЕ БЛЕЯРЕ Я ПЕГСКЭРЮРЮЛХ ЕЦН УНГЪИЯРБЕММНИ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ. лМНЦХЕ ХЯЯКЕДНБЮРЕКХ ЯВХРЮЧР, ВРН Б ОНМЪРХЕ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ ЯПЕДШ МСФМН БЙКЧВЮРЭ МЕ РНКЭЙН ХГЛЕМЕММШЕ ЕЯРЕЯРБЕММШЕ ЩКЕЛЕМРШ, ХЛЕЧЫХЕ РХОНКНЦХВЕЯЙХЕ ЮМЮКНЦХ Б ОПХПНДЕ, МН Х ОПЕНАПЮГНБЮММШЕ ЙНЛОКЕЙЯШ, МЕ ХЛЕЧЫХЕ РЮЙХУ ЮМЮКНЦНБ. яРПЕЛХРЕКЭМНЕ ПЮГБХРХЕ РЕУМХЙХ Б уу Б. ЯНОПНБНФДЮКНЯЭ БНГМХЙМНБЕМХЕЛ ЛМНЦНВХЯКЕММШУ ЮМРПНОНЦЕММШУ НАПЮГНБЮМХИ (РЕППХЙНМШ, БНДНУПЮМХКХЫЮ Х Р. О.), ЙНРНПШЕ БУНДЪР Б ЯНЯРЮБ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ ЯПЕДШ. нВЕБХДМН, ВРН Б ХЯРНПХВЕЯЙНЛ ОПНЬКНЛ УЮПЮЙРЕП ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ ЯПЕДШ АШК ХМШЛ, ВЕЛ Б МЮЯРНЪЫЕЕ БПЕЛЪ.

Географический детерминизм

Рассматривая различные направления и детерминизм течения географической школы, обычно выделяют крайнюю ее форму — механистический географический детерминизм, который утверждает почти полную обусловленность деятельности человека естественной средой. Основателем и наиболее ярким представителем этого течения является французский философ-просветитель Ш. Л. Монтескье (1689—1755). В обширном сочинении «О духе законов» он обстоятельно изложил свою концепцию, в соответствии с которой жизнь людей, их нравы, законы, обычаи и даже политическое устройство непосредственно проистекают из географических и климатических условий, в которых они живут. Признавая, что природа создала людей равными от рождения, он затем выводит различие между ними с позиции географического детерминизма. «Бесплодие земли, — говорит он, — делает людей изобретательными, воздержанными, закаленными в труде, мужественными, способными к войне; ведь они должны сами добывать себе то, в чем им отказывает почва. Плодородие страны приносит им вместе с довольством изнеженность и некоторое нежелание рисковать жизнью». (Монтескье Ш. Избр. произв. М., 1955. С. 394).

Подобные рассуждения Монтескье использовал в анализе общественных систем даже относительно целых континентов, сравнивая, в частности, жизнь азиатских и европейских народов. Азия, говорит он, совершенно не имеет умеренного пояса, поэтому те страны, которые расположены в очень холодном климате этого континента, непосредственно соприкасаются с теми, которые находятся в климате очень жарком. В Европе, напротив, умереннный пояс весьма обширный, и климат там становится более холодным от юга к северу постепенно. А так как каждая страна по своим климатическим характеристикам весьма сходна с соседней, то и резких различий между ними не наблюдается. «Отсюда следует, — заключал Монтескье, — что в Азии народы противостоят друг другу, как сильный слабому; народы воинственные, храбрые и деятельные непосредственно соприкасаются с народами изнеженными, ленивыми и робкими, поэтому один из них неизбежно становится завоевателем, а другой — завоеванным. В Европе, напротив, народы противостоят друг другу как сильный сильному; те, которые соприкасаются друг с другом, почти равно мужественны. Вот где великая причина слабости Азии и силы Европы, свободы Европы и рабства Азии, причина, насколько мне известно, никем еще не выясненная. Вот отчего в Азии свобода никогда не возрастает, между тем как в Европе она возрастает или убывает, смотря по обстоятельствам». (Там же. С. 389).

Соответствующие объяснения дает Монтескье и при описании специфики жизни островных народов. Они якобы более склонны к свободе, чем жители континентов, так как обычно небольшие размеры островов, по его мнению, затрудняют возможность для одной части населения угнетать другую. Острова отделены морем от больших империй, и тирания не может получить от них поддержку, море также преграждает путь завоевателям. Отсюда, считает он, «островитянам не угрожает опасность быть покоренными, и им легче сохранять свои законы».

Оценки и выводы Монтескье о жесткой зависимости общественной жизни людей от природных условий получили не только дальнейшее развитие, например, у Г. Т.Бокля, Э. Реклю, Л. И.Мечникова и др., но и были подвергнуты серьезной критике с позиции так назваемого географического индетерминизма— отрицающего причинность во взаимодействии природы и общества.

Общественное развитие и географическая среда

Итак, хотя по мнению многих ученых географическая среда не является основной причиной, определяющей общественное и экономическое устройство общества, она тем не менее, как было показано, может оказывать влияние на ход исторического процесса, ускоряя или замедляя развитие производительных сил. Заметим при этом, что вплоть до нашего столетия производственная и общественная жизнь людей тем меньше зависела от географической среды и стихийных сил природы, чем выше становился их экономический и научно-технический потенциал.

XX в. принципиально изменил ситуацию, не просто нарушив указанную закономерность, но и придав ей обратную зависимость; т. е. теперь, когда человечество стало планетарным явлением, его экономический рост натолкнулся на естественные границы географической среды, которая и по размерам, и по своим ресурсам оказалась слишком мала для современных все возрастающих масштабов производственной деятельности людей. Подсчитано, что только за последние три десятилетия в мире использовано столько же сырья, сколько человечество потребило за всю свою предыдущую историю. В ближайшие десятилетия, при сохранении существующих темпов экономического роста, промышленное производство может увеличиться еще в 2—3 раза, что потребует дополнительно огромного количества природных ресурсов.

Еще больше изменяет облик Земли искусственно созданная человеком среда его обитания, так называемая «вторая природа», о бытии которой уже шла речь в первой главе. Она являет собою огромные мегаполисы и бесчисленные населенные пункты, которыми покрылась вся хоть сколь-нибудь пригодная для жизни материковая и островная территория планеты. Это также и густая сеть автомобильных и железных дорог, каналы, карьеры, отвалы, свалки и многое, многое другое, сотворенное человеком и никогда не существовавшее до него.

Сегодня, таким образом, ведущая роль в изменении географической среды, бесспорно, перешла к человеку, но в то же время он потерял обретенную к началу нашего столетия относительную независимость от нее, натолкнувшись на уже упоминавшиеся естественные барьеры. Данное обстоятельство, как и сказанное выше, объясняет сохранявшийся не одно столетие, а время от времени и возраставший интерес к попыткам дать теоретическое обоснование роли географической среды в развитии общества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector