Формирование политической карты мира

Территория и границы государства

В состав государственной территории входят суша с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними. От территории других государств ее отделяют государственные границы. Неотъемлемые части государственной территории — острова, удаленные от основной территории участки, окруженные территорией других государств, — анклавы (Нахичевань — территория Азербайджана, лежащая между Арменией, Ираном и Турцией). Анклав, имеющий выход к морю, называется полуанклавом (Калининградская область России).

Территория государства — часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенной страны.

Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды, т. е. воды Мирового океана, примыкающие к суше страны в пределах 12 морских миль. За ними следует прилегающая зона — полоса шириной еще в 12 миль. Таким образом, морская граница государства, в пределах которой осуществляется пограничный контроль, находится на расстоянии 24 морских миль от прибрежной линии. Существует также понятие о 200-мильной экономической зоне. Она уже не находится под суверенитетом прибрежного государства, но оно может вести здесь добычу природных ресурсов. Другие же государства обладают в этой зоне лишь свободой судоходства и полетов, прокладки кабелей и трубопроводов.

Сухопутные границы более очевидны, поскольку обозначаются (демаркируются) непосредственно на местности. Процесс установления государственной границы путем описания в договоре и обозначения на географической карте носит название делимитации, а обозначение границы на местности — демаркации.

Государственные границы — линии, определяющие пределы государственной территории.

ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИМЕЕТ СУХОПУТНЫЕ, ВОДНЫЕ И ВОЗДУШНЫЕ ГРАНИЦЫ.

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.  

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • ‍Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • ‍Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • ‍Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян. 

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Территория и границы государства

В состав государственной территории входят суша с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними. От территории других государств ее отделяют государственные границы. Неотъемлемые части государственной территории — острова, удаленные от основной территории участки, окруженные территорией других государств, — анклавы (Нахичевань — территория Азербайджана, лежащая между Арменией, Ираном и Турцией). Анклав, имеющий выход к морю, называется полуанклавом (Калининградская область России).

Территория государства — часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенной страны.

Водную территорию государства составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды, т. е. воды Мирового океана, примыкающие к суше страны в пределах 12 морских миль. За ними следует прилегающая зона — полоса шириной еще в 12 миль. Таким образом, морская граница государства, в пределах которой осуществляется пограничный контроль, находится на расстоянии 24 морских миль от прибрежной линии. Существует также понятие о 200-мильной экономической зоне. Она уже не находится под суверенитетом прибрежного государства, но оно может вести здесь добычу природных ресурсов. Другие же государства обладают в этой зоне лишь свободой судоходства и полетов, прокладки кабелей и трубопроводов.

Сухопутные границы более очевидны, поскольку обозначаются (демаркируются) непосредственно на местности. Процесс установления государственной границы путем описания в договоре и обозначения на географической карте носит название делимитации, а обозначение границы на местности — демаркации.

Государственные границы — линии, определяющие пределы государственной территории.

ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИМЕЕТ СУХОПУТНЫЕ, ВОДНЫЕ И ВОЗДУШНЫЕ ГРАНИЦЫ.

Количественные и качественные сдвиги на карте мира

Изменения на политической карте мира носят различный характер (рис. 31). Одни из них — количественные, связанные с территориальными приобретениями или потерями вследствие военных захватов, добровольных уступок государств и т. д. Иногда происходит и просто обмен участками суши в интересах добрососедских отношений между странами.

Количественные сдвиги на политическои карте мира связаны с изменением территории государств.

Так, в связи с окончанием Второй мировои воины по решению Потсдамской конференции произошли серьезные количественные изменения на политической карте Европы: западная граница Польши прошла по рекам Одре и Нысе-Лужицкой (т. е. были возвращены древние польские земли), Закарпатская Украина вошла в состав Украины, а территория нынешней Калининградской области стала российской.

Другие изменения — качественные, которые обычно не ведут к изменению территории. Их суть — в завоевании государственной самостоятельности бывшими колониальными странами, смене власти (режима), введении нового государственного устройства и т. д. Как правило, количественные изменения сопровождаются качественными.

Качественные сдвиги на политической карте мира обязаны приобретению (или потере) суверенитета странами, введению нового государственного устройства, образованию новых союзов и т. д.

Примерами качественных сдвигов на политической карте могут служить провозглашение Гренландии «самоуправляющейся территорией в составе Королевства Дания», образование Содружества Независимых Государств (СНГ) после распада СССР, расширение Европейского союза и НАТО на Восток и т. д.

Совершенно очевидно, что количественные сдвиги на карте мира хотя и происходят, но это удел прошлых эпох, когда войны служили обычным средством решения межгосударственных споров, когда шел процесс бурного открытия и освоения новых земель, формирования колониальных империй. К наиболее крупным территориальным изменениям на карте вели мировые воины, вспыхивавшие тогда, когда противоречия между странами достигали высшей точки накала. Сегодня же, в ядерный век, решение территориальных споров военным путем грозит превратить нашу пла нету в гигантскую могилу человечества.

НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА ПРОИСХОДЯТ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СДВИГИ НА НЕЙ ВСЕ БОЛЬШЕ УСТУПАЮТ МЕСТО КАЧЕСТВЕННЫМ.

Запомните

Периоды формирования политической карты. Количественные и качественные сдвиги на политической карте.

Откройте атлас

1. Покажите новые суверенные страны, образовавшиеся на политической карте Евразии после распада СССР в 1991 г. Вспомните из курса истории, какие из них обрели независимость впервые.

Это я знаю

2. Почему нельзя точно назвать число стран на политической карте мира?

3. Как в различные исторические эпохи происходил процесс формирования политической карты мира?

4. Вспомните из курса истории и объясните, как повлияли на формирование политической карты мира: а) Первая мировая война; б) образование СССР; в) Вторая мировая война; г) распад Советского Союза.

5. В чем принципиальное различие между количественными и качественными сдвигами на политической карте мира? Приведите конкретные примеры тех и других изменений, основываясь на событиях последних лет.

6. Известно, что часть территории Нидерландов — это земли, отвоеванные у моря, что привело к изменению политической карты страны. Какое это изменение — количественное или качественное?

Это я могу

7. С помощью текста учебника и знаний по истории заполните таблицу «Этапы формирования политической карты мира».

Это интересно

8. Приведите примеры количественных и качественных сдвигов на политической карте мира, не упомянутых в тексте.

9. Попробуйте смоделировать на контурной карте политическую карту мира начала Великих географических открытий. Для создания модели используйте знания из истории.

Формы правления

В мире существуют две главные формы правления (или государственного строя) — монархическая и республиканская (рис. 32). Разумеется, монархическая форма правления самая древняя, достигла расцвета в Средние века и Новое время. В начале XXI в. в мире насчитывалась 31 монархия (2 — в Океании, 3 — в Африке, 14 — в Азии, 12 — в Европе).

Различают неограниченные (абсолютные) и ограниченные монархии. В первом случае власть монарха практически не ограничена (Бахрейн, Катар, Оман, ОАЭ и др.), во втором — лимитируется либо национальной конституцией (конституционная монархия), либо парламентом (парламентская монархия). К абсолютному большинству европейских монархов применимо широко известное выражение: «Царствует, но не правит».

Монархия — форма государственного правления, при котором передаваемая по наследству власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, эмира и т. д.), а также государство с такой формой правления.

Редко разновидностью монархии является абсолютная теократическая монархия, т. е. такая форма правления, при которой в руках духовенства сосредоточены одновременно и духовная,и светская власть. Например, король Саудовской Аравии одновременно совмещает верховную законодательную, исполнительную и судебную власть с обязанностями духовного главы религиозной общины мусульман- суннитов. К теократическим монархиям относятся Бруней и Ватикан.

Республиканская форма правления также возникла в древности, однако массовое распространение она получила лишь в периоды Новой и особенно Новейшей истории. Республики бывают президентские и парламентские. В президентских республиках полномочия главы государства и главы правительства сосредоточены в руках президента. Примерами таких стран являются США, Бразилия, Аргентина, Иран, Пакистан и др.

Республика (от лат. respublica — общественное дело, государство) — форма государственного правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти, а также государство с такой формой правления.

В парламентских республиках главой исполнительной власти, т. е. главной фигурой в государстве, является глава правительства. К таким республикам относятся ФРГ, Италия, Индия, Израиль и др. Вопрос о том, какая форма правления для государства более предпочтительна, является не столь важным

Важно другое — как гарантируются гражданские права населения в гой или иной стране, каков характер национальной конституции, как она соблюдается и др.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СТРАНЫ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ФОРМОЙ ПРАВЛЕНИЯ. СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ — РЕСПУБЛИКАНСКАЯ И МОНАРХИЧЕСКАЯ.

Форма государственного устройства

От неё зависит, как распределена власть по территории страны. 

Унитарное государство

Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира. 

Федеративное государство

Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны. 

Древний период

Самый большой в истории человечества. Начинается он с того момента, когда появились первые в мире государства. Конец его приходит на 5 век нашей эры. Но это актуально для европейского мира. У других культур своя классификация. Например, древний этап в Восточной Азии заканчивается еще во 2 веке до нашей эры. В Америке он связан с открытием европейцами континента и началом его освоения.

Самым значительным событием было появление первых великих государств. Они возникли на территории Двуречья, Древнего Египта и Древней Индии. Большинство ученых считают, что они начали формироваться в конце 4 тысячелетия до нашей эры. В Восточной Азии первым государством был Древний Китай. Он возник в конце 3 тысячелетия до нашей эры.

Именно в этот период истории были разработаны основы государства. В те времена они опирались на рабовладельчество. Также период славится своей нестабильностью, так как постоянно велись какие-то войны. Крупные государства захватывали более мелкие, чтобы превратить их в свои провинции.

Одной из самых значительных в тот период была Римская империя. Это единственное государство за все периоды истории, которое владело всем побережьем Средиземного моря. Границы Римской империи простирались от Атлантического океана на западе до Каспийского моря на востоке.

Форма правления государства

От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика. 

Монархия

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).  

В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола). 

В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.

В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция. 

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления. 

Республика

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.

Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира. 

Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается. 

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики —  это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки. 

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики. 

Тема 3. Международные организации(3—4 часа)

В зависимости от имеющихся возможностей
изучать эту тему можно по-разному.

Один из наиболее интересных вариантов — с
использованием сетевых ресурсов Интернета
непосредственно на занятиях.
Прежде всего следует определиться, с какой или
какими современными международными
организациями (например, государственными или
неформальными; глобальными и региональными)
будут знакомиться учащиеся, какие знания им
более необходимы, например, для выступления на
итоговом семинаре, тема которого выбрана
заранее. Учащиеся могут по группам познакомиться
со структурой и основными направлениями
деятельности сразу нескольких организаций, а
затем обменяться мнениями о полученных
сведениях. Можно предложить каждой группе
познакомиться с конкретной международной
организацией и на следующем занятии рассказать о
ней остальным слушателям курса. Для выполнения
этой работы можно обратиться к официальным
сайтам международных организаций: www.un.org — Организация
Объединенных Наций (ООН) www.unesco.org — Организация
Объединенных Наций по вопросам образования,
науки и культуры (ЮНЕСКО) www.nato.int — Организация
Североатлантического Договора (НАТО) www.europe.eu.int — Европейский
Союз (ЕС) www.unece.org/stats/cisstat —
Содружество Независимых Государств (СНГ) www.clubofrome.org — Римский клуб
(Международная научно-прогностическая
организация, была создана в 1968 г. Одной из своих
главных задач Римский клуб изначально считал
привлечение внимания мировой общественности к
глобальным проблемам.)

Возможен вариант наиболее подробного
знакомства девятиклассников с Организацией
Объединенных Наций. Русскоязычная версия сайта
ООН позволяет учащимся получить большой объем
интересной информации, а на заключительном
занятии по этой теме провести дискуссию по
вопросам: структура ООН; функции основных
подразделений ООН: Генеральной Ассамблеи,
Экономического и социального совета,
Международного Суда, Совета Безопасности.
Можно предложить для знакомства и обсуждения
следующие документы ООН: «Гражданское общество и
глобальное управление» (см. справочный документ,
подготовленный председателем Группы
Генерального секретаря), «ООН и гражданское
общество» (см. «Цели в области развития,
поставленные Декларацией тысячелетия», — к 2015 г.
все государства, являющиеся членами ООН, взяли
обязательство достичь этих целей.). Эти материалы
также могут быть использованы и на
заключительных семинарах. Для четкой
организации поисковой деятельности учащихся
учителю желательно заранее познакомиться с
содержанием названных сайтов.
Если нет возможности организовать занятия
непосредственно в сети, то можно предложить
девятиклассникам выполнить поисковые задания
вне школы и затем провести занятия в классе. При
отсутствии таких возможностей — остается
традиционный путь сообщения учащимся новых
сведений.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Государство- главный объект политической карты

Слайд 2

Текст слайда:

Территория и границы государства

Территория государства- часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенной страны.

Государственные границы- линии, определяющие пределы государственной территории.

Анклавы- острова, удаленные от основной территории, окруженные территорией других государств

Слайд 3

Текст слайда:

Основные формы правления

Республиканская

Монархическая

Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Родина республиканского строя – Европа.

Монархия – форма правления, при которой главой государства является император, король, герцог, князь, султан и т.д. Эта верховная власть передаётся по наследству.

Слайд 4

Текст слайда:

Древнейшая республика Сан-Марино (301 г. н.э.)

Находится в Южной Европе, окружено территорией Италии. Главы государства — два капитана-регента, назначаемые Большим Генеральным советом. Они избираются на срок 6 месяцев. Площадь территории государства составляет 60,57 км².

Слайд 5

Слайд 6

Текст слайда:

Республиками были провозглашены и такие тысячелетние монархии как :

Египет

Иран

Эфиопия

Слайд 7

Текст слайда:

Республики подразделяются на :

Президентские – в них президент наделён очень большими правами, сам возглавляет правительство, таковы Бразилия, США, Аргентина, Иран, Пакистан.

Парламентские – в них главной фигурой является глава правительства, таковы ФРГ, Италия, Израиль, Индия.

Слайд 8

Текст слайда:

Монархия

Конституционная

Абсолютная

— монархия, где реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, тогда, как сам монарх, царствует, но не правит, например, Великобритания, Япония.

— власть монарха почти не ограничена, таких стран единицы, в основном в районе Персидского залива, таковы Саудовская Аравия.

Теократическая

— монарх является одновременно и светским государем, и главой церкви.

Слайд 9

Текст слайда:

Великобритания- самая старая в мире конституционная монархия

Король, ныне королева Елизавета вторая, считается главой государства, а также возглавляемого в Великобритании Содружества , членами которого являются больше 50 стран, ранее входивших в состав Британской Империи.

Слайд 10

Слайд 11

Текст слайда:

Япония

До принятия конституции 1947 года Япония была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом в Японии является парламент.

Акихито明仁

Слайд 12

Слайд 13

Текст слайда:

Саудовская Аравия- абсолютная монархия

Глава государства (король) осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, главнокомандующим вооружёнными силами и верховным судьёй, а также духовным правителем. Правительство формируется из членов королевской семьи. Ныне королевское семейство насчитывает около 5 тыс. особ мужского пола разной степени родства, и между ними поделены все государственные посты.

Абдалла ибн Абдель Азиз Аль Сауд

Слайд 14

Слайд 15

Текст слайда:

Ватикан

Абсолютная теократическая монархия, управляемая Святым Престолом. Сувереном Святого Престола, в руках которого сосредоточены абсолютная законодательная, исполнительная и судебная власть, является Папа Римский, избирающийся кардиналами на пожизненный срок.

Слайд 16

Слайд 17

Текст слайда:

Формы административно-территориального устройства

Унитарная

Федеративная

— государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть, таковы Япония, Швеция, Франция и большинство стран мира.

— государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными законами и органами власти существуют отдельные самоуправляющиеся единицы, имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные власти, таковы Россия, США, Индия и др.

Слайд 18

Текст слайда:

§21,отметить на контурной карте мира все монархии

Домашнее задание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector