По форме государственного строя страны мира бывают ответ

Содержание:

[править] Исторический обзор

В каждой стране мира можно разделить руководителей страны на старейших и молодых. Тех, кто сейчас руководит, и тех, кто руководил государством или правительством ранее, тех, кто находился на руководящем посту рекордное количество времени. Всё это очень интересно, и возникло мнение эту информацию систематизировать. Практически в каждом государстве два руководителя, за редким исключением. Решено было не разделять глав государств и глав правительств по разным категориям. Часто президенты становились премьер-министрами и наоборот.

Если брать старейших по возрасту на руководящих постах, то согласно историческим хроникам упоминается король готов Германарих, правивший в возрасте более 100 лет. Только дата рождения его точно не известна, упоминается также папа римский Агафон, который умер в 104 года, однако и здесь дата рождения спорна и у папы римского тогда не было государства. Следует вспомнить малороссийского военного и политического деятеля, кошевого атамана Запорожской Сечи П. И. Калнышевский, правда, следует помнить, что тогда Украины как государства не существовало. Из современных можно назвать президентa Малави Хастингса Банду, который оставил пост в возрасте 96 лет и 10 дней (1994 год). На посту руководителя государства Самоа в 94 года умер их вождь Малиетоа Танумафили II Сусуга, а премьер Малайзии Махатхир Мохамад ушёл в этом возрасте в отставку. Президент Зимбабве Роберт Мугабе покинул пост в 93 года. Из сегодняшних действующих руководителей следует назвать королеву Великобритании Елизавету II, которой 94 года. Дольше всех прожил бывший премьер-министр Камбоджи Чау Сен Коксал Чхум — до 103 лет, в таком же возрасте умер Джеляль Баяр, премьер-министр Турции. Недели до 103 лет не дожил премьер-министр Франции Антуан Пине

Из ныне живущих стоит обратить внимание на бывших глав правительств Хорватии и Королевства Ливии соответственно Йосипа Манолича и Мустафу Бен Халима, которым более 100 лет

С учётом регентства интересен король Франции Людовик XIV. Он царствовал 72 года, это дольше, чем какой-либо другой европейский король в истории (из монархов Европы дольше у власти были только некоторые правители мелких княжеств Священной Римской империи). Из тех, чьи годы известны точно, самый долгий срок управления государством принадлежит сеньору Липпе Бернарду VII. Однако некотрое время он находился в изгнании. Целесообразно, однако, регентский период включить в срок управления государством, ведь юридически он управлял страной.

По поводу самых младших по возрасту надо признать, что периодически монархами становились дети, но управляли странами до их совершеннолетия регенты. Был случай, когда президентом Гаити стал в 19 лет Жан-Клод Дювалье, сменивший на этом посту своего отца. Самыми молодыми монархами (без регентства) в 16 лет стали бывший король Иордании Хусейн бен Талал и отец нынешнего короля Бутана Джигме Сингье Вангчук.

Существуют исторические периоды времени, когда познать историческую правду не всегда удаётся, руководители этого времени не вошли в списки; однако работа продолжается, и если будут получены доказательства, то будут проведены корректировки и дополнения. Ниже представлены таблицы, в которые включены по 10 политическиx деятелей в каждой категории.

Форма правления государства

От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика. 

Монархия

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).  

В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола). 

В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.

В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция. 

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления. 

Республика

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.

Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира. 

Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается. 

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики —  это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки. 

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики. 

Понятие государства

Для начала разберемся, что такое государство и откуда пришло это слово. Слово «государство» тесно связано с древнерусским словом «государь», которое восходит к еще более древнему слову «господарство». Последнее происходит от «господь», история возникновения которого до конца не ясна.

Есть множество определений государства. Например, Аристотель считал, что государство — это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Википедия же говорит, что государство — это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.

Мы будем придерживаться определения, который дает школьный курс по обществознанию:

Государство — это центральная организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.

Примеры государств:

  • Российская Федерация;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Французская Республика.

Политический режим

Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм

При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя. 

В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.     

Авторитаризм

Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.

Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.  

Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.

Демократия

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.     

Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

Типы государства

Типы государства — общие системообразующие признаки, которые характеризуют конкретную совокупность (группу) государств и раскрывают закономерности их организации и развития.

Различают два подхода к типологии государства:

  • Формационный. Социально-экономические признаки выступают основным критерием классификации при данном подходе. Тип производственных отношений формирует тип государства. Классифицирующая категория — исторический тип государства, то есть государство определенной общественно-экономической формации, которое характеризуется единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.
  • Цивилизованный. При данном подходе духовные признаки выступают основным критерием, а именно культурные, религиозные, национальные и так далее).

Признаки государства

Есть основные признаки, по которым легко определить, государство перед нами или нет. Признаки, на которые можно ориентироваться:

  • единство территории;
  • законодательная деятельность;
  • суверенитет;
  • монополия на применение силы (легальное принуждение);
  • обязательность членства (гражданство);
  • налоговые сборы;
  • публичная власть.

Есть еще дополнительные признаки. В них входят:

  • государственные символы;
  • единый язык общения;
  • армия;
  • национальная валюта.

Государственные символы

Государственные символы — это знаки отличия государства. Например, бело-сине-красный российский флаг, гимн, который начинается со слов «Россия — священная наша держава» и красный герб с двуглавым орлом — это государственные символы Российской Федерации. Как правило, эти символы зафиксированы в конституции или особых законах.

Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак.

Государственный флаг и герб — это визуальные или зрительные опознавательные знаки. Гербы принято размещать на документах. Если нужно, чтобы государственную принадлежность было видно издалека — используют флаг.

Встречаются и государственные символы другого вида: национальные цвета, девизы, эмблемы в форме цветков и животных.

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.  

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • ‍Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • ‍Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • ‍Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян. 

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Стадии развития государства

Выделяют три основные стадии развития государства: ранее, развитое и зрелое.

  • Раннее государство — организационно и социально неполное. Примеры ранних государств: государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы.
  • Развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае.
  • Зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами, нациями и национализмом. Является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис. Отличительная черта зрелых государств — их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первые развитые государства: Англия, Франция, Китай.

Формы государственного устройства – кратко

Форма управления – принцип образования высшего органа правления. Термин характеризует образование управляющих органов, их взаимосвязь с народом, отношения между различными группами властей, деятельность и многое другое. Главные для формы власти это:

  • Монархия. Монарх является единственным лицом, контролирующим все верховное правление. Передача власти осуществляется от поколения к поколению. Абсолютный тип монархии подразумевает полное подчинение государства его главе. Конституционный тип – предусматривает ограничение полномочий. В роли ограничителя выступает конституция.
  • Республика. Главным инициатором власти является народ. Регулярно в стране проходят выборы. Голос народа определяет лидера государства на определенный временной промежуток. Разделяют парламентскую и президентскую республики. В парламентской главой является президент. Парламент – главный контролирующий орган, перед ним отвечают члены правительства. В президентском государстве деятельность парламента контролирует президент.

В президентской республике всю власть удерживает глава страны. Власти четко разделены в соответствии со своими полномочиями. Премьер-министр в государстве отсутствует, как и парламентская ответственность. Президент имеет право распустить парламент, который не принимает участия в его избрании. 

В парламентской республике главный орган регулирования – парламент. Есть премьер-министр. В двадцатом веке появилась новая, смешанная форма. В таких государствах присутствуют черты обоих вариантов. Россия признана демократической, федеративной страной, имеет республиканскую форму правления. 

Смотри также: Государство, его признаки, атрибуты и функции

Современные государства мира

Международно признанные государства — это:

  • те, которые являются членами Организации Объединенных Наций;
  • те, которые имеют реальную возможность стать членами ООН, но добровольно отказываются от такой возможности.

В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.

Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.

Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.

Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Карликовые государства
Государства, у которых небольшая территория и численность населения, называют карликовыми. Примеры карликовых государств: Люксембург, Кипр, Самоа, Барбадос.

По политическому признаку

Различаются государства и по политическому признаку.

Демократические

Демократия — тип политического режима, который основан на методе коллективного принятия решений с равным воздействием участников процесса на его исход.

Для демократического государства требуется обеспечения ряда прав для каждого члена общества, например, политическое и социальное равенство, свобода, права человека, право на самоопределение и законность.

Существуют разновидности демократии:

Олигархическая. Крупные собственники позволено принимать непосредственное участие в управлении государством, а также гарантирует им гражданские права. Избирательное право подвержено в данном случае имущественным ограничениям. Олигархическая демократия схожа с плутократией, где правящий класс населения проводит политику зачастую в интересах крупного капитала.

Эгалитарная. Цель данной разновидности — достижение политического равенства. Подразумевает равное участие в политических процессах, равные права, равное представительство, равный доступ к значимым для политики ресурсам.

Социалистическая

Данная разновидность демократии фокусирует свое внимание на воле народа, предполагает ликвидацию социальных классов и преимущественно государственную собственность на средства производства. Термин был закреплен от 1919 года Программой Российской Коммунистической Партии, а в конце 1940-х годов был введен термин «Народная демократия», что была разновидностью социалистической демократии.

Либеральная

Также называется буржуазная или конституционная. Основана на ряде положений: верховенство права, влияние граждан на принятие решений, общественный компромисс, мирная смена власти при проведении выборов, правление с согласия народа, система сдержек и противовесов для предотвращения произвола со стороны большинства народа, гарантии гражданских, политических и социальных прав, гарантии прав оппозиции.

Имитационная. Проявляется в ряде атрибутов власти народа, но фактически влияние населения на процесс принятия политических решений крайне мал. Часть граждан лишена избирательного права, избранные представители не определяют всю политику, исполнительная власть подчиняет себе законодательную и судебную власть, система правосудия не обеспечивает соблюдения конституционных принципов. 

Авторитарные

Авторитаризм — тип политического режима, который основан на сильной централизованной власти одного лица (президент, монарх, премьер-министр) или группы лиц (партия).

Сохраняется экономическая, гражданская и духовная свобода граждан. При данном политическом режиме в качестве методов управления государство очень редко применяются массовые репрессии, отсутствует террор, а доминирует командное и административное управление. Силовые структуры подконтрольны государству и зачастую используются в политических целях против оппозиционных сил, средства массовой информации берутся под контроль государства, СМИ необходимо сохранять лояльность к режиму, возможна цензура. Лидеры авторитарных государств не принимают мнения, отличные от их позиции, в том числе и от народа, их маловероятно сменить.

Тоталитарные

Тоталитаризм — тип политического режима, который основа на абсолютном (тотальном) контроле государства во всех отраслях общественной и частной жизни.

Данное понятие появилось в начале 1920-х и предназначалось для режима Муссолини. В то время тоталитарному государству были свойственны неограниченные полномочия власти, уничтожение конституционных прав и свобод населения, репрессии в отношении тех, кто мыслит иначе и милитаризация общественной жизни. В политологии при данном политическом типе власть стремится к полному контролю общества и ставит задачу контролировать всю жизнь населения. Оппозиция при любой ее форме пресекается или подавляется государством.

Форма государственного устройства территории

Деление современных стран мира по особенностям территориально-государственного устройства:

1. Унитарная форма.

2. Федеративная форма.

Унитарное государство –
форма территориальной организации, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая конституция, единая правовая система. Например, Украина, Польша, Белоруссия, Франция, Монголия, Чили, Дания и т. д. Унитарных государств большинство.

Федерация –
форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими определенной самостоятельностью. Например, Россия, США, Канада, Бразилия, Австралия, Аргентина, Индия, Германия.

Особой разновидностью федеральной формы устройства территории является конфедерация.

Конфедерация –
союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при котором объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих собственных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Например, Швейцария.

Страны мира с монархической формой правления

Страны мира Форма правления Столица стран
Андорра Княжество Андорра-ла-Велья
Бельгия Королевство Брюссель
Ватикан Папское государство
Великобритания Королевство Лондон
Дания Королевство Копенгаген
Испания Королевство Мадрид
Лихтенштейн Княжество Вадуц
Люксембург Великое герцогство Люксембург
Монако Княжество Монако
Нидерланды Королевство Амстердам
Норвегия Королевство Осло
Швеция Королевство Стокгольм
Лесото Королевство Мбабане
Марокко Королевство Рабат
Свазиленд Королевство Масеру
Бахрейн Эмират Манама
Бруней Султанат Бандар-сери-Бегаван
Бутан Королевство Тхимпху
Иордания Королевство Амман
Катар Эмират Доха
Камбоджа Королевство Пномпень
Кувейт Эмират Эль-кувейт
Малайзия Султанат Куала-Лумпур
Непал Королевство Катманду
Оман Султанат Маскат
ОАЭ Эмират Абу-Даби
Саудовская Аравия Королевство Эр-Рияд
Таиланд Королевство Бангкок
Япония Империя Токио
Тонга Королевство Нукуалофа

Количественные и качественные сдвиги на карте мира

Изменения на политической карте мира носят различный характер (рис. 31). Одни из них — количественные, связанные с территориальными приобретениями или потерями вследствие военных захватов, добровольных уступок государств и т. д. Иногда происходит и просто обмен участками суши в интересах добрососедских отношений между странами.

Количественные сдвиги на политическои карте мира связаны с изменением территории государств.

Так, в связи с окончанием Второй мировои воины по решению Потсдамской конференции произошли серьезные количественные изменения на политической карте Европы: западная граница Польши прошла по рекам Одре и Нысе-Лужицкой (т. е. были возвращены древние польские земли), Закарпатская Украина вошла в состав Украины, а территория нынешней Калининградской области стала российской.

Другие изменения — качественные, которые обычно не ведут к изменению территории. Их суть — в завоевании государственной самостоятельности бывшими колониальными странами, смене власти (режима), введении нового государственного устройства и т. д. Как правило, количественные изменения сопровождаются качественными.

Качественные сдвиги на политической карте мира обязаны приобретению (или потере) суверенитета странами, введению нового государственного устройства, образованию новых союзов и т. д.

Примерами качественных сдвигов на политической карте могут служить провозглашение Гренландии «самоуправляющейся территорией в составе Королевства Дания», образование Содружества Независимых Государств (СНГ) после распада СССР, расширение Европейского союза и НАТО на Восток и т. д.

Совершенно очевидно, что количественные сдвиги на карте мира хотя и происходят, но это удел прошлых эпох, когда войны служили обычным средством решения межгосударственных споров, когда шел процесс бурного открытия и освоения новых земель, формирования колониальных империй. К наиболее крупным территориальным изменениям на карте вели мировые воины, вспыхивавшие тогда, когда противоречия между странами достигали высшей точки накала. Сегодня же, в ядерный век, решение территориальных споров военным путем грозит превратить нашу пла нету в гигантскую могилу человечества.

НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТЕ МИРА ПРОИСХОДЯТ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СДВИГИ НА НЕЙ ВСЕ БОЛЬШЕ УСТУПАЮТ МЕСТО КАЧЕСТВЕННЫМ.

Запомните

Периоды формирования политической карты. Количественные и качественные сдвиги на политической карте.

Откройте атлас

1. Покажите новые суверенные страны, образовавшиеся на политической карте Евразии после распада СССР в 1991 г. Вспомните из курса истории, какие из них обрели независимость впервые.

Это я знаю

2. Почему нельзя точно назвать число стран на политической карте мира?

3. Как в различные исторические эпохи происходил процесс формирования политической карты мира?

4. Вспомните из курса истории и объясните, как повлияли на формирование политической карты мира: а) Первая мировая война; б) образование СССР; в) Вторая мировая война; г) распад Советского Союза.

5. В чем принципиальное различие между количественными и качественными сдвигами на политической карте мира? Приведите конкретные примеры тех и других изменений, основываясь на событиях последних лет.

6. Известно, что часть территории Нидерландов — это земли, отвоеванные у моря, что привело к изменению политической карты страны. Какое это изменение — количественное или качественное?

Это я могу

7. С помощью текста учебника и знаний по истории заполните таблицу «Этапы формирования политической карты мира».

Это интересно

8. Приведите примеры количественных и качественных сдвигов на политической карте мира, не упомянутых в тексте.

9. Попробуйте смоделировать на контурной карте политическую карту мира начала Великих географических открытий. Для создания модели используйте знания из истории.

Форма государственного устройства

От неё зависит, как распределена власть по территории страны. 

Унитарное государство

Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира. 

Федеративное государство

Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны. 

Трансформация государства

В эпоху продолжающейся глобализации и становления постиндустриального общества институт государства значительно меняется. Среди ученых нет одного мнения, во что трансформируется государство и будет ли оно эффективным в его привычном понимании. Можно даже сказать, что современный институт государства проходит через кризис в условиях ускоренной модернизации общества.

Раньше государство воспринималось как что-то, что превосходит и подчиняет людей. Сейчас эта парадигма активно меняется. Теперь государство понимают как набор институтов, которые позволяют обществу функционировать, а политическая власть перестала устрашать.

Внутри самих государств активно зарождаются центры международной торговли, которые похожи на города-государства — мегаполисы. Такие крупные города, как Нью-Йорк, Токио и другие становятся с каждым годом более экономически независимыми. Эта тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.

Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.

Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector