Все о путешествиях

Тайны храмов в Абу Симбеле

Необычное представление можно видеть, наблюдая за храмом 2 раза в год — 22 февраля и 22 октября. Это, конечно, не мистика, а чудо архитектурной задумки. В 6 часов утра первый луч солнца проникает через входной портал и освещает коридор длиной 65 м, ведущий к культовой нише святилища. Он ни на секунду не коснется статуи бога Птаха, а на Амоне и Ра задерживается по 6 минут, чтобы затем в течение 12 минут ярко освещать Рамсеса II. Считается, что 22 февраля — день рождения Рамсеса, а 22 октября — день его коронации.

Другая особенность статуй храмов — их способность петь. Некогда, каждый день на заре, гиганты начинали издавать странные звуки, похожие на тихое рыдание. По легенде, через статуи богини оплакивали своих сыновей. Причина этого пения долгое время оставалась неясной. Но все-таки эту загадку ученым удалось решить. Оказывается, стонущие звуки были связаны с тем, что с восходом солнца резко повышалась температура. От чего трещины в камнях расширялись и издавали этот жалобный стон. После того, как во время реставрации трещины были заделаны, статуи навсегда замолчали.

Рамсес рамсес II. Рамсес II

Рамсес II (статуя из храма Амона в Карнаке).

Рамсес II, фараон Древнего Египта XIX династии. Царствовал 66 лет (1317 —1251 до н. э.). При нём Египет (см. Египет Древний) в последний раз в эпоху Нового Царства достиг значительного могущества. После вступления на престол Рамсеса II вёл длительные войны с хеттами (воинств, горные племена, населявшие центральную часть Малой Азии), в результате которых Египет закрепил за собой Палестину и Южную Сирию. В ходе борьбы Рамсес II проявил незаурядные воен. способности (см. Кадет).

Использованы материалы Советской военной энциклопедии. т. 7: Радиоконтроль – Тачанка. 688 с., 1979.

Рамсес II (тронное имя — Усер-маат-Ра-сотеп-ен-Ра) — фараон XIX династии (1317-1251 до н. э.). При нем Египет в последний раз в эпоху Нового царства достиг значительного могущества. Продолжая походы своего отца Сети I, Рамсес восстановил власть Египта в Палестине; в Сирии Рамсес столкнулся с хеттами, которые также претендовали на нее. После битвы при Кадеше (1312 год до н. э.) он продолжал борьбу с хеттами до 1296 года, когда заключил мирный договор с хеттским царем Хаттусили III (до нас дошли хеттская и египетская редакции этого первого известного в истории международного договора). Война с хеттами побудила Рамсеса II перенести свою резиденцию в северо-восточную Дельту, где был сооружен город «Пер-Рамсес» («Дом Рамсеса», впоследствии Танис). Для Рамсеса характерна чрезвычайно широкая строительная деятельность. Им сооружены храмы в Абидосе, Фивах (Рамессеум), пристройки в Карнаке и Луксоре, оба пещерных храма Абу-Симбела, храм в Эдфу и т. д. Войны и огромные средства, затрачиваемые на содержание и строительство храмов, разоряли трудящиеся слои, обогащая знать и жрецов. Бедняки закабалялись, а средние прослойки теряли постепенно экономическую независимость. Рамсес II приходилось прибегать к наемникам, что ослабило военный потенциал страны.

Переезд храма Абу-Симбел

Храм Абу-Симбел массой 250 000 тонн в 1968 году перенесли на другое место, назвав операцию Египетским чудом и самым дорогим проектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Решение о переносе храмового комплекса

В 1960 году правительство Египта запланировало на реке Нил Асуанскую дамбу, строительство которой грозило затопить комплекс Абу-Симбел. Чтобы построить жизненно необходимую жителям Египта плотину, решили передвинуть храмы на безопасное от воды расстояние.

Египетское правительство обратилось в ООН с просьбой о помощи, и 51 страна поддержала проект по спасению храмов. В 1964-1968 в Египте провели работу: оба храма демонтировали и перенесли на 65 метров вверх на плато скал, под которыми они находились.

Храмы заново построили на 210 метров к северо-западу от первоначального места. Оба храма ориентированы в том же направлении, что и раньше.

Воссоздание храмов

Первоначально задача казалась невыполнимой. В начале 1964 года команда инженеров из разных стран приступила к демонтажу Аби-Самбела. Внутри храмов установили стальные леса и вручную распилили скульптуры на 1050 блоков весом по 30 тонн. Работали 9 месяцев днем и ночью. Разрезы сделали так, чтобы нанести храму минимальный ущерб.

Внутренние стены и потолки переносили на несущем каркасе из железобетона. Не менее трудоёмкая работа – собрать храмы заново. Самое пугающее – храм надо воссоздать так, чтобы луч солнца снова засиял на ликах богов.

Отдельные части собранных вновь храмов сделаны так аккуратно, что невозможно определить места их соединения. 10 километров швов искусно замазали строительным раствором.

Команда инженеров воссоздала и окружающую храм гору. Над храмом возвели огромный бетонный купол из 300 гигантских сцепных секций и засыпали камнями, имитирующими скалы.

Абу-Симбел, засиявший прежней красотой, выглядит так, будто и не сходил с места. И сегодня солнечные лучи касаются лика четырех статуй, как и 3000 лет до этого. Грандиозный перенос исторического памятника завершился успешно.

Спасение храма, внесенного во Всемирный список наследия ЮНЕСКО, продолжалось 4 года и стоило 42 миллиона долларов.

Мелкие статуи и стелы, окружающие храмовый комплекс, также перенесены и поставлены на место. Среди них – стела, посвященная Ашу-Хебседу, который строил храмовый комплекс. Стела рассказывает о том, как Рамсес, задумавший построить храмы в свидетельство о своей непреходящей славе, доверил эту работу Аше-Хебседу.

Около древнего храма установлена стела, повествующая об истории возвращения памятника в современность. Храмовый комплекс, засыпанный песком, обнаружил швейцарский востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт в 1813 году.

Откопали храм в 1817 году благодаря Джованни Бельцони. К разочарованию первооткрывателей, в залах храмов не оказалось ни золота, ни драгоценных камней.

21 февраля и 21 октября в храме собирается до 5000 человек, чтобы увидеть оптический эффект, полученный в результате тончайших расчётов древнеегипетских звездочетов и жрецов, которых 33 века назад спроектировали храм так, что луч солнца света светит в глаза фараону. Остальное время года фараон прячется от мирской суеты в темном храме.

Сегодня храм Абу-Симбел – символ Египта, впечатляющий не только размером скульптур, но и гениальностью инженерной мысли древних египтян.

Пустыня опасна для пеших прогулок и поселиться рядом с храмом непросто, поэтому из соображений безопасности путешественники отправляются в Абу-Симбел организованно под охраной конвоя.

Abu Simbel – Quick Facts

  • Abu Simbel is comprised of two temples, one dedicated to Ramses II and one to his chief wife, Nefertari. The Small Temple represents the second time an entire temple was dedicated to a royal wife. It demonstrated his great love for her.
  • From 1964-1968, both temples were carefully carved into many pieces and relocated to a higher plateau to avoid being permanently submerged by the effects of the Aswan High Dam.
  • The exquisite carvings, artwork and statues within the interior of both structures are so delicate, cameras are not allowed for fear of damage or fading.
  • Abu Simbel has many depictions of Ramses II’s accomplishments, most of all his victory at the Battle of Kadesh.
  • On the facade of the Small Temple, there are smaller statues of the children. Unusually, the princesses are depicted as taller than the princes. It is likely because the entire temple was dedicated not just to Nefertari, but to all of the women in Ramses II’s household.
  • Temples of Ancient Egypt
  • Ancient Egyptian Gods
  • Pharaoh Ramses II
  • Queen Nefertari

Климат

Система классификации климатов Кеппен-Гейгера классифицирует свой климат как жаркая пустыня (BWh).

Климатические данные для Абу-Симбела
Месяц Янв Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Октябрь Ноя Декабрь Год
Средняя высокая ° C (° F) 23.6(74.5) 26(79) 30.2(86.4) 35.3(95.5) 39.1(102.4) 40.6(105.1) 40.2(104.4) 40.2(104.4) 38.7(101.7) 36(97) 29.7(85.5) 24.9(76.8) 33.7(92.7)
Среднесуточное значение ° C (° F) 16.4(61.5) 18.2(64.8) 22.1(71.8) 27(81) 31(88) 32.7(90.9) 32.7(90.9) 32.9(91.2) 31.4(88.5) 28.8(83.8) 22.7(72.9) 18.1(64.6) 26.2(79.2)
Средняя низкая ° C (° F) 9.2(48.6) 10.4(50.7) 14.1(57.4) 18.8(65.8) 23(73) 24.8(76.6) 25.3(77.5) 25.7(78.3) 24.2(75.6) 21.6(70.9) 15.8(60.4) 11.4(52.5) 18.7(65.6)
Средний осадки мм (дюймы) 0(0) 0(0) 0(0) 0(0) 0(0) 0(0) 0(0) 0(0) 0(0) 0(0) 0(0) 0(0) 0(0)
Средние дождливые дни
Среднее за день солнечные часы 10 10 10 10 11 11 11 11 10 10 10 10 10
Источник 1: Climate-Data.org
Источник 2: Погода для путешествий для солнечных и дождливых дней

Легенды

История главного храма комплекса Абу-Симбел окутана легендами и интересна своими оптическими неожиданностями. Экскурсоводы всегда рассказывают посетителям историю о «плачущих изваяниях». Говорят, что по сей день гиганты у входа в храм на рассвете издают звуки, напоминающие стон. В народе это считалось плачем по своим сыновьям. Ученые же нашли этому явлению вполне научное объяснение. С восходом солнца разница температур воздуха и песчаника резко увеличивается, и движение породы в трещинах происходит со странными звуками, похожими на скрежет. Но легенды позволяют изваяниям придать человеческий облик, а осознавать, что даже Божества могут плакать, куда понятнее простому человеку.

Самое удивительное, что особо привлекает паломников в Абу-Симбел, — это оптический эффект, происходящий в Большом храме, во время передвижения солнечного светила. Инженерная конструкция святилища продумана таким образом, что только два раза в год, в феврале и в октябре, солнечные лучи проникают внутрь храма. Продвигаясь по анфиладе залов, солнечный свет проникает в самый дальний зал, где заливает сиянием лицо статуи Рамсеса, оставляя во мраке статую Птаха, властелина подземного царства. Именно в эти дни наплыв посетителей храма возрастает в разы.

Буквально в 100 метрах от храма Рамсеса расположен Малый храм. Его возведение было посвящено богине Хатор – мифологическому божеству неба, женственности и веселья, олицетворяющей образ супруги фараона Нефертари. Скромность и меньшая масштабность, по сравнению с главным сооружением, нисколько не умаляют интереса к нему. Здесь фасад представляют шесть огромных статуй в полный рост, а расположение их в огромных нишах и игра света и тени придают им большую монументальность. Минуя вход, посетители попадают в темный колонный зал, ведущий к святилищу. В святая святых хранится изваяние священной коровы – образ богини Хатор. Перед статуей изображение Рамсеса Великого. Такое расположение образов символизировало защиту и покровительство богини для правителя.

Говоря о сегодняшнем историческом комплексе Абу-Симбел, нельзя не сказать о том, что он является и памятником невообразимых усилий, предпринятых для его спасения волонтерами из многих стран. Миллионы путешественников сегодня имеют возможность прикоснуться к еще одному артефакту древней цивилизации Египта. А учитывая удаленность расположения храмов от Каира (более 1200 км), понять и оценить мощь и размеры древней империи.

Интересные факты об Абу-Симбел

Каждая страна гордится своими уникальными достопримечательностями, но в Египте нередко использовались природные особенности для придания исключительности строениям. Это касается и большого дворца, высеченного в скале.

В дни равноденствия (весной и осенью) лучи так просачиваются сквозь стены, что освещают статуи фараона и богов в определенной очередности. Так, по шесть минут солнце освещает Ра-Хорарти и Амона, а на фараоне свет сфокусирован 12 минут. Это делает памятник популярным у туристов, и его по праву можно назвать еще и природным наследием.

Название достопримечательности появилось еще до того, как построили храмы, поскольку его присвоили скале, напоминающей морякам хлебную меру. Дословно Абу-Симбел значит «отец хлеба» или «отец колосьев». В рассказах того периода он упоминается как «крепость Рамзессополис».

Малый храм «великой супруги царской»

Малый храм фараон приказал высечь «из тонкого и твёрдого белого камня для Нефертари Мери-эн-мут («Самой прекрасной в мире»). Святилище посвящёно богине женственности и красоты — Хатхор, но ей приданы черты лица Нефертари — супруги Рамсеса II. У фасада храма стоят шесть десятиметровых статуй, изображающих Рамсеса II и его жену, а у ног фараоновой четы помещены изваяния их детей. На одном из рельефов запечатлена коронация Нефертари: богини Хатхор и Исида возлагают на голову царицы убор священной звезды Сириус. На многих скульптурных композициях присутствует образ обожествлённого Рамсеса II с небольшим бараньим рогом, обрамляющим ухо, что считается признаком божественности. Стены расписаны храмовыми картинами подношения даров.

Фрагмент статуй храма Рамзеса II

The Great Temple

In ancient times, the Great Temple was known as “The Temple of Ramesses-Meryamun,” which means Ramses, beloved by Amun. It stands 30m (98ft) tall and 35 (115ft) long. The facade of this structure, the Great Temple of Abu Simbel, is 35 meters (115 feet) long and a full 30 meters (98 feet) high.

Vyacheslav Argenberg — Abu Simbel Great Temple

The entrance to the large temple of Abu Simbel is crowned by a carving of Ramses worshiping the falcon-headed god Re-Horakhty, usually referred to simply as Ra. Flanking the entrance are four seated colossal figures, each a towering 20 meters (65 feet) tall. Each of these large figures is a depiction of Ramses II, seated on his thrown, wearing his double crown. Around the figure’s knees there are small carvings of some of his wives and children. Beneath the colossi there are smaller figures that depict Ramses II and his conquered enemies including the Libyans, the Nubians and the Hittites. There are other statues that represent Ramses II’s family members as well as gods of protection.

Inside, the temple has a triangular layout, with rooms decreasing in size as one progresses into the temple; the rooms are filled with engravings of Ramses II and his beloved wife, Nefertari, paying homage to the gods.

Layout

The interior begins with an atrium consisting of eight pillars. One these pillars, Ramses II is depicted in disguise as the god Osiris. Hieroglyphs and images in this atrium depict in grand detail the king’s victory at the Battle of Kadesh.

Paul Nendick — Abu Simbel — Hypostyle Hall of the Great Temple

Beyond the first atrium, a second atrium opens up with four pillars decorated with images showing Ramses II embracing various gods. Beyond the second atrium is the inner sanctuary where statues of Ra, Amun, Ptah and Ramses II are all seated.

The Great Temple was constructed keeping in mind the position of the sun on February 22 and October 22. On these days, sunlight penetrates 55 meters (180 feet) into the inner sanctuary to illuminate the statues along the back wall. Only Ptah, the god of the Underworld, remains in darkness all year round. Why those specific dates were chosen remains a mystery and some believe they might represent Ramses II’s birthday or his coronation.

Shelby Root — Illuminated back wall of the inner sanctuary

History

The history of the Abu Simbel temples begins with the twenty year effort to build these impressive structures, along with four other rock temples built in Nubia during the reign of Ramses II. The construction of Abu Simbel started around 1244 BC and was finished around 1224 BC.

Many scholars believe that the two temples of Abu Simbel were an act of ego, pride and love on the side of Ramses II. He ordered these temples built to:

  • Commemorate his victory at the Battle of Kadesh. To represent the battle, the base of the temple was carved with figures of bound captives.
  • Intimidate Egypt’s neighbors, the Nubians. It was Ramses’ way of trying to make an impression upon Egypt’s neighbors, as well as to force Egypt’s religion upon these neighbors.
  • Honor Nefertari: The Small Temple is a monument to his most beloved queen (out of his many wives), Nefertari. It is also dedicated to the ancient Egyptian goddess Hathor.
  • Honor himself: The Great Temple Ramses had built to honor himself, dedicating it to the god Re-Horakhty.

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО. «Нубийские памятники от Абу-Симбела до Филе» . whc.unesco.org . Проверено 24 февраля 2018 .
  2. ^ а б «Абу-Симбел» . pcma.uw.edu.pl . Проверено 5 августа 2020 .
  3. ^ Вернер, Мирослав. Храм Слова: святилища, культы и тайны Древнего Египта. (Каир: Американский университет в Каире Press, 2013).
  4. ^ а б Хавасс, Захи. Тайны Абу-Симбела. (Каир: Американский университет в Каире Press, 2000).
  5. Перейти ↑ Lane E, «Description of Egypt», American University in Cairo Press. С. 493-502.
  6. Фрай Дрю Найт Кремер , 1978, Лондон, Лунд Хамфрис
  7. ^ Спенсер, Теренс (1966). Гонка за спасение Абу-Симбела выиграна. Журнал Life , 2 декабря 1966 года.
  8. ^ Фитцджеральд, Стефани (2008). Рамзес II: египетский фараон, воин и строитель. Нью-Йорк: Книги Компас Пойнт. ISBN 978-0-7565-3836-1 
  9. ^ a b c d e f g h i j k l m Альберто Силиотти, Египет: храмы, люди, боги, 1994
  10. ^ a b c d e Аня Скляр, Grosse kulturen der welt-Ägypten , 2005
  11. ^ «НАСА Space Math Abu Simbel Проблема выравнивания с ответами» .
  12. ^ «царь Псамметих II (Псамтик II)» . Touregypt.net . Проверено 20 ноября 2011 .
  13. ^ Britannica, p.756
  14. ^ «Климат: Абу Синбил — Климатический график, Температурный график, Климатическая таблица» . Climate-Data.org . Проверено 14 августа 2013 года .
  15. ^ «Абу-Симбел климат и средние погодные условия, Египет» . Погода для путешествий . Проверено 12 июля 2013 года .

Храмовый комплекс Абу-Симбел

В состав комплекса Абу-Симбел входят две постройки – Большой храм и Малый храм. Памятник на сегодня является чуть ли не одним из самых исследованных сооружений Древнего Египта. В 1950-х годах его местоположение попало под зону затопления в результате образования нового водохранилища. За спасение наследия взялась ЮНЕСКО. Трудом 50 стран Абу-Симбел был полностью разобран, и за четыре года перебрался на более высокое место. 

Макет-сравнение былого и текущего расположения храмового комплекса

При исследовании постройки ученые пришли к интересным заключениям. Так, например, было выяснено, что линии фасадов храмов были выстроены вдоль трещин в скальном грунте, а при укладке песчаника использовалась окись железа, что сделало его менее подверженным разрушению. 

Комплекс был возведен во второй половине Нового царства – примерно в 1260х годах до нашей эры. Чувствуется традиции оформления гробниц, но общая картина этой эпохи показывает об упадке искусства.

Большой храм

Большой храм Абу-Симбел посвящен Рамсесу II и богам – Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Вход в храм направлен к востоку. Лучи восходящего солнца освещают первый зал со статуями фараона, второй зал и святилище. Ровно два раза в год лучи уходили в самую глубину храма, освещая там статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте. Владыке подземного мира Птаху было суждено всегда оставаться в темноте. 

Несмотря на то, что за храм с Рамсесом конкурировали целых три бога, здесь все было сооружено на возвеличивание фараона. Чего только стоит огромный фасад-пилон с четырьмя 20-метровыми портретными статуями Рамсеса II. Эти колоссы были видны проплывающим по Нилу кораблям, а лучи солнца делали их темно-красными, выделяя на фоне теней. 

Внутреннее убранство Большого храма также соответствует возвеличиванию фараона. Так в первом зале находятся восемь статуй фараона в образе бога Осириса. Везде находятся росписи и рельефы, повествующие о жизни Рамсеса II. Здесь есть и войны с ливийцами, нубийцами и хетхами, также присутствует религиозная тематика на рельефе «Фараон Рамсес предстоит перед богами».

Малый храм

Малый храм посвящен богине Хатор. Здесь все намного проще, а весь храм состоит из колонного зала и святилища. В святилище находятся три ниши, в центральной из которых находилась статуя коровы, соответствующей образу богини Хатор. На фасаде находятся шесть ростовых статуй фараона, между которыми установлены статуи его жены Нефертари-Меренмут. 

Спасенный храм Абу-Симбел на сегодняшний день является очень популярным местом среди туристов. Это своеобразный памятник труда – труда строителей Древнего Египта и труда спасителей из нашего времени. 

История открытия

Сейчас никто не берется утверждать, по каким причинам многие века эти древние постройки были засыпаны песком, и долгое время были скрыты от глаз человечества. История открытия этих храмов случайна и относится к началу XIX столетия. Это была обыкновенная прогулка швейцарского путешественника и востоковеда Иоганна Буркхардта. Он бродил по песчаным ложбинам левобережья Нила, когда неожиданно увидел фрагменты огромных статуй, расположенных друг от друга на расстоянии 200 метров. В тот момент можно было понять, что они огромны, но определить позу статуй, стоят они или сидят, было нереально. С этого момента долгие годы различными экспедициями проводились археологические работы. И только к концу XIX века о найденных древностях Абу-Симбела узнали во всем мире.

Малый Храм

Малый храм после переезда

Храм из Хатхор и Нефертари , также известный как Малый Храм был построен около 100 м (330 футов) северо — востоку от храма Рамзеса II и был посвящен богине Хатхор и главный супругой Рамсеса II, Нефертари. Фактически, это был второй раз в древнеегипетской истории , когда храм был посвящен царице. Впервые Эхнатон посвятил храм своей великой королевской жене Нефертити. Вырезанный в скале фасад украшен двумя группами колоссов, разделенными большими воротами. Статуи высотой чуть более 10 м (33 фута) изображают короля и его королеву. По обе стороны от портала находятся две статуи царя, носящие белую корону из Верхнего Египта (юг колосса) и двойной короной (север колосса); они окружены статуями королевы.

Примечательно, что это один из очень немногих случаев в египетском искусстве, где статуи царя и его супруги имеют одинаковый размер. Традиционно статуи цариц стояли рядом со статуями фараона, но никогда не были выше его колен. Рамсес отправился в Абу-Симбел со своей женой на 24-м году своего правления. Как Великий Храм короля, рядом с их родителями стоят маленькие статуи принцев и принцесс. В этом случае они расположены симметрично: с южной стороны (слева, если смотреть на ворота) слева направо князья Мерятум и Мерир, принцессы Меритамен и Хенуттави , а также принцы Парехервенемеф и Амон-хер-хепешеф , а на с северной стороны те же цифры в обратном порядке. План Малого Храма — это упрощенная версия плана Великого Храма.

Нефертари предлагает сеструмы сидящей богине Хатор , фриз внутри Малого храма

Как и в большом храме, посвященном царю, гипостильный зал в меньшем храме поддерживается шестью колоннами; Однако в данном случае это не столбы Осириса, изображающие царя, а украшенные сценами, в которых царица играет на систруме (священном инструменте богини Хатхор) вместе с богами Хорусом , Хнумом , Хонсу и Тотом и в богинь Хатхор, Исида , Маат , Mut Ашера, Satis и таурт ; в одной из сцен Рамсес преподносит цветы или сжигает благовония . На капителях колонн изображено лицо богини Хатор; этот тип столбца известен как Hathoric. Барельефы в зале с колоннами иллюстрируют обожествление царя, уничтожение его врагов на севере и юге (в этих сценах царя сопровождает его жена) и царица, делающая подношения богиням Хатхор и Мут. За гипостильным залом следует вестибюль, доступ в который обеспечивают три большие двери. На южной и северной стенах этой комнаты есть два изящных и поэтических барельефа царя и его супруги, которые преподносят растения папируса Хатхор, которая изображена в виде коровы на лодке, плывущей в зарослях папирусов. На западной стене изображены Рамсес II и Нефертари, делающие подношения богу Гору и божествам Катаракт — Сатису , Анубису и Хнуму.

Вырубленное в скале святилище и две боковые камеры соединены с поперечным вестибюлем и выровнены по оси храма. Барельефы на боковых стенах небольшого святилища представляют собой сцены жертвоприношений различным богам, сделанные фараоном или королевой . На задней стене, лежащей к западу по оси храма, есть ниша, в которой Хатхор, как божественная корова, кажется, выходит из горы: богиня изображена как Хозяйка посвященного храма. ей и королеве Нефертари, которая тесно связана с богиней.

Маленький храм [ править ]

Малый храм после переезда

Храм из Хатхор и Нефертари , также известный как Малый Храм был построен около 100 м (330 футов) северо — востоку от храма Рамзеса II и был посвящен богине Хатхор и главный супругой Рамсеса II, Нефертари. Фактически это был второй раз в древнеегипетской истории , когда храм был посвящен царице. Впервые Эхнатон посвятил храм своей великой королевской жене Нефертити. Вырезанный в скале фасад украшен двумя группами колоссов, разделенными большими воротами. Статуи высотой чуть более 10 м (33 фута) изображают короля и его королеву. По обе стороны от портала находятся две статуи царя, носящие белую корону изВерхний Египет (южный колосс) и двойная корона (северный колосс); они окружены статуями королевы.

Примечательно, что это один из очень немногих случаев в египетском искусстве, где статуи царя и его супруги имеют одинаковый размер. Традиционно статуи цариц стояли рядом со статуями фараона, но никогда не были выше его колен. Рамсес отправился в Абу-Симбел со своей женой на 24-м году своего правления. Как Великий Храм короля, есть маленькие статуи принцев и принцесс рядом с их родителями. В этом случае они расположены симметрично: на южной стороне (слева, если смотреть на ворота) слева направо князья Мерятум и Мерир, принцессы Меритамен и Хенуттави, а также князья Рахирвенемеф и Амон-хер-хепешеф., а на северной стороне те же цифры в обратном порядке. План Малого Храма — это упрощенная версия плана Великого Храма.

Нефертари предлагает сеструмы сидящей богине Хатор , фриз внутри Малого храма

Как и в большом храме, посвященном царю, гипостильный зал в меньшем храме поддерживается шестью колоннами; в данном случае, однако, это не столбы Осириса, изображающие царя, а украшенные сценами с царицей, играющей на систруме (священном инструменте для богини Хатхор) вместе с богами Хорусом , Хнумом , Хонсу и Тотом , и в богинь Хатхор, Исида , Маат , Mut Ашера, Satis и таурт ; в одной из сцен Рамсес преподносит цветы или сжигает благовония . На капителях колонн изображено лицо богини Хатор; этот тип столбца известен как Hathoric. Барельефы в зале с колоннами иллюстрируют обожествление короля, уничтожение его врагов на севере и юге (в этих сценах король сопровождает его жена) и царица, делающая подношения богиням Хатхор и Мут. За гипостильным залом следует вестибюль, доступ в который дают три большие двери. На южной и северной стенах этого зала есть два изящных и поэтических барельефа царя и его супруги, дающих папирус.растения для Хатхор, которая изображена в виде коровы в лодке, плывущей в зарослях папирусов. На западной стене изображены Рамсес II и Нефертари, делающие подношения богу Гору и божествам Катаракт — Сатису , Анубису и Хнуму.

Вырубленное в скале святилище и две боковые комнаты соединены с поперечным вестибюлем и выровнены по оси храма. Барельефы на боковых стенах небольшого святилища представляют собой сцены жертвоприношений различным богам, совершаемые фараоном или королевой . На задней стене, которая лежит к западу по оси храма, есть ниша, в которой Хатор, как божественная корова, кажется, выходит из горы: богиня изображена как Хозяйка храм, посвященный ей и королеве Нефертари, которая тесно связана с богиней.

Битва при Кадеше

Битва Qadesh состоялась в 1275 г. до н. Н.э., в год V правления Рамзеса  II . Его провел фараон в рамках продолжающейся военной демонстрации, которую представил его отец, фараон Сети  I ул . Она видела столкновение Рамзеса  II с хеттским царем Муваталли . Прибыв на земли будущей Сирии , он и его армия попадают в ловушку. В хетты удается отделить подразделения и окружают их. На барельефах в большом храме рассказывают , что, в то время как он был полностью загнан в угол, Рамсес  II нашли заброшенный колесницу на поле боя, захватили его и удалось выиграть битву. Позже он простил двух лошадей-колесниц, которые сопровождали его в его эпосе, и позаботился о них лично.

Храмы

Один из храмов, большой, был воздвигнут в честь самого фараона Рамсеса II и посвящён богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху; другой, малый, — воздвигнут в честь первой жены Рамсеса II, царицы Нефертари Меренмут, и посвящён богине Хатхор.

В первом из них, построенном после победы над хеттами и отличающемся хорошо сохранившимися важными историческими изображениями и надписями, изображён царь, поклоняющийся самому себе, то есть его божественный образ, которому поклоняется царь-человек. Окружённый другими божествами, он выделяется в виде громадной фигуры, обращённой спиной к скале. На восточном фасаде, у входа в храм, высечены в скале четыре колоссальных изображения трёх богов — Амона, Ра-Хорахти и Птаха — и самого царя (всем четырём статуям, однако, придан облик самого Рамзеса II), высотой приблизительно в 20 м. Под гигантскими статуями фараона находятся скульптурные изображения членов его семьи — матери, жены Нефертари и детей. Стены внутренних помещений украшены рельефами с ритуальными и военными сценами (битва при Кадеше и др.).

Храм спроектирован таким образом, что дважды в год — в 6 часов утра 22 октября и 22 февраля — солнечный луч преодолевает коридор длиной 65 м и освещает 4 сидящие статуи богов; по 6 минут солнцем освещены изображения Амона и Ра-Хорахти, 12 минут — фигура Рамзеса II (он в центре). На бога Птаха солнце не падает никогда. Во внутренних помещениях храма — 2 гипостиля, молельни и помещение святилища со статуями Амона, Ра-Хорахти, Птаха (все, как и статуи при входе, с лицами Рамзеса II) и Рамзеса II.

Перед Малым храмом стоят шесть статуй, высеченных горельефом, а именно с каждой стороны по два изображения царя и по одному — царицы; высота статуй около 10 м. На фигуре второго колосса, в южной части храма, высечена греческая надпись, оставленная ионийскими наёмниками, пришедшими сюда при Псамметихе II (595—589 до н. э.), во время преследования отступавших от Элефантины к Эфиопии воинов.

Модель, иллюстрирующая старое и новое местоположение храмов и уровень воды

С течением времени, храмы пришли в упадок и в конце концов были засыпаны песком. Уже во время похода Псамметиха II в VI веке до н. э. песок покрывал статуи главного храма до колен. Затем о храме забыли вплоть до 1813 года, когда швейцарский востоковед Иоганн Людвиг Буркхардт нашел верхний фриз главного храма. Буркхардт рассказал о своем открытии итальянскому исследователю и авантюристу Джованни Бельцони, который посетил это место, но не смог откопать вход в храм. Бельцони вернулся в 1817 году, на этот раз успешно проникнув в храмовый комплекс.

История памятника Абу-Симбел

Его возведение историки связывают с победой Рамзеса II над хеттами в 1296 году до нашей эры. Фараон считал это событие самым значимым в своей жизни, поэтому решил воздать почести богам, которых он чтил в большей степени. При строительстве немало внимания уделялось фигурам богов и самого фараона. Храмы были популярны после их возведения еще несколько сотен лет, но впоследствии потеряли свою актуальность.

За годы одиночества Абу-Симбел все больше покрывался песком. К 6 веку до нашей эры слой породы уже достигал колен главных фигур. Достопримечательность так бы и канула в Лету, если бы в 1813 году Иоганн Людвиг Буркхардт не натолкнулся на верхний фриз исторического сооружения. Швейцарец поделился информацией о своей находке с Джованни Бельцони, который пусть и не с первого раза, но сумел все-таки откопать храмы и попасть внутрь. С этого времени скальный храм стал одной из популярнейших достопримечательностей Египта.

В 1952 году недалеко от Асуана планировалось возведение плотины на реке Нил. Сооружение стояло слишком близко к берегу, поэтому могло навсегда исчезнуть после расширения водохранилища. В результате была созвана комиссия, которая решала, как поступить с храмами. В докладе было предложено перенести святые монументы на безопасное расстояние.

Перенос цельной конструкции не представлялся возможным, поэтому сначала Абу-Симбел разделили на части, каждая из которых не превышала 30 тонн. После их транспортировки все детали вновь поставили на свои места, чтобы итоговый вид не отличался от первозданного. Работы велись в период с 1964 по 1968 годы.

Это интересно: Асуанская плотина (Aswan Dam)

Sun Festival

The Sun Festival is a biannual celebration that still takes place in Egypt today. It marks the highlight of the tourist season in Aswan. On February 22nd and October 22nd, when the sun illuminates the back wall, the statues there are washed in sunlight. Although the Great Temple is also dedicated to Ptah, god of the Underworld, Ptah remains appropriately hidden from the sun. The modern day Sun Festival begins right before sunrise. Musicians and dancers are gathered to celebrate not just Ramses II and Nefertari, but of the remarkable technological and astronomical prowess exhibited by the ancient Egyptians.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector