Церкви, соборы и храмы москвы
Содержание:
- Колокола Московского храма Христа Спасителя
- Автобусные экскурсии
- О Христе как Спасителе кратко
- Объективная и субъективная стороны спасения
- Какой была внешность Христа
- Теории искупления
- «Был храм, хлам, а теперь – срам»
- Православные храмы и монастыри Москвы
- Интерьеры самого большого храма России
- Положительная и отрицательная стороны искупления
- Грандиозный проект и пропажа бюджета
- Святые источники Москвы
- Святые источники в Подмосковье
- О Христе как Спасителе более углубленно
- Двери храма Христа Спасителя
- Трагические времена храма
- Популярное за 7 дней
- В чем помогает Господь по молитве перед Его образом
- Краткая история
Колокола Московского храма Христа Спасителя
Непосредственно храму принадлежат четыре колокольни, а звонница насчитывает четырнадцать колоколов. Самым крупным считается колокол Торжественный, — он звонит не чаще четырех раз в году, происходит это только в дни великих церковно-православных празднеств. Вес большого колокола достигает тридцати тонн. Торжественным колокол называют не только из-за его внушительных размеров, но и потому что на нем изображены образы Иисуса Христа, Божьей Матери, Иоанна Предтечи. В нижней части колокола на медальонах размещены образы: императора Александра I, Николая I и Александра II. В списке самых великих колоколов мира Торжественный большой колокол числится на девятнадцатом месте.
Существует еще Праздничный колокол, который является вторым по величине после Торжественного, его вес достигает десяти тонн. Следом за Праздничным в списке значится колокол Будничный, весом достигающий шести тонн. Все же остальные колокола не столь массивны, и вес их составляет от нескольких десятков килограмм до трех тонн.
Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь
Автобусные экскурсии
В рамках автобусных прогулок приглашаем проведать знаковые религиозные объекты столицы. Так, автобусная экскурсия доставит вас в монастыри:
- Андроников — в Спасском соборе увидите фрески работы Андрея Рублева;
- Покровский — сможете поклониться мощам матушки Матронушки;
- Новоспасский — с усыпальницей рода Романовых;
- Симонов — помолитесь у почитаемой православными иконы «Умягчения злых сердец»;
- Зачатьевский, история которого начинается в далеком 1360 году;
- Новодевичий, где расположен православный архитектурный комплекс;
- Даниловский — один из первых в московской земле;
- Донской, который был создан по приказу Бориса Годунова еще в XVI веке.
Мы предлагаем уникальную прогулку в семь храмов Москвы в рамках одного автобусного тура. Вы посетите сооружения:
- св. Николая (в Котельниках),
- Николы (в Подкопая),
- Николы у Таганских ворот,
- Рождества Пресвятой Богородицы,
- Троицы (в Серебряниках),
- Усекновении главы Иоанна Предтечи,
- Успения (в Гончарах),
- Петра и Павла.
О Христе как Спасителе кратко
Начать, наверное, стоит со «стандартных» определений, которые можно встретить во многих учебниках по догматике. Почему Христа называют Спасителем? Потому что Он нас спас от:
- греха;
- проклятия;
- смерти.
Раскрытие каждого из этих пунктов можно найти в Священном Писании, ведь именно Библия является одним из основных источников христианских догматов. В Послании к ефесянам апостол Павел указывает, что во Христе, по изобилию благодати, мы обретаем искупление и прощение грехов (Еф. 1, 7). В послании к Галатам читаем, что Иисус «искупил нас от клятвы закона» (Гал. 3, 13). Свят. Григорий Богослов здесь поясняет, что Господь испытал проклятие человечества на Себе, понеся наши страдания и болезни, возникшие в результате беззакония. В послании же к Евреям находим указание, что Сын Божий воспринимает наши плоть и кровь, дабы Своею Смертью упразднить того, кто владеет смертью, т.е. дьявола, а также избавить нас от его власти, как подверженных страху смерти (Евр. 2, 14-15). Получается, что дьявол и смерть связаны и в спасении от смерти мы подразумеваем также спасение от власти «князя мира сего». У прп. Ефрема Сирина, как и многих других отцов, можно встретить, скажем так, расширение этой мысли до понимания вечной смерти, простирающейся далеко за границы земного пути человека.
Объективная и субъективная стороны спасения
Однако, как мы понимаем, не все будут спасены и награждены. Апостол Павел в своих довольно известных словах (1 Кор. 2, 9) указывает, что Господь уготовил невероятные дары «любящим Его». И проблема здесь не в том, что кого-то Бог не наградит по собственному произволению, а в том, что Божественную любовь еще нужно принять в ответном действии любви. Насильно любить невозможно, потому нелюбящие Господа сами откажутся от даров и попросту будут неспособны их впустить в себя. Поэтому в деле спасения человека нужно выделять объективную и субъективную стороны. Объективная – заключается в том, что Бог уже сделал все возможное для нашего спасения, ее я и стараюсь раскрыть в этой статье. Субъективная же сторона зависит от самого человека, от желаний, устремлений и, как следствие, тех или иных действий, выстилающих дорожку либо к вечной жизни, либо к вечной погибели.
Какой была внешность Христа
Достоверных письменных источников по этому поводу почти не сохранилось. Евангелисты совсем не описывают внешность Христа – по большей части потому, что иудаизм просто запрещал любые изображения, Бога или человека, отсюда неуместны были также словесные описания. Именно поэтому сведений о внешности Христа мало.
- В Средние века была известна латинская рукопись, которую приписывали прокуратору Публию Лентулу – предшественнику Понтия Пилата, управлявшему Иудеей. Согласно документу, адресованному Сенату Рима, «Иисус из Назарета» был высок ростом, статен, имел темные каштановые волосы ниже плеч, разделенные пробором, как было принято у назореев, открытый чистый Лик, голубые глаза. Впоследствии, однако, подлинность письма не раз подвергали сомнению, так как личность Лентула по документам не прослеживается (кстати, согласно им, до Пилата правил Палестиной Валерий Гратус, а не Лентул). К тому же текст наполнен множеством эпитетов (например, «прекраснейший из земнородных» — о Христе), которые не могли принадлежать язычнику.
- Еще одно описание внешности Господа позднее, его в IXвв. составил монах из Константинополя Епифаний. По его рассказу, восходящему, возможно, к каким-то древним церковным преданиям, Спаситель был «ростом… шести полных фут; русые имея волосы и не особенно густые, скорее напоминавшие колосья; брови же черные и не особенно согнутые; очи светлые и блестящие… с долгим носом, с русою брадою, имея длинные волосы — ибо никогда бритва не коснулась главы Его… с легким склонением выи, настолько, чтобы не вполне прямо держаться Ему во весь росте… лицо не круглое, но как у Матери Его, слегка суживающееся к низу…».
Одно из первых изображений Иисуса Христа с нимбом. Фрагмент росписей римских катакомб (катакомбы Коммодиллы, IV в
Именно таким выглядит Господь на образах того, да и более позднего времени.
Теории искупления
Разговор, почему Иисус Христос именуется Спасителем, был бы неполным без обращения к существующим теориям искупления, которыми обозначаются наиболее систематизированные попытки истолкования совершенного Им подвига. Итак, традиционно выделяют три теории:
- юридическую;
- нравственную;
- органическую.
Автором юридической теории искупления является западнохристианский схоласт Ансельм Кентерберийский. Родился он в 1033 году, так что формально еще до Великого раскола 1054 года. В принципе, юридический подход к вопросам веры среди латинян прослеживает уже с IV века, потому идеи Ансельма здесь не стали чем-то из ряда вон выходящим. Суть его теории сводится к следующим положениям: своим грехопадением человек совершил преступление, нарушив тем самым установленный Богом справедливый порядок и нанеся Господу оскорбление. Степень оскорбления определяется рангом оскорбленной стороны. Величие Божье бесконечно, соответственно, и вина преступника бесконечна. Человек, будучи сотворенным существом неспособен удовлетворить бесконечную Божью справедливость и принести удовлетворение за содеянное, поэтому и понадобилось Воплощение и Вочеловечение Второго Лица Святой Троицы, дабы Искупительным подвигом принести за человека надлежащий выкуп. Думаю, даже те, кто не был с данной теорией знаком ранее, понимает ее «сухость» и в некоторых положениях несоответствие Священному Писанию. Однако положительной ее стороной является ясное подчеркивание мысли, что человек неспособен спастись одним лишь собственными силами.
Нравственная теория искупления была создана как реакция на крайности теории юридической. Свое завершение она находит в трудах митр. Антония (Храповицкого). Акцент данной теории ставиться на преодолении Христом всех искушений, чем Он проявляет полнейшее послушание Отцу, тем самым, являя нам величайший пример. По мнению владыки Антония, спасения было совершено во время Гефсиманского борения, а Крест нужен для раскрытия, демонстрации силы и глубины душевных мук Спасителя. Отрицательные стороны данной теории также лежат на поверхности, как минимум в ней принижается значение Страданий и Смерти Христа. Хороша же нравственная теория своей критикой теории юридической, низводящей отношения человека и Бога, к безжизненным правовым категориям.
Основными сторонниками органической теории искупления были такие богословы эмиграции как прот. Георгий Флоровский и В. Н. Лосский и пр. Здесь нужно сказать, что христианская сотериология (учение о спасении) является одной из наименее догматически разработанных разделов. Так вот, в лице русских богословов эмиграции, в данной теме, была осуществлена попытка синтеза святоотеческой мысли. Для них искупление, прежде всего, заключается в исцелении и обожении больной человеческой природы. Акцент здесь делается не только на Голгофе, Гефсимании или Гробе, но на всей жизни Христа. Кончено, Страдания, Крест и Воскресение остаются важнейшими действиями вочеловечшегося Сына Божия в деле спасения, но им предшествует Его воплощение и прохождение всех стадий человеческого развития, обретение некой полноты человеческих возрастов. Поэтому все, что говорил и делал Христос (учение, пророчества, чудеса и т. д.), имеет отношение к нашему спасению.
Органической теория названа не потому, что в ней органически (гармонично) все сложено, но потому что она раскрывается в категориях природы, как Божественной, так и человеческой. Грех здесь воспринимается не только как нарушение закона, не только как безнравственный поступок, но прежде всего, как болезнь. Поэтому спасение – это исцеление от болезни, освобождение от рабства, преображение человека и в конечном итоге обожение. Через человека спасение даруется и миру как сотворенному ради него. Поэтому Христос – не только Спаситель человека, но и Спаситель мира.
«Был храм, хлам, а теперь – срам»
У большевиков не пропадало ничего, что нельзя было бы использовать в другом месте. Так, обломки некогда самого величественного храма России пустили на отделку строящегося метро.
На месте взорванного храма было решено воздвигнуть грандиознейшее здание Дворца Советов. Оно должно было показать всему миру торжество идеи коммунизма. Высота дворца по проекту составляла 400 метров, его должна была венчать стометровая статуя вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. Предполагалось, что статуя Ленина будет в три раза выше и в два раза тяжелее нью-йоркской статуи Свободы. Одна ее голова по объему не уступала колонному залу Дома Союзов. Большой зал, расположенный в центре дворца, мог бы вместить на колокольню Ивана Великого или Исаакиевский собор. Строительство затянулось и к началу войны было приостановлено, а металл, приготовленный для строительства, пошел на противотанковые ежи.
Знаменитый кубинский революционер, ближайший соратник Фиделя Кастро Эрнесто Че Геварра во время визита в СССР в 1960 году стал одним из первых, кто оценил купание в бассейне «Москва». Огромная яма с торчавшими сваями – все что осталось от Дворца Советов – не красила облик столицы могучей державы. Идея сделать на месте фундамента дворца открытый плавательный бассейн принадлежала главному борцу с церковью Никите Хрущеву. С первых дней своего существования бассейн стал местом паломничества москвичей и гостей столицы. Но и в этом случае сбылось проклятие монахини, бассейн просуществовал всего лишь 30 лет.
Православные храмы и монастыри Москвы
Современная столица России – это не самый старый город страны, но в нем сохранилось множество древних храмов. Сейчас Москва сияет куполами новых обителей, а старые после реставрации не отличаются от только что возведенных.
Храм Христа Спасителя
Молодой храм можно назвать сердцем города. Его возвели еще в XIX ст., но он был полностью разрушен большевиками. Восстановлением занялись только после перестройки. В настоящее время проводятся обзорные экскурсии по этому храму. Он находится на ул. Волхонка 15, ближайшая станция метро – «Кропоткинская».
Храм Христа Спасителя
Покровский монастырь
Обитель известная на весь мир. Здесь находятся мощи матушки Матронушки Московской. Чудесные исцеления в стенах монастыря для насельников стали привычными. Обитель находится на ул. Таганская, в районе кольцевой станции метро.
Покровский женский монастырь
Новодевичий монастырь
Больше всего в обители привлекает внимание Софьина башня. Именно здесь была заперта царевна Софья, когда было поднято восстание против ее брата – будущего императора Петра Великого
Существует суеверие, утверждающее, что загаданные желания в этой башне сбудутся. Разумеется, к православию это не имеет никакого отношения. Обитель находится на Новодевичьем проезде.
Чтобы внимательно осмотреть Новодевичье кладбище и монастырь, стоит записаться на экскурсию.
Совет автора
Новодевичий монастырь в Москве
Часовни на Введенском кладбище
Среди каменных надгробий и склепов на кладбище находится несколько часовен. Одна из них была установлена у места захоронения известного старца Зосимы. Кладбище находится по адресу: ул. Наличная, 1. Ближайшие станции метро – «Лефортово» и «Авиамоторная». Не стоит забывать, что посещения кладбища требует соблюдения определенных правил поведения.
Храм Сергия Радонежского
В храм стекается множество верующих, чтобы приложиться к чудотворному Кийскому Кресту. Предание гласит, что он является точной копией креста, на котором был распят Спаситель. Храм находится на Крапивенском переулке.
Ивановский монастырь
В храме находится чудотворная икона Иоанна Крестителя с обручем. По молитвам перед ней верующие получают исцеления от болезней и помощь в разрешении различных тяжелых ситуаций. Церковь стоит на Малом Ивановском переулке около станций метро «Китай-город» и «Лубянка».
Ивановский монастырь
Храм Сергия Радонежского
Часовни на Введенском кладбище
Свято-Троицкий мужской монастырь
На территории обители в стенах храма Воскресения Христова хранятся мощи вмч. целителя Пантелеимона и его икона. Великомученик Пантелеимон лечил людей во время своей земной жизни и после отшествия ко Господу помогает православным в болезнях. Обитель находится на Сокольнической пл., 6.
Свято-Троицкий мужской монастырь
Успенский собор Божией Матери
Адрес храма: ул. Манежная, 2-10 сооружение 2. Метро «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Арбатская».
Успенский собор Божией Матери
Высоко-Петровский мужской монастырь
Обитель была основана святителем Петром, который в XIV ст. был примирителем в борьбе князей за престол. Основанный им монастырь стал сердцем страны, именно там началось рождение православной Москвы.
Обитель несложно найти на карте и на местности. Она расположена по адресу: улица Петровка, дом 28/2, около станций метро «Трубная», «Чеховская», «Пушкинская», «Тверская».
Высоко-Петровский мужской монастырь
Интерьеры самого большого храма России
Общая площадь росписи стен храма превышает 22 тысяч кв. м, причем 9 тыс. кв. м из них – это золоченые поверхности. По периметру стен создана галерея, на стенах которой висят памятные доски с описанием сражений, проведенных русской армией. Здесь можно увидеть имена прославленных полководцев, а также отличившихся в боях солдат.
Внутри собора находятся украшения из декоративных камней, живописные работы и скульптуры. Высокие стены расписаны образами христианских святых и князей, которые не пожалели своей жизни ради Родины. В нижней галерее, на досках написаны имена героев Отечественной войны. Живописное оформление храма было создано целой группой мастеров, руководил которой академик и заслуженный художник страны Н.А. Мухин.
Скульптурная компазиция на стенах храма
Положительная и отрицательная стороны искупления
Обозначенное понимание искупления это, можно сказать, отрицательная его сторона, но не в том смысле, что оно носит какой-то негативный характер, а в том, что оно указывает лишь на восполнение утраченного, устранение преград. Положительная же сторона искупления, по мнению многих и святых отцов, и современных богословов заключается в том, что, помимо выкупа, Господь еще и примиряет человека с Собой, усыновляет нас. Это акт безграничной любви Бога к человеку. У свт. Иоанна Златоуста есть прекрасные слова на этот счет. Он говорит, что благодаря спасительному подвигу Христа, Господь нас не просто не накажет за грехопадение, но и наградит такими дарами, будто мы совершили большое количество добрых дел.
Грандиозный проект и пропажа бюджета
Был объявлен международный конкурс, в котором участвовали такие известные архитекторы, как Воронихин, Кваренги, Стасов. Но императору Александру I понравился проект никому неизвестного молодого художника шведского происхождения Карла Магнуса Витберга. Императора поразил масштаб и грандиозность замысла архитектора, который, к слову, был масоном высокого градуса. Это было проект огромного, втрое больше нынешнего, храма с пантеоном и колоннадой из 600 колонн. Собор должно было украшать трофейное оружие, захваченное в Отечественной войне.
Собор собирались строить на Воробьевых горах, где сейчас расположено главное здание МГУ. Это мог быть самый грандиозный храм в мире. Храмовый комплекс включал бы подземный храм для круглосуточных панихид по всем павшим за отечество. Над ним должен был возвышаться украшенный множеством статуй храм во имя Преображения Господня. Венчал бы сооружение круглый верхний храм во имя Воскресения Христова. Высота всего строения – 237 метров, диаметр главного купола – более 50 метров. Размах колоннад в проекте составлял более километра. По их сторонам предусматривалось строительство двух триумфальных колонн высотой в 106 метров, отлитых из пушек, захваченных у неприятеля.
Торжественная закладка состоялась 12 октября 1817 года. При огромном стечении народа – почти 400 тысяч человек – в приготовленный гранитный камень была положена доска с памятной надписью. Деньги на строительство собирали всем миром, из казны было выделено 16 млн рублей – гигантская по тем временам сумма. Однако стройка так и не была закончена. Говорили, что по причине оседания грунта…
Святые источники Москвы
Источники милостью Божией имеют особую благодать, некоторые из них оснащены купальнями. Верующие окунаются в святые воды и получают исцеления.
В столице расположено несколько источников:
- Холодный (Сергиевский) святой источник. Предание гласит, что прп. Сергий Радонежский хотел основать на этом месте обитель. Источник находится в Теплом Стане, в районе дома 132/8 на ул. Профсоюзной.
- Источник в Татарском овраге. Место собирает множество паломников. Верующие отмечают значительное улучшение общего состояния после посещения родника. Он находится в Москворецком парке, в районе ул. Осенней, 18. Ориентир – церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
- Кадочка. Сюда особенно спешат люди, страдающие бесплодием. Находится в Голосовом овраге, относится к музею-заповеднику Коломенское. Ориентир – храм Вознесения Господня.
Святые источники в Подмосковье
Немало чудесных источников, помогающих исцелиться, находится в городах Московской области. Их список довольно внушительный, но самыми посещаемыми и известными являются следующие места:
- Мураново. Здесь находится несколько источников. Среди них выделяется колодец в честь Казанской иконы Божией Матери. Ехать сюда нужно по Ярославскому шоссе, на 44-м км повернуть на указателе.
- Звенигород. Чтобы попасть к источнику, нужно 10 мин. потратить на пешую прогулку от Саввино-Сторожевской обители. Там оборудована купальня для паломников и небольшая часовня.
- Гремячий ключ в Сергиевом Посаде (Взгляднево). Оснащен купелью. Располагается на речке Вондига, около деревни Взгляднево.
Посещая святые источники и монастыри, прикладываясь к чудотворным иконам и святым мощам, прежде всего, нужно иметь крепкую веру и упование на милость и помощь Божию. В противном случае паломничество станет туристическим путешествием, не затрагивающим душу. Если человек окунается в ледяные воды святых источников без веры и молитвы, он может просто заболеть от холода.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
О Христе как Спасителе более углубленно
Итак, почему Иисуса Христа называют Спасителем, мы вкратце выяснили, теперь стоит сказать об этом немного подробнее.
В приведенных местах Священного Писания встречается понятие искупления, без которого разговор о спасении человечества невозможен. Вообще христиане часто говорят об искуплении. Значение этого слова для нас не просто схоластика, оно буквально пропитано живой верой в Спасителя, особенно в дни Страстной седмицы, когда мы сопереживаем Страданиям Христа. Т. е. большинство православных христиан на интуитивном уровне, чувствуют, что такое искупление, но стоит все-таки дать ему более отчетливые очертания. Думаю, не станет неожиданностью указание, что слово искупление в Священном Писании встречается многократно. Буквальный его перевод с греческого языка означает «освобождение за определенный выкуп». Известный богослов Владимир Николаевич Лосский указывает, что отвлеченное понятие искупления носит юридический характер, с чем сложно не согласиться. Однако в христианстве оно приобретает более глубокий смысл. Сын Божий нас спасет, потому что именно Он совершил «выкуп», освобождающий нас от последствий грехопадения. Вспомним, что грех, проклятие и смерь стали поработителями человека, раб же может рассчитаться сам за себя и остается в заключении до тех пор, пока кто-то его не выкупит.
Двери храма Христа Спасителя
Всего в здании храма находится двенадцать бронзовых дверей, по три с каждой наружной стороны. Все двери одинакового размера, кроме одной, средней. Средняя дверь выделяется среди других большим размером. В высоту центральные двери достигают десяти метров, а в ширину — около шести метров. Боковые двери по высоте отличаются от центральных — их размеры не более восьми метров в высоту, и четырех с половиной метров в ширину.
Архитектурная композиция ворот храма украшена образами самых почитаемых в русском воинстве святых, на них присутствуют образ Иисуса Христа, образ Божьей Матери, Святые апостолы, святые христианской церкви, святые Руси.
Трагические времена храма
Храм строили на века, но во всем великолепии он простоял 48 лет. Пришедшие к власти большевики главный храм России снесли. По распоряжению Сталина 5 декабря 1931 года его взорвали, причем сделать это удалось только с третьего раза. Двое инженеров, зная, что за отказ грозит расстрел, так и не согласились взрывать собор, на месте которого власти решили построить Дворец Советов – новый символ новой эпохи.
Самое высокое в мире здание (в 4 раза выше снесенного храма) должно было олицетворять новую страну и победивший социализм. Предполагалось, что гигантский зиккурат высотой 495 метров (150 этажей) будет венчать вращающаяся 100-метровая статуя вождя революции – Ленина. Указательный палец вождя длиной будет 4 метра, на ладони разместится вертолетная площадка, а в голове Ленина высотой с 5-этажный дом решили устроить библиотеку.
Строители вырыли огромный котлован и начали строить фундамент. Планы не сбылись: с началом Великой Отечественной войны под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Из металлических конструкций советской новостройки сделали противотанковые ежи для обороны столицы. Мраморными плитами храма выкладывали стены метро, памятные доски с именами героев Отечества положили на ступени в гардероб Третьяковской галереи. После войны на месте храма устроили открытый бассейн «Москва».
Популярное за 7 дней
Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33
Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01
Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10
Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07
Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56
Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00
2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54
Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54
Дела семейные
30.09.21 10:41
Как распознать в себе гордыню?
01.10.21 10:24
В чем помогает Господь по молитве перед Его образом
Ответ на этот вопрос прост: во всем, что полезно человеку, что просится с верой, ибо, по слову ап. Иакова, «человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:8).
По слову свт. Феофана Затворника, «Стать пред иконою… и класть поклоны – не есть еще молитва, а принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать другого читающего их – еще не есть молитва, – а только орудие или способ обнаружения и возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, – чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и проч. Вся забота наша должна быть о том, чтоб, во время наших молитвословий, сии и подобные им чувства наполняли душу нашу, чтоб, когда язык читает молитвы, или ухо слушает, а тело кладет поклоны, сердце не было пусто, а в нем качествовало какое-либо чувство, к Богу устремленное».
Молитва перед Ликом Господа, даже просто взгляд на него, успокаивает мятущиеся души, дарит покой, обещанный Христом Своим чадам. Его взгляд, полный любви дарит надежду во время любой скорби.
Наталья Сазонова
Краткая история
Появление храма было связано с желанием россиян увековечить победу над противником в войне 1812 года. А с инициативой его создания выступил армейский генерал Петр Андреевич Кикин. Предложение было рассмотрено государем Александром I, и он издал манифест о строительстве. Храм намеревались построить к годовщине победы российской державы над войсками Наполеона. Разработкой первого проекта святыни занимался художник и архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, и уже в середине осени 1817 года на возвышенном месте Воробьевых гор состоялась закладка фундамента.
Вид на храм с Большого Каменного моста
В соответствии с архитекторским проектом церковное здание строили трехсоставным. Предполагалось, что каждая часть будет иметь собственное название: Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижней церкви планировали проводить захоронения останков воинов, погибших в сражениях прошедшей войны. Однако почва на территории Воробьевых гор не выдержала тяжести огромного здания и стала оседать. Проект Витберга был признан неудачным, и возведение церкви доверили другому зодчему – Константину Андреевичу Тону.
Строительство перенесли на новое место — участок возле Московского Кремля, на котором ранее располагалась Алексеевская женская обитель. По легенде, одна из здешних монахинь предрекала, что новый храм на месте снесенной обители не простоит и полувека. Как бы там ни было, но закладка церкви в этом месте все равно состоялась. И произошло в начале осени 1839 года. Спустя 21 год, строительство храма подошло к концу. Немного позднее были закончены внутренняя роспись церковных помещений и обустройство прилегающей набережной.
Вид храма с Москвы реки
В 1880 году храм стал кафедральным, а в через три года, 26 мая, в праздник Вознесения Господня его освятили. В этот же день прошла коронация императора России Александра III. Летом освятили церковные приделы. В приделе Николая Святителя церемония прошла 12 июля, а в приделе Александра Невского — 8 июля. После этого богослужения здесь проводились каждый день.
С 1918 года храм лишили финансовой помощи со стороны государства, а в начале зимы 1931 года по приказу Сталина его публично уничтожили. Руины, оставшиеся от грандиозного памятника русского искусства, стали подтверждением слов монахини, ведь храм действительно просуществовал не более 50 лет. Место разрушенной святыни должен был занять Дворец съездов, но в связи с Великой Отечественной войной проект его строительства так и остался нереализованным. За годы войны из-за взрывов эта местность превратилась в огромную яму, и ее использовали для сооружения бассейна.
Вид храма с Патриаршего моста
В конце 80-х годов прошлого века в стране было создано общественное движение, активисты которого стали бороться за возрождение старинного храма. Летом 1992 года появился Фонд возрождения памятников Москвы, и в перечне архитектурных объектов, нуждающихся в восстановлении, в числе первых оказался Храм Христа Спасителя. Так началась его полная реконструкция. Первое богослужение во вновь отстроенном храме прошло на Рождество 2000 года, а освящение церкви — в августе этого же года.