Собор василия блаженного
Содержание:
- Доработки и изменения
- История создания Храма и его название
- История строительства
- Что посмотреть в Соборе Василия Блаженного
- Архитектурный стиль
- Начало ХХ в
- Как добраться
- Путешествие сквозь время
- Изменения в архитектуре и дизайне
- Второе название собора и место расположения
- Реставрационные работы в середине ХХ в
- Стоимость билетов в Собор Василия Блаженного в 2021 году
- Часы работы собора Василия Блаженного в Москве
- Предания старины
- Режим работы
- Как добраться
- Этапы строительных работ
- Часовня св. Василия Блаженного
- Доработки и изменения
- Правила посещения
- История храма от создания до наших дней
Доработки и изменения
Храм на Красной площади в Москве не сразу имел изначальный вид, а несколько раз видоизменялся. После основной постройки его постоянно улучшали. По задумке архитекторов собор был полностью белым и построенным из белокаменных глыб, но в XVII веке это изменилось. Вместо белых стен – орнаментальная живопись.
Вместо золотистого купольного покрытия – декоративная обработка в современном ее виде. Окончательно неизвестна полная разгадка такой цветности куполов. Есть только предположения, что строятся на предании об Андрее Юродивом, который и связан с праздником Покрова Божией Матери. Он видел в своем сне Небесный Иерусалим в виде цветущего сада.
Постепенно все детали собора улучшались без резких изменений в архитектуре. Деревянные ненадежные шатровые постройки заменялись каменными, купола полностью были сделаны из металла. В подклет собора, подземное перемещение, были перенесены для сохранности престолы из разобранных церквей.
Там хранились престолы из церквей «на крови», которые располагались на старых местах публичных казней. По различным сведениям, таких престолов было от 13 до 20. Тогда же перенесены и несколько престолов из сгоревших московских храмов.
Переименовываются и несколько приделов: по ходатайству богатой вкладчицы церковь Киприана и Иустины переименовывают в церковь ее святых покровителей Адриана и Наталии, а церковь Трех Константинопольских патриархов теперь носит название в честь Александрийского патриарха Иоанна Милостивого.
Эти названия будут закреплены до XX-го века. Так же в Покровскую церковь переносится иконостас из кремлевской церкви. Добавляется травный орнамент на парапетах и внутренней отделке галерей и, в целом, собор почти завершает все реставрационные работы.
Троицкий пожар в 1737 г. почти полностью уничтожил внутреннее убранство собора. Его восстановление затянулось надолго, так как тогда пострадала вся Москва
Особое внимание реставрации было уделено в период 1784-1786 гг. В это время внешний вид собора был изменен: надстроенную Феодосиевскую церковь разобрали
История создания Храма и его название
Через 2 года собор отметит полувековой юбилей. Как же началась его история? Построен он был по приказу Ивана Грозного, пообещавшего возвести храм в случае успешного взятия им Казани
Это важное историческое событие случилось 1 октября 1552 года, в Покров день по православному календарю. Поэтому Собор получил название, которое является официальным и сегодня — собор Покрова Пресвятой Богородицы, «что на Рву»
Еще его именовали Троицким собором — так называлась деревянная церквушка, рядом с которой он был построен.
В XVII веке Храм обрел свое сегодняшнее «народное» название — Собор Василия Блаженного. В 1588 году к нему была пристроена церковь, посвященная святому Василию. Первое время она была единственным отапливаемым помещением, в котором совершались богослужения в любое время года и суток. Именно поэтому название отдельного придела перешло на весь храм.
Строительство собора шло почти 6 лет — с 1555 по 1561 годы. Точное время и даже год его завершения стали известны только в середине XX века, когда под слоями краски во время реставрационных работ обнаружили выгравированную дату освещения Храма — 12 июля 1561 года.
История строительства
В записях 17 в. упоминаются известный мастер каменных дел Иван Барма и псковский зодчий Постник Яковлев. Согласно популярной легенде, после завершения строительства они были лишены зрения по приказу государя. Таким варварским способом, царь якобы закреплял авторское право на неповторимый облик здания.
Другая версия утверждает, что над храмом трудился неизвестный итальянский архитектор, сумевший воплотить в постройке черты византийского и западноевропейского стилей.
В 17 в. достраивается придел в честь Василия Нагого, над папертью возводиться церковь девы Феодосии, сооружаются навесы над лестницами, галерея защищается сверху кровлей, появляется 2-х этажная колокольня.
В 18 в. после сноса деревянных церквушек на Красной площади, престолы из них перемещают в пределы собора и меняют названия некоторых.
Значение собора в СССР
После революции 1917 года религиозная деятельность в храме была запрещена. Здание превращено в музей. В нем последовательно осуществлялись реставрационные работы.
В 30 гг. к стенам собора перенесен монумент Минину и Пожарскому. По одному из планов благоустройства города предполагалось снести церковь, чтобы расширить территорию Красной Площади. Однако храм удалось отстоять.
В середине 20 в. на стене была обнаружена надпись, указывающая точную дату окончания стройки– 12 июля 1561 года.
Собор в 1991-2014 гг.
Храм давно считается своеобразной «визитной карточкой» России, одним из символов православной веры. В начале 90 -х гг. он был возвращен Русской Православной Церкви. В часовне Василия Блаженного стали проводиться регулярные богослужения.
В качестве выдающегося памятника древнерусского зодчества сооружение вошло в перечень объектов Всемирного наследия, охраняемых ЮНЕСКО.
Реставрационные работы, проводимые в помещениях комплекса, позволили воссоздать и обновить живописные фрески на стенах и фасаде.
Покровский собор номинировался от России в конкурсе «Семь чудес света». Он неоднократно становился победителем международных и национальных первенств:
- «Чудо России» (2008)
- «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2011)
- «Лучшие из лучших в туризме» (2014)
30 самых красивых мест Москвы
Что посмотреть в Соборе Василия Блаженного
Снаружи собора вы можете разглядеть его красивые купола, которые подчеркивают его уникальность. Перед церковью, стоит бронзовая статуя в честь Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, которые собирали людей для армии, сражавшейся против польских захватчиков (между 1598 и 1613 годами).
Рекомендуем посмотреть этот собор и с ночным освещением.
Внутри многие люди ожидают увидеть огромное помещение, учитывая его внешние размеры, но Собор состоит из девяти комнат, каждая из которых украшена по-разному и посвящена определенному святому, на празднествах которых Иван Грозный выиграл битву. По этой причине его интерьер напоминает лабиринт.
В некоторых часовнях можно встретить поющие хоры.
Архитектурный стиль
Собор строился на протяжении 6 лет исключительно весной и летом. В летописи указано, что мастера обрели южный девятый престол, когда здание было уже почти достроено. Храм получился удивительно симметричным, а это значит, что архитекторы изначально расписали композицию будущего сооружения. Предполагалось, что восемь приделов будут окружать центральную девятую церковь. Для строительства здания использовали кирпич, а для цоколя, фундамента и нескольких деталей декора взяли белый камень. Основные работы были завершены за 4 года. На праздник Покровы все церкви были освящены, кроме центральной, поскольку ее достроили только в 1561 году.
Это интересно. Несмотря на лабиринты проходов и количество помещений, подвалы в соборе отсутствуют. На их месте возвели общее основание — подклет без поддерживающих столбов со сводами. Вентиляция происходила с помощью специальных узких отверстий — продухов. Сначала самый нижний этаж использовали в качестве склада и хранили там царские деньги и золотые ценности некоторых богатых семей. Через некоторое время узкий проход в подклет и вовсе был заложен, а обнаружили его во время реставрации в 1930 году.
Изначально храм отличался необычной композицией — 9 самостоятельных церквей соорудили на общем основании и соединили внутренними проходами, которые окружили центральную церковь. Снаружи вокруг всех зданий возвели открытую галерею-гульбище. Приделы основной постройки перекрыли сводами и увенчали куполами. В архитектурный ансамбль удачно вписалась и трехшатровая открытая звонница с арками, в которых висели крупные колокола.
Сначала собор Василия Блаженного украсили 8 массивными куполами и маленькой главкой над центральным зданием. Для снижения негативного воздействия окружающей среды на используемый строительный материал, все поверхности были окрашены красно-белой краской. Роспись походила на кладку кирпича. До сих пор неизвестно какой именно материал использовали для первоначального покрытия, поскольку он был утрачен при пожаре в 1595 году.
Начало ХХ в
Война с Францией и Наполеоном в 1812 г. едва не привела к разрушению храма. В нем солдаты держали лошадей, а по одной из легенд храм и вовсе хотели взорвать, и только божественное вмешательство в виде дождя его остановило. Несмотря на это, собор теперь был в плачевном состоянии. Его разграбили и повредили взрывами соседних зданий.
После окончания войны началась реставрация площади, но сам храм тогда еще не был восстановлен во всем великолепии: тогда была поправлена только ограда и опорная стена. В 1880 г. храм приобрел усадьбу, и на ней до 1918-го г. там жил его последний настоятель, о. Иоанн (Восторгов). В 1880-х гг. началась масштабная реконструкция храма. Ризница была украшена витражами, полы были укреплены.
Была созвана особая Комиссия, призванная обновить и отреставрировать собор в его изначальном виде. Но надвигавшаяся Октябрьская революция, ее последствия, и отсутствие средств, не позволила этому произойти.
Как добраться
Собор возвышается в непосредственной близости от стен Кремля и набережной Москвы-реки. Его официальный адрес: Красная площадь, 2.
Доехать к храму можно наземным и подземным транспортом.
На метро:
- до ст. «Китай-город» (пешком по ул. Варварка до Большого Москворецкого моста)
- до ст. «Охотный ряд», «Театральная», «Площадь Революции» (с Манежной площади пешком по ул. Ильинка до Красной площади)
На автобусе:
- №25 до ост. «Красная площадь»
- № Н1 и Н2 (ночные), 12ц и 144ц до ост. «Театральная площадь»
- № 158, Н4 и Н5 (ночные) до ост. «Славянская площадь»
На троллейбусах №16, 45, 63 (круглосуточный) до ост. «Славянская площадь».
Путешествие сквозь время
Собор несколько раз был на краю гибели. В 1812 году во время войны с Наполеоном здесь размещались французские конюшни, в Москве полыхали пожары, а храм заминировали, чтобы взорвать. Вопреки всему, он сохранился, будто сама Богородица оберегала его. Разграбив ценности, завоеватели оставили церковь. Во времена запрета на богослужения храм Василия Блаженного не тронули.
В 1918 году собор взят под охрану государства как памятник национального и мирового значения. Богослужения совершались регулярно до начала XX века. Последнего настоятеля храма Иоанна Восторгова расстреляли.
С 21 мая 1923 года собор открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. В 1928 году храм стал филиалом Государственного исторического музея и является им поныне. В соборе проведены 4 глобальные реставрации. В 1990 году Покровский собор включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и в соборе Василия Блаженного. Первое богослужение в храме состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 года.
2001 год – начало реставрационных работ в храме, продолжавшихся 10 лет. На восстановление интерьера 10 церквей потрачено 390 миллионов рублей. В 2008 году собор вошел в «семерку чудес света» России. 15 августа 1997 года после реставрации открыта церковь Василия Блаженного с регулярным богослужением.
Изменения в архитектуре и дизайне
Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.
Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.
Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.
Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.
До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.
Доработки XVI века
По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.
Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.
Как изменился храм в XVII веке
Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.
Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.
К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.
Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.
Пожар и восстановление
Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.
Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.
Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.
В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.
XIX — начало XX века и их влияние
Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.
Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:
- укрепили полы;
- обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.
Второе название собора и место расположения
Несмотря на прижившееся и распространенное упоминание храма, его полное название – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву. Этот ров был частью Кремлевской стены в качестве ее укрепления.
Собор находится недалеко от транспортных путей. Доехать к нему удобно от станций метро «Театральная» и «Охотный ряд» через Манежную площадь. Оттуда обзор закрывает Исторический музей, но если его обойти, то на противоположной стороне площади будет располагаться Покровский собор.
Также доехать можно с помощью другого транспорта, поскольку в округе налажены автобусные маршруты и троллейбусные пути. Доехать автобусом удобнее всего до остановки «Красная площадь» или «Театральная площадь», троллейбусом – «Метро Китай-город», так называемая Славянская площадь.
Реставрационные работы в середине ХХ в
Храм на Красной площади в Москве стал едва ли не первым зданием, которое попало под защиту и обеспечение государства. Он был признан мировым памятником. Теперь здесь начался процесс музеефикации – превращения храма в объект музейного показа. Службы были официально прекращены.
Для полноценного перехода храма в состояние музея его требовалось полностью отреставрировать, так как долгие годы революции и разрухи не позволяло заботиться о храме и привело к его серьезным повреждениям.
В нем были выбиты окна и повреждена крыша, а в зимнее время некоторые приделы храма заносились снегом и обмерзали, не позволяя даже открыть двери. В 1920-х гг. собор был масштабно отремонтирован, а в 1923 г. его статус был изменен: его признали историко-архитектурным музеем. С того времени он был постоянно открыт для посещения и закрывался лишь однажды, в период Великой Отечественной войны.
Собор активно изучали: например, в нем были обнаружены подземные тоннели, ведущие в Кремль, замурованные комнаты. Дополнительно было сделано открытие, что нижний уровень храма был оборудован окнами-бойницами. В процессе ремонта эти бойницы были закрыты кирпичной кладкой, что усложнило работу.
Обнаружение развило теорию, что собор был оборудован пушками и при необходимости оттуда мог вестись бой. Тогда же стало известно, что нижние подклеты использовались в качестве хранилища казны и были оборудованы дверьми, от которых остались лишь петли.
В 1929 г. в Покровском соборе прошла последняя литургия, после чего колокола были сняты, а церковные службы – окончательно запрещены.
1930-й г. едва не стал решающим для древнего собора: Лазарь Каганович представил Иосифу Сталину макет обновленного города и площади.
Когда он смахнул с макета модель собора, предлагая его убрать, Сталин сказал легендарную фразу: «Лазарь, поставь на место», что и спасло архитектурную реликвию от сноса. Впрочем, в 1936-м г. нависла новая угроза сноса. Относительно новой разметки города он был расположен неудобно и перекрывал часть магистрали.
Реставратор Петр Барановский отказался участвовать в сносе древнего и важного сооружения, и сообщил в телеграмме, что взорвет себя вместе с храмом, а после ареста его убеждали продолжить работы тем, что храм уже и так взорвали. Если верить легенде, то сразу же после освобождения, спустя полгода заточения, он поспешил к Кремлю, чтобы убедиться, что собору ничего не угрожает
Стоимость билетов в Собор Василия Блаженного в 2021 году
- Для взрослых граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии — 500 рублей
- Для взрослых граждан других стран — 1000 рублей
- Для детей до 7 лет — бесплатно (независимо от гражданства)
- Для детей от 7 до 18 лет России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии — 250 рублей
- Для детей от 7 до 18 лет других государств — 500 рублей
- Для студентов дневной формы обучения РФ — 250 рублей
- Для пенсионеров — граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии по рабочим дням — 250 рублей
- Для пенсионеров — граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии по выходным и праздничным дням — 500 рублей
Настоятельно рекомендуем взять аудиогид, чтобы Ваше посещение было более интересным и познавательным. Стоимость аренды аудиогида:
- На русском языке — 300 рублей
- На иностранном языке — 600 рублей
Часы работы собора Василия Блаженного в Москве
Часы работы собора Василия Блаженного варьируются в зависимости от сезона. Летом с 1 июня по 31 августа музей открыт для посетителей с 10:00 до 19:00 каждый день. С 8 ноября по 30 апреля график работы сокращается с 11:00 до 17:00. И, наконец, в мае, а также с 1 сентября по 7 ноября часы работы собора Василия Блаженного — с 11:00 до 18:00, за исключением первой среды месяца, которая является санитарным днем.
Если термометр показывает значение ниже 15 градусов мороза, то Покровский собор, как правило, закрывается раньше. Когда на Красной площади проводятся какие-либо праздничные мероприятия, режим посещения музея также корректируется.
Предания старины
Собор возведен в 1555-1561 годах на Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке, по велению Ивана Грозного. На месте, где красуется собор, в XVI веке соорудили оборонительный ров глубиной 13 и шириной 36 метров, проходивший вдоль кремлевской стены через Красную площадь. Ров засыпали в 1813 году.
Царь, отправляясь на покорение Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды – дал обет Богу построить невиданный прежде храм на Руси, если победит нашествие врагов.
Строили храм 6 лет только в теплое время года. Согласно легенде, царь наблюдал за строительством с башни на кремлевской стене. Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном неповторимом экземпляре, зодчих собора Барму и Постника по приказу Ивана Грозного ослепили.
Во время Великой Отечественной войны храм замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. После войны Сталину предлагали убрать собор как помеху для проведения победного парада. Каганович, показывая Сталину макет площади, приготовленной для парада, убрал изображение храма. Сталин резко оборвал его: «Лазарь, поставь на место!» С тех пор неприкосновенность храма ни у кого не вызывала сомнения.
Режим работы
Попасть в собор можно практически каждый день на проводимые экскурсии или просто так, заплатив за вход. Выходные дни – последний понедельник и первая среда месяца, а также каждый вторник. В летний период добавляется санитарный выходной каждую среду. Время посещения может сокращаться при температуре от -15 и при отдельных мероприятиях на Красной Площади.
Расписание работы храма изменяется в зависимости от сезона:
Летнее время (1 июня – 24 августа) | 10:00 – 19:00 |
25 августа – 3 сентября | 10:00 – 16:00 |
Осеннее время (4 сентября – 6 ноября) | 11:00 – 18:00 |
Зимнее время (7 ноября – 30 апреля) | 11:00 – 17:00 |
2 – 8 января | 11:00 – 18:00 |
Май (1 мая – 31 мая) | 11:00 – 18:00 |
За 1 ч до закрытия храма прекращается допуск туристов на территорию собора, а кассы закрываются за полчаса до закрытия.
Как добраться
Как я уже упоминала раньше, собор находится на Красной площади. Добраться туда можно несколькими способами:
- До Собора Василия Блаженного можно добраться от объединенных станций метро Театральная, Площадь Революции и Охотный ряд, выйдя в город на Манежную площадь. Надо обойти Исторический музей, за ним открывается потрясающий вид на Красную площадь, в конце которой вы увидите Собор Василия Блаженного. Есть еще один путь от станции метро Китай-город. Выходите на ул. Варварка и идете 15 минут до Большого Москворецкого моста, который рядом с Васильевским Спуском.
- Автобусы и троллейбусы также ходят до собора. Подробнее ознакомиться с транспортом Москвы, ценами, часами работы можно здесь. Ближайшая остановка называется «Красная площадь», до нее можно доехать на 25 автобусе. Остальные довезут вас до остановки «Театральная площадь», это маршруты автобусов Н1 (ночной), Н2 (ночной), 12ц и 144ц. И до остановки «Метро Китай-город (Славянская площадь)» троллейбусы 16, 45, 63 (круглосуточный) и автобусы Н4 (ночной), Н5 (ночной) и 158.
Этапы строительных работ
Возведение церкви длилось 6 лет, с 1555 по 1561 г.
Это время условно можно поделить на несколько этапов:
- 1588 г. – царь Федор Иванович установил праздник в честь почитаемого Василия Блаженного и в том же году, убедившись во множестве чудес, повелел возвести над ракой святого каменный храм. Он стал 9-й пристройкой к церкви.
- Конец XVI – точная дата пожара неизвестна, но после него собор отчасти преобразился. Вместо плоского покрытия и одного купола у церкви появились луковичные главы, а на территории была построена колокольня.
- 1672 г. – чудесное открытие мощей Иоанна Блаженного. Это событие повлекло за собой достройку к собору.
- II-я половина XVII века – вид собора изменяется. Деревянные арки и крыльцо заменяются кирпичной кровлей и столбами. Церковь девы Феодосии надстраивается над главным входом, создавая верхний ярус.
- 1683 г. – перестраивается звонница. Теперь это 2-этажное сооружение с открытой площадкой.
Часовня св. Василия Блаженного
Василий Нагой или Блаженный прославился при жизни своими благочестивыми поступками. Его предсказания часто сбывались, поэтому к словам юродивого прислушивался даже царь. После смерти старца, Иван Грозный приказал похоронить тело на кладбище у Кремлевских стен, во рву.
Позже рядом с ним был возведен Покровский Собор. Царь Федор Иоаннович повелел воздвигнуть над могилой святого человека придел. Он получил имя Василия Блаженного. Мощи юродивого были помещены в раку и перенесены в собор.
Часовня имеет форму куба, который венчает небольшая маковка. Внутренний интерьер украшен масляной росписью. Она сохранилась с начала прошлого века (1905 г):
- Спас Вседержатель – в центре, под куполом
- Праотцы – вокруг светового барабана
- Деисус и евангелисты – на сводах
- Житие Василия Блаженного – на стенах с севера и юга
- Покров Пресвятой Богородицы – на стене в западной части
Стены придела условно разделены на верхнюю и нижнюю части:
- на верху – святые покровители царской династии
- внизу – орнамент в древнеславянском стиле
Пол здания покрыт плитами, отлитыми из чугуна в Касли.
В часовне установлен иконостас необычной формы. Сжатый объем помещения не позволял разместить иконы вдоль одной стены. Потому, по замыслу архитектора А.Павлинова, часть образов была перенесена на боковые стены. Такой тип иконостаса получил наименование « с заворотами». Основная часть икон была написана художниками, возглавляемыми О.Чириковым, в конце 19 в.
Южную стену украшает огромная икона Богоматерь Владимирская, выполненная на металлической основе. На ней изображена Божья Матерь в окружении московских святых.
Могила Василия Нагого отмечена аркой. Его рака с мощами пропала в начале 17 в. Сохранился лишь покров. Он был вышит мастерицами из окружения Ирины Годуновой.
С 1929 по 1991 год придел был закрыт. Богослужения в нем возобновились в 1997 году.
Доработки и изменения
Храм на Красной площади в Москве не сразу имел изначальный вид, а несколько раз видоизменялся. После основной постройки его постоянно улучшали. По задумке архитекторов собор был полностью белым и построенным из белокаменных глыб, но в XVII веке это изменилось. Вместо белых стен – орнаментальная живопись.
Вместо золотистого купольного покрытия – декоративная обработка в современном ее виде. Окончательно неизвестна полная разгадка такой цветности куполов. Есть только предположения, что строятся на предании об Андрее Юродивом, который и связан с праздником Покрова Божией Матери. Он видел в своем сне Небесный Иерусалим в виде цветущего сада.
Постепенно все детали собора улучшались без резких изменений в архитектуре. Деревянные ненадежные шатровые постройки заменялись каменными, купола полностью были сделаны из металла. В подклет собора, подземное перемещение, были перенесены для сохранности престолы из разобранных церквей.
Там хранились престолы из церквей «на крови», которые располагались на старых местах публичных казней. По различным сведениям, таких престолов было от 13 до 20. Тогда же перенесены и несколько престолов из сгоревших московских храмов.
Переименовываются и несколько приделов: по ходатайству богатой вкладчицы церковь Киприана и Иустины переименовывают в церковь ее святых покровителей Адриана и Наталии, а церковь Трех Константинопольских патриархов теперь носит название в честь Александрийского патриарха Иоанна Милостивого.
Эти названия будут закреплены до XX-го века. Так же в Покровскую церковь переносится иконостас из кремлевской церкви. Добавляется травный орнамент на парапетах и внутренней отделке галерей и, в целом, собор почти завершает все реставрационные работы.
Троицкий пожар в 1737 г. почти полностью уничтожил внутреннее убранство собора. Его восстановление затянулось надолго, так как тогда пострадала вся Москва
Особое внимание реставрации было уделено в период 1784-1786 гг. В это время внешний вид собора был изменен: надстроенную Феодосиевскую церковь разобрали
Правила посещения
- Нельзя трогать ни витрины, ни какие-либо экспонаты и украшения.
- Вы можете делать фотографии или видео бесплатно без вспышки и без штатива. Однако на временных выставках запрещены как фотографии, так и видеозаписи.
- Из-за особенностей собора, куда можно попасть только по лестнице, детские и инвалидные коляски запрещены.
- Не оставляйте маленьких детей без присмотра, потому что им легко заблудиться внутри собора.
- Сумки и рюкзаки, размер которых превышает 30×40 см, а также зонтики, должны быть оставлены в специально отведенных местах хранения.
- Когда температура опускается ниже -15 градусов, время работы собора может быть сокращено.
История храма от создания до наших дней
Посвящение его связано с тем, что на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1552 г. войска царя Ивана IV взяли Казань, что знаменовало падение Казанского ханства – давнего, упорного врага России. Оно, а также ханства Астраханское и Крымское образовались на месте некогда единой Золотой Орды, от которой Русь зависела с середины XIII в. почти до конца XV в.
К середине же следующего столетия возникла опасность создания на месте бывшей Орды халифата под протекторатом исламской Османской империи, к которой тяготели ханства. Россия противопоставила этому наступлению твердое стояние в православии в надежде на Божию помощь:
- поход Ивана IV на Казань был не только военным: с армией шло духовенство, иноки, несли святыни;
- «плацдарм», созданный русской армией на острове против Казани – Свияжск – был, к полному изумлению татар, не столько военным, сколько духовным; первый монастырь на острове площадью чуть более 1,5 кв. км возник в 1551 г., впоследствии Свияжск в полной мере стал духовным центром – на маленькой площади монастырей было 3, церквей – 6;
- само взятие Казани рассматривалось поэтому как победа не столько военная, сколько духовная, а таковую приписывают не людям – Богу.