Возвращение казанского собора

Молитва Казанской иконе Божией Матери

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Архитектурный облик храма

По воле Павла I наружный облик собора спроектировали похожим на римско-католическую церковь Святого Петра в Ватикане. Поэтому Казанский храм имеет ряд черт, несвойственных архитектурным стилям православных соборов того времени: наличие снаружи колоннады и только одного купола. Кафедральный собор — грандиозное творение человеческих рук, поражающее своим внешним и внутренним убранством.

Во французском имперском стиле ампир был воздвигнут Казанский собор, архитектор Воронихин и скульптор Гордеев в единении с другими выдающимися художниками девятнадцатого века изрядно потрудились над базиликальной формой храма и скульптурами, богато украшающими собор.

Рельефные работы венчают снаружи Казанский собор – скульптор Пименов в тандеме с другими талантливыми художниками выполнили прекрасные бронзовые скульптуры великих святых. Кафедральный храм Петербурга – первая в Российской Империи церковь, созданная в европейской манере русским зодчим.

Интерьеры собора

По своему виду внутреннее пространство обители напоминает скорее дворцовые залы, нежели интерьеры религиозных сооружений. Интерьер поражает своим великолепием и разнообразной отделкой. Впечатляют 56 колонн из розового финского камня с позолоченными капителями.

Расположение колонн в четыре ряда делит пространство на три нефа, из которых центральный шире боковых в 4 раза.

Отделка потолка живописными розетками из французского алебастра, пол, выложенный серым рускеальским и розовым белгородским мрамором, и роспись стен создают светский жизнерадостный интерьер.

Волнующий свет, льющийся из 16 окон, расположенных по периметру барабана купола создает оптический эффект, когда возникает ощущение, что купол буквально парит в воздухе. Живопись, скульптурные композиции и лепные элементы придают интерьеру необыкновенную выразительность.

Интерьер собора еще называют энциклопедией камня из-за широкого использования редких и полудрагоценных минералов. Алтайские порфиры и эстонские доломиты, шошкинский кварцит и яшма придают интерьеру исключительную художественную и эстетическую ценность.

Настоятели

С открытия Казанского собора здесь служили следующие настоятели:

  • Сырохнов Иоанн: с 1811 по 1814 г.г. На место настоятеля назначен в конце 1810 г. О его биографии практически ничего неизвестно. Только то, что после обучения в духовной семинарии Пскова он более 10 лет нес службу в Никольском храме Витебска. Имел жену и 4 детей. О том, когда и где похоронен, неизвестно.
  • Бедринский Иоанн: 1814-1831 г.г. Привел строительные счета собора в порядок. В это время в Санкт-Петербурге началось большое наводнение, в результате чего пришлось восстанавливать церковь. Во время его настоятельства осуществлен обряд отпевания графа М. Милорадовича и Александра I.
  • Мысловский Петр: 1831-1846 г.г. В период служения настоятеля поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, проведено восстановление храма.
  • Никольский Тимофей: с 1846 до 1848 г.г. За время его настоятельства в соборе проведено несколько епископских посвящений, а также вымыта алтарная перегородка храма, которая потемнела.
  • Райковский Андрей: 1848-1860 г.г. Во время его служения введен новый крестный ход, как напоминание о холере, которая погубила большое количество жителей.
  • Дебольский Григорий: с 1860 по 1881 г.г. За годы настоятельства в храме проводился капитальный ремонт и реставрация, отпраздновали 50-летие собора, поменяли старые рамы, произвели реставрацию живописи на стенах.
  • Булгаков Александр: 1881-1883 г.г. Во время его работы обновлены накладные украшения ни иконе, запущен процесс отделки престола серебром для его гармонии с иконостасом.
  • Лебедев Александр: 1883-1898 г.г. Благодаря ему было отремонтировано сооружение для подвешивания колоколов (звонница), конюшни и каретные сараи подверглись перестройке. При нем повешены новые люстры, иконы помещены под стекло, чтоб на них не скапливалась пыль. Куплено помещение, из которого сделали приют для пожилых людей, детей и женщин в беспомощном состоянии.
  • Мегорский Евграф: 1898-1904 г.г. Во время его настоятельства крыша храма подверглась ремонту, собор оснащен электроэнергией. Протоиерей организовал церковно-школьный праздник.
  • Мегорский Димитрий: 1904-1909 г.г. Больше всего его волновало церковное хозяйство храма. Ввел собственную структуру финансирования, привел общественные дела в надлежащий вид.
  • Сосняков Николай: с 1909 по 1913 г.г. В период его настоятельства отметили 100 лет со дня открытия собора. Он полностью занимался подготовительными работами к юбилею. Храм при нем подвергся основательному ремонту. Священник также подготовил все необходимое, чтобы отметить 300-й юбилей царствования династии Романовых.
  • Головин Николай: 1913 г. Основной задачей настоятеля было введение нищего населения в церковь и наставление малоимущих на путь истинный.
  • Орнатский Философ: 1913-1918 г.г. Он был настоящим патриотом Родины, помогал армии, организовал материальную помощь русским войскам, обеспечение теплыми вещами, помощь членам семьи раненых солдат.
  • Маренин Василий: 1918-1920 г.г. По случаю празднования 100-летия собора произносил торжественную речь. К моменту назначения настоятелем батюшка страдал от различных недугов, к тому же находился в преклонном возрасте. Поэтому было решено дать ему в помощь Н.К. Либина. Отец Василий создал новый придел, который освятил отец Вениамин в 1921 г.
  • Чуков Николай: 1920-1923 г.г. Его назначили настоятелем в конце 1920 г., а в мае 1922 г. арестовали с назначением строго наказания и конфискацией имущества. Однако расстрел было решено заменить лишением свободы сроком на 5 лет. В 1923 г. отца Николая освободили из-под стражи.
  • Игумен Сергий: 1991-1996 г.г. После длительного перерыва собор снова начал свою работу под его настоятельством.
  • Красноцветов Павел: с 1996 г. до нашего времени. Провел процедуру освящения церкви в полной степени. Возобновились богослужения на регулярной основе. Восстановлены приделы церкви, иконостас. Реставрационные работы проводятся до сих пор.

Интерьер Казанского собора

Внутри собор имеет форму римской базилики, разделенной рядами гранитных монолитных колонн с капителями, коринфского ордера на три нефа (коридора).

Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами.

Пол собора мозаичный. Выложен серым и розовым карельским мрамором.

Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром).

Неотъемлемой частью интерьера петербургского Казанского собора является живопись.

Иконостас собора был расписан лучшими художниками конца 18 — начала 20 веков. К. Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие расписывали иконостас собора, его стены и подкупольные столбы — пилоны.

Наиболее примечательной живописной работой в соборе является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо» работы К.П. Брюллова.

Главной святыней собора является чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список (копия) с чудотворной иконы, обретённой в Казани в 1579 году. Хотя икона в петербургском соборе и копия, но она, как и сама изначальная икона, признана чудотворной.

Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра, в Санкт-Петербург привезли при Петре I. Согласно исследованиям она была списком с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, икона была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для неё. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.

После закрытия Казанского собора в 1932 году икону удалось спасти — её перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне в Петербурге. В августе 2002 года икону Казанской Божьей Матери вернули в собор и установили по правую сторону от Царских Врат воссозданного иконостаса.

Внутри, как и снаружи, Казанский кафедральный собор богато украшен скульптурой.

Рельефные скульптурные работы и внутри и снаружи созданы скульпторами Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.

Потолок собора украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка из французского алебастра.

Купол собора, вид изнутри.

Придел Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских.

В северо-восточной части собора, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, погребен М.И. Кутузов.

Над могилой возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина. Над памятной плитой из красного мрамора установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского.

На стене над могилой укреплена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». На картине изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией Матери.

После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство из ключей сейчас находятся в Москве. 6 связок расположены над могилой М.И. Кутузова в петербургском Казанском кафедральном соборе.

У выхода из собора, по обеим сторонам от северной двери, размещены памятные доски в честь императоров — начало (основание) и окончание строительства собора: «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801» и «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811».

История

Во второй половине XVIII в. Павел I, еще до своей коронации и вступления в права наследника престола, совершил путешествие по Европе. При посещении Рима будущий император был глубоко поражен гармоничностью ансамбля собора Святого Петра. В нем было все — величие, строгость и красота. Все это запало Павлу в душу.

Павел I (слева) в путешествии по Европе был впечатлен ансамблем собора Святого Петра в Риме. После коронации он объявил конкурс на лучший проект на замену обветшавшей Казанской церкви. Выиграл его молодой и талантливый архитектор А.Н. Воронихин (справа).

В 1799 г. он принимает бразды правления и решает повторить в Петербурге понравившийся собор. Благо и повод находится. Назрела необходимость заменить обветшавшую церковь Рождества Богородицы, в народе именуемую Казанской.

Не откладывая задуманное на потом, император объявил конкурс на лучший проект и озвучил свои пожелания. По его итогам победителем признали молодого талантливого архитектора А.Н. Воронихина. К сожалению, Павлу I не удалось не только увидеть свое готовое детище, но даже поприсутствовать на церемонии закладки первого камня – за 3 месяца до этого он был убит заговорщиками. Дело отца продолжил Александр I. 1801 г. – официальный год постройки Казанского собора. Хотя закончен он был только через 10 лет.

При постройке Воронихин столкнулся в дилеммой – участок был вытянут с запада на восток, а по правилам православной церкви храм должен стоять поперек. Из этой ситуации он вышел с блеском – с северной стороны надстроил полукружие колоннады, превратив боковой выход в визуально-парадный

Место для постройки здания досталось Воронихину сложное – оно было сильно вытянуто с запада на восток. В православной церкви же главный вход находится с западной стороны, а алтарная зон – с восточной.

Таким образом, к Невскому проспекту оказывался обращен северный проход. Но талантливый архитектор с блеском вышел из сложившейся ситуации. Он визуально превратил боковой выход – в главный. Для этого была построена полукруглая двойная колоннада, обращенная к Невскому.

При работе с внешним фасадом использовался пудостский изветковый туф. У него есть несколько интересных свойств: помимо морозостойкости и легкости в обработке, он может менять оттенок в зависимости от погодных условий и освещения.

Храм поражает богатством внутреннего убранства. Планировка и оптическая иллюзия зрительно расширяют внутренний зал и создают впечатление парящего в вышине купола. Иконы для церкви писали такие выдающиеся художники как Ф.П. Брюллов, О. Кипренский, В. Боровиковский и многие другие.

Победа в Отечественной войне 1812 г. принесла Казанскому собору новую функцию — памятник славных побед русской армии. В Здании появились французские штандарты и ключи от поверженных городов.

После победы в Отечественной войне 1812 г. Казанский собор приобрел свое второе значение — памятника величия русского оружия и хранилищем военных трофеев. Сюда привозили флаги и ключи поверженных городов, павших на милость победителя.

Во время советской власти репрессии, которым подверглись все православные храмы, не миновали и Казанский собор в Санкт-Петербурге. Многие ценности были вывезены и безвозвратно утеряны. Например, на переплавку пошла утварь из ценных металлов. Позже храм и вовсе закрыли, а затем отдали по Музей истории религии и атеизма.

В советскую эпоху Казанский собор лишился креста, драгоценной утвари и много другого. Некоторое было утеряно безвозвратно. В здании функционировал Музей истории религии и атеизма

Восстановление и реставрационные работы начались в 1950-х гг. В 1991 г. возобновились богослужения. Через 3 года на купол вернулся крест. Полное освящение церкви произошло спустя еще 4 года. Церемония была проведена митрополитом Владимиром (Котляровым). 2000 год ознаменовался присвоением нового звания — кафедрального собора.

Второй Казанский собор

Впервые о создании нового здания для содержания чудодейственной иконы задумался будущий император Павел I. В 1781 году, еще, будучи цесаревичем, он под вымышленным именем «герцог де Норд» отправился в путешествие по Европе.

Посетив Ватикан, он был невероятно впечатлен красотой и величием собора святого Петра и его восхитительной колоннадой. Идея создать подобный шедевр в России накрепко засела в голове цесаревича.

Став императором он понял, что лучше совместить постройку храма в римском стиле и новой обители для знаменитой иконы в одном архитектурном сооружении. Так было принято решение о строительстве нового шедевра.

В 1799 году был объявлен конкурс на лучший образ и проект будущего шедевра.

В конкурсе участвовали лучшие архитекторы своего времени, но, ни один вариант не понравился императору. Они так и не смогли воплотить образ собора святого Петра в своих проектах.

А через год граф Строганов предложил государю на рассмотрение проект талантливого русского зодчего и бывшего своего крепостного Андрея Воронихина.

Его вариант сразу понравился императору, и он назначил Воронихина архитектором проекта, а графа Строганова попечителем этого строительства. Подготовка к возведению нового здания началась 22 ноября 1800 года — уже через восемь дней после утверждения проекта.

Интерьеры храма и его архитектура

Перед тем, как было начато строительство собора, император высказал следующее пожелание: храм должен был походить на римский собор, освященный в честь Святого Петра. Это желание было исполнено: колоннада Казанского собора действительно напоминает колонны знаменитого ватиканского храма.

Колоннада петербургского собора состоит из девяноста шести колонн. Помимо того, что она придала храму сходство с итальянским собором, она еще и позволила архитектору решить одну непростую задачу. Дело в том, что в православных церквях вход традиционно размещается в западной части здания, а алтарь — в восточной; проспект же, на котором возводился собор, протянулся с запада на восток. По этой причине храм фактически стоит боком к проспекту, но это незаметно благодаря колоннам, украшающим северную (то есть, боковую) часть церкви. Кстати, точно такими же колоннами архитектор планировал украсить храм и с южной стороны, но ему по ряду причин не удалось довести свой замысле до конца.

Диаметр купола собора — почти восемнадцать метров. Его образуют два ряда ребер, изготовленных из железа. А под огромным железным куполом находятся еще два, эти купола построены из кирпича. Что интересно, все перечисленные купола были построены еще до того, как появились методы статического расчета таких конструкций. Можно сказать, что удачно спроектировать купола архитектору помогла интуиция.

Стены собора облицованы особым туфом, добытым в районе Гатчины. С двух сторон от гигантской колоннады сохранились пьедесталы. Когда-то на них стояли скульптуры, изображающие ангелов. Они были изготовлены из гипса и, согласно плану строителей, их должны были заменить аналогичные бронзовые изваяния. Но эти планы так и не осуществились. В 20-е годы XIX века гипсовые скульптуры были убраны, но по ряду причин установка новых не была произведена.

Туристов впечатляют фасады собора, но не разочаровывают и его интерьеры. В храме установлено более полусотни колонн. Они изготовлены из розового гранита, их украшают позолоченные капители. Производят на входящих впечатление и барельефы начала XIX столетия. Образа храма написаны знаменитыми живописцами того же периода времени. Говоря об образах, нельзя не упомянуть и о самой главной святыне храма. Ею является, как уже было сказано выше, список знаменитой чудотворной иконы, в честь которой и был освящен собор.

Живопись

Живописные труды, украшающие Казанский собор, выполнены выдающимися деятелями изобразительного искусства, творившими в конце XVIII века и начале XIX века. Живопись можно увидеть на иконостасе, стенах и пилонах. Художественные творения отражают академизм того времени. Их исполнение — это яркий образец манеры написания великими мастерами эпохи Возрождения.

Особого внимания заслуживает работа Карла Брюллова «Взятие Богородицы на небо». Она относится к шедеврам религиозной живописи. Изображения художника Владимира Боровиковского характерны для иконописи XVIII века. Сегодня в храме можно увидеть такие шедевры мастера, как иконы для царских врат главного иконостаса, архангела Гавриила и девы Марии для Благовещения, всех 4-х евангелистов.

Лучшим творением художника Василия Шебуева стали изображения Трех Святителей, находящиеся в подкупольных пилонах. Григорий Угрюмов нарисовал прекрасную икону «Поклонение Волхвов». Созданный этим художником образ Христа Спасителя и сегодня поражает всех молящихся своим светлым, проникновенным взглядом. Глядя на Его лик, можно забыть про мирскую суету. Поэтому каждый человек хоть раз должен увидеть шедевры живописи и скульптуры знаменитого Казанского собора.

Реликвии храма

Генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года — Михаил Илларионович Кутузов, освободивший родную страну и всю Европу от Наполеона, скончался в 1813 году в Бунцлау (сейчас город известен как польский Болеславец). Местом захоронения избрали Казанский собор. Прославленный полководец нашёл свой последний приют рядом с образом Божией Матери. 

Около 2-х месяцев двигался траурный кортеж с телом Кутузова из Бунцлау в Санкт-Петербург, 2 дня петербуржцы прощались со своим героем, великим русским полководцем. Оформлением могилы занимался архитектор Казанского собора — Андрей Никифорович Воронихин.

Ограда представляет собой низкую решетку, изготовленную из темной бронзы, с золочеными венками, опорные стойки выполнены в виде пушечных стволов с боевыми шлемами на угловых столбах. На мраморной доске значится: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813-м в городе Бунцлау». 

У могилы генерала-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова помещены победоносные трофеи: знамена, штандарты, орлы, ключи от завоеванных городов и крепостей Европы, а также жезл маршала Франции. С этих пор Собор почитается как Храм русской воинской славы.

В 1837-ом году на 25-ю годовщину победы над Наполеоном на площади перед Казанским собором были торжественно открыты памятники величайшим русским полководцам Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. Их автором стал выдающийся русский архитектор Василий Петрович Стасов.

История храма

С 1737 года в центре города стояла барочная Рождественская церковь. Внутри небольшого придворного храма хранился список с почитаемой верующими иконы Казанской Богоматери. При дворе сложилась традиция отмечать в этом храме самые значимые военные победы русской армии.

Прошло время, и придворная церковь сильно обветшала. Ее вид никак не отвечал парадному облику представительного Невского проспекта. В конце XVIII столетия известные зодчие Николай Львов и Джакомо Кваренги подготовили проект реконструкции здания, но он так не был осуществлен.

При Павле I решили не заниматься переделками, а построить новый храм. Причем российский государь хотел, чтобы он походил на знаменитый на всю Европу римский собор святого Петра. Для реализации амбициозного проекта провели конкурс и выбрали проект архитектора, который был крепостным у влиятельного графа Александра Строганова.

Молодой Андрей Воронихин подавал большие надежды, поэтому ни у кого не вызывало сомнений, что он сумеет справиться с непростой задачей. Сам граф Строганов возглавил попечительский совет, который был должен заниматься всеми вопросами строительства. Воронихину предстояло учесть пожелания императора и в то же время не отойти от канонов, принятых в Русской православной церкви.

Чтобы расчистить площадку для строительства, на Невском проспекте снесли 11 жилых домов. Огромный храм возводили 10 лет. В 1811 году он принял первых верующих.

На материалы и работы было истрачено 4,7 миллиона рублей, а талантливого архитектора наградили орденом и пожизненной пенсией. Священников, которых назначили служить в храме, поселили в доме на пересечении Казанской улицы и Невского проспекта.

Российские императоры выказывали особое почтение нового собору. Александр I принял участие в его закладке и получил от Строганова ключи от готового храма. Внутри здания для царских особ и членов их семьи существовало особое место.

Отделкой храма занимались до 1829 года. Всеми работами руководил опытный мастер Огюст Монферран. Для украшения интерьеров строители использовали золото, серебро, редкие породы дерева, рижский известняк, сердобольский гранит и мрамор из Олонца. До конца XIX века в храме дважды проводили капитальный ремонт, реставрировали настенные росписи и иконы.

К сожалению, не обошлось без трагедий. В 1913 году, когда по всей стране отмечали 300 лет правящей династии, в кафедральный храм пришло много верующих. На ступенях при входе началась сильная давка. Газеты писали, что погибло 34 человека. Жители Санкт-Петербурга сочли это дурным знаком. По городу поползли слухи, что правление Романовых скоро подойдет к концу, и через четыре года недобрые пророчества сбылись.

После революции во всех российских храмах изымали церковные ценности – дорогие иконы, оклады и богослужебную утварь. Во время этой акции бесследно исчез большой церковный иконостас, на изготовление которого ушло 640 кг серебра.

В 1930-е годы в СССР развернули активную антирелигиозную кампанию. Старинный собор закрыли для верующих и превратили в музей. Здесь выставили экспонаты антирелигиозной выставки, первоначально созданной в Зимнем дворце.

Музей, посвященный истории религии и атеизма, просуществовал в культовом здании почти 60 лет. В 1991 году коллекции переместили в бывший дом графа Сергея Ягужинского на Почтамтскую улицу, 14, а в церкви возобновили службы. Через несколько лет собор получил статус кафедрального храма епархии.

История Казанского собора в Санкт-Петербурге

В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже — деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Родественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.

Список с Казанской иконы Божией Матери

2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери. И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.

К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.

Памятная доска «Соизволенiемъ Павла I-го начата 1801»

Граф А.С. Строганов, резиденция которого находилась вблизи храма, предложил проект молодого архитектора А.Н. Воронихина, бывшего своего крепостного. Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен. В присутствии Александра I закладывается новый храм. Граф Строганов стал ответственным за строительство, которое было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.

В строительстве храма участвовали только русские мастера. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Большинство строителей были крепостными крестьянами, отдававшие все свои заработки хозяевам. Жили они сначала в землянках за городом, а потом в бараках на Конюшенной площади. Для отделки храма использовались отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк. В наружной облицовке стен — пудожский камень, который привозили из Гатчины.

Кто похоронен в храме?

Всего-навсего полгода длилась эта война, но была очень тяжелая. Летом французский император Наполеон Бонапарт вторгся в Россию, а осенью уже нагло сидел в Московском Кремле. На одного русского солдата в момент нападения приходилось сразу трое французских! Недаром эту войну назвали Отечественной: мы могли и потерять свое Отечество…

Так что когда в декабре 1812 года мы одержали победу, главнокомандующего русской армии, Михаила Илларионовича Кутузова, просто носили на руках. Народ его очень любил. Вы, наверное, слышали о нем?

Михаил Илларионович Кутузов участвовал во многих войнах, и за свою жизнь два раза получил смертельные ранения. Однажды, когда ему было всего 29 лет, в битве с турками пуля угодила прямо в голову, между глазом и виском. А через 14 лет, в новой войне с турками, он снова был ранен в голову, причем пуля попала в то же место, что и в первый раз! Но Кутузов поправился, хотя доктора не могли поверить: как так у него получилось?… В этом увидели знак, что ему предстоит выполнить какую-то очень важную миссию, поэтому Бог его так бережет. И действительно, такой миссией для Кутузова стала оборона страны в войне против Наполеона.

Но при чем же тут Казанский храм, спросите вы? А дело в том, что именно здесь и похоронен великий полководец, прямо в самом храме! Разве в храмах хоронят людей? А вот и да. Такая традиция существовала еще в Средние века. И в некоторых католических костелах, если посмотреть под ноги, можно увидеть каменные плиты, на которых выбиты имена похороненных там. Это считалось самой большой честью.

В России такое встретишь не часто: так у нас хоронили только царей и императоров, а еще — очень-очень важных особ, которые, как никто другой, послужили своей стране. Вот почему в Казанском соборе есть могила великого фельдмаршала Кутузова (фельдмаршал — высшее звание в армии в то время). Между прочим, когда Кутузова везли хоронить в погребальной карете, народ бросился к его гробу, лошадей распрягли, и сами люди буквально на своих плечах доставили гроб к самому Казанскому собору!

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих  творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector