Казанский собор

Расписание богослужений

Казанский собор – место духовного очищения, место встречи с его святынями – всегда заполнен людьми, приходящими на богослужения, проходящие каждый день. Открывается собор по будням в 7 часов утра, по воскресеньям и праздникам – в 6.30.

Богослужения по будням

  • Первая (Божественная) литургия – 07.00. Начало исповеди – 7.30.
  • Вторая (Божественная) литургия – 10.00. Исповедь (начало) – 10.30.
  • Вечернее богослужение – 18.00.

По воскресеньям и праздникам

  • Первая литургия – 7.00. Исповедь (начало) – 7.30.
  • Вторая литургия – 10.00. Начло исповеди – 9.30.
  • Вечернее богослужение – 18.00.

Ежедневно в соборе между литургиями проходят торжественные обряды крещения, венчания. Совершаются молебны, служатся панихиды по предварительной договорённости.

История

Икона Казанской Божией матери была обретена в Казани 8 июля 1579 года.

Согласной легенде, в 1579 году после пожара, уничтожившего часть города, девятилетняя девочка Матрона несколько раз видела во сне Пресвятую Богородицу, которая велела откопать ее икону на пепелище. Девочка послушалась и действительно нашла икону в указанном месте.

Икона сразу была признана чудотворной — возле неё исцелялись больные и увечные. Впоследствии на месте ее обретения был построен Богородицкий девичий монастырь, а его первой монахиней стала сама Матрона.

С чудотворной иконы было сделано несколько списков, один из которых был отправлен в Москву царю Ивану Грозному, а другой при Петре Первом был доставлен в Санкт-Петербург. Начиная с Ивана Грозного и до Екатерины II, золотой её оклад украшался все новыми драгоценными камнями, а Екатерина Великая собственноручно водрузила на нее бриллиантовую корону.

Ночью 29 июня 1904 года вор по фамилии Стоян, звавшийся Варфоломеем Чайкиным и ограбивший несколько православных храмов, украл из Богородицкого монастыря в Казани две иконы — Спаса Нерукотворного и Казанской Божьей Матери. Сыщики задержали вора по горячим следам, но грабитель успел продать оклады с икон, а святыни порубил топором и сжег.

Вместе с тем, в Казанской епархии сохранилась легенда, согласно которой игуменья Казанского Богородицкого монастыря во избежание кражи святыни каждый вечер подменяла под окладом подлинную икону точным ее списком, который и украл Чайкин, а подлинник сохранился и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви ни одна не распространена в таком количестве, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, ей посвящены сотни храмов и монастырей, расположенных по всей России.

К покровительству Казанской иконы Богоматери русские правители обращались во время всех переломных исторических событий:

  • В марте 1612 года с этой иконой II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского отправилось в освободительный поход на Москву, занятую польскими интервентами. Икону, как знамя, несли войска ополчения, освобождавшие Москву от захватчиков. После длительной осады Китай-города было решено взять его штурмом. Перед Казанской иконой отслужили молебен и 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались
  • Накануне Полтавской битвы Петр Первый молился перед иконой Божией матери
  • В 1812 году, оставляя Москву французам, сам Кутузов просил покровительства Богородицы и вынес икону из храма, завернув в свою шинель.

Во время Великой Отечественной войны весь православный люд молился и просил святыню о спасении России от погибели, от нашествия вражеского.

Церковный праздник, посвященный Казанской иконе Богоматери, отмечают дважды в году — 21 июля и 4 ноября. Первая дата связана с обретением святыни 8 июля 1579 года, а вторая — с освобождением Москвы от польских захватчиков 22 октября 1612 года.

На Руси праздник Казанской иконы Божией Матери считался своего рода границей между осенью и настоящей зимой и с этого дня ждали наступления морозов.

Как добраться

Казанский собор находится в центре Москвы на Никольской улице. Добраться до него не составит труда — в шаговой доступности от святыни находятся несколько станций метро и остановки общественного транспорта. Кроме того можно воспользоваться услугами такси или доехать на машине.

Метро

Метрополитен является, пожалуй, самым удобным транспортом в столице. От ближайшей к собору станции «Охотный ряд» (красная ветка), идти всего около 100 метров от выхода № 7. Кроме того, недалеко находится станция «Театральная» (зеленая ветка), а чуть дальше «Площадь Революции» (синяя ветка).

Схема метрополитена Москвы — Яндекс. Метро

Вид на собор с Никольской улицы:

Общественный транспорт

В 300 метрах, возле станции метро «Охотный ряд», располагаются остановки: «Метро Охотный ряд» и «Манежная площадь». Здесь ходят автобусы и маршрутки: № М2 (до Рижского вокзала), М3, М10, М27, Н1 (ночной до аэропорта «Шереметьево»), Н2 (ночной), Н11 (ночной до аэропорта «Внуково»), Н12, 101, 144, 904.

Чуть дальше (с противоположной стороны Красной площади, у храма Василия Блаженного) есть еще одна автобусная остановка — «Красная Площадь». От нее ходят автобусы № М5 и 158.

Портал общественного транспорта Москвы

История монастыря

Новодевичий монастырь – одна из крупнейших московских обителей, которая находится на Девичьем поле в Хамовниках, в излучине великой Москвы-реки. Название «Девичье» поле в этой местности получило из-за того, что здесь в годы нашествий татаро-монгольского ига отбирали русских красавиц для Золотой Орды. Сам же монастырь наименовали Новодевичьим для его отличия от Стародевичьего Вознесенского монастыря, находящегося в Кремле.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Некоторые источники объясняют название обители фамилией ее первой игуменьи Елены Девочкиной, вышедшей из монахинь. В древности Новодевичий монастырь был известен и под другим именем – Богородице-Смоленский. Но, как бы его не называли, он все равно остается одной из старейших и знаменитых женских обителей, существующих в русском Православии.

Закладка Новодевичьего монастыря приходится на 1524 г., когда князь Василий III взял Смоленск. Желая увековечить успешное освобождение жителей города от векового господства литовцев, при возвращении из похода он заложил деревянную церковь. Через год в нее крестным ходом перенесли копию иконы Смоленской Божьей Матери, которая считалась заступницей русских войск. Так 1525 г. вошел в историю как год основания обители. Подобно другим храмам-крепостям с высокими неприступными стенами, Новодевичий монастырь должен был стать не просто местом для вознесения хвалы Богу, но и взять на себя функции крепости, защищая Москву с юга.

Слева направо: Чеботарная башня, колокольня, Швальная башня

В памятное в истории России Смутное время обители пришлось пережить разорение. Но благодаря богатым пожертвованиям царских и боярских дочерей, жен, сестер и просто вдов, принимающих постриг, ее облик был восстановлен до прежнего уровня. После смерти царя Федора Ивановича в монастырь ради служения Господу прибыла его вдова и после совершения пострига сменила имя Ирина на Александра. Со временем в монастырь прибыл и Борис Годунов – ее брат, и здесь же он принимал избрание на царство, когда его просили стать главой российской державы.

Царевна Софья – еще одна важная персона, проживавшая в монастыре. Но она обитала в нем «на покое», то есть не как постриженная монахиня. В Новодевичий монастырь она прибыла после проигрыша в политической битве с Нарышкиными. Ее единомышленников не оставили в живых – все они были казнены прямо у стен обители. Как в заточении здесь пребывали и Мария, Екатерина и Федосья Милославские, и Евдокия Лопухина – бывшая жена Петра I, мать царевича Алексея. Гробницы скончавшихся Софьи и Евдокии находятся на сохранении в Смоленском соборе.

Слева направо: Царицынская башня, церковь Спаса Преображения над северными воротами, Напрудная башня

В 1812 г., когда наполеоновские полчища бесчинствовали в Москве, обитель ожидала печальная участь – ее хотели взорвать. Но благодаря монахине Саре монастырь остался цел – женщина успела вовремя погасить фитили, тлеющие возле бочек с порохом.

Новодевичий монастырь стал последним пристанищем для многих известных людей того давнего времени. Здесь похоронены некоторые декабристы, поэт-партизан Давыдов, сыновья историка Соловьева, и сам Соловьев. С 1898 по 1904 гг. в южной части монастырского двора появилось новое кладбище, обнесенное стенами.

Трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы

В 1922 г. обитель получает новую жизнь – сначала она становится Музеем раскрепощения женщины, а затем – Историко-бытовым и художественным музеем. Благодаря открытию этих учреждений удалось сохранить архитектурный комплекс монастыря практически в неизменном виде. В 1934 г. Новодевичий монастырь вошел в Государственный исторический музей в качестве филиала. В 1943 г. при нем открылись богословские курсы, а вслед за ними – и Богословский институт. С 1994 г. в древнюю обитель возвращается былая жизнь – в ней появляется монашеская община. Наконец, с 1995 г. монастырь становится памятником архитектуры федерального значения, а с 2004 г. в связи с 480-летием со дня основания он входит в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Полезные советы для посетителей

Вот что обязательно следует знать:

  • Стоимость билетов – вход в собор бесплатный.
  • Богослужения проводятся каждый день.
  • Часы работы – в будние дни с 8:30 до окончания вечернего богослужения, которое приходится на 20:00. С субботы по воскресенье он открывается на час раньше.
  • Есть возможность заказать обряд венчания, крещения, панихиду и молебен.
  • В течение всего дня в соборе работает дежурный священник, к которому можно обратиться по всем волнующим вопросам.
  • Женщинам нужно посещать храм в юбке ниже колен и с покрытой платком головой. Косметика не приветствуется.
  • Делать фото можно, но не во время службы.

По собору ежедневно проводятся групповые и индивидуальные экскурсии длительностью 30-60 минут. За пожертвование их могут провести работники храма, какого-то определенного расписания тут нет. В программу включается знакомство с историей храма, осмотр его святынь, реликвий и архитектуры. В это время посетителям нельзя громко говорить, мешая окружающим и сидеть на лавочках. Исключения в Казанском соборе делаются только для лиц пожилых и с ограниченными возможностями.

Расписание богослужений: литургия утренняя – 7:00, поздняя – 10:00, вечерняя – 18:00.

История

Во второй половине XVIII в. Павел I, еще до своей коронации и вступления в права наследника престола, совершил путешествие по Европе. При посещении Рима будущий император был глубоко поражен гармоничностью ансамбля собора Святого Петра. В нем было все — величие, строгость и красота. Все это запало Павлу в душу.

Павел I (слева) в путешествии по Европе был впечатлен ансамблем собора Святого Петра в Риме. После коронации он объявил конкурс на лучший проект на замену обветшавшей Казанской церкви. Выиграл его молодой и талантливый архитектор А.Н. Воронихин (справа).

В 1799 г. он принимает бразды правления и решает повторить в Петербурге понравившийся собор. Благо и повод находится. Назрела необходимость заменить обветшавшую церковь Рождества Богородицы, в народе именуемую Казанской.

Не откладывая задуманное на потом, император объявил конкурс на лучший проект и озвучил свои пожелания. По его итогам победителем признали молодого талантливого архитектора А.Н. Воронихина. К сожалению, Павлу I не удалось не только увидеть свое готовое детище, но даже поприсутствовать на церемонии закладки первого камня – за 3 месяца до этого он был убит заговорщиками. Дело отца продолжил Александр I. 1801 г. – официальный год постройки Казанского собора. Хотя закончен он был только через 10 лет.

При постройке Воронихин столкнулся в дилеммой – участок был вытянут с запада на восток, а по правилам православной церкви храм должен стоять поперек. Из этой ситуации он вышел с блеском – с северной стороны надстроил полукружие колоннады, превратив боковой выход в визуально-парадный

Место для постройки здания досталось Воронихину сложное – оно было сильно вытянуто с запада на восток. В православной церкви же главный вход находится с западной стороны, а алтарная зон – с восточной.

Таким образом, к Невскому проспекту оказывался обращен северный проход. Но талантливый архитектор с блеском вышел из сложившейся ситуации. Он визуально превратил боковой выход – в главный. Для этого была построена полукруглая двойная колоннада, обращенная к Невскому.

При работе с внешним фасадом использовался пудостский изветковый туф. У него есть несколько интересных свойств: помимо морозостойкости и легкости в обработке, он может менять оттенок в зависимости от погодных условий и освещения.

Храм поражает богатством внутреннего убранства. Планировка и оптическая иллюзия зрительно расширяют внутренний зал и создают впечатление парящего в вышине купола. Иконы для церкви писали такие выдающиеся художники как Ф.П. Брюллов, О. Кипренский, В. Боровиковский и многие другие.

Победа в Отечественной войне 1812 г. принесла Казанскому собору новую функцию — памятник славных побед русской армии. В Здании появились французские штандарты и ключи от поверженных городов.

После победы в Отечественной войне 1812 г. Казанский собор приобрел свое второе значение — памятника величия русского оружия и хранилищем военных трофеев. Сюда привозили флаги и ключи поверженных городов, павших на милость победителя.

Во время советской власти репрессии, которым подверглись все православные храмы, не миновали и Казанский собор в Санкт-Петербурге. Многие ценности были вывезены и безвозвратно утеряны. Например, на переплавку пошла утварь из ценных металлов. Позже храм и вовсе закрыли, а затем отдали по Музей истории религии и атеизма.

В советскую эпоху Казанский собор лишился креста, драгоценной утвари и много другого. Некоторое было утеряно безвозвратно. В здании функционировал Музей истории религии и атеизма

Восстановление и реставрационные работы начались в 1950-х гг. В 1991 г. возобновились богослужения. Через 3 года на купол вернулся крест. Полное освящение церкви произошло спустя еще 4 года. Церемония была проведена митрополитом Владимиром (Котляровым). 2000 год ознаменовался присвоением нового звания — кафедрального собора.

Казанский храм от закладки до освящения

Как только проект Воронихина был утвержден, спустя неделю началась подготовка к реконструкции. Шел ноябрь 1800 года. На строительство нового здания отводилось три года. На месте, выбранном для собора, было снесено 11 маленьких домов. За согласие на переселение хозяевам выплатили каждому по 500 рублей.

Благовещенский собор Казанского кремля

Дело продвигалось быстро, место расчищали, рыли рвы, откачивали воду, устанавливали сваи. Император Павел скоро собирался провести церемонию закладки первого камня, но не успел. Заговорщики-офицеры ворвались ночью в спальню, избили императора и в итоге задушили.

В итоге торжественную церемонию закладки камня провел наследник Павла Александр I. Архитектор Воронихин боялся, что Александр приостановит или вовсе закроет строительство нового храма. Но все произошло с точностью наоборот. Зная, как отцу был дорог этот проект, Александр поторопился и провел закладку камня, не дожидаясь вступления на престол. Церемония состоялась 27 августа, а короновался Александр 15 сентября. И в дальнейшем он тоже способствовал строительству, временами работа кипела даже ночью.

Дополнительная информация! Камень для стройки везли из Гатчины, мрамор — из Олонецкой губернии. На месте собора трудились сотни рабочих. Но, тем не менее, закончить работу в срок у Воронихина не получилось. Собор был закончен только к осени 1811 года.

Внешний облик храма

Казанский собор напоминает резиденцию папы Римского, от которой отличается величавостью, великолепием, необыкновенной красотой и самобытностью.

Здание построено в форме четырехконечного латинского креста, в средокрестии – купол, вдоль барабана которого 16 круглых окон.

Купол поддерживают 4 монолитных пилона. Собор скрывается за колоннадой, состоящей из 96 колонн, расположенных полукругом, над которыми на высоте 72 м возвышается купол. Каждая колонна высотой 14 м весит 28 тонн.

В основании здания – высокий цоколь из крупных монолитов серого гранита. На фасаде – шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», украшенные треугольными фронтонами. Длина Казанского собора 72,5, ширина – 56,7 метров. В западной части колоннады – звонница, колокольня в соборе не построена. В храме 4 придела. В 1900 году перед Казанским собором разбили сквер, поставив завершающий штрих к облику.

Снаружи храм облицован пудостским камнем, на главном фасаде – статуи ангелов. Северный фасад украшают 4 бронзовые скульптуры: князь Владимир, Иоанн Креститель, Владимир Первозванный и Александр Невский, щит которого опирается на меч со львом – символом Швеции. Здесь же – барельеф с изображением сцен из жизни Божьей Матери.

На парадной Казанской площади – два памятника русским полководцам: фельдмаршалу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, военному министру Российской империи. Полководцев отлили в полный рост с плащами на плечах. Кутузов подает сигнал войскам к наступлению, Барклай-де-Толли стоит в ожидании.

Собор Казанской иконы Божией Матери Санкт-Петербург

На пр-те Невском в 1710 г. неподалеку от деревянного сооружения с госпиталем была возведена часовня, а немного позднее выстроена деревянная церковь Казанской Богоматери. По указу государыни Анны Иоанновны новая каменная богомольня была заложена только в 1733 г. в сентябре месяце и возводилась по чертежам М. Земцова, носящее впоследствии название Рождественский. Нововозведенная церковь имела довольно грандиозное украшение, а именно многоярусную колокольню в высоту, достигающую 58м.

Лучшая статья для Вас, переходите: Новодевичий монастырь в Санкт Петербурге

В этот Божий храм из Троицкого святилища 2 июля была перенесена знаменитый чудотворный образ Богоматери, после чего церковь стала называться по имени божественного лика и получила статус собора, который впоследствии стал главным православным местом в Северной столице.

Здание храма к началу 19-го века значительно обветшало, поэтому было принято решение возвести новое строение. Павел I планировал, построить храм схожий с храмом Св. Петра, находящимся в Риме и уже в 1799 г. был объявлен конкурс на лучший проект для будущего святилища.

Неподалеку находилась резиденция графа Строганова А.С., который впоследствии предложил проект, созданный молодым архитектором Воронихиным А.Н., ранее приходящимся крепостным. Представленный Андреем Никифоровичем чертеж получил одобрение. Новый Божий храм стал закладываться в присутствии Александра I, а граф Строганов при этом был назначен ответственным за проведение строительных работ, которые были завершены к 1811 г. А автор самого архитектурного проекта был представлен к награде ордена Анны II степени, а также пожизненной пенсией.

Также интересным фактов считается, то, что в возведении принимали участие лишь русские мастера. Каменщиками руководил Самсон Суханов, при этом большая часть задействованных строителей были обычными крепостными крестьянами, которые все свои заработки были вынуждены отдавать хозяевам. Обитали они изначально за огородом в землянках, а потом спустя время перебрались на Конюшенную площадь в бараки.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане

Для отделки святилища применялись лишь качественные отечественные строительные материалы: рижский известняк, сердобольский и выборгский гранит, оленецкий мрамор, а при наружном покрытии стен – пудожский камень, привезенный из Гатчины.

Двести лет истории

Казанский собор, располагается на Невском проспекте, находящемся в городе Санкт-Петербург. Его назвали в честь городской святыни, находящейся в его стенах — Казанской иконы Божьей Матери.

Прообразом проекта послужил собор Святого Петра, который увидел будущий император Павел 1, путешествуя по Европе. Восхищаясь его красотой и гармоничностью, он захотел воссоздать подобный ансамбль на территории столицы.

Утвержденный проект был представлен на специальном конкурсе. Он должен был заменить старую церковь Рождества Богородицы. Его автором стал молодой архитектор Андрей Никифорович Воронихин.

Особенностью этого собора является то, что предоставленный участок, длинной стороной располагался с запада на восток и не подходил для его строительства, так как по церковным канонам алтарь всегда должен находиться в восточной части храма.

Но архитектор, создавая этот проект, разместил в боковом фасаде колоннаду, зрительно превратив его в главный вход. Закладку первого камня провели в 1801 году, 27 августа, уже после смерти Павла 1. На церемонии присутствовал император Александр 1.

Помимо церковного назначения, Казанский собор носит звание памятника русской воинской славы. В нем хранились трофейные знамена французской армии, а также флаги и ключи от городов Европы, добытые во время завоевательных походов после войны 1812 года.

В последующем, перед собором были установлены памятники, посвященные великим полководцам — М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, а также после смерти, у его стен был погребен и сам великий полководец — М. И. Кутузов.

С возведения кафедрального собора начался золотой век русского зодчества. Этот грандиозный памятник, поражающий своим великолепием, не одно поколение людей,. Построили его за достаточно малые сроки – всего десять лет.

Такой масштабный проект разработал талантливый зодчий Андрей Воронихин – будущий знаменитый архитектор Казанского собора в Петербурге. Самый высокий храм столицы построили по указу Павла I для чудотворного списка иконы Пречистой Девы Марии, переданного Петру I его родственницей.

После долгого присутствия в Рождество-Богородичном храме икона была перенесена в воздвигнутый на его месте кафедральный собор и сделалась одним из наиболее чтимых православных образов Петербурга.

Храм строило огромное количество талантливых крепостных крестьян в очень тяжёлых условиях, практически без применения техники. Однако руками простого рабочего люда, во имя Православия и Родины, был возведён величественный собор Казанской иконы Божией Матери, Санкт-Петербург обрёл уникальный русский архитектурный шедевр и всецело принял облик роскошной столицы могущественной империи.

В тридцатых годах двадцатого века над храмом надругались, закрыли его и вместо Божьего места устроили в нём музей по атеизму и религии. В храме возобновилось проведение служб только в 1991 году.

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго. Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина. После долгих  творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц. В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Возрождение

Благодаря сохранившимся чертежам, с начала 1990-х годов стало возможно восстановление святыни. Инициатором процесса оказалось Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, ратовавшее за воссоздание этого своего рода монумента воинской славы России. Проект восстановления создан О.И.Журиным, учеником П. Барановского, которому архитектор передал чертежи церкви. Строительство проходило на пожертвования верующих, но основную часть финансирования взяло на себя правительство Москвы. Освящение совершил патриарх Алексий II (1993).

Архитектурные особенности Казанского кафедрального собора

План Казанского собора относительно прост. В основе его конструкции лежит так называемый «латинский крест». Он предполагает пересечение 2 корпусов здания – главного, вытянутого с запада на восток и более короткого – трансепта. В том месте, где они пересекаются (т.н. средокрестии) расположен купол. Торцы корпусов (кроме восточного) обрамлены колонными портиками. Есть одно исключение: восточная стена храма имеет полукруглую форму из-за т.н. алтарной апсиды. Купол с Невского проспекта стал восприниматься как завершение не основного объема, а всей колоннады.

   

Главное впечатление производит колоннада Казанского собора. Она отступает дугой от «красной линии» улицы. Колоннада производит впечатление стремительности и динамики и одновременно устойчивости и фундаментализма. Зодчий сумел гармонично сочетать «разлет» и декоративность. При этом боковые портики на концах колоннады массивны и грузны, они опираются не на колонны, а на пилоны — мощные столбы, квадратные в сечении. По верху колоннады идет изящная балюстрада, которая отсутствует над портиками, вместо нее на портиках расположены высокие парапеты – аттики. На аттиках размещены барельефные фризы.

При строительстве собора применялись почти исключительно отечественные материалы – тивдийский и рускольский мраморы (из сел Тивдия и Рускола у Онежского и Ладожского озер), на внутреннюю колоннаду шел красный гранит, добытый в каменоломнях под Выборгом, и др.

Архитектор собора А.Н. Воронихин был к тому же одним из крупнейших мастеров интерьера. Он тщательно продумывал и композицию помещения в целом, и расположение мельчайших деталей внутреннего убранства, в частности, разработал лепные орнаменты и скульптурные композиции. Он же создал проекты «Царского места», главного иконостаса, дарохранительницы из цветного уральского камня, которую изображали в виде маленького храма с ионическими портиками и на ступенчатом основании. Архитектор планировал также и внешнее устройство собора, в частности, он предлагал возвести с южной стороны еще одну полуциркульную колоннаду, соединив в западной части их концы прямыми колоннадами с портиком, за которым находился бы главный вход. Перед входом была спланирована еще одна площадь, окруженная чугунной оградой на гранитных столбах.

   

Во время войны 1812 года в собор стали поступать военные трофеи, были сделаны 24 консоли, медная доска для маршальского жезла, до 1912 года здесь хранилось более 100 знамен и штандартов. 13 июня 1812 года в Казанском соборе состоялись похороны полководца М.И. Кутузова. Последняя работа А. Воронихина – мраморная плита на гробнице полководца и бронзовая ограда с родовым гербом с позолотой и атрибутами военной славы.

В 1836 году в соборе появился новый иконостас. В 1840 году – новые запрестольные картины, исполненные профессорами Академии Художеств: слева – «Покров Пресвятой Богородицы» Бруни, справа – «Введение во храм» П.В. Басина; в центре – «Взятие Богоматери на небо» К.П. Брюллова, одно из лучших его произведений на религиозную тематику.

25 октября 1837 года – в очередную годовщину победы – были торжественно открыты монументы Кутузову и Б. де Толли (по проекту скульптора Орловского). Это происходило в присутствии императора Николая I.

С 1932 года в соборе размещался Музей по истории религии. Кроме антирелигиозной пропаганды, музею пришлось поучаствовать и в политических кампаниях того времени. Зимой 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами пароход «Челюскин». Команда и пассажиры спаслись на льдине. За их судьбой следила вся страна. На Казанской площади перед собором на горе снега, специально привезенного для этих целей, был смоделирован «лагерь Шмидта», который запечатлели многие городские фотолюбители.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector