Обычаи и традиции аварцев

Традиции и обычаи аварцев

Аварцы – коренной народ Дагестана, большая часть которого проживает на территории республики, также многие представители этой народности называют своим домом восточную Грузию и Азербайджан. Жилые комплексы аварцев, в основном, расположены в горной части. Впервые народ был упомянут Ананием Ширакаци в его труде «Армянская география». Аварцы исповедуют ислам, чем и объясняются многие традиции в их поведении и жизненном укладе.

Свадебные обычаи

• 1 день. По приглашению весь аул собирался в доме друга жениха за праздничным столом, который накрывался за счет гостей. Здесь же сразу выбирали главу застолья и тамаду: они должны были возглавлять торжество и развлекать публику.

• 2 день. Все гости переходили в дом жениха и продолжали праздник. В вечернее время ко двору жениха направлялась процессия во главе с невестой, которую поверх свадебного наряда укутывали покрывалом. Несколько раз свите невесты преграждали путь и требовали выкуп. Свекровь встречала невестку первой, дарила ей ценные вещи, затем отводила девушку с подругами в отдельное помещение, куда никто из мужчин не смел входить. За женихом в это время пристально следили друзья, дабы его не «украли» подружки невесты, если же такое случалось, приходилось платить выкуп. Свадьба проходила весело под сопровождение танцев и музыки. Поздней ночью невеста встречала жениха у себя в комнате.

• 3 день. Последний день свадьбы – день подарков от родственников мужа невесте. После процедуры дарения гости ели традиционное блюдо – обрядовую кашу.

Таинство рождения

Наибольшим счастьем для аварской семьи считалось рождение ребенка. Желанием каждой аварской женщины было – родить здорового мальчика-первенца, ведь это событие автоматически повышало ее авторитет в глазах всей родни и аула, в котором она проживала.

Односельчане узнавали о рождении ребенка по звукам выстрелов из ружья: они доносились со двора родителей новорожденного. Выстрелы служили не только средством сообщения новости, они также должны были отпугнуть злых духов от колыбели младенца.

Имя ребенку выбирали все родственники, собравшиеся за праздничным столом.

Кровная месть

За такие преступления, как убийство, похищение человека, супружеская измена, осквернение фамильной святыни можно было впасть в немилость целого рода аварцев. Месть при этом не знала границ и порой превращалась в бесконечное кровопролитие и вражду между родами.

С 19 века ритуал кровной мести был «подогнан» под нормы шариата. Данные правила предусматривают мирное урегулирование вопроса посредством выплаты пострадавшей семье компенсации за причиненный вред.

Некоторые обычаи гостеприимства

• Гость – всегда желанный человек в доме аварца. Во многих домах есть специальное помещение для приезжих друзей и родственников мужского пола. В любое время суток гость мог приехать и поселиться там, даже не уведомляя хозяина о своем прибытии.

• Безопасность – прежде всего. Все гости при входе в дом сдавали хозяину свое оружие, разрешалось оставить при себе только кинжал. Этот ритуал ни в коем случае не унижал приезжих, наоборот, хозяин тем самым указывал на то, что берет на себя всю ответственность за здоровье и жизнь своих гостей.

• Застолье. За один стол нельзя было усаживать младшего и старшего брата, отца и сына, тестя и зятя. Как правило, гости делились на две группы согласно возрасту. Родственники по материнской линии имели больше привилегий за столом, нежели родственники по отцовской линии. Во время застолья велись вежливые разговоры «ни о чем». Правилами аварского этикета хозяину запрещалось спрашивать у приезжего о цели визита, необходимо было подождать, пока гость сам не затронет эту тему.

• Табу для гостя. За столом гость не должен был выражать свои пожелания по поводу блюд. Приезжим не разрешалось посещать женские комнаты и кухню, а также оказывать влияние на семейные дела хозяина. Гость не имел права уехать без разрешения главы дома. Если гостю понравилась в доме какая-либо вещь, хозяин должен был отдать ее ему, поэтому было весьма нетактично со стороны гостя расхваливать понравившиеся предметы.

История и расселение аварцев

Аварцы сегодня проживают на территории Дагестана и являются самым многочисленным этносом этой республики. Эти земли были заселены еще во времена позднего неолита (4-3,5 тысячи лет до н.э.). Аварцы являются прямыми потомками этих народов, говоривших на общем дагестано-нахском языке.

В конце 3 тысячелетия до н.э. предки аварцев перешли в оседлому земледельческо-скотоводческому типу хозяйства. Этногенез аварцев проходил в условиях горной изоляции, способствующей консервации определенных черт хозяйства и культуры, антропологического облика населения, языковых особенностей. Уже античные источники I-II вв. н. э. упоминают «саваров», которые, скорее всего, являются предками современных аварцев. С аварцами связывают также известные со 2-й половины 1 тысячелетия до н.э. племена легов, гелов, каспиев, утиев.

В 1 тысячелетии нашей эры аварцы достигли больших успехов в террасном земледелии. Арабские источники (IХ-Х вв.) содержат данные о царстве Серир, на месте которого возникло Аварское ханство. Аварское ханство рисуется источниками как союз вольных обществ, которые объединялись под центральной властью хана лишь в военных целях. Позже здесь возникло Мехтулинское ханство, в которое входило около сорока «вольных обществ».

В XVв. утвердился ислам суннитского толка, с XVI в. существовала письменность на арабской графической основе. Вплоть до XVIII в. Аварское ханство находилось в зависимости от Ирана. После присоединения Дагестана к России в 1813 г. аварцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. Во второй половине XIXв. к аварцам стали проникать товарно-денежные отношения. Национальная консолидация аварцев ускорилась с образованием Дагестанской АССР (1921 г., с 1991 г. – Республики Дагестан).

[править] История

Герб Аварии/Лекети.

В древности аварцы входили в многоплеменной союз именуемый как Кавказская Албания, куда входили все дагестанские народы. Аварцы были тогда известны как албаны и играли ведущую роль в государстве, они и дали название этому союзу.

В VI веке часть аварских кочевых племен, проходивших через Северный Кавказ, осели в Нагорном Дагестане и смешались в местным населением, дав им свое название.

После распада Албании, аварцы объединись в царство Сарир. В X—XI веках, в особенности при правлении Сураката I аварское государство достигло наивысшего расцвета. Суракату удалось подчинить все народы, начиная от Черкесии и до города Шемахи. Так, согласно запискам императорского географического общества,

Согласно средневековому историку Мухаммаду Рафи, Суракат правил в городе «Танус», расположенном в «области Авар», «а он сильнейший из городов Дагестана своей мощью…». В казну Сарира, согласно этому же историку, поступали налоги «от всех обитателей Дагестана, начиная от Черкесии и до города Шемахи», который располагается в Ширване, в пределах современного Азербайджана.

С XVI века аварцы начали спускаться на южный склон Кавказских гор и вытеснили оттуда грузинское население. Оттуда они производили частые набеги на грузинские и ширванские земли. Грузинский царь, оказавшийся бессильным перед набегами аварцев, обязался платить им ежегодную дань в размере 100 туманов. В 1722 году аварцы приступом взяли и разорили Тифлис, и взяли с жителей контрибуцию в 60 тысяч туманов.

В то же время во главе Персии стал Надир-шах, который выразил свои интересы на кавказские народы. Персы начали предпринимать карательные экспедиции против джарских аварцев, однако они не принесли Надир-шаху ни единого успеха. В одной из таких экспедиций, осенью 1738 года, аварцами был разбит 32-тысячный отряд брата Надир-шаха Ибрагим-хана, сам он был убит. Жаждая мести за брата, Надир-шах двинулся вместе со 150-тысячной армией в Дагестан. К сентябрю 1741 года весь Дагестан уже находился в руках персов, «единственной непокоренной цитаделью Дагестана осталась Авария». Среди всех дагестанских народов лишь аварцы не покорились ему, из за чего он начал готовить вторжение в их земли. Как правильно заметил английский историк Л. Локкарт:

В конце сентьября персы вторглись в пределы аварских земель, однако на территории общества Андалал они потерпели сокрушительное поражение и преследуемые аварцами были вынуждены бежать из Дагестана.

Во второй половине XVIII века Аварское ханство возглавил Умма-хан IV, который начал проводить активную внешнюю политику. Генерал русской армии Я. Н. Костенецкий так описывает его период правления:

Умма-хану заставил платить дань грузинского царя Ираклий II, дербентского, кубинского, карабахского, бакинского, ширванского, шекинского ханов и ахалцихского пашу, с тем лишь условием, чтобы он не грабил их владения. Кроме того, он обложил данью Тушетию и чеченские общества, ему подчинялись также Джаро-Белоканские общества.

В XIX веке аварцы активно участвуют в Кавказской войне, из их числа вышли все три имама Кавказа, в том числе и Шамиль. Аварцами были также лучшие предводители горцев — Хаджи-Мурат, Ахбердил Мухаммед, Кибит-Магома и другие. По этому поводу делает интересное замечание герой Кавказской войны и генерал царской армии Д. В. Пассек, по утверждению которого:

В 1834 году на территории всей Аварии, а позже и Чечни, было создано военно-теократическое государство — Имамат. Авария стала ядром государства Шамиля.

Войско Имамата, по сообщению чеченского наиба Юсуфа-Хаджи Сафарова, состояло из аварских и чеченских мюридов, среди которых первых насчитывалось 10480 человек или 71,10% всего войска Имамата.

После войны аварцы часто поднимали восстания против царской власти. В 1860 — 1862 годах подняла восстание Западная Авария, в 1863 году восстание вспыхнуло в Закатальском округе, в 1871 бунтовали некоторые аварские общества, а во время русско-турецкой войны, в 1877 году весь Дагестан.

После вхождения в состав Российской империи было ликвидировано Аварское ханство. Аварские земли были поделены на три округа: Аварский, Андийский и Гунибский.

Большие народы и маленькие народности

Частые вопросы о любой многонациональной стране или республике: «Какой же народ основной и самый многочисленный? Чьи традиции и язык преобладают в регионе?» В данном случае ответить на них сложно, по той причине, что народы Дагестана, список которых составлен в порядке уменьшения процентного соотношения к общему количеству, включают в свой состав еще несколько этнических групп, которые и дают общий процент народности.

Аварцы, которые составляют треть населения республики, — это общее название пятнадцати этносов. К аварцам себя относят андийцы, арчинцы, ахвахцы, багулалы, бежтинцы, ботлихцы, гинухцы, годоберинцы, гунзибцы, дидойцы, тиндинцы, каратинцы, хваршины, цезы, чамалтинцы. 17 % даргинцев – это кубачинцы и кайтагцы. Вот такой Кавказский Вавилон и Иерусалим.

Самым немногочисленным народом в Дагестане считаются цахуры, их количество на территории республики — около 10 тысяч человек. Большинство цахуров проживают в Азербайджане. Эта народность в Дагестане обжила самый труднодоступный высокогорный район — Рутульский, истоки реки Самур. Селение Цахур считается самым древним аулом Дагестана, его история уходит корнями в далекое историческое прошлое, а название переводится как «Горящий аул». Многочисленные орды завоевателей неоднократно сжигали его до тла, но терпеливый народ восстанавливал селение снова и снова.

Чеченцы-аккинцы

Народ, в основном проживающий на территории Чечни. Наименование произошло от названия села Большой Чечен. Собственное название – нохчий. Дагестанские чеченцы именуют себя аккинцы или ауховцы. Их численность 88 тыс.чел., что составляет 3% от населения Дагестанской Республики.
Большинство проживает на территории Чеченской Республики.

Также населяют Ингушетию, Дагестан, некоторые области России. Меньшими группами населены государства: Калмыкия, Северная Осетия, Казахстан, Турция, Украина, Иордания.
Чеченцы – последователи суннитской ветви ислама. Широко распространены суфийские учения в двух толкованиях: накшбанди и надири. До распространения ислама поклонялись божествам, олицетворяющим силы природы и оказывающим покровительство традиционным занятиям.

Основной элемент общества – суфийские общины-вирды и родовые кланы (тейпы). Местами сохранялось многоженство. Браки между родственниками до третьего колена были запрещены. Из обычаев сохранились гостеприимство, побратимство, взаимопомощь, кровная месть. Вопросы кровной мести и возможности примирения решались на общих сходах. При женщинах нельзя было мстить, наказывать или убивать. На сегодняшний день чеченцы живут обычными гражданскими семьями.

Жилье – дом в несколько комнат, расположенных в ряд с отдельным выходом на террасу, которая протягивается вдоль всего дома. В интерьере практически отсутствовала мебель, обустройство комнат состояло из нескольких скамеек, сундука и низкого столика. На стенах вешали ковры и шкуры, а также оружие. Очаг и зола считались священными. Старшая женщина в семье была хранительницей очага.

Основные занятия: скотоводство и земледелие. Занимались разведением породистых лошадей, крупного рогатого скота и овец. Из ремесел были развиты: кузнечное и ювелирное, производство шелка, обработка кости и рога.

Одежда мужчин состояла из рубахи, штанов, черкески и бешмета. Головной убор – высокая папаха из ценного меха, олицетворяющая достоинство мужчины. Сбить с головы папаху, означало навлечь на себя кровную месть. Женская одежда состояла из длинной рубахи-туники и штанов. По цвету одежды можно определить статус женщины и ее семейное положение.

Пищевыми предпочтениями в теплое время года являются мучные, молочные блюда и фрукты, в холодное время – мясные. Из повседневной пищи: супы, каши, блины и чебуреки, лепешки с разнообразными начинками, мясной бульон.

Даргинцы

Даргинцы, дарган, дарганти (самоназвание),
народ в России, коренное население Дагестана. Численность в России (вместе с
вошедшими в их состав кайтагцами и кубачинцами) 353,3 тыс. человек, в том
числе в Дагестане 280,4 тыс. человек. Живут также в Ставропольском крае
(32,7 тыс. человек) и Калмыкии (12,9 тыс. человек). Общая численность 365
тыс. человек. Язык даргинский нахско-дагестанской группы северокавказской
семьи; важнейшие диалекты — акушинский (на его основе литературный язык),
цудахарский, урахинский (хюркилинский), сирхинский, мекегинский, хайдакский,
муэринский, губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский.
Распространён русский язык. Письменность на основе русского алфавита.
Верующие — мусульмане-сунниты.

К 9 веку (в связи с событиями 6-7 веков) относятся первые свидетельства
арабских авторов о Кайтаге и Зирихгеране (Кубачи). Первое упоминание
этнонима Даргинцы — 15 век. В 14 веке утвердился ислам. К началу 19 века на
территории Даргинцев находились Кайтагское уцмийство, ряд союзов сельских
общин (в горных селениях), частично — Тарковское шамхальство. После
вхождения Дагестана в состав России (1813) Даргинцы приняли участие в
освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля
(1834-59), активно участвовали в антиколониальном восстании 1877. С 1921
Даргинцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 — Республика Дагестан. В
советское время часть Даргинцев переселилась на равнину.

С 16 века складываются три хозяйственно-культурных ареала: 1)
нижнепредгорный (с частью равнины) — пашенное земледелие (ячмень, пшеница,
просо, кукуруза, бобовые) и стационарное скотоводство (крупный рогатый
скот); 2) среднегорный — пашенное земледелие и отгонное (осенью)
овцеводство; 3) высокогорный — отгонное (весной) овцеводство и пашенное
земледелие.

Развиты, в основном в горных районах, домашние промыслы, особенно
обработка шерсти (сукно, ковры, паласы, вязаные изделия), металла, дерева,
камня, кожи. Наиболее известны оружие, ювелирные изделия из Кубачи,
сельскохозяйственные орудия, оружие — из Харбука, клинки из Амузги,
гончарные изделия (в том числе поливные) из Сулевкента, сукна из Хаджалмахи,
резной камень из Сутбука и Холаая, деревянные орудия, утварь из Кайтага,
кожи цудахарцев, сафьян и женская обувь Губдена и др. Широко практиковалось
отходничество. Со 2-й половины 19 века усиливается проникновение
товарно-денежных отношений. Современное хозяйство Даргинцев базируется на
традиционных занятиях. В земледелии и скотоводстве внедрены новые
высокопродуктивные культуры и породы. Сформировалась национальная
интеллигенция.

Основу социальной организации Даргинцев составляла сельская община —
джамаат. Общины образовывали союзы сельских обществ. Большая часть Даргинцев
входила в Акушинскую конфедерацию, объединявшую союзы общин Акуша, Цудахар,
Мекеги, Усиша, Урахи, Муги, временами Сирха. Преобладающая форма семьи —
малая, однако ещё в начале 20 века встречались неразделённые семьи.
Сохранялись тухумы — патрилинейные группы семей, ведущих происхождение от
одного предка.

Горные селения Даргинцев в основном скученные, террасообразные, в
предгорье расселение более свободное, дома имеют дворы. Древнейшее жилище
однокамерное, с очагом посередине. Основной тип жилища в горах — двух- и
многоэтажные дома с плоской крышей, в предгорье — двухэтажные и одноэтажные
дома. За годы советской власти появились новые общественные здания и более
широкие улицы, дома (чаще двухэтажные, с верандой) с железными и черепичными
двускатными крышами.

Мужская традиционная одежда общедагестанского типа — рубаха, штаны,
бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, кожаная и войлочная обувь;
женская — платье-рубаха, широкие или узкие штаны, в ряде селений платье типа
архалука, различные шубы и кожаная обувь; головной убор — чухта (имел
локальные варианты) и покрывало, богато отделанные серебряными украшениями и
вышивками.

Традиционная пища — мучная и мясо-молочная, а также овощи, фрукты,
зелень, ягоды.

Развиты народное искусство, фольклор (предания, легенды, сказки,
пословицы и поговорки, героические песни, баллады и др.). Сохраняется
традиционная календарная и семейная обрядность, отражающая пережитки
доисламских представлений.

Использованы материалы статьи М.О.Османова в  кн.: Народы
и религии мира. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 2000

Национальность аварец: характеристика генотипа

Обособленность места проживания, распространение воинственных племен по всей Восточно-Европейской равнине, вплоть до Скандинавии, привело к образованию внешних признаков аварцев, значительно отличающихся от основного населения Кавказа. Для типичных представителей этого горного народа нередка чисто европейская внешность с рыжими волосами, светлой кожей и голубыми глазами. Типичный представитель этого народа отличается высокой стройной фигурой, широким, среднепрофилированным лицом, высоким, но узким носом.

Строгие природные условия выживания, потребность отвоевывать у природы и у других племен пахотные земли и пастбища сформировали на протяжении веков стойкий и воинственный характер аварцев. Вместе с тем они очень терпеливы и трудолюбивы, отличные землепашцы и ремесленники.

Быт и занятия

аварцы, костюмы, одежда

Традиционные занятия населения — скотоводство и земледелие. Среди ремесел выделяются суконное ткачество, изготовление безворсовых ковров и ковровых изделий (Хунзах, Чиркей, Урма), узорное вязание (Тлярата, Бежта, Цумада), выделка войлока, бурок (анди), обработка кожи, резьба по камню и дереву (Согратль, Ругуджа, Гидатль, Чарода), кузнечное, медночеканное, оружейное, ювелирное дело (Гоцатль, Ичичали, Гамсутль, Чох, Согратль), золотое шитье (Чох, Хунзах), насечка металлом по дереву (Унцукуль). Аварцы ведут многоотраслевое сельское хозяйство: животноводство, полеводство, садоводство. Многие заняты в промышленности. В 20 в. получили развитие аварская литература и искусство, выросли кадры национальной интеллигенции.

Язык

Аварский язык относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи, имеет диалекты, подразделяющиеся на северную и южную группы (наречия), что отчасти отражает былое деление Аварии на Хунзахское ханство и «Вольные общества». В первую включают салатавский, хунзахский и восточный, во вторую — гидатлинский, анцухский, закатальский, карахский, андалальский, кахибский и кусурский; промежуточное положение занимает батлухский диалект. Между отдельными диалектами и диалектными группами в целом отмечаются фонетические, морфологические и лексические различия. Аварскому языку родственны андо-цезские языки. В отечественной лингвистике существует устоявшаяся точка зрения, разделяемая и некоторыми зарубежными учёными, согласно которой северокавказская семья родственна енисейским и сино-тибетским языкам. Аварский (вместе с другими языками нахско-дагестанской группы) по Дьяконову И. М., является живым продолжением древнего алародийского языкового мира, куда входили и такие, ныне мёртвые языки как кавказско-албанский (агванский), хурритский, урартский, гутийский

Семейные ценности

Огромное значение для аварцев во все времена имела семья. У них есть масса поговорок о том, что именно дом и близкие люди являются той защитой, “крепостью”, что поможет выдержать любые испытания судьбы.

До сих пор в аварских семьях существует чёткое половое разделение. В мальчиках с детства воспитывают понимание того, что они — защитники и кормильцы. Девочек учат быть “царицей дома”, создавать уют и выполнять основные дела по хозяйству.

В старину у аварцев было принято делить дом на две половины — женскую и мужскую. На женской также с матерью оставались её дети. Когда мальчику исполнялось пятнадцать лет, он переходил жить в комнату отца. Считалось, что с этого возраста юноша осознаёт себя как мужчина, защитник, воин — значит, он больше не ребёнок.

В наше время можно заметить, что некоторые традиции воспитания детей у аварцев сохранились с прежних времён. Они с любовью относятся к младшим членам семьи, однако стараются не баловать их, а растить в уважении к труду и старшим людям. На мой взгляд, это очень верные принципы, что помогают человеку в дальнейшем.

Национальный костюм аварок

Хозяйство аварцев

В ХIV-ХV веках прекращаются вторжения кочевников, большое внимание уделяется земледелию, аварцы начинают выращивать товарное зерно. На равнинных районах аварцы выращивали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень, рожь, овес, просо, бобовые, кукурузу, картофель, лен, коноплю

В горных районах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству (главным образом отгонному овцеводству).

Традиционные породы овец грубошерстные, в советское время появились тонкорунные породы овец. Существовавшие государственные образования обычно поддерживали друг с другом дружественные отношения, что обеспечивало беспрепятственный перегон скота с гор на равнину и обратно. Стадо состояло обычно на 2/3 из овец и коз и на 1/3 из крупного рогатого скота, лошадей и ослов. Во все времена аварцы занимались садоводством и виноградарством, практиковали террасирование горных склонов, беспаровой севооборот, чередование сельскохозяйственных культур, трехъярусное использование участков. Существовала оросительная система.

Аварцы использовали деревянные и металлические орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыгу, кирку, малую косу, серп, молотильные доски, волокуши, вилы, грабли, деревянную лопату. Среди главных промыслов и ремесел можно назвать ткачество (сукноделие), производство войлока, ковров, медной посуды, деревянной утвари. Аварцы занимались обработкой кож, ювелирным, кузнечным, оружейным делом, резьбой по камню и дереву, чеканкой по металлу (серебру, меди, мельхиору).

Традиционный уклад жизни

В основе социального уклада жизни аварского народа были общины, включающие  в себя около ста – двести домов, во главе общины был старшина, избираемый на местном собрании, главным занятием было сельское хозяйство, однако в эпоху царизма, власти и контроля Российской Империи, общины пришли в упадок.

Аварский народ имеет свой национальный фольклор в виде: различных песен с использованием национальных инструментов: чагана, чагур, лалу, балалайка. Важным элементом национального декора является свастика и мальтийские кресты, ручные ковры.

Традиционная одежда

В основе традиционной одежды были: нательная рубаха, штаны, бешмет – кофта ( верхняя одежда), на голову надевали папаху – лохматую белую шапку из овчины.

Национальная одежда у женщин: разнообразные цветовые гаммы платьев и платков с национальным орнаментом, обувь и украшения.

Образ волка в культуре

Волк в культуре аварского населения – символ силы, веры и мужества, потому что аварцы это свободолюбивые и сильные люди, которые всегда боролись за независимость и справедливость, этот символ почитается у них, как похвала и счастье.

Национальная кухня

Национальная кухня богата и разнообразна, самыми популярными вкусными блюдами являются: шашлык, хинкал (кусочки теста, сваренные в мясном бульоне, подаются с вареным мясом), суп чурпа из чечевицы, сушеное мясо, круглые лепешки чуду и ботишалы с разными начинками, курзе (аналог мантов и пельменей).

Из сладких деликатесов стоит отметить: халву, грецкие орехи в медовой начинке и воздушную кукурузу.

Религия

Верующие аварцы — премущественно -сунниты шафиитского толка. Однако, как известно из многочисленных источников, аварское государство (VI-XIII вв.) было преимущественно христианским (). В горах Аварии до сих пор сохранились развалины христианских и . Наиболее известной христианской достопримечательностью является храм в селе Датуна (Шамильский район), возведённый в в. Вблизи сёл Урада, Тидиб, Хунзах, Галла, Тинди, Кванада, Ругуджа и др. археологами обнаружены типично христианские могильники VIII-X вв. Начав в середине в. первые шаги на территории Дагестана, в районе Дербента, исламская религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникла в в. в самые отдалённые районы Дагестана. Согласно историческим преданиям, какая-то незначительная часть аварцев до обращения в ислам исповедовала . Упоминается также некий Žuhut-khan (то есть «еврейский хан»), правивший якобы в Анди. Дагестанские учёные расценивают эти смутные и отрывочные сведения как отголоски воспоминаний о длительных контактах с хазарами. Среди образцов резьбы по камню в Аварии можно изредка встретить «звёзды Давида», что однако не может служить доказательством в пользу того, что упомянутые изображения делали именно иудаисты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector