Республика абхазия — самое важное про страну души
Содержание:
- Абхазы
- Населённые пункты Республики Абхазия
- Природа с картин и фильмов
- Восстание и махаджирство
- Транспорт
- История
- Иммиграция в Абхазию
- Главные ценности абхазов
- Несмотря на то, что абхазы называют себя христианами или мусульманами, большинство из них исповедует национальную религию
- Политическое устройство
- Народ Абхазии — абхазы
- Численность и языки
- Население Абхазии: численность, состав, история
- Популярные достопримечательности
- Этнология
- Раннее средневековье
- Необычный памятник
- Города и курорты
Абхазы
Абхазы, апсуа (самоназвание), народ в Евразии, на Кавказе, коренное население Абхазии.
Численность и языки
Численность в мире 185 тыс. чел. (на начало 21 в.).
- по переписи 1989 г., численность абхазов в Абхазии составляла 93,3 тыс. человек (18 % населения Абхазии),
- по переписи 2003 года — 94,6 тыс. человек (44 % населения),
- по переписи 2010 года — 122,1 тыс. человек (около 51 %).
Незначительная часть живёт в Турции и арабских странах, куда абхазы переселились во 2-й пол. 19 в. Выделяются субэтнические группы:
- абжуйская,
- гудаутская (бзыбская) и
- самурзаканская.
Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Говорят на абхазском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи.
Диалекты:
- абжуйский (лежит в основе литературного языка) и
- бзыбский.
Распространены также русский и грузинский языки. Письменность на русской графической основе. Верующие — мусульмане-сунниты и православные.
История
Предки абхазов принадлежали к аборигенному населению Западного Кавказа. Оно упомянуто уже в ассирийских надписях под именем абешла, позднее в античных источниках, выделявших племенное объединения абазгов на севере, апсилов на юге и др. В период Абхазского царства (8-10 вв.) завершилось объединение древнеабхазских племён в абхазскую народность. После вхождения Абхазии в Россию (1810) в сер. 19 в. стала создаваться письменность на русской графической основе. С образованием Абхазской ССР (1921; с 1931 — АССР) у абхазов ускорился процесс национальной консолидации и начался процесс государственного строительства. После грузино-абхазской войны 1992-1994 гг. в Абзазии ускоренными темпами продолжился процесс государственного строительства.
Традиции
Традиционные занятия — земледелие и отгонно-пастбищное скотоводство, вспомогательные — пчеловодство и охота. Выращивают кукурузу и другие зерновые, табак, хлопок, виноград, садовые культуры, разводят крупный рогатый скот, в горах — коз. В годы Советской власти в сельском хозяйстве абхазов культивируются также чай, цитрусовые и др., развивается многоотраслевая промышленность. Сформировались рабочий класс, интеллигенция.
Традиционные ремёсла — изготовление сельскохозяйственных орудий, утвари, одежды, изделий из металла и рога, вышивка, ковроткачество, инкрустация, резьба по дереву. Для традиционной социальной организации характерны большая патриархальная семья и патронимия, аталычество и др. виды фиктивного родства. Система родства арабского типа. С середины 19 в. преобладали малая семья и соседская община. Сохранялись фамильная экзогамия и др. элементы патриархально-родовой организации. Традиционные поселения разбросанные. Круглые или четырехугольные плетёные постройки с соломенной конической или двускатной крышей уже в 19 в. стали сменяться дощатыми домами с приподнятым полом на столбах; в годы Советской власти распространилось строительство двухэтажных каменных домов городского типа. Традиционная мужская одежда — шерстяные или хлопчатобумажные штаны, рубаха, бешмет, черкеска, наборный пояс и бурка. Головные уборы — главным образом войлочная шляпа или башлык, обувь— чувяки и ноговицы. Женская одежда — шаровары, платья с высоким воротом, бешметы, платки, чувяки или деревянные башмаки. Традиционный костюм носит только старшее поколение по праздникам.
В пище преобладают мамалыга, кислое молоко, сырые овощи, варёная говядина и жареные куры с приправами (аджика и др.). Развит фольклор (нартский эпос).
Литература
- Инал-ипа Ш.Д., Абхазы. 2 изд., Сухуми, 1965: его же, Традиции и современность (по материалам этнографии абхазов). Сухуми, 1973;
- Джанашиа Н.С., Статьи по этнографии Абхазии, Сухуми, 1960;
- Анчабадзе Э.В., Очерк этнической истории абхазского народа. Сухуми. 1976;
- Аргун Ю. Г., Абхазские этнографические этюды, Сухуми, 1980;
- Феномен долгожительства. Антропологический аспект исследования. М., 1982;
- Бибвава В.Л., Современная сельская семья у абхазов. Тб. 1983.
Населённые пункты Республики Абхазия
Район | Центр, города | посёлки и крупные сёла (центры сельских администраций) |
Гагрский район | Гагра, Пицунда | пгт: Бзыпта, Цандрыпш; сёла: Алахадзы, Амзара, Багрыпста, Гячрыпш, Лдзаа, Махадыр, Мкялрыпш, Псахара, Хашпсы, Хышхарыпш |
Гудаутский район | Гудаута, Новый Афон | пгт Мысра (Мюссера), сёла Аацы, Абгархук, Амжикухуа, Анхуа, Ачандара, Бармыш, Блабырхуа, Джирхуа, Дурипш, Звандрипш, Калдахуара, Куланырхуа, Лыхны, Мгудзырхуа, Мцара, Отхара, Псырдзха, Хуап, Хыпста, Цкуара (Арсаул). |
Сухумский район | Сухум | сёла Акапа, Баслата, Гума, Гумиста, Дзыгута, Псху, Эшера, Верхняя Эшера, Яштхуа |
Гулрыпшский район | Гулрыпш (пгт) | пгт Агудзера (в составе пгт Гулрыпш), сёла Ажара, Бабышира, Багмаран, Дранда, Кацикыт, Мачара, Мархяул, Пшап, Цабал |
Очамчырский район | Очамчыра | сёла Адзюбжа, Акуаскиа, Араду, Аракич, Арасадзых, Атара, Атара-Армянская, Ачгуара, Баслаху, Гудава, Гуп, Гуада, Джгерда, Илор, Кындыг, Кочара, Кутол, Лабра, Меркула, Мокуа, Отап, Охурей, Пакуаш, Река, Тамыш, Тхина, Члоу, Шашалат |
Ткварчельский (Ткуарчалский) район1 | Ткварчели (Ткуарчал)1 | сёла Агубедиа, Первая Бедиа, Бедиа, Гумрыш, Махур, Окум, Первый Гал, Речху, Ткуарчал, Царча, Чхуартал |
Гальский (Галский) район1 | Гали (Гал)1 | сёла Алакумхара (Лекухона), Верхний Баргеби, Нижний Баргеби, Гагида, Ганахлеба (Марчхапон), Дихазурга, Махунджиа, Набакеви, Отобая Первая, Отобая Вторая, Папынрхуа (Саберио), Пичори, Приморск, Ряп (Репо-Эцери), Сида, Тагилони (Таглан), Чубурхинджи, Шашиквара |
1Вне скобок указаны названия согласно «Инструкции по русской передаче географических названий Абхазской АССР» (М., 1977), применяемой ФСГРКК России (Росреестр) (см. и ). В скобках указаны названия, применяемые в русском языке Правительством Республики Абхазия. |
Легенда карты:
Столица, более 40 000 чел. | |
от 10 000 до 20 000 чел. | |
от 5 000 до 10 000 чел. | |
от 2 000 до 5 000 чел. | |
от 1 000 до 2 000 чел. | |
от 500 до 1 000 чел. | |
менее 500 чел. |
Сухум
Гагра
Цандрыпш
Гал
Гудаута
Очамчыра
Ткуарчал
Гулрыпш
Лыхны
Пицунда
Бзыбта
Алахадзы
Псахара
Папынрхуа (Саберио)
Отобая Первая
Чубурхиндж
Дурипш
Бабышира
Дранда
Мачара
Пшап
Кутол
Баслата
Гумиста
Эшера
Яштхуа
Первый Гал
Окум (Уакум)
Новый Афон
Новый Афон
Мысра
Псху
Гячрыпш
Ажара
Цебельда (Цабал)
Кацикыт
Мерхеул
Багрыпста (Багрипш)
Адзюбжа
Ачгуара
Меркула
Пакуаш
Члоу
Атара
Гуп
Муниципалитеты (города, пгт и сельские администрации) Республики Абхазия
Природа с картин и фильмов
Даже самый требовательный эстет будет потрясён величием природы Абхазии. Побережье этой страны стало источником вдохновения для знаменитого русского живописца Ивана Айвазовского. Именно здесь он написал “Бурю у берегов Абхазии”.
Увидеть величественные панорамы можно и в других известных произведениях искусства — даже кинематографического. Одним из самых известных мест стал Гегский водопад. Именно возле него снимались “Спортлото-82” и “Рикки-Тикки-Тави”.
А если вы любите советскую киноэпопею о Шерлоке Холмсе, то наверняка вспомните сцену противостояния великого сыщика и доктора Мориарти. Съёмки проходили именно возле этого водопада.
Иван Айвазовский «Буря у берегов Абхазии»
Восстание и махаджирство
В 1866 году в Абхазии вспыхнуло восстание, волна которого прокатилась от села Лыхны до Сухума. Причиной возмущения стала подготовка к российских властей к проведению крестьянской реформы. Чиновники упустили из виду тот факт, что, в отличие от Грузии, в Абхазии не было крепостнических отношений. После подавления восстания в Абхазии начались репрессии, прошло безоговорочное разоружение народа (были отняты даже кинжалы). Участники восстания оказались сосланными на Крайний Север и в Сибирь. Летом 1867 года еще 20 тысяч абхазов стали махаджирами – переселенцами в Турцию.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов абхазы выступили на стороне турок. По окончании войны это повлекло массовые политические репрессии. Абхазы были признаны «виновным» населением, и их поголовно стали отправлять на каторгу или в ссылки в глухие российские губернии. В 1877 году махаджирство достигло пика – страну покинули еще около 50 тысяч абхазов. Ее поселки города практически опустели. Чтобы как-то решить проблему, Абхазию стали заселять другими народами, в первую очередь грузинами (мегрелами), а также греками, русскими, армянами, эстонцами, болгарами, немцами. К концу XIX века абхазы составляли всего 55% от общего числа жителей страны.
Транспорт
Передвигаться по стране можно как на личном автомобиле, так и на многочисленных автобусах и маршрутках. Также курсирует электропоезд Сочи-Сухум. Из Сочи ходит катамаран в Гагру. Есть и аэропорт, но пока возможности обеспечить перевозку гражданских пассажиров нет.
Купить машину
Статус частично признанного государства позволяет Абхазии устанавливать минимальные налоги на ввоз импортных автомобилей. Цены на них, соответственно, значительно ниже, чем в России. Но использование такой покупки на территории РФ сильно затруднено. Существует множество различных схем, позволяющих ввезти транспортное средство и ездить на нем, но это сопряжено с определенным риском и неудобствами (необходимо раз в полгода въезжать в Абхазию).
Общественный транспорт
В города вдоль побережья и населенные пункты в горах можно добраться на автобусе, маршрутке или на такси. В Сухуми есть троллейбусы. Между прибрежными городами курсируют и туристические катера. Таксисты предлагают свои услуги повсюду. Нужно еще до посадки договориться о цене.
Стоимость бензина
Путешествие на личном автомобиле также выгодно для туриста. С заправками проблем нет. Качество бензина приемлемое, стоимость немного ниже, чем в Краснодарском крае.
История
Предки абхазов принадлежали к аборигенному населению Западного Кавказа. Оно упомянуто уже в ассирийских надписях под именем абешла, позднее в античных источниках, выделявших племенное объединения абазгов на севере, апсилов на юге и др. В период Абхазского царства (8-10 вв.) завершилось объединение древнеабхазских племён в абхазскую народность. После вхождения Абхазии в Россию (1810) в сер. 19 в. стала создаваться письменность на русской графической основе. С образованием Абхазской ССР (1921; с 1931 — АССР) у абхазов ускорился процесс национальной консолидации и начался процесс государственного строительства. После грузино-абхазской войны 1992-1994 гг. в Абзазии ускоренными темпами продолжился процесс государственного строительства.
Иммиграция в Абхазию
Если рассматривать процесс переезда полностью, он будет состоять из следующих этапов:
- Въезд в страну.
- Оформление вида на жительство.
- Вступление в гражданство.
Правила въезда, особенности для граждан России, Украины и Приднестровья
Всем гражданам понадобится загранпаспорт. Но есть исключение для 2 стран.
Во-первых, для жителей России, поскольку они имеют право посещать Абхазию по российским паспортам. Во-вторых, схема упрощённого въезда работает для жителей Юго-восточной Украины (ДНР и ЛНР). Им также придётся предоставить внутренний украинский паспорт, где будет указана прописка в ДНР или ЛНР. Подойдёт и иной документ, подтверждающий, что въезжающий является жителем ДНР или ЛНР.
Граждане России могут въезжать в Абхазию по своим внутренним паспортам
Нужна ли виза?
Граждане только 5 стран могут попасть в Абхазию без оформления визы (но при условии пребывания менее 90 дней). Это те государства, которые признали независимость Абхазии. К ним относятся:
- Никарагуа.
- Приднестровская Молдавская Республика.
- Российская Федерация.
- Тувалу.
- Южная Осетия.
Если резиденты этих государств планируют находиться в стране дольше 90 дней, им придётся получать визу. Также её необходимо оформлять жителям всех остальных стран при любом сроке пребывания.
Кроме того, на въезд без визы могу рассчитывать:
- иностранцы-участники группы, которая въезжает с целью экскурсии по территории Абхазии (исключение — резиденты Грузии). Но только при условии пребывания в стране не более суток;
- жители Беларуси и Казахстана, которые едут в Абхазию с целью отдыха или для решения деловых вопросов. Установленное время нахождения в стране — не более 2 недель.
На государственной границе между Российской Федерацией и Абхазией расположены КПП обеих стран
Кому можно оформить абхазский вид на жительство
Получение ВНЖ в Абхазии законодательно предусмотрено, однако, на практике, такой документ выдаётся очень редко. Этот этап иммиграции отсутствует для граждан тех стран, которые не признали независимость Абхазии.
Оформлением всех положенных документов мало кто из иностранцев занимается. Это из-за того, что большинство переезжающих — это люди, жившие там ещё до войны либо имеющие близких родственников-абхазов, а также супруги граждан Абхазии. Представители первых двух категорий могут сразу подавать заявление на гражданство, причём по упрощённой схеме. А супругам-иностранцам придётся ждать со дня регистрации 3 года, если супруг имеет российское гражданство, и 10 лет, если другое.
Официально до получения гражданства иностранец должен жить по визе или регистрации, оформленной после прибытия.
Главные ценности абхазов
Главной ценностью для абхазов выступает их семья. Этот народ чтит родственные узы. Многие молодые пары после свадьбы остаются жить вместе с родителями. Затем появляется новое поколение, и семья становится ещё больше. Это совершенно нормально, и даже в современной Абхазии можно встретить семьи из трёх-четырёх поколений, что живут под одной крышей.
При этом конфликты происходит крайне редко. Согласно традициям абхазов, детей нужно с детства приучать к уважению старших. Кроме того, абхазы никогда не спорят на публике. Если кто-то случайно перебил собеседника, он тут же извинится. Мнение о том, что абхазы – шумный народ, – это лишь стереотип. На самом деле они ценят тишину, не любят громких разговоров и бурных проявлений чувств.
Зажигательные национальные абхазские танцы / ВААК Наала Авидзба / abaza.org
Ребёнок — не самая важная персона
Не менее важный аспект воспитания детей – чувство меры в похвалах и привилегиях. Да, абхазы любят побаловать своих чад, однако не перестают напоминать им, что те являются обыкновенными членами общества
В семьях, в отличие от уклада в России, ребёнок никогда не является самой важной персоной. Это почётное место занимают самые старшие представители рода
Особое внимание и почёт оказывается им
С не меньшим уважением абхазский народ относится к природе. Старинные традиции абхазов подразумевали получение разрешения от лесных или горных духов для того, чтобы сорвать лечебные травы или взять родниковую воду. Сегодня эти языческие ритуалы ушли в прошлое, но в Абхазии по-прежнему с трепетом относятся к горам. Народ верит, что нельзя купаться в озёрах обнажённым, кричать или сквернословить в горах.
Интересное видео от телеканала «Моя планета» — «Напэ Ла — заговаривающий горы»
Чёрный цвет в одежде
Если вам пришлось хотя бы раз побывать в Абхазии, я уверена, вы заметили, что многие жители этой солнечной страны предпочитают носить одежду чёрного цвета. У женщин такая одежда считается символом траура по умершему родственнику (он длится год).
Привычка носить чёрные вещи появилась в Абхазии в послевоенные годы, когда наиболее доступной была ткань именно такого цвета. Сегодня же абхазы уже стали смелее в выборе цветов, постепенно отдают предпочтение более ярким оттенкам.
Абхазы по традиции свадебное торжество сопровождают тостами старейшин с пожеланиями мира и добра МАД Игорь Родин / abaza.org
Традиции абхазов удивительным образом сохранили ритуалы и уклад жизни, что были в старину, и некоторые современные тенденции. Да, жизнь требует постоянных перемен, однако этот народ не забывает верований, обычаев предков. Для жителей Абхазии их прошлое, история являются священной частью наследия, что с почтением передаётся новым поколениям.
На обложке: День Флага в Республике Абхазия / presidentofabkhazia.org
Несмотря на то, что абхазы называют себя христианами или мусульманами, большинство из них исповедует национальную религию
Исследования, проведенные в 1994 — 1998 годах Институтом востоковедения РАН, свидетельствуют о том, что большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм).
Многие из них, при этом, считают себяихристианами или мусульманами. Это отражается во многих сторонах жизни абхазов.
Священный холм Аных-амца в Джгерде, 1939 год. Священные места в Абхазии почитаются всеми этническими абхазами, вне зависимости от вероисповедания. Фото: planetguide.ru
Существует множество противоречий между традиционной религией абхазов и мировыми религиями. Так, например, значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия.
Кроме того, они не посещают христианские храмы, не причащаются и не соблюдают постов. Что же касается абхазов-мусульман, то они едят свинину, пьют вино, не делают обрезания (считая такой поступок недостойным мужчины) и не посещают Мекку.
Абхазские христиане и мусульмане не читают Евангелие и Коран.
Большинство абхаз не читает Евангелия или же Корана, кроме того, христианские, мусульманские и традиционные праздники отмечаются в Абхазии совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.
Адепты абхазской традиционной религии утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцәа), невидимого и вездесущего. Это обстоятельство позволяет некоторым религиоведам утверждать, что абхазская религия — «уникальный» пример изначального монотеизма. Также утверждается, что она представляет собой реликт, доживший до наших дней.
Абхазское застолье. В Абхазии представители разных религий отмечают религиозные и иные праздники вместе, за одним столом. Фото: cdn1.img.sputnik-abkhazia.info
Христианство неоднозначно относится к традиционной национальной религии Абхазии. Так, например, в абхазской национальной религии присутствует обожествление человека, что неприемлемо для христиан.
Кроме того, традиционно, за абхазским застольем первый тост звучит как «уа Анцәа улха ҳат» (о Анцва, освети нас лучами своими).
Христианам также запрещено произносить такой тост, так как это трактуется как «вспоминаешь бога только тогда, когда тебе хорошо». Также этот тост не поднимают за Аллаха, Иисуса Христа, иудейского Бога и т.д.
Политическое устройство
Президент Абхазии — Рауль Хаджимба.
Статус: 25 августа 1990 года Верховный Совет Абхазии принял «Декларацию о государственном суверенитете». Последовавшая за этим абхазо-грузинская война 1992-93 годов привела к фактической независимости Абхазии от Грузии. 26 ноября 1994 года ВС Абхазии была принята Конституция Республики Абхазия (Апсны), в одностороннем порядке закрепившая суверенный статус. Во время войны 8-13 августа 2008 года между Грузией с одной стороны и Южной Осетией и Российской Федерацией с другой Абхазия выступила на стороне Южной Осетии и РФ, изгнав грузинские военные и полицейские подразделения из верхней части Кодорского ущелья.
Международное признание Абхазии
26 августа 2008 года Российская Федерация объявила о признании независимости Абхазии и независимости Южной Осетии. В сентябре 2008 года республику признало также Никарагуа, а через год — Венесуэла. Также о признании независимости Абхазии заявили карликовые островные государства в Тихом океане: Науру (2009), Вануату (2011) и Тувалу (2011). Однако впоследствии Вануату и Тувалу от своего решения отказались, признав территориальную целостность Грузии.
Большинство государств мира не признало независимость Абхазии и, согласно международным правовым нормам, Абхазия продолжает считаться частью Грузии.
Положение о въезде в Абхазию
Безвизовый режим между Россией и Абхазией действует с 2009 года. В августе 2015 года Абхазия подписала соглашение о взаимном безвизовом режиме с Южной Осетией. Взаимные безвизовые поездки — с Приднестровьем и Нагорным Карабахом. Также был введен безвизовый режим для граждан Белоруссии и Казахстана, которые въезжают в Абхазию с туристическими и деловыми целями на срок не более двух недель.
1 апреля 2016 года вступил в силу закон, согласно которому в республику смогут свободно въезжать только граждане стран, признавших независимость Абхазии, а также государств, с которыми заключено соглашение о безвизовом режиме. Граждане всех остальных государств должны получать визу.
17 августа 2016 года на КПП «Псоу» на российско-абхазской границе открылся пункт выдачи иностранным гражданам въездных виз, которые можно оформить непосредственно при пересечении российско-абхазской границы.
***
Денежная единица: российский рубль.
С перечнем средств массовой информации Абхазии можно ознакомиться здесь.
Природа и природные ресурсы Абхазии
Народ Абхазии — абхазы
– республиканское государство, населения которого составляют преимущественно , однако на территории страны проживают и другие диаспоры: (около 20%), (13%), грузины(4%).Однако, согласно с переписью 1989 года, в это время в коренное население было представлено всего 18%.Прошедшая в 2003 году перепись населения зафиксировала увеличение численности на территории страны до 44%.
В соответствии с последней переписью всего в Абхазии проживает около 250 тыс. человек. Общая же численность абхазов в мире по разным данным может достигать 600 тыс. человек. Так, абхазы проживают в 52 странах мира.Этнический состав населения столицы таков: абхазы составляют 56.3%, русские – 20.4%, армяне – 12.7%, – 4.2%, присутствуют в незначительных пропорциях представители и других национальностей – , , , киргизы, грузины, , , Говорят абхазы на абхазском языке, а также на русском, который наравне с первым является государственным.
Наиболее распространенными религиями у абхазского народа является и ислам.Традиционная культура Абхазии является типичной для народов .
В искусстве большое развитие получили ковроделие, вышивка, плетение поясов, резьба по дереву, гравировка, инкрустация по металлу.С давних пор обязательным элементом одежды мужчины-абхаза было холодное оружие. Так, бешмет должен был быть подпоясан сабельным опоясьем (кожаным поясом), который украшался медными или серебряными бляшками, к нему крепилась сабля или кинжал.
Известно, что абхазские мужчины носили кинжалы типа Кама, которые использовались как для оберега, так и для различных ритуалов и обычаев. Элементом всадника считался лук. Абхазы всегда имели при себе нож, который был небольшого размера и предназначался для бытовых целей.Если говорить о музыке, то музыкальных фольклор абхазов близок к грузинскому и адыгскому.
Имеют место исторические и героические произведения, песни-плачи, обрядовые, трудовые песни, бытовые песни и пляски, врачевательные и другие. Преобладающей формой многоголосия является двухголосие бурдонного типа.Присутствует в народном фольклоре и хоровое пение с солирующим голосом, ладовую основу песни составляет диатоника. У абхазских песен есть интересная особенность: в них содержится большое количество междометий и асемантических слов.
Национальными инструментами абхазов являются смычковая апхьарца, арфовидный аюмаа, щипковый ачамгур, труба абык, цитровидный хымаа, барабан адауп, флейта ачарпан.Абхазский народ, как и все кавказские народы, славится своей гостеприимностью и толерантностью.
Численность и языки
Численность в мире 185 тыс. чел. (на начало 21 в.).
- по переписи 1989 г., численность абхазов в Абхазии составляла 93,3 тыс. человек (18 % населения Абхазии),
- по переписи 2003 года — 94,6 тыс. человек (44 % населения),
- по переписи 2010 года — 122,1 тыс. человек (около 51 %).
Незначительная часть живёт в Турции и арабских странах, куда абхазы переселились во 2-й пол. 19 в. Выделяются субэтнические группы:
- абжуйская,
- гудаутская (бзыбская) и
- самурзаканская.
Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Говорят на абхазском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи.
Диалекты:
- абжуйский (лежит в основе литературного языка) и
- бзыбский.
Распространены также русский и грузинский языки. Письменность на русской графической основе. Верующие — мусульмане-сунниты и православные.
Население Абхазии: численность, состав, история
На территории современной Абхазии первые поселения появились на месте северных и восточных границ нынешнего Сухума, а также у подножья и на склонах Яштухи.
Во времена русско-турецкой войны (1877 – 1878) произошли значимые изменения составе народов края. В тот период большинство северокавказцев вынуждены были оставить свои дома, не желая жить в России. В течение года численность коренных народностей уменьшилась вдвое.
Есть свидетельства, что выселения местных жителей в Османскую империю происходило насильственным методом.
20 век
К 90-му году ХХ века на территории республики значительно выросло число грузин, при этом количество абхазов от общего населения составляло менее 18%.
Официальные сведения о количестве жителей республики базируются на основании переписи населения, которая проводилась еще в 1989 году (в период СССР). За много лет картина поменялась очень сильно. В 1992 – 1993 году случился грузино-абхазский конфликт, в котором народы края понесли большие потери. При этом до столкновения грузины имели значительное преимущество перед абхазами в количественном выражении. Но во время войны многим народам, проживавшим в регионе, пришлось уехать из региона. Мнения экспертов относительно этнического состава жителей этой местности расходятся.
Настоящее время
Граждане республики считают, что руководство Грузии проводило активную политику грузинизации. При этом были использованы методы информационной пропаганды. Потому данные различных официальных источников ставят по сомненье. Иногда даже сведения из советских книг прямо расходятся во мнениях.
Население Абхазии
Неоднородна этническая составляющая местности. Здесь проживают около 240 тысяч человек. В национальном выражении данные такие
- абхазы (от 70 до 95 тысяч);
- армяне (45 — 70 тыс.);
- русские (25 тыс.);
- грузины (45 тыс.);
- украинцы, болгары, эстонцы, белорусы, греки и прочие народности.
В 2011 году в Абхазии была произведена перепись. По ее данным абхазы составляют 50,7% населения, грузины – 19,3%, армяне – 17,4%, русские 9,2%, греки 0,6%.
Цифры, полученные в результате переписи, нельзя назвать точными. Реалии свидетельствуют, что за последние 10-15 лет количество этнических народностей значительно сократилось.
Ежегодно в регионе на свет появляется на 47 детей меньше, нежели в предыдущий год. Чтобы изменить ситуацию, каждая семья должна иметь не менее трех детей, что очень сложно из-за экономического состояния республики.
В среднем, живут 73 года. Здесь часто встречаются долгожители, живущие 100 и более лет. Специалисты объясняют это большим количеством кисломолочной и растительной пищи в рационе. Долгожители редко употребляют мясо, консервы, копченые изделия и колбасы. Они едят мало соли, заменяя ее соусами из томатов, алычи и барбариса. Аджика также популярна среди местных.
Популярные достопримечательности
Но не только из-за мягкого климата и чистого моря пользуется популярностью Абхазия. Где находится эта страна — можно посмотреть на карте. Там много памятников старины. Ведь в древности эта территория входила в Колхиду, потом была занята греками, турками и другими народами. Только в начале 20 века Абхазия стала автономной республикой. А многие туристы едут в эту страну не для того, чтобы полежать на пляже, а чтобы познакомиться с уникальными архитектурными памятниками и природными достопримечательностями. Какие же из них самые известные?
— Озеро Рица привлекает туристов своей красотой, великолепными выоскогорными пейзажами и целебным воздухом. Оно сравнительно молодое — образовалось в результате карстового обвала всего 250 лет назад.
— Новый Афон — одно из самых популярных мест посещения туристов. Интересны таинственная Новоафонская пещера с подземной железной дорогой, великолепный Новоафонский монастырь, огромный рукотворный водопад, уникальная железнодорожная станция Псырцха, Анакопийская крепость и многое другое.
— Один из самых популярных курортов — это Гагры. Там интересно посетить кристально чистое Голубое озеро, легендарные водопады — «Мужские слезы» и «Девичьи слезы», Дендропарк, крепость Абаата, ущелье реки Цихерва, мозаичный лабиринт, аквапарк и многое другое.
— Привлекателен для туристов и город Сухум. Здесь стоит посмотреть Ботанический сад, гробницу святого Василиска, руины крепости Диоскурия, развалины замка Баграта, обезьяний питомник и множество памятников и скульптур.
Этнология
Абхазский язык относится к изолятам языковой семье Северо — Кавказской , также известной как абхазо-адыгским или семьи Северного Причерноморья, какие группы диалектики континуума , на котором говорит Абаза -Abkhaz (Abazgi) и адыги (черкесы «» на английском языке). Абхазы имеют близкое этническое родство с черкесами. Классические источники говорят о нескольких племенах, населявших этот регион, но их точное происхождение и местонахождение остаются спорными из-за абхазо-грузинского историографического конфликта.
Подгруппы
Также есть три подгруппы абхазов. Бзыбцы (Бзыԥ, Бзыбь) проживают в районе реки Бзыбь и говорят на своем диалекте . Абжуи (Абжьыуа, Абжва) живут в районе реки Кодори , а также говорят на своем диалекте, на котором основан абхазский литературный язык. Наконец, есть самурзаканы , проживающие на юго-востоке Абхазии.
Раннее средневековье
С IV по VI в. абхазские земли входили в западно-грузинское Лазское го-сударство на правах княжества. В это же время побережье оказалось внутри сферы интересов Византиии. Византия старалась поддерживать древние антич-ные колонии. Особенно активно эта по-литика проводилась в VI в., в правление императора Юстиниана I. Он заново отстроил Себастополис. Одновременно начинается и распространение христианства в Абхазии. Византия, противо-стоявшая Ирану, была заинтересована в пропаганде своей веры. Расчетливые константинопольские политики отлично понимали, что вера – мощный объединяющий фактор – единоверцы всегда потенциальные союзники (и наоборот), а в союзниках они нуждалась. Первые христианские храмы и общины появи-лись тут еще в IV в., но располагались они на территории римских крепостей. После того как христианство в 527 г. стало официальной религией, храмы распространились по всей стране. В то же время местные жители всегда стре-мились минимизировать влияние Византии.
В VII в. у границ Абхазии появляется новый враг – арабы. В том же веке араб-ские войска захватили Лазику, в начале VIII в. – крепости по Кодорскому ущелью, в 30-х годах осадили Анакопию.К VIII в. на основе объединения абазгских и апсильских племен фор-мируется абхазское царство.В VIII–IX вв. оно уже существовало как самостоятельная государствен-ная единица. Это была эпоха расцвета. Росли города, строились крепости и храмы. С тех времен сохранилось много построек, что говорит о высоком уровне строительных технологий. Были построены Моквский со-бор, Лыхненский храм, Хашупская крепость и т.д.Влияние Абхазского государства распространялось на значительную территорию современной Грузии. Но 982 г. стал последним годом его существования. После смерти бездетного абхазского царя Феодосия Слепого государство по наследству перешло к его племяннику Баграту III – правителю Картли. С тех пор Абхазия была подчинена Картли на правах княжества. Объединение это произошло мирно, без войн и оружия. Позднее Баграт III присоединил еще ряд земель, про-славившись как царь-объединитель Грузии. Столицей его государства стал г. Кутаиси, остававшийся в этом статусе до середины XII в.
Но тогдашняя Грузия не была цен-трализованным государством. Она и Грузией стала называться позднее, а в те времена именовалась «царством абхазским и картлийским». Местные феодалы имели большое влияние.
XIII в. был веком междоусобной феодальной борьбы.
Необычный памятник
Возле Института экспериментальной патологии и терапии установлен один из самых необычных памятников мира. Он изображает обезьян, которые помогли людям сделать важные открытия в направлении медицины.
Сухумские макаки даже участвовали в космическом полёте, а потому, без сомнения, должны были остаться увековеченными в такой скульптуре.
Обезьяны в Абхазии, 1950 год
Как видите, абхазы заслуженно гордятся своей родиной. В их крае много необычных и интересных мест, исторических памятников, знаменитых достопримечательностей. Но, как отмечают жители Абхазии, их главное богатство — то, что получено от предков, а именно — неповторимая культура, принципы жизненного уклада и духовные ценности, что никогда не теряют актуальности.
Города и курорты
Самые большие абхазские города – Гагра, Гудаута, Очамчыра, Ткварчели, Гали, и, конечно же, Сухуми.
На побережье Черного моря в Абхазии расположено несколько отличных пляжных курортов – Новый Афон, Гагра, Авадхара, Пицунда, Очамчыра.
Большая часть пляжей в Абхазии галечно-песчаные (преобладают пляжи с мелкой галькой, как в Гаграх). Только в Пицунде находится полностью песчаный пляж. Большинство пляжей муниципальные, т.е. вход на них бесплатный. Вход на пляжи санаториев и пансионатов платный. Кстати, песчаные пляжи есть и в Сухуми – например, Синопский пляж, дина которого составляет 2 км, а ширина – 20 метров.
Практически на всех частных пляжах хорошо развитая инфраструктура, включая волейбольные площадки кафе и рестораны. А вот муниципальные пляжи оборудованы не очень хорошо.
Возле некоторых пляжных курортов находятся сероводородные источники, в которых туристы могут принимать лечебные грязевые ванны. Вообще, в Абхазии насчитывается более 170 минеральных и горячих источников. Самый известный абхазский минеральный источник — Auadhara, берущий свое начало из родника в долине одноименной реки. Что же касается горячих источников, то самые популярные из них – в поселках Приморское и Kyndug.