Мечеть кул-шариф
Содержание:
- Стоимость посещения и дополнительных программ
- Описание объекта
- «Соборные мечети не могут стоить дешево, красота требует денег»
- Описание и архитектура мечети
- Музей
- История создания мечети Кул Шариф
- Внутреннее убранство элементов ансамбля
- Важные символы культуры
- Кул-Шариф — новодел с древней историей
- Описание и история
- Адрес и как добраться
- Как добраться
- Правила посещения
- Особенности экстерьеров реконструированного комплекса
- Музейная экспозиция
- Интересные факты о мечети
- Выставки и мастер-классы
- Мечеть Марджани
- Спорное расположение
- Интересные факты о Кул-Шариф
Стоимость посещения и дополнительных программ
Стоимость входного билета отличается для разных групп посетителей и составляет:
- 200 руб. — для гостей без льгот;
- 150 руб. — для посетителей в составе организованной группы;
- 100 руб. — для пенсионеров, школьников, студентов;
- 80 руб. — для льготной категории посетителей в составе организованной группы;
- 700 руб. — единый билет во все .
Дети до 7 лет, инвалиды I, II групп, участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза и Герои РФ имеют право бесплатного посещения музея.
Стоимость участия в мастер-классах варьируется от 50 до 350 руб. Записаться на игру-квест можно за 100 руб.
Стоимость:
- 500 руб. — групповая экскурсия по одному из двух залов экспозиции;
- 1000 руб. — групповая по одному из двух залов экспозиции с англоговорящим гидом;
- 350 руб. — по мечети;
- 350 руб. — посещение дополнительной выставки;
- 2200 руб. — экскурсия с выездом в город.
Описание объекта
Строительство мечети Кул Шариф осуществлялось с 1996 по 2005 годы под руководством архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» А.В. Головина, А.И. Исхакова, И.Ф. Сайфуллина, А.Х. Саттарова, М.В. Сафронова, С.П. Шакурова.
Здание плане представляет собой 2 наложенных друг на друга под углом 45 градусов квадрата, что образовывает 8-угольник. Стены мечети выполнены в виде 8 пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами (структурная единица Корана, стих) и орнаментальными косичками.
В композицию стен вписаны высокие стрельчатые окна (в виде полукруглой арки) с витражами (из цветного стекла). Мечеть имеет восьмилотковую крышу, а её центральный объём по центру перекрыт куполом с вершиной высотой 36 метров и диаметром 17 метров. В куполе прорезаны окна в форме тюльпанов.
Мечеть венчают четыре главных минарета (башня, с которой осуществляется призыв на молитву), расположенных по углам основного объема здания. Главные минареты имеют высоту 55 метров. Мечеть имеет также 2 малых минарета и 2 полуминарета на углах главного входа в здание, которые выполняют функцию архитектурного декоративного элемента и акцентируют вход. На вершине каждого минарета – полумесяц.
Здание мечети облицовано белым мрамором, купол и вершины минаретов имеют окраску бирюзового цвета. Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями арабской вязью и гранями порталов.
Мечеть Кул Шариф имеет 5 ярусов, включающих цокольный и технический, несколько площадок вспомогательного и технического назначения. В цоколе здания размещен Музей исламской культуры, гардеробы, помещения для омовения. На первом ярусе находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором – смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин.
При отделке здания применялись уникальные отделочные работы: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами. В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы – гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик. Мрамор, использовавшийся при создании мечети, привезён с Урала, внутреннее убранство – ковры – подарок правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии.
«Соборные мечети не могут стоить дешево, красота требует денег»
— Нравится ли вам образ соборной мечети в Москве, в создании которой вы принимали участие?
— Я принимал участие в проектировании интерьеров. Но в конце концов там появились турки, и внутри все было сделано в турецком стиле. А с точки зрения фасада… Если старая мечеть на этом месте, которую снесли, была действительно татарской — ее строили татары, и прихожанами были в основном татары, жившие в Москве, то нынешние прихожане соборной мечети уже в основном не татары, а представители разных национальностей, исповедующих ислам. Так что предъявлять претензии по поводу того, что снаружи она должна выглядеть как татарская мечеть, не совсем обоснованно. Это просто современная российская мечеть.
— А «Сердце Чечни»?
— Это чисто османский стиль мечети, как снаружи, так и внутри. Как раз из той серии, когда скопировали то, что было красиво, и построили у себя. Это действительно красиво, ничего не могу сказать. Но ничего нового нет. Это тот случай, когда в окружении высоток мечеть выглядит несколько чужеродно. Такая же копия турецкой мечети сейчас строится в Симферополе, но это повторение пройденного.
— Вы можете оценить, сколько стоило строительство Московской соборной мечети и сколько будет стоить возведение казанской?
— По поводу московской знаю только, что Сулейман Керимов, который был спонсором ее строительства, выделил 100 млн долларов.
Что касается казанской мечети, думаю, все будет зависеть от того, какие материалы будут применяться. Если мрамор, мозаика, позолота — будет очень дорого. Соборные мечети не могут стоить дешево. Красота требует денег. Несколько миллиардов уйдет на это точно.
Фото Дмитрия Щипанова
— Какие мечети, выстроенные на постсоветском пространстве за последние 30 лет, вам нравятся больше других?
— Могу показаться нескромным, но, кроме «Кул-Шарифа» и тех мечетей, которые были построены по моим проектам, мне ничего из современного не нравится. Это я вам честно говорю.
— Кстати, сколько из ваших проектов мечетей было реализовано?
— 13. По географии — вплоть до Владивостока. Две мечети построено по моим проектам в казахстанском городе Актобе. Также строились мечети в Башкортостане, Татарстане.
Сейчас строится 14-я мечеть по моему проекту, который я сделал совместно с ученицей — в Залесном. И 15-я — в Набережных Челнах (речь идет о соборной мечети «Джамиг», самой высокой в Татарстане. Решение о ее строительстве было принято в 1992 году, сегодня ее стоимость оценивается в 1 млрд рублей, — прим. ред.).
— Буквально в прошлом месяце в соцсетях был размещен ролик с просьбой поддержать ее строительство. Вы надеетесь, что при вашей жизни ее достроят?
— Там было очень много вопросов с финансированием. Это же непростая задача. Когда строили «Кул-Шариф», стройка два года стояла замороженная, не было денег. Нотр-Дам строился больше ста лет. Деньги искали, ждали. Нынешний мэр Набережных Челнов начал находить средства, дело зашевелилось, стройка пошла. Слава Аллаху.
Описание и архитектура мечети
Проект здания был разработан архитекторами Ш. Х. Латыповым , М. В. Сафроновым, А. Г. Саттаровым, И. Ф Сайфуллиным. Им удалось подчеркнуть былое величие разрушенной мечети. Она имеет 5 этажей, включая цокольный и технический: на первом этаже находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором — смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин. На цокольном этаже находятся музей ислама, гардеробы, помещения для омовения. В комплекс мечети входят также библиотека и издательство. Небольшое здание с голубой крышей возле мечети — это здание пожарной части.
Фасад здания облицован мрамором, гранитом, ониксом и змеевиком. Благодаря голубому цвету наверший минаретов и купола религиозная достопримечательность известна в народе как «голубая мечеть».
Высота каждого из минаретов и соответственно мечети — 57 метров.
В молельный зал можно попасть с северной стороны, в музей ислама — с южной.
Вместимость здания — 1,5 тысячи человек, а площадь перед ней может вместить еще 10 тысяч молящихся. Зелеными квадратами на асфальте обозначены места для молящихся.
Музей
С 2006 года на цокольном этаже, в стилобате открыт интересный Музей исламской культуры. Его экспонаты занимают два зала и рассказывают об истории и культуре мусульманских традиций тюркско-татарских народов, которые издревле жили в Поволжье и Приуралье. Это единственный в России музей подобной тематики.
Вид молельного зала мечети со смотрового балкона
Туристы могут узнать, какие государства существовали на территории современного Татарстана в Средневековье. Один раздел посвящен истории ислама со второй половины XVIII – до начала XXI века, а другой – самобытной книжной культуре татарского народа.
Часть экспонатов музея – мультимедийные. Посетителям нравится рассматривать инсталляцию, которая показывает историю строительства Казанского кремля.
Залы открыты для гостей ежедневно в 9:00 до 19:30. Касса прекращает работу за полчаса до закрытия. Вход для взрослых стоит 200 рублей, а для учащихся вузов и пенсионеров – 100 рублей. Посетителей младше 18 лет пускают бесплатно.
История создания мечети Кул Шариф
Более 400 лет тому назад в Казани была восьмиминаретная мечеть, во главе которой стоял Шариф Кул — учёный, поэт и дипломат, который превратил мусульманский храм в центр просвещения, науки и религии Среднего Поволжья в XVI веке.
Во время штурма Казанского Кремля войском Ивана Грозного в октябре 1552 года храм был разрушен и только через четыре столетия он был воссоздан заново.
Решение о сооружении мечети было принято в соответствии с указом Президента Республики Татарстан от 13 ноября 1995 года. 21 февраля 1996 года был заложен памятный знак на месте строительства, а в мае 1996 года завершился конкурс, победителем которого стал проект, разработанный архитекторами Ш. Латыповым, И. Сайфуллиным, А. Саттаровым и М. Сафроновым. Интересно то, что проект был создан по едва сохранившимся рисункам предыдущего деревянного храма.
Через 444 года после разрушения храма началось его восстановление. Возведение мечети с ориентацией на Мекку было определено с точностью до сотой доли секунды через спутник.
Создание мечети, в основном, велось на пожертвования граждан, сметная стоимость строительства составила более 500 миллионов рублей. Открытие храма прошло в год тысячелетия Казани 24 июня 2005 года.
Внутри храма может находиться 1500 человек и около 10 тысяч — на площади перед ней.
Всего у мечети восемь минаретов, четыре из которых основные, высота каждого из них составляет 58 метров. Купол храма украшен декоративными деталями, ассоциирующимися с деталями «Казанской шапки», находящейся сейчас в Оружейной палате. По одной версии эта шапка является короной Казанских ханов. Также существует мнение, что она выполнена восточных дел мастерами по приказу Ивана Грозного после взятия Казани, чтобы упрочить титул Казанского царя.
Для сооружения храма гранит и мрамор доставляли с Урала. Среди внутреннего убранства — витражи и лепнина, мозаика и позолота, а также ковры — дар правительства Ирана и цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны, изготовленная в Чехии.
Специально для посещения храма экскурсионными группами имеются смотровые балконы.
В комплекс храма входят:
- Здание самой мечети
- Музей истории распространения Ислама на территории Среднего Поволжья
- Комната для проведения торжественного свадебного обряда — никаха
- Кабинет имама.
В ночное время комплекс освещается с помощью эффектной подсветки.
Мечеть является символом мирного сосуществования двух конфессий в Татарстане — православной и мусульманской.
Внутреннее убранство элементов ансамбля
Интерьеры в молельном и хозяйственно-административном пространстве – плод реализации тысячелетних ремесленных традиций татарского народа. Вам предстанут шедевры уже названных зодчих, художников (дизайнеров, мастеров росписи и специалистов по арабской вязи), резчиков по камню, граверов, кузнецов, лепщиков, краснодеревщиков и каменщиков. Многие из них явились по сути реставраторами.
Гранит, оникс, змеевик и мрамор плавно переходят в резные изгороди из алебастра (ганча или ганджа) или красиво расписанного дерева. А еще выше – в цветастые орнаменты на приделанных холстах или в позолоченную вязь исламских текстов. И по большей части перед нами предстают главные суры Корана. Они взывают к мудрости, доброте и аскезе.
В создании стекол для оконных проемов использованы витражи. Кстати, окна самого купола вырезаны в форме тюльпанов. А все из-за того, что у арабов слово «тюльпан» («лале») похоже по буквам на идиому «во имя Аллаха».
Часть интерьеров украшена сложной причудливой мозаикой (есть еще в Казани такие «прикладники»). Люстра приехала сюда из Чехии (вы увидите натуральное богемское стекло). Ковры, по которым будете ходить – подарок от правительства Ирана. Лепнину же создавала интернациональная артель узких специалистов по восточной орнаментальной пластике.
Основное здание членится на башенку для хранения Корана (сюда поднимается священнослужитель), обзорные веранды, молельных залов для мужчин и женщин, музея (он выше) и комнаты для подготовки к никаху (о нем читатель узнает дальше).
В дополнительном строении (также купольном, но одноуровневом) кроме администрации и прочего персонала пребывают штатные пожарники со всем своим нехитрым инвентарем.
Важные символы культуры
На фото скамейки и панно — важнейшие символы, связанные с культурой Татаро-Ислама. Скамейки являются наследием древнего кожевенного ремесла — татарская кожаная мозаика. Использовалась при изготовлении сапог — ичиг. Каждый кусочек вырезан по отдельному лекалу и сшит с другими особым двойным швом. Мы видим то, что было актуально вплоть до XX века. Виден мотив тюльпана. Также символ, связанный с древним источником жизни — рог барана.
Второй очень важный символ — это вечное древо жизни. Кувшин, как символ сотворения мира. Все цветы разные, есть только похожие, но не одинаковые. Каждый листочек немного отличается от других. Это все благодаря мудрости божьей, создал мир таким многообразным, что никогда в нем ничего не повторится. Ни один человек не будет копией другого, ни один день не будет повторением предыдущего. Кроме того, это мир радости: дерево цветущее, красочное
Важно уметь видеть радость и благодарить каждый день за то, что ты имеешь счастье жить в этом мире, наслаждаться его прелестями. В зале 4 панно и все разные
Кул-Шариф — новодел с древней историей
В 1551 году, во время осады столицы Казанского царства, в крепостных стенах возник пожар, в результате которого сгорела кафедральная мечеть. Это было величественное монументальное здание, имевшее восемь минаретов — больше, чем у каких-либо других мусульманских храмов, за исключением мечети в Мекке. В самом почитаемом мусульманами храме девять минаретов, и превышать это число при строительстве новых культовых сооружений запрещено.
Последним служителем храма был Шерифкол. Этот человек пользовался уважением в городе, он прославился религиозностью и благими деяниями, занимался просветительской деятельностью, а во время осады вдохновлял защитников города, которые долгое время героически отражали натиск русского войска.
Соборная мечеть была не просто религиозным заведением, в ней была собрана богатейшая библиотека, это был один из центров культурной жизни Среднего Поволжья.
Несколько веков жители Татарстана мечтали о возрождении соборного храма. Но строительство началось лишь в 1996 году, после подписания президентом Татарстана соответствующего указа. Новую мечеть в Казани назвали Кул-Шариф, почтив память последнего настоятеля соборного храма.
Невзирая на «юный возраст», мечеть стала одним из самых известных храмов Татарстана. Она символизирует возрождение веры и является уникальным памятником татарской культуры и истории.
Описание и история
С древних времен люди строили поселения, защищенные от неприятеля надежными стенами. Таково и сердце столицы Татарстана — Казанский Кремль. Здесь начиналась история Казани, летопись двух великих народов. Такие разные, они все же сумели создать единое культурное пространство. Внутри крепости сохранились до наших дней памятники архитектуры, напоминающие туристам о том, что мусульмане и православные способны наладить совместный мирный быт, который остается незыблемым на протяжении более четырех столетий.
Казань — древний город, стоящий на семи холмах. Он объединяет в себе культуры Востока и Запада. Археологические исследования свидетельствуют о том, что столица современного Татарстана начала формироваться еще в далеком Х веке. Изначально Кремлевский холм и его окрестности заселяли древние булгары. Стены сооружения были возведены с целью укрепления торгового поселения. Ученые до сих пор расходятся во мнениях по поводу датировки постройки цитадели. Одни полагают, что процесс начался в XII столетии, другие придерживаются мнения, что зодчие возводили стены в XV-XVI веках по приказу русского царя.
В промежутке между XIII до XV веками город был захвачен и разорен войсками Золотой Орды. Многие представители коренного населения покинули родную землю и впоследствии воздвигли новую столицу — Иске-Казань. В XIV веке по приказу булгарского правителя Хасана началось строительство крепости в том месте, где сейчас расположен музей-заповедник. Она служила княжеской резиденцией до XV века. Как только закончилось ордынское иго, было основано Казанское ханство, сердцем которого стала каменная крепость — кремль. Просуществовало новое государство почти до окончания XVI века.
В 1552 году Казань была захвачена русским царем. После сражения он, как и все постройки города, получил серьезные повреждения. По приказу царя зодчие из Пскова Постник Яковлев и Иван Барма приступили к восстановлению города и возведению новой крепости. Большая часть сооружений была изготовлена из дуба и лишь к концу XVII столетия деревянные стены заменили на каменные. Псковские архитекторы построили не только укрепления цитадели, но и православные церкви, храмы, соборы. В 1672 году кремль сильно пострадал от огня. После этого было принято решение восстанавливать поврежденные участки сооружения с помощью кирпичной кладки.
В XVIII веке российское правительство основало Казанскую губернию. В те времена были воздвигнуты Дворец губернатора (ныне резиденция Президента РТ) и Юнкерское училище. Но мирное время продлилось недолго. Уже в 1774 году Кремль Казани вновь служил оборонительным рубежом, защищавшим царские войска от пушечного обстрела, начатого повстанцами Емельяна Пугачева. В этот раз мятежному атаману не удалось проникнуть в крепость, но город он все же посетил, правда позднее, и уже как пленник, ожидавший отправки на казнь в одной из башен.
Современный архитектурный комплекс Кремля сложился к концу XIX века. После революции 1917 года были разрушены Преображенский собор, колокольня и соборный храм Спасского монастыря, колокольня Благовещенского собора. Жертвой воинствующих атеистов стали также Церковь Святой Варвары, Церковь Святых Иустинии и Киприана.
Во второй половине XX века активными темпами идет археологическое изучение территории Кремля под руководством известного казанского историка и археолога А. Х. Халикова. В 1960-е гг. была образована Татарская реставрационная мастерская, которой удалось остановить падение башни Сююмбике, отреставрировать губернаторский дворец и Дворцовую церковь. На территории Кремля находится двухэтажное здание резиденции Президента РТ в псевдовизантийском стиле, построенное еще в середине XIX века архитектором К. Тоном и бывшее когда-то Губернаторским дворцом. В 2005 году было закончено строительство самой известной в России и Европе мечети Кул Шариф.
Еще в 1970-х годах Казанский Кремль был местом, где проводились знаковые городские мероприятия. В те годы власти города устраивали возле кремлевских стен парусные регаты: советские спортсмены состязались за первые места близ Ленинской дамбы. Сегодня в белокаменных стенах казанской цитадели проходят различные фестивали, посвященные событиям, случившимся в памятные даты. Музей-заповедник посещают известные артисты и музыканты. В наши дни он стал символом единения татарского и русского народов.
Адрес и как добраться
Мечеть Кул-Шариф расположена по адресу: Казанский кремль, 13. На территорию комплекса существует 2 входа: через Спасскую башню и через Тайницкую. Первый работает круглосуточно, второй — до 18:00 зимой и до 22:00 летом.
Наземный общественный транспорт
Налажено транспортное сообщение со всеми районами города. При использовании наземного общественно транспорта можно доехать до:
- остановки «Улица Батурина» (автобусы №22, 28, 89);
- остановки «Центральный стадион» (троллейбус №2, автобусы №6, 15, 29, 35, 37, 47, 74, 75);
- остановки «Дворец спорта» (троллейбус №7, автобусы №6, 35, 37, 47, 70).
Такси
В городе работают службы такси «Яндекс» и Gett. Для заказа нужно мобильное приложение. После указания начальной и конечной точек маршрута машина приедет через несколько минут.
Мне нравитсяНе нравится
Как добраться
Найти Кул Шариф, наверное, проще всего в Казани. Даже гости столицы Татарстана помогут, сообщив, что «вон она, мечеть с голубой крышей». Есть несколько маршрутов общественного транспорта. Автобусом можно добраться до остановок Батурина автобусами 22 и 89 или Центральный стадион автобусами 47, 37, 74а, 74. . А потом немного пройти – в случае с Батурина попадаю к Кремлю с задней стороны музея-заповедника, по пути рассматривая церковь Параскевы Пятницы, а в случае с Центральным стадионом нужно перейти дорогу через протоку Булак и подняться к Казанскому Кремлю.
Следующий способ – это метро до станции Кремлевская. Выходите из вагона – направо, из метро – снова направо, потом еще раз направо и вот вы уже у подножия мостовой, ведущей к Кремлю.
И, наконец, мой любимый способ – пеший. Неспешно прогуляться по улице Баумана или Кремлевской, полюбоваться смесью культур или следами дореволюционных времен, а потом оказаться в самом начале улицы напротив Спасской башни.
Правила посещения
Если вы желаете зайти внутрь, то оставляйте обувь у входа (разрешается использовать бахилы). Одежда посетителя должна быть закрытой. Головные уборы обязаны присутствовать на голове как женщин, так и мужчин.
Представительницы слабого пола не могут заходить на мужскую половину и наоборот. Ни в коем случае тут нельзя громко шуметь, что-то жевать, распивать какие-либо напитки (особенно спиртные) или курить.
Во время намаза турист не должен отвлекать молящегося (вообще не рекомендуется покидать смотровые балкончики – они присутствуют и внутри). Щелканье затворов фотоаппаратов и вспышки также не приветствуются. Они оскорбляют чувства верующих.
Особенности экстерьеров реконструированного комплекса
По откликам, все, кто оказываются в Казани, мечеть Кул-Шариф осматривают в первую очередь. Ведь это – жемчужина площади Тысячелетия. Поражает масштабом конструкций, богатством фактуры и тектоники фасадов. Текстурой отделочных материалов, а также яркими цветовыми сочетаниями, создающими атмосферу некоей свежести (об этом ниже).
На данный момент вас ждут запоминающиеся достопримечательности. 6 минаретов высотой 58 метров (в 1996 г. они были самыми высокими в РФ, теперь такая слава перешла к мусульманскому храму в городе Грозный). Кстати, площадь, которую занимает суннитский собор, равна 10000 квадратных метров.
У главной религиозной обители свой двор. Он находится все в той же (западной) части Кремля. Ландшафтно связан с бывшим Юнкерским училищем (к тому ведет парадная лестница). Внутри основное здание, располагающее двумя пристроенными к нему полупавильонами. Четыре башни встроены по углам. Две поодаль. По разным сторонам.
Имеется также хозяйственно-административная постройка. Стилистика у всех элементов ансамбля единая – «ханафитская». Кроме того, она пересекается с канонами татарского (правильнее говорить, булгарского) гражданского строительства. Достаточно посмотреть на все здания Кремля. Каждый вышестоящий уровень меньше, но имеет больше граней.
Что касается материалов отделки, использовано эффектное сочетание ослепительно белого мрамора (при ярком солнце розоватый оттенок почти не заметен) и элементов бирюзового оттенка.
Упомянутые цвета олицетворяют у ханафитов непорочность и строгое следование букве Корана. Бирюза заменяет ритуальный зеленый цвет (ведь она погранична по отношению к голубому и изумрудному). Что касается дизайнеров, то для них такие тона – лучший способ передать ощущение чистоты и свежести. И оно есть!!!
Нижние уровни и поверхность сотворены из живописного по текстуре гранита. Венчают основную конструкцию традиционные для всех исламских направлений шпили и купол (кстати, последний изображает аутентичную шапку татар…). 2 роскошных балкона созданы специально в целях панорамного обзора (ведь сооружение изначально задумывалось для туристов). Арочные порталы и окна стрельчатые. Весьма высокие.
Наконец, на некоторых этажах использованы оникс и змеевик. Большинство пород добывали на Урале. В Казани «Голубая мечеть» (так прозвали культовое сооружение в народе) имеет внушительную высоту подкупольного пространства – оно составляет целых 39 метров. Для сравнения – купол кончается на страте 13-го этажа гражданского здания.
Бронзовые надписи фасада цитируют различные исламские мудрости. В качестве шрифта использована арабская вязь (так прописал единый закон для всех школ мусульманского зодчества).
Над буквами расположена изящная кованая изгородь (на крыше полупавильонов, считающихся первым уровнем). В здешних помещениях использовано много граней. Бросаются в глаза резные элементы П-образных фризов, кантующих все порталы.
В двух шагах протекает живописная извилистая река Казанка. От берега вас поднимает тротуар с поребриком из мрамора, где установлены современные светильники. Описанное пространство рассчитано на одновременное пребывание 1,5-2 тысяч верующих. На площадке перед зданием свободно встанут еще 10000 человек!
Тротуарная плитка с зелеными и красными узорами символизирует административную атрибутику Республики Татарстан. В наличии у каждого строения подсветка, придающая мечети эффектный облик даже в темное время суток. Зеленое убранство состоит из цветников, ухоженного газона, подстриженных деревьев.
Музейная экспозиция
Первый зал знакомит посетителей с историей мусульманской религии и жизнеописаниями пророков. Среди экспонатов — макет Каабы, издания Корана, предметы для намаза. Здесь можно полистать книги, посвященные исламу, и посмотреть на факсимильные копии рукописей.
Второй зал рассказывает о становлении мусульманской культуры на территории Поволжья и Приуралья. Здесь же представлена коллекция монет из серебра, украшенных арабским орнаментом. Посетителям демонстрируют книги и знакомят с биографией самых ярких представителей тюрко-татарских народов: писателей, деятелей культуры и религии
Оба зала тематически перекликаются и представляют 3 части экспозиции:
- «Мусульманская цивилизация Поволжья»;
- «Книжная культура татарского народа»;
- «Ислам от эпохи реформаторства до современности».
В совокупности эти 3 раздела формируют у посетителей представление об истории ислама, особенностях татарского понимания этой ветви религии и вкладе мусульманской культуры в становление письменности, просветительство и историю цивилизации. Много внимания уделено книжной культуре ислама.
Современная экспозиция носит интерактивный характер и будет интересна широкому кругу публики. Большой популярностью у посетителей всех возрастов пользуется экспонат «Листающийся Коран», созданный на основе казанского издания 1803 г. С помощью этой интерактивной копии посетители могут прослушать и прочитать любую из сур священной книги на разных языках.
Музей находится в действующей мечети Кул-Шариф.
Интересные факты о мечети
Существует несколько увлекательных фактов об этой достопримечательности:
- Достопримечательность составляет не одно сплошное здание, а большой комплекс. Центральный купол достигает высоты около 39 метров.
- Считалось и считается, что Кул Шариф — самая большая мечеть в Европе, но на данный момент она таковой не является.
- В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
- Купол напоминает шапку.
- Музей, размещенный в двух залах, был открыт через год после официального открытия комплекса, в 2006 году.
- Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
- В мечети Кул Шариф можно проводить никах — исламское бракосочетание по шариату. В связи с ростом популярности проведения никаха в стенах здания рекомендуется выбрать дату как минимум за 3 месяца до события.
Выставки и мастер-классы
На постоянной основе проводятся мастер-классы, ориентированные на широкую аудиторию:
- «Семейный вензель татарча» — создание монограммы в рамке орнамента;
- «Дивный сад» — декорирование тарелки в технике декупаж;
- «Искусство арабской каллиграфии» — работа с калямом, записывание собственного имени арабской вязью;
- «Роспись по стеклу» — рисование витражными красками на стеклянных предметах;
- «Искусство носить платок» — освоение различных вариантов ношения платков, палантинов и арафаток.
Средняя продолжительность мастер-класса составляет 50-60 минут. После большинства занятий у посетителей остаются памятные сувениры, сделанные или украшенные собственными руками. Для участия в некоторых занятиях (например, «Семейный вензель татарча») требуется предварительная запись.
Для любителей динамичных развлечений в музее разработана квест-программа «Код Кул-Шариф». Участникам предстоит погрузиться в антураж восточных легенд, разгадывать головоломки и решать логические задачи, чтобы стать студентами тайного университета при мечети.
В музее проводятся выставки и мастер-классы.
Мечеть Марджани
Мечеть Аль-Марджани была построена по личному разрешению Екатерины II в 1767 году после покорения Казани Иваном Грозным. Строительство велось на деньги казанцев — тогда 62 человека собрали 5000 рублей. Мечеть до сих пор служит религиозным центром для татар и важным архитектурным памятником XVIII века.
Здание Аль-Марджани отражает формы традиционной татарской архитектуры и провинциального барокко, а в оформлении можно найти черты петербургского барокко и мотивы татарского декоративного искусства. Историки предполагают, что её архитектором был В. И. Кафтырев — первый в Казани профессиональный архитектор и представитель русского барокко.
Как и Иске Таш, мечеть Марджани находится в Старо-Татарской слободе, так что после посещения мечетей советуем прогуляться мимо особняков знаменитых татарских купцов, промышленников и интеллигенции.
Адрес: ул. Каюма Насыри, д. 17
Спорное расположение
У некоторых вызывает раздражение то, что мечеть «воссоздали», но при этом поставили ее не на ту точку, где находился «оригинал». Оказывается, в 1996 году у строителей вообще не было цели поставить ее ровно на «том самом» месте
Важно было «не убить» окружающие постройки и общий ансамбль Казанского Кремля.
На этапе отбора проектов предлагались разные варианты размещения (к примеру, на месте бывшего Спасо-Преображенского монастыря). В итоге «Кул-Шариф» построили на площадке юнкерского училища – в самом центре Кремля. Сложно назвать это решение ошибочным, ведь благодаря ему мечеть видно практически отовсюду: она выглядывает не только из пролетов центральных улиц, но и хорошо просматривается с другой стороны Казанки.
Интересные факты о Кул-Шариф
- Все мечети мира смотрят в одном направлении — это Мекка Кааба. Чтобы люди сразу поняли, в какую сторону встать лицом, есть выступ. Он может быть совсем маленький или побольше. Молиться нужно только к нему лицом и ни в какую другую сторону.
- Мекка — город в Саудовской Аравии, родной город Пророка Мухаммеда. В городе находится главная святыня Кааба, которой поклоняются и совершают марш.
- Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Считается, что она имела восемь минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии и располагалась на месте бывшего юнкерского училища.
- Все осветительные приборы мечети, в том числе и огромная люстра, изготовлены в Чехии по эскизам татарстанских художников.
- Для строительства мечети Кул Шариф везли материалы со всей страны. Все двери мечети сделаны из краснодарского дуба, а для внутренней облицовки здания был использован мрамор, доставленный из Челябинской области.
- Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
- В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
- Тюльпан — важный символ в Исламской культуре. Он цветет 2-3 недели, потом быстро сохнет и все зарастает травой. Луковица маленькая, уходит очень глубоко под землю и создается ощущение, что тюльпан совсем умер. Но каждую весну происходит чудо, тюльпан вновь возрождается к жизни молодой и красивый. Люди смотрят на цветы и думают: почему Бог тюльпану дает такую возможность, а людям нет? Но мечта об этом сохранилась и символ того, что эта мечта может быть реальностью, воплощен в цветке тюльпана — никогда не умирающем. Цветок победы над смертью. Цветок Бога.
- Второе значение тюльпана — мистическое. Если мы напишем Аллах — Бог и лалла — тюльпан, написание на арабском языке будет практически идентичное. Для любой религии в древние времена это очень важный момент.
- В религиозном искусстве форма продиктована содержанием. Каждая сура — глава (в Коране 114 сур) рассказывает историю пророка Нуха — библейского Ноя.
- Ислам зародился в Саудовской Аравии, где финик — это хлеб пустыни. Основа рациона питания самых широких масс населения.
- Макет мечети, выполненный из золота и серебра, получил несколько наград на международных выставках.