Кунсткамера в санкт-петербурге: адрес, как добраться, карта

Шокирующее свойство

Сразу хочется отметить, что дети и взрослые получают совершенно разные впечатления от выставленных экспонатов. Если достигшим 21-летней отметки экспонаты покажутся просто «прикольными», то детям до 14 лет некоторые моменты могут показаться просто шокирующими

Не факт, но стоит на это обратить внимание

На экскурсию можно потратить от 40 минут до 3 часов, всё зависит от вашей любознательности и ретивости. Советуем воспользоваться услугой экскурсовода. Даже не так! Стоит, для начала, прочесть краткий экскурс в историю, потом пригласить экскурсовода, а уж потом вдумчиво обойти все экспонаты и пошевелить «серым веществом», осознавая «что» и «откуда» берётся. А информации для размышления, уж поверьте, будет предостаточно!

Конечно, для беглого ознакомления с экспонатами хватит и получаса, но в этом случае вы рискуете остаться с впечатлением «массы колбочек с чем-то непонятным и массой этнических шкурок». Если же погрузиться в экспонаты «с головой», то можно почерпнуть бесконечное количество бесценной информации, которой не зазорно будет поделиться с друзьями. Заинтриговали? Тогда, вперёд за знаниями!

Экспонаты

В коллекцию кабинета искусств входят антропологические, этнографические и археологические экспонаты. Это и старейшая анатомическая коллекция Рюйша, и собрание монстров петровской эпохи, и материалы, привезенные из более поздних экспедиций со всего света. Коллекция интереснейшая, рассказывать о ней можно бесконечно долго. Вот подборка экспонатов, которые вызывают наибольшее любопытство, удивление и даже страх у посетителей.

  • Голова Марии Гамильтон, камер-фрейлины Екатерины I и фаворитки Петра Великого. Необычна судьба этого жутковатого экспоната. Обвиненная императрицей в краже драгоценностей, а впоследствии – в детоубийстве леди Гамильтон получила смертный приговор. Вскоре его привели в исполнение. И только через полвека в подвале Академии наук обнаружился стеклянный сосуд с двумя заспиртованными человеческими головами, принадлежавшие Марии Гамильтон и Виллиму Монсу, рассказ о котором будет далее. История экспоната завершилась не менее странно: он исчез при весьма странных обстоятельствах, а в краже обвинили английских моряков. Подробности этой загадочной истории рассказывают посетителям хранители Кунсткамеры.
  • Восковые фигуры. Петр I всегда интересовался аномалиями человеческой природы и их причинами, поддерживал связи с зарубежными анатомами и приобретал разнообразные натуральные экспонаты. А если приобрести их не удавалось, выполнялись восковые копии. Так в России научились делать восковые фигуры. Яркие образцы обязательно стоит рассмотреть в музее.
  • Кабинет М.В. Ломоносова в башне Кунсткамеры – это единственное сохранившееся в Санкт-Петербурге помещение, помнящее звук шагов великого ученого. К слову, его вклад в развитие музея огромен. Ломоносов занимался описанием и систематизацией экспонатов. Сегодня очень любопытно взглянуть на арсенал инструментов ученого XVIII столетия: книжные фолианты, реторты, глобус. Атмосфера эпохи воссоздана в мельчайших деталях.
  • Животные. В коллекции Кунсткамеры собрано множество различных животных. Многие из них так же, как и человеческие экспонаты, демонстрируют различные уродства и аномалии.
  • Готторпский глобус – один из символов Кунсткамеры. Это точная копия глобуса, который Петр I получил в подарок от гольштейнского герцога Карла Фридриха и который сгорел во время пожара в 1747 году. Чем так примечателен этот экспонат? Его размеры таковы, что внутри установлен стол, а на стоящей рядом скамье могут одновременно уместиться 12 человек. Внешняя сторона шара представляет собой физическую карту миру, а внутри него можно наблюдать карту звездного неба.
  • Голова Хаджи Мурата – еще один жутковатый предмет в анатомическом отделе Кунсткамеры. Попал он в музей в середине ХХ века из Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. Голову горского воина, бывшего ближайшим сподвижником имама Шамиля во время Кавказской войны, неизвестные отсекли после его гибели и отправили в северную столицу.
  • Голова Виллима Монса, приближенного к царской семье фаворита, как и Мария Гамильтон. Его казнили по приказу Петра за любовную связь с императрицей Екатериной I. Голову можно увидеть в экспозиции.
  • Уроды. Центральное место музея занимает первая естественнонаучная коллекция, куда и стремится попасть большинство туристов. Осмотреть ее можно на втором этаже Кунсткамеры. А вот сфотографировать на память не получится, фотосъемка здесь строго запрещена. Что может здесь заинтересовать? Аномалии человеческого тела: великанов и карликов, близнецов, сросшихся животами, головами, спиной, тазом, двуликих уродов, людей с одной ногой, заячьей губой, не разделенным головным мозгом и так далее. Во времена Петра Великого, который и сам увлекался анатомией и хирургией и даже проводил несложные операции, монстров изучали анатомы. Для этого в нижнем этаже Кунсткамеры был создан Анатомический театр.
  • Дети-уродцы – заспиртованные и забальзамированные тела новорожденных, имеющие аномалии развития. Собранным в одной из комнат Кабинета редкостей эмбрионам с двумя головами, хвостами, несколькими пупами почти триста лет. И все это время эмоциональный отклик посетителей не ослабевает.

Экскурсии

Кунсткамера в Санкт-Петербурге предлагает посетителям различные экскурсионные программы. Для детей предусмотрен специальный вариант, включающий знакомство с естественнонаучными коллекциями.

Посетив залы, посвященные различным народностям, ребенок познакомится с особенностями их культуры, быта, а также с уникальными гравюрами, украшениями, предметами культовой и повседневной одежды, узнает много новой и познавательной информации.

В кунсткамере СПБ организовываются следующие виды программ:

  • классические обзорные экскурсии, в ходе которых можно познакомиться с основными экспозициями антропологического музея и посетить большинство заслуживающих внимания залов;
  • знакомство с Готторпским глобусом, который является одним из первых экспонатов кунсткамеры. Когда-то он считался самым большим планетарием-глобусом в мире. Сегодня его можно лицезреть воочию, купив билет на право посещения 4-5 этажей музея;
  • тематические экскурсии, посвященные традиционной культуре народов мира. Посетив такую экскурсию можно узнать о самых древних формах религии (тотемизм, анемизм), способах обработки дерева, камня и других материалов, кулинарных предпочтениях и особенностях построения жилищ;
  • экскурсионные программы из цикла «Ветер странствий», рассказывающие о великих путешественниках и первооткрывателях, а также о Русской Америке и этапах ее освоения.

Для школьников кунсткамера в Петербурге предлагает ряд познавательных экскурсий, на которых они смогут познакомиться с достижениями китайской цивилизации, японской культуры, узнать много нового о представителях первобытного общества, астрономии, астрологии и прочих дисциплинах. Существуют даже специальные квесты, в которых дети отыскивают слонов, слоняясь по музею и набирая игровые баллы для грандиозной раздачи слонов.

Работа с детьми

Петербургский музей этнографии проводит занятия не только со школьниками, но и с детьми младшего возраста. Дошкольники и учащиеся начальных классов могут поиграть в индейцев, научившись языку жестов и вызову дождя вместе с шаманом Пуэбло. Много интересного ребят ждет на занятиях, посвященных особенностям празднования китайского нового года Они могут принять участие в настоящих танцах с драконами.

Важно! Для самых смелых есть возможность принять участие в постановке, основанной на сюжетах индийских сказок, поиграв при этом на настоящих музыкальных инструментах и примерив пари и сари

Здания и интерьер Кунсткамеры

В 1887 году к основному зданию Кунсткамеры сделана пристройка — Музейный флигель

Обе постройки были выполнены в одном стиле петровского барокко, который является важной частьюрусской культуры. Изучение истории будет неполным без упоминания разнообразия архитектурных направлений, которыми богата Россия

Каждое время имеет своё характерное лицо.

Главное здание целенаправленно построено для музея, сейчас оно представляет собой один из самых старых памятников архитектуры. Интересна задумка, согласно которой башня представляетсобой своеобразную модель Солнечной системы. Место под постройку выбирал сам Петр I, не обошлось без него согласование окончательного проекта. Здание состоит из двух одинаковыхкорпусов, между которыми есть соединение в центре, посередине него находится башня с верхушкой в форме сферы.

Первоначально многие конструкции были выполнены из дерева, к их уничтожению привели многочисленные пожары. После восстановления они деревянные элементы заменялись на изделия изболее современного материала. После крупного пожара 1747 года была значительно усовершенствована внутренняя отделка. Спустя 10 лет художник Джанни сделал свою известную лепнину. Примерно в это же время интерьер украсили горельефы скульптора Павлова.

Внутреннее оформление привлекает ничуть не меньше представленных в музее экспонатов. Многочисленные скульптурные композиции и бюсты известных ученых здесь повсюду, что являетсясвидетельством выполнения первоначальной цели Кунсткамеры — служить науке. Каждый зал обладает своими особенностями, интерьер соответствует духу представленных экспонатов. Например, посвященные традиционным культурам и быту разных народов коллекции оформлены в соответствующем стиле, вплоть до подбора цвета.

Наибольшую славу музею принесла коллекция уродств и странностей, она отталкивает и притягивает одновременно. Здесь можно увидеть сиамских близнецов, животных с несколькими головами, странные формы тел. Далеко не всем под силу досмотреть представленные здесь экспонаты до конца. Программа музея разнообразна, здесь есть и научные исследования, и развивающие занятиядля детей.

Кунсткамера

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) — один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1.2 млн. единиц хранения. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г. 

Кунсткамера

Когда речь заходит о Кунсткамере, то первая возникающая ассоциация у современного человека, что это коллекция чего-то аномального, собрание «уродов», или «монстров». Не таким было восприятие музея на Васильевском острове человеком XVIII в.

Музей оказывался не только собранием предметов, но и вместилищем знаний человека о мире и о нем самом.

Всё это: и музейные экспонаты, и ранее неведомая простому русскому человеку наука, и даже инструменты, которыми добываются новые знания, — всё было собрано в одном специально построенном здании, которое и сейчас сохраняет свое название — Кунсткамера.

В музее сосредоточивались образцы иностранных и российских руд и минералов; здесь изучались флора и фауна России; сюда были привезены из экспедиций предметы быта, верований разных народов России, а позднее и всего мира, находки из «древних могил», то есть все то, что положило начало развитию наук этнографии и археологии.

Кунсткамера

Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН — это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук.

Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII — XX вв. МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ и включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

1 января, 9 мая, 31 декабря.

Санитарный день — последний вторник месяца.

Стоимость билетов:

  • взрослый 300 рублей;
  • льготный 150 рублей.
  • День бесплатного посещения для индивидуальных посетителей — третий четверг месяца c сентября по апрель. Бесплатный билет можно получить в кассе музея.

Узнать подробности можно на официальном сайте: http://kunstkamera.ru/

На нашем сайте вы узнаете всё необходимое про кунсткамера. Куда-СПБ — это интерактивная афиша самых интересных событий Санкт-Петербурга.

Куда-СПБ в курсе всех событий, которые пройдут в Санкт-Петербурге . Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Архитектура и первые экспонаты Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Начиналось все с Петра Великого, который от природы был человеком очень любознательным и прогрессивным монархом. Когда правитель увидел на Василевском острове странную кривую березу, вросшую в другое дерево, у него зародилась идея создать музей, в котором были бы собраны экспонаты с разными природными отклонениями. В 1714 году по его приказу в Петербург из Москвы привезли первую собранную Петром коллекцию редкостей, которая и стала основой музея Кунсткамеры. Первую коллекцию разместили в Летнем дворце.

Посещая европейские страны в 1697 – 1698 годах, Петр стал собирать коллекции разных редкостей, а также инструменты, приборы, материалы, книги и т.д., все, что представляло для него интерес. Эти экспонаты в будущем были помещены в Кунсткамеру, первый российский естественно – научный музей.

  • От Индии до Норвегии: 5 удивительных библиотек со всего мира
  • Город мечты Чикаго: архитектура, лофты и кирпич
  • Горный домик со всеми удобствами и дивным видом… Ах!
  • 10 сооружений для адреналинозависимых
  • В чем хитрость центрального парка в Нью-Йорке?
  • Топ-10 самых высоких небоскребов мира
  • Город Ронда парящий в небесах
  • Музей цифрового искусства Mori Building: пространство без границ

Возник вопрос строительства специального здания для музея и рядом возведения палаты Санкт-Петербургской академии наук и библиотеки на Стрелке Васильевского острова.

В 1718 году был заложен фундамент здания «палат», разработан проект будущей Кунсткамеры и в дальнейшем руководил строительством архитектор Георг Маттарнови (немецкий архитектор и скульптор). После возведения фундамента с 1719 по 1724 гг., строительством занимается Гербель — один из первых архитекторов Санкт-Петербурга.

Он внес свои изменения в проект Маттарнови: крыша стала более высокой, введены крупные барочные фронтоны, к невысокой башне с балюстрадой присоединен еще один ярус с куполом — по примеру трехъярусной башни с куполом Монетного двора архитектора Шлютера (представитель раннего барокко в Германии). Еще один плотничный мастер Х. ван Болес (голландец) разработал  проект столярных и металлических изделий купола.

В 1722 году закончили возведение стен Кунсткамеры и устройство кровли, затем с 1723 по 1724 годы велась отделка внутри помещений, и устанавливалось музейное оборудование. Петр не дожил до окончания строительных работ.

С 1729 по 1735 год русским архитектором Земцовым проводились окончательные работы по строительству музея в стиле петровского барокко, здание состояло из двух 3-этажных корпусов, соединённых барочной многоярусной башней с куполом. Оба фасада Кунсткамеры — и южный, и северный парадные.

Еще до завершения всех строительных работ в Кунсткамеру в Санкт-Петербурге были завезены экспонаты, собранные Петром: чучела экзотических животных, заспиртованных уродцев в колбах, анатомические инструменты, редкие археологические находки и другие. Но в этой коллекции были и живые «экспонаты» — при музее стали жить карлики, великаны, уродцы. В 1728 году состоялось открытие Кунсткамеры и библиотеки.

Михаил Ломоносов — основатель Российской Академии наук и Московского университета работал в музее с 1741 по 1765 год. Он открыл первый планетарий в башне музея и астрономическую обсерваторию.

В Круглом зале Кунсткамеры находился, подаренный Петру огромный академический глобус, который он привез из немецкого города Готторп в 1717 году. В диаметре глобус достигал свыше трех метров, и представлял собой полую вращающуюся сферу. Снаружи на нем изображена поверхность земли, внутри — звездное небо и скамейка для слушателей на 10 – 12 человек с преподавателем.

Коллекция музея всегда пополнялась учеными, которые привозили из разных стран археологические находки, минералы, интересные растения.

В 1830-х годах Кунсткамеру из-за скопившегося большого количества экспонатов разделили на несколько музеев (Зоологический, Ботанический, Минералогический, Этнографический), которые в дальнейшем переехали в отдельные здания. Сегодня Кунсткамера — один из наиболее посещаемых музеев в мире.

История Кунсткамеры

Что означает это слово — «кунсткамера»? Оно произошло от немецкого Kunstkammer, что означает «кабинет редкостей». Так называли место хранения коллекций редких вещей, которые обладали исторической, научной или художественной ценностью. Это слово относилось и непосредственно к самой коллекции.

Петербургская Кунсткамера была основана в 1714 году Императором Петром I. Из исторических архивов известно, что российский государь много учился наукам и медицине, знал несколько иностранных языков, путешествовал, а потому мог воочию наблюдать зарождение эпохи Просвещения в Европе.

Понимая, что Россия не должна отставать от других стран, за годы своего правления он провел реформы, затрагивающие чуть ли не все сферы жизни. Реформа образования была одной из них, и она поспособствовала открытию школ, продвижению грамотности населения, созданию Академии Наук, библиотек и музеев. Любознательность Петра проявилась не только во внутренней политике, но и в личном увлечении. Из своих путешествий он привозил разные интересные вещи, покупал природные редкости, книги, приборы и оружие.

Первый российский император вообще был известный забавник. Для хранения всех этих диковинок и был создан «государев Кабинет», который последователи Петра Великого столетиями дополняли интересными объектами со всего мира. До наших дней он не только сохранился, но и превратился в полноценный музей — Кунсткамеру. К слову, самый первый музей в России.

Сегодня поход в Кунсткамеру — это кругосветное путешествие. Ее коллекция разделена на экспозиции по частям света: Северная и Латинская Америки, Африка, Ближний и Средний Восток, азиатские регионы. Прогулки по коридорам позволят «заглянуть» в каждый из этих уголков планеты, познакомиться с коренными жителями, узнать, из чего состоял их быт. И не только это.

Список самых интересных экспонатов Кунсткамеры

Все знают, что в музее находятся заспиртованные уродцы, но даже на их фоне есть удивительные и неповторимые экземпляры. Зачастую они интересны не только своей внешней особенностью, но и историей, которую хранят уже века. К сожалению, сейчас не все экспонаты доступны для глаз посетителей.

Голова Марии Гамильтон в Кунсткамере

Девушка была фрейлиной Екатерины и любовницей Петра I. Но, роман продлился недолго и царь быстро остыл и заменил ее другими девушками. Мария всеми силами пыталась вернуть его расположение и, чтобы вызвать ревность стала любовницей денщика Ивана Орлова. Она была трижды от него беременна, но дети не увидели жизни. Две беременностей она прервала с помощью таблеток, а третьего младенца задушила.

Петр I узнав о таких делах своей бывшей пассии, приказал ее казнить, а отрубленную голову заспиртовать и поместить в Кунсткамеру, где она была экспонатом на протяжении 50 лет. Сейчас увидеть ее невозможно, голова Марии Гамильтон была захоронена.

Голова Монса

Голова любовника Екатерины I появилась в музеи, после того как император узнал об интрижке жены на стороне. Хранилась она в одном месте с головой Гамильтон. По легендам говорится, что изначально голова была поставлена в спальню Екатерины, в наказание за измену. Спустя несколько дней, она бросилась на колени к мужу и простояла так 3 часа, вымолив тем самым прощение.

В 80-е годы была попытка отыскать голову Монса, но она не увенчалась успехом. Есть версия, что по приказу Екатерины II она была захоронена в земле.

Глобус в Кунсткамере

В 1650-1664 годы в Готторпском замке ученый Адам Олеариус создал гигантский глобус, его диаметр составлял 3,11 метра. Внутри располагался планетарий. Петр I о необычном устройстве узнал в 1713 году и загорелся идеей заполучить его в свою коллекцию диковинок.

Доставка заняла 3 года, к сожалению, оригинал сильно пострадал во время пожара. Русским умельцам удалось его полностью восстановить и сейчас он находится на 5-ом этаже Кунсткамеры.

Череп Хаджи Мурата

В Кунсткамере располагается еще одна необычная голова. Хажи Мурат главный герой романа Льва Толстого, существовал на самом деле. И его череп находится в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, в Санкт-Петербурге. Хаджи-Мурат участвовал в войне на стороне России против имама Шамиля — преемника Гамзата.

Тело Мурата было похоронено в селении Тaнгыт в Гахском районе (Азeрбайджaн), а голова была отрезана «неизвестным». Ее, как свидетельство смерти Мурaта, отослали сначала в Буйнакск, где располагался штаб Кавказской армии России, а затем, заспиртовав, отправили в Тифлис, где показывали, как диковинку, в анатомическом театре.

Затем голову отвезли в Санкт-Петербург, где ее с интересом осмотрел император Николай I, а затем её сохранностью занялся  Н. И. Пирогов. Затем следы останков терялись, пока в 1959 году его череп случайно не нашли работники Военно-медицинской академии. В этом же году череп был передан в Музей антропологии и этнографии, где его как «экспонат №119» выставляли в экспозиции.

В 2001 году  останки Хаджи Мурата были убраны из экспозиции музея в запасники. Сейчас ведется разговор о захоронении головы и останков тела в одной могиле.

Скелет великана

В апреле 1717 года во время посещения Франции Петр I увидел человека, рост которого его поразил. Царь уговорил француза приехать в Петербург и сделал его своим выездным лакеем. Ростом француз был 227 см. В 1724 году Николай Буржуа умер, и его скелет был передан в Кунсткамеру.

После смерти Буржуа был изготовлен манекен, имитирующие его фигуру и обтянутый его же кожей. Правда, череп пришлось взять у другого человека. Подлинный сгорел во время пожара в 1747 году.

Неординарный музей современности

В 1747 году здание Кунсткамеры охватил пожар. Среди затронутых пламенем предметов — немалое число книг и вся этнографическая коллекция — пострадали и анатомические препараты. И только к 1766 году после продолжительно ремонта и восстановления уничтоженных коллекций Кунсткамера вновь открыла свои двери посетителям. А в 1903 — в год 200-летия со дня основания Санкт-Петербурга — Кунсткамере дали новое имя, которое она носит и по сей день — «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого».

Сейчас анатомический кабинет представляет огромный научный интерес для студентов-медиков, а также является популярным местом у любителей «необычных» музеев и адреналинщиков. И, правда, картинные галереи можно найти практически в любом туристическом городе — их столько, что невозможно сосчитать! А сколько вы знаете музеев с анатомическими препаратами?

Вот уже почти 300 лет в Санкт-Петербурге хранится одна из величайших коллекций наших дней, которая насчитывает 915 предметов и размещается в одном из залов второго этажа в здании на Университетской набережной. Экспонаты здесь хранятся под двойной «броней» — колбы с заспиртованными «образцами» защищают толстые стекла огромных шкафов, в которых тесными рядами выставлены диковины. Помимо коллекций раковин и морских моллюсков наиболее интересными представляются склянки с аномальными младенцами или их частями. И как ни ужасно это звучит, но это действительно интересно! Здесь есть и зародыши, и уже родившиеся умерщвленные детки с различными пороками — сращенными глазами (циклопия); отсутствующими или недоразвитыми конечностями (амелия); с хвостом, как у русалки (сиреномелия) и другими.

Противоречивые чувства вызывает это «кладбище монстров» — и отвращение и любознательность одновременно. Но если вы все же сможете перебороть первое, то, поверьте мне, второе окупиться вдвойне. После такого «незабываемого» экскурса в «практику» аномалий приходит опустошение, а все мысли куда-то разом исчезают — да и о чем могут быть эти мысли? Здесь не о чем думать. И самое главное — не следует забивать свою голову глупостями. Кунсткамеру посетили? Поставим очередную галочку в свой список «неординарных» музеев мира и на этом закончим.

История создания

Идея создать Кунсткамеру пришла Петру I на закате XVII века, когда он посещал Голландию и Англию. Там он увидел кабинеты редкостей, которыми очень восхищался. Интересны были не только предметы культуры, искусства и быта, но и анатомия – наука тогда новая, а для России и вовсе неизведанная.

Под впечатлением своего путешествия Петр I по возвращении на родину начал обустраивать свой кабинет редкостей. Он был перенесен в Петербург одновременно с присвоением ему столичного статуса. Поместили коллекцию в людские палаты (Летний дворец). Именно тогда появилось название Кунсткамера, что в переводе с немецкого буквально означает «комната искусств». Произошло это в 1714 году – эта дата официально считается годом основанием музея.

Петр I повторно посетил Голландию и оказался в музее Альберта Себа, с которым уже вел переписку о покупке его коллекции. Куплена она была полностью и перевезена в Кунсткамеру.

В дальнейшем коллекция регулярно пополнялась, поэтому потребовалось помещение больших размеров. Построить его решили на стрелке Васильевского острова. На время собрание переместили в Кикины палаты – бывший дом боярина Кикина, который провинился перед царем.

Возведение современного здания Кунсткамеры заняло 16 лет (1718-1734 годы). Музей разместили в его восточном крыльце, среднюю часть отвели под Анатомический театр, башню для Готторпского глобуса и обсерватории. Западную часть здания заняла Академия наук, где работал Ломоносов.

Трагическим для Кунсткамеры был декабрь 1747 года, когда из-за пожара была уничтожена башня здания и Готторпский глобус – позже его восстановили.

Реконструкция башни здания

К 30-м годам XIX века коллекция Кунсткамеры значительно возросла, поэтому приняли решение о создании нескольких музеев – Зоологического, Ботанического, Этнографического, Минералогического.

История Кунсткамеры и первые естественно-научные коллекции

Когда в составе российского посольства будущий реформатор империи впервые посетил Европу, ему было 25 лет. Тогда же он и увидел подобные кабинеты диковинок — «куншты». Свою первую коллекцию Петр и собрал в Европе, скупая как отдельные предметы, так и целые собрания. Вначале все это составило основу «государева кабинета». При переезде новой столицы из Москвы в С.-Петербург, «государев кабинет» обустраивают в Летнем дворце. Но количество экспонатов оказывается огромным, для присмотра над ними выделяется специальный штат и помещение. Его-то и называют «куншткамерой», или «комнатой редкостей». С тех пор, 1714 год так и считают днем рождения первого естественного музея в России – Кунсткамеры.

В отведенных для этого дела Кикиных двухэтажных палатах Петр повелевает всю коллекцию надлежащим порядком расставить и пускать смотреть всякого интересующегося, рассказывая ему толком и показывая предметы. Здесь же в палатах размещают и личную 15 тыс. библиотеку императора. Указом самодержца Кунсткамера быстро обрастает новыми экспонатами – со всех концов страны несут, везут, шлют разные диковины – от растений, животных, камней, до старинных предметов быта и культуры.

     

Кроме этого, в Кунсткамере жили и живые «монстры», которых также демонстрировали зрителям. Это были люди-уроды, с сильно выраженными различными внешними патологиями или изъянами. Например, карлик ростом в 1,26 м с двумя пальцами как на руках, так и на ногах. Этого живого экспоната звали Фома. Другой, напротив, был великаном. Его Петр лично привез, следуя тогдашней европейской моде на придворных уродцев. Рост этого великана был 2,27 м, звали его Буржуа.

После смерти его скелет также становится музейной диковинкой. Разумеется, что все эти таинственные природные аномалии, которые не могли быть объяснены человеком того уровня знаний, порождали тьму россказней, легенд и сказок. Так, например, когда после пожара 1747 года пропадает череп того самого Буржуа, на его место устанавливают другой, подходящий по размеру. Тогда и пошла гулять легенда, что по ночам в Кунсткамере ходит призрак этого монстра в поисках своей «настоящей» головы.

Легенды об идолах во дворе Кунсткамеры

  • Во дворе Кунсткамеры нельзя говорить неправду, иначе последует кара. Именно поэтому многие девушки сюда приводят возлюбленных, чтобы узнать правду о его чувствах. Место это немноголюдное и поэтому здесь удобно выяснять отношения
  • Когда каменных идолов решили переместить в другой место, все деревья вокруг завяли и чтобы не гневить богов, скульптуры вернули на их прежнее место
  • Если посмотреть внимательно, увидим, что листья стоящих рядом деревьев тянутся к центру фигуры, образованной статуями. Видимо, мистический центр  расположен в центре этой фигуры
  • У одного из сотрудников музея сын был болен раком. От отчаяния он пришел к идолам, разрезал себе палец и окропил лик одного из богов. Через несколько дней его сын пошел на поправку
  • Почитатели идолов дали им имена. Они считают, что скульптура с двумя веретенами в руках — соляная женщина Уиштосиуатль, жена бога смерти Миктлантекутли и старшая сестра бога дождя Тлалоки. Недалеко от нее находится бог созидания по имени Тлоке-Науаке, а рядом — бог сева и весеннего цветения Шипе-Тотек, в жертву которому ацтеки приносили ободранную человеческую кожу.

Кунсткамера

Чем знаменита Кунсткамера?

Кунсткамера является своеобразным символом естественных наук в России. Возникновение музея прекрасно вписалось в планы Петра сделать Петербург городом просвещения. Спустя десять лет после открытия правитель учредил Академию наук, в ведение которой и был передана коллекция. Кунсткамера быстро стала местом образования и научных изысканий. Здесь работал и М. В. Ломоносов. Ученый оставил после себя полное описание коллекции минералов. С Кунсткамерой связаны и другие имена – Н.Н. Миклухо-Маклая, В. В. Струве, Д. А. Ольдерогге и других.

Неуклонный рост числа экспонатов привел к необходимости разделения Кунсткамеры на несколько музеев — антропологии, зоологии, этнографии. Этот исторический момент отмечен и в сегодняшнем названии учреждения — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Тем не менее, для многих он остается местом скопления различных диковинок.

Что нужно посмотреть в Кунсткамере?

@klekli

Основу экспозиции составляет личная коллекция Петра, которую он начал собирать еще в поездке по Европе, насмотревшись на кабинеты редкостей в Великобритании и Голландии. Сейчас в Кунсткамере выставлены в том числе предметы быта и культур народов мира – от африканцев до японцев. Значительна и коллекция, которую Миклухо-Маклай привез из Океании.

Особой популярностью у посетителей пользуется Готторпский глобус

– шар, в который можно залезть и рассматривать звездное небо на внутренней стороне сооружения. Его диаметр составляет три метра, поэтому человек может даже лечь внутри.

Одним из ценных экспонатов является скелет Николя Буржуа

, телохранителя Петра Великого. Рост мужчины превышал 220 сантиметров, поэтому неудивительно, что после смерти император повелел выставить его в Кунсткамере. Пожар в музее уничтожил череп бедняги, пришлось прикрепить к туловищу голову другого мужчины.

Еще один не менее диковинный скелет – детский, с двумя головами

. Это один из первых экспонатов Кунсткамеры. Достался в дар от анатома из Голландии Фредерика Рюйша. Сиамские близнецы сохранились в анатомическом препарате, который ученый создал по собственной методике.

Выставленный на всеобщее обозрение бюст Андрея Боголюбского

интересен в первую очередь тем, что при создании впервые использовалась технология восстановления человеческого облика по черепу. Автор скульптуры, Михаил Герасимов, доказал, что владимирский князь имел монголоидные черты лица.

Фигура гейши

Морока О-Мацу появилась в Кунсткамере после поездки будущего императора Николая II в Японию. Молодой человек познакомился с девушкой в одном из заведений Киото и был ей очарован, о чем тут же сообщили императору Мэйдзи. Перед отъездом Николаю Александровичу вручили куклу – копию Мороки в полный рост. Император решил не оставлять подарок во дворце и передал его в музей.

@alexandradro1990

Здание Кунсткамеры

Изначально диковинки Петра разместились в Людских палатах Летнего дворца, однако места для постоянно растущей коллекции быстро стало не хватать. Так императору пришла в голову идея найти для экспонатов собственный «дом».

Кунсткамера стала первым музеем, здание для которого строилось специально. Первоначальная постройка выполнялась по проекту архитектора Маттарнови в стиле петровского барокко. Кирпич для строительства выписывали из Европы. После пожара от нее остался только остов, однако дом удалось восстановить практически в первоначальном виде.

Интересные факты

  • Вход в Кунсткамеру во времена Петра I являлся бесплатным. Государь считал посещение музея частью просветительского процесса, за который люди не должны отдавать деньги. Более того, всем пришедшим предлагали особое императорское угощение.
  • Один из самых интересных экспонатов музея – Готторпский глобус – сейчас выглядит не так, как при Петре. В XVIII веке объект сгорел, остался только каркас из металла. Позднее глобус-планетарий восстановили. Во времена Великой Отечественной войны он был похищен нацистами, но в 1948 году удалось вернуть экспонат на законное место.
  • Долгое время считалось, что после пожара 1747 года в Кунсткамере не сохранилось ни одного экспоната времен Петра. А потом в закромах музея нашлась китайская .
  • По легенде в Кунсткамере хранилась заспиртованная голова казненной любовницы Петра, Марии Гамильтон. Об этом стало известно из счетов Академии наук, показавших большой расход спирта. Однако голову найти так и не удалось: в музее её уже не было. Поговаривают, экспонат похитил кто-то из посетителей, предварительно использовав спирт по прямому назначению.
  • На сайте Кунсткамеры можно отправиться в виртуальный тур по музею. Это поможет быстрее сориентироваться в здании и понять, куда отправиться в первую очередь.

Время работы кунсткамеры в СПб

  • ПН – выходной;
  • ВТ-ВС с 10 утра до 6 вечера.

Последний вторник каждого месяца – санитарный день.

Приобрести билет можно в кассе, которая работает до 17:00 или же купить онлайн на официальном сайте. В этом случае вам не придется стоять в очереди. Стоимость для граждан России – 300 рублей. Также сюда можно взять экскурсию на Tripster.

Часто родители задают вопрос – “Со скольких лет можно посещать Кунсткамеру?”. Официально ограничений нет, пускают даже дошкольников. Помню меня в детстве водили в этот музей, не скажу, что было противно, мерзко или страшно.

Скорее всего, могу описать свои чувства как скука. Разглядывание причудливых экспонатов быстро надоедает ребенку. Дети начинают бегать, прыгать, плакать и ныть, что давайте побыстрее пойдем в другое место, в свое время я так “испортила” родителям посещение музея. По достоинству оценить Кунсткамеру смогла только после 18 лет.

Если собираетесь пойти с ребенком, то советую взять экскурсии, предназначенные для детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector