Линия сталина

Открытие «Линии Сталина» в Беларуси

Открытие комплекса состоялось 30 июня 2005 года в виде военно-исторической галереи под открытым небом. Музей этот занимает огромную площадь, около 26 гектаров. Здесь представлена крупнейшая экспозиция военной техники, артиллерии, оружия и авиации. Также здесь сосредоточено редкое собрание немецких, польских и российских бронеколпаков, которые сохранились со времён Первой мировой войны.

Основную композицию данного музея представляют так называемые ДОТЫ – это оборонительные огневые точки. В галерее «Линии Сталина» был возрождён ротный участок, два пулеметных ДОТа, и пункт наблюдения. Также здесь была создана проекция местности, полная система траншей и различных построек того времени. Необходимо отметить, что в Советском Союзе эту систему оборонительных построек «Линией Сталина» не называли. Такое название придумала иностранная пресса, в частности, немецкая.

Уникальность комплекса под Минском «Линия Сталина»

Культурно-исторический комплекс «Линия Сталина», находящийся под Минском является уникальным в том, что все его экспонаты являются оригинальными, на большинстве из которых имеются отпечатки от снарядов, пуль и обломков. Любой из них можно потрогать руками. Не всякий музей даёт такую возможность для посетителей. Довольно любопытным фактом является то, что местные гиды облачены в красноармейскую форму командиров и бойцов. Каждый посетитель по желанию может осмотреть любой экспонат изнутри, взять в руки боевое оружие, тем самым ощутив себя истинным защитником Отечества.

«Линия Сталина» притягивает как специалистов в области военной техники, так и обычных путешественников. Первые дополняют свои познания, другие же обретают ни с чем не сравнимые впечатления.

Отличительной чертой историко-культурного комплекса под названием «Линия Сталина» считается то, что здесь на всей территории возрождаются в реконструкциях истинные события прошлых лет. Здесь детально отражают битвы, которые происходили на территории Минского укрепленного района в июне 1941 года.

Огромное количество таких мероприятий проводят с участием военной артиллерии, авиации.

Технические ошибки и просчёты

По мнению большинства современных военных историков, УРы, возводившиеся в 30-х годах, ещё на момент своего сооружения были в техническом отношении устаревшими. Прежде всего, они не обеспечивали нужной глубины обороны, и, кроме того, недостаточно продуманным было расположение составлявших их узлов. Полностью отсутствовала противотанковая артиллерия. Конструкция же ДОТов – долговременных огневых точек, позволяла вести из них только фронтальный обстрел противника, что приводило к их скорому уничтожению.

Среди наиболее заметных недостатков УРов того периода отмечают их слабую броневую защиту, крайне низкий уровень всего внутреннего оборудования и полное отсутствие средств химзащиты. Ко всему прочему, эти сооружения, предназначенные для длительного пребывания в них гарнизонных войск, в большинстве своём не были оборудованы канализацией и не имели водяных скважин.

История «Линии Сталина»

Название «Линия Сталина» в СССР никогда не употреблялось для обозначения этих фортификационных сооружений — его применяли только на западе. Впервые оно было использовано в одной из статей латвийской русскоязычной газеты «Сегодня», а затем эта статья была перепечатана английской «Daily Express», после чего и получило широкое распространение заграницей.

Строительство оборонительных укрепленных районов (УР) в СССР началось в 1928 году под влиянием общеевропейской тенденции укрепления границ, навеянных Первой Мировой войной и аналогичными западными комплексами, такими как «Линия Мажино» во Франции и «Линия Маннергейма» в Финляндии. Сначала было построено 13 УР: Тираспольский, Рыбницкий, Могилев-Подольский, Летичевский, Новоград-Волынский, Киевский, Коростенский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Псковский, Кингисеппский и Карельский, а позже, в 1938 году, еще 8: Каменец-Подольский, Остропольский, Старо-Константиновский, Изяславский, Шепетовский, Слуцкий, Себежский и Островский. Самым крупным из них был именно Минский укрепрайон, к 1936 году состоявший из тридцати трех артиллерийских, 114 противотанковых и 401 пулеметных сооружений и простирался на 140 километров с севера на юг и на 3-5км в глубину.

Качество построек, мягко говоря, было плохим. Во первых, строительство велось по уже устаревшим к тому моменту проектам 7-10 летней давности. За этот срок армии значительно эволюционировали как в вооружениях, так и тактически. Во вторых, даже во времена Сталина в полный рост процветало воровство, и качество строительных материалов из-за этого ощутимо страдало. И в третьих, практически все работы приходилось проводить вручную из-за отсутствия необходимой строительной техники на местах. Вдобавок ко всему, планирование велось по старым картам 1913 года, на которых отсутствовали многие появившиеся важные объекты местной инфраструктуры, например, крупные оросительные каналы, сильно затрудняющие строительство и искажавшие первоначально задуманные фортификационные функции.

В конце 1938 года была проведена глобальная проверка укрепрайонов на «линии Сталина», обнаружившая огромное количество нарушений при строительстве. В актах проверок указывалось, что Псковский укрепрайон «не может быть занят войсками, так как до половины сооружений на 20-40 сантиметров заполнены водой, появившейся из-за неправильной оценки глубины грунтовых вод. В то же время водопровод не работает, электрооборудование УРов отсутствует, в жилых помещениях высокая влажность и спертый воздух, центры снабжения не построены, склады для продовольствия отсутствуют. Из-за неграмотного планирования УР их огневые сооружения не могут вести огонь на дальность более 50-100 м, так как местность имеет бугры, овраги и не вырубленные леса. Амбразуры ДОТов рассчитаны на применение пулеметов «Максим», но оборудованы станками неизвестной конструкции. Артиллерийское вооружение УР состоит из 6 устаревших полевых орудий 1877 года, к которым нет снарядов. Охрана территории УР не ведется — в ходе проверок комиссия неоднократно встречала местных жителей, проходящих в непосредственной близости от огневых сооружений для сокращения пути между поселками». Подобных характеристик были удостоены и остальные укрепрайоны на «линии Сталина» (источник — журнал «Российское военное обозрение»).

После расширения западных границ СССР, в 1939 году, было принято решение о консервации существующих укрепрайонов и начале строительства новых, названных впоследствии «Линией Молотова», но до начала войны их возвести так и не успели.

Есть мнение, что «Линия Сталина» была затем уничтожена по приказу самого Сталина, но это скорее пропагандистская легенда, чем правда. Вот здесь можно почитать интересную статью по этому поводу.

Вместо заключения

Как мы уже упоминали, этот музейный комплекс скорее является развлекательным коммерческим предприятием, чем действительно историческим музеем. Здесь большое раздолье для детишек — этого не отнять. Можно даже покататься на квадроциклах.

Сюда, несомненно, стоит приехать, если Вы с детьми — они получат массу впечатлений от ползания по танкам и окопам. Тут вполне комфортно гулять даже с малышом и коляской. Единственное место, где коляску пришлось перетаскивать вручную — самое начало осмотра, перед артиллерийским капониром — там просто лестница, на которую никак не заехать. Но мы, как «избалованные следопыты», вряд ли приедем сюда еще раз — есть масса гораздо более интересных и «живых» мест в Беларуси, о которых мы частично уже писали — например, та же Хатынь.

Кстати, здесь продают вполне достойные блинчики! Ценник, правда, слегка «кусается», по сравнению с обычным белорусским, но что поделать — раскрученное туристическое место.

Мы не раз встречали как большие «автобусные» группы иностранцев, так и маленькие, из 2-4 человек с индивидуальными экскурсоводами, явно заказанными на разных сервисах по бронированию экскурсий — просто подслушивали их разговоры.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Уже на обратном пути в Минск, в небе были замечены воздухоплаватели на ярких воздушных шарах, и не сфотографировать это великолепие было бы преступлением.

Итак, если Вас вдруг занесло в Минск, и есть свободных полдня-день, то вполне можно посетить «Линию Сталина», только еще раз повторимся — как рекреационную зону, а не как исторический музей.

Вперёд, на Запад

В сентябре 1939 года западная граница СССР ушла далеко на запад, а летом 1940 года, в связи с присоединением Прибалтики к СССР, примерно на пятьсот километров сократилась её протяжённость. В связи с переносом границы и под впечатлением сопротивления, оказанного финнами на линии Маннергейма, нарком обороны Ворошилов и начальник Генштаба Шапошников в январе 1940 года предложили Сталину сооружение линии укрепрайонов вдоль новой границы. Сначала было намечено построить девять УРов в присоединённой части Польши, после присоединения Прибалтики запланировали ещё четыре УРа в Литве. На юге эта новая линия должна была упираться в Карпаты, южнее же, на новой границе с Венгрией и Румынией, не предполагалось строить укреплений.

Протяжённость новой линии (западная пресса назвала её «линией Молотова»; к слову название «линия Сталина» тоже было неофициальным и использовалось почти только на Западе) должна была быть всего около 1300 км. Поэтому её предполагалось сделать практически сплошной.

К началу войны в июне 1941 года линия Молотова была готова, по оценкам, всего только на 15-20%. То есть никак. Потому что, как невозможно воевать на танке или самолёте с 20%-ной боеготовностью, точно также непригоден для боя и УР, готовый к бою настолько же. Все намеченные фортификации строились одновременно, а не последовательно. То есть, не было ни одного целиком готового оборонительного сооружения.

Киевский УР

Киевский
укрепрайон прикрывал подступы к Киеву с северо-запада, запада и юго-запада,
упираясь флангами в западный берег реки Днепр. Ширина по фронту – около 85 км, имел 24 артиллерийских
бункера, 184 пулемётных ДОТа, 12 командных бункеров.
С июля 1941 укрепрайон оборонялся 5 пулемётными батальонами, 2 гаубичными
артполками, 3 противотанковыми артдивизионами, 2 воздушно-десантнымибригадами, 2 артиллерийскими училищами,
полком войск НКВД, а также подразделениями двух стрелковых дивизий, отошедших с
запада.

Утром 11 июля
1941 на подступах к укрепрайону появились немецкие разведдозоры (13-й танковой
дивизии). Бои в юго-западном секторе укрепрайона начались с 3 августа. 7 августа немецкие войска
прорвали южный фас укрепрайона, подошли к пригородам Киева, но к 15 августа
были оттеснены частями советской 37-й армии (сформированной из войск,
оборонявших Киевский укрепрайон, под командованием генерал-майора А.А.Власова).

16 сентября главнокомандующий войсками Юго-Западного направления
маршал Тимошенко, располагавшийся со своим штабом под Полтавой,отдал устный приказ (по свидетельству Баграмяна)
оставить Киев и отходить на реку Псёл (200 км восточнее Киева),
поскольку не только Киевский укрепрайон, но и все армии Юго-Западного фронта
были почти окружены немецкими войсками. 17
сентября
1941 (в 23:40) Ставка Верховного Главнокомандования директивой №
002087 разрешила оставить Киевский укрепрайон и город Киев.

Стратегически важная, но трудноосуществимая задача

Следует сразу отметить, что в официальных документах такое название никогда не фигурировало. Впервые оно появилось в 1936 году в одной из русскоязычных латышских газет, затем было подхвачено западной прессой, и уже после этого термин «Линия Сталина» получил широкое распространение.

Согласно программе, предложенной Сталиным, предполагалось строительство цепи оборонительных сооружений по всей западной границе страны, протяжённость которой составляла 2 тыс. км. Поскольку создания непрерывной фортификационной линии не представлялось возможным по экономическим причинам, была принята концепция возведения отдельных укреплённых районов (УР) на наиболее важных в оперативном отношении участках.

Одновременно с Советским Союзом в 20-30 годах на территории финской части Карельского перешейка также возводилась мощная полоса оборонительных сооружений, известная как Линия Маннергейма. Сталин и Верховное командование РККА, хорошо осведомлённые о ходе этих работ, приняли решение соорудить аналог финского проекта, но в несравненно большем масштабе.

Однако реализация такой программы заключала в себе значительные сложности. Даже в сокращённом варианте она находилась на грани возможностей советской индустрии того периода. Немаловажным фактом являлось и то, что в 30-х годах шла массовая замена прежних руководящих кадров инженерных войск, состоявших ещё из офицеров царской армии, на новых молодых специалистов, в большинстве своём не имевших должного опыта и знаний.

Как добраться

Ввиду некоторой удаленности от Минска проще всего добраться до «Линии Сталина» на автомобиле или на такси — нужно ехать по трассе Р28 в северо-западном направлении в сторону Заславля.

Точный адрес: Минский район, д. Лошаны, 1, 31-й км трассы Минск-Молодечно.

Как доехать общественным транспортом:

  • Вариант 1

    Маршрутка:маршрутом «Минск-Молодечно» от станции Дружная на столичном ж/д вокзале — выходить на остановке д. Лошаны, рядом с которой и находится исторический комплекс.

  • Вариант 2

    Маршрутка:маршрутом «Минск-Красное» № 482 от пересечения Бобруйской улицы и Кирова (ходит нерегулярно).

  • Вариант 3

    Поезд:со станции «Минск-Пассажирский» электричкой «Минск-Друя» до ж/д станции «Беларусь» в г. Заславле.

    Такси:оттуда можно доехать на такси, «Линия Сталина» находится всего в 6 км от города.

Линия Сталина на карте

Зоны музея

На территории музейного комплекса по военным и довоенным чертежам воссоздан ротный участок укреплений, артиллерийский полукапонир с боевыми казематами, несколько пулеметных ДОТов.

Сегодня «Линия Сталина» включает следующие тематические площадки:

Боевой техники

Память военных лет

Подводя итоги минувшей войны, историки приходят к заключению, что снятая с боевого дежурства в 1940 году «Линия Сталина» (фото отдельных её объектов приводятся в статье), тем не менее, сыграла определённую роль в ходе первых и самых тяжёлых дней войны. На отдельных её участках продвижение врага удалось приостановить на срок от 2-3 дней до нескольких недель, что в обстановке боевых действий сыграло немаловажную роль.

В наши дни создан целый ряд мемориальных музеев на территориях бывших укрепрайонов, из которых состояла «Линия Сталина». Беларусь стала одной из первых республик бывшего Советского Союза, создавшей такой военно-исторический комплекс. К шестидесятилетнему юбилею Победы группой активистов был организован музей под открытым небом. Он находится в районе бывшего Минского УР, и его центральные экспозиции размещены в одном из сохранившихся до наших дней ДОТов.

Примеру минских активистов последовали жители другого белорусского города Заславля, открывшие 24 июля 2012 года памятник морским пехотинцам и морякам. Местом для его установки был также выбран один из участков историко-культурного центра «Линия Сталина».

День ото дня пополняются экспозиции уже существующих мемориальных комплексов и, наряду с этим, создаются новые. Так, в 2009 году открылись два музея боевой славы – в Псковской области и в Сестрорецке – муниципальном образовании, входящем в Курортный район Санкт-Петербурга. Этот мемориал, получивший название «Сестрорецкий рубеж», состоит из ДОТа, позывные которого в дни обороны Ленинграда были «Слон» (его так и стали называть в последующие годы), а также нескольких малых огневых точек. Этот укрепрайон также входил в общую оборонительную систему «Линия Сталина».

Как доехать до мемориального комплекса «Сестрорецкий рубеж»? Проще всего это сделать на электропоезде с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. Расписание поездов составлен таким образом, что даже в будние дни интервал между ними не превышает одного часа. Кроме того, можно воспользоваться маршрутным такси №305 от метро «Старая деревня» или №827 от «Проспекта Просвещения». Те, кто располагает личным транспортом, могут добраться до Сестрорецка по Приморскому шоссе. Расстояние составляет 36 км, и с учётом загруженности трассы дорога обычно занимает около 40 минут.

В 2014 году на экраны страны вышла четырёхсерийная документальная кинолента режиссёра Олега Четверикова «Линия Сталина». Фильм во всех подробностях повествует о строительстве этой уникальной, и не имевшей аналогов в мировой истории системы оборонительных сооружений. При его создании использованы многие архивные материалы, нигде ранее не опубликованные, и представляющие большой интерес для всех, кому дорога память военных лет.

Каменец-Подольский УР

Каменец-Подольский укрепрайон строился в 1938-41 годах.
Ширина по фронту – 60 км,
имел 159 сооружений. Размещалось 4 артиллерийско-пулемётных
батальона. С 5 июля 1941 – также 96-я горнострелковая дивизия.

7 июля 1941 Ставка Главного
Командования директивой № 00226 приказала командующему войсками Южного фронта:

«Из Каменец-Подольского
УРа снять вооружение и оборудование и гарнизоны
вывести на усиление обороны коридора между Летичевским
и Могилев-Ямпольским УРами
на участке Копай-Город, Ольховец.»

Этот рубеж
был на 80 км
восточнее Каменец-Подольского. По сводкам штаба
Южного фронта, из укрепрайона было вывезено 22 орудия (из имевшихся 102), 300
станковых пулемётов и 1,5 млн патронов (из имевшихся
11 млн). В директиве № 00319 (13 июля 1941) Ставка
Верховного Командования выразила своё недовольство этим фактом.

11 июля 1941 укрепрайон без боя пройден
венгерскими войсками.

Знаменитые оборонительные линии

В кампаниях начального этапа Второй мировой войны некоторые из укреплённых линий стали важными объектами ведения боевых действий. Самой мощной и знаменитой считалась французская линия Мажино, названная так по фамилии военного министра Франции, ставшего инициатором её сооружения. Линия Мажино была построена по последнему слову фортификационной техники. Французы не пожалели на неё бюджета, потратив 3 млрд. франков (1 млрд. тогдашних долларов), вместо того, чтобы расходовать эти средства на модернизацию своей армии и создание новых видов вооружения.

Линия Мажино прикрывала только непосредственную границу Франции с Германией. В ходе войны германские войска обошли её через территорию Бельгии. Линия Мажино оказалась совершенно бессмысленной в стратегическом плане. Вероятно, если бы немцы атаковали её в лоб, то французы могли держаться на ней долго. В июне 1940 года вермахт атаковал и прорвал линию Мажино на отдельных участках, но это произошло уже после падения Парижа, когда немецкие танковые дивизии зашли защитникам линии в тыл.

Прорыв линии обороны

Внезапное начало войны застало врасплох строителей, возводивших укрепления на новой границе, а также гарнизоны уже завершённых объектов. Недостроенная и плохо вооружённая линия обороны была прорвана немцами в течение первых же часов наступления.

В результате тысячи советских солдат и офицеров, лишённых возможности оказать сопротивление, оказались во вражеском плену. Кроме того, противнику досталось огромное количество строительных материалов, разнообразного снаряжения, боеприпасов и привезённого, но не установленного на огневых точках вооружения.

Усугубил тяжесть сложившейся обстановки приказ Генерального штаба, предписывающий войскам отступать к старой, основательно разорённой и полностью обезоруженной линии обороны. Такое решение командования явно свидетельствует о полном незнании действительного положения вещей и о том состоянии, в котором находилась тогда прежняя «Линия Сталина».

Танки противника уже 25 июня, то есть всего через три дня после начала войны, достигли укрепрайона, прикрывавшего путь к Минску. Поскольку все его объекты были законсервированы, согласно ранее отданным приказам, к бою он был непригоден, и попытки остановить немцев полностью провалились. Прорвав оборону, которую всё же пытались организовать части 13-й армии, фашисты устремились вглубь страны.

С интервалами в несколько дней пали Слуцкий, Полоцкий, Себежский и все прочие находившиеся на пути неприятеля укреплённые районы. Не смогли противостоять врагу также участки «Линии Сталина», расположенные в Киевском и Одесском военном округах. Их защитники после ожесточённых боёв также были вынуждены отступить.

Исключение составил лишь Карельский УР, защитникам которого удалось остановить вторжение финской армии. Придав войне позиционный характер, они продержались так до июня 1944 года, когда в ходе наступления, предпринятого войсками Ленинградского фронта, враг был отброшен за пределы страны.

«Объём работ был колоссальным»

Как отметил в беседе с RT доцент Государственного академического университета гуманитарных наук Дмитрий Суржик, появление Управления оборонительного строительства было продиктовано необходимостью форсировать решение вопросов, связанных с инженерным оборудованием западных рубежей СССР. По его мнению, в Москве осознавали неизбежность крупномасштабной войны.

«Учитывая протяжённость границ СССР и опасность вторжения со стороны Германии и её союзников, объём работ для нашей страны был просто колоссальным. Требовалось огромное количество стройматериалов, оборудования и вооружений. Естественно, всё это стоило чрезвычайно дорого и требовало невероятных усилий», — пояснил Суржик.

  • Схема расположения укрепрайонов, построенных в 1928—1939 годах

По словам эксперта, перед Советским Союзом стояла намного более масштабная задача по укреплению рубежей, чем перед Францией, построившей ранее линию Мажино, Германией — с линией Зигфрида и Финляндией — с линией Маннергейма.

Как отметил Суржик, фортификации на западной границе СССР создавались с учётом общемирового опыта. В частности, советские инженеры старались возводить протяжённые укреплённые линии таким образом, чтобы это не были изолированные сооружения.

Также по теме


От пулемётов — к пушкам: какую роль сыграли авиационные орудия в успехах ВВС Красной армии

9 февраля 1931 года руководство СССР поручило отечественным оружейникам создать крупнокалиберный авиационный пулемёт. В результате…

Новые инженерные системы с широким применением железобетонных конструкций строились с целью интеграции в гражданскую и военную инфраструктуру региона размещения. Подобный подход позволял более эффективно решать вопросы обеспечения продовольствием, водой, боеприпасами, вооружением и личным составом.

Ключевую роль в линиях обороны нового типа, именовавшихся «линией Сталина», играли так называемые укреплённые районы (УРы), в которых размещались долговременные огневые точки (ДОТы) с артиллерийскими орудиями и пулемётами, а также капониры и полукапониры (объекты для ведения флангового огня на расстоянии до 7 км).

Чаще всего УРы возводились вблизи крупных городов, где располагались ключевые промышленные предприятия и штабы соединений РККА. В процессе строительства «линии Сталина», в 1928—1939 годы, советские войска возвели более 20 укрепрайонов. Эти сооружения должны были стать первой линией защиты населённых пунктов, сдержать наступление врага. Наибольшее количество УРов было сосредоточено в Киевском особом военном округе.

Как свидетельствуют документы, первая попытка гитлеровцев прорваться к Киеву 13 июля 1941 года закончилась провалом. Наступавшие части 3-го моторизованного корпуса вермахта попали под плотный огонь пулемётов из ДОТов Киевского укрепрайона. Также противник подвергся чувствительным контрударам во фланг и был вынужден перейти к обороне.

Немцам пришлось остановить продвижение к столице УССР для более тщательной подготовки к штурму прилегающих к их позициям объектов «линии Сталина».

  • Последствия немецких обстрелов Киева в 1941 году
  • globallookpress.com

В результате сражение за Киев приняло затяжной характер: в целом эффективно обороняясь, Красная армия периодически переходила в контратаки, деблокировала окружённые врагом ДОТы и даже смогла освободить несколько населённых пунктов.

Успешные оборонительные действия в июле — августе 1941 года позволили подтянуть к городу столь необходимые для продолжения сопротивления резервы.

Ситуация для полумиллионного Киевского гарнизона резко изменилась в середине сентября 1941 года по причине поражений РККА на Юго-Западном фронте. Это позволило гитлеровцам практически полностью окружить столицу Украины. Чтобы не оказаться в котле, защищавшая город 37-я армия была вынуждена отступить на восточный берег Днепра, взорвав за собой мосты.

Автокемпинг «Привал»

Стоимость и условия:

  • цена за сутки — уточняется/>
  • имеется система, обеспечивающая водой, стиральная машина, душ, электропитание 220В, место для приготовления пищи в полевых условиях, кафе

Стоит ли ехать?

Однозначно — ДА! Если решили поехать на Линию Сталина, то лучше всего выделить для данного мероприятия весь день.

Вы увидите не только военную технику (танки, самолеты, вертолеты, ракеты, автомобили, пушки, бомбы и т.п.), но и бункеры, доты, траншеи и также многое другое. Также стоит учесть, что в этом музее под открытым небом есть много где походить и полазить (причем по самой технике тоже, да и покрутить есть что). Очень хорошо приезжать в хорошую погоду.

С едой проблем не будет, так как есть кафе, где, кстати, можно отведать настоящую солдатскую кашу. А если взяли еду с собой, так прямо в машине/на машине можно и покушать. Помыть руки и сходить в туалет — тоже проблем никаких не будет.

В сам музей вы въезжаете прямо на машине, тут же и оставляете машину на стоянке, после чего никуда далеко ходить не надо, так как сама стоянка находится возле танков, стрельбища и многого другого интересного. Да-да, вам не послышалось — стрельбища. За деньги можно пострелять из разного вида оружия. Конечно же с пушки не стреляют, но вот с противотанкового ружья (ПТРС), ППШ, АК, винтовки Мосина (трехлинейка) и другого оружия еще как стреляют. А если хотите еще большего адреналина, тогда можно покататься на танке, причем имеется для катания и знаменитый Т-34. Что же касается сувениров, то в киосках их много самых разнообразных.

Есть классная детская площадка, которая расположена прямо в центре и вокруг отлично видна техника и все красоты.

А вообще развлечений тут хватает. Все это долго описывать. Лучше приехать и все увидеть самим.

Время работы

  • Справки и заказ экскурсий по телефону (c 10:00 до 18:00):
  • +375 (17)512-12-33 (многоканальный)
  • +375 (17) 512-13-31 (факс)
  • +375 (44) 716-34-59 (Velcom)
  • +375 (44) 716-34-69 (Velcom)

Линия Сталина: цена билета

Цена билета на вход в музей Линия Сталина 10 бел рублей (~ 5 долларов) для взрослых и 5 бел руб (2,5 доллара) для школьников и студентов. Позже мы увидели приписку, что эта цена оказывается для граждан Беларуси, а для граждан России и СНГ стоимость посещения в 1,5 раза выше. Мы заезжали на машине с белорусскими номерами, поэтому платили как за граждан Беларуси, да и вообще я не видела, что бы у кого-то на въезде спрашивали гражданство и паспорт

Дополнительно по желанию оплачивается экскурсия по музею – 25 бел руб (12,5 долларов) за группу от 1 до 5 человек. Мы экскурсию не брали, возможно и зря, т.к. мне, как девочке, гулять по комплексу было не очень интересно, т.к. вся эта военная техника и сооружения мне ни о чем не говорят

На территории комплекса большая платная стоянка – 2 бел руб (1 доллар) за машину.

Въезд на территорию платный

Большая парковка

Так же за дополнительную плату на Линии Сталина можно

Пострелять и сфотографироваться с оружием. Один выстрел – 4 бел руб (2 доллара)

Вот на таких лодках можно покататься по небольшому озеру

А самое интересное, можно покататься на танке! Это не дешевое удовольствие. Стоимость катания на Т-55 – 600 бел руб (да, это 300 долларов) за группу до 10 человек, на танке ПТ-76 – 200 бел руб (100 долларов) за группу до 10 человек. Написано, что катают 20 минут. Но мы наблюдали катание группы людей на танке ПТ-76 – мне показалось, что их катали минут 10, не больше. Но желающих было много, даже за такую цену!

Катание на танке недешевое удовольствие!

Все хотят покататься на танке

Видео: катание на танке на Линии Сталина

 В кафе можно попробовать солдатскую кашу – 2 бел руб за порцию

Конечно же можно купить сувениры: магнитики и даже бюсты Сталина! Мы не покупали, мне бы не хотелось на холодильнике иметь магнит с танком.

Как я уже говорила, территория музейного комплекса Линия Сталина большая и поделена на несколько частей: экспозиция укрепрайона с ДОТами, командно-наблюдательными пунктами, окопами, озеро с переправой,  выставочная часть с военной техникой.

План схема (карта) территории музейного комплекса Линия Сталина

Мы провели в комплексе около двух часов, но посмотрели далеко не все.

Сперва мы мимо озера отправились в выставочную часть комплекса, где осмотрели самолеты-вертолеты, инженерную технику, инженерные сооружения, технику ПВО. Почти все экземпляры можно потрогать, а на некоторые даже залезть.

Сперва осматриваем вертолеты-самолеты

Фотографируемся на и около разных боевых машин и танков

Проходим мимо различных военно-инженерных сооружений

Осматриваем технику ПВО

Мост через озеро почему-то был закрыт и назад пришлось возвращаться опять мимо озера.

Проход по мосту через озеро закрыт. Жаль

Возле парковки большая площадка с боевой техникой и самое интересное: ДОТы, траншеи, окопы. Везде можно зайти, потрогать, полазить.

Я не люблю музеи, связанные с войной, даже в Киеве мое самое нелюбимое место в городе – возле родины-мать, там где военная техника. Но прогуляться по природе и подышать чистым воздухом очень даже ничего. А вот детям и мужчинам думаю будет очень интересно на Линии Сталина. Видели довольно много иностранных туристов, которые с интересом слушали экскурсовода и рассматривали технику.

А еще в музейном комплексе часто проходят разные празднования и военно-историческая реконструкция боев. Думаю, в такие дни интересно посетить Линию Сталина.

Если вы еще думаете, что посмотреть возле Минска, то музей под открытым небом Линия Сталина хороший вариант для поездки на пол дня. Рядом еще можно заехать в городок Заславль, но у нас почему-то не сложилось с этим городом. О нем расскажу как-нибудь в другой раз. Подписывайтесь на мой блог Go2Weekend.ru, что бы не пропустить все самое интересное. Внизу под статье есть форма подписки.

С консервацией поторопились

Линия Сталина к лету 1941 года была законсервирована, огневые точки демонтированы. Но фортификации ещё не были взорваны или срыты. Поэтому их можно было использовать по назначению, если заблаговременно разместить там войска и вооружение. К несчастью, немецкое наступление развивалось столь стремительно, что это удалось сделать только в отдельных пунктах.

Например, Киевский УР успешно оборонял столицу Украины от фронтального наступления немцев. Он пал только после того, как немцы глубоко обошли Киев с востока. В тех же летних сражениях 1941 года известную роль сыграли Мозырский, Коростенский и Новоград-Волынский укрепрайоны. Они, как и Кингисеппский на старой границе с Эстонией, были оставлены только в результате обхода немецких войск.

Один участок линии Сталина остался неприступным всё время войны. Это Карельский, на старой границе с Финляндией севернее Ленинграда. Впрочем, по некоторым свидетельствам, финский фельдмаршал Маннергейм не собирался отдавать своим приказ наступать там дальше старой границы.

Фильмы о Линии Сталина

Про «Линию Сталина» было снято несколько документальных фильмов, и пять из них мы предлагаем Вам посмотреть.

Первый — из серии «Искатели» под названием «Затерянный бункер» про Киевский УР, снятый российским Первым каналом.

Второй — об истории «Линии Сталина» на примере Тираспольского укрепрайона, показанный в 2013 году по телеканалу ТСВ.

Третий, снятый спутниковым оппозиционным польско-белорусским Белсатом «Линия Сталина: честь или позор?» («Лінія Сталіна: гонар ці ганьба?»), который больше рассказывает о самом музейном комплексе, чем о истории этих сооружений.

Четвертый фильм «Линия Сталина: трагедия Минского укрепленного района» телеканала «Звезда» подробно расскажет об истории конкретно Минского УР, о котором и написана наша статья.

Ну и пятый, тоже снятый «Звездой», посвящен полоцкому укрепрайону, который сыграл немаловажную роль во время наступления фашистских войск: «Линия Сталина: полоцкий рубеж».

Изменение линии границы СССР

В дальнейшей судьбе «Линии Сталина» существенную роль сыграл пакт, заключённый 23 августа 1939 года между правительствами Советского Союза и Германии. На основании этого документа уже в середине сентября Красной армией была занята значительная часть Польши. Тогда же, по результатам Финской войны, к СССР отошли Лапландия и Карелия. На следующий год к ним добавились прибалтийские государства – Эстония, Литва и Латвия. Затем последовали также часть Буковины и Бессарабия.

В результате столь значительных территориальных приобретений граница Советского Союза значительно отодвинулась – в отдельных местах на 400 км и более. Таким образом, в глубоком тылу оказались многие приграничные районы, а с ними и построенная ранее «Линия Сталина». Минск, Полоцк, Псков, Кингисепп и многие другие города, на подступах к которым сооружались УР, оказались отделёнными от государственной границы сотнями километров.

Минский УР

Минский
укрепрайон был самым мощным из советских УРов.
Занимая по фронту около 140
км (от истока реки Вилия на
севере до истока реки Неман на юге), прикрывал Минск с северо-запада, запада и
юго-запада. Имел 33 артиллерийских бункеров, 114 сооружений для противотанковых
орудий, 401 пулемётных ДОТов, 32 командных бункеров.

К 25 июня
1941 года Минский УР занимали четыре пулеметно-артиллерийских батальона. 26
июня укрепрайон заняли также 64-я и 108-я стрелковые дивизии и 49-й корпусной
артполк 44-го стрелкового корпуса 13-й армии. За линией укреплений разместилась
161-я стрелковая дивизия. На окраинах Минска располагалась 100-я стрелковая
дивизия.

26 июня между укреплениями северного
сектора Минского УРа беспрепятственно прошла немецкая
7-я танковая дивизия (из 3-й танковой группы Гота).

27 июня через центральный сектор
Минского УРа прорвались 20-я и 12-я танковые дивизии
(той же группы Гота), а через южный сектор Минского УРа
прошла 18-я танковая дивизия (из 2-й танковой группы Гудериана).

28 июня 1941 немецкая 20-я танковая
дивизия взяла Минск. Вечером этого дня советская Ставка Верховного
Главнокомандования издала директиву № 0068 командующему войсками Западного
фронта генералу армии Павлову:

«С целью разгрома подвижной группы
противника в районе Радошковиче, опираясь на Минский укреплённый район, силами 21 и
44 ск 28 и 29.06 нанести удар со стороны Молодечно на Красне, Радошковиче
и со стороны Минска на Ракув, Грудск,
Молодечно и, не допустив её отхода на запад,
уничтожить. Наступательные действия не прекращать и ночью.»

Очевидно,
советское верховное командование в Москве не имело понятия, что Минск уже взят
немцами, а остатки частей 21-го и 44-го корпусов находятся в окружении.

Далее в той
же директиве приказывается силами 47-го стрелкового корпуса «прочно занять и оборонять Слуцкий УР».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector