Мариинский театр, мариинский-2 и концертный зал в санкт-петербурге: сайт, билеты, фото, описание
Содержание:
Площадка фестивалей
Концертный зал Мариинского театра, афиша которого пестрит разнообразием, обладает особенностью — это способность его к трансформации. Этим обеспечивается возможность использовать сцену для различных постановок и мероприятий. Параметры зала таковы: вместимость — 1110 мест (здесь считается и хоровой ярус, при аншлагах его отдают зрителю), сцена вмещает 130 музыкантов.
Концертный зал, как и основная сцена Мариинки, регулярно проводит международные фестивали. Проходят здесь «Масленица», «Новые горизонты», «Звезды белых ночей», «Брасс-вечера в Мариинском». Под руководством Валерия Гергиева из четырнадцати участников в 2007 году образовался брасс-ансамбль. Это музыкальный коллектив, где музыка исполняется на медных (brass — «медь») духовых инструментах. Сюда относятся и инструменты, выполненные из серебра и латуни. Брасс-ансамбль стал очень популярен не только на нашей родине, но и за рубежом.
Интересные факты
- За сценой находится настоящий колокол, который звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией он был сброшен с одной из церквей Санкт-Петербурга и утоплен в Крюковом канале. Позже его подняли со дна и подарили Мариинскому театру
- Из царской ложи есть потайная дверь, ведущая к женским гримеркам. Этим потайным ходом могли пользоваться высокие особы, чтобы поприветствовать понравившихся им балерин. По преданию, таким же образом цесаревич Николай навещал свою фаворитку балерину Матильду Кшесинскую
- Во время реконструкции здания в 1970-х годах строители вскрыли оркестровую яму и обнаружили в ней слой битого хрусталя. Не разобравшись, для чего он нужен, они выбросили осколки. Позже выяснилось, что благодаря битому хрусталю улучшалась акустика зала
- Считается, что оперу лучше всего слушать с третьего яруса, где самая лучшая акустика, а балет лучше смотреть с первого яруса, отсюда хорошо просматривается рисунок
- В наше время любой желающий может купить билет в царскую ложу, если только эти билеты не забронированы и не выкуплены. Правда, стоят они значительно дороже остальных.
На сцене состоялись премьеры таких шедевров русской классики как «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и «Хованщина», были поставлены и представлены на суд зрителя оперы и балеты Чайковского.
В настоящее время Мариинский театр в Санкт-Петербурге требует ремонта. Вместе с тем, художественный руководитель Валерий Гергиев подчеркнул, что он сделает все возможное, чтобы этот памятник истории и искусства не превратился в новодел и не лишился своего исторического неповторимого обаяния.
Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга
Образование Мариинского театра связано с историей страны. Конец XVIII века – время сближения России с Европой. Российские правители перенимали многое из европейского быта и культуры, в том числе и театр.
История возникновения
В 1783 году Екатерина II учредила театральную труппу для представления драматических и оперных спектаклей в открытом на Карусельной площади Петербурга Большом Каменном театре.
В здании, отвечающем веянию моды и техническим требованиям, выступали иностранные актеры, приглашенные императрицей из Италии, свои представления российская труппа ставила редко.
Супруга императора Александра II, Мария Александровна, слыла покровительницей изящных искусств. Певцы и хореографы ее личной труппы давали представления в Театре-цирке, который находился напротив Большого Каменного театра.
В 1859 году на месте сгоревшего Театра-цирка итальянский зодчий Альберт Кавос построил новый театр, названный Мариинским в честь Марии Александровны. В короткие сроки театр, основу которого составляла личная труппа супруги императора, стал популярным.
В 1886 году на месте Большого Каменного театра построили консерваторию, и все спектакли, проходившие там, перенесли в Мариинский театр, который открыл первый театральный сезон оперой «Жизнь царя».
На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина и Леонид Собинов, Федор Шаляпин и Софья Преображенская, Матильда Кшесинская и Рудольф Нуреев. Декорации создавали Константин Коровин, Александр Бенуа, Александр Головин.
Архитектура и стиль театра
Здание Мариинского театра, построенное в стиле неоклассицизма, впечатляет красотой и многофигурным силуэтом, расположено на Театральной площади. В 1885 году архитектор Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов и гримерок.
Главный фасад стал монументальней, под самой кровлей появился новый зал. Над куполом – башенка, которая маскирует вентиляционную трубу.
Внутреннее обустройство главного здания
Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Первоначальное убранство сохранено до наших дней. Мягкое сияние позолоты, лепные украшения и скульптуры, обивка и драпировка в цвете морской волны создают лирический колорит в помещении.
Восстановлен декор Царской ложи: некогда ее украшала монограмма, живописно сочетавшая первые буквы имён царя Александра II и его супруги. В советское время здесь сияла эмблема из серпа и молота. В 90-е годы XX века императорская монограмма ложи возвращена на прежнее место.
Интересный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создал в 1914 году художник Александр Головин. Соединив технику живописи и аппликации, художник оформил рисунок занавеса, который повторяет узор платья императрицы Марии Александровны.
Трехъярусная бронзовая люстра весом 2,5 тонны, созданная в 1860 году, состоящая из 230 лампочек и 2300 хрустальных подвесок, дает необыкновенно яркий свет. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и сменить перегоревшие лампы.
Потолок зрительного зала украшает живописный плафон, на котором итальянский живописец Дузи изобразил 12 танцующих нимф в окружении амуров, а по кругу разместил 12 медальонов с портретами русских драматургов.
Зал Александра Головина, обустроенный под кровлей театра, носит имя русского живописца конца XIX века, здесь создаются декорации к операм и балетам
Оркестровая яма с поднимающимся и опускающимся потолком во время реставрации в 1970 году удивила тем, что под полом нашли груду хрустальных осколков. Обескураженные реставраторы выбросили находку. Позднее оказалось, что 200 лет назад архитекторы использовали битый хрусталь для улучшения акустики зала.
Колокол, обитающий за сценой 200 лет и названный актером театра, звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией его сняли с церкви и утопили в Крюковом канале. Позднее колокол подняли со дна и подарили театру.
«Раймонда»: два лика
«Раймонда» – балет непростой. В нем много слоев. Буквальный пересказ сюжета не дает ничего, лишь вскроет несообразности балетного «средневекового» колорита. Зато метафорический подход срабатывает.
Это, как и «Спящая красавица», символ пробуждения души в ожидании любви. А все прочее – венгерские рыцари и буйные сарацины, графиня из Прованса и трубадуры – надлежащая театральная рамка и повод для разнообразия танцев.
Стилизация средневековья в музыке и хореографии минимальна, большей частью ее вообще нет. Но есть, начиная с увертюры, неоромантическое томление в теме выбора.
Мария Хорева и Мария Ильюшкина – открытие последних лет, балерины высокого класса и почти ровесницы, их негласное творческое соперничество многим навевает воспоминания о временах, не столь уж и давних, когда любители балета не знали, куда в Мариинке бежать, на Ульяну Лопаткину или на Диану Вишневу. Впрочем, эстетическая разница между примами была столь велика, что балетоманы выбирали то, что им ближе.
Самые мудрые не входили ни в какие партии, но стремились понять, как преображается балетная партия в трактовке интроверта или экстраверта.
В нынешнем случае речь скорее может идти о двух подходах к образу Раймонды – она или решительная и сильная духом, делающая выбор сразу, или нежный цветок, колеблющийся и распускающийся сообразно обстоятельствам. Хоревой ближе первый подход, Ильюшкиной – второй. При этом техника первой Марии уверенней и отчетливее, но она уже давно танцует Раймонду. Вторая Мария только что вошла в балет, и некоторая «размазанность» отдельных па – видимо, признак волнения в дебюте. Хотя…
Мария Хорева. Фото – Александр Нефф
Хорева вносит в партию нестандартную смесь подростковой решительности и лирической шаловливости: ее четко очерченный танец основан на определенности психологических и пластических мотивов, и рельефный отталкивающий жест рукой у лица, отвергающий любовные атаки шейха, недвусмысленно означает «нет». Что и вызывает дальнейшие события (похищение и прочее). Ильюшкина же словно «гасит» графику академической выучки в поэтической «дымке»: ее жесты исподволь наполнены трепетом и маревом, поэтому непонимание женского отказа шейхом в ее случае более мотивировано. Ведь она завлекает неведомо для себя.
В общем, Хорева – как бы Раймонда-Одиллия, а Ильюшкина – Раймонда-Одетта. При этом туры в обе стороны, плавная легкость и умение взмахнуть ногой так, что мало не покажется, у обеих прекрасны. Как и сочетание венгерского танца с классическим в последней картине.
Мария Ильюшкина. Фото – Наташа Разина
И тут мы возвращаемся к идее «Раймонды». К ее средневековому посылу.
Я бы так сказала: сравнение выступлений Хоревой и Ильюшкиной в таком, казалось бы, насквозь условном жанре псевдоисторического балета, претерпевшего к тому же множество редакций (в Мариинке идет версия Константина Сергеева, тоже ставшая классической) позволяет подумать о феномене куртуазности не меньше, чем ее «аутентичная» стилизация в каких-нибудь реконструкциях средневековых церемоний. Такова уж природа классического балетного спектакля, построенного на культе женского образа и преклонении перед балериной.
Кстати, о преклонении. Партнеры обеих Раймонд (маститый Владимир Шкляров и дебютант Никита Корнеев) весьма в этом преуспели. Учитывая, что собственно танца этим рыцарям без страха и упрека в «Раймонде» дано мало.
На этом, поскольку в мою задачу не входит анализ исполнения «Раймонды» труппой Мариинского театра, я закончу. Скажу только, что артисты хорошо выдерживают и ярко подают заложенный в хореографии баланс между танцем и жестом, между танцами на каблуках и на пуантах, между строгостью классики и относительной свободой характерного танца.
В памяти останутся «пророческие» танцы сна Раймонды, Сарацинский танец и Панадерос, Мазурка и Венгерский, и некоторые вариации финального Гран па.
Площадки
Мариинский театр обладает 6 сценическими площадками. Они расположены в разных городах Российской Федерации:
- Санкт-Петербурге -3 (основная и вторая сцены, концертный зал)
- Владикавказе – 2 (театр оперы и балета и филармония Северной Осетии)
- Владивостоке – 1 (приморская)
Основное здание Мариинского театра
Мариинка -1, где находится главная сцена знаменитого театра, представляет собой старинное здание 19 века. Его проект разработан архитектором А. К. Кавосом и дополнен В. А. Шретером в конце 19 в. Корпус выполнен в стиле классицизма. Над купольным навершием возвышается башенка.
Внутреннее убранство поражает роскошью и великолепием отделки. Холл, фойе и зал украшают скульптуры, лепка, настенная роспись. Авторы живописных произведений:
- Э. Фрачиоли
- А. Головин
Рисунок занавеса на сцене соответствует текстура императорского шлейфа Марии Александровны. Он является эмблемой Мариинского театра.
Зал рассчитан на 1609 мест. Габариты сцены:
- ширина – 30 м
- глубина – 20 м
- высота – 24-25 м
Вторая сцена
Мариинка-2 создавалась специально под нужды театра и в соответствие с современными техническими требованиями. Ее параметры:
- вместимость зала – 2 тыс.чел
- площадь – 80 тыс.кв.м
- этажей – 7
Над проектом и благоустройством внутреннего пространства трудились архитекторы из России, Канады, Великобритании, Австрии. Зрительские места в зале расположены в несколько ярусов. Центральное положение занимает ложа для почетных гостей (аналог Царской ложи). Сцена оборудована техническими средствами, позволяющими быстро менять декорации. Глубина 80 м позволяет создавать мощный акустический эффект. Вторая сцена была открыта для приема публики в 2013 г.
Концертный зал (третья сцена)
Мариинка-3 создана на базе дореволюционных мастерских по производству декораций. Здание было построено в соответствие с эскизами архитектора В. Шрётера. В начале 21 в. оно полностью выгорело при пожаре.
Новое помещение разрабатывал тандем специалистов:
- архитектор К.Фабр (Франция)
- инженер Тойота (Япония)
Концертный зал предназначен для проведения вокальных и симфонических выступлений, а также аудиозаписи. Его основные характеристики:
- объем -1,3 тыс. куб.м
- вместимость – 1110 мест
- длина – 52 м
- ширина – 24 м
- высота – 14 м
В 2009 г. в помещении смонтирован орган французского производства. Здание является памятником градостроительства и входит в перечень объектов культурного наследия РФ.
Приморская сцена
Самая удаленная сцена питерской Мариинки находится в Дальневосточном регионе. Она располагается в театре оперы и балета во Владивостоке. Новое здание строилось к саммиту стран АТЭС. Проектными работами занимались специалисты из Омска.
Корпус имеет 2 зала:
- Большой – в форме подковы на 1 356 мест. Предназначен для крупномасштабных мероприятий и гала – концертов.
- Малый – с одноуровневыми сценой и партером, рассчитанный на 305 мест. Для камерных спектаклей, мастер-классов.
В ходе строительства предпочтение отдавалось натуральным материалом (дерево, камень), что способствовало созданию мощного акустического эффекта. Также здание оборудовано снаряжением для нужд людей со специальными потребностями (пандусы, лифты). Открытие Приморской сцены состоялось в 2013 г.
Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания
Здание североосетинского театра оперы и балета во Владикавказе (ул.Тхапсаева, 18) с 2017 г. является сценической площадкой Мариинки. Комплекс помещений вдоль берега Терека был спроектирован архитектором И.В.Рябикиным в 1910 г. Строительные работы произведены в 50-х гг. под руководством архитектора Т. М. Бутаевой. Постройка объявлена национальным достояние республиканского значения.
Зал одновременно вмещает 680 человек. Сцена:
- ширина – 14 м
- высота – 12 м
Северо-Осетинская государственная филармония
С 2017 г. Мариинский театр арендует здание Северо-Осетинской филармонии. На протяжении 10 лет артисты из Санкт-Петербурга смогут производить сценическую деятельность в помещении бывшего лютеранского собора, расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Миллера 34. Немецкая кирха (19 в.) была преобразована в культурно-просветительское учреждение в 1944г. В 2015-16 гг. в помещении осуществлен капитальный ремонт. Исторический облик сооружения остался неизменным.
Труппы
Творческий коллектив театра включает 2 труппы:
- балетную
- оперную
Балетная труппа зародилась в конце 18 в. Ее костяк составили придворные танцовщики, выпускники французской танцевальной школы под руководством Ж.Ланде. В 19-20 вв. с артистами Мариинки сотрудничали прославленные балетмейстеры:
- Ш. Л. Дидло
- М.Петипа
- В. Мейерхольд
- В. Вайнонен
- Л.Якобсон
- С.Каплан
В истории театра вписаны имена выдающихся танцовщиков – Вацлава Нежинского, Рудольфа Нуриева, Михаила Барышников. Славу русского балета утверждали и поддерживали балерины – Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Галина Уланова. До начала 19 в. на сцене Мариинского театра выступали преимущественно иностранные артисты. В 30-40-х гг. 19 в. постепенно формируется русская оперная труппа. Репертуар театра постоянно пополнялся новыми операми европейских и российских композиторов, что способствовало расширению труппы и привлечению в ее состав артистов с исключительными певческими данными.
Первыми голосами Мариинского театра были:
- Осип Петров
- Федор Шаляпин
- Медея и Николай Фигнер
- Софья Преображенская
- Леонид Собинов
В составе трупп артисты со званиями заслуженный и народный, лауреаты национальных и международных конкурсов.
Фестивали
Артистический коллектив Мариинского театра принимает активное участие в культурных мероприятиях, организуемых в городе на Неве. С1993 г., по инициативе В.Гергиева, в Северной столице регулярно проводится фестиваль искусств «Звёзды белых ночей». Он имеет статус международного, высоко зарекомендовал себя на мировом уровне и входит в Топ-10 музыкальных концертных программ классического жанра.
Во время фестиваля на подмостках Мариинки выступают самые известных исполнители и коллективы, которые представляют новинки в области симфонической и камерной музыки, оперы и балета. «Звёзды белых ночей» помогают раскрыться новым талантам, установить тесные партнерские связи между театральными труппами. Жители и гости города имеют возможность в рамках фестиваля поближе познакомиться с национальным искусством и культурным наследием других стран.
Сцены театра принимают целый ряд жанровых фестивалей:
- балетный «Мариинский»
- оркестровой духовой музыки «Брасс вечера в Мариинском»
- современной музыки «Новые горизонты»
Театральные постановки из репертуара Мариинки постоянно входят в фестивальные программы Московская пасхальная и «Масленица»
Руководство театра уделяет большое внимание приобщению подрастающего поколения к шедеврам мировой классики. Специально для детей и молодежи в Мариинском театре устраивают:
- фестиваль детских музыкальных театров-студий
- школы искусств в гостях у театра
- детско-юношеских оркестров «Мариинский NEXT»
Перемены двадцатого столетия
Почти сразу после Октябрьской революции правительственным декретом 9 ноября 1917 года Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Народного комиссариата просвещения. Оперная и балетная труппы переживали не лучшие времена: многие звезды предшествующего века покинули родину и стали эмигрантами. Справиться с кризисом театру помогли новые молодые таланты, а также артисты, оставшиеся в Советской России.
Декорационная мастерская Мариинского театра. 1902 год
После трагической гибели первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Кирова в 1934 году Мариинскому театру было присвоено его имя. Теперь театр коротко называли Кировским. В 1930-х гг.здесь появился уникальный реквизит: колокол, возраст которого насчитывал около двухсот лет. Кто привез его в театр, история умалчивает. Колокол использовали в операх «Хованщина» и «Борис Годунов» и в шутку называли одним из артистов труппы.
Мариинский театр в 1922 году
Последней предвоенной оперной премьерой театра по злой иронии судьбы был «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, второй спектакль которого закончился поздним вечером 21 июня 1941 года – за несколько часов до нападения нацистов на СССР. Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь (тогда город носил название Молотов в честь действующего наркома иностранных дел), тогда как многие артисты в составе концертных бригад выступали в армейских частях, пунктах мобилизации и госпиталях. Молотовский областной театр по размерам, конечно, уступал Кировскому, поэтому многие спектакли пришлось адаптировать под имеющиеся условия, а декорации – создавать заново. Здание театра в Ленинграде регулярно подвергалось вражеским налетам, было сильно повреждено, однако смогло выстоять. По возвращении труппы в 1944 году после снятия блокады сезон открыли, конечно же, оперой «Жизнь за царя». Только называлась она теперь по-другому – «Иван Сусанин».
В 50-70-е годы в театре были поставлены такие знаменитые балеты, как «Спартак» Арама Хачатуряна, «Двенадцать» Бориса Тищенко, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева, а также «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича. Одновременно с постановкой новых балетов в репертуаре театра бережно сохранялась классика. Двадцатое столетие подарило зрителю плеяду выдающихся артистов: Галину Уланову, Наталью Макарову, Михаила Барышникова, Рудольфа Нуреева. Их имена известны сейчас не только в Петербурге и даже не только в России, но и во всем мире. Российский (и советский) балет на протяжении всей истории своего существования остается эталоном.
Театр после попадания бомбы. Сентябрь 1941 года
Внешний облик здания театра вновь изменился в 1968-1970 годах благодаря генеральной реконструкции по проекту Саломеи Гельфер. Во время строительных работ обнаружилось нечто любопытное: когда вскрыли пол оркестровой ямы, под ним оказался битый хрусталь. До ближайшего спектакля никто не мог понять, как, а главное, почему он там находился. Впоследствии выяснилось, что в XIX веке хрусталь подкладывали для улучшения акустики!
В 1988 году главным дирижером и художественным руководителем театра стал Валерий Абисалович Гергиев, а спустя четыре года Мариинскому театру было возвращено его историческое название.
Мастерская по пошиву женских костюмов Мариинского театра
Классическое наследие в репертуаре
Сценическая площадка Мариинского театра прославилась в истории театрального искусства России, как место проведение премьерных спектаклей классиков балетного и оперного жанра. В 19 – нач.20 в. артисты Мариинки были задействованы в первых постановках:
- балетов – «Конёк-Горбунок», «Золотая рыбка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Шопениана», «Петрушка»
- опер – «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Русалка», «Каменный гость», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Борис Годунов», «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», «Князь Игорь»
В советский период творческий багаж театральной труппы пополнялся спектаклями, пронизанными революционным духом и отвечающим требованиям социалистического реализма. Однако классические произведения не были забыты. Ежегодная афиша Мариинского театра обязательно включает, наряду с премьерами, полюбившиеся зрителям постановки из минувшего репертуара. На сцене Мариинки по-прежнему показывают «Лебединое озеро», «Жизель», «Кармен» и т.д.
Мариинский-2
Возле главного здания Мариинского театра, через Крюков канал, расположено новое здание театра, носящее название «Мариинский-2» (Новая сцена), где создают и показывают самые современные произведения и новаторские постановки.
Адрес Мариинского-2: улица Декабристов, дом 34.
Репертуар Мариинского-2 с его оснащенной по последнему слову сценой и камерными площадками призван связать историю Мариинского театра с современными сочинениями самых разных жанров — оперой, балетом, симфонической музыкой, а также возможностью ведения образовательных и просветительских проектов, камерных вокальных и инструментальных программ.
Здание Мариинского-2 имеет общую площадь 79 114 м2.
Зрительный зал может вместить до 1830 зрителей.
В здании театра семь надземных и три подземных этажа; главная, репетиционная и арьерсцены, репетиционные залы для балета, оперы, хора и оркестра, камерные площадки в фойе, амфитеатр на крыше, который является из площадок фестиваля «Звезды белых ночей», кафе, вспомогательные помещения и служебная подземная парковка.
Камерные зала в Мариинском-2
В театре находятся четыре камерных зала, которые носят имена великих композиторов, чье творчество связано с театром: Модеста Мусоргского, Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Родиона Щедрина.
Вместимость каждого зала составляет около 120 мест.
Зал Прокофьева находится на первом, подземном, этаже и предназначен преимущественно для выступлений пианистов.
Фойе Стравинского — это камерная площадка в зрительской части театра, расположенная на четвертом этаже.
Особой приметой этого концертного пространства являются высокие, ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений для публики. В Фойе проходят концерты, интерактивные просветительские программы для детей и юношества, воскресные лекции к спектаклям для всех возрастных категорий зрителей.
Зал Щедрина находится на четвертом этаже в зрительской части театра. В зале проводятся концерты, кинопоказы, лекции и музыкальные занятия, как для взрослых, так и для самых маленьких театралов.
Зал похож на ультрасовременную аудиторию с крутым подъемом партера и большими окнами, начинающимися от пола и доходящими по высоте до середины стены.
Зал Мусоргского располагается на пятом этаже.
В зале показывают свои программы солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, также проходит цикл «Потрет солиста», в рамках которого с сольными программами выступают ведущие певцы оперной труппы.
Смотровая терраса в Мариинском-2
Мариинский-2 имеет открытую террасу на крыше, которую, в летний период, можно посетить за час до начала спектакля. С террасы открывается вид на исторический центр Петербурга.
Билеты на экскурсию на террасу можно приобрести в кассах Мариинского-2 или у дежурного администратора, за час до начала текущего представления при наличии билета на спектакль.
Внешний облик Мариинского-2
Внешний фасад здания Мариинского-2, по сравнению со «старым» зданием напротив, выглядит легко и современно.
Здание выполнено из бежевого юрского мрамора, прорезано высокими панорамными окнами различного размера и увенчано металлической крышей. За счет этих окон снаружи открывается вид на внутренний вестибюль театра, а изнутри — на Крюков канал. Над главным входом в театр (угол улиц Декабристов и Крюкова канала) размещен прямоугольный навес из стекла и металла.
Возле внешней стены Мариинского-2, со стороны набережной Крюкова канала, находится воссозданный при строительстве здания театра фрагмент стены Литовского рынка.
В 1787-1789 годах на углу Офицерской улицы (ныне улица Декабристов) и набережной Крюкова канала был построен рынок по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Рынок получил название «Литовский», из-за расположенного по соседству Литовского замка, где квартировал Литовский мушкетерский полк.
В 1920 году торговые ряды были уничтожены пожаром, а на их месте в 1929-1930 годах архитекторами Николаем Митуричем и Василием Макашовым был возведен Дворец культуры имени Первой пятилетки.
В 2013 году дворец уступил место новой сцене Мариинского театра (Мариинский-2), возведенной по проекту архитектора Джек Даймонда.
Через Крюков канал старая сцена Мариинского театра с Мариинским-2 соединены подвесным крытым стеклянным переходом.