Машиностроение: значение отрасли в мировом хозяйстве, кратко

Автомобилестроение мира

90% всех
выпускаемых в мире автомобилей – легковые.

Ежегодно в мире
выпускается более 40 млн. легковых автомобилей. Крупнейшими производителями
легковых автомобилей в мире являются:

Япония (8,5
млн. шт.);

США (6,8 млн.
шт.)

Германия (4,4
млн. шт.)

В десятку
крупнейших производителей автомобилей входят также Франция, Испания, Южная
Корея, Канада, Бразилия, Италия и Великобритания.

Крупнейшими в
мире центрами автомобилестроения являются Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама
(Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штуггарт, Мюнхен, Кельн (Германия), Париж
(Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Южная Корея), Торонто
(Канада), Сан-Паулу (Бразилия).

Идем на рекорды

Большая часть экспортируемой техники идет в страны СНГ, затем в Евросоюз, страны Африки и Ближнего Востока — всего в 38 стран. Однако лидерами по покупке техники оказались страны Европейского Союза.

Сегодня поставки за рубеж составляют свыше 10% от всего производства сельскохозяйственных машин в стране.  Выпуск техники в прошлом году составил 149 миллиардов рублей. И у российских производителей есть все шансы превзойти показатели трехлетней давности. Созданная надежная производственная база мотивирует предприятия активно искать рынки, где можно реализовать дополнительные партии российской техники.

Новость была сопряжена тем что Ростсельмаш переносит производство канадских тракторов в Россию — Project SFERA Live — Поставьте лайк…

Производственная база в России регулируется постановлением № 1432, прошедшим 12 редакций и действующим по следующему принципу:

Благодаря этой программе число производителей техники для сельского хозяйства выросло в разы. Сегодня в стране более 100 таких компаний (в 2013 году было всего 16).

По утверждению «Росспецмаша», крупнейшего игрока на российском рынке, в 2020 году на отечественную технику приходилось 58% внутреннего рынка, а в 2021 году планируется занять 2/3.

Успехи в отрасли связаны не только с производством сельхозтехники. Стало известно, что Aurus наладит производство в Елабуге — Project SFERA Live

Инвестиционная привлекательность машиностроения России

Инвестиционная привлекательность предприятий машиностроения России является очень низкой. Это связано с резким снижением темпа развития во время кризисов, моральным и физическим износом оборудования, отсутствием перспективных научных разработок. Все представленные факторы негативно влияют на развитие экономики всей страны, которая пребывает в тесной взаимосвязи с машиностроением.

На сегодняшний день Россия занимает 30 место в мире по числу поданных заявок на патенты и 31 место по расходам на научно-исследовательские работы. Поэтому она находится позади многих стран мира.

Машиностроение в большой степени зависит от экономической конъюнктуры рынка. При снижении инвестиционной способности компаний, покупающих производимое отраслью оборудование, снижается производственные возможности всей промышленности. Поэтому данная отрасль сильно зависима от чередования периодов экономического роста и кризисов.

Размещение отрасли

Размещение
машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде
всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых
ресурсов, а также – потребителей готовой продукции. Характерной чертой
машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации
и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства,
содействует более рациональному использованию оборудования, повышению
производительности труда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого
развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является
автопромышленность.

Центры машиностроения в России

На первое место выходит южная часть Уральских гор. Там находятся такие города, как Екатеринбург, Челябинск, Ижевск, Пермь, Набережные Челны, Уфа. Второе место разделяют все крупные города и мегаполисы страны. Тут Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Калининград, Нижний Новгород и Комсомольск-на-Амуре. 

Во всех этих точках на карте либо находятся конкретные предприятия, либо множество дополнительных фабрик, нуждающихся в тех или иных товарах. Поэтому они потребляют огромное количество энергии и ресурсов, что приводит к их функционированию на каждой подгруппе машиностроения.

Авторы Гайдпарка

  • Дмитрий Иванов

    Настоящий фашизм

    Читать полностью

  • Антоха Орлёнок

    Российский ФБР заинтересовался причинами смерти афроамериканца Уильяма Джаннетта

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Идея неомонархизма

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    И все-таки какими разными были мы — студенты ЛИАПа. Мой друг Анатолий

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Сногшибательный лозунг

    Читать полностью

  • bambambigelow

    Критика «Северного потока-2» грозит Латвии газовым кризисом

    Читать полностью

  • bambambigelow

    В РФ отреагировали на желание Киева вытеснить Москву с газового рынка

    Читать полностью

  • Анатолий Ключников

    Преемственность поколений

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Для чего Вашингтону нужна Япония?

    Читать полностью

  • наталья гончарова

    Вы заметили, что эстрада наша как-то изменилась?

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Самозванцы

    Читать полностью

  • Nikol

    Верите ли вы в то, что канал RT способен распространять фейки

    Читать полностью

Распределение продукции машиностроения

Почти ¾
продукции машиностроения перераспределяется между развитыми странами. Это
обусловлено тем, что развивающиеся страны не могут позволить себе больших
затрат на науку

Развитые капиталистические и новые индустриальные страны
выделяются масштабами продукции машиностроения, предназначенной на экспорт, а
отсюда их повышенное внимание к улучшению качества выпускаемой продукции

Основные
грузопотоки машиностроительной продукции распределяется следующим образом:

Япония Þ США

США Þ
Западная Европа

Машиностроительный
комплекс России, Украины и других стран СНГ, Китая, Индии, Бразилии работает
преимущественно на внутренний рынок, а это зачастую приводит к производству
продукции низкого качества.

Машиностроение США — промышленность Северной Америки

Машиностроение – крупнейшая отрасль промышленного сектора. США – известный в мире производитель высокотехнического оборудования, автомобилей и техники. Отмечается, что именно в Соединенных Штатах это направление максимально развито, поэтому страна занимает значимую часть мирового рынка в сфере импорта техники и автомобилей. Характерно неравномерное распределение производственных мощностей на территории страны. На севере и побережье Тихого океана расположились почти две третьих всех заводов. 

Основные особенности американского машиностроения:

  • Государство экспортирует оборудование и автомобили. Доля экспорта превышает одну четвертую мирового рынка.
  • Две пятых населения занимаются промышленной деятельностью в сфере машиностроения.
  • При минимальных капиталовложениях предприятиям удается внедрять новейшие научные технологии. Машиностроение постепенно трансформировалось в область научно-технического прогресса.
  • Предприятия активно работают над автоматизацией и комплексной механизацией процессов.
  • Данное направление признано монополизированным.

Смотри также: 

  • Кратко об особенностях географического расположения США. География
  • Природные условия и ресурсы Северной Америки: список, описание

Легкая промышленность

В советский период отечественная легкая промышленность по объемам производства занимала ведущие позиции в мире. В 90-е годы ситуация в корне изменилась. В условиях рыночной экономики производимые товары не сумели составить серьезной конкуренции дешевому импорту, поставляемому из Китая. В результате произошел значительный спад производства. В настоящее время доля продукции легкопрома в общем объеме промышленного производства России составляет 1,5%.

Предприятия отрасли расположены практически во всех регионах России. Наиболее развита сфера в Ивановской области, где действуют многочисленные текстильные фирмы.

Крупнейшие компании легкой промышленности:

  • ООО «ТДЛ Текстиль»;
  • ООО «Авангард»;
  • ООО «Белла»;
  • ООО «Чайковская текстильная компания»;
  • ООО «Авгол».

Промышленность США – кратко, что производят США

На протяжении многих лет промышленный сектор США продолжает являться ключевым аспектом в сфере международного разделения труда. В государстве развиты многие направления производственной деятельности. Страна имеет множество сырья, заинтересована в квалифицированных сотрудниках, которые в дальнейшем будут накапливать и развивать научную, исследовательскую базу. Такой подход к развитию государства позволяет ему занимать передовые позиции во многих экономических и торговых областях. 

В стране налажено производство уникального оборудования, инновационных приборов, серийных товаров легкой промышленности и много другого. Компании обеспечивают внутренний рынок, продукция также идет на экспорт

Максимальное внимание в последнее время Соединенные Штаты Америки уделяют научно-техническому прогрессу. Новейшие технологии внедряются в военное производство

Новейшие отрасли промышленности США:

  • топливные элементы;
  • оборудование, очищающее окружающую среду, предотвращающее загрязнение воздуха;
  • строительство вертолетов нового поколения;
  • освоение кислородной, вакуумной, лазерной промышленности;
  • изготовление оборудования, управляемого программными продуктами без участия человека;
  • создание научных приборов;
  • космическая промышленность и поиск альтернативных технологических решений;
  • строительство ракет;
  • изготовление компьютеров, нанотехнологии;
  • формирование полупроводниковой промышленности. 

Развитие машиностроения в мире

Практически каждая страна на протяжении многих лет развивает машиностроительный сектор. Ключевые факторы, которые важны для достижения успеха:

  1. Наличие потребителей, точек сбыта.
  2. Высокий уровень развития инфраструктуры.
  3. Научные, исследовательские центры.
  4. Квалифицированные кадры.

Несколько десятилетий назад производством машиностроительной техники активно занимались в развитых странах. Около девяноста процентов изготавливали мировые лидеры. На долю развивающихся стран приходилось не более десяти процентов. Сегодня этот показатель более высокий – двадцать пять процентов. С каждым годом он увеличивается, но Соединенные Штаты Америки удерживают позиции мирового лидера. Им принадлежит тридцать процентов всего дохода.

Развитые государства основывают машиностроительный сектор на опытных и конструкторских разработках, научных исследованиях. На предприятиях работают исключительно высококлассные специалисты. Поэтому здесь выпускается сложная техника высокого качества. В развивающихся странах приоритет отдается массовости, дешевизне. Жители готовы выполнять работу по более низким ценам. При этом они больше заняты трудоемкими, несложными с технической стороны, работами. 

Сырьевые ресурсы отрасли

Основным
конструкционным материалом в машиностроение является черный металл и,
следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время,
в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются
цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и
пластмассой.

Однако в
машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей
уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях
промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие,
нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого
машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и
др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно
большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют
и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и
даже отрасли.

Непосредственно
к машиностроению относятся следующие проблемы: уменьшения потребления металла
за счет повышения его качества и снижения веса изделий, сокращения отходов и
потерь металла при его обработке – за счет производства большей доли проката.

Приоритетные направления развития отечественного машиностроения

Перспективы развития и размещения машиностроения в отечественном производственном комплексе определяются решением следующих задач:

  • преимущественное развитие отраслей, которые характеризуются большой наукоемкостью (автомобилестроение);
  • устранение монополий. На данный момент они составляют 80% от всех существующих производств России;
  • увеличение количества высокоразвитых производств по выпуску нефтяного оборудования, различных станков, микроавтобусов;
  • налаживание старых и открытие новых экономических и технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
  • стимулирование инвестиционной привлекательности отечественных предприятий;
  • государственная поддержка предприятий, которые имеют огромные перспективы развития.

Отрасли машиностроения

Народное хозяйство любой страны не сможет нормально существовать без машиностроения. Оно в полной мере размещает в себе самые ресурсоемкие предприятия, требующие серьезного научного потенциала. Плюс к этому каждая фабрика, завод и производство создает продукцию, примеры которой используются в реальной жизнедеятельности людей.

Старые отрасли

К ним относят:

  • судостроение;

  • тракторостроение;

  • железнодорожное;

  • станкостроение.

Они занимают лидирующие позиции в производстве точных изделий, приборов и оборудования. Здесь находится судостроение, которое занимается промышленным изготовлением кораблей и прочих плавучих средств. 

Также к старым отраслям относят тракторостроение и железнодорожное машиностроение. Применение в них новейших технологий обеспечило высокую производительность труда в сельском хозяйстве, жизнедеятельности людей и организации перевозок.

Новые отрасли

Здесь разделение осуществляется на следующие подгруппы:

  • автомобильное;

  • авиастроение;

  • ·энергетическое;

  • оборонная деятельность.

К автомобильному машиностроению относится легкое производство. Тяжелые и крупные предприятия требуют оборонной деятельности, ведь на них возложена функция создания технологически новых устройств и механизмов. Характеристика комплексов по созданию самолетов и энергетической отрасли превосходят даже самые смелые ожидания. Все дело в масштабе изделий и их возможностях.

Историческое разделение, пришедшее с Европы, плотно обосновалось на территории РФ. Оно подразумевает тяжелое машиностроение, среднее и точное. Во всех случаях требуется наличие огромных ресурсов, электрической энергии и задействование человеческого контроля. А иногда еще и упорного труда. Мировое разделение машиностроения по общим правилам обеспечивает эффективное производство необходимых товаров.

Новейшие отрасли

Основой этого подвида станут научные достижения. Здесь существуют следующие подвиды:

  • ракетостроение;

  • электроника и электротехника;

  • роботостроение.

Такая структура позволяет техническому прогрессу опережать человеческие потребности. Производители ракет не могут предоставить продукцию для рядового покупателя. Да и денежных средств на это просто не хватит. А экономика страны получает новые исследования, приборы и даже различные средства управления ими.

Когда общество стало индустриальным, машиностроение заняло лидирующие позиции абсолютно во всех отраслях народного хозяйства. Государство определяет его уровень доходов и возможности, которые имеют его граждане. Отсюда развивается военный потенциал, что позволяет добиваться новых высот и обеспечивать себе спокойствие. 

Сейчас общество приняло информационный путь развития. При этом машиностроение, будь то старая отрасль или новая, по-прежнему позволяет добиваться превосходства.

Газовая промышленность

Газовое топливо обладает рядом положительных свойств: высокая теплотворная способность, транспортабельность, экологичность.

Это увеличивает процент его применения в коммунальном хозяйстве, индустрии, транспорте. Поэтому процент природного газа в мировой энергосистеме возрастает.

Главные газовые державы: Российская Федерация, США, страны Западной Азии и Северной Африки. Значительная часть мировых запасов газа сосредоточена в развивающихся странах, хотя в разработке газовых месторождений лидирую развитые страны.

20% добываемого топлива экспортируется. Газ перемещают по магистральным газопроводам или с помощью танкеров-газовозов сжиженного газа. Крупными поставщиками газового топлива в 2018 году стали Россия, Норвегия, Катар и США.

Определение отрасли, ее значение

Машиностроение
– наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического
прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли
машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления. Включает
также металлообработку, ремонт машин и оборудования. Для нее особенно
характерно углубление специализации производства и расширение ее масштабов.

К перечисленным
подразделениям машиностроения следует добавить и «малую» металлургию –
производство стали и проката, как в литейных цехах машиностроительных
предприятий, так и на отдельных специализированных предприятиях по производству
литья, поковок, штамповок, и сварных конструкций для машиностроения.

В указанной
структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие
важнейшие подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная
и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная,
подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей
народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное,
тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей
промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и
горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство
технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для
непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых
приборов и машин, военная техника и др.).

Кроме
отраслевой классификации, машиностроение можно расчленить по стадиям технологического
процесса на заготовку; механическую обработку и сборку.

По
металлоемкости, а также по трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее
и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением
металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью. Оно включает
производство металлоемких и крупногабаритных изделий. Для общего машиностроения
характерны средние нормы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость.
В основном это производство оборудования для отдельных отраслей промышленности.
Общее и среднее машиностроение довольно похожи и четко выраженных
закономерностей в географии не имеют.

В
машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются новейшие
отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей
машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая
промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника,
паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных
отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям,
возникшим еще в XVIII
и первой половине XIX
вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей
экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности.

Большое
значение приобретают в наше время новые формы сотрудничества между странами.

Значение
машиностроительного комплекса трудно переоценить. Важнейшая его задача –
реализация достижений научно-технического прогресса, обеспечение комплексной
механизации и автоматизации производства, снабжение народнохозяйственных
отраслей новой техникой, удовлетворение населения современными потребительскими
товарами.

Структура отрасли

Высшие этажи
машиностроения (тонкое, точное, прецизионное машиностроение). Эта группа
новейших отраслей включает электронную и радиопромышленность, производство
точных машин, станков, приборов и инструмента, робототехнику,
ракетно-космическую технику и выделяется наименьшей металлоемкостью и
наибольшей трудо- и наукоемкостью. Технологический процесс сводится в основном
к точной механической обработке и сборке.

Автостроение является
типичным представителем среднего машиностроения, производящего сложные машины и
оборудование средних габаритов для отраслей народного хозяйства,
специализированного по стадиям технологического процесса, с развитым
кооперированием и ориентацией основного производства на районы концентрации
квалифицированных трудовых ресурсов, выделяющиеся высокой технической
культурой.

Автомобильная
промышленность включает предприятия по производству автомобилей всех видов,
автобусов, троллейбусов, мотоциклов, велосипедов, а также автомобильных,
мотоциклетных, велосипедных и лодочных двигателей и запасных частей.

Тяжелое
машиностроение включает производство оборудования для металлургических
предприятий, горношахтного, горнорудного, крупного энергетического и подъемно-транспортного
оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, а также других
металлоемких и крупногабаритных изделий.

Сельскохозяйственное
машиностроение включает предприятия по производству сельскохозяйственных машин
для механизации всех видов сельскохозяйственного производства (обработка почвы,
посев культур, сбор урожая), в том числе в животноводстве.

Тракторное
машиностроение включает предприятия по производству тракторов, тракторных и
комбайновых двигателей, специализированные предприятия по производству
агрегатов, узлов, деталей и запасных частей к тракторам.

Металлургическая промышленность

Металлургия – ключевая сфера тяжелой индустрии, которая снабжает остальные области конструкционными материалами. Она представляет собой процесс от добычи руды до выпуска готового продукта. Металлургию подразделяют на черную и цветную.

Распределение черной металлургии определяют три причины:

  1. Сочетание на одной территории каменного угля и железа.
  2. Направления грузоперевозок необходимого сырья.
  3. Переориентация от крупных комбинатов к мини-заводам, имеющих свободное размещение.

Лидеры по добыче и экспорту железной руды: КНР, Бразилия, Австралия, Российская Федерация, Украина, Индия, ЮАР. По выплавке стали — Япония, Россия, США, Китай, Украина, Германия.

В XXI веке увеличилось число развивающихся стран в производстве черных металлов. Это вызвано необходимостью их индустриализации и переносом в эти страны «грязных производств». Однако выпуск и экспорт высококачественной стали по-прежнему принадлежит развитым странам: Япония, Германия, страны Бенилюкс, Франция, Италия, Англия и Южная Корея.

Территориальная организация предприятий цветной металлургии определяется следующими факторами:

  1. Сырьевой — характерен для металлургии тяжелых металлов, которые отличаются низким содержанием металла в руде.
  2. Энергетический — важен для энергоемкой металлургии легких металлов из богатой руды.
  3. Потребительский -играет роль при использовании вторичного сырья.
  4. Транспортный — обеспечивает доставку сырья.

Цветная металлургия особенно развита в государствах, богатых запасами руд цветных металлов: РФ, КНР, США, Канада, Австралия, Бразилия. А в Японии и странах Европы — на привозном сырье. 

Сегодня цветная металлургия процветает и в развивающихся странах. Они изготавливают уже 80% меди и более 33% алюминия. Главными потребителями по-прежнему считаются европейские страны, США и Япония.

Главная проблема металлургической индустрии — большие объемы жидких, твердых и парообразных отходов, которые негативно влияют на все компоненты природы.

Способы решения:

  • природоохранные технологии: оборотное водоснабжение, малоотходное производство, методы химической очистки;
  • переход от доменного производства к электрометаллургии;
  • использование вторсырья.

Автомобилестроение мира

90% всех
выпускаемых в мире автомобилей – легковые.

Ежегодно в мире
выпускается более 40 млн. легковых автомобилей. Крупнейшими производителями
легковых автомобилей в мире являются:

Япония (8,5
млн. шт.);

США (6,8 млн.
шт.)

Германия (4,4
млн. шт.)

В десятку
крупнейших производителей автомобилей входят также Франция, Испания, Южная
Корея, Канада, Бразилия, Италия и Великобритания.

Крупнейшими в
мире центрами автомобилестроения являются Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама
(Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штуггарт, Мюнхен, Кельн (Германия), Париж
(Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Южная Корея), Торонто
(Канада), Сан-Паулу (Бразилия).

Состояние мирового производства автомобилей и современные тенденции

На текущий момент в мире производится около 90-95 млн автомобилей ежегодно, или примерно 2 автомобиля в секунду. Тем не менее производство автомобилей в мире за 2019 год, по сравнению с 2018 годом, сократится примерно на 4 процента.

На развитых рынках производство автомобилей в последние несколько лет стагнирует. Начиная с кризиса 2008-2009 годов локомотивом роста стали развивающиеся рынки. На текущий момент именно на развивающихся рынках сконцентрирована основная часть мирового производства автомобилей. Разрыв между развитыми странами и развивающимися в производстве новых автомобилей увеличивался все последние десятилетие и продолжит увеличиваться. Так доля Китая ежегодно превышает 25 % от общемирового количества произведенных автомобилей. По итогам 2018 года Китай обгоняет США более чем в два раза по количеству произведенных авто. Индия в 2018 году обогнала Германия по производству новых авто. Лидером роста является Африка, в этом регионе рост производства новых автомобилей растет на 10 % ежегодно. Наибольший объем мирового автомобильного производства приходится на азиатские страны.

Важной тенденцией, наметившейся в последние годы стала разработка, внедрение и производство экологичных автомобилей с гибридными двигателями и электромобилей. Многие традиционные производители ведут разработки своих собственных автомобилей

Хотя инициатором и стимулом к росту производства электромобилей стала абсолютно новая американская компания Tesla, созданная в начале нулевых. Компания из США является лидером на этом рынке, и в отличие от своих конкурентов всегда полностью специализировалась только на электромобилях. Я уже писал в одной из своих статей, про то, что такое элетромобили и как они устроены. Помимо Tesla существует сразу несколько крупных игроков в Китае. Рейтинг самых продаваемый электромобилей в 2019 году вы можете посмотреть в моей .

Я присоединяюсь к экспертам, которые пророчат бурный рост и развитие рынка электромобилей в новом десятилетии, а также переориентацию современных автогигантов на этот сегмент.

Общая информация

В мировой торговле продукция машиностроения приносит 38% прибыли от всего производства. При этом большинство ответвлений отрасли независимы от удаленности сырья, кроме горнодобывающих, металлургических и подобных предприятий.

В самом машиностроении наблюдается тенденция к росту в сырьевой потребности цветного металла и химической промышленности, а работа с черным металлом идет на спад.

Совокупное машиностроение мира уверенно занимает первые места по стоимости конечной продукции, составляющей 35% от всей промышленности, и количеству рабочих мест, насчитывающих более 80 млн.

Ввиду стремительного прогресса отраслевой состав машиностроения подвержен регулярным изменениям. Одни отрасли исчезают, другие же появляются, наращивая производство. Ассортимент их продукции просто огромен и насчитывает множество видов: от самолетов до наручных часов.

В сложных сферах машиностроения, таких как приборостроение, атомная промышленность и аэрокосмическая отрасль, требуются наукоемкие ресурсы и квалифицированные специалисты. Здесь постоянно вводятся новейшие разработки ученых, направленные на повышение качества продукции. Это показывает, что развитое машиностроение присуще более успешным и экономически состоявшимся странам, нежели развивающимся.

КРАТКО О ПРЕМИИ

Показатель производительности труда является одним из важнейших при оценке эффективности экономики. Он показывает, насколько рационально предприятие использует свои трудовые ресурсы, и опосредованно сигнализирует о том, насколько современным парком оборудования оно обладает, какие технологии использует, насколько разумно ведет бизнес. И у российских предприятий, как сходятся все эксперты, в этой области имеется огромный потенциал.

Премия по производительности – ежегодный проект, старт которому был дан в 2015 году. В процессе работы были изучены данные более 5000 промышленных предприятий России, их совокупная выручка составила более 50% ВВП России, количество сотрудников – более 5 млн человек. Анализ столь большого объема данных позволяет нам предложить читателям достаточно полную картину ситуации с производительностью труда в разных отраслях, а также динамику изменения показателя за последние годы.

Методика проведения Премии представлена в конце этой статьи.

Представленные ниже данные подготовлены специально для читателей портала «Управление производством».

Классификация

Машиностроение производит различную продукцию, например, двигатели, насосы, логистическое оборудование; для различных рынков: от сельского хозяйства, пищевой промышленности, обрабатывающей промышленности, здравоохранения и индустрии развлечений до различных отраслей потребительского рынка . Как таковые компании в машиностроении можно классифицировать по рыночному продукту.

В современном мире существуют всевозможные отраслевые классификации . Некоторые классификации признают машинную промышленность как особый класс и предлагают подразделение для этой области. Например, Голландская стандартная отраслевая классификация 1993 года, разработанная Статистическим управлением Нидерландов , дает следующую разбивку машиностроительной отрасли:

Код
SIC
Описание сектора Продукты (в соответствии со Стандартной отраслевой классификацией CBS 1993)
291 Производство механической энергии, а также применение и капитальный ремонт Двигатели и турбины , насосы и компрессоры , клапаны , шестерни , подшипники и другое оборудование.
292 Производство прочих машин и оборудования общего назначения Промышленные печи и горелки, подъемное оборудование , подъемное оборудование и другое транспортное оборудование; машины и оборудование для промышленного охлаждения и кондиционирования воздуха ; механизмы и оборудование
293 Производство сельскохозяйственной техники и оборудования Тракторы сельскохозяйственные ; сельскохозяйственная техника и сельскохозяйственный инвентарь
294 Производство станков Станки
295 Производство оборудования и оборудования для конкретных промышленных видов деятельности. Машины для производства чугуна и стали; машины для добычи полезных ископаемых и строительства; машины и устройства для пищевой промышленности и производства напитков; машины и оборудование для текстильной, швейной, кожевенной и кожевенной промышленности; машины и оборудование для производства бумаги и картона; Другая техника и оборудование
296 Производство оружия и боеприпасов Оружие и боеприпасы
297 Производство бытовой техники бытовые электроприборы; неэлектрические бытовые приборы

Этот состав машиностроительной отрасли был значительно изменен с последним пересмотром Голландской стандартной отраслевой классификации 1993 года. Стандартная отраслевая классификация 1974 года разбила машиностроительную промышленность на девять секторов:

  • Сельскохозяйственное машиностроение
  • Металлообрабатывающие станки — Промышленность и станкостроительные заводы
  • Производители машин и оборудования для пищевой, химической и смежных отраслей.
  • Производители машин и оборудования для резины и пластмасс.
  • Производители шестерен, зубчатых передач и приводных элементов
  • Производители машин и оборудования, деревянной мебели и т. Д.
  • Производители паровых котлов и электроинструментов.
  • Промышленность офисного оборудования
  • Прочая промышленность машин и оборудования

Может быть ясно, что классификация производится по рынкам, а более поздняя классификация — по продуктам.

Авиаракетно-космическая отрасль

В начале ХХ века лидерство в авиастроении занимала Германия. После Второй мировой войны главными авиадержавами стали СССР и США.

Американцы делали ставку на общее развитие авиации как военной, так и гражданской. Политика Советского Союза не была столь прагматичной и основные исследования в авиаракетной сфере сводились в сторону обороны государства.

Двигатели, создававшиеся советскими конструкторами, предназначались для военных самолетов. Сверхскоростные и весьма неэкономичные такие двигатели абсолютно не годились гражданской авиации. Поэтому американские компании стали лидерами в производстве лайнеров, а пассажирские самолеты СССР даже после распада страны не могли составить им достойной конкуренции.

Виды продукции авиаракетно-космической отрасли обширны:

  • самолеты;
  • авиадвигатели;
  • авионика;
  • вертолеты;
  • ракетоносители;
  • космические аппараты.

Строение космического аппарата

Научная емкость этой отрасли наиболее высока и требует квалифицированных специалистов. Как и раньше лидером здесь является США, а продукция ее компаний Boeing-McDonnell Douglas, Lockheed Martin Corporation, General Dynamics, United Technologies – самая востребованная в мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector