История мечети кул-шариф
Содержание:
Интересные факты
- В конце 90-х годов строящаяся Кул-Шариф была признана высочайшей мечетью в Европе. Но сейчас она проигрывает по росту уже нескольким европейским религиозным постройкам.
- В библиотеке, устроенной на одном из уровней, есть книга, где вписаны имена каждого, кто пожертвовал средства на строительство указанной джумы. И это тысячи человек.
- На втором этаже главного строения в 2006 г. был открыт Музей распространения ислама в Поволжье. Как раз его сотрудники проводят туры, описанные выше. Здесь вам расскажут намного подробнее по той теме, которая затронута в самом начале обзора.
- Потолок (внутренняя часть купола) был оформлен сначала на холстах. Их крепили наверх. Диаметр люстры – 5 метров. Она выполнена в виде распустившегося цветка. Ее вес составляет почти две тонны. Разумеется, конструкцию доставляли по мелким частям.
- В одном из помещений проводится никах – скромное бракосочетание по законам шариата. Свадьба выдает себя лишь нарядами. Ритуал набирает в татарской среде все большую популярность. В настоящий момент молодожены бронируют комнаты уже за три месяца!
- Осветительные приборы расположены на пяти разных уровнях сооружения. В итоге ночью оно как бы выплывает из темноты, воспринимаясь намного ярче, чем на солнце.
- Всего в Кремле (до взятия города войсками Ивана Грозного) было целых пять мечетей.
Полезная информация
- Адрес: Кремль, 13, Казань.
- Телефон: с 9:00 до 19:00.
В Казани мечети Кул-Шариф туроператоры придают первостепенное значение. Как вы поняли, это символ центральной части указанного только что города. На фото отлично видно, насколько удачно описанный ансамбль вписывается в облик ключевых кварталов татарской «столицы». Адрес объекта известен каждому уважающему себя казанцу. Не стоит забывать, что Кул-Шариф – лишь частичка богатого историко-архитектурного заповедника на площади Тысячелетия. А еще к ней примыкают кафе и ГК. В заключение предлагаем видео в тему, приятного просмотра!
Кул Шариф
Мечеть названа в честь Кул Шарифа – политика, поэта и философа, участвовавшего в битве за Казань, одного из великих амиров и сеидов. Его поэмы о тяжелых временах, которые пришлось пережить народу казанских татар в начале 16 века, поражают глубиной мысли, и скорбью выраженной поэтом в стихах. Когда по приказу царя, русские вторглись в Казань, войска великого сеида Кул Шарифа стоически оборонялись у стен старой мечети, которая впоследствии была полностью разрушена неприятелем. Кул Шариф принял смерть в этом сражении, и именно в его честь была названная новая мечеть, построенная уже в наше время.
По приказу президента Татарстана в начале девяностых была начата активная работа по строительству мечети, которая успешно завершилась примерно через десять лет. Мечеть была воссоздана в 2005 году, вместо старой, разрушенной русскими войсками при взятии Казани войсками царя Ивана Грозного, и является символом веры в возрождение, и процветание исламской религии среди татар. Открытие церкви было приурочено к тысячелетнему юбилею города. Большое пятиэтажное здание увенчанное «Казанской шапкой», своим величественным видом напоминает нам о временах казанских ханов. Вместительность мечети примерно около 1500 человек, и это только внутри нее, а на открытой площадке могут одновременно находиться в пять или шесть раз больше верующих.
Интерьер мечети Кул Шариф
Умелыми руками мастеров достопримечательность стала не только символом веры, но и памятником тысячелетних традиций народа. Внутри можно увидеть арки с аятами, орнаментальные косички.
Не забыли архитекторы о славном цветке, который обозначает «возрождение» – тюльпане. Его можно увидеть в прорезах окон. Восемь символов мусульманской веры – полумесяцев отождествляют восемь минаретов прошлого.
В интерьере просматриваются уникальные виды работ и отделки. Их выполнили в соответствии с технологиями шестнадцатого века. В строительстве использовали алебастр (ганч), дерево и камень. Все обрабатывалось вручную. Также удивляют позолоченные элементы, обогащающие главную достопримечательность казанского Кремля изнутри.
Красоту интерьеру придают лепнина, витражи, мозаика .
Ковры на полу мечети — подарок правительства Ирана, а цветная хрустальная люстра весом около двух тонн была сделана в Чехии.
Интересные факты о Кул-Шариф
- Все мечети мира смотрят в одном направлении — это Мекка Кааба. Чтобы люди сразу поняли, в какую сторону встать лицом, есть выступ. Он может быть совсем маленький или побольше. Молиться нужно только к нему лицом и ни в какую другую сторону.
- Мекка — город в Саудовской Аравии, родной город Пророка Мухаммеда. В городе находится главная святыня Кааба, которой поклоняются и совершают марш.
- Архитектурный проект разрабатывался заново, так как не было никакой информации о том, как выглядело здание в XVI веке. Считается, что она имела восемь минаретов как напоминание о восьми провинциях Волжской Булгарии и располагалась на месте бывшего юнкерского училища.
- Все осветительные приборы мечети, в том числе и огромная люстра, изготовлены в Чехии по эскизам татарстанских художников.
- Для строительства мечети Кул Шариф везли материалы со всей страны. Все двери мечети сделаны из краснодарского дуба, а для внутренней облицовки здания был использован мрамор, доставленный из Челябинской области.
- Оформление потолка сделано художниками Татарстана на холстах, которые по окончании поднимали к потолку.
- В библиотеке находится книга со вписанными именами каждого, кто пожертвовал деньги на восстановление достопримечательности.
- Тюльпан — важный символ в Исламской культуре. Он цветет 2-3 недели, потом быстро сохнет и все зарастает травой. Луковица маленькая, уходит очень глубоко под землю и создается ощущение, что тюльпан совсем умер. Но каждую весну происходит чудо, тюльпан вновь возрождается к жизни молодой и красивый. Люди смотрят на цветы и думают: почему Бог тюльпану дает такую возможность, а людям нет? Но мечта об этом сохранилась и символ того, что эта мечта может быть реальностью, воплощен в цветке тюльпана — никогда не умирающем. Цветок победы над смертью. Цветок Бога.
- Второе значение тюльпана — мистическое. Если мы напишем Аллах — Бог и лалла — тюльпан, написание на арабском языке будет практически идентичное. Для любой религии в древние времена это очень важный момент.
- В религиозном искусстве форма продиктована содержанием. Каждая сура — глава (в Коране 114 сур) рассказывает историю пророка Нуха — библейского Ноя.
- Ислам зародился в Саудовской Аравии, где финик — это хлеб пустыни. Основа рациона питания самых широких масс населения.
- Макет мечети, выполненный из золота и серебра, получил несколько наград на международных выставках.
Описание объекта
Строительство мечети Кул Шариф осуществлялось с 1996 по 2005 годы под руководством архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» А.В. Головина, А.И. Исхакова, И.Ф. Сайфуллина, А.Х. Саттарова, М.В. Сафронова, С.П. Шакурова.
Здание плане представляет собой 2 наложенных друг на друга под углом 45 градусов квадрата, что образовывает 8-угольник. Стены мечети выполнены в виде 8 пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами (структурная единица Корана, стих) и орнаментальными косичками.
В композицию стен вписаны высокие стрельчатые окна (в виде полукруглой арки) с витражами (из цветного стекла). Мечеть имеет восьмилотковую крышу, а её центральный объём по центру перекрыт куполом с вершиной высотой 36 метров и диаметром 17 метров. В куполе прорезаны окна в форме тюльпанов.
Мечеть венчают четыре главных минарета (башня, с которой осуществляется призыв на молитву), расположенных по углам основного объема здания. Главные минареты имеют высоту 55 метров. Мечеть имеет также 2 малых минарета и 2 полуминарета на углах главного входа в здание, которые выполняют функцию архитектурного декоративного элемента и акцентируют вход. На вершине каждого минарета – полумесяц.
Здание мечети облицовано белым мрамором, купол и вершины минаретов имеют окраску бирюзового цвета. Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями арабской вязью и гранями порталов.
Мечеть Кул Шариф имеет 5 ярусов, включающих цокольный и технический, несколько площадок вспомогательного и технического назначения. В цоколе здания размещен Музей исламской культуры, гардеробы, помещения для омовения. На первом ярусе находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором – смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин.
При отделке здания применялись уникальные отделочные работы: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами. В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы – гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик. Мрамор, использовавшийся при создании мечети, привезён с Урала, внутреннее убранство – ковры – подарок правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии.
Интерьеры
Оформление мечети выполнено в строгом соответствии с мусульманскими традициями и национальными символами Татарстана. Всех, кто приходит сюда, поражает обилие позолоты, искусная лепнина, прекрасно выполненные мозаики и разноцветные витражи. В архитектуру здания органично вплетается символ процветания древней Булгарии – цветок тюльпана.
Холл на первом этаже мечети
Потолки храма оформили художники из Татарстана. Вначале они изобразили орнаменты и надписи на холстах, а потом готовые работы подняли и закрепили сверху. На внутренней поверхности купола золотой арабской вязью начертана одна из сур Корана. Стены украшают все имена Аллаха, а шамаили – имена пророков.
Роскошные напольные ковры мечеть Кул-Шариф получила в дар от правительства Ирана. Большую хрустальную люстру из цветного стекла, хрусталя и позолоты сделали чешские мастера. Она имеет диаметр 5 м и весит почти 2,5 тонны. Двери храма изготовлены из прочного дуба, который привезли из Краснодарского края.
Макет мечети
Кроме молельного зала, в здании находятся кабинет имама, гардеробы, места для омовений, музей и комната, где совершают исламский свадебный обряд – «нихак». В мечети бережно хранят книги с именами всех людей, которые пожертвовали деньги на строительство. Здесь также выставлены оригинальные подарочные издания Корана, напечатанные в разных странах мира.
История старой мечети
С середины XV до середины XVI веков в Среднем Поволжье существовало могущественное феодальное государство – Казанское ханство. Его жители исповедовали ислам суннитского толка, а в столице – красавице-Казани было несколько мечетей. Главный храм выделялся большими размерами, роскошной отделкой и имел 8 высоких минаретов.
Мечеть Кул-Шариф с высоты птичьего полёта
По традиции, главой мусульманского духовенства становился сеид – человек, который принадлежал роду потомков пророка Мухаммеда. После хана он имел статус второго должностного лица государства. В середине XVI столетия сеидом Казани был уважаемый всеми верующими Кул Шариф. Образованный имам писал стихи, вел переговоры и занимался религиозным просвещением. Татары с почтением называли его «амиром» или прославленным героем.
К середине XVI века богатое ханство потеряло былую мощь, и его история приближалась к закату. Для татар наступали тяжелые времена. В 1550 году ханство заключило мирный договор с Русью, однако вскоре отношения между двумя государствами ухудшились.
Вид мечети Кул-Шариф от торгового центра Пирамида
Когда русские воины осадили Казань, жители города отправили на переговоры тюменского князя Бирбараса и имама Кул Шарифа. Условия соглашения были очень невыгодными для татар, но им пришлось согласиться.
Осенью 1552 года войска царя Иоанна IV Грозного атаковали Казань. Имам возглавлял оборону одной из частей города, но силы были неравными. Он погиб вместе со своими бойцами. По одной из татарских легенд, Кул Шарифа убили на крыше главной мечети, а потом тело имама сбросили вниз.
Вид мечети Кул-Шариф с Преображенской башни Казанского кремля
После штурма улицы Казани охватил опустошительный пожар, все мусульманские храмы были разрушены. Так в огне и дыму закончился век старой мечети. Территории, которые раньше принадлежали Казанскому ханству, отошли русским, а местных жителей стали обращать в православную веру.
История создания
В 90-е годы в нашей стране началось возрождение утраченных ранее культовых исторических сооружений. Возрождались из пепла и строились новые многочисленные православные храмы, церкви и соборы, а в Татарстане, конечно же, наравне с православными появляется целая россыпь мусульманских религиозных сооружений. Безусловно, что основным таким сооружением становится удивительной красоты Мечеть Кул-Шариф
, построенная на западных землях мемориального Кремлевского комплекса.
Мечеть возводится как своеобразный памятник о трагических событиях 1552 года, в октябре которого при штурме Казанской крепости многочисленными отрядами Ивана Грозного в кровопролитных боях пало смертью храбрых большинство мужественно защищающегося населения. Погиб в тот день и духовный вдохновитель обороны города Кул-Шариф
– настоятель главенствующей мечети Казанского ханства.
Штурм Казани войсками Ивана Грозного
Сегодня он числится непосредственным потомком пророка Мухаммеда
и мечети присвоено его имя. Кул-Шариф для своего времени был широко образованной личностью, знающей множество наук, в том числе и астрономию, интересующейся историей и политикой.
Все культовые сооружения татарского ханства после покорения Казани и установления власти Москвы постепенно начали уничтожаться, а взамен им возводились православные церкви и монастыри. Население подвергалось насильственному крещению. Не крещенное оставшееся в живых татарское население было выселено за реку Булак, где вскоре образовалась Татарская Слобода
, сохраняющая мусульманские традиции края.
В 19 веке известный татарский просветитель и философ Ш.Марджани
, в результате проведенных им исторических исследований, сумел приподнять туманную завесу веков и воссоздал историческую картину татарского периода Казани. Он писал, что Казанский Кремль когда-то украшалаглавная соборная мечеть , которая являлась центром мусульманского просвещения Поволжья 16 века.
И вот спустя четыре с половиной века историческая справедливость была восстановлена. На высокий кремлевский холм вернулась главная мечеть мусульман.
История первоначальной мечети и амира Кул Шарифа
«Руководитель Долины» или «Предводитель Колена (Рода)» – именно так переводится арабско-татарское понятие «Кул-Шариф». И так на самом деле звали религиозного деятеля Казанского ханства, проживавшего во времена покорения этого государства Москвой и возглавлявшего его оборону (как мы знаем, тщетную).
3D-панорама Голубой мечети
В описываемый период времени Кул-Шариф являлся верховным имамом казанских татар. Он относился к роду сейидов (потомков пророка Мухаммеда). Исследователи считают: именно к крымской династии.
Стоит уделить внимание минаретному храму, место которого с 1996 г. начал занимать строящийся комплекс соборной (джума) мечети
Дело в том, что исконное помещение для отправления культа было возведено еще в годы жизни Кул-Шарифа.
Оно носило иное название и считалось в те времена архитектурной доминантой всего Казанского Кремля. А располагалось в западной части. Судя по старинным изображениям, тогдашний «Дом Бога» имел много башен.
В основном, нынешнее сооружение копирует свою предтечу. Но рисунки путешественников очень смутные. И проектировщики многое додумывали сами. В частности, непонятно – 6 или 8 минаретов было у старой мечети. Дело в том, что в тогдашнем ханстве имелось 8 провинций. Элементы декора тоже так и остались тайной.
Последней страницей биографии храма-оригинала явился пожар, случившийся во время прорыва московских войск внутрь города. В неравной схватке погибли и мечеть, и амир, в честь которого и был назван сегодняшний архитектурный ансамбль.
Наименование нынешней джумы – дань памяти этому самоотверженному человеку, мудро разрешавшему многие споры, политические и религиозные разногласия. Кул Шариф считается «великим героем», а один востоковед считает его автором эпического произведения «Зафернаме и вилайет-и Казан», посвященного истории развития ханства. Сейида Кул Шарифа убили, когда он находился на крыше собора, а тело столкнули вниз.
Читайте в тему — мечеть Ирек в Казани
Указ о возведении новой мечети был подписан еще в 1995 г. – лично президентом Шаймиевым. Проект был отобран в результате конкурса среди архитекторов. Победила совместная работа группы из четырех специалистов – Латыпова, Саттарова, Сайфуллина и Сафронова.
Фото: https://nat-geo.ru/
Строительство стартовало через несколько месяцев подготовительного цикла. А спустя 10 лет комплекс был полностью завершен. Открытие мечети Кул-Шариф в Казани прошло в рамках празднования тысячелетия города. Оно традиционно проходит 24 июня. 400 млн. рублей – как раз столько было потрачено на возведение комплекса строений. Ему присвоен статус действующего музея Распространения Ислама в Поволжье.
Сеид Кул Шариф
Потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха).
Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.
В 15-16 веках каждое отдельное татарское ханство имело по нескoлько сеидов, и только один из них мог быть верховным. Он так и назывался – великий сеид. Судя по данным из истории, которые до нас дошли, можно полагать, что Кул Шариф, так же как и Кул Мухаммад, был крымским сеидом. Кул Шариф некоторое время проживал с сеидом Мансуром в Астраханском ханстве. Мансур был предположительно его отцом. Литературовед Ахметзянов в свое время выдвинул гипотезу, что Кул Шариф является автором сочинений «Зафернаме-и вилайет-и Казан» (1550 г.), стихотворений «Шариф Хаджитархани» и «Кул Шариф». И действительно, после того, как Кул Шариф стал главным сеидом, в русских источниках продолжали упоминать о том, что Шариф является муллой. Из всех сочинений и стихотворений было замечено, что автор очень образован, он обладал знаниями в астрономии, знал татарскую и русскую историю, интересовался государственными делами. Первое его произведение «Зафернаме-и вилайет-и Казан» можно назвать прозой, здесь довольно много поэзии.
Страшное время Кул Шарифа
Кул Шариф жил в те времена, когда Казанское ханство было в трагической ситуации, приближающейся к гибели. Поэт потрясающе описал трагедию своего народа в своей прозе «Зафернаме-и вилайет-и Казан». О Казани он говорил, что ей неоткуда ждать поддержки, никто не помогает. Только правительство Тенгри и помощь ангелов вдохновляли ее. Кул Шариф рассказывает о тяжелой ситуации всего города, о том, что сложно было обеспечить безопасность всего государства, о том, что им пришлось подписать соглашение с немусульманами. Ради благополучия народа в 1550 году Казань заключала договор с Москвой о взаимопомощи и взаимопонимании. После заключения этого договора, каждая сторона еще не раз отправляла своих послов для урегулирования конфликта.
Но в следующем году русские войска нарушают мир и вступают в бой, летом они уже обступают всю Казань. Тогда для народа Кул Шарифа начались тяжелые времена. Казанцы отправляют русским воеводам послания о мире, чтобы те утихомирили свой гнев. Эти данные до нас дошли из Патриаршей летописи. С такими требованиями к Шах Али и русским главным воеводам отправлялись мулла Кул Шариф с тюменским князем Бибарсом Растовым. Таким образом, они выполняли волю своего народа. Это видно по грамоте, которую казанцы тогда отправили Ивану Грозному. Однако послы долгое время не соглашались идти на уступки. Это следует из летописи 1551 года. Тогда завоеватели решили пригрозить, если татары не примут решение русских воевод, то придется брать их силой. И лишь после этих угроз, послы согласились и приняли условия, поставленные Москвой.
Нужно отметить, что в принятии такого решения личной вины у Кул Шарифа и Бибарса не было. Они лишь выполняли государственный долг, так как являлись дипломатами того времени.
О, Шарифи, если ты еще надеешься на лучшее,
Не уходи с этой земли,
Ибо если ты уйдешь, кто же будет сахибом города Казани?Из прозы «Зафернаме-и вилайет-и Казан»
Убийство Кул Шарифа
Кул Шариф погиб во время взятия русскими Казани в 1552 году. Философ и историк Марджани, изучив народные предания, говорит о том, что Кул Шариф и его последователи, которые объединились в некое военное подразделение, погибли героически. Ученики Шарифа были молодыми студентами, они оборонялись отступая.
Кул Шариф, их предводитель, по словам Марджани, поднялся на крышу мечети, где его и убили, и упал вниз. Вот так трагически погибла выдающаяся личность всей эпохи Казанского ханства Кул Шариф.
Именно в честь сеида Кул Шарифа была названа впоследствии одна из крупнейших мечетей в Европе, с её историей вы можете ознакомиться здесь
Что посмотреть
Внешне современная мечеть Кул-Шариф напоминает тот старинный мусульманский собор, который был разрушен при осаде Казани в 16-м веке. Древняя джума-мечеть считалась самой высокой в мире и единственной, имеющий целых 8 минаретов. Современное здание тоже поначалу объявили «самым-самым», но на деле и по высоте, и по размерам оно все-таки не дотягивает до места лидера. Впрочем, это не мешает ему поражать туристов изяществом и красотой.
Мечеть входит в архитектурный комплекс Казанского Кремля
Бело-голубая постройка с центральным куполом, окруженным тонкими башнями минаретов, словно вот-вот взлетит вверх — похожее впечатление производят старинные готические храмы. Этот эффект подчеркивают острые шпили с традиционными мусульманскими символами — полумесяцами. Интересно, что кроме симметрично расположенных 4-х главных минаретов есть еще две башни пониже и две символические башенки у главного входа. В общей сложности они доводят число минаретов до восьми, как и у древней джума-мечети.
Всего Кул-Шариф имеет 8 минаретов
Максимальная высота Кул-Шариф составляет 58 метров (для сравнения, это высота 18-этажного дома). Грандиозность и масштаб здания подчеркивает свободное пространство вокруг него, ведь постройка расположена на площади, вымощенной камнем в цветах татарского флага. Также в храмовый комплекс входит невысокая пожарная часть. Несмотря на свое сугубо практическое предназначение, она выполнена в том же стиле, что и вся Казанская мечеть.
data-captiontag=»dd» data-columns=»0″ data-size=»large» data-width=»1000″ data-auto=»false» data-max-width=»100%» data-ratio=»1.8″>
Пожарная часть храма выполнена в одном стиле с основным зданием
Брусчатка площади, на которой возведена Кул-Шариф, выполнена в цветах флага Татарстана
«Предлагали семь площадок»
Как пояснила официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова, «по поручению Рустама Нургалиевича решение о месте строительства соборной мечети будет приниматься с учетом мнения общественности». Пока, по ее словам, лишь высказываются предложения на уровне духовенства. Но каких-то конкретных утвержденных вариантов, из которых можно было что-то выбрать, еще нет: этот вопрос находится «на стадии обсуждения и проработки».
— Мы, как узнали об этом, предложили построить мечеть на территории бывшего ресторана «Акчарлак». Год назад собрали целую тетрадку подписей и передали в ДУМ РТ. Здесь удобное место: сюда ходят трамваи, автобусы, людям будет легко добраться, — сообщил Рауф Ибрагимов.
Помимо «Акчарлака», среди предложений назывались площадь Тысячелетия, парк Тысячелетия, парк «Кырлай», буферная зона Кремля, берег Казанки у речного порта, в Троицком лесу, около НКЦ «Казань» и на месте обувной фабрики «Спартак».
Камиль Исхаков: «Было много предложений, что должно войти в комплекс мечети. Мы с Рустамом Нургалиевичем все обсуждаем, но пока ни на одном пока не остановились». Фото Михаила Козловского
— Окончательно еще не выбрана ни одна площадка под мечеть, хотя предлагали к рассмотрению семь таких мест, — рассказал «Реальному времени» Камиль Исхаков. — Поскольку площадки нет, нет ни состава проекта, ни числа объектов — это ведь целый этап. Пока рано говорить о площади и вместимости. Было и много предложений, что должно войти в комплекс мечети. Мы с Рустамом Нургалиевичем все обсуждаем, но пока ни на одном пока не остановились.
Он добавил, что идея строительства соборной мечети в городе витает в воздухе не один десяток лет. Еще в 1992 году на правом берегу Казанки (на месте нынешней «Казанской Ривьеры» и «Леруа Мерлен») при участии Талгата Таджуддина и архитектора Мунира Агишева был заложен первый камень в основание, даже было забито 1 600 свай.
У так и не построенного храма было даже название — «Тюльпан». Но проект не был реализован. К слову, через несколько лет, в 1998 году, соборная мечеть с похожим наименованием появилась в Уфе — «Ляля-Тюльпан». И открывал ее все тот же верховный муфтий Талгат Таджуддин.