Как строилась транссибирская магистраль и чего это стоило

Меры предосторожности[править]

Если в 20-м веке в наших поездах было всё, что угодно — пьянство, драки, азартные игры, случались убийства, то сейчас сложилась своеобразная культура поведения: нас везут, а мы едем, не мешая другим пассажирам.

В первую очередь познакомьтесь с соседями. Совсем не обязательно знать их имена, фамилии и родословную, вполне достаточно знать, куда они едут и где будут сходить. Не разбрасывайте свои вещи, не мусорите и не копите остатки пищи. Ведите себя адекватно и предупредительно, не провоцируйте конфликт — вам с этими людьми ещё вместе ехать несколько суток. Помните, что едущие на нижних полках имеют преимущество.

Практически невозможно, чтобы Вас обокрали, также мало шансов встретится с неадекватными личностями. Тем не менее, не оставляйте где попало свой багаж, а засуньте до конца поездки на законные места — в багажные отделения под лежаками или на верхнюю багажную полку. Договоритесь, что в купе всегда кто-то будет находится (большинство пассажиров этот порядок принимают как должное). На ночь всегда запирайте купе, если все легли спать. Не бросайте лишний раз свои гаджеты на видном месте.

Также не стоит напиваться до поросячьего визга. Вы можете непреднамеренно кого-то обидеть или сделать глупость. Проводники вызовут дорожную полицию и вас просто ссадят на ближайшей станции, выписав штраф. На любом вокзале изрядно поддатого пассажира полицейские могут тормознуть до выяснения, и поезд уйдёт без Вас, но с вашими вещами.

При поездке в несколько суток, с постоянной сменой климата и работающим в вагоне на полную мощь кондиционером можно легко заболеть. Зимой и в межсезонье этой проблемы нет.

Ещё такой момент. Поезд «Москва-Владивосток» скорый. Он останавливается только в больших городах, либо на узловых станциях для смены локомотивной бригады или выгрузки почты (поезд тащит сзади состава несколько почтово-багажных вагонов). В нескольких местах по пути следования перегоны доходят до 5 часов! Курить в тамбурах вагонов запрещено, а на остановках — только в специально обозначенных местах. Не попадитесь, на некоторых станциях доблестная дорожная полиция специально пасёт нарушителей, пользуясь ситуацией.

Границы железных дорог по главному ходу Транссиба

1. Московская ж.д., 0 – 112 км: Москва – Александров-1
2. Северная ж.д., 113 – 817 км: оп Мошнино – Ярославль-Гл. – Данилов – Буй – Шарья – Свеча
3. Горьковская ж.д., 818 – 1223 км: оп Юма – Котельнич-1 – Киров – Балезино – оп 1217 км
4. Свердловская ж.д., 1224 – 2561 км: Чепца – Пермь-2 – Екатеринбург – Камышлов – Тюмень – Ишим – оп 2557 км
5. Западно-Сибирская ж.д., 2562 – 3712 км: Называевская – Омск – Барабинск – Новосибирск – Тайга – оп 3704 км (в 1997 г. присоединена Кемеровская ж.д.)
6. Красноярская ж.д., 3713 – 4489 км: Мариинск – Ачинск-1 – Красноярск – Иланская – оп Новониколаевский
7. Восточно-Сибирская ж.д., 4490 – 5783 км: Юрты – Тайшет – Зима – Иркутск – Слюдянка-1 – Улан-Удэ – оп 5780 км
8. Забайкальская ж.д., 5784 – 8077 км: Петровский Завод – Чита-2 – Шилка – Чернышевск-Заб. – Могоча – Сковородино – Белогорск – Журавли
9. Дальневосточная ж.д., 8078 – 9289 км: Архара – Биробиджан – Хабаровск-1 – Вяземская – Ружино – Уссурийск – Владивосток

* Красным цветом выделены стыковые станции с соседними железными дорогами.

Нестандартные участки. Грузовые обходы.

Обычно считается, что Транссибирская магистраль на всем своем протяжении двухпутная (имея в виду главный пассажирский ход, через Екатеринбург – Киров – Буй – Ярославль). Почти везде это так, но все-таки есть и исключения из этого правила: как минимум 6 участков, где она трехпутная, 4 четырехпутных участка и 7 участков, где магистраль однопутная. Многопутные вставки находятся в основном там, где имеется интенсивное грузовое или пригородное движение электропоездов, а у однопутных вставок (кроме одной) имеются альтернативные грузовые обходы. Вот они по состоянию на середину 2006 года:
Четырехпутные участки: Москва-Ярославская – Мытищи (18 км), Екатеринбург-Сортировочный – Екатеринбург-Пассажирский – Путевка (17 км), Батарейная – Иркутск-Сортировочный (7 км), Белогорск – Белогорск-2 (6 км).
Трехпутные участки: в районе Москвы – Мытищи – Пушкино (12 км); перед Новосибирском – Коченево – Обь (33 км); в Красноярске Енисей – Злобино (7 км); в районе Иркутска – Черемхово – Батарейная (116 км), Гончарово – Большой Луг (18 км); через Кижинский перевал – Затяжной – Кижа (21 км), через Яблоновый перевал – Тургутуй – Яблоновая (13 км).
Были разобраны до двухпутных в 90-х годах: за Иркутском – Большой Луг – Рассоха (6 км); Кижа – Петровский Завод (19 км).
Однопутные участки: Ост. пункт 361 км – Буй (88 км), Чухломинский – Ломовская (3 км), Киров – Поздино (12 км), Левая Обь – Правая Обь (2 км), Хор – Хака (6 км), Пост 1560 км – Дальнереченск-1 (6 км), Ружино – Лесозаводск-1 (7 км).
Так что не менее 124 км главного хода Транссиба – однопутная дорога, 220 км – трехпутка, а 48 км – даже четырехпутная дорога!

Грузовые обходы.

1. Обход Кирова: Лянгасово – Поздино (16 км). Короче главного хода на 10 км.
2. Обход Свердловского узла: Хрустальная – Решеты – Седельниково – Арамиль – Косулино (77 км). Длиннее главного хода на 14 км.
3. Обход Омска: Иртышский мост – Московка (16 км), по южной окраине города. Длиннее главного хода на 2 км.
4. Чикское разветвление: западнее станции Чик третий путь отходит от остальных до 1 км.
5. Обход Новосибирска: Обь – Клещиха – Инская – Жеребцово – Сокур (66 км). Длиннее главного хода на 13 км.
6. Обход Красноярска: Бугач – Красноярск-Северный – Зыково (41 км).  Длиннее главного хода на 2 км.
7. Обход Тайшета: пройдет с юга. Строится.
8. Обход Иркутска: Иркутск-Сортировочный – Гончарово (21 км). Короче главного хода на 6 км.
9. Облученское разветвление: западнее станции Облучье на протяжении 2 км чётная и нечётная линии описывают петли разного радиуса, отдаляясь друг от друга примерно на 1 км. Нечётное направление на 2 км длиннее, на нём имеются километровые столбы 8189А и 8189Б.
10. Обход Амурского моста в районе Хабаровска: Покровский – тоннель под Амуром – 8520 км. Длиннее главного хода на 1 км. Используется также для нечётных пассажирских поездов.
11. Обход Хорского моста: Кия – Аскан – Подхоренок (16 км). Равен главному ходу по километражу. Используется также для нечётных пассажирских поездов.
12. Бикинское разветвление: южнее Бикина на протяжении 6 км чётная и нечётная линии проходят по разным берегам реки Бикин. Равны по километражу.
13. Обход Дальнереченска: Эбергард – Дальнереченск-2 – Пост 1571 км (28 км). Длиннее главного хода на 8 км.
14. Обход Уссурийского моста: Ружино (восточная горловина, 8931 км) – Лесозаводск-2 – Блокпост 1634 км (11 км). Длиннее главного хода на 1 км. Используется также для нечётных пассажирских поездов, мост через Уссури расположен на 6 км.

Если вы знаете еще нестандартные участки Транссиба, напишите нам, пожалуйста.

Байкало-Амурская магистраль

БАМ (Байкало-Амурская магистраль) является одной из крупнейших в мире железнодорожных дорог. Ее протяженность составляет 4,3 тыс. км. БАМ проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) проходит через Тайшент, затем тянется до Советской Гавани по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Бурятии, Якутии и Хабаровского края.

Эта дорога проходит через территории с суровыми природно-климатическими условиями, через районы вечной мерзлоты и высокой сейсмичности (до 9 баллов). Магистраль пересекает несколько горных хребтов и крупных рек, включая Амур. Более 30 км маршрута из-за сложного рельефа проходит через тоннели.

По версии Lonely Planet, именно Байкало-Амурская магистраль входит в тройку самых удивительных железнодорожных маршрутов мира.

Издательство, выпускающее знаменитые путеводители, отмечает, что БАМ построили позже знаменитого Транссиба, но виды по маршруту открываются ошеломляющее, а сам БАМ «холоднее, дальше, и там почти нет туристов».

Прокладывать БАМ начали в 1932 году, но затем строительство было заморожено вплоть до 1970-х годов. Восточную и западную части дорог соединили в 1984 году. В 2003 году было открыто движение по Северомуйскому тоннелю.

Магистраль открыла для России второй выход к Тихому океану. Участок между забайкальским городом Могоча и амурским городом Сковородино считается «полюсом холода» Транссиба.Самая западная станция магистрали на территории Амурской области – Ерофей Павлович, самая восточная – Кундур-Хабаровский.

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) проходит через…

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) проходит через многие города, а ее столицей считается город Тында. Это самый северный город Приамурья (город находится к 880 км к северу от Благовещенска). Путь на поезде из столицы Приамурья будет более 16 часов на поезде (актуальное расписание и стоимость билетов уточняйте на сайте https://pass.rzd.ru/), на автомобиле или автобусе дорога займет от 9 до 12 часов.

Вокзал Тынды является самым большим по площади во всей Амурской области (4 тыс. кв. м). Железнодорожный вокзал был открыт в 1986 году.

Здание вокзала часто называют «белым лебедем». Оно, действительно, чем-то похоже на птицу, распахнувшую крылья. «Клюв» же расположен между двух 48-метровых башен, которые возвышаются над поездами.

Недалеко от вокзала находится Музей истории БАМа. Здесь можно узнать о строительстве и эксплуатации легендарной железной дороги России. А в зале этнографии есть экспозиция, посвященная коренному населению, эвенкам.

Адрес: г. Тында, ул. Спортивная, 22

Телефон: +7 (4165) 65-16-44

Сайт: https://muzbam.amur.muzkult.ru/about

Транссиб сейчас

Первая мировая война, последовавшая за ней Гражданская война и в целом нестабильность в России, ударили по дороге так же больно, как и по всей стране. Вокруг единственного пути сквозь всю Россию шли боевые действия, полотно было повреждено, некоторые мосты частично разрушены, паровозный и вагонный парк критически сократился. Советская власть очень серьезно отнеслась к этой проблеме, и уже к 1924 году Транссиб был полностью восстановлен. Постепенно наращивался паровозный парк, росла пропускная способность.

В годы Великой Отечественной войны Транссибирская магистраль стала надежным тылом для всей страны. Она была той транспортной артерией, по которой постоянно двигались воинские эшелоны, велась эвакуация промышленных и хозяйственных предприятий, доставлялась помощь от союзников по «Ленд-лизу» из Владивостока.

В послевоенные годы правительство СССР приняло масштабную программу расширения и модернизации дороги. В это время дорога уже являлась крупнейшей железнодорожной артерией мира. Она объединяла сообщением свыше 80 городов СССР и 12 областей нашей страны. К этому времени железнодорожное сообщение радикально изменилось, каждому пути, особенно такому крупному, требовалась электрификация. С 1956 года советское правительство поставило отечественным железнодорожникам приоритетную задачу по электрификации пути. Согласно плану электрификации железных дорог Советского Союза, Транссиб стал первой и наиболее сложной для электрификации дорогой. Непрерывная работа по усовершенствованию ведется и сейчас. Так, в конце XX века был построен мост через Амур, был убран последний в истории дороги одноколейный участок. А в 2002 году завершена полная двухсторонняя электрификация всех 9288 км дороги.

В настоящее время Транссибирская магистраль – крупнейшая из существующих в мире транзитных железнодорожных сетей. В современной России ветки магистрали проходят через пять федеральных округов, а маршрут лежит сквозь 20 субъектов Федерации.  Страны Юго-Восточной Азии, такие как Северная Корея, Монголия и Китай, связаны с российской железнодорожной сетью, через неё легко попасть во все государства Средней Азии. Более того, магистраль выходит в европейскую часть России, через которую можно попасть и во многие порты Балтики и Черного моря и напрямую через границу в европейские страны.

Перевозка военных грузов во время Великой Отечественной войны. https://gkaf.nsu.ru

Сам «Великий путь» проходит сквозь наиболее богатые природными ресурсами регионы Российской Федерации. В этих регионах сосредоточены не только природные ресурсы, такие как уголь, нефть или газ, но и свыше 78% промышленного потенциала России, что облегчает доставку продукции этих предприятий заказчикам. В отношении всех железнодорожных перевозок Евразии свыше 50% транзита грузов приходится именно на Транссибирскую магистраль. В будущем планируется включить магистраль в сеть панконтинентальных проектов, в которых участвует ряд стран от России и Китая до Индии и Ирана. Если он будет реализован, то железнодорожные ветки протянутся от Индии до Закавказья, а в перспективе – даже в Африку.

Поистине проект, задуманный Александром III, по реализации проводки сквозь всю Россию «Великого сибирского пути» стал не только одним из самых грандиозных в мире, но и одним из самых полезных для нашей страны.

Остановки в городах по пути.

Я сделал 11 остановок в городах следования, посмотрев тем самым 13 городов. Сейчас я вам расскажу (и покажу фотки) в каких городах вам стоит задержаться подольше, а какие можно проехать даже без остановки. Начнем с времени года. Я настоятельно рекомендую отправиться в эту поездку из Москвы в середине лета, чтобы приехать во Владивосток уже в начале осени. Почему так? Потому что например озеро Байкал прогревается в августе, а в приморском крае тепло наступает в сентябре. Так что стартовать я рекомендую в конце июля из Москвы, и выделить на это путешествие полтора-два месяца, чтобы детально посмотреть на всю Россию.

Москва

Если вы сами не москвич, то посмотреть город можно за 3-5 дней. Прочувствовать её получится уже с первых минут Город большой, поэтому каждый здесь найдет места для себя. Это и тихие парки, это и дух древности на станции метро Коломенская, конечно же дух современности в виде Москва-Сити и куча мест абсолютно на разный вкус и аппетит. Для меня она знакома вот в таких тонах:

Что скажу про город, и это будет моим личным впечатлением: Москва — это fast city. Здесь можно конечно жить более размеренно, но хватит вас недели на две. Потом вы тоже превратитесь в вечно спешащего пешехода, который закрывается от любых внешних проявлений в себе. Люди здесь закрытые, и их много. Город конечно же красивый, но красота теряется и совсем не бросается в глаза из-за обилия рекламы, машин, и вывесок на зданиях. Все сливается в один большой поток и глаза перестают выискивать интересное архитектурное сооружение, ожидая увидеть там рекламу и вывески магазинов.Что посмотреть в Москве: Метро «Площадь революции», Красная площадь, Крымская набережная, Воробьевы горы, Москва-Сити, парк Горького, Коломенское.

Казань

С первых минут в этом городе я был погружен в настоящий шок: город невероятно красив, чист, ухожен, а еще здесь невероятно большое количество студенток. Красивых студенток Гуляя же по городу (а на осмотр его я советую выделить 5-7 дней) меня не покидало чувство, что я вовсе не в России, а в самой настоящей Европе:

Люди открытые, дружелюбные. Из-за большого количества молодежи в городе, а еще и прошедшей универсиады — город современный, и очень адаптирован для туристов. Поэтому иностранцев в городе полно, но все они какие-то классные. Город тихий, спокойный.Что посмотреть в Казани: Здание Колокольни Богоявленского Собора, Казанский Кремль, Кул Шариф, «Дворцовая» набережная, улица Петербургская, татарская деревня Туган Авылым, озеро Кабан:

Пермь

Неоднозначный город. За три дня можно излазить вдоль и поперек и еще съездить в кунгурские пещеры. Вроде и красив, но не цепляет. Вроде и велодорожки есть, и «зеленая» линия для туристов, но вот идешь ты по ней, или едешь на велике… и как-то сливается всё. Нет сильно броских зданий. Район с надписью «Счастье не за горами» понравился мне больше всего:

С высоты город тоже ничем особым не выделяется, хотя сейчас хотят построить «вторую» останкинскую башню:

Что посмотреть в Перми: поющие фонтаны, частный музей самолетов, музей военной техники, порекомендую ресторан «Хуторок» и кафе-самолет (это я в кабине, в салоне можно кушать):

Екатеринбург

Город конечно интересный, мне запомнился различными памятниками и скульптурами. Не Осло конечно, но тоже интересно погулять, встретить памятник клавиатуре, Майклу Джексону и т.п:

Очень советую посмотреть город со смотровой площадки здания Высоцкий. Ну и просто погулять по городу, по местному арбату. Дней трех вам хватит на этот город. И да, пользуйтесь метро, так быстрее

Строительство

Официальной датой начала строительства самой длинной в мире железной дороги стало 31 мая 1891 года, когда наследник престола цесаревич Николай Александрович торжественно заложил первый камень новой дороги во Владивостоке. Следует отметить, что это был первый в мировой практике опыт строительства дороги не только такой длины, но и высокой сложности. Новый путь проходил через сибирские просторы, широкие реки и озера, леса и часто полностью безлюдные места. Проект предполагал строительство не единой ветки сразу, а ведения железной дороги навстречу, на соединение, из Владивостока с одной стороны и из Челябинска – с другой. Параллельно возводились и участки дороги в европейской части России, а также ответвлений к городам по пути следования.

Для Российской империи тех лет проект стал не просто сложным, он был беспрецедентным в своей стоимости. Кабинет министров оценил его в 350 миллионов золотых рублей. Однако в процессе его реализации стоимость работ значительно возросла. Более того, правительство для ускорения строительства дороги решило применить меры экономии. Они заключались в физическом сокращении количества проводимых работ. Увеличилось расстояние между шпалами, насыпь стала менее глубокой. Но всё равно к 1916 году стоимость работ значительно возросла.

Отдельной проблемой строительства дороги стал вопрос рабочей силы. В таких сложных условиях и масштабах проекта катастрофически не хватало рабочих рук, в самые напряженные годы количество рабочих по всей огромной длине дороги не превышало 80-89 тысяч человек. Орудия труда были представлены самыми примитивными вариантами: лопата, кирка, тачка и кайло – вот чем создавалась самая длинная в мире железная дорога. Несмотря на все эти сложности ежегодно прокладывалось от 400 до 600 км железнодорожного полотна.

Великий путь был соединен с востока и запада в ноябре 1901 года. Но постоянного движения на нем пока не было устроено. Новая инфраструктура требовала проверки и обкатки подвижным составом. К июлю 1903 года дорога смогла работать постоянно, однако Байкал так и не был охвачен действующей железнодорожной сетью, что сыграло негативную роль в ходе Русско-японской войны. Слишком маленькая пропускная способность паромов, на которых везли эшелоны войск через Байкал, не позволяла должным образом снабдить группировку русских войск в войне с Японией.

Впервые непрерывный путь по Кругобайкальской железной дороге, целью которого было обеспечить непрерывность движения поездов по великому пути был запущен в октябре 1904 года. Особенно важным стало и открытие прочного стального моста через Амур.

Состав и направление основных грузопотоков

Основные грузы, которые транспортируются по Транссибирской магистрали, включают в себя:

  • не только сырую нефть и нефтепродукты, но и продукты переработки;

  • по этой дороге перевозится бурый и каменный уголь;

  • древесина как в виде кругляка, так и в обработанном виде;

  • доставляются потребительские товары в широком ассортименте;

  • перевозится большое количество транспортных средств.

Перевозка грузов функционирует, в основном, по следующим маршрутам:

  • потребительские товары и техника поставляются из Европейской части в Сибирь;

  • в центральные части страны вывозят нефть, уголь и лес;

  • существенную часть перевозок занимает поставка различных товаров из Китая, а также поставка российских товаров в Китайскую Народную Республику;

  • по этой дороге поставляются не только российские грузы, но и осуществляется товарооборот между Китаем и Европой.

Томск и Транссиб

12 ноября 1689 года был издан царский указ, повелевающий соединить Центральную Россию и Сибирь. Тракт начал прокладываться лишь с 1730 года. К тому времени Томск уже успел стать крупным центром ремесленного производства, поэтому тракт прошёл через Томск.

Это был первый сухопутный путь в крае. Ежегодно по Московскому тракту (улица в Томске) проходило около ста тысяч повод, проезжали десятки тысяч ямщиков. Город расцветал. Сюда стали приезжать переселенцы с Юга России. Извозный промысел стал “градообразующим”. В XIX веке в Томске количество лошадей превышало количество населения. Не случайно более ста лет гербом Томской губернии была стоящая на дыбах лошадь на зелёном поле.

По первоначальному проекту Сибирская железная дорога должна была начинаться в Томске и заканчиваться в Иркутске. От Урала до Томска грузы должны были поступать летом по рекам. Поступать летом по рекам. На окраине Томска, на Иркутском тракте, недалеко от тюрьмы, было уже отведено место для станции Томск. Однако этот проект был заменен другим, который предусматривал строительство дороги от Челябинска до Владивостока, и дорога должна была пройти через Томск. Переход через реку Объ предполагалось построить вблизи старинного сибирского городка Колывань, у заимки Чаус. Но детальное исследование местности показало, что пойма Оби в этом месте очень широкая, берега низкие и болотистые, во время во время весенних паводков река заливает обширные пространства. Для того, чтобы построить в этом месте мост, предстояло с обеих сторон насыпать и укрепить высокие дамбы протяженностью свыше семи верст. Стоимость этого перехода через Объ была очень велика. Продолжая исследования, проектировщики нашли на Оби, заимки Кривощеково, наиболее приемлемое место. Узкий свор реки и скалистые берега позволяли построить тут мост быстро и с гораздо меньшими затратами. Тогда и был изменен первоначальный проект и принято решение строить мост в районе Кривощеково, а далее дорога пошла прямо на восток, минуя Томск. Гласные города Томска и купцы дважды обращались к царю с просьбой изменить проект дороги и пустить ее через Томск. Свою просьбу они мотивировали тем, что Томск – старинный сибирский город, один из центров сибирской культуры и торговли и что он весьма нуждается в прямой и прочной связи со столицей. К петиции были приложены подробные справки о торговых оборотах томского купечества за последние годы.
Документ был направлен министру финансов С.Ю. Витте, который тогда практически решал все вопросы, связанные с расходом средств из казны. Он ответил томичам, что вести железную дорогу через Томск экономически невыгодно и что в ближайшем будущем от станции Тайга до Томска будет проложена ветка, которая даст Томску выход на центральную магистраль. После повторной жалобы томичей, которая опять-таки была направлена Витте, он ответил более подробно. Он писал, что если дорога пойдет через Томск, то длина ее увеличится на 90 верст. Помимо того, в несколько раз возрастает стоимость строительства моста через Объ в районе Колывани. Кроме того, геологическое строение местности, в случае направления дороги через Томск, будет значительно сложнее, потребует увеличения расхода на строительство полотна дороги на 4 миллиона рублей. Стоимость же строительства ветки от Тайги до Томска, вместе с локомотивами и подвижным составом, не превысит двух миллионов. Что же касается значении Томска как торгового центра, то, писал Витте, таким центром сделал его Московский тракт, значение которого со строительством железной дороги существенно уменьшается. Создавать искусственно торговые центры России нет никакой надобности.

В 1898г. была построена ветка «Тайга-Томск» протяженностью 88 верст. Строилась ветка в основном силами заключенных томских тюрем, которым каждый день работы на строительстве ветки засчитывался за два дня заключения. Кроме того, работавших на строительстве дороги заключенных значительно лучше кормили, работали они на чистом воздухе, имели относительно больше свободы. Это способствовало тому, что многие старались попасть в строительные команды и работали хорошо.

Вокзал “Томск” открыли 17 июля 1896 года, а первый поезд прибыл в Томск 22 июля и был приурочен ко дню именин Марии Фёдоровны. Парадный поезд, убранный зеленью и флагами, состоял из семи вагонов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector