Ознакомительное занятие на тему: «ханты и манси
Содержание:
- Быт и хозяйство
- «Душа России»
- [править] История
- [править] Источники
- Вороний день
- Религиозные обряды
- Общие сведения о Ханты-Мансийском автономном округе
- Особенности быта
- Олени в жизни ненцев
- Что посмотреть в Ханты-Мансийске за один день?
- Женщины манси
- Как спланировать поездку дешевле?
- Едят содержимое оленьих желудков
- Города Ханты-Мансийского автономного округа
- Динамика по годам
- Название
- Этногенез манси
- Искусство Ненцов
Быт и хозяйство
Основными занятиями северных хантов были оленеводство и охота, реже рыболовство. Культ оленя прослеживается во всех сферах жизни саверных хантов. Олень, без преувеличения, был основой жизни: он был и транспортом, шкуры использовались при строительстве жилищ и пошива одежды. Не случайно, с оленем связаны и многие нормы общественной жизни (собственность на оленей и их наследование), мировоззрения (в погребальном обряде).
Южные ханты в основном занимались рыболовством, однако им были известны также земледелие и скотоводство.
Исходя из того, что хозяйство влияет на характер оседлости, а тип поселения на конструкцию жилища, у хантов выделяются пять типов расселения с соответствующими особенностями поселений:
кочевые стойбища с переносными жилищами кочевых оленеводов (низовья Оби и ее притоков)
постоянные зимние поселения оленеводов в сочетании с летними кочевыми и переносными летними жилищами (Северная Сосьва, Лозьва, Казым, Вогулка, Нижняя Обь)
постоянные зимние поселения охотников и рыболовов в сочетании с временными и сезонными селениями с переносными или сезонными жилищами (Верхняя Сосьва, Лозьва)
постоянные зимние селения рыболовов в сочетании с сезонными весенними, летними и осенними (Обские притоки)
постоянные поселения рыболовов и охотников (при подсобном значении земледелия и животноводства) в сочетании с промысловыми избушками (Обь, Иртыш, Конда)
Ханты, занимавшиеся охотой и рыболовством имели по 3-4 жилища в разных сезонных поселениях, которые менялись в зависимости от сезона. Такие жилища делали из бревен и ставили прямо на землю, иногда строили землянки и полуземлянки с деревянным столбовым каркасом, который сверху покрывался жердями, ветками, дерном и землей.
Ханты-оленеводы жили переносных жилищах, в чумах, состоящих из поставленных по кругу шестов, скрепленных в центре, покрытых сверху берестой (летом) или шкурами (зимой).
Это интересно: Ханья Крит достопримечательности
«Душа России»
Ни один национальный праздник, фестиваль или форум в округе не проходит без ее активно участия. Мария Волдина – народная сказительница, исполнительница обрядового фольклора, народных песен, первая хантыйская поэтесса, руководитель фольклорной школы.
Ее народному самодеятельному коллективу – семейному фольклорно-этнографическому ансамблю «Ешак най» уже больше 30 лет. Она родилась в 1936 году и всю жизнь прожила в округе, отдав более 25 лет своей работе корреспондентом окружного радио «Югория». Недавно она получила премию правительства страны «Душа России» за вклад в развитие творчества.
«Жизнь и творческий путь Марии Кузьминичны– сказание о прошлом, настоящем и будущем нашей земли. Она – югорский характер, знаток наших традиций и культуры. Эта женщина создала семейный ансамбль, собрала всю семью и дала им дело, поручила большую важную задачу сохранять культуру народа», — так о Волдиной высказалась губернатор ХМАО Наталья Комарова.
[править] История
В первой половине II тыс.н. э. ханты успешно колонизировали земли вдоль рек Обь и Иртыш, где развили рыболовство. В этот период шёл активный процесс формирования государственных образований. Среди них Обдорское, Кодское, Белогорское, Эмдерское, Казымское, Назымское, Бардаковское княжества. Во главе их стояли князья, власть которых передавалась по наследству. У них были регулярные военные дружины, они часто вели войны, собирали дань с побежденных родов, захватывали имущество и рабов. Социально-экономические и политические центры княжеств были хорошо укрепленными «городами».
С XI века ханты и манси в низовьях Оби были известны в Древней Руси как Югра. В 1193—1194 гг. новгородский воевода Ядрей организовал военный поход на Югру, но потерпел поражение. С середины XV века заинтересованность в подчинении земель нижней Оби имело Великое княжество Московское. В 1483 году во время военной экспедиции против манси московские войска захватили кодского князя Молдана. В 1484 году Москву посетило посольство Югры, в том числе представитель Кодского княжества Питкей. Кодское княжество признало свою зависимость от Москвы, и Иван III добавил к своему титулу «великий князь Югорский». В 1499—1500 гг. военная экспедиция Семёна Курбского заставила Ляпинское и Абдорское княжества признать свою зависимость от Москвы.
В XV—XVI вв. другим важным центром влияния на хантыйские государства было Сибирское ханство. Даже в низовьях Оби местные князья приняли татарские титулы мурза и тайша. При хане Кучуме Сибирское ханство стремилось помешать хантам платить дань Московскому княжеству. Во время похода Ермака в Сибирь ханты сражались на стороне сибирских татар и сопротивлялись завоеванию. К концу XVI века все хантыйские государства были подчинены России.
Российский историк А. В. Головнев выделил три основных этапа подчинения народов Западной Сибири России:
- Военный (конец XVI—XVII вв., поражение или включение в административную систему основных военно-политических центров коренных жителей)
- Конфессиональный (XVIII век; массовое крещение аборигенов)
- Юридический (с начала XIX века; правовая подчиненность местного населения)
На первом этапе некоторые хантыйские княжества сохранили свою автономию. Так, в 1583 году кодскому князю Алаxу удалось договориться с русскими казаками, позже он участвовал в походах на мансийское Кандинское княжество и даже расширил свои владения. В 1586 году обдорский князь Лугуй получил охранную грамоту от Федора Иоанновича. Семьи кодских князей Алачевых и обдорских князей Тайшиновых имели права русской знати. Через них производилась выплата ясака в российскую государственную казну, они участвовали в военных походах на стороне русских войск, за что получали право управлять и судить местное население. В 1609 году княгиня Анна Алачева подготовила заговор против российских властей, привлекла к нему манси и обдорцев. Но заговор был раскрыт, Анну арестовали. В 1642 году ее внук, князь Дмитрий Алачев, был лишен титула, а Кодское княжество было упразднено. Обдорские князья Тайшины формально сохраняли власть до конца XIX века.
На втором этапе в 1714—1718 гг. благодаря усилиям митрополита Филофея Лещинского ханты номинально перешли в православие, хотя приверженцы традиционной веры оказали миссионерам сопротивление. В результате реформы 1822 года ханты подчинялись местным русским административным структурам.
В 1920-1930-е гг. Приобский край стал местом военных столкновений, в которых участвовали коренные жители. В 1930 году был образован Остяк-Вагульский национальный округ, началось создание хантыйского алфавита и письменности, школ и учреждений культуры для обучения на родном языке. Однако советские реформы (коллективизация, укрупнение поселений, раскулачивание и др.) разрушили привычный образ жизни. Коренные народы часто изгонялись из своих домов, лишались права собственности на землю, а традиционное сельское хозяйство деградировало. Ханты участвовали в Казымском восстании (1931—1934), а также в восстаниях 1934 и 1943 годов на Ямале. В послевоенный период появились национальные интеллектуальные круги (писатели, учителя, журналисты). С конца 1980-х гг. ханты предпринимают шаги по возрождению национальной культуры.
[править] Источники
- Остяк
- Кулайская культура в гунно-сарматское время (II в. до н. э.—V в. н. э.)
- Кулайская культура в гунно-сарматское время Часть II
- В. А. Могильников, Формирование коренного населения Тюменского Обь-Иртышья
- Northwest Siberian Khanty and Mansi in the junction of West and East Eurasian gene pools as revealed by uniparental markers
- Genetic features of ancient West Siberian people of the Middle Ages, revealed by mitochondrial DNA haplogroup analysis
- Угорские княжества
- Казымское княжество
- А. Мельников, Военное дело таежных народов Западной Сибири
- С. 322
- СИБИРЬ ПЕРЕД ПРИСОЕДИНЕНИЕМ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ
- Продвижение русских в Зауралье
- Перевалова Е. В., 2000. Обдорские князья Тайшины (историко-этнографический очерк)
- Поход Ермака Тимофеевича и его гибель
- Головнев А. Говорящие культуры. С. 89 — 91
- КОДСКОЕ КНЯЖЕСТВО Большая российская энциклопедия
- Обдорское княжество — Государства мира
- Перевалова Е. В., 2000. Обдорские князья Тайшины (историко-этнографический очерк)
- См.: Бахрушин, С. Остяцкие и вогульские княжества в XVI—XVII веках. — Ленинград: Из-во народов Севера, 1935
- ФИЛОФЕЙ ЛЕЩИНСКИЙ
- СИБИРСКИЕ РЕФОРМЫ 1822 ГОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
- Казымское восстание
- Восстания на Ямале 1934 , 1943 гг.
- Животноводство и земледелие хантов и мансов
- Хозяйство традиционное обских угров
- Занятия и промыслы
- ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАНТЫ: РЫБОЛОВСТВО, ОХОТА И ОЛЕНЕВОДСТВО
- Охота и рыболовство хантов и мансов
- См.: Бахрушин, С. Остяцкие и вогульские княжества в XVI—XVII веках. — Ленинград: Из-во народов Севера, 1935
- Поселения и жилища
- Ханты
- Как и где живут ханты и манси. — Про ханты и манси.
- Одежда хантов
- Кухня ханты: суп из рыбной муки. Рецепт в инфографике
- Как соль попала на стол ханты и манси
- Животноводство и земледелие хантов и мансов
- Кухня ханты и манси
- Цит. по: Бахрушин, С. Остяцкие и вогульские княжества в XVI—XVII веках. — Ленинград: Из-во народов Севера, 1935
- Родственные отношения ханты
- Пор — Культурное наследие Югры
- Успенская С. С., ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ НАРОДА ХАНТЫ В ФОЛЬКЛОРЕ И ТРАДИЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
- Дрянкова О. О., СЕМЬЯ У ХАНТОВ В КОНЦЕ XVIII — ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА. С. 16
- Бахрушин, С. Остяцкие и вогульские княжества в XVI—XVII веках. — Ленинград: Из-во народов Севера, 1935
- Бахрушин, С. Остяцкие и вогульские княжества в XVI—XVII веках. — Ленинград: Из-во народов Севера, 1935
- Сибирские князья и дружина
- А. Мельников, Военное дело таежных народов Западной Сибири
- В. М. КУЛЕМЗИН, Н. В.ЛУКИНА, Знакомьтесь: ХАНТЫ
- Тумран — костяной хомус народа ханты
- Традиционный музыкальный инструмент хантов
- МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
- Хантыйский язык
- Тамга — Культурное наследие Югры
- Подробная информация о хантыйском языке
- Проблемы хантыйской письменности и пути ее совершенствования обсудили в Ханты-Мансийске
- Хантыйский язык
- Создание мира (мифы хантов)
- Небесный бог Нум-Торум
- Обитатели Нижнего мира
- Мир-суснэ-хум, Мир-шэтиви-хо
- Огонь и божество огня
- Медвежий праздник
- Ханты — Коренные народы Ямало-Ненецкого автономного округа
- Верования традиционные (ханты)
- Ханты и манси тоже когда-то были мусульманами
- ФИЛОФЕЙ ЛЕЩИНСКИЙ
Вороний день
«Вурна Хатл» отмечают в начале апреля (обычно, во вторую субботу). Насладиться представлением, попробовать блюда национальной кухни, познакомиться с обычаями северного народа съезжается много гостей.
Для обских угров начало года приходится на весну, когда природа просыпается от карканья вороны. Несколько примет:
- Ворона купается – к дождливой погоде;
- кричит на охотника – удачи ждать не стоит;
- птицы сидят на нижних ветках – к сильному ветру.
Ворона признана защитницей матерей и детей. В праздник люльки наполняли свежими опилками. А старую стружку высыпали на окраине поселения в определенном месте, чтобы ворона после долгого перелета села на них и погрела лапки.
В этот день по традиции ханты и манси готовят еду на костре, обращаются к духам, кланяются березе. Северный народ беспокоится о будущем жилище вороны. Дети мастерят гнезда и украшают их разноцветными лентами. Говорят, чтобы заслужить доброе расположение пернатой гостьи, нужно изготовить как можно больше гнезд.
Копируя крики птиц, участники гуляний зазывают всех к столу. После пиршества наступает время спортивных игр и национальных танцев. Мужчины показывают свое мастерство и силу в беге с палкой, прыжках, борьбе, метании аркана на трехметровый деревянный шест.
Религиозные обряды
Многие обычаи и традиции ненцев связаны с жертвоприношениями духам земли (Я ЕРВ), воды (ИД ЕРВ), неба Нума. Последний считается главным духом. В руках Нума находятся все природные явления, климат. В осенне-весенний период в жертву духу неба приносили белого оленя. При этом обязательно выбирался олень, никогда не ходивший в упряжке. Боковины священного животного помечали полукружьями с отведенным вниз от центра полосами. После посвящения к оленю нельзя было прикасаться.
Духи земли давали ненцам корм для оленей – ягель, а людям – морошку, травы. А под землей обитал дух болезней и смерти Нга, которого надо было задобрить. Когда кто-то из чума заболевал, то забивали оленя. Голову животного ненцы насаживали на шест, направляя морду на запад. А с мелкими злыми духами отпугивали при помощи колокольчиков.
Священным деревом ненцев считается лиственница. Ее украшают лентами, кусочками тканей, шкур животных, рогами. В северные районы привозили сухое дерево, ставили его на возвышенное место, устанавливая рядом деревянных идолов.
Существуют у ненцев домашние духи. «Старуха» чума представляется в виде миниатюрного комплекта одежды. При родах оберег держала в руках женщина.
Из куска дерева вырезали изображение умершего 5-7 лет назад человека. Фигурку одевали в национальную одежду, ухаживали за ней. Так старались задобрить духов для сохранения здоровья, мира в роду. Такие традиции до сих пор живы у некоторых представителей народности.
Общие сведения о Ханты-Мансийском автономном округе
Отличительные особенности. Мекка для тех, кто любит черные деньги. Место, из которого ежегодно выкачивается более 50 % всей Российской нефти, большая часть которой продается на Запад, делая олигархов с каждым днем все богаче. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра занимает первое место в России по нефтедобыче, и второе по газодобыче. Основные крупные города сосредоточены вокруг нефтяных месторождений. Население в них постоянно растет — многие верят, что это своеобразная «Американская мечта». Правда, посреди таежных просторов Сибири.
Черное золото. Оно окрашивает многие сердца именно в такой цвет
Несмотря на обилие промышленных городов, в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре до сих пор сохранились малочисленные коренные жители: ханты, манси, ненцы. Это народ с богатейшей историей, многовековыми традициями, уникальной культурой. Основными занятиями для них являются охота, рыбалка, пушной промысел, животноводство.
Манси и карапузы мансята. Фото by dreamer (http://fotki.yandex.ru/users/valeriy-dreamer/)
В Ханты-Мансийском автономном округе достаточно серьезно развит туризм всех видов. Это и неудивительно, ведь холмы и возвышенности открывают безграничные возможности для горных лыж, сноубординга, кайтинга. А любители спортивного и экологического туризма смогут с удовольствием осваивать многочисленные природные парки, заказники. И даже побывать в двух государственных заповедниках.
Кстати, об экологии. А вот тут все плохо. Выбросы от сжигания нефтяного газа, продукты нефтепереработки, загрязнения выхлопными газами крупных городов — все это наносит непоправимый вред природе и здоровью людей.
Так поджигают небо
Географическое местоположение. На территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры тысячи рек и озер. Главные реки — Обь и Иртыш. Треть округа — это болота, а более 50% всей территории — таежные леса. Рельеф округа — это равнины, предгорья, горы, высота которых достигает почти 2000 метров.
На юге Ханты-Мансийский автономный округ — Югра граничит с Уватским и Тобольским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке — с Томской областью и Красноярским краем, на юго-западе со Свердловской областью, на северо-западе — с Республикой Коми, на севере с Ямало-Ненецким автономным округом.
Население округа 1 584 063 человек, и по уровню урбанизации Ханты-Мансийский автономный округ занимает пятое место в России. Уровень рождаемости один из самых высоких в Росси, а уровень смертности один из самых низких. Обусловлено это как высоким уровнем численности женщин активного репродуктивного возраста, повышенным качеством и уровнем жизни, так и хорошо развитой системой здравоохранения.
Основное население — это русские, их в Ханты-мансийском автономном округе — Юрге более 68%. Кроме них проживают татары, украинцы, башкиры — 16%. Стоит отметить, что коренные жители этой таежной цитадели ханты и манси — всего лишь скромные 2% от общего количества населения округа.
Криминал. Уровень преступности — 23 место по России. По словам Начальника МВД округа, уровень преступности непрерывно снижается. Полиция успешно борется со всяческими нарушениями закона — от организации незаконных притонов до убийств, разбойных нападений и коррупции во власти. При этом проблемами остаются достаточно высокий уровень краж и наркомания.
Уровень безработицы составляет 5, 3% и по сравнению с прошлым годом он снизился на 1%. По уровню зарплат — ну тут в крупных городах осуществилось желание Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее». Зарплата простого учителя, например, может составлять более 45 000 рублей в месяц. Средняя же зарплата в округе — более 50 000 рублей. Что само собой, ведет к нескончаемому ручейку мигрантов с юга.
Стоимость недвижимости. Жить в городах Больших Возможностей — это недешевое удовольствие. Нормальная 1-комнатная квартира в Сургуте метров на 40 обойдется Вам не менее 3 млн. рублей, в Нижневартовске — 2,7 млн. рублей, а в Нефтеюганске более 3,3 млн. рублей. Ну и снять квартиру здесь стоит недешево — однушки, например, начинаются от 20 000 рублей в месяц.
Климат. Зимы снежные, продолжительные (с октября по апрель), температура может достигать −60 °С, но в среднем она держится на отметке −20 °С. Да и лето не будет баловать теплолюбивых людей — средняя температура составляет всего +16,5 °С. За год выпадает 400-620 мм осадков, основная их часть приходится на теплое время года.
Вечный холод или последняя обитель мамонтов
Особенности быта
Кочуя по тундре за оленями, ненцы устанавливают временные жилища – чумы. Основу чума составляет 30-40 шестов, на которые кладут зимой оленьи шкуры, летом – обработанные куски бересты.Для ненцев чум – это модель мира в миниатюре, ведь:
- Через отверстие вверху ощущают связь с космосом.
- Шесты представляют собой сферу, окутывающую Землю.
- Ставит жилище и охраняет его женщина.
Женскими руками поддерживается очаг в центре чума. На нем варят пищу, а вокруг ложатся спать на оленьих шкурах. Кроме хозяйки никто не имеет права прикасаться к шестам и крюку над очагом. Женщина умеет разговаривать с огнем, предсказывать по цвету и силе пламени, треску поленьев события.
Из мебели в чуме может быть стол, куда составляют яства. Питаются ненцы мясом оленя, рыбой. В летнее время ловят сига, налима. Из боковины рыбы готовят юколу, вяленые кусочки. Зимой едят строганину. После удачной охоты мужчин на нерпу и моржей, ненцы вытапливают из туши жир, сохраняя его в специальных сосудах. А вот ловить медведя обычаи ненцев запрещают.
Когда стойбище перейдет на другое место, останется на земле пятно от очажного листа чума. Считают, что второй раз прикрывать это место листом нельзя, иначе земля обидится. После переноса стойбища не оставляют даже волосинки на прежнем месте, так как, по верованиям, злой дух погубит человека.
Олени в жизни ненцев
Традиции ненцев связаны с оленеводством, являющимся ведущей отраслью хозяйства. Под надзором пастухов и собак круглый год перегоняют стада оленей с одного пастбища на другое. Олень является тем домашним животным, которое дает:
- возможность передвигаться на большие расстояния в нартах;
- мясо для пропитания;
- шкуру для изготовления одежды, обуви;
- материал для обустройства чума, постели;
- подшейный волос шерсти для вышивания;
- рога. Их используют для лекарств, детских игр.
Даже пеленки новорожденным готовят из хорошо выделанной шкуры оленя.
Во время поездок в нарты запрягают от трех до семи оленей веером. Упряжь изготавливают из кожи животного. Используют такие виды нарт, как мужские с задней спинкой, женские – с боковыми стенками. Для перевоза тяжелых грузов запрягают оленей в цепочку, составляя из 5-6 специальных нарт караван.
В пищу употребляют оленье мясо с августа по май. К деликатесам относят молодые рога оленей. Их опаливают на огне, счищая верхний слой. Вкусны хрящевые кончики рогов, наполненные кровеносными сосудами.
Обычаи ненцев в заготовке мяса заключаются в закапывании свежего продукта в снег. Так он сохраняется всю долгую зиму. Практикуют использование копченой, вяленной на солнце оленины, реже – соленой.
Что посмотреть в Ханты-Мансийске за один день?
Теперь составим путеводитель для самостоятельной прогулки или поездки на машине, который оптимально проведет туристов по лучшим достопримечательностям города Ханты-Мансийск и отведет в одно из увлекательных заведений города, где можно расслабиться и отведать местную кухню за ужином.
Начать советуем с любого парка, а лучше с парка им. Бориса Лосева. Прогуляться до фонтана и зайти в музей Природы и Человека. Далее выходим на парк Победы и следуем в сторону улицы Ленина с ее променадом, на котором стоят памятники лету, весне и осени. Здесь же можно устроить шопинг.
Далее можно выбрать два пути:
- Пойти в сторону Государственного художественного музея и парка Самаровский чугас.
- Или направиться в этнографический музей Торум Маа поближе к природе.
В любом случае решение за вами, а маршрут мы уже проложили на карте всех достопримечательностей города и его окрестностей.
Женщины манси
Роль женщины манси заключалась в обустройстве домашнего быта: на ее плечи ложилось все внутри дома. Она должна была разжигать и поддерживать огонь, протапливать дом, готовить еду, шить одежду, присматривать за детьми и домашним скотом. Женщин не допускали на тайные шаманские ритуалы, не разрешали проводить их самим.
Так, в каждом доме на задней внешней стене устанавливался оберег. Женщине нельзя было не только к нему прикасаться, но и обходить дом, а также спать в ближайшей к нему части жилища. Во время медвежьего праздника выступать с сакральными обрядами, песнями и танцами могли только мужчины. Мансийкам же приходилось на это время прикрывать лицо, чтобы не смущать духов.
Однако, несмотря на это, согласно легенде, именно самка-медведица произвела на свет первого манси, а медведь у большинства родов считался священным животным. По этой причине и по сложившемуся порядку женщин в народности не обижали, а в семьях старались жить мирно. Одними из главных их задач было рождение здорового потомства и сохранение верности мужу. Долгое время бесплодие считалось уважительной причиной для многоженства.
Как спланировать поездку дешевле?
- Бюджетно остановиться в любом городе поможет ROOMGURU. Поисковик сравнивает цены по всем базам жилья и выдает результат. Очень удобно пользоваться приложением ПО ПОИСКУ ЖИЛЬЯ через смартфон. Особенно выручает по прилету, когда нужно тут же забронировать квартиру или отель.
- Перед каждой поездкой обязательно требуется приобрести страховой полис, рекомендуем TRIPINSURANCE, сервис работает только с лучшими страховыми компаниями, которым стоит доверять.
- Где купить недорогие авиабилеты? Обязательно пользуемся агрегатором AVIASALES, он ищет самые выгодные варианты от всех авиакомпаний.
Едят содержимое оленьих желудков
Многие народы мира могут удивить своими национальными блюдами. И коренные жители Сибири – не исключение. Они едят не только внутренности оленей, но и содержимое их желудков. Этот деликатес называется «каныга», зимой он обычно состоит из полупереваренного ягеля, а летом – из листвы кустарников, травы, лишайников и грибов, подвергшихся воздействию желудочных соков оленя.
Считается, что каныга очень полезна, она способствует перевариванию животной пищи. Для обогащения витаминами и микроэлементами это блюдо употребляют вместе с северными ягодами: брусникой, голубикой и другими.
Города Ханты-Мансийского автономного округа
Сургут. Один из трех могучих коней, что обскакал по численности населения столицу округа город Ханты-Мансийск. Основан в конце 16 века во времена освоения Сибири на берегу Оби по приказу царя Федорова Иоановича. Долгое время был форпостом для исследователей, двигающихся к новым и неизведанным землям Востока и Севера нашего материка. В конце пятидесятых годов 20 века в районе Сургута были обнаружены богатейшие нефтяные месторождения.
Современный Сургут
Из небольшого поселка, где основой экономики были колхозы, лесозаготовки и промысловая отрасль он в считанные годы превратился в индустриального гиганта не только Сибири, но и всей России. Основой экономики стала нефтедобыча, нефте и газопереработка, транспортировка нефтепродуктов. Для электроснабжения предприятий было построено две мощных ГРЭС. Находясь рядом, они образуют одну из самых мощных в мире ТЭС.
Мощь Сибири. Фото by Shed (http://fotki.yandex.ru/users/shed82/)
Сегодня Сургут — это не только огромный город-завод, с частоколом дымящих труб, нефтяными вышками и бесконечными трубопроводами, но еще и современный мегаполис с развитой инфраструктурой, множеством торгово-развлекательных комплексов, театров, выставок, школ, ВУЗов, спортивных комплексов. Здесь есть все, что есть, например, в Москве. Да вы и разницу между ними заметите, попав туда. Ну, может, пробок побольше, да воздух в Сургуте почище, хоть и ненамного. А население города — 325 511 человек.
И вот такие интересные штуки Вы можете увидеть в Сургуте. Если не боитесь, конечно
Нижневартовск. Второй конь, обскакавший Ханты-Мансийск. По праву считается одним из богатейших городов России. Знаете, почему? Правильно. И если в Сургуте рулит «Сургутнефтегаз», то тут безраздельно властвует «ТНК-BP». Помимо краеугольного камня нефтяной промышленности, один из факторов ускоренного роста экономики — это развитие малого и среднего предпринимательства: более 44 000 человек работают в этой сфере. Администрация города активно поддерживает молодежь в их бизнес-начинаниях, проводит гранты и конкурсы, позволяющие новичкам начать свое дело.
По населению уступает Сургуту — 263 228 человек. Но только по населению, во всем остальном он ничуть не хуже — в городе более 16 высших учебных заведений, 50 школ, несколько гостиниц, есть международный аэропорт, широко развит внутригородской общественный транспорт.
Аэропорт Нижневартовска
Есть и где культурно отдохнуть, и на что посмотреть — обязательно стоит посетить Городской Драматический театр, который с успехом поставил уже более 70 спектаклей. Можно прогуляться по аллее почета авиационной техники, и своими глазами увидеть вертолеты, которые помогали нефтяникам осваивать Нижневартовск.
Городской драматический театр
А если захотите отправиться за покупками или активно отдохнуть — пожалуйста! К Вашим услугам 11 торгово-развлекательных комплексов, расположенных в разных частях города.
Нефтеюганск. Самый маленький из могучих коней нефтяного Апокалипсиса для России, оторвавшийся от столицы округа Ханты-Мансийска менее чем на 40 000 человек. Его население составляет всего 125 882 человека. После падения ЮКОСа бразды правления нефтедобычей тут перехватила Роснефть, которая уверенно удерживает первое место по добыче нефти в городе и его области.
Бывший герой ЮКОСа
Город с минимальной безработицей — менее одного процента.
Развивается и малое предпринимательство: например, в 2013 году было выделено более 5 миллионов рублей на субсидии, гранты для молодежного предпринимательства, семейного бизнеса, компенсации части расходов предпринимателей.
В общем, для построения карьеры этот город, пожалуй, один из лучших в России: молодой, богатый, перспективный. На рынке труда здесь вообще огромный выбор работы, так как на 1 человека приходится не менее 10 вакансий.
Город празднует День Нефтяника
Кстати, и в культурном плане все в порядке — есть замечательный театр кукол «Волшебная флейта», музей, галерея, кинотеатр, несколько храмов и церквей.
Динамика по годам
Начиная с довоенного периода, а точнее с 1939 года, вот как изменялась численность населения в регионе:
- На 1939 год количество человек, проживающих в регионе составляло всего лишь 92.932.
- К 1959 году увеличилось до 123.926.
- К 1979 составило 569.139.
- В 1989 – 1.268.439.
- К 1999 году количество населения продолжало увеличиваться до 1.359.069 человек.
- В 2009 приравнивалось к 1.519.962.
- На 2019 год этот показатель составил – 1.663.795 граждан.
- И постепенный рост продолжается и по 2020 год включительно, увеличив тем самым численность жителей на этой территории до более, чем 1,6 млн.
Стоит отметить, что за весь советский период существования ХМАО и российский период, население по региону увеличивалось практически непрерывно. Исключение составляют только период с интервалом с 1992 по 1993 года. За этот срок произошло уменьшение численного состава жителей в области приблизительно на 13.000 человек. Но потом, начиная уже с 1993 года, рост стал продолжаться. Этого удалось достичь благодаря развитой экономике и залежам нефти и газа.
Именно нефте-газовая промышленность дает экономический импульс региону и возможность реализовывать разнообразные экономические и социальные программы. К тому же, высокий , в сравнении с другими регионами позволили привлечь сюда работников определенных отраслей.
Название
Манси — это самоназвание народности, происходящее от прафинно-угорского слова *mańćɜ, обозначающего одновременно «человек» и «мужчина». Интересно, что похожее слово выбрали в качестве собственного названия и венгры: magyar. Также оно находит параллели в наименованиях родов хантов — «маньть» и «мась», и самих манси — «Мо̄сь». В русском языке слово «манси» не склоняется, из него образовано прилагательное «мансийский». Представителей народности называют «мансиец» и «мансийка».
В средние века и в период последующего освоения Урала и Сибири манси знали под именем «вогулы» — оно было закреплено за ними вплоть до 1920-1930 годов XX столетия. Это название происходит от хантыйских слов u̯oɣaĺ, u̯oɣat́. По одной из версий, называть их так стали по названию местной реки Вогулки. По другой — из-за отчаянного и кровожадного характера, поскольку перевод слова близок к значению слова «дикий».
Этногенез манси
Манси — представители уральской контактной расы, но в отличии от хантов, к которым они очень близки по многим параметрам культуры, включая общий этноним — обские угры, они являются более европеоидными и наряду с финскими народами Поволжья включаются в приуральскую группу.
Среди ученых нет единого мнения о точном времени образования мансийского народа на Урале. Считается, что манси и родственные им ханты, возникли при слиянии около 2-3 тысяч лет назад коренных неолитических племен таежного Приуралья и древнеугорских племен, входивших в состав андроновских культур лесостепья Зауралья и Западной Сибири (около 2 тысяч лет до н.э.).
На рубеже II и I тысячелетий до н.э. произошел распад угорской общности и выделение из нее предков хантов, манси и венгров. Венгерские племена со временем переместились далеко на запад, достигнув, в конце концов, Дуная. Манси были распространены на южном Урале и его западных склонах, в Прикамье, Припечорье, на притоках Камы и Печоры (Вишера, Колва и др.), на Тавде и Туре. Ханты проживали к северо-востоку от них.
Начиная с конца I тысячелетия под влиянием тюркских, в том числе, татарских племен, затем коми и русских, манси стали переселяться на север, ассимилируя и вытесняя аборигенов-уральцев, а также хантов, которые продвигались дальше на северо-восток. В результате к XIV-XV векам ханты достигли низовьев Оби, манси граничили с ними с юго-запада.
Появление в Приобье нового (угорского) этнического элемента привело к столкновению идеологий. Уровень социально-экономического развития уральцев был значительно ниже угорского и не позволил аборигенам в полной мере воспринять привнесенные культурно-религиозные представления во многом почерпнутые от ирано-язычных племен. Это стало обоснованием дуально-фратриальной организации, при которой сложившееся сообщество состояло из двух фратрий. Потомки древних угров составили основу фратрии Мось, мифическим предком которой являлся Мир-сусне-хум — младший сын Нуми -Торума, верховного божества хантов и манси. Предком второй фратрии — Пор, больше связанной с аборигенами-уральцами, был другой сын верховного божества — Ялпус-ойка, которого представляли в образе медведя, почитавшегося уральцами с доугорских времен. Примечательно, что жены могли принадлежать только к противоположной по отношению к фратрии мужа половине общества.
Наряду с дуально-фратриальной существовала и военно-потестарная организация в лице так называемых «княжеств», некоторые из которых оказали вооруженное сопротивление русским. После присоединения Сибири к России царская администрация некоторое время мирилась с существованием угорских княжеств, но в конечном итоге все они были преобразованы в волости, главы которых стали именоваться князцами. По мере усиления колонизации численное соотношение манси и русских менялось, и к концу XVII века последние преобладали на всей территории. Манси постепенно переселялись на Север и Восток, часть была ассимилирована.
Искусство Ненцов
В искусстве ненцев отразились их понятия о мире. На традиционной одежде видят геометрический орнамент. Но стоит приглядеться: вот – заячьи ушки, а дальше сломанные оленьи рога, рядом рожки теленка.
Изготавливают ненецкие умельцы из дерева, бересты, кости. Самые популярные изделия – табакерки, рукоятки для ножей, курительные трубки, пуговицы. Для защиты от яркого солнца – очки.
В тундре можно встретить фигуры высотой более 2-х метров, вырезанные из дерева.
У ненцев существуют запреты и правила на то, чтобы:
- знать меру на охоте;
- не трогать яйца в гнезде птицы;
- не играть с огнем;
- не поднимать руку на оленя.
Ненцы никогда не бьют по воде и земле палкой в силу древних традиций, которые они свято соблюдают.