Новодевичий монастырь в москве

Содержание:

История монастыря

Новодевичий монастырь – одна из крупнейших московских обителей, которая находится на Девичьем поле в Хамовниках, в излучине великой Москвы-реки. Название «Девичье» поле в этой местности получило из-за того, что здесь в годы нашествий татаро-монгольского ига отбирали русских красавиц для Золотой Орды. Сам же монастырь наименовали Новодевичьим для его отличия от Стародевичьего Вознесенского монастыря, находящегося в Кремле.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Некоторые источники объясняют название обители фамилией ее первой игуменьи Елены Девочкиной, вышедшей из монахинь. В древности Новодевичий монастырь был известен и под другим именем – Богородице-Смоленский. Но, как бы его не называли, он все равно остается одной из старейших и знаменитых женских обителей, существующих в русском Православии.

Закладка Новодевичьего монастыря приходится на 1524 г., когда князь Василий III взял Смоленск. Желая увековечить успешное освобождение жителей города от векового господства литовцев, при возвращении из похода он заложил деревянную церковь. Через год в нее крестным ходом перенесли копию иконы Смоленской Божьей Матери, которая считалась заступницей русских войск. Так 1525 г. вошел в историю как год основания обители. Подобно другим храмам-крепостям с высокими неприступными стенами, Новодевичий монастырь должен был стать не просто местом для вознесения хвалы Богу, но и взять на себя функции крепости, защищая Москву с юга.

Слева направо: Чеботарная башня, колокольня, Швальная башня

В памятное в истории России Смутное время обители пришлось пережить разорение. Но благодаря богатым пожертвованиям царских и боярских дочерей, жен, сестер и просто вдов, принимающих постриг, ее облик был восстановлен до прежнего уровня. После смерти царя Федора Ивановича в монастырь ради служения Господу прибыла его вдова и после совершения пострига сменила имя Ирина на Александра. Со временем в монастырь прибыл и Борис Годунов – ее брат, и здесь же он принимал избрание на царство, когда его просили стать главой российской державы.

Царевна Софья – еще одна важная персона, проживавшая в монастыре. Но она обитала в нем «на покое», то есть не как постриженная монахиня. В Новодевичий монастырь она прибыла после проигрыша в политической битве с Нарышкиными. Ее единомышленников не оставили в живых – все они были казнены прямо у стен обители. Как в заточении здесь пребывали и Мария, Екатерина и Федосья Милославские, и Евдокия Лопухина – бывшая жена Петра I, мать царевича Алексея. Гробницы скончавшихся Софьи и Евдокии находятся на сохранении в Смоленском соборе.

Слева направо: Царицынская башня, церковь Спаса Преображения над северными воротами, Напрудная башня

В 1812 г., когда наполеоновские полчища бесчинствовали в Москве, обитель ожидала печальная участь – ее хотели взорвать. Но благодаря монахине Саре монастырь остался цел – женщина успела вовремя погасить фитили, тлеющие возле бочек с порохом.

Новодевичий монастырь стал последним пристанищем для многих известных людей того давнего времени. Здесь похоронены некоторые декабристы, поэт-партизан Давыдов, сыновья историка Соловьева, и сам Соловьев. С 1898 по 1904 гг. в южной части монастырского двора появилось новое кладбище, обнесенное стенами.

Трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы

В 1922 г. обитель получает новую жизнь – сначала она становится Музеем раскрепощения женщины, а затем – Историко-бытовым и художественным музеем. Благодаря открытию этих учреждений удалось сохранить архитектурный комплекс монастыря практически в неизменном виде. В 1934 г. Новодевичий монастырь вошел в Государственный исторический музей в качестве филиала. В 1943 г. при нем открылись богословские курсы, а вслед за ними – и Богословский институт. С 1994 г. в древнюю обитель возвращается былая жизнь – в ней появляется монашеская община. Наконец, с 1995 г. монастырь становится памятником архитектуры федерального значения, а с 2004 г. в связи с 480-летием со дня основания он входит в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Экскурсия в Смоленский собор

Главные храмы Новодевичьей обители образуют правильный, обращенный к востоку крест. В центре находится Смоленский собор — главный храм монастыря, возводившийся по обету князя Василия III в память возвращения Смоленска в состав Руси (1514). Собор посвящен Богоматери Одигитрии (переводится с греческого языка как «путеводительница»). Имя архитектора точно не установлено. Историки предполагают, построить итальянский архитектор Алевиз Фрязин по образцу Успенского собора Московского Кремля.

Здание встречает участников экскурсии монолитными стенами с арочными проемами. Фасады лишены украшения. Трехчастная аспида опоясана тонким арочным ободком. Своды оперты на крестчатых столпах (новшество пришло из Италии). Главы собора сдвинуты на восток, в сторону алтаря. Отдельная часть здания оказывается не под куполом, а вынесенным вперед. Замысел древних зодчих хорошо прослеживается при экскурсиях в ясную погоду. Направленный сверху поток света льется сквозь щелевидные окна на алтарь.

Собор окружает с трех сторон закрытая белокаменная галерея с арками (часть проемов заложена). В 17 веке с севера и юга галерею дополнили двумя высокими крыльцами со ступенями, направляющими заказчиков экскурсий к входу в собор. На галерее были возведены 4 придельные церкви (сохранились две) и малый престол в диаконнике собора. Высота главного Новодевичьего собора 42 м.

Исторический памятник сохранил настенную фресковую роспись XVI –XVII веков. Одновременно формировался облик пятиярусного иконостаса в резных золоченых рамах, выполненных императорскими мастерами Оружейной палаты в Москве. Зимой собор закрыт для экскурсий. Мера позволяет продлить жизнь уникальным фрескам, сохранившимся на стенах Новодевичьего храма.

Внутренние стены поражают обилием росписей. В ходе экскурсии многие прихожане о, «Объединения русских земель под началом Москвы». Тему победы представляют образы Богоматери Одигитрии, покровительницы Смоленска. Изображение размещено над иконостасом. На склонах алтарной арки — архангелы Михаил и Гавриил. На стенах отображены фронтальные фигуры свидетелей, херувимы.

Важно! Старейший храм Новодевичьего монастыря открыт для экскурсий с начала июня до середины сентября. Помещение не отапливается

Церкви Новодевичьего монастыря

Смоленский Собор

Главный храм ансамбля. Старейшее и самое большое каменное здание, увенчанное четырьмя серебряными куполами и одним центральным золотым куполом. Его интерьер украшен редкими фресками XVI-XVII веков и великолепным пятиярусным позолоченным иконостасом с иконами, подаренными русскими царями. В соборе находятся гробницы жены Петра Великого Евдокии и его сестер Екатерины, Евдокии и Софьи.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Эта церковь отличается своей архитектурной красотой, с белыми оконными рамами, карнизами и колоннами, контрастирующими с темно-красным кирпичом. Интерьер представляет собой большой атмосферный зал, ничем не отличающийся от бального зала, с широкими окнами, сводчатым потолком, люстрами, иконами в золотых рамах вдоль каждой стены и иконостасом XVIII века.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Расположенная на юго-западных воротах монастыря, эта церковь увенчана двухъярусными боковыми башнями и большой центральной башней с золотым куполом. Это характерно для украинской религиозной архитектуры. Церковь использовалась как домашняя часовня царевны Марии, сводной сестры Петра Великого.

Церковь Преображения Господня

Впечатляющая церковь, построенная в 1689 году, возвышается над северными воротами монастыря. Ее архитектура невероятно гармонична: высокие стены обрамлены рядами окон в белых рамах, увенчанных белокаменной резьбой в виде раковин, четыре маленькие башни и одна центральная, каждая из которых имеет золотой купол. Огромный многоярусный иконостас был создан иконописцем Карпом Золотаревым и сохранился до наших дней. К церкви примыкают Лопухинские палаты, резиденция первой жены Петра Великого Евдокии.

Церковь Святого Амвросия Медиоланского

Эта небольшая белая церковь является вторым по старшинству архитектурным памятником монастырского ансамбля. Она примыкает к покоям Ирины Годуновой, сестры царя Бориса Годунова.

Часовня Прохоровых

Крошечная часовенка, воздвигнутая над могилой знаменитой семьи Прохоровых. Часовня была выдержана в неорусском архитектурном стиле, обрамлена изящной металлоконструкцией, слоями полукруглых кокошников и увенчана большим золотым куполом.

Некоторые факты о Новодевичьем монастыре

Белокаменного красавца окружает массивная неприступная стена, которая соединяет 12 высоких, декоративно украшенных, башен.

Основан

К середине XVI века столетняя тяжба между русскими и литовцами за Смоленские земли закончилась, и территория присоединилась к нам. Именно это событие увековечил сын Иоанна Грозного Василий III, приказав заложить фундамент будущего чуда архитектуры — Новодевичьего монастыря.

Посвящен

Посвящен Новодевичий монастырь Пресвятой Богородице-Путеводительнице, а древний образ Богоматери был создан самим евангелистом Лукой.

Перед тем, как икона оказалась в Новодевичьем, она проделала долгий витиеватый путь. Как результат, изображение Богородицы-Путеводительницы стал святыней для русских властителей и символом близости династий. А еще легенда гласит, что икона спасла Смоленск от войск Батыя.

Почему так назван

На момент начала строительства комплекса уже существовали Стародевичий и Вознесенский монастыри. Естественным было в названии применить слово «Новый».

Цели, которым служил и служит Новодевичий монастырь

Скоро половина тысячелетия, как живет Новодевичий. Неудивительно, что история монастыря так богата на события и имена. За столь долгое время существования стены видели и красивое, и страшное.

Темница

Целых 2 века монастырь был местом, куда ссылали представительниц знатного рода, приближенных к царям, но неугодных им. Известно, что будущие монахини, по своей или нет воле принявшие постриг, жертвовали монастырю немалые средства. В заточении стен Новодевичьего побывали: царевна Татьяна, Евдокия Лопухина, овдовевшая Ирина Годунова, сестры Петра Великого Евдокия и Екатерина и другие. Однако не все женщины, оказавшиеся в темнице, полностью отрекались от мирских интересов. Некоторые и после пострига продолжали заниматься важными государственными делами.

Хочется отдельно упомянуть невеселую историю царевны Софьи Алексеевны. Известно, что Великая Государыня много сил отдала строительству и благоустройству Новодевичьего. А потом, после подавления Стрелецкого бунта, сама оказалась под стражей в Напрудной монастырской башне. По сей день считается, что если на стенах башни начертать заветное желание, то оно непременно исполнится.

Сиротский дом для девочек

Традиция привечать бездомных, сиротских девочек в стенах обителей, давая приют, кров, пищу, не обошла и Новодевичий. В начале XVIII века при монастыре был открыт сиротский дом. Таким образом, девочки оказывались под присмотром и в добрых руках. Монахини обучали сирот ремеслам, в том числе и плетению замысловатых брабатских кружев.

Благие дела

В стенах Новодевичьего монастыря чувствовали себя защищенно и спокойно женщины всех возрастов. Для самых маленьких работал Елисаветинский приют. Девочки постарше учились в церковно-приходской школе. Для девушек было открыто Филатьевское училище.

Местная больница оказывала все известные медицинские услуги. А для самых стареньких постоялиц существовала богадельня.

Нужно помнить, что в годы Первой Мировой войны монахини действовали как сестры милосердия, поддерживали раненых, спасали жизни. Отдадим им должное.

На краю гибели в 1812 году

Осень 1812 года чуть не принесла Новодевичьему гибель. Наполеон со своим войском устроились в монастыре на постой. Изысканность и величие обители не могли не впечатлить императора. А позже французский завоеватель был настолько оглушен великолепием самой Москвы, что стал одержим идеей уничтожить достояние столицы — монастырь. Император не желал покидать стольный град, пока не убедится, что Новодевичий сгорел до тла.

Усилиями монахинь задуманный французами гибельный пожар был предотвращен. А дальше…Самое интересное!

История гласит, что Наполеон был сбит с толку. Кто-то из москвичей, проживающих неподалеку от монастырских угодий, запалил собственный дом. Пожар так разбушевался, что император решил, что пылает Новодевичий. Тщеславный француз успокоился и оставил Москву.

Музеи и бытовки при новой власти

После победы Октября Новодевичий монастырь перестал служить верующим. Наступила эра воинствующего атеизма. Дабы сооружение не простаивало, новые власти основали здесь «Музей раскрепощения женщины», который несколькими годами позже был реорганизован в Музей Истории и быта.

Невозможно представить, но в кельях разместили ясли, а великолепную трапезную отдали под спортивный зал.

Большой удачей стало то, что при монастыре жил и трудился архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский. Именно он стал спасителем множества старинных памятников страны, в том числе Новодевичьего ансамбля и Собора Василия Блаженного.

Лучшим решением, которое приняла новая власть в начале 30-х годов, стало провести реконструкцию монастырской территории. Так появился сквер с ухоженными газонами и удобными прогулочными тропинками.

Приют во время Великой Отечественной войны

В горькие и страшные годы Великой Отечественной войны Новодевичий стал домом для огромного количества людей, оставшихся без крыши над головой. Под жилье были переоборудованы и башни, и пристройки, и подвалы, а под монастырскими стенами выросли деревянные домики.

Отрадно, что летом 1944 года возродились духовные школы, открылся Богословский институт Православия и курсы пастырей.

Новодевичий монастырь в наши дни

Жемчужной красоты Новодевичий монастырь курируется одновременно РПЦ и Государственным историческим музеем. Неудивительно, что Новодевичий стал филиалом Государственного исторического музея. А в 2010 году в здании был открыт и Церковный музей Московской епархии, где можно увидеть и изучить уникальные снимки, документы и иконы, связанные с историей обители.

С осени 1994 года монахини вернулись в монастырь, где живут, работают, занимаются иконописью, а также вышивают золотом.

Иконы Новодевичего монастыря

Вблизи центрального входа в общину располагается Навратный храм Господня Преображения, украшением которой служит чудотворный лик Смоленской Божьей Матери. В Успенском соборе, возведенном по указу царской дочери Софьи, пребывает на хранении одно из старинных священных изображений Новодевичьей обители, то бишь лик Иверской Небесной Царицы.

Лучшая статья для Вас, переходите: Иосифо-Волоцкий мужской монастырь

Сам православный комплекс включает в себя немалое количество художественно-архитектурных памятников искусства исторической значимости, в которых сохраняется и по сей день множество чтимых древних святынь.

Недавним важным событием в общине стало обретение старинной реликвии Ватопедского храма Св. горы Афон – божественного лика Девы Марии «Отрада и Утешение». А этот список со священным изображением обители еще в 1854 г. вручил старейшина Святогорец.

После того как в страшный богоборческий период произошло закрытие этого святого места, святыню считали утерянной, однако по счастливому стечению обстоятельств в нынешнее время, ее смогли вновь обрести в Вышенском храме. Причем следует отметить, что на тыльной части чудотворного образа присутствует надпись, которая как раз-таки и является доказательством принадлежности этого лика к этой Московской обители. А в чем новообретенной православной реликвии, а соборе было проведено церковное служение посвященной обретению старинного образа.

Музей Новодевичьего Монастыря

В Новодевичьем монастыре проводятся различные исторические и художественные выставки.

Житие игуменьи Серафимы

Выставка, посвященная первой игуменье Новодевичьего монастыря в постсоветский период Варваре Васильевне Черной. Посетители могут увидеть архивные фотографии жизни игуменьи Серафимы, личные вещи и семейные реликвии, церковные и государственные награды.

Россия и Новодевичий монастырь в 1812 году

Эта выставка объясняет, как монастырь пережил вторжение Наполеона в Москву, и отображает общую информацию о сражениях, которые происходили во время войны 1812 года. Там вы увидите мундиры, артефакты Бородинского сражения, фрагменты разрушенных церквей, портреты исторических, военных и религиозных деятелей.

Коллекция икон Пресвятой Богородицы

Экспозиция всего собрания Новодевичьих икон Пресвятой Богородицы, насчитывающая более 80 икон разных стилей и периодов, в том числе некоторые из самых почитаемых икон России.

Московская епархия вчера и сегодня

Эта выставка показывает, как московские церкви были восстановлены из руин в постсоветское время. Она демонстрирует историческое, культурное и религиозное наследие Москвы со сталинского периода до наших дней с коллекцией фотографий и видео.

«Огненные языки благодати»

Эта выставка, размещенная в различных зданиях монастырского комплекса, включает иконы начала 1700-х годов русской и Западной школ живописи, деревянную религиозную скульптуру и важные архитектурные особенности монастырского ансамбля.

Оборонительное значение Новодевичьего монастыря

Монастырю покровительствовали русские цари, в его распоряжении находились большие угодья, он считался одним из самых зажиточных московских монастырей и долгое время выступал в качестве цитадели, которая защищала Москву с западной стороны. Так, стрельцы, рассредоточившиеся по территории обители в середине XVI века, не допустили переправы войск под руководством Газы II Гирая через реку. А однажды сами насельницы спасли обитель от уничтожения. Когда в 1812 году Наполеон, отступая, приказал её взорвать, у одной из черниц хватило времени погасить водой фитили, ведущие к пороховым бочкам.

В XVI-XVII веках Новодевичий женский монастырь служил местом пострига царских особ, довольно там было и послушниц из именитых боярских и дворянских семей. Далеко не все женщины становились невестами Христа добровольно. Так, Иван IV Грозный отправил в обитель вдов своих брата и сына. Здесь же пришлось стать монахинями Евдокии Лопухиной, царевне Софье, о чьих палатах мы уже рассказывали выше. На исходе XVI века в Новодевичьем монастыре появилась ещё одна «венценосная» монахиня — царица Ирина Годунова. В обители несколько месяцев жил и её брат Борис Годунов, которого народ затем нарёк царём.

По данным на начало XVII века в монастыре обитали 122 монахини, шестая часть из которых была знатного происхождения.

Тогда же в XVI веке в обители появился некрополь. Со временем он расширился, поскольку здесь стали предавать земле учёных, писателей, героев войн. Так, в Новодевичьем монастыре упокоились поэт Денис Давыдов, историк Сергей Соловьев, генерал Алексей Брусилов и др. А непосредственно за стеной обители расположено Новодевичье кладбище, где похоронены видные деятели культуры, политики и военные.

Часовня Прохоровых

Неподалёку от Смоленского собора можно увидеть красивую часовню-усыпальницу в неорусском стиле. Она построена в 1911-1917 годах и стоит на месте погребения хозяина известной в те годы Трёхгорной мануфактуры Ивана Прохорова и его родных. В Новодевичьем монастыре приняла послушание сестра Ивана Яковлевича, и он очень серьёзно относился к нуждам обители, поддерживал её финансово.

Мавзолей Волконских

В стороне от Успенской церкви расположена изящная постройка в стиле ампир, возведённая в 30-х годах XIX века. Под одной из версий её архитектором мог быть известный зодчий Москвы родом из Италии Доменико Жилярди. В мавзолее упокоились князья Дмитрий Михайлович и Сергей Александрович Волконские.

На стыке XIX и XX веков в Новодевичьем монастыре находилось до 300 монахинь. Помимо молитвенного служения они трудились в храмах, готовили пищу и просфоры, занимались живописью и рукоделием, следили за кладбищем. За оградой обители были разбиты сады, имелись огороды, находился скотный двор.

В начале 20-х годов прошлого века монастырь мог повторить печальную участь большинства русских святынь, но его спасло от поругания придание статуса музея, и архитектурное великолепие монашеской обители дошло до нас практически в неизменном виде.

С середины 30-х здесь функционировало отделение Государственного исторического музея, в 40-х стали действовать сначала богословские курсы, а затем и православный Богословский институт. Позже Успенский собор был возвращён Православной церкви. С 60-х годов Лопухинские палаты имеют статус резиденции митрополитов Крутицких и Коломенских.

Непосредственно монашеская жизнь в этой московской обители возродилась только в 1994 году. Спустя десять лет, когда Новодевичий женский монастырь отметил 480-летие, его историческое и культурное значение было оценено ЮНЕСКО, он был взят под охрану этой организацией. На сегодняшний день древняя обитель — одно из посещаемых мест столицы среди горожан, паломников и туристов. В Новодевичьем открыто несколько выставок на постоянной основе.

История обители

Инициатором создания Новодевичьего монастыря была императрица Елизавета I, которая в 1748 г. пожертвовала Смольный дворец для обустройства женской лавры. Однако из-за Семилетней войны пришлось отложить заселение – первые пять сестер заняли бывшую царскую резиденцию только в 1764 г. С приходом к власти Екатерины II насельниц стали выселять, а за стенами пустыни организовали институт для благородных девиц. Таким образом, к 1822 г. обитель полностью расформировали.

Лавра получила шанс на возрождение только при Николае I. Благодаря его дочери, княгине Ольге, Священный синод принял положительное решение по вопросу реорганизации обители. Так в Санкт-Петербурге появился первый женский монастырь. Изначально он должен был располагаться на Васильевском острове, однако сестры выбрали здание, стоящее в самом центре Северной столицы – бывшую Униатскую коллегию.

Воскресенский Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге

Начало строительства

Когда с бюрократическими процедурами было покончено, первым возвели Казанский собор Пресвятой Богородицы, который освятили в 1849 г. Тогда же заложили фундамент Воскресенского храма, строящегося по проекту архитектора Николая Ефимовича Ефимова. Все расходы на себя взяла царская семья, а также купцы Громовы.

Монахини заселились в пустынь только к 1854 г., когда территория обители стремительно расширялась. К концу XIX столетия за монастырскими стенами уже было несколько храмов, трапезная, мастерские. Велось активно хозяйство – на территории занимались животноводством, пчеловодством, разводили птицу, выращивали фрукты и овощи. Вскоре открыли детский приют, а чуть позже – воскресную школу.

Советское время

Упадок Воскресенского монастыря начался со свержения царского режима. С приходом большевиков пустынь закрыли, а все церковные реликвии изъяли. Какое-то время монахини еще пытались остаться за родными стенами, однако после судебного процесса все 126 насельниц были отправлены в Башкирию.

К концу 30-х годов ХХ столетия практически все монастырские постройки были полностью или частично разрушены. Церкви лишили позолоченных куполов, звонницу сровняли с землей, а монашеские кельи подвергли жесткой перепланировке. В 1935 г. на территории уже бывшей женской обители открыли НИИ электромашиностроения.

История начала строительства обители

Современное состояние

Вторую жизнь Новодевичий монастырь получил только после передачи собора Казанской Божьей Матери под управление РПЦ. Случилось это в 1989 г., а спустя шесть лет пустынь официально получила обратно свой юридический статус.

Несмотря на то что научно-исследовательский институт продолжал свою деятельность, начались активные реставрационные работы. Были восстановлены монашеские кельи, библиотека, трапезная и мастерские. В 2001 г. женской лавре вернули воскресную школу, а также все изъятые советской властью реликвии.

На сегодняшний день полностью отреставрирована только Афонская церковь, где регулярно проходят богослужения.

Маршруты для туристов

Для гостей города наиболее актуальны маршруты, связанные с железнодорожным и авиасообщением. Здесь тоже есть масса способов добраться в монастырь:

  • От станции «Павелецкая», куда прибывают аэроэкспрессы из Домодедово, путь до «Спортивной» занимает 20 минут.
  • Столько же времени потребуется на дорогу от «Комсомольской», с Ярославского, Ленинградского или Казанского вокзала.
  • Поезда из Шереметьево приходят на «Белорусскую». Отсюда придется ехать с пересадками тоже 20 минут.
  • От места прибытия аэроэкспрессов из «Внуково» – станции «Киевская» – ехать всего 12-15 минут.

На станции «Спортивная» нужно выйти из метро в сторону Малой Пироговской и улицы Усачева. Удобнее ехать в последнем вагоне от центра. Выйдя на улицу, нужно повернуть направо, двигаться по улице 10-летия Октября, не сворачивая. Примерно через 500 метров покажется сквер Девичьего поля. Остается перейти Большую Пироговскую, и Северные ворота монастыря окажутся слева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector