Школьник на полюсе. семиклассник выиграл путешествие на атомном ледоколе

Северный флаг

– Путешествие состоится в августе 2021 года, Никита, ты уже начал готовиться к нему? Может, присматриваешь в магазинах теплую одежду?

Никита Гайдар:  Да, я уже начал готовиться – читаю про Арктику, смотрю видеофильмы про путешествия на Северный полюс, а вот одежду мне готовить не нужно. Недавно позвонили из «Росатома», спросили какой размер одежды я ношу и сообщили, что мне вышлют по почте полный набор «полярника», в который будет входить тёплая одежда и все необходимое для путешествия.

– Марина, а вы не боитесь за сына, отправляя его на «край света», в лютый мороз, к белым медведям?

Мария Гайдар: Что вы! Я за него очень рада, горжусь им! Круиз называется «Ледокол знаний». Это будет что-то вроде научно-развлекательного детского лагеря. Дети будут участвовать в различных мастер-классах, слушать уникальные научные лекции. В путешествие с ними отправятся известные артисты и популярные блогеры.

Фото: личный архив/ Мария Гайдар

– Никита, что ты хочешь сделать на Северном полюсе?

Никита Гайдар: Во-первых, хочу отправить письма из почтового отделения земли Франса-Иосифа своим родным, друзьям и учителям. Кроме этого, я, конечно, хочу установить флаг Хабаровского края на Северном полюсе, устроить там пикник и полетать на вертолете, правда, я не знаю, входит ли полет на вертолет в наш круиз, но мне бы очень этого хотелось.

– Ты не боишься холода? Отпуск во льдах тебе кажется привлекательнее солнечного моря?

Никита Гайдар: Для меня мороз гораздо привлекательнее. Я не из тех, кто любит лежать на горячем пляже. Я люблю мороз, снег, путешествия. Я уже больше пяти лет хожу в разные походы. Знаете, я никогда бы не переехал жить в тёплые страны, мне по душе суровый климат.

– Куда бы ты ещё хотел отправиться?

Никита Гайдар: Хочу подняться на Эльбрус, на Эверест, увидеть Антарктиду.

– Ты бы согласился обменять на деньги свой билет на Северный полюс? Ведь это будет около пятисот тысяч рублей.

Никита Гайдар: Нет, я бы ни за, что этого не сделал. Мечта стоит дороже. Путешествия учат больше, чем, что бы то ни было. Иногда один день, проведённый в других местах, даёт больше, чем десять лет жизни дома. Это стоит дороже, чем 500 тысяч.

Фото: личный архив/ Мария Гайдар

Арктика: выбираем тур

Вот несколько самых востребованных у арктических туристов направлений. Возможно, что-то вы выберете и для себя.

Морские круизы

Сегодня разработано несколько десятков круизов по арктическим морям – разной длительности, сложности, рассчитанных на людей с разным достатком.

Самый продолжительный круиз – по Северному морскому пути: из Мурманска в Анадырь или же в обратном направлении. Во время круиза продолжительностью 27 дней судно пройдет через все моря Северного Ледовитого океана. Предстоит туристам и несколько высадок на арктических островах и побережьях. Кроме того, в круизе предусмотрено проведение научно-популярных лекций, тематических кинопоказов и т.д.

Можно отправиться еще в одно увлекательное путешествие: на ледоколе к Северному полюсу.

13-дневный тур проходит на атомном ледоколе «50 лет Победы», стартует из Мурманска. Во время путешествия туристы побывают на островах архипелага Земля Франца-Иосифа, на легендарной полярной станции бухты Тихой и, наконец, достигнут «макушки планеты».

На самом Северном полюсе предусмотрена высадка туристов. Оттуда можно по спутниковой связи позвонить друзьям и похвастаться своим великим достижением. И даже искупаться в проруби на полюсе!

9-дневный круиз «Секреты Белого моря», который также начинается в Мурманске, посвящен истории населенных пунктов, расположенных на беломорском побережье. Древние артефакты, средневековые монастыри, поморские деревни, оленеводческие стойбища, музеи ГУЛАГа предстоит осмотреть туристам в этом путешествии.

А один из самых известных и популярных круизов Чукотского моря – на заповедный остров Врангеля, который называют «родиной белых медведей». Уже по этому названию содержание тура легко угадывается: знакомство с животным миром Арктики – медведями, моржами, китами, овцебыками, птицами – его часть.

Экологический и экстремальный туризм

Вообще, говоря об арктическом туризме, довольно сложно разграничить отдельные его направления: всё взаимосвязано. Так, путешествие на остров Врангеля – это не только морской круиз как таковой, но и еще наблюдение за редкими видами китов (есть и специальные туры, посвященные этому прекрасному занятию). Путешествие по Енисею в Карское море «перекликается» с отдельным туром на плато Путорана. Если же совершить большое путешествие по Баренцеву и Белому морям в мае-июне – можно оценить прелесть белых ночей. А если в те же места приехать в период с осени по весну – вас будут ждать туры для «охотников» за северным сиянием.

Любого туриста заинтересуют экскурсии в северные заповедники: национальный парк «Русская Арктика», включающий в себя часть островов архипелага Новая Земля и заказник «Земля Франца-Иосифа»; Путоранский и Тунгусский в Эвенкии; Лапландский в Мурманской области и другие.

Есть чем заняться в Арктике и любителям экстрима. Разработаны специальные туры, включающие длительные лыжные походы по побережью Северного Ледовитого океана, многодневные, на несколько тысяч километров, заезды на собачьих упряжках на севере Якутии, восхождения на ледники, высадку на парашютах на Северный полюс, подледный дайвинг, зимний серфинг в северных морях и т.д.

Исторический и этнотуризм

Крайний Север многие до сих пор ошибочно воспринимают как безлюдную ледяную пустыню. Между тем это край с огромной историей. Туры, посвященные древним саамам и средневековым поморам; многовековой истории российского мореплавания, местам воинской славы, периоду советского освоения Арктики – тому доказательство.

Во время северного путешествия можно побывать в этнодеревнях (например, саамской Самь-Сыйт) и познакомиться с традиционным укладом жизни и древними обрядами саамов. Можно отправиться в одно из оленеводческих стойбищ на Ямале и пожить кочевой жизнью. А можно на севере Красноярского края встретить эвенкийский Новый год – его отмечают в июне.

Словом, Крайний Север не только огромен, но и необычайно многообразен: каждый найдет путешествие по душе.

Интересные и удивительные факты

Говоря про достижение Северного полюса на самолете с Шпицбергена, нельзя не упомянуть пару необычных фактов о Норвегии: например, в их университете обязательным предметом является обращение с ружьем.

А оружие продается даже в хозяйственных магазинах. Таков регион!

Вам могут предложить арендовать ружье.

Кошек в Норвегии не принято заводить, а входные двери в домах не принято закрывать. Так местные жители позволяют другим укрыться в своем доме от медведя в экстренной ситуации!

Снегоход или собачья упряжка, как средство передвижения на Севере — обычное дело. Именно поэтому кошку заводить невыгодно: на ней далеко не уедешь.

Являясь знаковой точкой нашей планеты, Северный полюс при этом не имеет конкретного расположения. Это обусловлено тем, что через него проходит ось вращения Земли, тем самым нарекая Северный полюс буквально макушкой мира.

Весь год на Северном полюсе условно делится надвое: первые шесть месяцев считаются весенне-летним сезоном, когда солнце совсем не заходит за горизонт и абсолютно в любое время суток светло. А вот вторая половина года считается зимой, когда шесть месяцев солнечного света совсем нет.

В каждой каюте ледокола есть двойные плотные шторы: ведь уснуть при ярком свете было бы просто невозможно!

Добравшись до точки в  90°, капитан судна официально объявляет о достижении Северного полюса, и все гости спускаются на лед, чтобы отпраздновать это событие.

Как же тут без шашлыков и небольшого банкета?

Бояться льда при этом абсолютно не стоит, хоть льдина физически и продолжает двигаться, ее толщина огромна.

Для Вас представится уникальная возможность окунуться в прорубь Северного Ледовитого океана. Незабываемые ощущения и адреналин во всем теле обеспечены!

Говоря про достижение Северного полюса на самолете с Шпицбергена, нельзя не упомянуть пару необычных фактов о Норвегии: например, в их университете обязательным предметом является обращение с ружьем, а кошек заводить не принято. Зато принято не закрывать входные двери в домах: так местные жители позволяют другим укрыться в своем доме от медведя в экстренной ситуации!

Ледокол «Арктика»

— Что отличает «Арктику» от других судов подобного типа!

— При проектировании и строительстве атомохода «Арктика» решен целый ряд серьезных проблемных вопросов, в результате чего советскими корабелами создан тип ледокола, не имеющий аналогов в мировом ледоколостроении.

Наибольшая длина ледокола-148 метров, ширина-30 метров (по конструктивной ватерлинии соответственно-136 и 28 метров).

У «Арктики» четыре палубы и две платформы, развитая пятиярусная надстройка.

В качестве движителей применены три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага.

Корпус ледокола сделан из высокопрочной стали, а в местах наибольшего воздействия ледовых нагрузок имеет усиленную конструкцию. Конструкторы и строители предусмотрели все необходимые меры для предотвращения любых аварийных ситуаций.

В числе этих мер средства раннего обнаружения микропротечек теплоносителя энергоустановки, контроль состояния наиболее ответственных участков контура первичного теплоносителя и состояния металла корпуса реактора. Для этих целей использованы ультразвуковые, гаммаграфические и оптические методы, приняты «на вооружение» проникающие краски, магнитные порошки и многое другое.

Атомная паропроизводящая установка (АППУ) расположена в специальном отсеке в средней части ледокола. Она состоит из двух самостоятельных установок с реакторами водо-водяного типа. Комплекс конструктивных решений и технических средств обеспечивает полный технологический контроль за работой АППУ и полную безопасность всего личного состава.

На ледоколе 155 кают, преобладающее большинство из них одноместные. Кроме традиционной кают-компании, есть столовая, музыкальный и шахматный салоны, кинозал, плавательный бассейн, спортзал, библиотека, учебный класс, две финские бани, парикмахерская, фото-каюта и бытовая мастерская.

Медицинский блок ледокола включает амбулаторию с физиотерапевтическим и стоматологическим отделениями, операционное отделение, рентгеновский кабинет, лаборатории, стерилизационную, изолятор и лазарет.

Создатели атомохода, учитывая условия плавания этого корабля, обеспечили доступ во все необходимые помещения без выхода на открытую палубу.

Сегодня «Арктика»- самый мощный в мире атомный ледокол. Паротурбинная установка включает два турбогенератора мощностью по 37 500 лошадиных сил каждый, а источниками электроэнергии служат пять турбогенераторов по 2 000 кВт, резервный дизель-генератор мощностью 1 000 кВт и два аварийных дизельных генератора мощностью по 200 кВт.

Атомный ледокол «Вайгач»

Получил свое название в честь острова Вайгач в Карском море, площадь которого 3,4 тыс. кв. км.Проводит суда по Северному морскому пути. В зимний период работает преобладающе на реке Енисей, в Енисейском заливе и Карском море.Суда из Мурманска в Дудинку проводятся двумя путями: через Карские Ворота или Мыс Желания.

Капитан. Не то, чтобы раньше я часто видела капитанов, но я много читала и с раннего детства воссоздала в своем воображении ясный образ. Капитан должен быть высоким, статным, с баритоно-басовым тембром голоса, непременно курящим, спокойным, благородным и уверенным, сказал – как отрезал. Так вот, капитан атомного ледокола «Вайгач» оказался именно таким – самым настоящим капитаном.Чтобы не показать свою абсолютную некомпетентность в вопросах судоходства, я про себя повторяла, что нужно говорить не «плывем», а «идем»; не «смена», а «вахта»; не «корабль», а «судно»; «приятного аппетита» нужно говорить, когда входишь и выходишь из кают-компании.

«Вайгач» накренился, качнулся и задрожал – мы начали движение. Лед трещал и ломался, уступая дорогу, а со стороны казалось, что мощному ледоколу такая работа не оставляет никаких усилий – так плавно и ровно шел он вперед, оставляя за собой дорогу из искромсанного льда, перемешанного с водой. За кормой идет сброс горячей воды. Она бурлит и кружит ледяные осколки, которые, отстав от ледокола, вновь смыкаются. Это одна из причин, по которой ледокол проводит судно на тросе. Поэтому ведомое судно может идти только на одном двигателе.Ледокол сначала пробивает фарватер. Затем суда встают рядом, с ведомого судна сбрасывается веревка, к концу которой привязывается металлический трос, продетый через большое звено. За веревку трос поднимают на борт судна.Мы ведем судно «Капитан Ман» (названное так во Владивостоке в честь мурманского капитана), чтобы передать его ледоколу «Арктика», который поведет его через Мыс Желания дальше – в Мурманск. В свою очередь мы примем у «Арктики» другое судно – «Капитан Чухчин», которое поведем в Дудинку. Передача пройдет в Енисейском заливе.Обычно такой путь проводки занимает около 3-х дней, но в этот раз была задержка с загрузкой судна в Мурманске, поэтому наш рейс длился почти 6 дней.

Интересные факты о странах: Арктика

Вайгач — ледокол с мелкой осадкой. Отличительная черта данного проекта ледоколов позволяет обслуживать суда, следующие по Северному морскому пути с заходом в устья рек. Всего было построено два ледокола этого проекта: Таймыр и Вайгач. Их строительство ознаменовало сотрудничество Финляндии и СССР.

Во время своего самостоятельного путешествия по Финляндии и другим странам Европы, я видела в Хельсинки на причале ледоколы такие же, как и те, что работают в Дудинском морском порту.Продолжение следует… О том, как проходит день на атомном ледоколе.

Советы путешественникам:

Если Вы решите побывать в Арктике, помните, что это пограничная зона. И стартовать Вам скорее всего придется с территории, которая относится к пограничной зоне или территории с регламентированным въездом. Тщательно изучите все нюансы пребывания. Заранее подготовьте погранпропуски и разрешения на въезд. Гражданам, не имеющим российского гражданства, необходимо получить ряд документов, позволяющих передвижение по пограничным территориям.

Атомный ледокол «Вайгач»

Мечты должны сбываться! — 2

Как устроен атомный ледокол. Чем заняться на ограниченном пространстве ледокола?

Команда ледокола «Вайгач» состоит из 98-ми человек, набрана из мурманчан, питерцев и москвичей. Все члены команды очень любят свой ледокол, говорят о нем ласково и с трепетом. Вахту держат 2 раза в день по 4 часа с промежутками между вахтами в 8 часов. На ледоколе есть конференц-зал, библиотека, сауна с бассейном, спортзал, тренажерный зал. Я переживала, что не буду знать, чем заняться почти неделю пути, но время между съемками, чтением, общением, плаванием в бассейне с водой из Ледовитого океана и 4-х разовым питанием пролетело незаметно!

На пульте управления сплошные приборы и схемы в сигнальных лампах. По секрету мне показали, где находится красная кнопка! Двери в особо важные отсеки полуметровой ширины. Дверь в атомный отсек один человек открыть не сможет – действует правило 4-х рук. Атомный реактор сверху похож на паука. В центре расположены стержни для управления реакцией – для гашения реакции они опускаются. Сам реактор не видно – его высота около 5-ти метров и он расположен в самом нижнем отсеке.

О наших арктических круизах

Лучший способ исследовать Арктику – присоединиться к экспедиции круизного судна. С Poseidon Expeditions вы отправитесь в полярные регионы на борту маневренного «Си Спирит», с идеальной вместимостью в 114 пассажиров. На специальных небольших лодках мы встречаемся с Арктикой лицом к лицу, открывая для себя внеземные пейзажи и яркий животный мир вместе с командой гидов и полярных экспертов.

Наши уникальные экспедиционные маршруты:

• Три жемчужины Арктики: Вся Арктика в одном путешествии! В Исландии – невероятно красивые фьорды и удивительная жизнь вдали от цивилизации. В Гренландии – северное сияние и гигантские айсберги. На Шпицбергене – панорамы гор и ледников, буйство животного мира и действующие научные станции. Присоединитесь к тем немногим счастливчикам, которые своими глазами увидели все дары Арктики!
• В царстве белого медведя: Шпицберген – это «Арктика в миниатюре»: цветущая тундра и заснеженные горные вершины, арктическая пустыня и глубокие синие воды фьордов, многообразие животных и символ Арктики – белый медведь. Откройте для себя полярный север!
• Дорогами первопроходцев: Уникальный круиз на острова Земли Франца-Иосифа, который выполняет только компания Poseidon Expeditions. Высокие широты русской Арктики сохранили историю героических полярных открытий, путешествий к Северному полюсу, побед и неудач покорения суровых северных земель. Пройти по таким легендарным местам – бесценный опыт.
• Под куполом Северного сияния: Гренландия – это самые большие айсберги в Арктике, кристально белые днем и голубые, зеленые, фиолетовые ночью, когда северное сияние освещает дорогу нашему экспедиционному судну.
• К неизведанным берегам Арктики: От Британских островов через Ян-Майен на Шпицберген, экспедиционное судно отправляется на север, останавливаясь в спрятанных уголках Арктики, где правят дикая природа и животный мир.

Важная информация

Это путешествие в отдаленный труднодоступный регион. Все мероприятия в ходе круиза зависят от ледовых и погодных условий и определяются экспедиционным лидером и капитаном. Фактический ход экспедиции может отличаться от заявленного. Встречи с заявленными представителями животного мира не гарантированы.

Говорят: «Не бывает плохой погоды, бывает несоответствующая одежда». Вопрос выбора одежды для путешествия в полярных регионах очень индивидуален. Все зависит от индивидуальной переносимости холодных температур. Можно дать лишь общие советы и рекомендации по вопросу выбора одежды.

Для вашего комфорта и безопасности, избегайте промокания.
Причиной промокания могут стать осадки, брызги морской воды или потоотделение. Необходима ветро- и водонепроницаемая верхняя одежда. Не берите с собой тесную одежду, которая не оставляет пространства для воздушной прослойки, являющейся отличным изолятором. Шерсть, шелк и некоторые современные синтетические волокна, например флис (polar fleece) сохраняют тепло лучше, чем хлопок.

Секрет сохранения тепла в холодном климате заключается в принципе многослойности одежды.
Лучше надеть несколько более легких предметов одежды, чем один очень теплый. Это поможет вам оптимально приспосабливаться к изменению температуры: всегда легче снять слой одежды, если вам стало жарко, или надеть что-то еще, если стало прохладно.

На борту экспедиционного судна вам будет комфортно в одежде casual.
Более нарядная одежда будет кстати во время приветственного ужина с капитаном. Выбирайте одежду, которая легко стирается и не требует особой заботы.

Одежда

  • Водо- и ветронепроницаемая куртка — нет необходимости брать с собой; Оператор дарит всем пассажирам фирменную куртку.
  • Водонепроницаемые брюки для высадок на лодках и наземных прогулок являются одним из важнейших пунктов из списка вещей. Предпочтительны Gore-Tex и подобные ткани — они одновременно водонепроницаемые и дышащие. Надевайте их поверх ваших обычных брюк.
  • По экологическим соображениям настоятельно рекомендуется приобретать водонепроницаемые брюки без застежек-липучек на щиколотках и рюкзаки без сеточных вставок.
  • Термобелье — 2 комплекта и термоноски — 3 пары.
  • Рубашки и футболки.
  • Джинсы или другие удобные брюки — несколько пар.
  • «Водолазки» – подойдут для надевания под теплый свитер и для ношения на борту.
  • Свитера: шерстяные или из флиса.
  • Нарядная одежда – для приветственного ужина и прощального коктейля с капитаном.
  • Шапка и перчатки.
    Теплая шапка, защищающая голову и уши, а также теплый шарф.
  • Перчатки и варежки — 2 пары.

Обувь

  • Высокие резиновые сапоги — нет необходимости брать их с собой; Оператор обеспечивает всех пассажиров сапогами на время круиза.
  • Удобная обувь для ношения на борту.
  • Одежда и обувь для городов, где начинается и заканчивается ваш круиз.

!Полярные аксиомы!

  • Не одевайтесь слишком тепло, чтобы избежать потения;
  • Охлаждению наиболее подвержены ноги и руки. Старайтесь, чтобы они оставались сухими и теплыми. Наилучшим образом для полярного климата подходят варежки. Мудрым решением будет взять и варежки, и перчатки, чтобы быть готовым к переменам погоды;
  • Надевайте одежду из материала одновременно водонепроницаемого и «дышащего». Это воспрепятствует конденсации влаги под одеждой;
  • Еще одна «полярная» аксиома, касающаяся одежды: «Если у вас мерзнут ноги, наденьте шапку!» Позаботьтесь, чтобы ваша голова была в тепле. Наряду с головным убором, закрывающим уши и лоб, привезите с собой шапку или капюшон, которые могли бы при необходимости закрыть шею и подбородок;
  • Надевайте комфортную, просторную одежду. Лучше надеть несколько более легких вещей, чем одну теплую. Между слоями одежды останется тонкая воздушная прослойка, которая при повышении температуры тела служит великолепным изолятором;
  • Шерсть и шелк предпочтительней хлопка, так как они хорошо удерживают теплый воздух. Синтетические материалы, которые снова принимают свою форму после сжатия, тоже хороши. Если вещи намокают или отсыревают, подкладка из полистерола лучший изолятор, чем гусиный или утиный пух. Также мы рекомендуем флисовую одежду, популярную у путешественников.

Самолет с Шпицбергена

Всего 3 дня до заветной точки! Сначала самолетом за 2.5 часа с архипелага Шпицберген до ледовой базы «Барнео», которая полностью расположена на льдине. А затем, именно оттуда на вертолете Вы за 30 минут попадаете к Северному полюсу, потому что база является ближайшей к нему точкой.

Такой маршрут позволит Вам прыгнуть с парашютом прямо к Северному Ледовитому океану и увидеть с высоты эти потрясающие красоты.

3 дня путешествия, в котором:

  • первую ночь Вы проведете в гостинице на архипелаге Шпицберген
  • вторую на ледовые базы «Барнео»
  • день на Северном полюсе, и уже вечером снова с базы Вы улетаете на самолете обратно на Шпицберген.

Такой путь до Северного полюса обойдется Вам немногим дешевле: 22 тыс. EURO. В стоимость также входит страховка, провоз багажа, питание и напитки, проживание, услуги гидов, а главное, памятный сертификат о том, что вы достигли Северного полюса!

Байки Северного полюса

Детей поместили в условия жесткого отсутствия выбора: в один момент смартфоны превратились в фото- или видеокамеру. Дело в том, что на ледоколе спутниковый интернет, и стоит он дорого — около 2000 рублей за гигабайт. Но над Северным полюсом спутники почти не летают, поэтому на три дня мы оказались отрезаны от интернета. Одна команда в итоге нашла в этом тему для фильма. Получилась картина о том, что можно погрузиться с головой в сети, а можно посмотреть, сколько вокруг интересного.

Ледокол проходит мимо гигантского айсберга

Среди детей был Иван Бессонов — потрясающий молодой пианист, победитель классического «Евровидения». Он должен был дать сольный концерт в рейсе, поэтому всю дорогу просидел в каюте — репетировал, ни с кем не общался. И вот, когда выступил и наконец-то присоединился к компании, выяснилось, что Иван великолепно играет в волейбол, баскетбол и во все подвижные игры — рост позволяет. Обычный общительный парень.

Капитан ледокола был крутой, а команда делала какие-то невозможные вещи. Например, подходили к айсбергу вплотную, так, что видели структуру льда. Однажды встретили айсберг выше ледокола.

Капитан ледокола Дмитрий Лобусов, под командой которого ходит 100 человек

К полюсу шли через Землю Франца-Иосифа, а обратно — через острова Новой Земли. Из-за погодных условий и сроков к Новой Земле не подошли, только видели в дымке этот невероятный архипелаг.

На Земле Франца-Иосифа много птичьих базаров — мест массового гнездовья морских птиц. Издалека кажется, что скала поросла зеленью. Когда проплываешь мимо, тысячи птиц пролетают над тобой, а еще десятки тысяч — сидят на скалах. Дети почему-то думали, на этих базарах водятся пингвины, но, во-первых, пингвинов на Северном полюсе нет, а во-вторых, они летать не умеют.

Северный полюс рисуют нереальным ледяным адом, но он не такой. Летом там средняя температура до –10 градусов, когда мы ходили, было от –5 до +5. Единственное, что там высокая влажность, поэтому открытые участки тела моментально обветриваются, пока любуешься видами.

Детям выдали экипировку: стандартный комплект двухслойной термозащиты, флисовые куртки как средний уровень защиты поверх обычной одежды, шапки. Ну, и кормили на ледоколе отлично, еда доступна в течение дня, из-за этого там сложно было не поправиться.

Фишка Северного полюса в том, что зафиксировать его невозможно — льды постоянно движутся. По идее, Северный полюс там, где пересекается ось вращения Земли с ее поверхностью в северном полушарии. Но такой оси, как на глобусе, у Земли нет. Поэтому ледокол доходит до географической точки Северного полюса, останавливается и начинает дрейфовать — искать эту точку. Этим Арктика отличается от Антарктиды — там суша, там физически можно находиться в одном месте.

Фото: предоставил 66.RU Андрей Твердов

На ледник спустились километрах в пяти от географической точки полюса — лед оказался тонковат. Воткнули табличку «Северный полюс».

На Северном полюсе пробыли три дня, если считать с момента вхождения в кромку льда до географической точки и путь обратно. На самом леднике провели часов шесть с момента спуска. Потом устроили барбекю, но из соображений безопасности на ледоколе, а не на льдине — в любой момент мог прийти полярный медведь, и товарищам из «Русской Арктики» пришлось бы в него стрелять, а это очень нежелательно.

Арктика – почти Космос

Ирина Парфёнова, «АиФ-Дальинформ»: Никита, чем тебя привлёк конкурс?

Никита Гайдар: Главным призом – путешествием на Северный полюс. А это моя мечта! Арктика – почти как Космос, точка, в которой все меридианы сходятся. Когда ты там, ты буквально стоишь на вершине мира. Северный полюс – это то, что трудно понять в теории. Это то, что нужно испытать. Только вдумайтесь! Вот вы стоите на этой точке, и для вас даже альпинист, покоряющий Эверест, находится где-то далеко внизу. Но мы сами вряд ли смогли купить путёвку. Круиз на атомном ледоколе к Арктике считается самым дорогим путешествием в мире.

Новость по теме

Хабаровский школьник выиграл конкурс и поедет на Северный полюс

– Состязания были сложными?

Мария Гайдар: Да, это был непростой период жизни для нашей семьи. Нас очень поддерживали жители Хабаровского края, наш Краевой центр образования, все наши коллеги, соседи и знакомые. В итоге, мы вышли в финал, осталось финальное испытание. Никита прекрасно владеет видеомонтажом, и он выбрал его в этой области. Монтировал и снимал ролик сын полностью сам. На конкурсе было представлено более 200 видео, лучшего выбирало жюри.

– Никита, что это был за ролик, как ты его делал, кто помогал?

Никита Гайдар:  По условиям конкурса нужно было сделать минутный ролик, рассказать в нём о себе, своей семье и почему я хочу поехать на Северный полюс. Первый вариант я сделал за 10 минут, но мама сказала, что его стоит ещё немного доработать. Над вторым вариантом видео я работал примерно две недели. Решил выполнить его в технике «Стоп моушн» (Stop motion) и не просто рассказать о себе, но сделать видео качественным, интересным, динамичным и весёлым. Много времени ушло на написание сценария. Всю техническую часть я взял на себя, мама помогала с дизайном.

https://youtube.com/watch?v=8uxa7hBIqK4

– Как узнали о победе?

Мария Гайдар: Информация появилась в Интернете. Я знала, что у меня талантливый сын, но, если честно, не очень верила в то, что победа возможна, всё-таки 30 тысяч участников. Поэтому первая реакция была – шок. Эмоции захватывали всю семью. Больше всех, мне кажется, радовались Никита и его дедушка, мой папа. Он руководит судостроительным заводом, был капитаном разных судов, возглавлял Хабаровский речной порт. Поездка на Северный полюс была и его мечтой тоже. Узнав о победе, Никита набрался храбрости и написал письмо на электронную почту капитану атомохода, на котором в следующем году он должен отправиться в путешествие. В письме сын рассказал капитану про своего дедушку, и спросил, нет ли возможности взять его с собой на Арктику. Капитан ответил, но сказал, что, к сожалению, такой возможности нет.

Где живут белые медведи. О разной живности и других примечательностях Арктики:

Судно, бороздя ледяные просторы, оставляет за собой шлейф аппетитных ароматов с камбуза – белые медведи чувствуют запахи и, примчавшись за десятки километров, подходят близко.Белые медведи больше всего на свете любят сгущенку! Если медведь попробовал ее хоть раз, то сразу узнает бело-голубую банку в руках человека и начинает выпрашивать – он встает на задние лапы, машет передними, завывает, «улыбается» и преданно смотрит в глаза. Получив желаемое, медведь делает в банке дырочку, потихоньку выдавливает содержимое и долго лижет сгущенку. Может растянуть удовольствие часа на 3. Когда сгущенка заканчивается, мишка начинает методично жевать банку, превращая ее в итоге в лист фольги. Моряки говорят, что пробовали вместо сгущенки давать котлеты – не катит. Никакой реакции.У каждого медведя своя территория – другой медведь на нее не зайдет. Мишки умеют кататься по льду на пузе, растопырив лапы – прямо как дети. Они позируют и улыбаются, когда их фотографируют.Весной в Белом море ледоколу приходится обходить лежбище гренландских тюленей, которые приходят туда плодиться и размножаться. Тысячи животных располагаются на льду и перегораживают путь судам. У тюленей нет врагов, поэтому у них не развито чувство опасности, они не подозревают, что кто-то или что-то может причинить им вред – они не боятся ледокола. Ни прожекторы, ни сигналы тифона, ни шум мотора, ни скрежет колющегося льда, ни вид надвигающейся махины их не пугают. И тогда ледокол сбавляет ход до минимального и пытается лавировать среди животных.Еще одной помехой для ледокола являются рыбаки, которые, завидев судно, слезают с буранов и начинают фотографироваться на его фоне, не замечая, что стоят на фарватере и не думая, что ледоколу, в случае чего, «притормозить» не так просто.

Дальше — окончание моего рассказа про путешествие на атомном ледоколе в Арктику

Северное сияние

Мечты должны сбываться! — 4

Атомному ледоколу «Вайгач» и всему российскому ледокольному флоту посвящается

Как я путешествовала на Диксон на атомном ледоколе, как видела белых медведей, открытую воду Карского моря, стояла на фарватере, наблюдала передачу судна от ледокола к ледоколу. Я вернулась домой с морем новых впечатлений и окончательно влюбленная в Север.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector