Русские земли и княжества в начале xii

Северо-Западная Русь

Среди земель Северо-Западной Руси ключевая роль по-прежнему принадлежала Новгородской и Псковской республикам. В Новгороде продолжало расти влияние боярских кланов. К середине XIV в. бояре прочно укоренились во властной вертикали республики, подчинив себе все политические институты. Вече всё ещё существовало, но уже скорее как дань традиции.

Боярские вотчины достигли огромных размеров, что позволяло им контролировать промыслы и большую часть экспортного потока товаров: меха, воск, мёд, рыбу

Новгород занимал важное место в системе балтийских торговых связей, став настоящим «окном в Европу» для Руси XIII-XV вв. Интенсивной торговле способствовало наличие тесных связей с рядом городов, входивших в северогерманский торговый союз «Ганзу»

Ганзейские купцы поставляли в Новгород драгоценные и цветные металлы, ткани, предметы роскоши, янтарь, вина.

Аристократически-купеческий уклад, сложившийся в Новгородской республике того времени, был схож с Венецианской республикой. Однако Венеция намного дольше сохраняла свой независимый статус, а новгородское боярство, в отличие от своих западноевропейских коллег, создавших собственную дипломатическую службу, флот, собственное производство, не пошло дальше экспорта природных богатств. Чрезмерная зависимость ремесленников и купцов от боярства воспрепятствовала складыванию цехового строя, характерного для Западной Европы.

В XII-XIII вв. Псков находился в составе Новгородской республики. Несмотря на относительную торгово-экономическую самостоятельность псковитян, с Новгородом их сближало наличие общих военно-политических интересов — защита своих земель от агрессии рыцарей-крестоносцев. После снижения уровня западной угрозы во 2-й половине XIII в. военные связи Пскова и Новгорода ослабли. На тот момент в Пскове уже существовало собственное боярство, желавшее монополизировать власть в Псковской земле. О фактической самостоятельности Пскова можно говорить применительно к концу XIII в. — годам правления князя Довмонта.

Де-юре Новгород признал независимость Псковской республики в 1348 г., заключив с ней Болотовский договор. В 1397 г. народным вече Пскова была принята первая редакция Псковской судной грамоты — кодифицированного сборника законов.

Живопись

Живопись Киевской Руси в XII-XIII вв. по-прежнему имеет религиозный характер, но в ней появляются и отдельные бытовые сюжеты. Искусство живописи пришло на Русь из Византии, но русские художники стараются выработать свой стиль, внести в иконописные образцы новизну, церковные каноны написания икон перестают соблюдаться с прежней строгостью. Так, новгородские живописцы используют красные, синие и зеленые краски, делают лица святых менее строгими.

Фресковая живопись Древней Руси, на примере Владимиро-Суздальской земли, также отличается яркостью и самобытностью. В лицах святых легко узнаются обычные люди, иногда иконы и вовсе пишутся с лица заказавших их князей. На полотнах появляются сцены из реальной жизни, что заметно отличает живопись Руси от византийской и греческой.

Русские мастера в совершенстве овладели искусством создания уникальных композиций, научились передавать всю волнующую каждого человека гаму чувств и эмоций. Известнейшей иконой того времени, дошедшей до наших дней, стала «Богоматерь Владимирская». Она была создана в Константинополе неизвестными мастерами и послужила образчиком для русских живописцев. Впоследствии икона не раз спасала русские земли от вражеских нашествий.

Интереснейшим направлением живописи Древней Руси становится книжная миниатюра. Заглавные буквы в книгах приобретают самые причудливые формы, для их украшения используются фигуративные и растительные мотивы.

Галицко-Волынская земля

Галицко-Волынская земля – это юго-запад Руси. Княжество на этих землях было образовано не сразу, в 1199 г. отдельные области отделяются от Киева и объединяются под управлением Романа Мстиславовича. Дальнейшее объединение Волынской и Галицкой земель происходит при Данииле Романовиче.

Плодородные земли вокруг Галича и Волыни, огромные залежи соли и географическое положение Галицко-Волынской земли, становятся поводом для конфронтации местной знати и королевства Венгрии. В 1214 году Венгрия и Польша планируют разделить княжество между собой. Но их замысел успеха не имел. Поводом для планируемого раздела стала смута, возникшая после смерти князя Романа Мстиславовича, наследники которого были изгнаны с занимаемой ими вотчины мятежными боярами.

Галицко-Волынская земля в период раздробленности 

Власть в Галицко-Волынских землях в 12-13 веках делилась между вече, князем и боярами. Но позиции знати были столь прочны, что Даниилу Романовичу удалось вернуть княжеский престол своего отца только в 1230-х годах. В 1254 году Даниил провозглашает подчиненную ему землю королевством, но в 1264 году оно распадается на отдельные области, которые впоследствии отходят Польше и Литве.

Роман Мстиславович, Даниил Романович 

Раздробленность, ставшая причиной распада единого русского государства в 12-13 вв., послужила поводом для выделения на землях некогда единого Киевского княжества целого ряда независимых и хорошо развитых княжеств-государств со своей собственной системой управления, особенностями социальной и политической жизни, властными структурами.

Словарь

1. Вотчина – наследственное земельное владение.

2. Половецкая орда – армия кочевых народов – половцев.

3. Паства – верующие, прихожане церкви.

4. Единоличная власть – власть одного.

5. Увечные – больные, имеющие телесные повреждения.

6. Посадник – высшее должностное лицо, представитель исполнительной власти в Новгородском княжестве.

7. Тысяцкий – возглавлял аппарат исполнительной власти, занимался военными и полицейскими вопросами.

8. Городище – выделенная князю земля вне стен города, на которой он строил свои хоромы и размещал дружину.

Политика московских князей

У истоков московской княжеской династии был один из сыновей Александра Невского — Даниил Александрович (1276-1303). Уже в годы его княжения Москве удалось присоединить Коломну, Можайск и переяславльские земли. К концу его правления Московское княжество стало одним из крупнейших княжеств Северо-Восточной Руси.

Со 2-й половины XIII в. население, в том числе и знатного происхождения, Киевского, Черниговского и других южнорусских княжеств массово переселялось на северо-восток. Тогда же состоялся переезд митрополита Максима из Киева во Владимир-на-Клязьме (1299). Эти процессы были обусловлены меньшим масштабом разорений и более быстрыми темпами восстановления Северо-Восточной Руси.

Начало XIV в. ознаменовалось обострением борьбы между Тверью и Москвой за лидерство среди княжеств Северо-Востока. На руку Москве сыграл тот факт, что жена московского князя Юрия Даниловича, приходившаяся сестрой монгольскому хану Узбеку, была убита тверским князем Михаилом Ярославичем. Разгневанный хан Узбек в 1319 г. впервые передал ярлык на великое княжение московскому князю, казнив Михаила.

Окончательно лидерство Москвы было закреплено его преемником Иваном Даниловичем. Иван I Данилович Калита (12831340) — великий князь московский (1325-1340), владимирский и новгородский. Заложил основы в утверждение экономического и политического союза Московского княжества и Золотой Орды, для которой он собирал дань с русских княжеств. Жёстко пресекал народное недовольство, вызванное постоянными поборами, расправлялся с политическими противниками. Так, в 1327 г. совместно с монголами подавил антиордынское восстание населения Твери.

Иван Калита постоянно находился в тесном контакте с отцами церкви — митрополитами Петром и Феогностом. Добился перемещения митрополичьей кафедры из Владимира в Москву (1328), после чего она приобрела статус религиозного и идеологического центра Руси. Этому способствовала и деятельность монастырей, наиболее известным из которых стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (1321-1391) в 70 километрах от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра). Основанный в лесистой малонаселённой местности (пустоши), монастырь быстро превратился в значимый религиозно-хозяйственный центр не только княжества, но и всей Северо-Восточной Руси.

Сергий Радонежский (1314-1392) — иеромонах Русской церкви, принимал участие в основании нескольких монастырей, в том числе и Свято-Троицкого монастыря в Подмосковье. Сергия Радонежского считают духовным собирателем русского народа, с ним связывают культурный идеал Святой Руси, формирование уникальной русской духовности и культуры. Хотя легендарный игумен не оставил письменных работ, многие его проповеди дошли до нас в форме устного предания.

Князь распространил влияние Москвы на ряд земель севера Руси (Тверь, Псков, Новгород и др.). Московское княжество считалось самым зажиточным, что объясняет и происхождение прозвища Ивана Даниловича — Калита (сума для денег).

Сыновья Ивана Калиты Семён Гордый (1340-1353) и Иван Красный (1353-1359) расширили территорию Московского княжества за счёт Дмитровских, Стародубских, Калужских и Костромских земель.

Дмитрий Донской (1350-1389) — князь московский (1359-1389) и владимирский. Будучи московским князем, стал признанным лидером антиордынской коалиции и собирателем русских земель. Представление о независимости и политическом единстве Руси стало при Дмитрии совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, что сделало процесс возвышения Москвы необратимым.

Дмитрий Донской получил ярлык на великое владимирское княжение в 1371 г. Вскоре он покорил Тверь. В эти годы князь все свои силы направил на объединение русских земель для борьбы с Ордой. События 60-х — 1-й половины 70-х годов укрепили роль Москвы как общерусского центра, что было очень важным на фоне междоусобиц, начавшихся в Орде.

В 1374 г. князь Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Орде и тем самым разорвал с ней отношения. В 1377 г. московские и нижегородские войска взяли город Булгар, благодаря чему торговый путь по Волге оказался под контролем Москвы. В следующем 1378 г. московское войско во главе с князем Дмитрием Ивановичем разгромило ордынцев на реке Воже, что стало прологом к битве на Куликовом поле.

На склоне лет князь самостоятельно, без согласия Золотой Орды, передал великое княжение Владимирское своему сыну Василию (1389-1425), что привело к слиянию Владимирского и Московского княжеств.

Галицко-Волынское княжество

Занимало северо-восточные склоны Карпат и территорию между реками Днестр и Прут. Выгодное географическое положение (соседство с европейскими государствами) и климатические условия способствовали экономическому развитию, сюда же (в более безопасные районы) направлялся и второй миграционный поток из южнорусских княжеств. Здесь селились также поляки и немцы.

Подъем Галицкого княжества начался при Ярославе I Осмомысле (1153 — 1187), а при волынском князе Романе Мстиславиче в 1199 г. произошло объединение Галицкого и Волынского княжеств. В 1203 г. Роман захватил Киев. Галицко-Волынское княжество стало одним из крупнейших государств в феодально-раздробленной Европе, установились его тесные связи с европейскими государствами, на русскую землю начало проникать католичество. Сын его Даниил (1221 — 1264) вел длительную борьбу за галицкий престол с западными соседями (венгерскими и польскими князьями) и расширение государства. В 1240 г. он объединил Юго-Западную Русь и Киевскую землю, утвердил в борьбе с боярами свою власть. Но в 1241 г. Галицко-Волынское княжество подверглось монгольскому разорению. В последующей борьбе Даниил укрепил княжество, а в 1254 г. принял от Папы Римского королевский титул. Однако католический Запад не помог Даниилу в его борьбе с татарами. Даниил вынужден был признать себя вассалом ордынского хана. Просуществовав еще около ста лет, Галицко-Волынское государство вошло в состав Польши и Литвы, оказавших большое влияние на формирование украинской народности. В Великое Княжество Литовское вошли западные русские княжества — Полоцкое, Витебское, Минское, Друцкое, Турово-Пинское, Новгород-Северское и др. В составе этого государства формировалась белорусская народность.

Новгородская земля

На северо-западе возникла Новгородская земля. Государственный строй — республиканский и делился на пятины, в отличии от других уделов у которых была монархическая власть. Править князей приглашали из разных земель. Устраивали вече – это собрания на которых решались важнейшие решения, утверждались законы, выборы должностных лиц, приглашение и изгнание князей.

Узаконили такие должности как: • Тысятский – отвечал за финансовые дела, сбор налогов, разбор жалоб по торговым делам; • Посадник – председательствует на вече, управляющий городским хозяйством; • Епископ – кроме духовных обязанностей, отвечал за казну и владычный полк;

Князь выступал как военный предводитель и третейский судья, но вотчины посещать не мог.

Ментально народ этого княжества отличался от других. Очень слабо развивается земледелие, это связано с низким плодородием из-за сурового климата. Большое количество лесов, рек, наличие ценных пород рыбы, пушнины, прославили эту землю, торговлей и ремеслом. Здесь занимались солеварением, производством железа, рыболовством, пчеловодством, охотой.

Это интересно: 1807,Русский модерн — познаем вопрос

Литература

В XII-XIII вв. основными памятниками литературы Древней Руси остаются летописи, продолжает развиваться местное летописание. Центр летописания и литературы на Руси перемещается из Новгорода и Киева на окраины. Каждый князь считает почетным иметь при своем дворе летописца, что повышает интерес народа к созданным ими произведениям. Местные летописцы описывали в основном события, очевидцами которых являлись, но были и исключения. Так, стремление владимирских князей приобрести главенствующее положение на Руси, отражалось и в летописях. Летописцы пытаются представить историю Владимирского княжества в рамках общей истории Руси. В созданных ими летописях владимирский князь представляется законным приемником князя киевского.

Значительно отличались произведения литературы Древней Руси киевского периода от тех шедевров, которые были созданы в эпоху раздробленности. Отличия проявлялись также и на местном уровне. Так, основной новгородских летописей стали события городской жизни, летописцы писали о простых людях, боярах и купцах, о князе и его семье рассказывалось немного. Летописи Новгорода написаны в светской манере, слог деловой, простой, церковные термины отсутствуют.

Летописцы Галицко-волынского княжества больше внимания уделяют приданию поэтичности своим произведениям. Главная тема летописей – борьба между князьями и непокорными боярами.

В литературе Киевской Руси возникают новые направления и жанры. У простых людей особую популярность приобрели поучения. Известнейшим памятником литературы Руси становится «Поучение детям» Владимира Мономаха

В этом произведении поднимаются важные для Руси вопросы объединения, важности соблюдения традиций. Рассказывая о своей жизни, князь пытается убедить читателя в важности семейных ценностей, праведной жизни и почтения к старшим

По примеру Владимира Мономаха поучения начали писать и другие князья.

Слово о полку Игореве

Значительное место в литературе Руси 10-13 века занимает «Слово о полку Игореве». Сам термин «Слово» чаще всего употребляется в заглавии различных сочинений. Изначально такие сочинения предназначались для произнесения в храме и впоследствии стали основой для церковной проповеди. Примером является «Киево-Печерский патерик», бывшим сборником повествований о жизни в монастыре. Он стал первым, созданным именно на Руси патериком. В произведении описана жизнь русских людей и отражен настоящий быт монастыря, занимавшего значительное место в развитии древнерусской культуры.

«Слово о полке Игореве» является самым успешным из светских произведений такого рода. Оно написано в 80-е гг. XII в. и описывает переживания, которые терзали сердца русских людей после неудачного похода новгородско-северского князя Игоря на половцев. Поход был совершен в 1185 г., но память о нем еще долго хранилась среди потомков. «Слово…» является выражением стремления народа к единению. Форма изложения – стихотворная, поэтическая.

Автор произведения «Слово о полку Игореве» остался неизвестен, но сделанная им попытка осмыслить судьбу Руси в рамках существующей раздробленности, имела огромное значение. Причину гибели князя и его войска он видит в усобице. «Слово о полку…» призывает к прекращению борьбы между князьями. В произведении «Слово о полку Игореве» рассказывается о величии единого государства и беде, которая постигает всех стремящихся к распрям и раздорам, великих князьях, ратующих за единство страны. Использование в «Слове…» образов исторических персонажей было редкостью для того времени. Чаще всего авторы приводили в качестве примеров события из Библии или римско-византийской истории.

Не менее значимым произведением светской литературы второй половины XII в. является «Слово Даниила Заточника». Автор его происходит из Северо-Восточной Руси, он дворянин, служивший при дворе Андрея Боголюбского, но попавший в немилость и пытающийся посредством «Слова…» объяснить князю мотивы своих поступков и вновь заслужить его расположение.

В начале XIII в. появляется вторая редакция «Слова…». Новое произведение называется «Моление Даниила Заточника». Автор обращается к переяславскому князю Ярославу Владимировичу, рассказывает о своем понимании сути жизни, хорошем правителе и о том, каким должен стать человек. Хороший князь обязан беспокоиться о подданных, защищать слабых. Человек должен быть подобен библейскому Самсону по силе, а в храбрости и благородстве не уступать Александру Македонскому, иметь ум Иосифа, мудрость Соломона и быть хитрым, как Давид.

Появление «Слов…» и «Моления…» являются показателем высокого уровня культуры Древней Руси.

Особенности этапа раздробленность Руси

Феодальная раздробленность стала логичным итогом развития государственности на Руси. Развитие феодализма в стране, которое шло по восходящей линии, сделало процесс разбития государства неизбежным и естественным. При этом можно выделить как плюсы так и минусы этого процесса.

Таблица: Плюсы и минусы периода феодальной раздробленности
Плюсы Минусы
Подъем экономики, поскольку каждое княжество могло рассчитывать только на себя. Русь накрыли междоусобные войны, которые были очень кровавыми и жестокими.
Рост городов. Слабая обороноспособность.  Каждое княжество имело свою дружину, действующую в интересах своего княжества. Единой русской армии не было.
В княжествах формировалась стабильность. Каждое княжество подвергалось угрозам завоевания не только изнутри, но и извне.
Постепенно княжества пришли к пониманию, что княжество это не способ расширения, а возможность для совершенствования.

При этом, несмотря на то, что княжества были независимы и обладали всеми атрибутами самостоятельного государства, сохранялись черты, позволяющие говорить о Руси как о единой политической и экономической системе. Прежде всего можно говорить о:

  1. Едином языке и культуре.
  2. Единой религии и церковных организациях.
  3. Единой правовой системе. На Руси продолжала действовать «Русская правда».

Киевская земля

Вплоть до монголо-татарского разорения Киевский стол оставался старейшим на Руси. Сильные князья претендовали на «часть» в его пределах. Поэтому Киев был предметом споров и кровавой борьбы князей, частая смена которых стала ординарным явлением XII—XIII вв. Старейший стол попеременно занимали черниговские, владимиро-суздальские, смоленские и Галицкие князья. Наиболее могущественные княжеские ветви, галицкая и владимиро-суздальская, старались держать его под своим контролем.

После смерти Мстислава Владимировича за Киев вспыхнула междоусобная война между черниговскими Ольговичами (потомками Олега Святославовича) и киевскими и переяславскими Мономаховичами (потомками Владимира Мономаха). Вскоре междоусобия поразили сам клан Мономаховичей. Младший сын Владимира Мономаха суздальский князь Юрий Долгорукий, основываясь на праве старшинства, предъявил претензии на киевский стол, который занимал его племянник Изяслав II Мстиславович. Война дяди с племянником шла несколько лет с переменным успехом. Только после смерти Изяслава Юрию Долгорукому на склоне жизни удалось закрепить Киев за собой и оставаться там до смерти (1155—1157 годы).

Едва умер Юрий Долгорукий, киевский стол был отвоеван сыном Изяслава Мстиславом II, который вступил в войну с сыном Долгорукого Андреем Боголюбским. Последний послал против Мстислава II большое войско, к которому присоединилось еще 11 князей, в том числе и южнорусских. Киев был взят «на щит» и разграблен союзниками. Однако сам Андрей в Киев не пошел, а послал младшего брата Глеба, князя переяславского, распоряжаться старейшим столом по своему усмотрению. Фактически с этого момента столица Руси была перенесена во Владимир на Клязьме. Так, с 1169 г. Киевское княжество лишилось своего первенства, хотя номинально продолжало считаться старейшим русским владением. Обладание им стало символом политического престижа.

В 1203 г. Киев был подвергнут новому опустошению, результаты которого, по словам летописца, превосходили все предшествующие случаи разорения города. Разгром был учинен коалицией смоленского князя Рюрика Ростиславовича, черниговских Ольговичей и союзных с ними половцев. В 30-е годы XIII в., накануне монголо-татарского нашествия в Южной Руси разразилась настоящая феодальная война. За «общерусские» столы Киев и Галич ее вели черниговские, смоленские и волынские князья. Киевское и галицкое княжения несколько раз переходили из рук в руки. В 1235 г. Киев подвергся новому погрому со стороны черниговцев и половцев. Усобицу не остановили даже вести о разорении монголо-татарами Северо-Восточной Руси. Война продолжалась вплоть до нападения на Южную Русь монголо-татар, которые и нанесли Киеву в 1240 г. последний удар. Проезжавший в 1246 г. через Киевскую землю на восток миссионер Плано Карпини увидел Киев маленьким городком в 200 домов.

Киевское княжество

Киевское княжество, подвергавшееся опасности со стороны кочевников, потеряло прежнее значение в связи с оттоком населения и падением роли пути «из варяг в греки»; однако все же оставалось крупной державой. По традиции князья еще соперничали за Киев, хотя влияние его на общерусскую жизнь ослабло. Накануне монгольского нашествия в нем утвердилась власть галицко-волынского князя Даниила Романовича. В 1299 г. русский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме, как бы утверждая новое соотношение сил внутри Руси. Монгольское вторжение с востока, экспансия католической церкви с запада, изменения в мире (ослабление Византии и т. д.) во многом определили характер дальнейшего развития русских княжеств и земель — преемников Киевской державы.

Хотя внутри Руси уже не было политического единства, объективно сохранялись факторы будущего объединения: единый язык, единая вера, единое законодательство, общие исторические корни, необходимость обороны страны и выживания на огромной территории с резко континентальным климатом, редким населением, мало плодородными почвами при отсутствии естественных границ. Идея единства Руси продолжала жить в сознании людей, а опыт совместной исторической практики лишь подтверждал необходимость единства. Призыв автора «Слова о полку Игореве» к внутреннему миру и согласию в борьбе с кочевниками в тех условиях набатом звучал как призыв к единению Руси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector