Фрески сикстинской капеллы
Содержание:
История
Хотя Сикстинская капелла известна как место проведения папских конклавов , ее основная функция — это часовня Папской капеллы ( Cappella Pontificia ), одного из двух корпусов папского дома , до 1968 года именовавшегося Папским судом ( Pontificalis Aula ). Во времена папы Сикста IV в конце 15 века Папская капелла насчитывала около 200 человек, включая священнослужителей, должностных лиц Ватикана и выдающихся мирян. В течение года было 50 случаев, когда согласно Папскому календарю собиралась вся Папская капелла. Из этих 50 раз 35 были мессами, из которых 8 проводились в базиликах, в основном в соборе Святого Петра , и на них присутствовали большие собрания. Они включали Рождество и Пасху массу, при которой сам папа был священнослужитель . Остальные 27 месс можно было провести в меньшем, менее публичном месте, для чего использовалась Капелла Маджоре, прежде чем она была перестроена на том же месте, что и Сикстинская капелла.
Cappella Maggiore получил свое название, Большой Chapel, из того , что была еще одна часовня также в использовании Папы Римского и его свита для ежедневного поклонения. Во времена Папы Сикста IV это была часовня Папы Николая V , которую украсил Фра Анджелико . Капелла Маджоре записываются как существующие в 1368 Согласно сообщению от Andreas Трапезундского до Сикста IV, к моменту его сноса , чтобы освободить место для настоящей часовни, то Капелла Маджоре был в состоянии губительного с его стеной , опираясь.
Сикстинская капелла в XV веке (рисунок XIX века)
Сикстинская капелла в 2017 году
Нынешняя часовня на месте Капеллы Маджоре была спроектирована Баччо Понтелли для папы Сикста IV, в честь которого она названа, и построена под руководством Джованнино де Дольчи между 1473 и 1481 годами. внимательно следите за оригиналом. После его завершения часовня была украшена фресками ряда самых известных художников Высокого Возрождения , в том числе Сандро Боттичелли , Доменико Гирландайо , Пьетро Перуджино и Микеланджело .
Первая месса в Сикстинской капелле была совершена 15 августа 1483 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы , во время которого часовня была освящена и посвящена Деве Марии .
Сикстинская капелла сохранила свою функцию по сей день и продолжает принимать важные службы Папского календаря, если Папа не путешествует. Постоянный хор — Хор Сикстинской капеллы , для которого написано много оригинальной музыки, самая известная из которых — « Мизерере» Грегорио Аллегри .
Папский конклав
Одна из функций Сикстинской капеллы — это место для избрания каждого последующего Папы на конклаве Коллегии кардиналов . По случаю конклава в крыше часовни устанавливается дымовая труба, из которой в качестве сигнала поднимается дым. Если появляется белый дым, который создается сжиганием избирательных бюллетеней, значит, избран новый Папа. Если ни один из кандидатов не получает необходимых двух третей голосов, кардиналы поднимают черный дым — созданный путем сжигания бюллетеней вместе с мокрой соломой и химическими добавками — это означает, что никаких успешных выборов еще не произошло.
Первым папским конклавом, который состоялся в Сикстинской капелле, был конклав 1492 года , который проходил с 6 по 11 августа того же года и на котором был избран Папа Александр VI , также известный как Родриго Борха.
Конклав также предоставил кардиналам место, где они могли слышать мессу, а также есть, спать и проводить время в сопровождении слуг. С 1455 г. конклавы проводились во дворце Ватикана ; до Великого раскола они проводились в доминиканском монастыре Санта-Мария-сопра-Минерва . С 1996 года Иоанн Павел II «s Апостольская Конституция Universi Доминичи Gregis требует кардиналы быть подаваемые в Domus Sanctae Marthae во время папского конклава, но продолжать голосование в Сикстинской капелле.
Навесы для каждого кардинала-избирателя когда-то использовались во время конклавов — знак равного достоинства. После того, как новый Папа примет свое избрание, он назовет свое новое имя; в это время другие кардиналы тянули за веревку, прикрепленную к их сиденьям, чтобы опустить навесы. До реформ, начатых святым Пием X , навесы были разного цвета, чтобы обозначать, какие кардиналы были назначены каким папой. Павел VI полностью отменил навесы, поскольку при его папстве население Коллегии кардиналов увеличилось настолько, что их пришлось рассаживать рядами по два у стены, из-за чего навесы закрывали вид на холм. кардиналы в заднем ряду. После созыва конклава, чтобы сохранить целостность мраморного пола в Сикстинской капелле, плотники устанавливают деревянный пол немного приподнятый рядом с деревянным пандусом у входа для тех кардиналов, которых по тем или иным причинам нужно перевозить в инвалидное кресло.
Необычные детали Сикстинской Мадонны
Во многих интернет-источниках вы найдёте следующую историю рождения “Сикстинской Мадонны”. Якобы её заказал Рафаэлю Папа Римский Юлий II. Для алтаря церкви Святого Сикста в небольшой городе Пьяченца (недалеко от Милана). Именно по имени этого святого и была названа Сикстинская Мадонна.
Сразу напрашивается вопрос, зачем Папе Римскому заказывать именитому и дорогостоящему художнику картину для провинциальной церкви?
Причём тут зелёный занавес?
Я думаю, на мой вопрос уже смог ответить историк Хуберт Гримме. Правда начал он исследование с других вопросов.
Зачем Рафаэль изобразил зелёный занавес и деревянную доску внизу картины? На неё опираются ангелочки. На ней же лежит тиара Папы Римского. Как будто святой Сикст снял её в знак глубокого поклонения перед Мадонной.
Поиски Гримме в 20х годах 20 века привели его к очень логичному выводу. Картина изначально была заказана для Ватикана. Она должна была висеть в Соборе святого Петра над гробом Папы Римского Сикста IV.
Он умер 30 лет до этого. Собор ещё был в процессе строительства. Как только появилась возможность, Юлий II решил перезахоронить Сикста IV в соборе. Тот приходился ему дядей. Не без помощи которого Юлий II и сделал свою карьеру. Не удивительно, что благодарный племянник не поскупился на оформление процесса перезахоронения. И заказал картину самому главному живописцу Ватикана, Рафаэлю.
Тем более, что Сикст IV также был большим любителем искусства. При нем была построена Сикстинская капелла (в его честь она и названа).
Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан
Гроб Сикста IV находился в нише. Поэтому Рафаэль изобразил внизу картины край гроба. Получалась невероятная иллюзия. Как будто на настоящий гроб опираются ангелочки. А с небес в темноту ниши сквозь занавес спускается сама Мадонна.
Почему картину сослали в Пьяченца?
Так почему же картина так и не осталась в Ватикане после торжественного перезахоронения?
Тому помешали католические каноны, как рассуждал Гримме. Картина, которая украшала место захоронения, не могла быть вывешена за алтарь.
Но картина была слишком дорогой. Поэтому Юлий II отправил её в далекую провинцию. Где на эти правила могли закрыть глаза. Ради такого произведения искусства.
Популярные ангелочки Рафаэля
Ангелочки “Сикстинской Мадонны” сделали свою собственную карьеру. Их изображение нещадно эксплуатируется, начиная с 19 века. Порой люди даже и не догадываются, что придуманы они Рафаэлем для Сикстинской Мадонны. Мы их видим и на подушках, и на тарелках, и на дамских сумках.
На самом деле таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Они откровенно скучают. По крайней мере не разделяют той грусти, которую испытывает Мадонна. Такова и жизнь. В ней могут быть поводы для грусти. Но нужно находить и место для озорства.
Кстати, куда же подевалось одно крыло у левого ангелочка?
Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден
Сикстинская Мадонна – это один из величайших шедевров мирового искусства. Её гармоничная красота вызывает эмоциональный отклик в душе человека любой нации. Как сказал историк искусств Бернард Беренсон, “главная причина славы Рафаэля – это его способность говорить со всеми обо всем на языке, понятном каждому”.
О Мадоннах Рафаэля также читайте в статье:
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Реставрация и противоречие
Реставрация потолка Сикстинской капеллы началась 7 ноября 1984 года. Реставрация завершена, часовня была вновь открыта для публики 8 апреля 1994 года. Наибольшую озабоченность вызвала часть реставрации Сикстинской капеллы, расписанная художником. Микеланджело. Появление ярко окрашенных Предков Христа из мрака вызвало реакцию страха, что процессы, использованные при очистке, были слишком суровыми и лишили первоначального замысла художника.
Даниил до и после восстановления.
Проблема заключается в анализе и понимании техники, использованной Микеланджело, и технической реакции реставраторов на это понимание. Внимательное изучение фресок люнетов убедило реставраторов, что Микеланджело работал исключительно « buon fresco »; То есть художник работал только на свежеуложенной штукатурке, и каждая часть работы была завершена, пока штукатурка была еще свежей. Другими словами, они считали, что Микеланджело не работал « a secco »; потом он не вернулся и не добавил деталей на сухую штукатурку.
Реставраторы, полагая, что художник подошел к картине универсально, подошли к реставрации универсально. Было принято решение, что весь темный слой клея животного происхождения и «черная лампа», весь воск и все перекрашенные области были загрязнениями того или иного рода: отложения дыма, более ранние попытки реставрации и окрашенные определения более поздних реставраторы в попытке оживить внешний вид работы. Основываясь на этом решении, согласно критическому чтению предоставленных Аргуимбау данных по реставрации, химики реставрационной бригады выбрали растворитель , который эффективно снимет с потолка пропитанную краской штукатурку. После обработки останется только то, что было написано «buon fresco».
История и факты
Знаменитая Сикстинская капелла Ватикана славится своим искусством эпохи Возрождения, в частности потолочными фресками Микеланджело. Знаменитая потолочная конструкция, которая является главной достопримечательностью часовни,простирается на 800 квадратных метров. Само произведение изображает ряд важных историй: пьянство Ноя, потоп, жертва Ноя, первородный грех и изгнание из Эдемского сада (история Адама и Евы после принятия запретного плода), Сотворение Евы, Сотворение Адама, отделение Земли от моря, Сотворение Солнца, Луны и растений, Отделение света от тьмы.
Бог в окружении ангелов.
Вокруг центральных панелей Giudizio Universale расположены 20 атлетически выглядящих обнаженных мужских фигур; эти обнаженные фигуры известны как Igundi.
Сама часовня датируется концом 1400-х годов, построенная папой Сикстом IV. Произведения искусства начали создаваться в начале XVI века по заказу Папы Юлия II. Большая часть работ была выполнена Микеланджело, но над фресками в течение нескольких лет работала широкая команда художников. Среди художников были одни из лучших художников того века, включая Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Рафаэля и Пьетро Перуджино.
Изображён Страшный суд.
Многие считают, что невозможно назначить цену Сикстинской капелле из-за ее религиозной ценности(и в этом она явно бесценна), но последняя оценка банком всего богатства Ватикана варьируется между 10 и 15 миллиардами долларов. У Ватикана также есть инвестиции в банковскую отрасль, страхование, химическую и сталелитейную промышленность, строительство и недвижимость.
На создание произведений искусства внутри Сикстинской капеллы потребовалось всего 4 года, несмотря на ее обширный размер, охват и невероятную детализацию. В качестве иллюстрации того, насколько это необычно, бригаде реставраторов понадобилось более 9 лет, чтобы очистить и отремонтировать его в последние годы.
Сцена на которой бог создал себе подобного.
Многие считают, что невозможно установить цену на Сикстинскую капеллу из-за религиозной ценности, которая явно бесценна, но лучшая оценка банкира на все богатство Ватикана была бы где-то между 10 и 15 миллиардами долларов. Ватикан также имеет инвестиции в банковскую отрасль, страхование, химическую и сталелитейную промышленность, строительную промышленность, а также недвижимость.
Работа внутри Сикстинской капеллы заняла всего 4 года, несмотря на ее обширные размеры / охват и невероятные детали. В качестве иллюстрации того, насколько это исключительно, реставрационной команде потребовалось более 9 лет, чтобы очистить и отремонтировать его в последние годы.
Музыкальные представления
С момента основания капеллы хор Сикстинской капеллы пел без сопровождения музыкальных инструментов, поскольку на них нельзя было играть внутри часовни. Это было проблематично, так как не было возможности дать хору музыкальную стартовую высоту. Вместо того, чтобы позволить инструменту определять начальную высоту звука, решение состояло в том, чтобы позволить индивидуальному певцу сначала выбрать начальную высоту звука. Это наставление было дано после апостольского посещения хора в 1630 году:
Quando si ha da cominciare a cantare ciascuno lasci cominciare it pi vecchio, quale se non intonata bene dovere essere puntato con rigore.
19 февраля 2014 года канадская скрипачка Розмари Сименс стала первым сольным инструменталистом, выступившим в Сикстинской капелле. Историческое выступление было организовано для мероприятия под названием Spiritual Elevation в рамках Fondazione Pro Musical e Arte Sacra, где Сименс был приглашенным солистом вместе с вокалисткой Мэри Зильба и арфистом Марком Эдвардом Спенсером. Сименс, Зильба и Спенсер исполнили попурри, в которое вошли гимны « Удивительная благодать » и « Будь моим видением ». Историческое представление состоялось в сопровождении Симфонического хора Continuo Arts под управлением дирижера Кэндис Вик. Сименс также присоединился к Симфоническому хору Continuo Arts для Реквиема «Реквием по моей матери», написанного Стивеном Эдвардсом.
29 апреля 2016 года The Edge ( U2 ) стал первым рок-исполнителем, устроившим концерт современной музыки в часовне в рамках конференции по регенеративным лекарствам под названием Cellular Horizons. The Edge исполнили « Walk On », « Yahweh », « Ordinary Love » группы U2, а также кавер Леонарда Коэна на «If It Be Your Will» при поддержке ирландского хора. Первоначально сообщалось, что The Edge был первым сольным инструменталистом, выступившим в часовне, но позже The Blaze отказались от этой истории, когда сообщили, что скрипачка Розмари Сименс выступала в часовне двумя годами ранее.
В 2017 году Сесилия Бартоли стала первой женщиной, выступившей вместе с мужским хором Сикстинской капеллы. Бартоли исполнил Беату Висцера композитора эпохи Возрождения Перотина .
Первый концерт с прямой трансляцией в часовне состоялся 22 апреля 2018 года, на нем была исполнена версия Stabat Mater шотландского композитора Джеймса Макмиллиана британской хоровой группой The Sixteen и ансамблем камерного оркестра Britten Sinfonia. Концерт посетили в прямом эфире более трехсот человек и транслировались в прямом эфире на сайте Classic FM .
Фрески и украшения, фото росписей
Если посмотреть на здание с высоты птичьего полета, то по виду оно напомнит простую и незатейливую шкатулку. Но какие в этой шкатулке драгоценности!
Когда посетители попадают внутрь, то моментально забывают о неприметном внешнем виде. Кто же так искусно расписал потолки и своды Сикстинской капеллы в Ватикане?
Внутри здание представляет собой по форме простой прямоугольник. Посередине капелла разделена мраморной перегородкой (авторы – Андреа Бреньо и Джованни Далмата). Стены разделены горизонтальными рамами на несколько секций. Средняя секция – это фрески со сценами библейской жизни, а верхняя секция вместила портреты первых тридцати понтификов Римской католической церкви.
После окончания возведения капеллы, в 1481 году, Сикст Четвертый по согласованию с флорентийским правительством пригласил в Ватикан самых известных художников того времени – Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Козимо Росселли, Лука Синьорелли и других мастеров. Перед художниками стояла задача – расписать стены капеллы.
Мастерами было создано 16 величайших фресок, изображающих сцены из Ветхого и Нового завета. Каждая из росписей содержала около 100 персонажей, прописанных до мельчайших деталей. Основная тематика – житие Моисея («Поход через Красное море», «Избиение младенцев») и жизнь Иисуса Христа («Нагорная проповедь», «Тайная вечеря» и др.).
К сожалению, до наших дней уцелело лишь 12 фресок из 16.
Цокольная часть здания украшена гобеленами, которые выполняли не только эстетическую функцию – гобелены скрывали вход в тайные или служебные помещения. На старинных гобеленах, выполненных по рисункам Рафаэля Санти, были изображены сцены из жизни апостолов.
До наших дней уцелели лишь 7 гобеленов, остальные уже не подлежали реставрации. Уцелевшие гобелены хранятся сегодня в музее, а капеллу украшают искусно выполненные копии.
Потолок по изначальной задумке папы Сикста IV должен был изображать звездное небо (автор проекта Пьер-Маттео ди Амелия). Но в 1504 году отсыревшая штукатурка рухнула прямо на головы понтифика и его кардиналов во время одной из встреч.
Папа Римский Юлий Второй повелел укрепить стены часовни и переделать потолочные перекрытия. От фрески со звездным небом ничего не осталось, кроме грубого слоя штукатурки. Тогда понтифик пожелал, чтобы свод был расписан заново. Для этого был приглашен мастер, считавшийся гением своего времени – Микеланджело.
Схема росписи свода потолка Сикстинской капеллы выглядит так, чуть ниже ее фото.
Роспись стен капеллы
Для росписи стен Сикст IV заключил договор с четырьмя флорентийскими художниками: Перуджино, Боттчинелли, Гирландайо, Роселли. Знаменитые художники, ограниченные рамками договора с Папой, работали, как одна команда. Изумительные фрески, украсившие капеллу, успели сдать в срок. На двух противоположных стенах представлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, с историями из жизни Моисея и Иисуса Христа.
Северная сторона капеллы включает цикл фресок из жизни Спасителя:
- крещение Христа;
- искушение Христа и очищение прокаженного;
- призвание первых апостолов;
- Нагорная проповедь;
- вручение ключей апостолу Петру;
- тайная вечеря.
Дьявол под видом отшельника уговаривает Иисуса превратить камни в хлеб и утолить жажду, броситься вниз с вершины храма, чтобы проверить обещание Бога об ангельской защите. Дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатство и власть, если он отвергнет Бога и поклонится ему, Сатане. Иисус прогоняет Дьявола, и тогда тот предстает в истинном обличье.
На переднем плане фресок – юноша, исцеленный от проказы, пришел к верховному жрецу Храма, чтобы объявить о чуде очищения. В руках его – жертвенная чаша, женщины подносят жертвенных птиц и вязанку кедровых дров. Жрец – символ Моисея, юноша – Иисуса, пролившего свою кровь в искупление человеческих грехов и исцеленного через воскресение.
Южная сторона – история пророка Моисея, представленная шестью фресками:
- путешествие Моисея в Египет;
- призвание и испытание Моисея;
- переход через Красное море;
- получение Моисеем Скрижалей Завета;
- наказание восставших;
- смерть и завещание Моисея.
Пророк убивает египетских надсмотрщиков, издевающихся над евреями, и уходит в пустыню. Он слышит глас Божий, приказывающий вернуться в Египет и освободить свой народ, что и делает Моисей, приведя народ в Землю Обетованную.
Портреты первых понтификов выполнены теми же мастерами – с каждой стороны по 12 портретов и 4 – на стене над входом.
Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле
Над росписью сводов Сикстинской капеллы Микеланджело трудился несколько лет, с 1508 по 1512 гг. Площадь сводов часовни cocтавляeт около 1100 м2. Изнaчaльно своды были синими, c зoлoтыми звeздами, и папа Юлий II прeдполагал изoбpaзить нa ниx Xриста и двeнадцать апостолов, oднaкo Микеланджело прeдложил сложную программу, выполнeниe кoтopой потрeбовало oт нeго чeтырex лeт paботы.
Микеланджело выбрал дeвять сцeн из Книги Бытия: «Отдeлeниe свeта oт тьмы» В1 , «Сотвopeниe свeтил» В2 , «Отдeлeниe твeрди oт воды» В3 , «Сотвopeниe Адама» В4 , «Сотвopeниe Eвы» В5 , «Грexопaдeниe и изгнаниe из Рая» В6 , «Жeртвоприношeниe Ноя» В7 , «Потоп» В8 и «Опьянeниe Ноя» В9 .
Фреска «Сотворение Адама»
«Сотвopeниe Адама» — oдна из сaмыx знaмeнитыx paбот Микеланджело. Бог-Творeц протягиваeт руку навстрeчу рукe Адама, даруя cвoeму твopeнию душу.
На чeтырex углoвыx парусаx свода тaкжe изoбpaжeны сцeны из Вeтxого Завeта — «Юдифь и Олофeрн» В10, «Давид и Голиаф» В11, «Мeдный змeй Моисeя» В12 и «Казнь Амана» В13. Кромe тoго, пoд сводом мoжнo yвидeть пророков и сивилл В14–В25 , прeдрeкавшиx пришecтвиe Спаситeля. В люнeтаx (арочныx нишаx в сводe) нaxoдятся портpeты прeдков Иисуса.
Фреска «Страшный суд»
Фрeски свода, ocoбeнно яpкиe пocлe нeдавнeй pecтаврации, cильнo контрастируют c бoлee пoзднeй и мрачной фрeской «Страшный суд» А25 (Микeланджeло, 1535—1541) нa зaпадной стeнe капeллы. «Страшный суд» условно раздeляeтся нa три яpycа. В люнeтаx вeрxнeго яpycа ангeлы дeржат атрибуты Страстeй Господниx — Кpecт (слeвa) и Кoлoнну (cпpaва).
В срeднeм яpyce в цeнтpe композиции: Иисус Xристос, судящий души. Фигypа выполнeна в нeтpaдиционной для XVI вeка манeрe — Xристос пpeдcтавлeн молодым и бeзбородым. Cлeвa oт нeго — Дева Мария, a y ee ног — нeбecный покpoвитeль Рима, св. Лаврентий, c рeшeткой, нa кoтopой eгo казнили, заживо поджарив нa кострe.
Cпpaва y ног Иисуса — пeчальный св. Варфоломeй, дeржащий в рукаx собствeнную кожу. Cчитaeтся, чтo в eгo oбpaзe Микеланджело запeчатлeл себя.
Слeвa oт Девы Марии, спиной к зритeлю и c кpecтом, cтoит апостол Андрей, далee Иоанн Кpеcтитeль (крупный мужчина, кoтopый дeржит в рукаx одeжду из звeриныx шкур). Eщe лeвee нaд матeрью, пытающeйся защитить дитя, изoбpaжeна обнажeнная Ева, a яpycом вышe нaд нeй — Вергилий.
Cпpaва oт Иисуса нaxoдится апостол Пётр (с ключами), зa eго спиной — Адам и Eва (eсть вариант — Иов и eгo жeна), зa ними стоят Исав и Иаков. Cпpaва oт св. Варфоломeя мoжнo yвидeть апостола Симона Зилота c пилой, нaд ним сидит св. Филипп c кpecтом (это тaкжe можeт быть св. Дисмас, благоразумный разбойник, распятый вмecтe c Иисусом), cпpaва oт нeго — св. Екатерина c символом ee мучeничeской смeрти, зубчатым колeсом, нaд нeй св. Власий c жeлeзным чeсалом, пpaвee св. Себастьян со стрeлами, далee c кpecтом нa плeчаx cтoит св. Симон из Кирeнаики.
В цeнтpe нижнeго яpycа pacпoлoжeны ангeлы, трубящиe в трубы Судного дня. В лeвом нижнeм углу души спасeнныx возносятся нa нeбecа. В пpaвом нижнeм углу лодочник Xарон пepeвозит души грeшников в ад нa вeчныe муки. Царю Миносу, pacпoлoжeнному точно в пpaвом нижнeм углу прeисподнeй, Микеланджело придал чeрты Биаджо да Чeзeна (цeрeмониймeйстeра папы Пия III), кoтopый критиковал paботу мacтepа. Oднaкo чeрeсчур откровeнныe изoбpaжения обнажeнной натуры смутили нe тoлькo Чeзeну, нo и многиx дpyгиx совpeмeнников, и позжe учeник Микеланджело Даниэлe да Вольтeрe прикрыл наготу бoльшинства фигyp.
Реставрация Сикстинской капеллы
В 1980 гoду Ватикан объявил о намeрeнии pecтаврировать фрeски Сикстинской капеллы. Зa вeка плафон c рocписями Микeланджeло покрылся трeщинами, a фрeски были частично скрыты слоeм копоти и воска oт свeчeй. Кромe тoго, Сикстинская капелла сильно пострадала от перепадов температуры, посещения туристов и автомобильных выхлопов, , кoтopыe нe тoлькo спocoбствовали загрязнeнию, нo и создавали срeду для размножeния врeдоносныx бактeрий.
В 1994 гoду Сикстинская капелла была торжественно открыта после завершения реставрации. Мнeния пo поводу рeзультата раздeлились. Нeкoтopыe историки искусств cчитaют, чтo вмecтe со слоeм грязи pecтавраторы уничтoжили часть тeнeй, тeм caмым лишив фигypы объeма, дpyгиe жe восxищаются палитрой красок, кoтopая открылась нашeму взору, и cчитaют, чтo тoлькo тeпeрь мы можeм видeть paботу Микеланджело в тoм видe, в кoтopом ee выполнил мacтep.
Главная > Италия > Рим > Посмотреть > Достопримечательности Рима > Музеи Рима > Ватикан > Музеи Ватикана
Украшение
Схема части вертикального фрескового убранства Сикстинской капеллы
История
Первым этапом украшения Сикстинской капеллы была роспись потолка в синий цвет, усыпанная позолоченными звездами, с декоративными бордюрами вокруг архитектурных деталей подвесов. Его полностью заменили, когда Микеланджело приступил к работе над потолком в 1508 году .
Самой ранней частью нынешней схемы фресок являются боковые стены. Они разделены на три основных яруса. На центральном ярусе стен расположены два цикла картин, дополняющих друг друга, «Жизнь Моисея» и «Жизнь Христа» . Они были заказаны в 1480 году Папой Сикстом IV и выполнены Доменико Гирландайо , Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Козимо Росселли и их мастерскими. Первоначально они проходили по всему периметру стен, но с тех пор были заменены на обеих торцевых стенах.
Возможно, над проектом руководил Перуджино, который прибыл в часовню раньше флорентийцев. Вероятно, что комиссия Гирландайо, Боттичелли и Роселли была частью проекта примирения между Лоренцо Медичи , фактическим правителем Флоренции , и папой Сикстом IV . Флорентийцы начали работу в Сикстинской капелле весной 1481 года.
Под циклами Жизни Моисея и Жизни Христа нижний уровень стен украшен фресками из серебра и золота. Над повествовательными фресками верхний ярус разделен на две зоны. На нижнем уровне окон находится Галерея Пап, написанная одновременно с Житиями . Вокруг арочных оконных проемов расположены области, известные как люнеты, в которых изображены предки Христа , нарисованные Микеланджело как часть схемы потолка.
Потолок был заказан Папой Юлием II и расписан Микеланджело в период между 1508 и 1512 годами. Первоначально заказ состоял в том, чтобы нарисовать двенадцать апостолов на треугольных подвесках, поддерживающих свод; однако Микеланджело потребовал полной свободы действий в графическом содержании схемы. Он написал серию из девяти картин , показывая Бог Сотворение мира , отношения Бога с человечеством , и падение человечества от Божией благодати . На больших парусах он нарисовал двенадцать библейских и классических мужчин и женщин, которые пророчествовали, что Бог пошлет Иисуса Христа для спасения человечества, а вокруг верхних частей окон — предков Христа .
В 1515 году Папа Лев X поручил Рафаэлю разработать серию из десяти гобеленов, которые повесили бы вокруг нижнего яруса стен. Гобелены изображают события из Жития Св. Петра и Жития Св. Павла , основателей христианской церкви в Риме, как описано в Евангелиях и Деяниях Апостолов . Работы начались в середине 1515 года. Из-за их большого размера изготовление драпировок осуществлялось в Брюсселе, и четыре года занимались ткачами в мастерской Питера ван Альста . Гобелены Рафаэля были разграблены во время разграбления Рима в 1527 году и либо сожжены из-за содержания в них драгоценных металлов, либо были разбросаны по Европе. В конце 20-го века набор был повторно собран из нескольких дополнительных наборов, которые были сделаны после первого набора, и снова выставлены в Сикстинской капелле в 1983 году
Гобелены продолжают использоваться на отдельных церемониях особой важности. Полноразмерные подготовительные мультфильмы к семи из десяти гобеленов известны как Карикатуры Рафаэля и находятся в Лондоне.
На этом этапе декоративная схема отображала последовательный иконографический узор. Ряд Пап, который в схеме, задуманной Папой Юлием, должен был появиться сразу под Двенадцатью Апостолами, подчеркивал бы апостольское преемство . Утверждалось, что настоящая схема показывает, что два Библейских Завета слились воедино, чтобы показать Ветхий, предсказывающий и формирующий Новую, синтезирующую логику христианской Библии.
Это было прервано еще одним поручением Микеланджело украсить стену над алтарем Страшным судом , 1537–1541 гг. Картина этой сцены потребовала стереть два эпизода из Житий , Рождества Иисуса и ; несколько Пап и две группы Предков .
Начало работы над Сикстинской капеллой
Папа Юлий II задумал создать для себя грандиозную гробницу. Поручил он эту работу Микеланджело. 1605 год был нелегким для них обоих. Скульптор уже начал работу, но позже узнал, что папа отказывается оплачивать счета. Это задело мастера, поэтому он самовольно покинул Рим и вернулся во Флоренцию. Долгие переговоры завершились прощением Микеланджело. И в 1608 году началась роспись потолка Сикстинской капеллы.
Работать над росписью было большим подвигом. 600 квадратных метров были оформлены за четыре года. Грандиознейший цикл композиций на темы Ветхого Завета родился из-под руки Микеланджело. Картины, изображения на стенах поражают идейной, образной стороной и пластической выразительностью форм. Обнаженное человеческое тело имеет особое значение. Через разнообразные позы, движения, положения выражается невероятное количество идей и чувств, которые обуревали художника.
Архитектура
Вторую половину жизни Микеланджело все чаще стал обращаться к архитектуре. Маэстро при строительстве архитектурных памятников эпохи Возрождения успешно рушил старые каноны, вложив в работу весь накопленный годами багаж знаний и умений.
Базилика Святого Лаврентия
В «Базилике Святого Лаврентия» («Basilica di San Lorenzo») Микеланджело работал не только над надгробиями Медичи. Церковь, построенную в 393 г. при реконструкции в XV веке дополнили Старой Сакристией по проекту Филиппо Брунелле́ски (Filippo Brunelleschi).
Позднее Микеланджело стал автором проекта Новой Сакристии, пристроенной с другой стороны церкви. В 1524 г. по заказу Климента VII (Clemens PP. VII) архитектор спроектировал и построил здание библиотеки Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) с южной стороны церкви. Сложная лестница, полы и потолки, окна и скамьи – каждая мелочь была тщательно продумана автором.
Ворота Пиа
«Порта Пиа» («Porta Pia») – ворота на северо-востоке стены Аврелиана (Mura aureliane) в Риме на античной Номентанской дороге (Via Nomentana). Микеланджело сделал три проекта, из которых заказчик папа Пий IV (Pius PP. IV) одобрил наименее затратный вариант, где фасад напоминал занавес театра.
Автор не дожил до окончания строительства ворот. После того как в 1851 г. ворота частично были разрушены молнией, папа Пий IX (Pius PP. IX) приказал их реконструировать, изменив первоначальный внешний облик строения.
Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири
Титулярная базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) расположена на римской площади Республики (Piazza della Repubblica) и возведена в честь Богоматери, святых великомучеников и божьих ангелов. Папа Пий IV поручил разработку плана строительства Микеланджело в 1561 г. Автор проекта не дожил до завершения работ, которое пришлось на 1566 г.