Происхождение азербайджанцев: этногенез, процесс формирования нации, генетические исследования и история народности
Содержание:
- Этноним
- Наука и культура Азербайджана
- Система образования
- Тюркизация
- Этноним азербайджанцев
- Плюсы и минусы жизни в Азербайджане
- Происхождение языка
- Кавказский менталитет
- Коэффициент демографической нагрузки
- Отмечать все праздники мира
- Откуда появилась азербайджанская нация: генетические исследования
- Как узнать по внешности
- Особенности жизни в стране
- Динамика роста населения в Азербайджане
- Транспорт
- Религия
Этноним
Чины 4-го взвода лейб-гвардии Кавказского эскадрона СЕИВ конвоя, сформированного из состава Закавказского конно-мусульманского полка, состоящего из азербайджанцев. Худ. А. И. Гебенс, 1861 год
Исторически тюркское население Закавказья и Иранского Азербайджана называло себя и называлось другими народами мусульманами, или тюрками. После того, как Южный Кавказ стал частью Российской империи, русские власти, которые традиционно называли все тюркские народы татарами, стали именовать азербайджанцев азербайджанскими/адербейджанскими, или кавказскими татарами, чтобы отличить их от других тюркских народов.
Этноним «азербайджанцы» в различных формах использовался в академической литературе с конца XIX века. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называл азербайджанцев «адербейджанами» иранского типа — адербейджаны персидские и кавказские.
Согласно статье «Тюрко-татары» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, ряд учёных (в частности, Ядринцев, Харузин, Шантр) предлагали называть адербайджанских татар адербайджанами, но это на тот момент ещё не привилось.
Французский этнограф Жозеф Деникер в своей работе, опубликованной в 1900 г., называл азербайджанцев «адербайджанцами, тюркоговорящими иранцами Кавказа и Персии». В азербайджанской среде термин «азербайджанцы», или «азербайджанские тюрки» был впервые предложен в 1891 году либеральной бакинской газетой «Кешкюль» для обозначения народа, живущего по обе стороны ирано-российской границы. Во Всесоюзной переписи 1926 года азербайджанцы отмечались ещё как тюрки, а уже в следующей Всесоюзной переписи 1939 года они отмечались как «азербайджанцы».
Цахуры называют азербайджанцев — мугалами. У других соседних народов азербайджанцы именуются: по-грузинси — азербайжанелеби, по-осетински — азербайджайнæгтæ, по-лакски — азирбижан халкь, по-аварски — азарбижанал, азербайжанал, падарал, по-армянски — адрбэджанцинэр.
Наука и культура Азербайджана
В Азербайджане действуют более 50 высших учебных заведений, в которых обучаются примерно 100 тыс. студентов. Крупнейшие вузы страны: Азербайджанский государственный университет им. Расузаде, Институт нефти и химии, Азербайджанский технический университет, Азербайджанский педагогический институт русского языка и литературы им. М.В. Ахундова, Азербайджанский государственный институт иностранных языков, Азербайджанский медицинский университет им. Нариманова, Консерватория им. У. Гаджибекова и др. В последние годы появилось несколько частных и международных вузов. Среди последних выделяется Западный университет (основан в 1991). В Кавказском университете обучение ведётся на турецком языке. Большинство вузов находится в Баку.
Основные научные исследования проводятся в институтах Академии наук Азербайджана, созданной в 1945 (в Институте философии и права, Институте истории, языка и литературы им. Г. Низами, Институте экономики и др.). Крупнейшая библиотека А. — Государственная библиотека им. М.Ахундова, крупнейшее хранилище документов — Национальный архив.
Отличительная черта азербайджанской литературы — устная поэзия ашугов (народных певцов-поэтов), традиции которой сохранились до настоящего времени. Древние эпосы (например, Китаби Деде Коркуд, 11 в.), а также поэзия более позднего периода (Гянджеви Низами, ок.1141—1209; Мухаммада Физули, 1494—1556) являются частью совместного с анатолийскими турками литературного наследия. Письменная азербайджанская литература возникла после окончательного включения страны в состав России в начале 19 века. Её основоположник Мирза Фатали Ахундов (1812—78) является родоначальником азербайджанской драмы, получившей дальнейшее развитие в произведениях Наджаф-бека Везирова (1854—1926) и Абдуррагима Ахвердова (1870—1933). В нач. 20 в. творили Джалил Мамекулизаде (1866—1932), драматург Гусейн Джавид (1884—1941), поэт Мухаммед Хади (1879—1920).
Известны такие азербайджанские режиссёры, как А.М.Шарифзаде, А.И.Бек-Назаров, Т.М.Тагизаде, А.М.Ибрагимов. Сильной стороной азербайджанской кинематографии является документалистика.
Театр появился в Азербайджане только в сер. 19 в. С приходом советской власти театры были национализированы. В 1920 в Баку открылся Азербайджанский драматический театр, а в 1924 — Театр оперы и балета.
В богатом архитектурном наследии Азербайджана сильный отпечаток оставил исламский период. К исламским архитектурным памятникам относится и символ Баку — уникальная Девичья башня, имеющая в плане форму овала (12 в.). В классическом азербайджанском прикладном искусстве использовались персидские и исламские стили и приёмы, которые нашли отражение, в частности, в миниатюрах знаменитой тебризской школы. Первую азербайджанскую газету «Экинчи» («Пахарь») в 1875 начал выпускать Гасанбек Зардаби (1837—1907). В современном Азербайджане зарегистрировано около 400 газет, но регулярно выходят менее 50. Первые радиопередачи состоялись в Баку в 1926. Телевидение начало вещание в 1956.
Больше фото Азербайджана — перейти
Система образования
Азербайджан сохранил традиционную школьную структуру, представленную ступенями начального, общего и полного обучения. Успешно развивается и система среднего профессионального образования – это колледжи, техникумы. Подготовка специалистов в ВУЗах уже идет по европейской схеме. Это:
- бакалаврат;
- магистратура;
- докторантура.
Обучение ведется на азербайджанском языке. И с обретением страной независимости открылись образовательные учреждения, преподающие на наречиях малых народов – цахурском, лезгинском, талышском и т. д. Русских школ нет, но факультативно курс читается по желанию родителей и учащихся.
Тюркизация
Самое раннее крупное тюркское вторжение в район, ныне известный как Азербайджан, началось и ускорилось в период сельджуков. Миграция турок-огузов из нынешнего Туркменистана, что подтверждается лингвистическим сходством, оставалась высокой в течение всего монгольского периода, так как многие войска под Ильханами были тюркскими. В период Сефевидов тюркификация Азербайджана продолжалась под влиянием Цизильбаша, тюркской армии, которая была основой империи Сефевидов. Само название Азербайджана происходит от дотюркского названия провинции Азарбайджан или Адарбайджан и иллюстрирует постепенный сдвиг языка, поскольку названия мест пережили тюркификацию, хотя до этого и существовали в иной форме.
Большинство ученых считают лингвистическую тюркизацию преимущественно нетюркоязычных коренных народов и ассимиляцию небольших групп тюркских племен наиболее вероятной версией происхождения азербайджанского народа.
Этноним азербайджанцев
Современный этноним «азербайджанец» или «азербайджанский» относится к тюркским народам Иранского Азербайджана и Азербайджанской Республики. Они исторически называли себя (или именовались другими) мусульманами, турками, туркменами, персами или аямами — то есть религиозная идентификация преобладала над этнической. Это отражает происхождение азербайджанцев от иранцев и тюрок.
Когда Южный Кавказ вошел в состав Российской империи в девятнадцатом веке, российские власти, которые традиционно относили всех тюркских людей к татарам, определяли тюрков, проживающих в Закавказском регионе, как кавказских или адербейанских (адербейджанских) татар, чтобы отличить их от других тюркских групп. Российский энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, написанный в 1890 годах, также описывал «татар» в Азербайджане как адербейджанов (адербейджаны), отмечая при этом, что этот термин не был широко принят. Этот этноним также использовался Джозефом Деникером, которому принадлежит следующее описание:
В публикациях на азербайджанском языке выражение «азербайджанская нация», относящееся к тем, кто был известен как татары Кавказа, впервые появилось в газете «Кашкул» в 1880 году.
Плюсы и минусы жизни в Азербайджане
Для русскоязычных пребывание в Баку или другом населенном пункте будет очень отличаться. Из несомненных плюсов в любом регионе стоит отметить: 1. Низкие и стабильные цены на топливо.
- Дешевые и свежие овощи, фрукты, натуральные продукты.
- Доступные траты на коммунальные услуги и отсутствие счетов за отопление.
- Отличная погоду и яркая природа.
- Интересная архитектура и море достопримечательностей.
- Незабываемая местная кулинария и гостеприимство.
- Удивительные сувениры, которым обрадуются близкие.
Минусы относительны: 1. Разницу культур, веры и традиций.
Жару, которую с непривычки перенести непросто.
Слишком калорийную еду.
Осторожное отношение к чужакам.
При жизни в столице к плюсам добавляется возможность общения на русском. Но вот в других городах на выходцев из славянских стран могут поглядывать искоса. Стоит учить азербайджанский.
Происхождение языка
Азербайджанский язык развился из восточной ветви огуз-тюркской (западно-тюркской) ветви языков, которая в изобилии распространилась на Кавказе, в Восточной Европе и в Северном Иране, а также в Западной Азии во время средневековых тюркских миграций. Персидский и арабский влияли на данный язык, но арабские слова, в основном, передавались посредством литературного персидского языка. На азербайджанский и узбекский языки иранские наречия оказали самое глубокое влияние — главным образом в фонологии, синтаксисе и лексике, в меньшей степени в морфологии.
Тюркский язык Азербайджана постепенно вытеснил иранские в регион, который сейчас является Северным Ираном. К началу XVI века он стал доминирующим в регионе и был разговорным языком в государствах Сефевидов и Афшаридов.
Историческое развитие азербайджанского языка можно разделить на два основных периода: ранний (с 16 по 18 век) и современный (с 18 века до настоящего времени). Ранний азербайджанский язык отличается от своего потомка тем, что в нем содержится гораздо больше персидских и арабских заимствований, фраз и синтаксических элементов. Ранние писания на азербайджанском также демонстрируют лингвистическую взаимозаменяемость между элементами огузских и кыпчакских наречий во многих аспектах (например, местоимения, окончания, причастия и т. д.).
По мере того, как он постепенно переходил от простого языка эпической и лирической поэзии к тому, чтобы быть также языком журналистики и научных исследований, его литературная версия стала более унифицирована и упрощена с потерей многих архаичных тюркских элементов, иранизмов и оттоманизмов, а также других слов, выражений и правил, которые не смогли завоевать популярность среди азербайджанских масс.
Между 1900 и 1930 годами было несколько конкурирующих подходов к объединению национального языка в ныне действующей Азербайджанской Республике, популяризированных такими учеными, как Гасан-бек Зардаби и Мамед-ага Шахтахтинский. Несмотря на значительные различия, все они были направлены прежде всего на то, чтобы облегчить полуграмотным массам процесс обучения чтению. Все они критиковали чрезмерное использование персидских, арабских и европейских элементов как на разговорном, так и на литературном языке и призывали к более простому и популярному стилю.
Российское завоевание Закавказья в XIX веке разделило единое культурно-языковое сообщество на два государства. Советский Союз способствовал развитию языка, но значительно изменил его при помощи двух последовательных изменений в системе письма — от персидской до латинской, а затем даже попытался ввести кириллицу, в то время как иранские азербайджанцы продолжали использовать персидские буквы, как они делали это испокон веков. Несмотря на широкое использование азербайджанского языка в АзССР, он стал официальным только в 1956 году. После обретения независимости население решило вернуться к латинскому письму.
Кавказский менталитет
Национальные особенности армян и азербайджанцев
сформировались историей, религией и географией. Считается, что армян отличает
воинственность и вспыльчивость, сформированная тысячелетней борьбой с агрессивными
соседями. Подтверждает это огромное количество армян, которые прославились
своей военной карьерой — в царской России и СССР.
Что касается менталитета азербайджанцев, то они выделяются традиционализмом,
удивительной даже для Кавказа гостеприимностью, беспрекословным почитанием
старших. Есть и общие негативные черты — любовь к внешней роскоши, стремление
показать себя любой ценой с лучшей стороны.
Коэффициент демографической нагрузки
Коэффициент демографической нагрузки показывает нагрузку на общество и экономику со стороны населения, не относящегося к трудоспособному населению (зависимая часть населения).
Под населением, не относящимся к трудоспособному населению понимают суммарное население младше 15 лет и население старше 64 лет.
Возраст населения трудоспособного возраста (производительная часть населения), соответственно, между 15 и 65 годами.
Коэффициент демографической нагрузки напрямую отражает финансовые разходы на социальную политику в государстве.
Например, при увеличении данного коэффициента, должны быть увеличены расходы на постройку образовательных учреждений, социальную защиту, здравоохранение, выплаты пенсий и т.д.
Общий коэффициент нагрузки
Общий коэффициент демографической нагрузки рассчитывается как отношение зависимой части населения к трудоспособной или производительной части населения.
Для Азербайджана Коэффициент общей демографической нагрузки равен 42.1 %.
Значение в 42.1 % — относительно низкое.
Оно показывает, что численность трудоспособного населения более чем в два раза превышает численность населения нетрудоспособного возраста.
Такое отношение создаёт относительно низкую социальную нагрузку для общества.
Коэффициент потенциального замещения
Коэффициент потенциального замещения (коэффициент детской нагрузки) рассчитывается как отношение численности населения ниже трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.
Коэффициент потенциального замещения для Азербайджана равен 33 %.
Коэффициент пенсионной нагрузки
Коэффициент пенсионной нагрузки рассчитывается как отношение численности населения выше трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.
Коэффициент пенсионной нагрузки в в Азербайджане составляет 9.2 %.
Отмечать все праздники мира
Азербайджан на протяжении всей своей истории был страной, где бок о бок проживали разные конфессии. Никогда перед нацией не стоял выбор – или то, или другое, не стоял вопрос и об отказе от собственных национальных традиций. Выбор всегда был в пользу синтеза культур.
Толерантность и терпимость к другой вере получили развитие ещё в доисламский период, когда здесь были распространены христианство и зороастризм. Именно тогда и зародился весенний праздник Новруз, который и по сей день празднуется азербайджанцами с большим размахом. Также весной отмечают и советский Всемирный женский день, и американский День Мамы, День Папы, День Победы, День Цветов, День Республики и даже Пасху с Песахом.
Музей азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви в Баку.
К примеру, для тебя это может быть удивительно, но на Пасху на полках в кондитерских магазинах страны можно встретить … куличи, которые покупают не только православные христиане, отмечающие праздник. А что, если есть возможность в очередной раз ощутить вкус праздника, кто же ей не воспользуется.
Откуда появилась азербайджанская нация: генетические исследования
Генетические исследования показывают, что северные азербайджанцы более тесно связаны с другими кавказскими народами, такими как грузины и армяне, нежели с иранцами или турками. Иранские азербайджанцы генетически более похожи на северных азербайджанцев и соседнее тюркское население, чем на географически отдаленные тюркские народы Средней Азии
Однако также немаловажно, что показатели среднеазиатской генетической примеси (в частности, гаплогруппа H12), особенно туркмен, у азербайджанцев все-таки выше, чем у их грузинских и армянских соседей. Ираноязычные популяции из Азербайджана (талыш и тац) генетически ближе к азербайджанцам, чем собственно к населению Ирана
Такие генетические данные подтверждают мнение о том, что эта нация происходит от коренного населения, проживающего в этом районе, которое приняло тюркский язык в процессе «элитарного доминирования». Ограниченное число тюркских иммигрантов имело существенное культурное воздействие, но оставило лишь незначительный патрилинейный генетический след.
История происхождения нации азербайджанцев довольно запутанная даже на генетическом уровне. Анализ МтДНК показывает, что персы, анатолийцы и кавказцы являются частью большой западной евразийской группы, которая вторична по сравнению с кавказской. Хотя генетический анализ мтДНК указывает на то, что кавказские популяции генетически ближе к европейцам, чем к жителям Ближнего Востока, результаты Y-хромосомы указывают на более тесную связь с ближневосточными группами.
Иранцы имеют относительно широкий диапазон гаплотипов Y-хромосомы. Население из центрального Ирана (Исфахан) показывает более близкое сходство в отношении распределения гаплогрупп между кавказцами и азербайджанцами, чем с населением Южного и Северного Ирана. Диапазон гаплогрупп по всему региону может отражать исторически сложившуюся генетическую примесь, возможно, в результате инвазивных мужских миграций.
Последнее сравнительное исследование (2013 год) о полном разнообразии митохондриальных ДНК у иранцев показало, что иранские азербайджанцы больше связаны с народом Грузии, нежели с другими иранцами, а также с армянами. Однако один и тот же многомерный масштабный график показывает, что азербайджанцы с Кавказа, несмотря на их предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, сближаются с другими иранцами (например, персами и т. д.), чем собственно с иранскими азербайджанцами.
Как узнать по внешности
Внешне армяне и азербайджанцы схожи — среднего роста, крепкого
телосложения, с широкими лицами, крупными носами. Однако есть нюансы внешности,
которые помогут «на глаз» мгновенно отличить эти кавказские национальности. Характерные
признаки — волосы и глаза.
Этнографы утверждают, что у армян редко встречаются прямые
волосы, при этом у половины населения они светлые или каштановые. Что касается азербайджанцев,
то у 95% из них преобладают прямые волосы черного цвета. Самый надежный способ
идентификации — сравнить глаза, у армян они большие, глубоко посаженные, у
азербайджанцев глаза в среднем меньше и немного отличаются разрезом.
Особенности жизни в стране
Полный ответ можно дать, лишь задействовав ряд критериев. С одной стороны, это общество традиций, с другой – инноваций. Сохранено сильное расслоение по сословиям и материальному благополучию. поэтому представить, как живут в Азербайджане простые люди, можно изучив средний класс населения.
Менталитет местных жителей
Первое, что бросается в глаза путешественнику, это эмоциональность азербайджанцев, их любознательность, приветливость и щедрость. Наверное, именно эти черты позволили им избежать конфликта между верностью исламским традициям и новыми веяниями, модой, искусством и наукой. Самобытность и открытость сделали республику интересной и в качестве цивилизационного моста между Европой и Востоком, и привлекли туристов со всего мира.
Традиции
Чувствовать себя в стране свободно приезжим позволит понимание базовой культуры поведения. Пожалуй, самая интересная для них часть – посещение закусочных, покупка сувениров, фото достопримечательностей
Здесь важно: 1. Заранее обменять достаточное количество местной валюты
Кое-где принимают доллары, а вот с рублями ситуация сложнее. 2. Не фотографировать людей противоположного пола – это может быть неправильно истолковано
Не стоит также хватать руками и касаться малознакомых людей, пытаясь привлечь их внимание, особенно если они другого пола. 3
Появление на улицах в откровенном костюме или в состоянии подпития даже в столице, Баку, может повлечь за собой штраф. 4. Девушкам лучше путешествовать парами или в сопровождении мужчин. Им ничего не угрожает в одиночестве, но так будет понятно, что туристка – приличный и достойный уважения человек. 5. Никогда не отказывайтесь от приглашения на чашку чая – это и вкусно, и интересно. 6. Не стесняйтесь торговаться – это и общение, и традиция. 7. В дорогие ночные клубы помогут попасть рекомендации местных знакомых.
Будьте внимательны, доброжелательны и уважительно относитесь к другим. Тогда и ваше пребывание в стране будет легким и приятным.
Динамика роста населения в Азербайджане
Население Азербайджана по годам возрастает. За 2016 год прирост составит 1,39 процента, что представляет собой очень высокий показатель. Соседние страны, наоборот, с трудом достигают нулевой отметки в процентном соотношении между количеством населения по годам. Чаще всего число граждан, проживающих в государстве, с каждым днем убывает. Говоря о цифрах, на сегодняшний день количество жителей Азербайджана перевалило за 10 миллионов
Если принять во внимание тот факт, что только за прошлый год оно увеличилось на 140 тысяч, на протяжении 2017 года можно ожидать только ускорения динамики роста
По данным, полученным от 31 декабря 2016 года, за весь год в Азербайджане родилось 208 тысяч малышей, умерло приблизительно 70 тысяч людей. Также страна понесла некоторые потери в демографических показателях из-за эмиграции – около 3 тысяч человек переехали из страны
Причины этому могут быть разные, и этот показатель не так высок, чтобы обращать на него большое внимание. Численность населения Азербайджана почти равноценно разделена между представителями обоих полов: 5 миллионов женщин и 4,9 миллиона мужчин
Транспорт
Передвижение по Азербайджану отличается комфортом. И хотя от трамваев и троллейбусов в нефтяной республике отказались, в эксплуатации разнообразный водный и автомобильный транспорт, а также метрополитен в Баку. Туристы часто пользуются автобусами или такси.
Покупка авто
Те, кто приезжает в страну надолго, предпочитают иметь свое средство передвижения, приобретая его или арендуя. Это можно сделать даже перед въездом, параллельно с оформлением визовых документов – очень много продавцов готовы предоставить услуги онлайн. Приобретение марок машин известных брендов сопоставимо с мировыми ценами. Но и рынок подержанных авто в стране огромен.
Аренда машины
Стоимость проката транспортных средств здесь такая: лизинг иномарки обойдется в 85 манат в неделю или в 340 – в месяц. Общее требование – стаж вождения от 1 до 3 лет. Иностранцам потребуется оформить национальное водительское удостоверение.
Цена на бензин
Любовь к автотранспорту поясняется еще и тем, что это нефтяная республика. Горюче-смазочные материалы здесь собственные, и цена на всех заправках, что очень радует людей, та же, что и на других. Где бы они ни спросили, сколько стоит бензин — в Азербайджане везде ответят одинаково.
Расценки на начало года были таковы:
- Дизтопливо – 0,6 AZN(22,30 руб.);
- Бензин-92 – 0,9 AZN (33,45 руб.);
- 95 – 1,15 AZN (42,74 руб.);
- 98 – 1,2 AZN (44,60 руб.).
Эти цены – одни их самых низких на постсоветском пространстве.
Расходы на общественный транспорт
Стоимость метрополитена и автобуса в Баку одинакова 0.2 AZN =7,43 RUB. Но разовыми поездками, как правило, не пользуются, а приобретают временную карту за 2 AZN или 74 RUB. На нее кладут нужную сумму, а потом сдают. Если сохранить чек от операций, то получится вернуть деньги неизрасходованные поездки.
Что касается вопроса «сколько стоит такси в Баку», то существует расхожая шутка: договариваться о цене поездки нужно, как только сел в машину, а не тогда, когда приехал. Хотя цена довольно приемлема – 1 км по городу стоит 11,55 рублей.
Религия
В основном азербайджанский народ исповедуют Ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб), распространённый среди иранских и большей части кавказских азербайджанцев. Всего около 90 % всех азербайджанцев являются шиитами. Религиозное меньшинство составляют мусульмане-сунниты (в основном ханафиты). Сунниты преобладают в северной и западной части Азербайджана. Среди азербайджанцев существует небольшое число последователей накшбандийского тариката суфизма. По данным на 2007 год в Азербайджане также проживали 5 тыс. азербайджанцев-христиан, состоящие в основном из новообращённых. Среди иранских азербайджанцев есть небольшое количество бахаи.
Согласно Энциклопедического словарю Брокгаузу и Евфрону, наибольшим фанатизмом из народов Кавказского края, исповедующих Ислам, отличались таты, адербейджанские татары (азербайджанцы) и горцы Дагестана, но относительно азербайджанцев ЭСБЭ также отмечает, что «в религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны». Несмотря на трагическую судьбу ислама на Кавказе в ХХ веке, в Азербайджане влияние Ислама значительное и в стране сохранились традиции арабоязычной исламской культуры.
Традиционные занятия городского населения — ковроткачество (подробнее см. статью про азербайджанский ковёр, среди которых выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские и тебризские), златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, начиная с XIX века — промышленность; сельского — земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры — пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Вплоть до начала XX века сельские татары Карабаха (азербайджанцы) в основном вели кочевой и полукочевой образ жизни (в 1845 году более 80 %) в зависимости от времени года и состояния кормов для скота (весной — на горные пастбища, а осенью — к зимовникам, в более низменные места).
Большая часть азербайджанцев в настоящее время живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич. В настоящее время условия жизни азербайджанцев в Иране сходны с условиями жизни персов.
Использованы материалы Википедии