Скульптуры летнего сада в санкт-петербурге

Порфировая ваза

В 1839 году в знак доброй воли после многочисленных войн между Швецией и Россией королем Карлом XIV была подарена Николаю I тёмно-красная порфировая ваза, ставшая украшением парка. Ваза установлена у входа со стороны набережной Мойки между прудом и южной оградой. К сожалению, в 2008 году на ней была замечена трещина, затем ваза раскололась. Сейчас после реставрации она снова вернулась в Летний сад. Порфировая ваза выполнена из розового гранита, имеет высоту вместе с постаментом — 485 см, а максимальный диаметр — 134 см.

Сначала в парк можно было попасть только по приглашению Петра Первого, позже здесь разрешалось гулять прилично одетой публике. В 19 веке он стал излюбленным местом гуляний петербургской знати. Здесь часто бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов и В. А. Жуковский, И. А. Гончаров и П. И. Чайковский, А. А. Блок и многие другие деятели русской культуры. Парк был излюбленным местом влюбленных. Здесь устраивали смотрины купеческих невест. По обеим сторонам аллей выстраивались купчихи с дочерьми, а мимо них прохаживались молодые купчики, выбирая себе невест. Каждая мамаша старалась разодеть свое чадо.

Значительную часть парка занимали постройки. Для жены Петра Екатерины был построен второй Летний дворец, а рядом здание картинной галереи, в которой находилось собрание произведений выдающихся европейских художников. В галереях на берегу Невы во время торжеств накрывали столы и устраивали танцы. Для бракосочетания Анны, дочери Петра, с герцогом Голштейн-Готторпским на берегу Невы была построена «Зала для славных торжеств». Затем на этом месте был построен деревянный Дворец для императрицы Анны Иоанновны.

Режим работы

Летний период: 1 мая — 30 сентября

Летний сад открыт по понедельникам, средам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям с 10:00 до 22:00. Вход закрывается на полчаса раньше, в 21:30. Во вторник — сад закрыт для проведения планового профилактического ухода за территорией и фонтанным комплексом.

Зимний период: 1 октября — 31 марта

Летний сад открыт по понедельникам, средам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям с 10:00 до 20:00. Вход в сад закрывается на полчаса раньше, в 19:30. Во вторник — сад закрыт для проведения планового профилактического ухода за территорией и фонтанным комплексом.

Работа музеев и павильонов сада

  • Музей истории Летнего сада (павильон Голубятня): с 1 мая по 31 марта 10:00 — 18:00. Вторник — выходной день.
  • Павильон Музеефикация фонтана «Лакоста»: с 1 мая по 31 октября 10.00 — 18.00. Вторник — выходной день.
  • Чайный домик — музейный магазин: с 1 мая по 31 марта в часы работы Летнего сада.
  • Кофейный домик — кафе: с 1 мая по 31 марта в часы работы Летнего сада.
  • Малая оранжерея — кафе: с 1 мая по 30 сентября в часы работы Летнего сада.

Работа Летнего дворца Петра I

  • Сеансы посещений экспозиций Русского музея с экскурсионным обслуживанием (группа до 5 человек).
  • Посещение экспозиции Летнего дворца Петра I сеансовое.
  • С 11:00 до 16:00 экскурсионные группы каждый час.
  • Летний дворец Петра I закрыт для посещения, до особого распоряжения.

Примечание: работа Летнего дворца в осенний и зимний период невозможна, потому что историческое планировочное решение не позволяет устроить входную зону с тамбуром, гардеробом, камерой хранения, которые необходимы для эксплуатации в зимнее время этого ценного памятника.

Важно при посещении

  • Посещение Летнего дворца Петра I только с экскурсией.
  • При сильном ветре (штормовое предупреждение) Летний сад закрывается.
  • Кассы закрываются на полчаса раньше.

Летний сад в 2021 году

Сохраненная при реставрации планировка сада, задуманная еще при Петре I, отражает вкусы того времени в общем и императора в частности. Сад состоит из трех идущих от Невы прямых аллей, расположенных параллельно друг к другу. Главные аллеи пересекают перпендикулярные. Летний сад прекрасно подходит для неспешных прогулок и спокойного отдыха. Благодаря украшающим парк элементам ландшафтного дизайна место стало популярно среди любителей фотосессий. Особенно часто фоном для снимков служит элемент берсо — арочная галерея, обвитая растениями.

Также здесь можно увидеть постройки различного назначения, фонтаны, скульптурные композиции, постоять у пруда, наблюдая за размеренной жизнью водоплавающих птиц. Любителям архитектуры и истории будет интересен летний дворец Петра I, который сейчас является музеем. Летний сад входит в состав Русского музея.

Сергей Архипкин

Памятники Летнего сада

Летний сад неслучайно выбран в качестве места установки памятника Крылову, во-первых, баснописец любил гулять в нем, во-вторых, при Петре I здесь была установлена статуя Эзопа — великого древнегреческого баснописца — и скульптурные изображения героев его произведений. Эти композиции не сохранились, поэтому было вполне обосновано разместить в саду монумент в честь Крылова — талантливого баснописца своего времени. Бронзовый памятник был установлен в 1855 году, на его пьедестале с удивительной реалистичностью изображены животные — герои басен писателя.

Скульптуры

По желанию императора скульптуры для летней резиденции приобретались в Италии, многие работы были выполнены итальянскими мастерами конца XVII — начала XVIII веков. В наши дни в Летнем саду находятся копии скульптур, выполненные из искусственного мрамора. Отреставрированные оригиналы же находятся в Михайловском замке. Решение перенести их сюда было связано с тем, что композиции разрушаются под воздействием погодных условий, к тому же были отмечены акты вандализма.

Отдыхающие могут увидеть скульптуры различной тематики — исторические (бюсты правителей), мифологические (Нереида, Минерва и др.), аллегорические (изображают абстрактные понятия).

Сергей Архипкин

Решетка Летнего сада

Ограда поражает многих, она одновременно и самодостаточна, и не перекрывает вид на сад. Она была создана во второй половине XVIII века, среди ее авторов указывают Фельтена и Егорова. Металлические части ограды гармонично сочетаются с позолотой и гранитными колоннами. После покушения на Александра II, произошедшего в Летнем саду, в честь спасения царя было решено на месте главных ворот установить часовню. Такое новшество серьезно нарушило пропорции ограды. В XX веке часовню разобрали, а ограду восстановили.

Фонтаны

По-настоящему оживляют парк фонтаны. После наводнения 1777 года восстанавливать фонтаны не посчитали нужным, спустя много лет благодаря сохранившимся чертежам и проведенным исследованиям удалось вернуть саду это украшение. «Царицын фонтан» назвали так в честь Екатерины I, которая принимала возле него дам. Фонтан «Пирамида» является точной копией одноименного фонтана в Петергофе. Интересен и фонтан-статуя «Нереида», нереидами называли нимф, которые считались покровительницами моряков. Особенной помпезностью отличается «Коронный фонтан».

Сергей Архипкин

Решетка со стороны Невы

Что же такого удивительного в решетке Летнего сада, что ей все восхищаются? Даже Ахматова написала «где лучшая в мире стоит из оград».

Если присмотреться, то ограда действительно великолепна — колонны из карельского гранита, сверху каждой колонны стоит урна или ваза с золочеными листиками из бронзы. Каждая пика в секции украшена золотым наконечником.

Ограда ковалась в Туле в течение 14 лет! И стоила казне 80 000 рублей.

Большинство из нас входит в Летний сад с другой стороны и на ограду почти не обращает внимания, потому что пока до нее дойдешь, уже успеешь устать. Да и с той стороны дорога, поэтому постоянный шум и выхлопы. Я надеюсь нам когда-нибудь сделают пешеходные набережные, чтобы мы, как аристократы, могли пройтись по в тишине полюбоваться называли шедевром все знаменитые путешественники в Петербурге.

Кстати, в то время не обходилось без политической показухи: Например в 1866 революционер Дмитрий Кракозов через решетку Летнего сада стрелял в Императора Александра II. Император уцелел, но подчиненные сразу сняли главные ворота и установили вместо них часовню, в память об этом счастливом спасении. К счастью все это продолжалось недолго и часовню скоро разобрали.

Второй интересный факт произошел в 1924 году, когда американцы хотели купить ограду Летнего сада себе за 100 паровозов, но даже в то тяжелое время им отказали.

Часовня в Летнем саду в месте нападения на Александра IIРешетка Летнего сада

Место для вечеринок

Прекрасным дополнением к рощам и клумбам стали зеленые уголки. Стенами там выступали кусты сирени, жасмина и других душистых растений.

С 1718 года на территории комплекса проводили различные мероприятия. Попасть в сквер можно было только по приглашению императора. Поэтому не каждый мог насладиться красотой, которую излучал Летний сад.

Режим работы был по-настоящему каторжным: с 17 вечера до утра. Для того чтобы народ не расходился, Петр Великий приказал закрывать ворота. Гости становились принужденными заложниками. Здесь проводили официальные встречи и веселые праздники, отмечали победы и памятные дни. В парадной части ставили столы с едой и проводили балы. Однако бедняков, бородатых мужчин и плохо одетых дворян на территорию не пускали.

В общем проект окончательно сформировался к 1720 году. Тогда сквер простирался от Невы до Невского проспекта.

Грот и лабиринт

На берегу Фонтанки был построен грот, напоминающий сказочную пещеру. Этот был павильон прямоугольной формы с куполом, увенчанным шестигранным фонариком. Его стены украшали колонны и скульптуры, а три зала были отделаны раковинами, разноцветными камнями и толчёным стеклом. Входящего в Грот встречала Позолоченная колесница Нептуна на горе, возведенной из различных камней и раковин, а в пещере под горой томился лев (Нептун олицетворял Петра I, а лев — Швецию). В птичнике необычной формы содержались орлы, чёрные аисты, и другие диковинные птицы. Грот был также поврежден во время наводнения 1777 года и по приказу Павла I в 1801 году был частично разобран. На его месте сейчас находится Кофейный домик, созданный архитектором К.И. Росси.

Кофейный домик

Чайный домик построен по проекту архитектора Л.И. Шарлеманя. Две постройки, связанные между собой колоннадой и общей крышей, были кладовыми, а веранда между ними служила укрытием во время дождя.

Во Втором Летнем саду был устроен Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны с позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен. Каждая из 60-ти скульптур — иллюстрация к какой-нибудь басне древнегреческого поэта. Для тех, кто басен не читал, около фонтанов поставлены таблички с пояснениями.

Регулярный парк

Дата основания в Санкт-Петербурге известного во всем мире музея под открытым небом – 1704 год. Петр I является автором идеи регулярного парка, построенного по законам симметрии, наподобие Версаля, плана и оборудования своей летней резиденции, а работами по воплощению этого плана в жизнь руководил архитектор И. М. Угрюмов. В комплекс работ входили прежде всего мелиорационные, направленные на осушение заболоченной почвы и оформление водоемов. Затем на место будущего шедевра садово-паркового искусства в больших количествах привозилась почва, пригодная для строительных работ и посадок, был выстроен дворец Петра из дерева и стали высаживаться однолетние растения.

К 1708 г. была построена гавань для небольших судов, заработали фонтаны, появились липовые и кленовые шпалеры, изящные беседки и скамейки. Около дворца устроили птичий двор и разбили огороды для снабжения царского стола свежими овощами и зеленью, разбили оранжереи с экзотическими цветами, посадками ананасов и бананов.

Строительство зданий начинается с 1710 г., по проекту Д. Трезини из камня строят двухэтажный корпус летнего петровского Дворца, с 1714 по 1725 гг. по проекту А. Шлютера оформляется знаменитый павильон Грот.

В парке ежегодно высаживаются деревья и кустарники, вдоль аллей устанавливаются статуи работы итальянских мастеров 17-18 века, Карпиев пруд стали использовать для разведения редких пород рыб, прокладываются Лебяжий и Поперечный каналы, фонтаны украшаются скульптурами на сюжеты басен Эзопа, постоянно устраиваются веселые гуляния, балы, фейерверки.

История

Весной 1704 года Пётр I задумал построить в молодом городе свою летнюю резиденцию. Выбор пал на место у слияния реки Безымянный Ерик, ныне – река Фонтанка, с Невой, где раньше располагалась усадьба шведского майора Канау. План будущего сада Пётр набросал сам. Он был поражён знаменитыми садами Голландии во время заграничного путешествия с Великим посольством и хотел создать нечто подобное в Петербурге.

В начале XVIII века сад занимал примерно ту же территорию, что и сегодня. От берега Невы до середины участка простирался парадный регулярный парк, а далее, в сторону Мойки – огород с грядками, плодовыми деревьями и оранжереями.

По правилам регулярного паркостроения Летний сад получил чёткую геометрическую планировку. Аллеи разделили его на несколько отдельных квадратных площадок – «боскеты». В них установили яркие клумбы, статуи из белого мрамора, беседки и птичьи вольеры

В саду провели масштабные работы:

  • вырыли небольшие водоёмы
  • разбили цветники с луковичными растениями
  • деревья и кустарники, привезённые из разных концов страны, стригли, придавая их кроне причудливые формы
  • для разведения рыбы был создан Карпиев пруд

Вопреки канонам регулярного паркостроения дворец не стал композиционным центром ансамбля Летнего сада. С самого начала он предполагался не как парадная царская резиденция, а скорее как дача, предназначенная для отдыха Петра и его семьи. Отсюда и выбор места не в центре сада, а в северо-восточном его углу, у самой воды Пережив в петровское время свой наивысший расцвет, Летний сад стал постепенно утрачивать первоначальный облик: реже подстригались деревья, исчезали живые изгороди, изменился состав деревьев и кустарников, не стало оранжерейных растений.

Наводнение 1777 года сильно разрушило сад. Была полностью утрачена система фонтанов. Погиб Лабиринт с фонтанами на сюжеты басен Эзопа. В дальнейшем сад превратился в пейзажный парк, сохранив от своего прошлого лишь прямые аллеи, шпалеры вдоль Фонтанки, и часть скульптур в северной половине сада.

После революции дворцово — парковый комплекс был взят под охрану государства. В 20-е годы здесь открыли музей, который проработал всего три года. Здание стали использовать для различных выставок.

В 1934 году Летний дворец превратился в исторический бытовой мемориальный музей

Во время войны:

  • ценности, хранящиеся во дворце, были эвакуированы
  • мраморные скульптуры были спрятаны под газоном
  • памятник И. А. Крылову и вазу Карпиева пруда укрыли мешками с песком

В дни блокады на газонах сада ленинградские учителя и школьники выращивали овощи. В память об этом одна из аллей называется Школьной. В первую послевоенную весну жители города приходили помогать сотрудникам комплекса: высаживали молодые деревья, засыпали траншеи, восстанавливали газоны.

В 2004 году дворцово — парковый комплекс был передан Государственному Русскому музею. В это же время началась подготовка к реставрации Летнего сада. С 2009 по 2012 года прошла реконструкция центральных боскетов, фонтанов, оранжереи. Сегодня парк открыт для посетителей.

История

Сад как летняя императорская резиденция создавался по заказу и под руководством Петра I. Реализацией проекта занимались видные архитекторы того времени, в их числе — Матвеев, Растрелли, Трезини, Леблон. В работах принимали участие талантливые садовники — соотечественники и иностранцы. Аллеи сада были украшены шпалерами — ровно подстриженными кустарниками, которые с виду напоминали зеленые стены. Некоторые постройки в Летнем саду были новыми для России, к примеру, появившийся на берегу Фонтанки грот. В летней резиденции устраивались официальные приемы и торжественные мероприятия.

В 1777 году наводнение нанесло весомый ущерб саду, к тому же в то время регулярные парки потеряли свою актуальность из-за европейского увлечения пейзажными парками. Поэтому восстановительные работы не были глобальными. В 1824 году сад пережил еще одно наводнение, после которого восстанавливался несколько лет. В XIX веке в парк для прогулок стали допускать рядовых жителей города.

Во время Великой Отечественной войны сад также пострадал, однако ценные скульптуры смогли уберечь от уничтожения. В начале 2000-х годов начали разрабатывать проекты реставрации знакового места, в 2012 году удалось завершить все работы и возобновить доступ жителей и туристов к парку.

Сергей Архипкин

В Кафе Кофейный домик лучше не ходить

Кофейный домик — это кафе в Летнем саду, но организован он максимально плохо. Организаторы попытались набить его столами до отказа, поэтому вы прямо у двери натыкаетесь на стол, потом между людьми идете к кассе и в очереди стоите тоже между людьми.

Я думал, что Кофейный домик интересен тем, что можно посидеть и попить кофе в том, же месте, где когда-то сидел Петр I. Но нет! Это помещение никогда не использовалось, как кафе. Тут был склад

В самом здании даже туалета нет.

Но из интересного — рядом с Кофейным домиком стоит книга пожеланий, где любой может оставить рисунок или запись. Ее интересно полистать.

Второй интересный момент — это выход к Фонтанке, там красивый и романтичный вид на старинный Петербург без шума машин.

Создание Летнего сада

В начале 18 века, в разгар продолжающейся Северной войны Петр Первый строит новый город с Адмиралтейством, с дворцами и парками. На небольшом островке между Невой, Фонтанкой, Мойкой, а позднее и прорытой в 1711 году Лебяжьей канавкой по инициативе Петра начала формироваться территория Летнего сада. Это был пробный опыт создания подобного ландшафтного пространства в России. И опыт вполне удачный!

Территория Летнего сада находится в границах четырех питерских рек

Мечту императора о версальском саде воплощала  в жизнь большая группа архитекторов (И.Матвеев,  М.Земцов и другие), художников, садовников при непосредственном руководстве мастера Ивана Угрюмова. Здесь работало множество крепостных и вольнонаемных рабочих. Тоннами завозилась земля, высаживались деревья и кустарники, проводились и облагораживались дорожки. Приглашенные садовники были то голландцами, то французами, поэтому сад формировался то в голландском, то во французском стиле.

Вся территория Летнего сада была изначально четко организована

Первый проект будущего сада с архитектурным его запланированным делением на ровные аллеи, с четкой организацией посадок из деревьев и кустарников, Петр нарисовал сам еще в 1704 году. По его задумке этот парк должен был стать культурным городским местом отдыха, но с элементами загородной усадьбы. 

Для контроля за ведущимися работами и для летнего семейного проживания в формирующемся саду строится Летний дворец Петра Первого (1711-1714 гг).

Планировка садово-ландшафтной территории при Петре Первом

Сад был разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. Часть сада, находящаяся ближе к Летнему дворцу называлась Первым Летним садом (Парадным), более южная его территория до Мойки – Вторым (Красным или Хозяйственным). А садовая часть за Мойкой – это уже был Третий Летний сад (Сад ее Величества) – подарок Петра своей супруге — сегодня Михайловский, по названию находящегося там замка. 

В 1719 году между Первым и Вторым садами был прорыт Поперечный канал, засыпанный после наводнения 1777 года.

В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и т.д. В Хозяйственной части были высажены фруктовые деревья и кустарники, между которыми высевались пряные травы, употребляемые в пищу.

При Петре Первом в Летнем саду высаживались пряные и съедобные травы

С 1725 года архитектурными работами в Летнем саду руководил придворный императорский архитектор Ф.Растрелли, который за время своей деятельности кроме всего прочего построил Летний дворец Анны Иоанновны, создал фонтанный каскад «Амфитеатр» с центральным «Коронным» фонтаном.

Коронный фонтан был создан самим Растрелли

Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам, позже вход стал доступен только для знатной публики. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и А.Пушкин, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер.

Летний сад 18-19 веков был доступен только для высших слоев общества

По аллеям сада не раз хаживали Жуковский и Крылов, Чайковский и Гончаров, Блок и Ахматова…В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье  задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть.

Летний сад начала 20 столетия стал общедоступным местом отдыха

В советские годы Летний сад был запущен. К жизни его вернула реконструкция начала 21 столетия. Для поддержания Летнего сада в надлежащем виде, в нем и сегодня идут постоянные работы по реставрации, восстановлению и сохранению архитектурных и прочих достопримечательностей. Также ведется неусыпный контроль за состоянием деревьев — больные лечатся, засохшие удаляются, новые высаживаются.

За состоянием зеленых насаждений все время ведется неусыпный контроль

Малая Конюшенная улица и музей-квартира Зощенко

Имеет смысл немного отклониться от основного маршрута, чтобы пройти по красивой пешеходной Малой Конюшенной улице. Улицу украшает Метеорологический павильон из чугунного литья. Павильон был построен в 1997 году по проекту, созданному в XIX веке Николаем Лансере. С пешеходного моста через канал Грибоедова открывается великолепный вид на храм Спаса на Крови. Кроме того, на Малой Конюшенной улице находится музей-квартира М.М. Зощенко. Туда можно пройти через двор дома 4/2 – дверь слева, лестница на третий этаж, квартира 119.

Малая Конюшенная улица

Крошечная двухкомнатная квартирка была последним жилищем сатирика Михаила Зощенко (1894-1958 годы). Этот человек разделил судьбу многих писателей того времени. Зощенко родился в петербургской академической семье. В 1914 году он отправился добровольцем на фронт и стал жертвой газовой атаки. Вернувшись домой после Февральской революции, Зощенко перепробовал множество профессий и в конце концов в 1921 году начал писать. Его короткие рассказы завоевали популярность, а зощенковский стиль потом копировали многие поколения советских театральных драматургов и киносценаристов.

Новелла «Перед рассветом» была попыткой выйти из состояния депрессии при помощи психоанализа. Писателя не коснулись репрессии 1930-х, но он стал жертвой послевоенной «ждановщины». Зощенко исключили из Союза писателей, и он впал в крайнюю бедность. В музее представлены как скромные личные вещи писателя, так и просто предметы того времени. Сохраняется также спальня, в которой вдова писателя жила до 1981 года.

Музей Зощенко

Главный элемент

Конечно, ансамбль не был бы закончен без удивительных фонтанов. После смерти первого архитектора, в 1710 году, строительством занялись популярные и талантливые европейские мастера.

Петр I не представлял своего сада без искусственных гейзеров. Следовательно, уже до 1750 года на площади сквера их насчитывалось более 50 штук. Некоторые стены бассейнов были украшены позолоченными рисунками. Картинки рассказывали истории из басен Эзопа. Практически все фонтаны имели свои имена. Исходя из названия, мастера украшали объект. Однако большинство информации до нашего времени не сохранилось.

Сначала напор работал от лошадиной тяги. Но очень скоро император заказал из Франции паровой атмосферный насос. С этой машиной стал поистине водным городком Летний сад. Стоимость оборудования мало интересовала правителя. Изюминка фонтанов была в том, что все они были разные по фигуре и оформлению.

Однако после потопа в 1777 году и ураганов все бассейны ушли под воду. Когда тогдашней императрице Екатерине II предложили восстановить фонтаны, она отказалась.

Статуи

Петр I украшал Летний сад статуями по примеру Версаля. Он лично ездил и договаривался о покупке некоторых античных статуй в Грецию. Я вам расскажу о самых интересных.

Сейчас тут можно увидеть: Богинь, Юлия Цезаря, Муз, Мифических животных. В общем, все то, что про античность.

Венера — за которую сам Петр I торговался

Венера, которая была найдена в Италии в 1719 году. Наши ее выкупили и хотели вывезти в Россию, но тут вмешался итальянский Король. Древность же вывозят.

Итальянцы ее испытали на древность — взяли долото и ударили с трех сторон. Ничего не отвалилось, поэтому скульптуру признали древней.

В результате сложных переговоров, Российские дипломаты выменяли статую Венеры на мощи святой Бригитты, которые они утащили как военный трофей из Ревеля.

Скульптура до сих пор в Летнем саду, ищите даму без головы и без рук. Я не нашел

Амур и Психея — история вечной любви

Самой популярной является статуя Амура и Психеи и популярной ее сделали свадебные фотографы, потому что это история о вечной любви. И это обязательная точка для всей свадебных фотосессий в Петербурге.

По Легенде Амур влюбился в обычную смертную — Психею. Но мама Амура, богиня Венера, рассердилась на сына и приказала ему ранить ее из своего лука. Амур не послушался и спрятал Психею, а потом тайно приходил к ней по ночам.

Но Венера все таки богиня, она узнала про похождения сына и начала жестоко издеваться над девушкой. Делала она это до тех пор, пока другой бог Юпитер, не сжалился над Психеей и не подарил ей крылья. Они соединились с Амуром и жили счастливо.

Фото: Амур и Психея в Летнем саду

Великолепное собрание

Все статуи, которые гости видят в парке сегодня, — копии, сделанные из искусственного мрамора. Сейчас, для того чтобы защитить бюсты от разрушительного воздействия погодных явлений, на зимний период их переносят.

Всеми возможными способами пытаются сохранить Летний сад. Осенью парк особенно замечателен. Это время года в городе очень короткое. Поэтому многие пытаются насладиться пейзажами невозмутимых греческих фигур в золотых листьях.

Жемчужиной парка стала статуя Венеры, которую императору подарил сам Папа Римский. Это была первая фигура голой гречанки в России. Многих жителей города смущала обнаженная женщина с бледным лицом. Как дворяне, так и простые рабочие считали ее вульгарной и некрасивой. Поэтому к императору неоднократно обращались с просьбой одеть Венеру. Для того чтобы недоброжелатели ничего не сделали гречанке, к ней круглосуточно приставляли охрану.

Рождение Летнего сада

Шесть лет потребовалось первому устроителю парка Угрюмову Ивану Матвеевичу, чтобы воплотить замысел Петра Великого. За этот период, с 1704 по 1706 годы была осуществлена изначальная планировка, проведено осушение болотистой местности, укреплены почвы, оформлена парковая зона, высажены летние сорта цветов.

С 1709 года, уже после смерти Угрюмова, началось активное освоение территории. Построены фонтаны и Летний дворец. Это было место для увеселительных прогулок знати, попасть на балы, фейерверки и ассамблеи могли лишь лица по персональному приглашению Петра I.

Все идеи Петра Великого оказали большое значение на последующий облик города и общую городскую культуру благодаря необыкновенному синтезу утилитаризма и аристократизма, отличающих все его начинания. Это можно наблюдать и в истории становления Летнего сада.

Не только развлечения для знати было петровской идеей создания сада. Петр I пытался повлиять на приобщение к общеевропейской культуре представителей знати. Для этой цели был создан, например, Лабиринт Эзоповых басен. Позже он стал жертвой стихии, наводнений в 1777 и в 1824 годах, которые фактически уничтожили большую часть парковой культуры.

Как свидетельство замысла Петра I, в саду в XIX веке будет установлена бронзовая скульптура Ивана Андреевича Крылова, первая из посвященных русским литераторам от поклонников таланта. Она логично заменила скульптуру Эзопа, воплощая собой идею заботы о развитии культуры соотечественников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector