Храм василия блаженного: 15 интересных фактов

Содержание:

Восемь тайн Храма Василия Блаженного

Тайна первая.

Десять церквей, имеющих одну основу. Такого на Руси ещё не было. Иван Грозный велел стоить храм в честь взятия Казани. Как только Казанское ханство было повержено (произошло сие событие в день Покрова Пресвятой Богородицы), данное событие нужно было как-то увековечить в истории. А что могло стать лучшим свидетельством победы? Конечно же, Церковь, построенная на самой главной площади Руси. А быть может постройка связанна не только с казанскими событиями?

Тайна вторая.

След  Леонардо да Винчи. Споры об авторстве собора не умолкают ни на час. До сих пор находятся те, кто считают, что идеи Леонардо легли в основу конструктива. Ведь у гения было много чертежей восьмиугольных церквей, практически таких же, как Храм Василия Блаженного. Да, конечно, что-то переработано, но в целом, очень похоже… И где же находится истина?

Тайна третья.

Следы Революции.  Пламя революции прошлось по всей Руси-матушке. Какие-то города и веси пострадали больше, какие-то меньше. Бои шли и в Москве, в том числе на территории Кремля. Один из снарядов, выпущенной красными, угодил в купол какой-то из церквей Храма Василия Блаженного. И сегодня следы тех боёв можно обнаружить, если знать о данном факте, который почему-то не особо афишируется…

Тайна четвёртая.

Тайна пятая.

Многократное чудесное спасение. Храм Василия Блаженного мог бы быть разрушен много-много раз. Его мог стереть в лица Красной площади Наполеон в одна тысяча восемьсот двенадцатом году, когда храм был даже заминирован. Его могли взорвать большевики, которым храм мешал маршировать по Красной, но этого тоже не случилось. Сам Иосиф Сталин дал распоряжение храм не трогать. Обращаясь к Кагановичу, он сказал оставить строение на том месте, где оно находится. Почему? Какая неведомая сила так много раз спасала храм? Или это просто счастливое совпадение?

Тайна шестая.

Тайна Библиотеки Ивана Грозного. О ней ходят легенды, но она до сих поре не обнаружена. Ах, как бы хотелось прочесть все его книги! В некоторых источниках говорится о том, что она может быть спрятана в подвалах Храма Василя Блаженного. Правда, это маловероятно. Ведь подвала как такового в храме не существует, а сам храм возведён на искусственном насыпном холме. Или подвал всё же имеется и он всё ещё не обнаружен? И потом, где же всё-таки находится знаменитая библиотека?

Тайна седьмая.

Сокровища Ивана Грозного и других царей. Когда-то в подклете храма находились ниши, а  них тайники. Возможно, они-то и дали пишу для разговоров о библиотеке. Сегодня остались лишь петли, на которых некогда висели двери, закрывавшие ниши. Да, с незапамятных времён в подклете хранилась царская казна. Была тут и внутренняя лестница, о которой ведали лишь посвященные. Теперь лестницы нет, говорят её замуровали. Или всё же она существует? Как и сами сокровища?

Тайна восьмая.

Ослеплённый мастер. Существует легенда о том, что архитектор храма был ослеплён по приказу царя. Логика  данного распоряжения была простой: якобы Иван не желал, чтобы подобная архитектурная красота где-то ещё раз повторилась. На самом деле, никаких фактов, подтверждающих подобное злодейство, не существует. Но, как известно, дыма без огня тоже не бывает… Так где же правда?

Легенды

Наверное, все граждане России слышали о чудовищной истории, в которой повествуется о жесткости Ивана Грозного. Суровый и беспощадный царь распорядился выколоть глаза русским зодчим – Барне и Постнику, поскольку боялся, что архитекторы смогут построить еще один такой же. Впервые легенду людям рассказал иностранный посол, но Постник точно не стал слепым, ведь он, вместе с другими мастерами, создавал не менее интересный объект – Казанский Кремль.

Согласно еще одной легенде, русский зодчий воплотил в Покровском храме копию восьмиглавой мечети, разрушенной при взятии города; 8 куполов московского, напоминают восемь минаретов мусульманского, девятый символизирует победу над злейшим врагом.

Люди, которые верили Василию Блаженному, утверждали, что юродивый собирал средства на возведение церкви и бросал деньги на площадь, но на них не обращал внимания никто. Подтвердить правдивость легенды сейчас невозможно, как и то, что возле гроба нищего происходили настоящие чудеса.

В тридцатых годах прошлого века нарком Лазарь Каганович, посоветовал Сталину убрать храм, а на его месте проводить парады. Нарком, доказывая необходимость снесения, сорвал сооружение с макета Красной площади, но Йосифу Виссарионовичу идея не понравилась, и Сталин приказал поставить макет на место.

Согласно неподтвержденной информации, архитектор Барановский не только писал письма вождю страны, но и стал на колени перед Центральным Кабинетом, чтобы спасти его от разрушения.

История Кремлевского собора

Первые постройки вблизи Кремлёвской стены начал Василий III с храма в честь взятия Смоленска. Во время царствования Ивана Грозного стену окружали деревянные постройки, посвященные воинственным завоеваниям. После взятия Казани он приказал объединить сооружения в один фундаментальный храм из камня. Казань пала на Покров Богородицы – ее имя и стало названием нового собора.

Реставраторы узнали точную дату завершения возведения храма, изучая старинные тексты на проходах между приделами. Согласно проанализированным записям,  современный собор впервые открыл свои двери 29 июня в год окончания строительства.

В летописях и писаниях сохранились записи об архитекторе собора. Им стал мастер из Пскова Постник Яковлев, в народе его величали Бармой.

Историки не исключают, что Барма и Постник – имена двух архитекторов. Точно узнать историю возведения храма удалось лишь в конце XIX столетия. В рукописных трудах исследователи нашли запись о двух мастерах, трудившихся у Ивана Грозного. Существует вариант о западноевропейском мастере.

Бытует мнение, что жестокий самодержавец выжег глаза мастерам, дабы они не могли создать копии своего творения. Но подтверждения в летописных документах этому найти невозможно. По преданиям Постник проектировал Казанский кремль, построенный уже после храма Василия Блаженного.

Ознаменовывая взятие Казани и объединяя в себе результаты трудов, борьбы, лишений и страданий не только верующих, но и всего русского народа – собор утвердился как символ величия Москвы и дал повод сравнивать столицу России с Римом.

Если число приделов христиане объясняют желанием показать мощь и силу православной веры, степень Божественного благословления и любви, то сочетание цветов на куполах и росписи исследователям неподвластна.

Все приделы не отапливались вплоть до XVI столетия. Тогда появилась новая церковь Василия Блаженного. Именно в ней появилось первое отопление.

Заметные изменения в архитектуре храма происходят в следующем столетии. В комплексе появляется колокольня, выполненная, как и собор, в стиле шатров. Все каменные стены внешнего убранства украшали удивительные росписи с растительными и животными орнаментами.

В век временного затишья и спокойствия все сооруженные на площади храмы объединили в одном соборе Василия Блаженного.

После пожара в XVIII веке собор очень сильно пострадал. За восстановление визитной каточки России взялся Иван Мичурин. Заметные реставрационные работы вела и Екатерина II. Но разглядеть его так, как сейчас – было невозможно. Площадь заставлялась обильным количеством книжных лавок.

Александр I провел революцию Красной площади, убрав с нее двухэтажные полки для ярмарок.  Наполеон и его солдаты держали там лошадей – неимоверное восхищение постройкой побудило француза оставить храм в целости. Некоторые легенды рассказывают чудеса спасения собора от пожара и рук Наполеона.

Иностранцев поражало нагромождение башенок и куполов, шатровое богатство и удивительные фресковые росписи. Некоторые иностранцы считали храм пафосным и называли проявлением варварства.

В XIX веке его укрепляют, создают витражи и новые росписи проходов. В верхних соборах прекращают службу – 1923 года храм становится наполовину музеем.

Сталину предлагали снести символ России, но он произнес знаменитые слова: «Лазарь, поставь на место».

После войны собор полтора года восстанавливали, открыли его в день 800-летия Москвы.

Храм Василия Блаженного история

Любой, кто входит на Красную Площадь, сразу же замечает яркие купола и изящные очертания храма Василия Блаженного.

Строительство храма длилось 9 лет. Архитекторами были, по одной версии, мастера Постник и Барма, а по другой – неизвестный зодчий. Легенда сходится лишь в одном – строители храма были ослеплены по приказу Ивана Грозного.

Сначала это был мемориальный комплекс из шатровой церкви в окружении 9 небольших церквей – символов крупных побед над Казанью. Знаменитые фигурные главы появились в конце 16 века, а чуть позже там была построена колокольня. За свою историю храм пострадал от многих напастей – сначала пожар 1737 года уничтожил его почти полностью, затем собор был поврежден во время осады города войсками Наполеона. В советское время его даже хотели снести.

Сейчас храм используется для богослужений и в качестве мемориально-исторического комплекса. В его церквях располагаются религиозные реликвии – мощи святого чудотворца Иоанна, старинные иконы и предметы культа.

Официальное название этого величественного храма – Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Но для большинства туристов всего мира он известен как Собор Василия Блаженного, краткое описание которого вы найдете в этой статье. Он благополучно пережил смену эпох и правящих элит, многочисленные войны и революции, и даже советскую борьбу с религией. Сегодня Собор Василия Блаженного в Москве остается его главной достопримечательностью, визитной карточкой столицы.

Особенности собора

Главный собор страны удивляет своей архитектурой, масштабностью, фресками и росписью. Удивительно, что сам по себе он изначально строился не только как храм, но и как памятник в честь присоединения Казани.

Внешне храм очень компактный, особенно на фоне просторов Красной площади. Но это «маленькое» здание включает в себя одиннадцать приделов. (см. навруз байрам в 2019 году)

Внутри собор имеет необычную структуру – многочисленные лабиринты и переходы, подобны человеческой жизни с препятствиями и лишениями, окружающими мирскую жизнь.

В прошлом столетии историки обнаружили ряд подземных лабиринтов. Под одним из приделов раскопали яму-комнату, а в подвалах здания были обнаружены окна для пушек.

Архитекторы признаются, что удивительно, как такое высокое здание держится на искусственном холме, без серьезного фундамента. Легенда о библиотеке Ивана Грозного, опровергается таким строением.

Самих подвалов – нет, храм стоит на подклете со сводами. Их высота около 6,5 метров. Именно их раскопали в 1930 году реставраторы.

Один из сводов подклета отличается безсводчатым сооружением, несмотря на большую протяженность. В Древней Руси такие сооружения использовали для хранения царских денег, украшений и ценных вещей.

Сегодня в них могут зайти гости музея и познакомиться с древнейшей иконой, написанной для храма, – святого Василия Блаженного.

Сочинение-описание на тему: Покровский собор

В центре Российской столицы высится храм, историю которого знает каждый школьник 12-18 лет, поскольку здание это является частью архитектурного, исторического и культурного наследия многих поколений русских людей.

Покровский собор, или храм Василия Блаженного – гордость и слава земли Русской был возведен по приказу самого Ивана Грозного в честь побед одержанных им в ходе Казанского похода. Датируется здание серединой XVI-го века, авторами и проектировщиками его считаются зодчие Постник и Барм, о чем сохранилась соответствующая запись в

Строился собор около 5-6 лет с 1555 по 1561, после чего приобрел практически современный сегодняшнему вид.

Состоит собор из 9 церквей, имеющих общее основание, на первом этаже храма находится церковь Св. Василия Блаженного, названная в честь юродивого, обитавшего не площади перед храмом и фактически собравшего большую часть денег на его строительство.

Неизвестно был ли на самом деле Василий Блаженный юродивым, или же прикидывался, но слушал его речи, иногда весьма крамольного содержания сам царь. На Руси издревле почитали юродивых, а Василия Блаженного даже причислили к лику

Второй этаж здания представлен 9 церквями, объединенными проходами и галереями. Центр собора украшает огромный шатер. Наверняка Покровский собор так и остался бы обычным храмом, выстроенным в честь очередной победы, если бы ни купола его венчающие.

Каждый купол является отдельным произведением искусства, поскольку состоит из множества разноцветных пластин, сливающихся в единую картину. Изнутри и снаружи стены храма покрыты красивой росписью, сравниться с которой не могут даже самые прекрасные храмы Европы.

Даже никогда не видев собора, при первом брошенном издалека взгляде становится ясно, что это именно он, настолько красочно и живописно старинное здание, пережившее наполеоновское нашествие, Гражданскую и Великую отечественную войну. Но вне зависимости от того, кто был у власти, здание собора почему-то оставалось неприкосновенным, словно хранила его невидимая сила – дух самого святого Василия Блаженного.

За прошедшие столетия Покровский собор претерпел лишь незначительные изменения, но благодаря проведенной в прошлом веке крупнейшей реставрации приобрел свой первозданный вид, покоряющий как приезжих, так и жителей столицы.

Храм этот настолько уникален по красоте и изяществу, что его можно по праву считать одним из современных чудес света.

Как купить билеты в музей и сколько они стоят

Вне богослужения вход – платный. Билеты можно приобрести как на интернет-странице Исторического музея, так и в кассе близ входа. Цена билета – 500 р. (для иностранцев – 1000 р.), предоставляется скидка 50% студентам, пенсионерам.

Заказ билетов  экскурсий: https://shm.ru/museum/hvb/

Как заказать экскурсию

Это можно сделать на сайте музея или в кассе. Музей предлагает 16 тематических экскурсий на разную тематику. Стоимость такой услуги составляет 2000-4000 рублей на 1 человека, для иностранцев – увеличивается в 2 раза. При этом сайт музея указывает, что экскурсии проводятся для групп не менее 15 человек, а стоимость входных билетов в цену не включена.

Часы работы 

Вход открыт с 10 до 18 ч. Время работы может меняться в зависимости от различных мероприятий на Красной площади, когда этот филиал музея закрывается.

История основания церкви

Первые упоминания о тайнинском храме встречаются в период царствования Федора Алексеевича и относятся к XVII в. (1628г.). Тогда это была небольшая деревянная церковь, входившая в архитектурный комплекс Путевого дворца, не сохранившегося до наших дней. Уже в 1675 г., при Алексее Михайловиче, было начато возведение каменного храма. В документах Казенного двора сохранились подробные описания общего богатого убранства, предметов ризницы.

В 1751 году храм претерпел первую перестройку: по приказу Елизаветы Петровны к трапезной был пристроен придел св. Захарии и Елизаветы. Спустя 130 лет с другой (южной) стороны трапезной был построен придел пророка Илии.

Храм знал как хорошие, так и плохие времена. Во время войны 1812 года церковь в Тайнинском была безжалостно разграблена наполеоновскими войсками. А в 1929 году она была вовсе закрыта советскими властями. В помещении за последующие 70 лет располагались и склад, и мясной цех, и магазин, и общежитие. Только в 1989 году храм в Тайнинском был реконструирован и открыт для проведения богослужений.

Интересные факты о соборе

  • 8 малых церквей расположены таким образом, что образуется восьмиконечная звезда; это символ Богородицы, одновременно – звезды Вифлеема.
  • До революции единственным приделом, имевшим отопление, был посвященный св. Василию. Именно поэтому здесь служили круглый год, тогда как в остальных приделах – только летом.

Нынешняя ограда существует с XIX в. Ранее она украшала набережную р. Неглинки, которая была «спрятана» в трубу, под землю. 

Что общего у храма Василия Блаженного и Спаса на крови 

Петербургский храм был построен на месте убийства Александра II, которое произошло в результате заговора революционеров 1 марта 1881 г. Как Покровский, куда переносили престолы церквей на месте казней, он построен «на крови», только… царской.

Как знать, не этим вызвана его стилистическая близость к «Василию блаженному»? Ведь «Спас» совсем не типичен для Петербурга, где больше церквей стиля барокко и классицизма.

Превратности судьбы

Француз Астольф де Кюстин, побывавший в Москве в 1839 г., писал:

К тому времени собор уже пережил нашествие Наполеона, по преданию, намеревавшегося взорвать «эту мечеть», как он именовал здание, или увезти его во Францию. Сделать не удалось ни того, ни другого – разобрать здание оказалось невозможно, а начавшийся дождь намочил порох, приготовленный для взрыва.

Новое время испытаний началось после 1918 г. Тогда был расстрелян последний настоятель, сщмч. Иоанн Восторгов, приход упразднили, правда, культурная ценность здания была настолько очевидна, что его не разрушили, а передали музею.

Реальная опасность нависла над бывшим «русским Иерусалимом» в 1930-е, когда руководство страны озаботилось реконструкцией Красной площади. Возникла идея сноса здания, которое мешало движению автомобилей. О том, почему и на этот раз уничтожить его не удалось, есть две не подтвержденных документально легенды:

согласно первой, инициатором сноса был Л.М.Каганович, который во время обсуждения «проблемы» убрал макет собора со схемы Красной площади, но был резко остановлен И.В.Сталиным, сказавшим: «Лазарь! Поставь на место!»; 

по другой версии, уничтожить здание не дал архитектор П.Барановский, который пригрозил совершить самоубийство, если это будет сделано; некоторые же рассказывают историю о том, что он якобы встал на колени перед партийным начальством. 

Современная жизнь храма, его статус, проводятся ли богослужения

Как все соборы Кремля, он к настоящему времени не принадлежит Церкви. Здесь – с советских времен филиал Государственного исторического музея. Однако с 1 октября 1991 г. здесь проводятся регулярные службы:

  • по воскресным дням; кроме того, тогда же читается акафист св. Василию;
  • на второй день после Пасхи;
  • на престольные праздники – но только Покрова Богородицы и блаж. Василия.

Как купить билеты в музей и сколько они стоят 

Вне богослужения вход – платный. Билеты можно приобрести как на интернет-странице Исторического музея, так и в кассе близ входа. Цена билета – 500 р. (для иностранцев – 1000 р.), предоставляется скидка 50% студентам, пенсионерам.

Заказ билетов  экскурсий: https://shm.ru/museum/hvb/

Как заказать экскурсию

Это можно сделать на сайте музея или в кассе. Музей предлагает 16 тематических экскурсий на разную тематику. Стоимость такой услуги составляет 2000-4000 рублей на 1 человека, для иностранцев – увеличивается в 2 раза. При этом сайт музея указывает, что экскурсии проводятся для групп не менее 15 человек, а стоимость входных билетов в цену не включена.

Часы работы 

Вход открыт с 10 до 18 ч. Время работы может меняться в зависимости от различных мероприятий на Красной площади, когда этот филиал музея закрывается.

Как добраться, ближайшие станции метро 

Большинство туристов добираются метро. Близ Красной площади находится сразу несколько станций – Охотный ряд, Китай-город, Александровский сад, Театральная.

Татьяна Сарачева, заведующая расположенным здесь филиалом музея, говорит: «Покровский собор — очень удачный пример сосуществования в одном храме и музея, и Церкви». В утверждении есть с чем поспорить, однако бесспорно: светским реставраторам удалось воссоздать атмосферу храма Москвы XVI в., погружение в которую оставляет неизгладимый след в душе каждого, побывавшего здесь. Вот лишь некоторые отзывы:

Осколок Святой Руси в современном мегаполисе – таков древний храм, «Русский Иерусалим». Но все же реальность иного, духовного мира, чувствует каждый, прикасающийся к этому чуду, созданному нашими предками. И выходит из этих стен пусть немного – но другим.

Наталья Сазонова

Биография Василия Блаженного

В биографии святого много белых пятен: житие, древнейший список которого датирован 1600 годом, не так подробно рассказывает о его жизни, и практически единственным источником сведений о нём стали городские легенды и предания.

Василий родился в 1469 году в селе Елохово (в настоящее время находится в черте Москвы), на паперти, куда его мать пришла молиться о «благополучном разрешении». Его родители были простыми крестьянами, а сам Василий — трудолюбивым и богобоязненным юношей, и подростком его отдали в обучение сапожному мастерству.

Дар прозрения обнаружился случайно: согласно легенде, к сапожнику, помощником которого работал Василий, пришёл купец, попросивший сделать для себя такие сапоги, которые он не износил бы до самой смерти. Василий, услышав это, рассмеялся и заплакал; когда купец ушёл, мальчик объяснил сапожнику, что заказчик действительно не сможет их износить, потому что скоро умрёт и даже не наденет обновку. Так и случилось: уже на следующий день купец умер.

В 16 лет он отправился в Москву и до самой смерти совершал подвиг юродства: и в зной, и в стужу Василий круглый год ходил без одежды (по этой причине он получил прозвище Василий Нагой) и ночевал под открытым небом, подвергая себя лишениям. Юродивый обитал в районе Красной площади и Китай-города, после постройки Китайгородской стены нередко ночевал у Варварских ворот. Всю свою жизнь он словом и на собственном примере учил народ нравственной жизни и обличал ложь и лицемерие, совершая подчас довольно странные поступки: то торговый лоток раскидает, то камнями в дома бросается — рассерженные горожане били чудаковатого человека, но потом оказывалось, что его поступки были праведными, просто их не сразу поняли. Василий покорно принимал побои и благодарил за них Бога, и в нём признали юродивого, Божьего человека и обличителя неправды. Его почитание быстро росло, к нему приходили за советом и исцелением.

Василий Блаженный застал правление Ивана III и Ивана IV Грозного, и, как отмечают историки, был едва ли не единственным человеком, которого опасался Иван Грозный, полагая его провидцем сердец и мыслей человеческих. Грозный приглашал его на приёмы, а когда Василий тяжело заболел — лично навещал его с царицей Анастасией и детьми.

Юродивый умер 15 августа 1552 (возможно, 1551) года и был похоронен на кладбище Троицкой церкви, что на Рву. Гроб с его телом несли сам Иван Грозный и ближайшие к нему бояре, а погребение совершил митрополит Московский и всея Руси Макарий.

В 1555-1561 годах вместо Троицкой церкви в память взятия Казани по приказу Ивана Грозного был построен Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. После канонизации святого в 1588 году к новому собору пристроили церковь в честь Василия Блаженного, которая расположилась над местом его захоронения. Поэтому в народе Покровский собор стали называть Храмом Василия Блаженного.

Архитектурная композиция собора

Архитектура собора необычна. Храм Василия Блаженного – сооружение нарядное, праздничное, похожее на гигантский цветочный куст. У здания высотой 60 метров нет глубокого фундамента. Девять самостоятельных храмов с отдельным входом построены на едином основании – подклете (наземном подвале) – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов.

Постройку возвели из кирпича, фундамент и цоколь – из белого камня. Стены храма толщиной 3 метра, высота приделов – 6 метров. За толстыми стенами устраивались тайники, в которых хранилась царская казна.

Первоначально снаружи храм окружала открытая галерея-гульбище. Центральная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы завершалась высоким шатром, отделанным внутри черно-красной росписью на белом фоне. Шатер – идея Божественного покрова, распростертого над русской землей – укреплен на «стояке», круговой конструкции, уходящей в небо. Наружный декор – пилястры, филенки, стрелы, розетки.

Приделы увенчаны луковичными главками-куполами с крестами. На луковках – изразцы, яркое и праздничное украшение с неповторимым рисунком. Купола собора похожи друг на друга, но при этом выполнены по-разному: воплощена идея частичных отличий при общем подобии. Трехшатровая открытая звонница с массивным колоколом дополняла ансамбль собора, роспись стен которого имитировала кирпичную кладку.

В 1588 году к собору пристроили десятую церковь над могилой московского чудотворца Василия Блаженного. Церковь – самостоятельный храм с отдельным входом, где проходили богослужения: остальные храмы не отапливались. С XVII века имя придела перенесли на собор с «народным» наименованием «храм Василия Блаженного».

Со временем собор изменился: к нему пристроили одиннадцатую церковь, появилась ризница – хранилище церковных ценностей и святынь. Храм украсили сводчатыми шатровыми крыльцами с орнаментальной росписью, напоминающей цветочные ковры. Снаружи роспись – имитация кладки из валунов – «дикий камень».

12 июля 1561 года собор освятил митрополит Макарий. Каждая церковь получила посвящение в честь церковного праздника и дней, в которые проходили решающие бои за Казань. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, потому что 14 октября, в день праздника Покрова, начался штурм Казани. По наименованию главной церкви собор получил название. Перед храмом – памятник Минину и Пожарскому.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.

Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX — начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX—XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.

Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Доклад на тему Храм Василия Блаженного

Собор, имеющий второе название в качестве Покровского, располагается на территории Красной площади и построен в середине XVI века под руководством зодчих Постника Яковлева и Бармы по повелению Ивана Грозного, решившего увековечить победу в битве с Казанским ханством в 1552 году.

Своим названием храм обязан хранением в нем мощей блаженного юродивого Василия, возведенного в ранг святых.

Возведение храма осуществлялось более шести лет и его нынешняя архитектурная композиция состоит из девяти церквей, выстроенных из белого кирпича по единому основанию, объединенных внутренними галерейными проходами, украшенными пышными растительными орнаментами в виде трав и цветов, а также роспись, имитацией которой является кирпичная кладка. Купола храма созданы в виде разнофигурных, узорных, луковичных и многоцветных глав, при это на центральной церкви Покровского собора установлен купол в форме шатра, который внутри отделан орнаментальной черно-красной росписью, выполненной на белом фоне. Наружный декор храма выполнен с использованием пилястр, филенок, стрел, муфтированных колонок, розеток.

Интерьер церквей, входящих в состав храма, выполнен в виде масляных иконостасов, являющихся уникальными бесценными историческими памятниками, относящимися к периоду XVI-XVII столетий, например, Житие Александра Невского, Вход в Иерусалим, Троица.

В храме за долгие годы его существования собран уникальный фонд, который включает в себя предметы древнерусского прикладного искусства и живописи, состоящие из металлических, деревянных, тканевых исторических вещей, предметов, относящихся к ризнице собора, а также рукописей и старопечатных книг.

С начала тридцатых годов двадцатого столетия храм Василия Блаженного является одной из составных частей памятников истории, входящих в состав Государственного Исторического музея, в которых на постоянной основе проводятся научные и реставрационные исследования, позволяющие представлять посетителям необыкновенно интересные экспозиции.

С конца двадцатого века в помещении храма в дни праздника Покрова и Василия Блаженного можно посетить церковные богослужения, а также поучаствовать в патриарших и владычных службах.

Величественность и красота Покровского собора относят его к одному из самых знаменитых московских и всероссийских памятников архитектуры и зодчества.

2, 3, 4 класс.

Названия храма

Ещё до начала строительных работ, московский царь Иван Грозный, недалеко возведённый от Кремля храм, наименовал Покровским собором. Москвичи ещё долго именовали собор Троицкой церковью (ранее находящаяся святыня была посвящена Святой Троице). А некоторое время спустя после завершения строительства люди прозвали храм собором Василия Блаженного – в честь местного юродивого, который постоянно, вне зависимости от сезона, ходил с цепями, одетыми на голое тело. Василий Блаженный обладал ясновидением и сумел предсказать пожар, который в 1547 году почти уничтожил Москву.

Умер он в 1557 году и был похоронен возле стен недостроенной святыни, а через тридцать лет над его могилой возвели придел, пристройку, в которой установили алтарь с престолом для богослужений. Естественно, придел получил имя блаженного, которого в это же канонизировали: над местом его захоронения было зафиксировано не одно чудесное исцеление.

После того как была закончена пристройка, служения в московском соборе стали проводить каждый день: ранее храм не отапливался, а потому богослужения в нём происходили лишь в тёплое время года (новая пристройка была более просторная и тёплая).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector