Как называется столица армении. столица древней армении

Ван – столица Древней Армении

Первым главным городом Армении пока официально считается Ван, по крайней мере, опровержений этому факту до сих пор не найдено. Почему на этой почве могут быть разногласия? Все дело в том, что, в принципе, в эпоху строительства и расцвета этого населенного пункта еще не существовало Великой Армении как таковой. В данный период только происходило объединение племен Наири в государство.

Современный город Ван сейчас не то что не столица государства Армения, он даже не находится на территории этой страны. Тем, кто хочет посетить его, стоит отправиться на восток Турции, на берег красивейшего и, кстати, одноименного озера.

Его раскопками в разное время занимались известнейшие археологи планеты. В результате проведенных работ стало известно, что около 844 г. до н.э. Сардури I перенес в город Ван свой царский двор и построил в этом месте роскошный храм Шивини. После заката его правления Ван пришел в упадок. Сейчас он представляет собой скромный провинциальный городок.

Ереван – современная столица

Ереван, который известен нам в качестве главного города государства, – еще и самый крупный населенный пункт страны.

Именно здесь находится культурный и научный центр Армении. В 20 км от современной столицы располагается резиденция Каталикоса Армянской Апостольской церкви, так что Ереван по праву считается национальным и духовным центром всего армянского населения.

Географически Ереван находится в северо-восточной части Араратской равнины, окруженной заснеженными Кавказскими горами, а это автоматически означает, что улицы, дома и парки с трудом размещаются на сложном рельефе, состоящем из гор, ущелий и долин.

Гуляя по Еревану, на горизонте можно увидеть основную достопримечательность Армении – заснеженные вершины горы Арарат.

Шоппинг по-армянски

Во все времена этот уголок земного шара славился своими ремесленниками. Например, учеными было установлено, что уже столица Армении Ани вовсю торговала с соседними странами, а ее изделия из кожи и металла пользовались спросом, ежегодно принося местными жителям стабильный доход.

На сегодняшний день как произведения искусства, так и различного рода безделушки можно купить на популярном ереванском рынке «Вернисаж» в самом центре города. За знаменитыми армянскими коврами стоит отправиться на фабрику Мергеряна или в магазин «Ковры Туфенкяна» на ул. Туманяна.

А из отпуска или деловой поездки гости страны обычно привозят самый популярный сувенир – ароматный армянский коньяк.

Городская транспортная сеть

Столица Армении – достаточно скромный по современным меркам населенный пункт. Вообще центр Еревана можно легко обследовать даже пешком всего за несколько часов. Популярным способом передвижения по столице является местное метро с единственной линией.

Также можно воспользоваться маршрутками, однако стоит обратить внимание на одну особенность: кондукторов в автобусах нет, поэтому деньги передаются водителю при выходе. Кстати, такси в Ереване является относительно недорогим видом транспорта, при желании его даже можно арендовать на целый день (удовольствие обойдется примерно в 20 USD)

Кстати, такси в Ереване является относительно недорогим видом транспорта, при желании его даже можно арендовать на целый день (удовольствие обойдется примерно в 20 USD).

Столицы

  • Ервандашат — древний город расположен на откосе с видом на слияние рек Аракс и Ахурян . По словам Мовсеса Каганкатваци , Оронт IV основал Ервандашат, чтобы заменить Армавир в качестве своей столицы после того, как Армавир остался сухим из-за сдвига Аракса. Археологические раскопки не подвергались серьезным исследованиям, но укрепления и некоторые остатки дворцов были обнаружены. Древний Ервандашат был разрушен армией персидского царя Шапура II в 360-х годах.
  • Арташат — царь Арташес I основал Арташат в 185 г. до н.э. в районе Востана в исторической провинции Айрарат (Арарат), в месте слияния реки Аракс с рекой Мецамор в древности, недалеко от высот Хор Вирап . Историю основания дает армянский историк V века Мовсес Хоренаци : «Арташес путешествовал по месту слияния рек Ерасха и Мецамора и полюбил положение холмов (рядом с горой Арарат). ), он выбрал его в качестве местоположения своего нового города, назвав его своим именем ». Согласно рассказам греческих историков Плутарха и Страбона , Арташат был выбран и развит по совету карфагенского полководца Ганнибала . Стратегическое положение города в долине Аракс на Великом шелковом пути вскоре сделало Арташат центром оживленной экономической деятельности и процветающей международной торговли, связав Персию и Месопотамию с Кавказом и Малой Азией . Его экономическое богатство можно оценить по многочисленным баням, рынкам, мастерским и административным зданиям, возникшим во время правления Арташеса I. В городе была своя казна и обычаи. Амфитеатр Арташата был построен во времена правления короля Артавасда II (55–34 до н.э.). В этом районе до сих пор можно найти остатки огромных стен, окружающих город, построенных королем Арташесом I. Утратив статус столицы, Арташат постепенно утратил свое значение.
  • Тигранакерт был основан армянским императором Тиграном Великим в I веке до нашей эры. Тигранакерт был основан как новая столица Армянской империи, чтобы занять более центральное положение в границах расширяющейся империи. Его население составляло 120 000 человек, а также было много храмов и амфитеатр .
  • Вагаршапат — В первой половине I века, во время правления армянского царя Аршакуни Вологаса I (Вагарша I) (117–144), старый город Вардгесаван был отремонтирован и переименован в Вагхасрахапат (Վաղարշապատ), который до сих пор существует как город. официальное наименование города. Первоначальное название, сохраненное византийским историком Прокопием ( Персидские войны ), было Валашабад — «Валаш / город Балаш», названный в честь царя Балаша / Валаша / Валарша Армении. Имя превратилось в свою более позднюю форму благодаря сдвигу медиальной L в Gh, что является распространенным в армянском языке . Хоренаци упоминает, что город Вардгес был полностью перестроен и огорожен Вагаршем I, и в конечном итоге стал известен как Ноаракагак (Новый город) или Вагаршапат. Город служил столицей Армянского царства Ашакуни между 120 и 330 годами нашей эры и оставался самым важным городом страны до конца 4 века. Когда христианство стало государственной религией Армении, Вагаршапат в конечном итоге стал называться Эчмиадзин (или Эчмиадзин) по названию Материнского собора . С 301 года город стал духовным центром армянского народа, где разместился Армянский католикосат, одна из старейших религиозных организаций в мире. Вагаршапат был домом для одной из старейших школ, основанных Святым Маштоцем, и домом для первой библиотеки рукописей в Армении, основанной в 480 году нашей эры. Начиная с VI века, город постепенно терял свое значение — особенно после передачи резиденции католикосата Двину в 452 году — до основания Багратидского царства в Армении в 885 году. После падения династии Багратидов в 1045 году, город постепенно превратился в незначительное место до 1441 года, когда резиденция армянского католикосата была перенесена из киликийского города Сис обратно в Эчмиадзин.
  • Двин — Древний город Двин был построен Хосровым III Малым в 335 году на месте городища и крепости III тысячелетия до нашей эры. С тех пор город использовался как основная резиденция армянских царей династии Аршакуни . Население Двина составляло около 100000 граждан различных профессий, включая искусство и ремесла, торговлю, рыболовство и т. Д. После падения Армянского царства в 428 году Двин стал резиденцией назначенных Сасанидами марзпанов (правителей), византийских куропалатов, а затем и Омейядов. и Аббасидов -appointed ostikans (губернаторы), все из которых были старшие Нахарар запаса. В 640 году Двин был центром эмирата Армения.

Вагаршапат

Пятой столицей Великой Армении стал город Вагаршапат.  На данной территории люди жили еще в каменном веке. А в IV в. д.н.э. здесь основали небольшое селение Вардкесаван, которое во время правления Тиграна Великого превратилось в небольшой город. В начале второго века нашей эры царь Вагарш переносит сюда свою резиденцию. После того как Армения приняла христианство город стал религиозным центром Армении и до сих пор им остается. В 1945 году город был переименован в Эчмиадзин, но на данный момент ему возвращено первое название.

7. Двин

Двин стал последней столицей Великой Армении. – . Он был провозглашен столицей в 335 г. нашей эры во время царствования Хосрова II. Двин был одним из  крупнейших городов своего времени. Расположен недалеко от города Арташат.  На этом месте поселения существовали еще в 5-м веке д.н.э. Двин очень сильно пострадал  во время сильнейшего землетрясения в  893 г.   Армия полководца Проша разрушила город в  1227 г, а в 1236 г. город захватили татары. После этого на месте некогда крупного города были небольшие села.

8. Багаран

После долгого отсутствия независимости и многочисленных войн с различными завоевателями Армения опять обрела независимость. И царь Ашот Багратуни провозгласил столицей  государства город Багаран, находившийся на правом берегу реки Ахурян. Багаран был  основан одновременно со второй столицей Великой Армении – Ервандашатом.   Впоследсвии был  разрушен войсками Тамерлана. В дальнейшем Багаран потерял свою значимость и в начале XX в. здесь была обычная деревушка с населением в 800 жителей. Чудом спасшиеся жители перселились на левый берег реки Аракс и основали нынешнее село Багаран.     

9. Ширакаван

Новой столицей Армении стал город Ширакаван оставался таким на протяжении около 40 лет  во времена правления Смбата Первого и его сына Ашота II Ерката (Железного)  В 1920 г. жителей Ширакавана переселили, вследствие чего часть из них обосновались в селе Еразгаворс Ахурянской области.    

10. Карс

Девятой столицей Армении считается город Карс. Первые упоминания о нем относятся к 9-му веку, но возможно он существовал и раньше и с древних времен служил столицей нахарарского дома Вананд. В 1053 г. Карс был завоеван. Хотя Карсское царство еще небольшой промежуток времени сохраняло независимость. После этого Карс еще много раз переходил из рук в руки. В период османских нашествий жизнь в городе пришла в упадок, ремесла и торговля почти не развивались. В 1828 г. Карс был завоеван русскими, но в 1921 г. был передан Турции. На данный момент Карс находится в Турции.

11. Ани

Десятая столица Армении – городАни. В X в. город Ани являлся крупнейшим торговым центром. О чем упоминается во многих письменных источниках. Государство династии Багратуни, даже часто называли  Анийским царством. За несколько лет город сильно расширился и пришлось построить новые ворота. Ани аткже известен как город тысячи и одной церкви. Сегодня руины города находятся на территории Турции.

Изыски местной кухни

Как столица Армении, Ереван готов предложить своим гостям массу деликатесов. Непременно стоит попробовать местный шашлык (хоровац). Его подают с гарниром из свежей зелени и овощей. Также можно попробовать долму, тефтельки «кюфта» и хинкали.

Обратите особое внимание на своеобразную ереванскую пиццу, она называется «лахмеджун» и представляет собой запеченную тонкую лепешку с мясным пюре, соусом и рубленой зеленью. К такой трапезе стоит заказать армянское вино, например, «Старый Ереван», или фруктовую водку

А если во время осмотра Еревана вдруг захотелось утолить жажду, местные жители с удовольствием порекомендуют попробовать тан – чуть подсоленный кисломолочный напиток.

Достопримечательности города

Старейшим архитектурным памятником столицы Армении являются руины крепости Эребуни. Они сохранились лучше всех среди остатков культуры Урарту и занимают около 100 га. Возле входа в крепость стоит копия базальтового камня с клинописью, возвещающей о дате основания Эребуни. Интересными для посещения являются и древние церкви Еревана, а также памятник исламской архитектуры – Голубая мечеть.

В центре Еревана, на пл. Республики, расположены 5 зданий из туфа и базальта: Музей истории, Почтамт, Дом правительства, здание МИД, роскошный отель Mariott Armenia.

В свободное время обязательно стоит прогуляться по Каскаду – это архитектурно-ландшафтный комплекс с широчайшими лестницами, разнообразными цветниками и восхитительными фонтанами. Поднявшись наверх, можно насладиться отличным видом на Ереван.

Из музеев рекомендуется посетить картинную галерею, Музей геноцида армян и обязательно – мастерскую-музей Джотто. Кстати, наиболее популярной экскурсией Еревана считается посещение местного коньячного завода, существующего с 1887 г.

Ани – наиболее изученный город

Если говорить о том, какая столица у Армении считается самой изученной (как в археологическом, таки в историческом плане), нельзя не упомянуть Ани, известную как город тысячи и одной церкви.

Уже в десятом столетии населенный пункт являлся крупным центром торговли. В период расцвета здесь жило больше 100 тыс. чел. История данного населенного пункта хорошо изучена, так как засвидетельствована многими сохраненными культурными ценностями и подробными рукописями. Правда, примерно в 16 в. в письменных источниках Ани, столица Древней Армении, упоминается только в качестве небольшого, но активно развивающегося села.

В настоящий момент этот город действительно является деревней и находится на территории все той же Турции.

Краткая история современной столицы

Прежде всего, отметим, что Ереван обладает поистине древней историей. Согласно найденным летописям, он даже старше Рима.

Углубившись в историю, узнаем, что, по официальной версии, в этой местности в 782 г. до н. э. в эпоху Урартского царства основывается крепость Эребуни. Спустя время название видоизменяется в Эревуни, а в советские годы город величают Ереваном.

Ереван, как и вся территория Закавказья, являлся ареной соперничества разных империй. Свое господство здесь пытались установить персы, греки, арабы, турки, русские, поэтому Ереван не раз захватывали, разрушали и заново восстанавливали.

И, наконец, после создания Армянской Социалистической Республики было обнаружено, что Ереван совершенно не соответствует статусу столицы. Он больше напоминал средневековый город, имел нерегулярную планировку, запутанную сеть улиц.

Именно поэтому с 1920-х гг. здесь разворачивается поистине грандиозная работа по перепланировке. В советские годы Ереван можно было смело назвать городом талантливых музыкантов, писателей, актеров и ученых. О высокой культуре столицы свидетельствуют многочисленные памятники, сооруженные в честь выдающихся армян.

Мифология и дохристианская религия

В входили:

  • Арамазд — Родственник иранского Ахура Мазда (или Ормазда ). Глава пантеона, отождествляемый с Зевсом в греческой интерпретации .
  • Аманор и / или Ванатур — бог армянского нового года, Навасард, в конце июля. Его храм находился в Диядине .
  • Анаит — родственница иранской Анахиты . Богиня плодородия и рождения, дочь или жена Арамазда Анаит отождествляется с Артемидой и Афродитой . Храмы, посвященные Анаит, были созданы в Армавире , Арташате , Аштишате .
  • Ара Прекрасный — умирающий и воскресающий бог, убитый в войне против Семирамиды .
  • Астхик — Родственник семитской Иштар . Богиня плодородия и супруга Ваагна , разделяющая с ним храм в Дерике . Праздник Вардавар изначально проводился в честь Астхик.
  • Барсамин — бог неба и погоды, вероятно, происходит от семитского бога Баала Шамина .
  • Айк — легендарный прародитель армянского народа, лучник и истребитель титана Бела.
  • Михр — Познайте персидскую Митру . Бог солнца и света, сын Арамазда , брат Анаит и Нане . Его центр поклонения находился в Багахариче, и ему был посвящен храм Гарни.
  • Нанэ — возможный родственник шумерского Наная . Дочь Арамазда, богини войны и материнства. Ее культ был связан с Анаит , оба их храма располагались рядом друг с другом в Гаваре .
  • Тир или Тиур — бог мудрости, культуры, науки и учебы, также он был толкователем снов. Он был посланником богов и был связан с Аполлоном . Храм Тира находился недалеко от Арташата .
  • Цовинар — также называемая Нар , она была богиней дождя, моря и воды, хотя на самом деле она была огненным существом, которое заставляло идти дождь.
  • Ваагн — родственник иранской Веретрагны . Бог бури и геркулесов истребитель драконов. В Дерике располагался центральный храм Ваагна.

В I веке нашей эры христианство распространилось по Армении благодаря (согласно легенде) усилиям апостолов Варфоломея и Фаддея . После гонений со стороны царей Санатрука , Аксидареса , Хосрова I и Тиридата III христианство было принято в качестве государственной религии Тиридатом III после того, как он был обращен Григорием Просветителем . Принятие Арменией христианства в качестве государственной религии (первая страна, сделавшая это) отличало ее от парфянского и маздаенского влияния.

Зороастризм

До позднего парфянского периода Армения была преимущественно зороастрийской страной. С приходом христианства и язычество, и зороастризм начали постепенно уменьшаться. Учредителем филиала Аршакидов в Армении , Трдат I был зороастрийский жрец или магом. Известным эпизодом, иллюстрирующим соблюдение армянских Аршакидов, является знаменитое путешествие Тиридата I в Рим в 65–66 годах нашей эры. С принятием христианства в начале 4 века влияние зороастризма в королевстве постепенно начало снижаться.

дальнейшее чтение

  • М. Чахин, Королевство Армения (1987, переиздано в 1991)
  • Ваан Куркджян , Тигран Великий (1958)
  • Ашхарбек Калантар, Армения: от каменного века до средневековья, Civilizations du Proche Orient, Se´rie 1, Vol. 2, Recherches et Publications, Невшатель, Париж, 1994; ISBN  978-2-940032-01-3
  • Ашхарбек Калантар, Средневековые надписи Ванстана, Армения, Civilizations du Proche-Orient: Серия 2 — Филология — CDPOP 2, Vol. 2, Recherches et Publications, Невшатель, Париж, 1999; ISBN  978-2-940032-11-2
  • Ашхарбек Калантар, Материалы по истории Армении и Урарта (с участием Мирджо Сальвини), Civilizations du Proche-Orient: Series 4 — Hors Série — CPOHS 3, Невшатель, Париж, 2004; ISBN  978-2-940032-14-3

«Русские в Персии» и Эриванское ханство

Тут есть любопытный нюанс: об изменившимся количестве жителей и их этническом соотношении при Гуссейне Кули-хане во всех википедиях разные данные. Объясняется это просто: проигравших мало кто любит. Пожалуй, наименее спорные цифры в Encyclopedia Iranica на английском: выросло не только количество тюрок, но и, внезапно – армян, пусть и не столь сильно!

А все остальные широкодоступные «Вики» отмечают, что реэмиграция армян началась исключительно после взятия Паскевичем Еревана. Отчего возникает вопрос: а откуда взялись армяне на службе Гуссейна Кули-Хана и армянское население Еревана, про которые в тех же источниках написано, что они «неохотно воевали с русскими»? : )

Но сами эти войны заслуживают отдельной статьи. — Только благодаря Пикулю, из новеллы о штурме Ленкорани Петром Котляревским, широкий читатель знает хоть что-то о Русско-Персидских войнах 1804-1813 и 1826-1828 гг. Между тем, эти «заграничные походы» русских войск невероятно эпичны из-за соотношения сил – чуть ли не нормой было количество атакующих к числу обороняющихся как один к пяти, а то и круче.

Административная карта Эриванского ханства

Учитывая, что такие крепости как цитадели той же Ленкорани или Еревана считались современными и фактически неприступными, то многие битвы кажутся просто фантастическими. Вот бы про что «фэнтези на реальной основе» снимать, а не про Коловрата!

Тем более, что эти войны вовсе не состояли из одних побед русского оружия. – Если о взятии Ленкорани слышали многие, то мало кто знает, что до феноменального штурма Паскевичем Еревана, русские трижды (!) пытались взять этот город-крепость. Во главе с самыми знаменитыми генералами:

  • Павел Цицианов, за полгода «принудивший к миру» Илисуйский султанат, Мегрельское княжество и Гянджинское ханство, получил высший орден за сам факт, что взял в осаду Эривань в 1804 году, но он увлёкся и по недостатку продовольствия снял осаду;
  • незадолго до решающего штурма, Эривань пытался взять генерал Афанасий Красовский, будущий герой Ошаканской битвы (2,5 тысяч русских против более тридцати тысяч войск Аббас-мирзы).

Именно этот военный герой, став одним из первых русских администраторов взятой Паскевичем Эривани допустил «первые перегибы». В этом с азербайджанскими историками солидарен и сам фельдмаршал Паскевич, позднее снявший Красовского с должности.

Но дело было сделано: Красовский сосредоточил в руках именно армянской общины Эривани торговлю зерном, что и повело к очередному этническом перекосу населения когда-то многонационального города.

Франц Рубо «Взятие русскими войсками Эриванской крепости, по итогам русско-персидской войны»

Литература

О дохристианской армянской литературе известно немного. Многие известные нам литературные произведения были сохранены и затем подарены нам Моисеем Хоренским . Это языческая армянская песня, рассказывающая о рождении Ваагна :

Армянская версия

Երկնէր երկին, երկնէր երկիր,
Երկնէր և ծովն ծիրանի,
Երկն ի ն ունէր և կարմրիկն եղեգնիկ։
Ընդ եղեգան փող ծուխ ելանէր,
նդ եղեգան փող բոց ելանէր,
Եւ ի բոցոյն վազէր խարտեաշ պատանեկիկ։
Նա հուր հեր ունէր,
Բոց ունէր մօրուս,
Եւ աչքունքն էին արեգակունք։

Перевод

В муках были небо и земля,
В муках пурпурное море,
Труд удерживал в море маленький красный тростник.
Из дупла стебля вышел дым,
Из дупла стебля вышло пламя,
И из пламени выбежал юноша
У него были огненные волосы,
Да, у него тоже была пылающая борода,
И его глаза были, как солнца.

Эриванское ханство

Однозначный ответ прост: это древний город, часть всемирной древней истории. Казалось бы: слово «Армения» встречается еще у античных историографов, но вот мусульманские источники сейчас утверждают, что при раскопках крепости Ирбуни – военно-оборонительное сооружение близ современной столицы Армении, — найдены свидетельства о некоем народе «азу» задолго до того, как греки впервые упомянули Армению.

Попытаемся изучить более «простой» вопрос – каким было знаменитое Эриванское ханство и что с ним случилось?

При распаде тюркской империи Сефевидов (основателя которой, Исмаила I, можно по праву считать азербайджанцем – именно с его территории этот поэт и политик начал возводить своё государство) берлербегство (административная единица у Сефевидов) Чухур-Саад обрело автономию.

Это позволило правителям региона называть себя независимыми ханами довольно большого государства. Имелось собственное правительство («диван»), а ханы правили полностью самостоятельно, подчиняясь лишь Персидскому шаху.

Военное знамя Эриванского хана

Выгодное положение Эривани на торговом пути (крепость контролировала торговые пути из Грузии в Иран) сделало город и крепость столицей новой страны.

Это версия российской википедии. Более серьезные (в т.ч. и русские, и польские) исследователи считают, что Эриванское ханство было автономно еще при Аббасе Первом, с тем исключением, что при Сефевидах ханы в Эривань назначались, а вот при Каджарских правителях «должность» хана стала наследственной.

При этом очень уважаемый американский ученый польского происхождения Тадеуш Свентоховский отмечает, что подлинно самостоятельными ханы Эривани были только с 1747 года – во времена после убийства последнего правителя Персии из Великих визирей Сефевидов и первого из династии персидских правителей Афшаридов, шаха Надира.

Портрет шаха Аббаса. Работа итальянского художника XVI века

С этими постояннымы сменами власти, не вызывает удивления, что менялся и этнический состав жителей региона. А тут еще и почти подряд (по историческим меркам) «иностранные оккупации» — полный переход области от Персидской державы во власть Османской Империи в периоды:

  • 1634 – 1636 гг;
  • 1724 − 1736 гг.

Хотя ещё Аббас Великий положил начало «традиции», взяв Эриванскую крепость, он выселил из неё … просто всех: как мусульман, так и христиан и евреев. Провел своеобразное «обновление» населения. Из первых ханов прославились двое:

  • Амиргуне-хан (1604 − 1628), личный друг и соратник великого Аббаса, есть данные, что при нём был расцвет провинции;
  • Тахмасп Кули-хан (1628 − 1634), первый раз «сливший» своё ханство османам.

Жан Шарден «Вид на Эривань», 1672 год

С 1736 года, в условиях прекращения иностранных вторжений, тем не менее, Эриванское ханство преследует отток населения. Нет данных, что армяне и мусульмане при Афшаридах чувствовали себя неуютнее, чем при Сефевидах, но после перехода власти над Персидской Державой к тюркам-Каджарам в 1796 году местному населению (включая и доминировавших уже в тот момент тюрок) стало не по себе – даже мусульманам.

«Простые путешественники» вроде агентов английской и русской разведок – благородные сэры Гор Оусли и Кей-Паркер, офицер-дипломат Дм. Бобарыкин, — не сговариваясь, свидетельствуют: общее население будущего Еревана сократилось почти вдвое, с 20 тысяч до 12-10 тысяч.

Только при последнем правителе, Гуссейне Кули-хане (1808 – 1828) отмечается попытка возрождения области и славного торгового города крепости.

Но уже наступала эпоха России.

Ханство на карте военных действий в Закавказском крае с 1809 по 1817 год

Политическая география

Армянское царство граничило с Кавказской Албанией на востоке, Кавказской Иберией на севере, Римской империей на западе и Парфией, наследованной впоследствии Сасанидской империей, на юге. Границей между Кавказской Иберией и Королевством Армения была река Кур , которая также была границей между Кавказской Албанией и Королевством Армения.

После 331 г. до н.э. Армения была разделена на Малую Армению (область Понтийского царства ), Королевство Армения (соответствует Большой Армении) и Королевство Софены . В 189 г. до н.э., когда началось правление Арташеса I , многие соседние страны ( Мидия , Кавказская Иберия , Империя Селевкидов ), эксплуатируя ослабленное государство царства, завоевали его отдаленные районы. Страбон говорит, что Арташес I совершил набег на восток и воссоединил Каспиан и Пайтакаран , затем совершил набег на север, победил иберийцев , воссоединив Гугарк ( Страбон также отмечает, что Иберия признала себя вассалами Королевства Армения в это время), на запад , воссоединив Карин , Экегика и Держана, а также на юге, где после многих сражений с Империей Селевкидов он воссоединил Тморика. Арташес I не смог воссоединить Малую Армению , Кордуену и Софену , что было завершено его внуком Тиграном Великим . Во время правления Арташаса I Королевство Армения занимало 350 000 км 2 (135 000 кв. Миль). На пике своего развития, при Тигране Великом, он покрыл 3 000 000 км 2 (1158 000 квадратных миль), включая, помимо Большой Армении, Иберию , Албанию , Каппадокию , Киликию , Армянскую Месопотамию , Осроену , Адиабену , Сирию , Ассирию , Коммагену , Софену , Иудею. и Атропатен . Парфия, а также некоторые арабские племена были вассалами Тиграна Великого. Площадь Малой Армении составляла 100 000 км 2 (39 000 кв. Миль).

Провинции

Регионы Великой Армении (Аршакид Армения).

Исторические провинции Великой Армении

15 провинций Королевства Армения со столицами следующие:

  • Верхняя Армения , 23860 км 2 (9000 квадратных миль) ( Гарин )
  • Софен ; 18 890 км 2 (7 000 квадратных миль) ( Арсамосата )
  • Агдзник ; 17532 км 2 (7000 квадратных миль) ( Тигранакерт )
  • Туруберан ; 25 008 км 2 (10 000 квадратных миль) ( Манцикерт )
  • Кордуен ; 14707 км 2 (6000 квадратных миль) ( Пиник )
  • Моксоен ; 2962 км 2 (1000 квадратных миль) ( Мокс )
  • Нор Ширакан ; 11010 км 2 (4000 квадратных миль) ( Ее )
  • Васпуракан ; 40870 км 2 (16000 квадратных миль) ( фургон )
  • Сюник ; 15 237 км 2 (6000 квадратных миль) ( Багаберд )
  • Арцах ; 11528 км 2 (4000 квадратных миль) ( Шуша )
  • Пайтакаран ; 21000 км 2 (8000 квадратных миль) ( Пайтакаран )
  • Утик ; 11315 км 2 (4000 квадратных миль) ( Партав )
  • Гугарк ; 16 765 км 2 (6000 квадратных миль) ( Ардахан )
  • Тайк ; 10 179 км 2 (4000 квадратных миль) ( Olti )
  • Айрарат ; 40105 км 2 (15000 квадратных миль) ( Армавир )

Другие регионы Армении:

  • Малая Армения ; 100000 км 2 (39000 квадратных миль) ( Никополис )
  • Армянская Месопотамия ; 20000 км 2 (8000 квадратных миль) ( Эдесса )
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector