Государства без выхода к морю

Албания

Для россиян с 15 мая до 1 ноября виза в Албанию не нужна. Возможность пребывания — 90 дней. Для въезда в страну необходимо иметь загранпаспорт, которому больше 6 месяцев.

Саранда — один из самых популярных курортов Албании

Албания — государство на берегах Адриатического и Ионического морей. Популярной у туристов она стала совсем недавно, поэтому природу еще не успели испортить инфраструктурой. Тут одни из самых чистых пляжей в мире и невысокие цены. В среднем цена тура 400$ за человека  — с учетом перелета и проживания.

Для семейного отдыха хорошо подойдет город Дуррес на берегу Адриатического моря. Тут широкая береговая линия длиной в 11 км, песчаные пляжи, мелко, пологий вход в море. В Дурресе есть сосновые массивы, которые защищают от жаркого солнца. Самые популярные отели: Bel Conti, Albanian Star и Fafa Resort.

Другой вариант — область Влёра — «албанская Ницца» на берегах Адриатического и Ионического морей. Есть пляжи с галькой и камнями. На побережье расположены заведения с настоящей средиземноморской кухней. Популярные отели: Nimfa, Regina, Coral, Paradise Beach.

Курортный сезон в Албании начинается в мае и длится до середины октября.

Прямого рейса из Москвы нет. Стыковочные рейсы летят в Тирану с пересадками в одном из этих городов: Вена, Милан, Франкфурт, Варшава. Перелет вместе с пересадкой занимает от 6-ти часов. Добраться до албанских курортов можно и из соседней Черногории. Из черногорской Подгорицы, а также из Котора Будвы, Ульцина до Шкодера ходят автобусы. Доехать можно и на такси.

Достопримечательности

Шкодер — город со знаменитой крепостью, которой более 2600 лет. Стоит на берегу Шкодерского озера. В Дурресе легко найти экскурсию сюда.

Гора Дайти — ее высота 2600 метров. Можно подняться на вершину с помощью канатной дороги. С неё открывается красивый вид на окрестности.

Тирана — столица Албании. Культурный, политический и экономический центр страны.

В столицу и на гору Дайти вы легко найдете экскурсии в Дурресе.

Нюансы географического расположения

Данное географическое расположение имеет свои особенности. К основным таковым нужно отнести конечно же следующее:

Основным законодательным документом, который определяет возможность использования морских просторов даже при отсутствия прямого доступа к ним, является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, часть X.

Данное право реализуется путем использования проходов к морю транзитным способом. Причем внутриконтинентальные страны под своим собственным флагом.

Таковые обязательно базируются в иностранных портах. Сегодня существует достаточно большое количество различных организаций, которые занимаются предоставление собственных транспортных средств для перевозки.

Процедура таковая имеет определенные особенности, нюансы. Со всеми ними нужно будет заранее ознакомиться.

Многие компании специализируются как раз на подобных нюансах, связанных с подобными правами. Например, суда Чехии используют порт Щецин на основании договора со страной Польшей.

Имеется большое количество тонкостей, связанных с нормами законодательства, международными нормами.

Отдельно стоит отметить, что при пересечении транзитных зон гражданами стран, которые не имеют выхода к морю, какие-либо визы не требуются.

На данный момент существует много нюансов. Некоторые сложности могут появляться при осуществлении транспортировке груза.

В первую очередь нужно отметить, что также могут возникнуть проблемы с оформлением документов. Страны зарубежной Европы, не имеющие выхода к морю, достаточно обширны.

Видео: общая характеристика государств

государства без выхода к морю пушкин, государства без выхода к морю фильм

В настоящее время существует 44 государства, границы которых не имеют выхода к Мировому океану. Больше всего таких государств в Африке (16 государств) и в Европе (14 государств). Азии не имеют выхода к морю 12 государств, в Южной Америке — 2.

Два государства, не имеющих выхода к морю, а именно Узбекистан и Лихтенштейн, граничат исключительно со странами, также не имеющими выхода в Мировой океан. Лихтенштейн стал таким государством в 1918 году после распада Австро-Венгрии, имевшей выход к морю. период аншлюса Австрии Германией (1938-1945) Лихтенштейн вновь терял этот статус, поскольку Третий рейх также имел выход к морю. После распада СССР в 1991 году вторым таким государством стал Узбекистан.

Три небольших государства полностью окружены территорией одного другого государства (анклавы): Сан-Марино и Ватикан граничат только с Италией, Лесото — только с Южной Африкой. Девять государств полностью окружены территорией двух государств: Монголия, Непал, Бутан, Свазиленд, Лихтенштейн, Андорра, Молдавия, частично признанное государство Южная Осетия и непризнанное Приднестровье. Большинство из государств, окружённых двумя другими государствами, также невелики по размеру и населению, но среди них есть и крупные (например, Монголия)

Эфиопия, в которой проживает 93,8 млн жителей, является крупнейшим по населению из государств, не имеющих выхода к Мировому океану. Также более 30 миллионов жителей проживают в Уганде (34,7 млн), Узбекистане (31,1 млн) и Непале (30,4 млн).

Крупнейшим по площади из государств, не граничащих с Мировым океаном, является Казахстан (2 724 900 км²); территорию больше миллиона км² имеют также Монголия (1 566 500 км²), Чад (1 284 000 км²), Нигер (1 276 000 км²), Мали (1 240 000 км²), Эфиопия (1 104 300 км²), Боливия (1 098 581 км²).

Не имеют границ с Мировым океаном большинство (9 из 15) государств, образовавшихся после распада СССР. При этом территория государств Армения, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан полностью входит в бассейны бессточных водоёмов и областей — других подобных государств в мире нет. При этом государства, имеющие выход к Каспийскому морю (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан), могут получить доступ водным путем к Чёрному, Балтийскому и Белому морям через Единую глубоководную транспортную систему России (ЕГТС) на основании международных договоров. настоящее время тоннаж судов, пропускаемых через ЕГТС, составляет до 10 тысяч тонн, что позволяет этим государствам использовать не только суда класса «река-море», но и полноценные морские суда.

Частично признанный и имеющий статус наблюдателя при ООН Мальтийский орден, расположенный в основном, как и Ватикан, в пределах Рима, в 1998 году на 99 лет арендовал форт Сант-Анджело на Мальте.

  • 1 Проблемы стран без выхода к открытому морю
  • 2 Право государств на доступ к открытому морю
  • 3 Список государств, не имеющих выхода к океану и морям
    • 3.1 Азия
    • 3.2 Африка
    • 3.3 Европа
    • 3.4 Южная Америка
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Безводная Центральная Азия

Многие азиатские государства, не имеющие выхода к морю, находятся на территори СНГ. Республики бывшего СССР лишились выхода к морю из-за обретения независимости. При этом Россия взяла на себя обязательства предоставлять доступ к своей глубоководной транспортной системе странам, имеющим выход к Каспийскому морю. Это позволяет Ирану, Азербайджану, Казахстану и Туркмении проводить свои суда в Балтийское и Черное моря. Такой проход возможен благодаря сложной системе каналов и гидроузлов, построенных во время Советского Союза.

Ситуация в странах Юго-Восточной Азии усугубляется сложными и конфликтными отношениями между странами, находящимися в глубине континента, и странами транзита. При этом Монголия, например, благодаря дружественным отношениям с Российской Федерацией, имеет свой большой торговый флот.

Вот список государств в Азии, не имеющих морского побережья:

  • Азербайджан;
  • Республика Армения;
  • Исламская республика Афганистан;
  • Республика Казахстан;
  • Республика Кыргызстан;
  • Лаосская Народно-Демократическая Республика;
  • Республика Монголия;
  • Федеративная республика Непал;
  • Республика Таджикистан;
  • Республика Туркменистан;
  • Республика Узбекистан;

Особняком стоит частично признанная Республика Нагорный Карабах, ставшая причиной раздора между Арменией и Азербайджаном. тоже лишен выхода к морю.

Отдельно стоит назвать еще несколько государств, имеющих спорный статус, но лишенных выхода к морю — это Республика Южная Осетия и Приднестровская Республика. В условиях спорного статуса и тлеющего конфликта Приднестровской республике будет затруднительно в ближайшее время получить доступ к морю, так как Украина блокирует республику.

Страна, не имеющая выхода к морю, характеризуется таким ее положением в мире, при котором границы не соприкасаются с крупными водными просторами. Речь идет не об озерах или реках, а именно о морях и океанах, дающих доступ к мировому бассейну, к транспортным мореходным путям и прочим привилегиям.

Все такие территории имеют нынешний вид в зависимости от того, как были сложены географические особенности, особенности развития промысла, науки и других отраслей деятельности человека, а также исторических событий разных эпох. В итоге в мире сейчас есть 44 изолированных от моря и/или океана государства, расположенных в разных частях света. Начнем, пожалуй, с жаркого Африканского материка.

Черногория

Россиянам не нужна виза на срок до 90 дней. Нужен только загранпаспорт.

Романтичная Будва с красными черепичными крышами — символ Адриатики

Страна на берегу Адриатического моря. Имеет живописный рельеф из Динарского нагорья и лесов. Привлекает туристов бюджетным отдыхом. Cсредняя цена тура на человека 25 000 рублей.

Из аэропортов автобусы ходят прямо к морю (с 6:00 до 24:00 ежедневно) в Подгорице и Тивате. Стоимость билета 1-1,5$.

Пляжи Будванской Ривьеры — песчано-галечные, встречаются скалистые участки.

Пляжи Герцегновской Ривьеры — каменистые. Опасны тем, что там есть морские ежи. Практически все пляжи Черногории отмечены Голубыми флагами за чистоту.

Пляжи Бара — песчаные, вперемешку с кораллами, поэтому имеют красный оттенок. Говорят, что этот песок имеет оздоровительные свойства.

Пляжи Тивата состоят из бетонных плит и являются частью города. Это удобно многим туристам, которые хотят быть поближе к инфраструктуре.

Пляжи Ульциньской Ривьеры — базальтовые, поэтому имеют характерный серый цвет. Благоприятно действуют на опорно-двигательную систему.

Курортный сезон в Черногории — май-октябрь.

В аэропорт Подгорицы летают регулярные прямые рейсы из Москвы. Стоимость перелета от 9 000 рублей.

Что посмотреть

Ловчен — гора высотой 1749 метров. С её вершины видно всю Черногорию.

Остров Святого Марко — один из трех островов Тинта. Славится своей архитектурой в стиле Таити, всего  около 500 домов на острове, которые были построены в 1962 году.

Цитадель в Будве — крепость, возведенная в 840 году. На сегодняшний день сохранились только две стены: северная и восточная, а также одна башня.

Барбадос

Россияне могут приехать сюда без визы на срок до 28 дней. С собой нужно иметь только загранпаспорт и медицинскую страховку.

Тропический рай Барбадоса

Государство занимает остров Барбадос в Северной Америке. Омывается Карибским морем и водами Атлантики. Туристы называют его «маленькой Англией» из-за сохранившихся здесь британских традиций со времен колонизации. Весь остров вы обойдете за 2-3 дня.

Чтобы попасть на пляж на Карибском море, садитесь в рейсовый автобус или такси возле аэропорта в Бриджтауне. Также можно арендовать авто. Для этого требуется наличие международных водительских прав и местное разрешение стоимостью 10$.

Боттом Бэй — один из лучших пляжей Барбадоса. Берег песчаный. Тут постоянные волны. Если любите серфинг, вам здесь понравится. Возле берега нет отелей. О проживании нужно договариваться либо с владельцами вилл, либо каждый день ездить автобусом или такси с Хоултауна.

Карлайл Бэй — песчаный пляж вблизи Бриджтауна. Имеет пологий вход в воду. На берегу постоянно много людей. Некоторые пляжи принадлежат отелям первой линии.

Температура в течение года не бывает ниже +26°C. Лето-осень — сезон тропических затяжных дождей и ураганов.

Лучше посещать эту страну с февраля по май в сухой сезон.

Прямого рейса из России нет. Следует делать пересадку в Лондоне или Франкфурте. Перелет занимает около 15 часов (без учета пересадок). Цена авиаперелета из России в Барбадос в среднем 50 000 рублей.

Что посмотреть

Гэй-Ром-Фактори — фабрика рома. Здесь можно проследить все этапы сотворения самого качественного национального напитка. На территории также есть музей истории рома.

Деревня Тайлор-Кот — состоит всего из 6-ти домов и одного кафе. В ней сохранилась архитектура времен британской колонии.

Харрисонс-Кейв — самая большая пещера острова, которой более 20 000 лет. Внутри находится целая галерея из сталактитов и сталагмитов. Экскурсия по пещере проходит в вагонах маленького экскурсионного поезда.

Право государств на доступ к открытому морю[править | править код]

Согласно международному праву (Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, часть X), внутриконтинентальные страны имеют право на доступ к морю. Это право реализуется путём заключения специальных соглашений между заинтересованными государствами, не имеющими выхода к морю, и государствами транзита.

Внутриконтинентальные страны могут иметь морские суда под своим флагом, базирующиеся в иностранных портах (например, морские суда Чехии используют порт Щецин на основании договора с Польшей).

В открытом море внутриконтинентальные страны пользуются всеми правами на равных основаниях: в частности, они имеют право осуществлять судоходство, рыболовство, полёты летательных аппаратов, прокладывать подводные кабели и трубопроводы.

В августе 2003 года в Алма-Ате была принята Алма-Атинская декларация и Алма-Атинская программа действий по обеспечению доступа государств к морским перевозкам. Отмечается, что эта программа — практически единственная программа, которая является «дорожной картой» в интересах обеспечения особых потребностей развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. Она содержит конкретные меры и рекомендации относительно политики в области транзитных перевозок и развития транспортной инфраструктуры.

ООН-КВПННМ

В Организации Объединенных Наций есть Управление Высокого представителя по наименее развитым странам, развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, и малым островным развивающимся государствам (UN-OHRLLS). В основном он придерживается мнения, что высокие транспортные расходы из-за расстояния и местности приводят к снижению конкурентоспособности экспорта из стран, не имеющих выхода к морю. Кроме того, в нем признается, что ограничения для стран, не имеющих выхода к морю, являются в основном физическими, включая отсутствие прямого доступа к морю, изоляцию от мировых рынков и высокие транзитные расходы из-за физической удаленности. Он также считает географическую удаленность одной из наиболее важных причин, по которым развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, не могут облегчить себе жизнь, в то время как европейские случаи, не имеющие выхода к морю, в основном возникают из-за небольшого расстояния до моря через хорошо развитые страны

Еще одним часто упоминаемым фактором является административное бремя, связанное с пересечением границы, поскольку существует большая нагрузка бюрократических процедур, документов, таможенных сборов и, что наиболее важно, задержки движения из-за времени ожидания на границе, что влияет на контракты на поставку. Задержки и неэффективность усугубляются географически, где двух-трехнедельное ожидание из-за пограничной таможни между Угандой и Кенией делает невозможным заблаговременное бронирование судов в Момбасе , что способствует задержкам контрактов на доставку

Несмотря на эти объяснения, важно также учитывать страны транзита, соседствующие с РСНВМ, из портов которых экспортируются товары из РСНВМ.

СТРАНЫ МИРА, НЕ ИМЕЮЩИЕ ВЫХОДА К МОРЮ


Страна
Площадь (км2)
Соседние страны
1
Азербайджан
86 600
Россия, Грузия, Армения, Иран, Турция
2
Армения
29 743
Иран, Турция, Грузия, Азербайджан
3
Афганистан
652 230
Иран, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Китай, Пакистан
4
Бутан
38 394
Иран, Турция, Грузия, Азербайджан
5
Казахстан
2 724 900
Китай, Кыргызстан, Россия, Туркменистан, Узбекистан
6
Киргизия
199 951
Китай, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан
7
Лаос
236 800
Мьянма, Китай, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд
8
Монголия
1 566 500
Китай, Россия
9
Непал
147 181
Китай, Индия
10
Таджикистан
143 100
Афганистан, Узбекистан, Кыргызстан, Китай
11
Туркмения
488 100
Казахстан, Узбекистан, Афганистан, Иран
12
Узбекистан
449 100
Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Афганистан, Туркменистан


Страна
Площадь (км2)
Соседние страны
1
Ботсвана
582 000
Намибия, Замбия, Зимбабве, Южная Африка
2
Буркина-Фасо
274 222
Мали, Нигер, Бенин, Того, Гана, Кот-д’Ивуар
3
Бурунди
27 834
Руанда, Танзания, ДР Конго
4
Замбия
752 612
ДР Конго, Танзания, Малави, Мозамбик, Зимбабве, Ботсвана, Намибия, Ангола
5
Зимбабве
390 757
ЮАР, Ботсвана, Замбия, Мозамбик
6
Лесото
30 355
Южная Африка
7
Малави
118 484
Замбия, Танзания, Мозамбик
8
Мали
1 240 192
Алжир, Нигер, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуар, Гвинея, Сенегал, Мавритания
9
Нигер
1 267 000
Ливия, Чад, Нигерия, Бенин, Буркина-Фасо, Мали, Алжир
10
Руанда
26 338
Уганда, Танзания, Бурунди, ДР Конго
11
Уганда
241 038
Кения, Южный Судан, ДР Конго, Руанда, Танзания
12
Центральноафриканская Республика
622 984
Чад, Камерун, Конго, ДР Конго, Судан, Южный Судан
13
Чад
1 284 000
Ливия, Нигер, Судан, Центральноафриканская Республика, Нигерия, Камерун
14
Эсватини
17 364
Мозамбик, Южная Африка
15
Эфиопия
1 104 300
Джибути, Эритрея, Кения, Сомали, Южный Судан, Судан
16
Южный Судан
622 984
Судан, Эфиопия, Кения, Уганда, ДР Конго, Центральноафриканская Республика


Страна
Площадь (км2)
Соседние страны
1
Австрия
83 871
Германия, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Италия, Лихтенштейн, Швейцария
2
Андорра
468
Франция, Испания
3
Белоруссия
207 600
Польша, Литва, Россия, Украина, Латвия
4
Ватикан
0,44
Италия
5
Венгрия
93 028
Австрия, Хорватия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина
6
Лихтенштейн
160
Швейцария, Австрия
7
Люксембург
2 586
Бельгия, Германия, Франция
8
Молдавия
33 846
Румыния, Украина
9
Сан-Марино
61
Италия
10
Северная Македония
25 713
Косово, Сербия, Болгария, Греция, Албания
11
Сербия
88 361
Венгрия, Румыния, Болгария, Македония, Хорватия, Босния и Герцеговина, Черногория, Албания
12
Словакия
49 035
Австрия, Чехия, Польша, Украина, Венгрия
13
Чехия
78 867
Австрия, Германия, Польша, Словакия
14
Швейцария
41 284
Франция, Германия, Лихтенштейн, Австрия, Италия

ЮЖНАЯ АМЕРИКА


Страна
Площадь (км2)
Соседние страны
1
Боливия
1 098 581
Перу, Бразилия, Чили, Аргентина, Парагвай
2
Парагвай
406 752
Аргентина, Бразилия, Боливия

В заключение отметим, что крупнейшей страной, не имеющей выхода к морю, является Казахстан (Центральная Азия) с площадью суши чуть более 2,7 миллиона километров. Самым маленьким государством, не имеющим выхода к морю, является Ватикан, площадь которого составляет всего 44 гектара.

Чем плохо то, что у страны нет своего моря?

Какие страны не имеют выхода к мору, мы уже разобрали. Но чем это чревато для них? Все развлечения, промыслы и работы, связанные с морскими горизонтами, доступны лишь в других странах, с которыми есть соответственные договоренности на государственном уровне. Конечно, вы можете и в любой другой стране приехать отдохнуть на пароходе, позагорать на песочке, но вот рыбалка будет доступна не везде.

Помеха торговле. В чем она заключается? Помимо транспортировки сухопутными средствами через границу со всеми возможными проблемами в пути, добавляется проблема перегруженности портов.

Страна, не имеющая выхода к морю, тратит больше времени на ожидание поставок и больше денег на саму транспортировку. К тому же приходится заполнять кипу всяких бумаг, ждать отправки значительно дольше, чем в страны с доступом к морю, еще и приходится терпеть вымогательство взяток по пути наземных маршрутов. Хочешь проехать быстро, без задержек? Вот размер нашей «таксы».

Отсутствие выхода к морю по праву считается одной из важнейших проблем, приводящей к экономической отсталости некоторых стран.

Сейчас в мире имеется 44 страны, которые не имеют собственного выхода к морю или океану. Такие страны обычно граничат с другими государствами. В Африке стран без выхода к морю — 16. В Европейской части мира — 14. Среди стран Азии собственного морского побережья не имеют 12 государств, а на территории Южной Америки — 2 страны.

Страны на карте мира не имеющие выхода к морю

Также в мире существуют две страны, которые не только не имеют собственного морского побережья, но и их ближайшие соседи не обладают выходом к морю. Это карликовое государство Лихтенштейн, и страна Узбекистан.

Государства-анклавы — те, что полностью по всей границе соприкасаются с каким-то одним государством, также не имеют выхода к морю или океану. Это Сан-Марино, который окружен Италией. Ватикан — резиденция папы Римского. В Южной Америке есть государство-анклав под названием Лесото.

Карликовое государство-анклав Ватикан

Исторически так сложилось, что морские границы способствуют экономическому росту и развитию страны — в первую очередь благодаря морскому торговому пути. Государства, которые не выходят к морю, обычно существенно отстают в общемировом развитии.

Развивающиеся страны, которые желают принимать участие в международной торговле, обычно сильно проигрывают на транспортных расходах — без морской доставки грузов практически вся торговля становится невыгодной.

Специалисты подчеркивают невозможность таких стран получить продовольственную и промышленную безопасность. Начиная от Армении и заканчивая Узбекистаном, около тридцати процентов всех развивающихся стран, которые не имеют морских каналов, сосредоточены в Азии и Европе. Для этих стран основным источником обеспечения является сельское хозяйство — ввиду затрудненной доставки каких-либо товаров по всему миру, здесь практически не открывают производств.

Существует также и политический аспект, который играет большую роль в жизни стран, не имеющих выхода к морю. Дело в том, что такие страны практически со всех сторон окружены потенциальными врагами — в случае крупной мировой войны, жителям этой страны будет негде укрыться от наступающих орудий.

Европа

  • Австрия
  • Андорра
  • Беларусь
  • Ватикан
  • Венгрия
  • Косово — частично признанное государство
  • Лихтенштейн
  • Луганская Народная Республика — непризнанное государство
  • Люксембург
  • Македония
  • Молдавия
  • Приднестровье — непризнанное государство
  • Сан-Марино
  • Сербия
  • Словакия
  • Чехия
  • Швейцария

Южная Америка

  • Боливия
  • Парагвай

Частично признанные и непризнанные государства обычно не удостаиваются реализации права на морские пути, которое защищает ООН. Политически эти страны не являются достаточно стабильными для того, чтоб становится участниками ООН, и на них не распространяются такие правила.

Одним странам не повезло с размерами, другим с климатом. Но есть страны, которым не повезло больше всего — у них нет выхода к морю. Это действительно очень печальный факт. Из 195 стран, у 151 есть выход к морю. А вот еще 44 странам не повезло:

  1. Австрия
  2. Азербайджан
  3. Андорра
  4. Армения
  5. Афганистан
  6. Белоруссия
  7. Боливия
  8. Ботсвана
  9. Буркина-Фасо
  10. Бурунди
  11. Бутан
  12. Ватикан
  13. Венгрия
  14. Замбия
  15. Зимбабве
  16. Казахстан
  17. Киргизия
  18. Лесото
  19. Лихтенштейн
  20. Люксембург
  21. Македония
  22. Малави
  23. Молдавия
  24. Монголия
  25. Непал
  26. Нигер
  27. Парагвай
  28. Руанда
  29. Сан-Марино
  30. Эсватини
  31. Сербия
  32. Словакия
  33. Таджикистан
  34. Туркмения
  35. Уганда
  36. Узбекистан
  37. Чехия
  38. Швейцария
  39. Эфиопия
  40. Южный Судан

Еще в древние времена отмечали важное значение для развития государства выход к морю и, соответственно, к торговым путям. С течением времени развитие наземного транспорта и связи сократили преимущества прибрежных стран по сравнению со странами, не имеющими выхода к морю

Однако морские перевозки по-прежнему играют центральную роль в мировой торговле, и в связи с этим отсутствие выхода к морю создаёт определённые проблемы. В частности, у соседних стран могут быть экономические или военные причины для того, чтобы заблокировать выход к морю или транзит через свою территорию.

Эфиопия, в которой проживает 93,8 млн жителей, является крупнейшим по населению из государств, не имеющих выхода к Мировому океану. Также более 30 миллионов жителей проживают в Уганде (34,7 млн), Узбекистане (31,1 млн) и Непале (30,4 млн).

Крупнейшим по площади из государств, не граничащих с Мировым океаном, является Казахстан (2 724 900 км²); территорию больше миллиона км² имеют также Монголия (1 566 500 км²), Чад (1 284 000 км²), Нигер (1 276 000 км²), Мали (1 240 000 км²), Эфиопия (1 104 300 км²), Боливия (1 098 581 км²).

Не имеют границ с Мировым океаном большинство (9 из 15) государств, образовавшихся после распада СССР. При этом государства, имеющие выход к Каспийскому морю (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан), могут получить доступ водным путём к Чёрному, Балтийскому и Белому морям через Единую глубоководную транспортную систему России (ЕГТС) на основании международных договоров. В настоящее время тоннаж судов, пропускаемых через ЕГТС, составляет до 10 тысяч тонн, что позволяет этим государствам использовать не только суда класса «река-море», но и полноценные морские суда.

Молдова, не имея выхода в Мировой океан, реализовывает проект по выходу в Черное море по реке Дунай, которая протекает между двумя странами: Украиной и Румынией. Для этого Молдова ведет строительство нефтетерминала и порта в районе Джурджулешт, но так как строительство ведется частично на Украинской территории, между Молдовой и Украиной был подписан договор, по которому Украина передает земли Молдовии в районе Джурджулешт, а Молдовия, в свою очередь отдает Украине часть своей земли в районе села Паланка.

Также интересен тот факт, что Босния и Герцеговина, Ирак, Иордания, Демократическая республика Конго имеют выход в море, но береговая линия ничтожно мала, по сравнению со всей площадью страны и составляет от 7 до 30 км.

На карте это выглятит так:

— страны, имеющие выход к морю — страны, НЕ имеющие выхода к морю — страны, не имеющие прямой выход в мировой океан, но через

Как правило, страдают от целого ряда проблем. В первую очередь в разы усложняется процесс сбыта готовой продукции на мировом рынке. Какие современные государства лишены выхода к Мировому океану и как это отражается на их экономике и благополучии?

Чад

Чад является крупнейшим не имеющим выхода к морю государством в Африке. Он занимает площадь около 495 000 кв. Миль. Чад окружен Нигером, Камеруном, Суданом, Ливией, Нигерией и Центральноафриканской Республикой. Население Чада составляет около 13,67 миллионов человек. В Чаде проживает более 200 языковых и этнических групп, официальными языками которых являются французский и арабский.

Большинство государств, не имеющих выхода к морю, имеют соглашения о бесплатной перевозке своих товаров через соседние страны, такие как Версальский договор. Версальский договор обязывал Германию сдавать в аренду часть портов Штеттина и Гамбурга на 99 лет Чехословакии. Версальский договор разрешил Чехословакии морскую торговлю через реки Одер и Эльба. Порт Гамбурга продолжил соглашение даже после того, как Польша приняла порт Штеттина после Второй мировой войны. Такие страны, как Словакия, Сербия, Молдова, Венгрия и Австрия могут получить доступ к Черному морю через Дунай. Договор МДП позволял государствам, не имеющим выхода к морю, перевозить свои запечатанные грузы без таможенных сборов и проверок, особенно в Европе.

ООН на страже интересов

Международные договоры, устав ООН и декларации о судоходстве уравнивают все государства в правах на пользование ресурсами открытого океана, однако это не избавляет их от необходимости заключать отдельные договоры на право использования портов соседних государств без выхода к морю.

Государства, не имеющие выхода к морю, находятся на четырех континентах. При этом больше всего таких стран в Африке. Вот их список:

  • Ботсвана;
  • Буркина-Фасо (известная прежде как Верхняя Вольта);
  • Бурунди;
  • Республика Замбия;
  • Республика Зимбабве;
  • Королевство Лесото;
  • Республика Малави;
  • Мали;
  • Республика Нигер;
  • Руандийская республика;
  • Королевство Свазиленд;
  • Уганда;
  • Центральноафриканская Республика;
  • Федеративная демократическая республика Эфиопия.

Все африканские государства, не имеющие выхода к морю, попадают по классификации ООН в разряд развивающихся и имеют серьезные проблемы с уровнем жизни населения. Очевидно, что отсутствие доступа к основным транспортным артериям тоже оказывает влияние на их благополучие.

В 2011 году, в результате референдума, от Судана, имеющего порты на Красном море, отделились южные провинции, частично унаследовавшие от прошлого государства название. стало на одно больше. Однако богатство нефтяных месторождений позволяет надеяться на скорейшее восстановление после конфликта с северным соседом. Правительство страны вступило в Восточноафриканский Союз, что упростит доступ к транспортным путям.

Крупнейшие государства, не имеющие выхода к морю, находятся именно в Африке — это которой составляет 93 миллиона человек, и Уганда с населением в 34 миллиона человек.

Эфиопия имела свои порты на Красном море до 1993 года, однако после референдума и отделения Эритреи, утратила статус морской державы. Здесь стоит отметить, что для Эритреи доступ к одному из самых важных в транспортном отношении морей оказался совершенно бесполезен. Страна почти не производит продукцию, а правительство настолько коррумпировано, что большая часть населения предпочитает спасаться бегством в Европу через Средиземное море, рискуя при этом жизнью.

Какое в Южной Америке?

На южно-американском континенте, несмотря на огромную протяженность береговой линии, существует два государства, лишенные собственных морских портов.

Боливия лишилась своей прибрежной территории в 1883 году, когда чилийские войска, поддержанные Великобританией, аннексировали провинции Арика и Тарапака, в которой находились стратегически важные месторождения селитры. С тех пор страна была лишена выхода к морю до 2010 года, в котором был подписан договор между Боливией и Перу, предусматривающий аренду небольшого участка под строительство боливийского порта. Кроме того, Боливия является единственным государством, не имеющим выхода к морю, но имеющей при этом свои военно-морские силы.

Второй страной без собственного морского побережья является Парагвай, который находится в самом центре континента. Он никогда не претендовал на доступ к морю. Большую часть страны составляют засушливые земли, меньшую — густые тропические леса. Однако у Парагвая есть одно значительное преимущество по сравнению с другими государствами без морских портов. Через всю страну протекает вторая крупнейшая река континента — Парана, впадающая в Атлантический океан. Хотя океанское судоходство возможно лишь в нижнем течении на расстоянии в 640 км от океана, в среднем течении могут использоваться малые суда и катера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector