Васильевский остров, стрелка, достопримечательности

Ростральные колонны

Две грандиозные колонны, установленные невдалеке от Биржи в 1810 году, играли роль фонарей, которые зажигались ночью и при тумане. Почему колонны названы Ростральными? На носовой части древних судов устанавливали ростры (в переводе с латинского означает клюв). Они играли роль тарана во время боя с кораблями противника. В античные времена их использовали и как декоративные элементы различного назначения — украшали трибуны, парадные колонны. В Петербурге они символизируют могущество России как державы военной и торговой. Украшены четырьмя парами ростр в память в войне со Швецией за выход к Балтийскому морю, которую Петр Первый вел на протяжении 20 лет. Они декорированы фигурами русалок, рыб, головами крокодилов, водяных и изображениями морских коньков.

В нижней части колонн установлены статуи, символизирующие морских божеств. Утверждение, что фигуры являются аллегориями крупнейших российских рек (Невы, Волхова, Волги и Днепра) появилось недавно и, согласно документам, не соответствует действительности. Проектировал колонны архитектор Томон, используя различные строительные материалы. Ростры на стволе выполнены из металла. Скульптуры в нижней части сооружения автор хотел отлить из бронзы, но никто не взялся за сложную работу. Их вытесали из камня, добываемого в каменоломнях, расположенных недалеко от Гатчины.

Фонари использовались до 1885 года ночью и когда на город опускался туман. Внутри каждого сооружения находится крутая винтовая лестница, наверху установлен треножник по образу античных жертвенников, на котором установлена чаша светильника. Сначала жгли смолу, смоляные факелы, затем конопляное масло, но раскаленные частицы попадали на прохожих, обжигая их. В 1896 г. было проведено электричество. В 1957 г. установили газовые горелки, в настоящее время огонь зажигают по праздничным дням.

Интересные факты

  • По проекту А. Захарова перед центральным входом в Биржу должна была быть создана площадь, для чего оконечность Стрелки продлили в сторону Невы на 150 метров за счет насыпки грунта. Площадь назвали Биржевой.
  • Аллегория Навигации в скульптурной композиции «Навигация с Меркурием и двумя реками» изображена каменотесом Самсоном Сухановым с короной в виде городской башни. В петербургском фольклоре она считается богиней города.
  • Полукруглый выступ на набережной перед Биржей использовался для парадной набережной морского порта. Спуск к воде украшен огромными гранитными шарами, которые кажутся идеально круглыми, хотя считается, что они были вырублены С. Сухановым без каких-либо измерительных инструментов, на глаз.
  • Существует легенда о том, что под все четыре угла фундамента здания Биржи заложены золотые слитки, специально отлитые петербургскими биржевиками и купцами.
  • Здание поставлено на стилобат – специальный постамент с целью защиты от наводнения. Таким образом, архитектор учел особенности петербургского климата. Это спасло Биржу от попадания воды внутрь здания во время сильного наводнения в 1824 году.

Архитектурный ансамбль

Основа ансамбля Стрелки — это здание Биржи и пакгаузы, Биржевой сквер, и, конечно же, Ростральные колонны.

Интересует многих старинный якорь-памятник. Он был установлен в Биржевом сквере в 2003 г. Надпись на нем гласит — «1723 год. Олонец», а значит якорю тоже исполнилось три века, как и самому городу на Неве. Якорь был найден рядом с Галерной гаванью, где ремонтировали и строили галеры.

Здание Биржи

Биржа — центральное здание архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова. Строение выполнено в стиле классицизма и выглядит как античный храм: гранитный подиум, мраморная колоннада, широкие лестницы. Фронтоны украшены изображениями античных божеств Нептуна и Меркурия. Есть интересная легенда о том, что купцы и биржевики собрали деньги, купили слитки золота и заложили их под фундамент будущего строения. Считалось, что это обеспечит процветание и невероятные финансовые успехи городу и всему государству.

Здание Биржи, Ярослав Глухов

После Октябрьской революции здание Биржи опустело, оно не было востребовано вплоть до окончания Великой Отечественной войны. В 1941 г. Биржу занял Центральный военно-морской музей, который в 2003 г. переехал на площадь Труда. А с 2013 г. и по сей день строение принадлежит Эрмитажу.

Биржевая площадь и сквер

Перед зданием Биржи по проекту Тома де Томона соорудили искусственную насыпь. Чтобы ее укрепить, в дно реки вбили сотни свай. Естественный берег таким образом сместился чуть больше чем на 100 м. Так образовалась полукруглая площадь и гранитная набережная, которую поначалу использовали как парадную пристань.

Здесь спуск к воде украшают огромные каменные шары, создается ощущение простора и легкости всего ансамбля, открывается потрясающая панорама на противоположный берег: Дворцовую набережную, Петропавловскую крепость.

Биржевой сквер, Елена Самусева

Северный и Южный пакгаузы

Пакгауз, по сути, это складское помещение. У здания Биржи и раньше были склады, но наводнение 1824 г. разрушило их, сделав непригодными для хранения товаров. Поэтому с 1826 по 1832 г. велось строительство, результатом которого стали современные Северный и Южный пакгаузы. Идея планировки была взята из проекта архитектора А. Д. Захарова, а руководил строительством уже И. Ф. Лукини. Чтобы реализовать задуманное, потребовалось снести старое здание Академии наук (на месте южного пакгауза) и ряд жилых домов на берегу Малой Невы (на месте северного пакгауза). Одновременно строилось и здание таможни, в котором сейчас находится Литературный музей.

Пакгаузы расположились симметрично по обе стороны от здания Биржи. Их стилистика очень схожа, есть лишь небольшие отличия. Фасады зданий обращены к набережной, украшены портиками с полуколоннами. В Южном пакгаузе в 1829 г. провели Первую русскую промышленную выставку, масштабное мероприятие, в котором приняли участие больше 300 фабрик и заводов. Вскоре пакгаузы отдали в распоряжение Академии наук. Сейчас в южном здании находится Зоологический музей и Кунсткамера, а северное занимает Центральный музей почвоведения.

Северный пакгауз — Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева, Ярослав Глухов

Ростральные колонны

Самый узнаваемый памятник Стрелки Васильевского острова — Ростральные колонны высотой 32 м. Свое название они получили благодаря украшениям в виде носовых частей кораблей — рострам. Идею таких декоративных элементов архитектор Тома де Томона позаимствовал у зодчих Римской империи.

Считается, что до 1885 г. Ростральные колонны выполняли роль маяков, ночью или в туманные дни они направляли движение судов по Малой и Большой Неве. Однако историки не согласны с этим, утверждая, что сооружения были скорее символом мощи Государства Российского и его флота. Внутри колонн винтовые лестницы, по которым можно подняться к чашам-факелам. Сегодня факелы газовые, их зажигают только в дни праздников.

Основание колонн украшают статуи работы Самсона Суханова: 2 фигуры у южной колонны и 2 у северной. Даже среди жителей Петербурга довольно распространено ошибочное мнение, что эти скульптуры символизируют четыре великие реки России — Неву, Днепр, Волгу и Волхов. Когда возникла такая городская легенда неизвестно, документальных подтверждений тому нет. Зато есть цитаты из записей архитектора Тома де Томона, в которых он говорит, что скульптуры изображают морских божеств и покровителей коммерции.

Ярослав Глухов

История Стрелки Васильевского острова

Этот архитектурный ансамбль находится в самой восточной части Васильевского острова. Спускаясь к берегам Невы, он гармонично вписывается в пейзаж и является эталоном архитектуры Санкт-Петербурга.

История острова начинается с двадцатых годов XVIII века. Именно тогда Петр I задумал организовать здесь деловой центр города. По проекту Доменико Трезини были построены Здание Двенадцати коллегий и Биржа. Также в плане главного архитектора были обозначены Гостиный двор и Собор.

Здание Двенадцати коллегий было выполнено в стиле петровского барокко и предназначалось для размещения высших органов государственной власти. Сегодня здесь находится Санкт-Петербургский государственный университет и педагогический институт.

Для размещения городской Биржи было построено отдельное здание, но вскоре в нем организовали Военно-морской музей, просуществовавший там до 2010 года и перенесенный затем в Крюковские казармы. Сейчас вопрос использования бывшего здания Биржи не решен. Одновременно возводились строения для Кунсткамеры и Академии наук. На северном берегу вдоль реки Малой Невки располагались портовые службы: таможня, склад и торговая биржа.

Во второй половине XVIII века нетронутую территорию Васильевского острова определяют под строительство северного пакгауза, ставшего главным корпусом Биржевого здания. Сегодня в помещениях располагается Музей почвоведения имени Василия Васильевича Докучаева. Автором проекта северного пакгауза стал Джакомо Кваренги, член Императорской Академии художеств.

С 1805 года начинается строительство здания новой Биржи. Главный архитектор Жан-Франсуа Тома де Томон выполнил его в античном стиле и украсил территорию перед ним двумя Ростральными колоннами. У подножия каждой из них находятся статуи, символизирующие великие русские реки: Неву, Днепр, Волгу и Волхов. Перед зданием Биржи была выложена площадь, состоящая из восточной и западной части. Первая из них носит название Биржевая площадь, а вторая — Коллежская.

В то же время обустраивался мыс Стрелки Васильевского острова. Построенный каменный выступ над водой служил парадной пристанью. Для его сооружения в русло Невы был высыпан грунт, общая высота насыпи составляла 123 с половиной метра.

Произошедшее в 1824 году наводнение сильно разрушило здание Биржи. Для восстановления строения пришлось заново возводить северный и южный пакгаузы.

Долгое время архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова оставался нетронутым. Но современные многоэтажные постройки постепенно разрушили созданную несколько веков назад гармонию. Компании-застройщики и местные власти ведут непримиримую борьбу за территорию.

Формирование современного облика Стрелки

Время шло, и Стрелка Васильевского острова требовала создания нового облика.

Здание Биржи

В 1801 году поручение разработать проект новой Биржи получил талантливый французский архитектор Жан Батист Т. Де Томон.

Создавая проект Биржи, архитектор использовал прием «каприччио» — перенос классических объектов в новую среду и придание им современного вида гармоничного с местным ландшафтом.

Подготовительные работы начались весной 1804 года, а торжественная церемония закладки первого камня в основание состоялась 23 июня 1805 года в присутствии императора Александра I.

В итоге, его здание выглядит, как античный храм, окруженный дорической колоннадой (так называемый периптер). С фронтальных фасадов к входу в здание ведут широкие лестницы, а с боковых сторон — пандусы для въезда конных экипажей. Высокие аттики над западным и восточным входами украшены великолепными скульптурами Нептуна и Меркурия. Учитывая особенности петербургского климата, архитектор поставил Биржу на высокий подиум — стилобат.

На завершение строительства наложили отпечаток Отечественная война 1812 года и некоторые недоработки, выявленные в процессе возведения постройки. В результате, Биржа была передана купечеству лишь в 1816 году.

Архитектурная композиция Стрелки

Хотя Биржа получилась великолепной, но, архитектору долго не давалось решение общего вида всей архитектурной композиции Стрелки. И тут, решающую роль сыграла, разумеется… женщина.

Не допив свой кофе, Жан бросился на строительную площадку. По его указанию была сделана искусственная овальная насыпь в оконечности мыса и суша оказалась выдвинутой в невские воды на 123 метра. Было вбито в прибрежную отмель несметное количество свай и отсыпано безбрежное количество грунта.

В результате перед зданием Биржи появилось широкое открытое пространство, придающее объему строения невероятную выразительность. Овальный выступ использовался, как парадная пристань торгового порта. Пологие спуски были оформлены гранитными шарами, а стены набережных — львиными масками.

В результате предпринятых действий архитектор добился впечатляющего зрительного эффекта, созданного на контрасте величественного силуэта здания Биржи и широкой линии каменных набережных. А затем он сделал «контрольный выстрел» — дал указание установить визуальные акценты очертаний овального выступа. Ими стали знаменитые Ростральные колонны.

Ростральные колонны

Еще со времен Древнего Рима было принято воздвигать колонны в честь побед флота и, как символ могущества морской державы. На Стрелке они выполняют аналогичную функцию.

Выстроенные к 1810 году, сооружения являются знаковыми элементами всей композиции архитектурного ансамбля. Металлические ростры — символические изображения носовых таранов античных кораблей демонстрируют морские победы России. Основания колонн оформлены скульптурами античных божеств — покровителей морской стихии.

Ростральные колонны во время функционирования морского порта выполняли роль маяков. Но сейчас, огонь на их светильниках-треножниках зажигается лишь в праздничные дни.

Архитектурный ансамбль Стрелки

Интересно отметить, что одновременно с созданием проекта Биржи Де Томоном, выдающийся русский архитектор А. Захаров в 1804-05 годах создал комплексный проект всей Стрелки Васильевского острова. Этот проект и послужил основой последующей застройки.

В соответствии с ним в 1826-1832 годах архитектором И. Ф. Лукини созданы здания двух пакгаузов с юга и севера площади. В это же время завершилось строительство здания таможни, увенчанного шпилем, перекликающимся со шпилем Кунсткамеры. Этими постройками завершилось создание современного облика Стрелки.

Архитектурный ансамбль всего комплекса настолько совершенен, что даже постройка в 1904 году корпусов Повивально-гинекологического института на месте Коллежской площади не испортила его. В 1925 году на овальной оконечности Стрелки был разбит сквер в регулярном стиле, что добавило дополнительной выразительности всему ансамблю.

Стрелка Васильевского острова сегодня

Стрелка Васильевского острова на карте – один из самых частых запросов в сети, касающийся Санкт-Петербурга. Это и понятно, она — излюбленное место молодоженов и искателей счастья. Здесь устраиваются праздники, концерты и народные гуляния.

Невероятная энергетика этого места пробуждают в людях самые светлые стремления души, а красота пейзажей и открывающихся видов – завораживает.

Да, это чудо, и оно находится в восточной части Васильевского острова в пешей доступности от станций метро «Адмиралтейская» и «Василеостровская».

Как добраться до Стрелки Васильевского острова

Попасть сюда можно от нескольких станций метро, которым, в основном, пользуюсь сама. Очень не люблю пробки и ожидание наземного транспорта в непогоду на ветру. Потому предложу различные маршруты, а выбирать вам:

  • Выходите на станции метро «Невский проспект». От него или пешком или на автобусе № 7, или троллейбусах № 10 и № 11 надо проехать в сторону Невы.

    Выходите сразу после Дворцового моста. Да вы и не запутаетесь, ведь прекрасным ориентиром будут – величавые Ростральные колонны.

  • Доезжаете до станции метро «Адмиралтейская». После следуете пешком в направлении, обозначенном мною на карте.

    Идти не долго (10–15) минут. Но вы минуете массу замечательных петербургских «красивостей»: Адмиралтейство, Эрмитаж, Дворцовую площадь, полюбуйтесь панорамой города над Невой. Нет, пешком ходить всё-таки интересней! Я не имею в виду те дни, когда дождь – сплошной стеной.

  • Кстати, для смельчаков есть ещё маршрут, который очень любим мною и моими друзьями. Получается прямо маленькое очаровательное путешествие.

    Попробуйте выйти на Горьковской станции метро (1). Далее пеший маршрут показан на карте. Но он продолжителен. По дороге вы можете зайти на территорию Петропавловской крепости (2), неподалёку вас поджидает зоопарк (3)… Это маршрут для погожего теплого денька.

История

Необходимость в строительстве моста в этом месте возникла давно. Добираться из Василеостровского района Санкт-Петербурга или обратно стало весьма проблематично из-за увеличивавшегося потока машин. Те мосты, что были доступны, просто уже не справлялись со своей задачей. К тому же в летний сезон ночью они разводятся, а подземный транспорт в это время суток так же не работает. К тому же обе станции метрополитена были просто перегружены, причем не только в часы пик.

В начале текущего столетия возникла необходимость закрыть на ремонт Тучков мост и станцию метрополитена Василеостровская. Но одновременно сделать это было невозможно. А круглосуточное сообщение с Васильевским островом появилось лишь в 2021 году, когда завершили строительство платной автомагистрали Западный скоростной диаметр. Именно с нее продолжилось строительство съездов на острова, чтобы наладить транспортное сообщение со всеми участками района.

Изначально строительство моста планировалось еще в далеком 2008 году. Был объявлен конкурс, в котором одержал победу Мостостроительный отряд № 19. Однако уже в 2009 году из-за кризиса проект заморозили, а буквально через 2 года договор расторгли. Повторно о необходимости постройки моста в этом месте заговорили уже в 2012 году. Губернатор города Г. С. Полтавченко обозначил новый срок сдачи объекта – 2021 год. Событие приурочили к началу Чемпионату мира по футболу 2021. И лишь в конце 2015 года новый подрядчик ЗАО Пилон начал свою работу.

Однако все шло не так уж гладко. Осенью 2021 года выяснилось, что разрешение на строительство объекта получено не было. Проблема заключалась в том, что для постройки нового моста требовалось снести здание по адресу улица Ремесленная дом 3, дата постройки которого была ранее 1917 года. А такие дома сносить в Санкт-Петербурге запрещено. Но документы оперативно переделали, и вот уже дата основания дом 1920 год. Естественно его снесли. А в декабре того же года проект строительства моста был изменен. Изначально планировалось, что пилоны будут в высоту более 90 метров, но разрешили их поднять максимум на 44 метра, и это при максимально допустимых 33 метрах. Однако, не смотря на все перипетия, мост был построен, хоть и несколько позднее, чем планировалось. Движение по нему официально открыли 13 мая 2021 года.

Достопримечательности на Васильевском острове

В планах Петра І было сделать Васильевский остров центром Санкт-Петербурга, и хоть эта затея не удалась, здесь есть на что посмотреть.

Храмы и соборы

До наших дней сохранились первые жилые дома и храмы Васильевского острова еще с 18 века, они размещаются рядом с Большим проспектом. Например, храм Святой Екатерины и церковь Трех Святителей, построенная в 1740 году. Одним из самых старых в Санкт-Петербурге является Андреевский собор на Васильевском острове. Он расположен на пересечении 6-й линии с Большим проспектом.

Музеи на Васильевском острове

В Василеостровском районе расположено множество музеев на любой вкус. Здесь можно найти и музей Петербургского Метрополитена, и Городского Электрического Транспорта. Среди музеев на воде интересны — Ледокол Красин и подводная лодка Д-2 Народоволец. Также музейным комплексом считается дворец Меншикова, а любителям животных понравится Зоологический музей.

Самый посещаемый и необычный музей на Васильевском острове — Кунсткамера. Это первый в России «музей диковин», основанный еще при Петре I.

Театр на Васильевском

Государственный театр был открыт в 1989 году в историческом здании 19 века и до сих пор не перестает радовать жителей и гостей города богатым репертуаром спектаклей и представлений. Купить билеты в театр можно на официальном сайте.

Адрес театра на Васильевском острове: Средний проспект, 48; станция метро «Василеостровская».

Фестиваль огня

Жители и гости СПб в праздничные дни могут насладиться световым шоу на Стрелке Васильевского острова. На Новый год и Рождество здесь проходит Фестиваль огня «Рождественская Звезда», где зрители могут увидеть масштабное лазерное и световое шоу, а в конце программы — красочный фейерверк.

Каток на Васильевском острове

Любители покататься на коньках могут сделать это на Малом проспекте В.О., 66, где есть крытый каток с искусственным льдом. А также здесь популярны ночные массовые катания по выходным.

Улицы Васильевского острова

Самая широкая и узкая улица Санкт-Петербурга

Именно на Васильевском острове находятся эти городские рекордсмены. Большой проспект является самой широкой улицей Питера — 85 метров. А самая узкая — улица Репина, которая всего 5,6 метров, ее можно найти между 1-й и 2-й линиями, от Румянцевского сада до Среднего проспекта.

Пешеходные улицы Васильевского острова

Одними из самых излюбленных мест города являются пешеходные зоны на Васильевском острове — это 6-я и 7-я линии. Здесь можно не только прогуливаться пешком, но и хорошенько отдохнуть. Самая красивая часть находится между Большим и Средним проспектами. Можно сказать, что это культурный центр Васильевского острова. На 6-й и 7-й линиях вы найдете множество магазинов, кафе, баров и ресторанов.

Васильевский остров в Санкт-Петербурге: как добраться

На Васильевском острове есть станции метро «Василеостровская» и «Приморская». Также через тоннель под Невой можно попасть на станцию «Спортивная».

Если вы хотите забронировать отель на Васильевском острове — то лучшие варианты можно посмотреть в каталоге на Planet of Hotels. Также стоит посетить самое старое сооружение Санкт-Петербурга — Петропавловскую крепость.

Стрелка Васильевского острова

Стрелка – это небольшой мыс в юго-восточной части Васильевского острова, омываемый Большой и Малой Невой. Огромное водное пространство позволяет увидеть во всем великолепии ансамбль стрелки. По замыслу Петра I, Петербург должен был стать одновременно и морской крепостью и торговым портом. Первоначально центр новой столицы возник на Петроградской стороне, но порт у Петропавловской крепости не мог развиваться из-за мелководья. Тогда Петр решил перенести центр Петербурга на Васильевский остров, и, в частности, на его восточную оконечность.

По проекту архитектора Доменико Трезини в юго-восточной части острова планировалось создание площади, застроенной по береговой дуге жилыми домами. Он даже сделал деревянный макет этой площади. С запада площадь должна была быть ограничена протяженным зданием Двенадцати коллегий, за которым предусматривался канал, соединяющий Большую и Малую Неву. Кроме того, с запада на восток Васильевского острова, по замыслу Трезини, проходил судоходный Большой канал. Таким образом, он делил стрелку на две неравные части. В южной части планировалось строительство главной площади. Большой канал заканчивался гаванью, около которой намечалось создание величественной церкви. С севера, на берегу Малой Невы, находились мытный и гостиный двор с жилыми домами. Мыто – это пошлина, налог за ввоз и вывоз товара, а мытный двор, соответственно, — место, где хранились привозимые товары и взималась пошлина. За исключением каналов и церкви, все остальные сооружения по проекту Д. Трезини были построены.

Так, в течение двух десятилетий на стрелке Васильевского острова появились здания Двенадцати коллегий (1722 – 1742), Кунсткамера (1718 – 1734), Новобиржевой гостиный двор (1722 – 1735) и дворец царицы Прасковьи Федоровны (жены брата Петра – Ивана), другие постройки. Морской порт прочно обосновался на стрелке: десятки кораблей и лодок перевозили по акватории людей и грузы. В 1781 году на стрелке Васильевского острова под руководством Дж. Кваренги началось строительство здания биржи. Однако своим главным фасадом оно выходило на Зимний дворец, и, таким образом, не вписывалось в полной мере в ансамбль площади. Поэтому через четыре года здание разобрали. Проект новой биржи разработал французский архитектор Ж.Ф. Тома де Томон. Здание, выполненное по типу храмов Древней Греции, построили в 1804 – 1816 годах. Аттик фасада украшен скульптурной группой «Нептун с двумя реками», а с противоположной стороны биржи – скульптурная группа «Навигация с Меркурием и двумя реками». С 1940 года здесь располагается Центральный военно-морской музей – один из старейших в Петербурге.

В 1826 – 1832 годах по проекту архитектора И.Ф. Лукини с обеих сторон от здания Биржи построены южный и северный пакгаузы – закрытые складские помещения. Сейчас в южном пакгаузе размещается Зоологический музей. За северным биржевым пакгаузом симметрично зданию Кунсткамеры (по отношению к ансамблю стрелки) находится здание Таможни, построенное также архитектором И.Ф. Лукини в классическом стиле. С 1927 года здесь размещается Институт русской литературы – Пушкинский дом. В ансамбль стрелки входит также Главное здание Академии наук, которое расположено между Кунсткамерой и зданием Двенадцати коллегий.

По проекту Тома де Томона в ансамбль стрелки Васильевского острова также были включены две ростральные колонны-маяки. Колонны установили на стрелке в 1810 году. Одна из них служила долгое время маяком для судов на Малой Неве, а другая – указывала путь в Большую Неву. Колонны-маяки действовали вплоть до 1885 года. Колонны являются памятником военно-морской славы, символом морского могущества России. Колонны украшены рострами, причем каждый ростр декорирован фигурой наяды (речного божества). У подножия обеих колонн – две мужские и две женские фигуры из пудожского камня, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву. Биржевая площадь образовалась после того, как стрелка была поднята подсыпкой грунта, а Нева «отодвинута» на сто метров. Стрелка Васильевского острова была и остается популярным местом народных гуляний. Ансамбль стрелки органично связан со шпилем колокольни Петропавловского собора, со зданиями на набережных Большой и Малой Невы.

Университетская набережная

От Биржи отправляемся вдоль Большой Невы по Университетской набережной.

Сразу за скромным зданием южного пакгауза (ныне – Зоологического университета) следует парадное здание музея Антропологии и Этнографии (кунсткамеры), старейшего музея России. В этом же здании находится музей Ломоносова.

Проходим мимо Академии наук (желтое здание с колоннадой, архитектор Джакомо Кваренги). Далее вдоль Университетской набережной идут строения, которые занимает Санкт-Петербургский университет.

Самое старое из них – красно-белое здание Двенадцати коллегий (1744 года постройки) – было построено по проекту Трезини для размещения коллегий (прообраза теперешних министерств). Оно стоит перпендикулярно к набережной вдоль Менделеевской линии. Менделеев в этом здании преподавал, здесь находится его музей, а также Палеонтологический музей и Петропавловская церковь.

Следующее здание – Ректорский флигель.

За ним следует бывший Дворец Петра II (ныне филфак и восточный факультет университета). Во дворце имеется большой внутренний двор с любопытными скульптурами (чтобы пройти через университетскую проходную, надо иметь с собой паспорт).

Манеж Кадетского корпуса, сейчас ресторан Беллини

Дворец Меншикова – все, что осталось от огромной усадьбы. Первое каменное здание Санкт-Петербурга.

Усадьба Меньшикова простиралась от Большой до Малой Невы. Она была построена очень быстро, за 4 года (1710-1714) и включала в себя несколько зданий, хозяйственные постройки, сады. Во дворце был проведен водопровод. Для отделки комнат выписали голландские изразцы и китайский шелк.

Впоследствии в здании располагался Кадетский корпус, а в советское время – Военно-политическое училище. Сейчас это филиал Эрмитажа, его можно посетить. Роскошные интерьеры Меншиковского дворца постарались воссоздать в прежнем виде.

От Дворца Меншикова начинается отсчет линий Васильевского острова: за дворцом проходят Кадетская и Первая линии.

На другой стороне Невы возвышается золоченый купол Исаакиевского собора. Вдоль Английской набережной выстроились дома.

Проходим тенистый сквер Румянцева. В центре сквера стоит обелиск в честь победы наших войск в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Кстати, сам фельдмаршал Румянцев-Задунайский учился в том самом Кадетском корпусе, рядом с которым разбит сквер.

От сквера вглубь острова отходит покрытая брусчаткой улица Репина – одна из самых первых улиц Санкт-Петербурга и самая узкая улица города (шириной 5,5 — 6 м).

В сквере Румянцева стоят памятники художникам Репину и Сурикову, а набережная продолжается еще одним представительным зданием в стиле классицизма, в котором размещена Российская Академия художеств и музей Академии.

Академия художеств, вид с Благовещенского моста

Напротив Академии художеств на набережной находятся два египетских сфинкса.

За Академией раскинулся Академический сад (сад – громко сказано, просто сквер). В его глубине стоит  общежитие Академии, а сбоку — мозаичное отделение.

В дальнем углу сада внимательный путник обнаружит памятник Клодту (который специализировался на скульптурах коней).

Напротив памятника Клодту стоит интересный дом в стиле модерн (2-я линия ВО, дом 9)

Проходим мимо Благовещенского моста. Он был построен в 1850 году и стал первым постоянным мостом через Неву.

Мост упирается в площадь Трезини. На площади стоит памятник Доменико Трезини, автору первоначального плана застройки Санкт-Петербурга. Памятник установлен перед домом Трезини, где итальянский архитектор жил вместе с семьей и где у него была мастерская. Сейчас там роскошный пятизвездочный бутик-отель Trezzini Palace.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector