Шуваловский дворец

История Шуваловского дворца в Санкт-Петербурге

Точную дату постройки одного из самых красивых исторических зданий Санкт-Петербурга, дворец Шувалова на набережной реки Фонтанки, дом 21, определить не удается.

Первыми владельцами дворца были граф и графиня Воронцовы. В 1799 году дворец выкупает супруга гофмейстера Д.Л. Нарышкина – Мария Антоновна. Будучи большим ценителем и любителем искусства, Нарышкин приобретал для своего «Музеума».

В 1844 г. в связи с предстоящей свадьбой наследницы дома Софьи Львовны Нарышкиной и Петра Павловича Шувалова началась перестройка дворца, продолжавшаяся вплоть до 1859 года.

После свадьбы в 1846 году Нарышкиной Софьи Львовны и  графа Петра Павловича Шувалова закончился «Нарышкинский» период дворца на Фонтанке и начался «Шуваловский».

После революции 1917 года дворец графини Шуваловой был национализирован 1 августа 1918 года. С 1919 по 1925 годы в Шуваловском дворце был открыт Музей дворянского быта.

В 1963 году было принято решение об открытии в Шуваловском дворце Дома дружбы и мира с народами зарубежных стран. Дворец почти 30 лет существовал без капитального ремонта и постепенно разрушался.

Faberge Museum

To purchase tickets in advance of your visit please click here.

World’s largest collection of works by Faberge is at the Shuvalov Palace in St. Petersburg.

About the Museum

Faberge Museum in St. Petersburg was founded to preserve, study, and promote Russia’s cultural heritage as well as to develop the city’s extensive network of museums. The museum’s collection contains the world’s largest collection of works by Carl Faberge, including nine of the famous Imperial Easter Eggs, regarded not only as the finest jeweled works of art, but also as unique historical artifacts. The museum’s collection also includes decorative and applied works made by the Russian masters of the late 19th and early 20th centuries. The museum is located in the Shuvalov Palace on the Fontanka River — one of the most beautiful palaces in St. Petersburg.

21, Fontanka River Embankment, St. Petersburg, Russia.

+7 (812) 333 26 55

Be the first to receive notification of Museum news and events.

Successful purchase

You will be notified of the details of the delivery from our manager soon. Thank you for your choice!

Несмотря на внешнюю скромность Шуваловский дворец можно назвать одним из наиболее интересных архитектурных памятников Северной столицы. Этот дом имеет большое культурное значение, поскольку связан со многими историческими личностями нашей страны. Шуваловский дворец на набережной реки Фонтанки был построен неизвестным архитектором в конце 18 века и сначала принадлежал графу Воронцову. Чуть позже, в начале 19 века, здесь поселилась семья графа Нарышкина.

Новые хозяева любили светский образ жизни и сразу же стали перестраивать особняк под себя. Так в Шуваловском дворце появились музей и огромный танцевальный зал. Этот особняк славился своими балами. Таких пышных балов и маскарадов, как у Нарышкиных, в Петербурге больше не было нигде. Сюда съезжались танцевать самые известные люди города — Державин, Пушкин, Крылов.

У Нарышкиных был самый большой в стране оркестр роговой музыки, который часто давал концерты в Шуваловском дворце.

Главным гостем здесь всегда считался император Александр I. Дело в том, что Мария Антоновна, жена Дмитрия Нарышкина, была фавориткой императора. Об этом пикантном факте знали все включая хозяина дома. По сути, Мария Антоновна жила на два дома. Нарышкины имели шестерых детей, но лишь одну дочку Дмитрий Львович считал своей родной. Отцом остальных ребят был Александр I. Интересно, что Нарышкин и Александр I не были врагами. Дмитрий Львович одинаково любил всех детей, а император в свою очередь оставил главе семейства приличную сумму на воспитание подрастающего поколения.

Впоследствии Нарышкины покинули Северную столицу, и в доме поселились их родственники, продолжившие традиции шумных балов. Интересно, что именно в Шуваловском дворце свое совершеннолетие праздновал Александр II. В тот день на бал приехала почти тысяча человек.

Чуть позже Софья Львовна Нарышкина вышла замуж за Петра Шувалова. С того времени здание стали называть по фамилии нового хозяина. По просьбе главы семьи архитектор Ефимов начал реконструкцию дома. Стоит отметить, что за все время своего существования дворец так часто перестраивали, что теперь уже неизвестно, как он выглядел в самом начале.

После революции дворец национализировали и открыли здесь музей быта. Через несколько лет его упразднили, а прекрасные коллекции живописи, фарфора, серебра и фаянса передали Эрмитажу. Позже в здании Шуваловского дворца находились разные организации, в том числе Дом печати, Дом инженерно-технических работников и Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран. Сейчас здесь расположен Центр международного сотрудничества.

Дворец Белосельских-Белозерских

Последний частный дворец Невского проспекта.

Построен для представителей одного из древнейших русских дворянских родов. Считается одним из лучших образцов аристократического дома середины XIX века.

Переделан из особняка в стиле ампир, который был построен в начале того же века. Также были изменены и интерьеры.

В 1884 году дворец был выкуплен казной для брата Александра III, Сергея, и получил название Сергиевского.

После Октябрьской революции в здании находился райком партии. Впоследствии прекрасно сохранившийся особняк передали Комитету по культуре.

Интерьеры дворца, картины, мебель и отделка  сохранены почти без изменений.

Музей Фаберже и интерьеры Шуваловского дворца

Посетив музей Фаберже, можно не только прикоснуться к уникальной коллекции, но также и прогуляться по отреставрированным помещениям бывшего Шуваловского дворца, интерьеры которого впечатляют уже сами по себе.

Парадная лестница

Парадная лестница была выстроена в 1840-х годах Николаем Ефимовичем Ефимовым на месте главного проезда и окаймлена галереей для демонстрации скульптуры. Позднее архитектор Рудольф Богданович Бернгард возвел над лестницей роскошный декорированный лепниной купол.

Рыцарский зал

В зале представлена военная тема в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которая объединяет акварели Карла Карловича Пиратского и Петра Ивановича Балашова, с изделиями фарфора и предметами из серебра.

Рыцарский зал получил название по фризу с изображением средневекового рыцарского турнира.

Красная гостиная

Красная гостиная отведена под коллекцию русского художественного серебра 18 — начала 20 веков. В отдельных витринах представлены выдающиеся произведения лучших столичных фирм (К. Фаберже, П. Сазикова, Никольса и Плинке, братьев Грачевых, Тигельштейна), носивших высокое звание Поставщиков Высочайшего Двора.

Синяя гостиная

В центральной гостиной дворца представлены императорские пасхальные яйца, принадлежавшие последним Романовым. Именно эти изделия, каждое из которых имеет свою уникальную историю, прославили фирму Фаберже на весь мир.

Золотая гостиная

В зале представлены царские подарки, objets de fantaisie фирмы Фаберже и презентационные коробки.

Значительная часть экспонируемых в Золотой гостиной предметов связана с представителями династии Романовых и их родственниками за границей.

Особого внимания заслуживают фантазийные произведения, выполненные мастерами фирмы Фаберже, и золотые коробки с портретами российских императоров.

Аванзал

В Аванзале представлена коллекция предметов быта состоятельных людей, демонстрирующая богатую цветовую палитру эмалей-гильоше, и драгоценные ювелирные украшения — в наименьшей степени сохранившаяся часть наследия фирмы Фаберже.

Белая и Голубая гостиные

В залах представлен русский фарфор 19 века. Белая гостиная открывает тему русского эмальерного искусства предметами из мастерских Павла Овчинникова.

Выставочный зал

В Выставочном зале, который при первых Шуваловых назывался «Большим кабинетом» и в котором находился домашний музей, сегодня экспонируются камнерезные изделия фирмы Фаберже и живописные полотна русских мастеров 19 столетия.

Готический зал

В Готическом зале, некогда бывшем кабинетом графа Петра Шувалова, собрана коллекция русских икон 16-20 веков, большая часть из которых украшена богатыми драгоценными окладами известнейших ювелиров Москвы и Петербурга.

Верхняя буфетная

В Верхней буфетной собраны картины русских и французских мастеров конца 19 — начала 20 вков, имена которых связаны с импрессионизмом и неоимпрессионизмом.

Особого внимания заслуживают произведения Пьера Огюста Ренуара и выдающегося русского импрессиониста — Константина Коровина.

В зале также представлены образцы русского фарфора, ведущее положение среди которых занимает дворцовая ваза с росписью Федора Ивановича Красовского.

Бежевый зал

В Бежевом зале можно составить представление о формах и фасонах посуды, имевшей хождение в быту императорской России. Также как и представленные в зале портсигары, они демонстрируют различные техники обработки серебра и декорирования эмалями.

Коллекция

Коллекция представляет крупнейшее в мире собрание работ фирмы Фаберже, основанной в 1842 году. Более 4 тысяч единиц хранения относятся ко всем направлениям известной на весь мир фирмы: ювелирные украшения, пасхальные шедевры, иконы, памятные вещи, фарфор, сувениры, столовое серебро.

Многие из произведений искусства принадлежали императорской фамилии и европейским монархическим дворам. Самые ценные предметы в коллекции — девять пасхальных яиц, подаренных в своё время императорам Александру III и Николаю II. Всего было создано 71 яиц, из которых 54 являются императорскими. Подробнее о шедеврах коллекции.

Помимо работ Фаберже представлены украшения выдающихся русских ювелиров — Овчинникова, Хлебникова и других.

Юлия

Выставочные залы дворца Шувалова

Шуваловский дворец — один из красивейших петербургских дворцов. Прежде чем в его стенах разместился музей, была проведена масштабная многолетняя реставрация здания — первая за всю его 200-летнюю историю. Площадь дворца — приблизительно 4 700 квадратных метров.

Каждая экскурсия по музею начинается с роскошной парадной лестницы, построенной в первой половине XIX века. С боков её окружает галерея с нишами для демонстрации скульптур, а сверху возведен богато украшенный лепниной купол.

Юлия

Вся коллекция размещается в 10 залах на втором этаже:

  • Рыцарский зал — это кубки, посуда, шкатулки и другие предметы из серебра и фарфора, которыми одаривали победителей военных кампаний. Стены зала обрамляет барельеф, изображающий рыцарский поединок.
  • Красная гостиная — второй выставочный зал. Хранит в себе лучшие образцы русского художественного серебра XVIII — начала XX веков, изготовленные ювелирами Фаберже и других мастерских.
  • Синяя гостиная — главный выставочный зал музея, где выставлены всемирно известные пасхальные яйца Фаберже. Каждый из экспонатов — это подлинный шедевр ювелирного дела со своей историей.
  • Золотая гостиная — бывшая столовая, а ныне хранилище императорских подарков. Основа экспозиции — сувениры от фирмы Фаберже, золотые табакерки с государственной символикой и портретами русских императоров.

Юлия

  • Аванзал — это собрание ювелирных украшений, аксессуаров и предметов быта. Особенность коллекции заключается в утраченной технологии мастеров Фаберже — покрытии эмалью-гильоше с богатейшей цветовой палитрой.
  • Белая и Голубая гостиные — здесь представлены эмалированные изделия, выпущенные ювелирной фирмой Павла Овчинникова, а также русский фарфор XIX века.
  • Выставочный зал — бывший домашний музей Шуваловых. Сегодня здесь размещаются резные каменные изделия XIX–XX веков и полотна русских художников XIX века, включая работы Ивана Айвазовского и Василия Поленова.
  • Готический зал — он же кабинет графа Шувалова. Здесь бережно хранится наследие русских иконописцев — иконы XVI–XX веков, обрамленные в серебряные оклады лучшими ювелирами столицы.
  • Верхняя буфетная — обитель живописи русских и французских художников-импрессионистов конца XIX — начала XX веков. Среди экспонатов также присутствуют фарфоровые изделия, в том числе дворцовая ваза с росписью Ф. И. Красовского.

История

Парадная лестница дворца в 2015 году

Частная собственность

Детали постройки неизвестны, но дворец Нарышкина-Шувалова был построен в конце 18 века, возможно, по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги . Первыми владельцами дворца были граф и графиня Воронцовы.

В 1799 году дворец приобрела Мария Нарышкина , урожденная княгиня Мария Четвертынская-Святопелк (которая была польским дворянином и в течение 13 лет была любовницей царя Александра I ). Ее муж, Дмитрий Львович Нарышкин, наполнил его великолепными произведениями искусства и мраморными скульптурами, а также предметами старины, включая драгоценные камни, монеты и оружие. Дворец стал центром петербургского общества, а его большой бальный зал, также известный как Александровский или Белый Колонный зал, принимал светские балы с участием до 1000 человек. Самый известный бал прошел 29 апреля 1834 года по случаю 16-летия царевича Александра Николаевича, будущего императора Александра II .

В 1844 году дворец подвергся капитальному ремонту к свадьбе Софьи Львовны Нарышкиной, единственной дочери Льва Нарышкина и Ольги Потоцкой , с графом Петром Павловичем Шуваловым . После свадьбы 1846 года дворец стал называться Нарышкино-Шуваловским. Реставрация дворца Нарышкина-Шувалова продолжалась до 1859 года, за это время он был переделан в стиле неоренессанса французским архитектором Бернаром де Симоном и русским Николаем Ефимовичем Ефимовым.

Когда в 1914 году началась Первая мировая война , последняя владелица дворца Елизавета Владимировна Шувалова пожертвовала дом для использования в качестве военного госпиталя для раненых солдат. Большой бальный зал использовался как офицерская палата. После революции 1917 года Шуваловский дворец был национализирован 1 августа 1918 года.

Советское время

После революции знаменитые произведения искусства и древности дворца были стратегически спрятаны в секретных укрытиях. Первые предметы были обнаружены в 1919 году, когда был перенесен лазарет времен Первой мировой войны. Под камином в «Синей комнате» была обнаружена большая кладовая с картинами, фарфором и лиможской эмалью .

С 1919 по 1925 год во дворце работал «Музей аристократического быта». После закрытия музея большая часть шуваловских коллекций была передана в Эрмитаж и Русский музей , а часть экспонатов осталась в музейном фонде.

В то время дворец служил типографией, а в 1930-х годах — проектным институтом. Во время блокады Ленинграда в результате обстрелов и бомбардировок дворец сильно пострадал. 14 сентября 1941 года бомба полностью разрушила дворовое крыло. Зажигательная бомба нанесла еще больший ущерб, когда она прошла через крышу на чердак над Александровским залом, вызвав разрушительный пожар, в результате которого обрушилась крыша.

«РОСТЕХ» — это перспективно

Впрочем, ВНИИТВЧ – это все-таки не только уникальные исторические здания, в стенах которых он расположен уже почти семьдесят лет. Это — мощный научный центр с непростой судьбой, трудным настоящим, но, хочется надеяться, оптимистичным будущим. Чем же сегодня живет ВНИИТВЧ?

 Генеральный директор ВНИИТВЧ Петр Яременко. Фото предоставлено ВНИИТВЧ.

Генеральный директор института Петр Яременко:  — До конца 1980-х годов это был процветающий институт, в его научно-производственную площадку входило пять заводов, которые выпускали серийную продукцию, разрабатывавшуюся в институте. Наши заводы были на Урале, на Украине, в Армении, под Москвой. Все они потом стали акционерными обществами и живут сами по себе. На 1990-й год институт и пять опытных заводов насчитывали порядка 10 тысяч сотрудников. Сейчас во ВНИИТВЧ немногим более ста сотрудников. В нашем распоряжении сегодня есть только опытное производство, которое находится здесь, на территории института. Мы можем изготавливать тут штучные экземпляры по индивидуальным заказам. 

Нашими наработками пользуются фактически во всем мире, но о том, что изобретения были сделаны у нас, как-то забывают. Далеко ходить не надо: сегодня в каждой кухне есть микроволновая печь. А первое такое устройство было изобретено здесь, в нашем институте, еще в 1965 году.

Уверен: еще как минимум лет пятьдесят институт будет востребованным, а если мы перейдем на альтернативные источники энергии, которые будут преобразовываться в электричество, то наши разработки будут все более и более актуальными. Токи высокой частоты – это не только атомные станции, ТЭЦ, ГЭС и тому подобное. Все то, что создает электричество, может быть использовано в токах высокой частоты. А от закалки металла никто никогда не откажется. Это одна из основных, на сегодняшний момент, возможностей сделать металл как можно более прочным. До тех пор, пока металл будет использоваться в любом производстве, работа над изменением свойств металла никуда не денется.

Поэтому, институт занимается не только закалкой металла, но и разработками ультразвуковых установок, позволяющих получать новые свойства металлов, применяемых, в том числе, и в медицине. Давным-давно мы разработали ультразвуковые скальпели. Первый ультразвуковой скальпель для микрохирургии глаза был создан именно у нас, а никак не в Германии. Над выращиванием кристаллов весь мир работает по наработкам нашего института. У нас еще продолжают трудиться люди, которые отдали институту всю свою жизнь. У нас есть уникальные специалисты, равных которым нет во всем мире. Их опыт и знания ни в коем случае не устарели. 

Наша структура следующая: ВНИИТВЧ – акционерное общество. Акции сейчас передаются госкорпорацией «Ростех» в управление холдингу «РТ-Химкомпозит». Это 100% дочернее предприятие ГК «Ростех», оно руководит жизнью предприятия.

Какие у ВНИИТВЧ перспективы на ближайшие годы? Есть несколько направлений – индукционный нагрев, высокочастотная закалка, ультразвуковая очистка. Эти направления развивались здесь много лет, они и сегодня востребованы. Мы сейчас максимально продвигаем кооперацию внутри нашего Холдинга. Чаще всего ВНИИТВЧ выполняет работы, больше похожие на научно-исследовательские. Причем такие, которые никто никогда не делал, а мы за них беремся.

«Ростех» рассмотрел план финансового оздоровления ВНИИТВЧ на 2017-2021 годы. Он подразумевает оптимизацию имущественного фонда, оптимизацию расходов, увеличение заказов по тем моментам, которые мы можем сделать в части серийного изготовления, увеличение кооперации с предприятиями ГК «Ростех».

Мы налаживаем работу с институтами: нашими площадками всегда были Политехнический институт и ЛЭТИ. Ведем переговоры о привлечении к нам молодых специалистов. Перспектива работать внутри комплекса «Ростеха» — очень хорошая. Это крупнейшая в России государственная корпорация, и работа в ней так же престижна, как в «Газпроме» или «Лукойле». Мы можем гарантировать интересную работу, возможность развиваться в научном плане, здесь очень много шансов получить научную степень. Здесь есть широкий простор для научно-производственной работы.

Музей Фаберже

Музей Фаберже является частным. После открытия он стал первым в России негосударственным музеем федерального масштаба.

История музея берёт начало с 2004 года, когда российский предприниматель Виктор Вексельберг приобрел знаменитую коллекцию изделий фирмы Фаберже, принадлежавшую наследникам американского медиамагната Малкольма Форбса.

Тогда коллекция насчитывала более 200 предметов, включая 9 уникальных пасхальных яиц, созданных Карлом Фаберже для двух последних русских императоров. Приобретя коллекцию на торгах (всю целиком) Виктор Вексельберг спас коллекцию как единое целое и вернул уникальные предметы на родину — в Россию, для того чтобы сделать их доступными для публики.

В последующем коллекцию Фаберже дополнили и другие предметы знаменитых русских ювелиров 19 — начала 20 века, собираемые в течение 10 лет по всему миру: в Европе, Азии, Северной и Южной Америках.

Таким кропотливым образом удалось создать бесценное собрание русского ювелирного искусства.

Сегодня в центре коллекции лежит крупнейшая в мире коллекция изделий фирмы Фаберже, насчитывающая более 1000 единиц: так называемые фантазийные предметы, ювелирные украшения и аксессуары, парадное серебро, драгоценную галантерею и интерьерные вещи.

Также в музее находятся и другие драгоценные предметы, связанные с историей Дома Романовых: вещи личного обихода и официальные «кабинетские» подарки, поднесенные выдающимся людям того времени от лица русского императора.

Помимо этого в музее Фаберже экспонируются коллекции русского фарфора 19 века, эмали, камнерезные изделия, русские иконы, живопись и серебро.

— пасхальное яйцо «Курочка». Первое яйцо императорской серии, подарок императора Александра III супруге — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1885 года. Санкт-Петербург, 1885, фирма К. Фаберже, мастер Э. Коллин;

— пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс». Подарок императора Александра III супруге — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

— пасхальное яйцо «Бутон розы». Подарок Императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1895 года. Санкт-Петербург, 1895, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

— пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, миниатюры И. Цейнграфа;

— пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897, Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, копия кареты изготовлена Г. Штайном;

— пасхальное яйцо-часы «Петушок». Подарок Императора Николая II матери — вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1900 года. Санкт-Петербург, 1900, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

— пасхальное яйцо «Лавровое дерево». Подарок Императора Николая II матери — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911, фирма К. Фаберже;

— пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Подарок императора Николая II супруге — императрице Александре Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911, фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрём, художник-миниатюрист В.Зуев;

— пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия». Подарок императора Николая II матери — императрице Марии Федоровне, на Пасху 1916 года. Петроград, 1916, фирма К. Фаберже.

Музей Истории Аничкова Дворца

Работает в помещениях, где ранее располагался личный музей императора Александра III. Богатейшая экспозиция рассказывает об истории роскошного дворца и его обитателей от момента постройки до наших времен.

Сохранились экспонаты из императорского музея.

Другая часть экспозиции посвящена деятельности бывшего Дворца пионеров (ныне – ГОУ «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных»). Здесь выставлены документальные свидетельства успешной работы педагогов по выявлению и развитию повышенных способностей у детей – олимпийские медали, спортивный инвентарь чемпионов, которые начали свой путь во Дворце пионеров.

Воронцовский дворец

Дворец в стиле барокко, выстроенный по проекту Ф. Растрелли для вице-канцлера Империи М. Воронцова в середине XVIII века.

Фасады и интерьеры особняка отделывались с большим размахом и роскошью. Однако, Воронцов прожил в этом доме совсем недолго.

После отъезда канцлера за границу дом перешел в казну.

За полтора столетия во дворце был и гостевой дом, и резиденция мальтийского ордена, и торговые помещения, и даже пажеский корпус. В этот период были утрачены роскошные интерьеры.

В советское время здание занимали различные организации, потом его передали суворовскому училищу.

В настоящее время ведутся работы по реставрации мальтийской капеллы.

Дворец Безбородко

Шедевр архитектуры последней четверти XVIII века. Был построен для государственного чиновника эпохи Екатерины II А. А. Безбородко.

Дворец построен в результате объединения двух соседних домов. Он отличался скромным внешним обликом и роскошными интерьерами.

В начале XIX века особняк был продан наследниками Безбородко Почтовому ведомству. На протяжении многих лет здание серьезно перестраивалось и перепланировывалось. От первоначального вида не осталось практически ничего. Зато восстановлен облик XIX века. Действует домовая церковь.

В настоящее время в здании находится музей связи.

Интересные факты:

Дворец, построенный для графа Шувалова в середине XVIII века, занимал все пространство от Итальянской улицы до Невского проспекта по соседству с Летним дворцом императрицы Елизаветы Петровны. Это был один из самых роскошных петербургских дворцов того времени. Позже этот комплекс был несколько раз перестроен и окружен другими строениями, однако, центральный трехэтажный дворец и по сей день сохранил свое значение памятника барочного зодчества, несмотря на более поздние архитектурные добавления в стиле классицизма.

Характерная деталь оформления здания — объемная центральная часть. Этот трехгранный ризалит на главном фасаде, декорированный с внешней стороны полуколоннами, скрывает за собой восьмиугольный зал по центру второго этажа. Остальные черты елизаветинского барокко проявляются в виде 

фронтона лучковой формы и антаблемента над колоннами. Все эти детали декоративного оформления фасада прекрасно прорисованы.



Внутри дворца сегодня сохранилась оригинальная отделка вестибюля, украшенного низкими колоннами с капителями. Интерьеры щедро оформлены лепниной, правда, большая часть этого декора — уже следы перестроек здания в XIX веке.

Известно, что во дворце часто гостил М. В. Ломоносов, вместе с графом Шуваловым они обсуждали планы создания Московского университета. Также, после учреждения Академии художеств, пока она не обзавелась собственным зданием, ее студенты первое время обучались в Шуваловском дворце.

Из-за дворца И. И. Шувалова нынешняя Малая Садовая улица одно время (в 1781-1829 годы) именовалась Шуваловским переулком.

После того как с воцарением Екатерины II граф И. И. Шувалов был отлучен от двора и уехал из России, в конце XVIII века дворцом поочередно владели вельможи И. С. Барятинский и А. А. Вяземский, благодаря чему петербуржцы прозвали этот дворец «генерал-прокурорским домом». С 1797 года дворец переходит во владение казны и здесь размещается министерство юстиции России. После революции 1917 года в здании расположился Музей гигиены.

Дворец И. И. Шувалова включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Итальянская улица, 25.

Дворец И. И. Шувалова на карте:

Как добраться:
Дворец находится на Спасском острове между Итальянской, Садовой и Малой Садовой улицами.

Ближайшая станция метро — «Гостиный Двор». Наземный транспорт — остановки «Манежная площадь», «Инженерная улица».

История возведения дворца

Участок, на котором сейчас возвышается дворец, в середине восемнадцатого века принадлежал Ивану Шувалову — одном из фаворитов императрицы Елизаветы Петровны, меценату, в числе заслуг которого — основание Московского Университета и Академии Художеств. Во время правления Елизаветы Шувалов занимал высокую должность при дворе, был в почете у императрицы, оказывал немалое влияние как на внешнюю, так и на внутреннюю политику Российской Империи. Однако после смерти Елизаветы, в годы правления Екатерины Второй, Шувалов оказался в опале, провел некоторое время за границей и в политической жизни России больше участия не принимал.

Интересно, что перед тем, как был выстроен дворец Шувалова, на этом месте стояла усадьба Прасковьи Иоанновны — племянницы великого государя Петра Великого. Царевна проживала в небольшом дворце, называвшемся «Парашиным», но занимать его слишком долго ей не пришлось: впав в немилость Петра Великого, она была вынуждена передать свою усадьбу лейб-гвардии Семеновского полка. Таким образом, вплоть до 1742 года усадьбой владели военные.

А далее настала очередь Шувалова… Возводить особняк «с нуля» для него не пришлось: здание решили просто основательно перестроить – таковым был особый знак внимания со стороны государыни Елизаветы.

Всем процессом руководил известный петербургский архитектор Савва Чевакинский. Работы продлились всего два года: уже к 1755 году особняк был полностью достроен — тогда там и поселился Шувалов вместе со своей супругой, графиней Маврой Егоровной.  

Усадьба стала настоящим средоточием пышной жизни Петербурга эпохи дворцовых переворотов: там постоянно проводились различные балы-маскарады. В 1754 г. именно во дворце Шувалова праздновался первый день рождения внука Елизаветы Петровны –  будущего императора Павла Первого. Здесь собирались видные государственные деятели и важные при дворе персоны.

Следует отметить, что Шувалов был человеком очень разносторонним. Он не только активно занимался политикой, но и очень любил искусство. Много лет,  в частности, занимался собиранием картин: в итоге образовалась целая галерея. 

После кончины отца Шувалов-сын, не особо заинтересованный владением особняка, решил продать его в императорскую казну.

В 1760-х гг. дворец пережил возведение надстройки и расширение. Работами руководил архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот. По его проекту парадный вход с набережной перенесли во внутренний двор, а центр главного фасада отделали портиками. Появился и третий этаж. Увы, практически ничего не сохранилось от грандиозной перестройки усадьбы Валлен-Деламотом, кроме высокой дворцовой ограды. В помещение вскоре въехал новый владелец — Александр Алексеевич Вяземский.

В конце восемнадцатого века здание переходит к государству, и до 1917 года в нем заседает Министерство юстиции Российской империи, а потом – и Временного правительства.

Дворец великой княгини Ольги Александровны

Особняк, занимающий сразу два участка по ул. Чайковского. С первой трети XIX века принадлежал представителям древнего рода Барятинских. При них здание не раз перестраивалось, менялись интерьеры. На Барятинских работали известные архитекторы того времени.

В конце XIX века особняк выкупил императорский двор. Вскоре там стали жить великая княгиня Ольга Александровна и принц Ольденбургский.

Интерьеры дома были переделаны в стиле модерн.

После 1917 года в особняке располагались различные учреждения и коммунальные квартиры. Большая часть внутреннего убранства была утрачена.

С конца ХХ века ведутся работы по реставрации интерьеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector