Тадж махал в индии

Будівництво

  1. Під час будівництва було задіяно понад 20 тисяч осіб і 1 тисяча слонів. З усіх людей хто взяв участь у будівництві, було лише 2 європейця.
  2. Мармур для мавзолею перевозили бики в спеціальному 15 кілометровому пандусі.
  3. Щоб доставити воду до місця будівництва, була створена канатно-відерна система.
  4. Внутрішній простір Тадж-Махала виконано у формі восьмикутника, до кожної сторони якого підведена окрема кімната і прохід до неї.
  5. Інтер’єр мавзолею виконаний таким чином, щоб відлуння затримувалося всередині на 28 секунд. Таким чином, молитви ще витають в повітрі, незважаючи на час.
  6. Для того, щоб побудувати Тадж-Махал, площу, де він стоїть зараз, підняли на 50 метрів від рівня річки.
  7. У зв’язку із забрудненням навколишнього середовища, в Індії часто йдуть кислотні дощі. Через це стіни жовтіють. Щоб підтримати білизну будівлі, його відбілюють спеціальною глиною.

Загадки Тадж-Махала

Интересно увидеть Тадж-Махал в разное время суток: в жаркий полдень стены белоснежные, во время заката — нежно-розовые с лиловым оттенком, под луной они кажутся серебристыми. Мрамор привозили за 300 км и добывали его в Раджастхане.

Тадж-Махал покрыт драгоценными камнями и золотыми элементами росписи

Мавзолей инкрустирован драгоценными камнями и самоцветами, декор выкладывали чёрным мрамором, где остались надписи из Корана. Из разных уголков мира везли камни: русский малахит, багдадский сердолик, тибетскую бирюзу, сиамские сапфиры и рубины, цейлонскую ляпис-лазурь, египетский хризолит.

Есть и некоторый визуальный изъян: так как гробница императора не планировалась в Тадж-Махале, то вышло так, что после смерти пришлось похоронить Шах-Джахана рядом с супругой и возвести для него гробницу. Надгробие Мумта-Махал располагается по центру строения в соответствии с идеальной симметрией.

Посещение открыто в дневное время в любой день, кроме пятницы

В планировке находится много скрытых символов: кипарисы в парке олицетворяют печаль, входные ворота содежат аяты — откровения Корана, которые заканчиваются фразой «Войди в мой рай!». Версий такой символичностей достаточно, но увидев воочию великолепное сооружение хочется думать, что это просто мужчина, который безмерно тосковал по умершей жене.

К сожалению, белоснежная постройка постепенно разрушается. На стенах замечают трещины, современная грязная атмосфера действует разрушительно на цвет мавзолея, даже минареты уже не строго симметричны и вертикальны, со временем им грозит обрушение. Это не всё: из-за обмеления реки Джамны происходят изменения в структуре почвы, что в свою очередь пагубно действует на фундамент.

Как добраться: Агра расположилась в 200 км от Дели, откуда ходят поезда до Калькутты, Мумбаи, Гвалиора (Агра находится по пути). Ехать придётся не менее 2х часов до бывшей столицы Империи Моголов, а до Тадж-Махала нужно нанять такси или рикшу.

Тадж Махал — изысканная красота и величие индо-мусульманской архитектуры.

Можно любоваться им из парка или с крыши отеля — величие и невесомость сооружения оставит след в твоей душе. Тадж реально меняется в течение дня. Утром на восходе его стены и куполя окрашиваются нежно-розовым с оранжевым отблеском, днем оттенки становятся бело-воздушными, а к вечеру мавзолей сереет, чтобы исчезнуть в дымке, накрывающей Агру. Меняются визуальные пропорции здания — оно то прижимается к земле, то вырастает ввысь к небосводу. Я видела эти метаморфозы своими глазами — впечатляет не то слово.

Тадж Махал вблизи поражает красотой, размерами и невероятными элементами отделки.

Мы жили в районе Тадж Нагри в 1км от Восточных ворот Тадж Махала — это пешком примерно 12-15 минут. К воротам ведет относительно ухоженная улица, окруженная парками и шикарными отелями. Начиная от пешеходной зоны этой улицы, к тебе будут приставть назойливые гиды и конные повозки, желающие подвезти туриста) От шлагбаума до Таджа всего-ничего. Хотя на повозке прокатиться прикольно)

В Восточные ворота запускают местных туристов по билетам за 20 рупий. Кассы для иностранцев находятся около Главных ворот. Дойти от Восточных ворот до Главных просто — двигайся вдоль высокой каменной стены минут 5 и ты на месте. Правда, на пути будут улочки Старой Агры) — но ты же хочешь приключений и впечатлений!

Площадь Тадж Махала огромна и, как бы готовит посетителей к величию главной достопримечательности Индии — Тадж Махала. Элементы украшения стен и куполов надо осматривать прямо от Главных ворото Таджа. Слева и справа буду мраморные барельефы, которые все должны были быть симметричными — но это не так. Увлекательно найти отличия в лотосах) 

Далее тебя ждут сады, каналы, фонтаны. 

Комплекс, естественно, уступает тому, что мы привыкли видеть даже в России. Газоны и цветники выглядят простенько, фонтаны вообще обыденно. Я немного разочаровалась от такой серости территории комплекса. Однако, все это меркнет в величии и значительности главной достопримечательности — Тадж Махала, который доминирует над комплексом, над посетителями, даже над рекой и небом.

Тадж Махал стоит в окружении минаретов на гигантской платформе в глубине комплекса. Слева от него мечеть, а справа гостевой дом — они выполнены из красного песчанника, который используется при строительстве фортов. При входе на платформу Таджа нужно надеть бахилы, ну, или разуться. Местные ставят свои шлепки в деревянные ячейки справа по ходу — у выхода с территории мавзолея. Иностранным туристам надо заходить слевой стороны — отдельно от местных.

Тадж весь покрыт просто безумной мозаикой и инкрустациями. Все мозаичные и геометрические орнаменты выполнены из драгоценных и полудрагоценных камней. Во-первых, цветочные орнаменты! Это нечто невероятное! Такое даже представить сложно — надо видеть своими глазами. Вначале кажется, что все это простая роспись. Подходишь вплотную и видишь, как полупрозрачные разноцветные камни вплетаются в белоснежный также полупрозрачный мрамор стен. Все цветочки, стебельки, листочки — МОЗАИКА! Безумие какое-то! как они все это сделали! Восторг! Такого типа мозаика полностью покрывает и гробницу Мумтаз Махал внутри мавзолея. Там орнаменты еще изящнее и тоньше.

Еще мне очень-очень понравилась мозаика с геометрическим орнаментом.

С расстояния десятка шагов этот орнамент в виде зиг-зага выглядит золотым или серебряным — прямо блики, переливы, как у старого металла. Приблизившись, можно рассмотреть искуссно подобранные камни серого, черного, бежевого и желтого оттенка, которые создают переливы, градиенты узора с разных точек зрения. Невероятный визуальный эффект — строго и круто!

Купола и арки отделаны тонкой геометрической резьбой по мрамору. Это выглядит очень и очень красиво. Просто невероятная резьба по мрамору украшает усыпальницу Мумтаз Махал и Шах-Джахана — перегородки как бы сотканы из каменного кружева.  Ниже фото, взятое из Интернета, с одного из офсайтов, допущенного к фотосъемке гробницы — внитри фотать запрещено.

Окна Тадж Махал тоже убраны резными узорчатыми мраморными панелями. Здесь уже вырезаны ровные граненые ячейки-соты. Между сотами перемычки из камня очень тонкие и поэтому издалека это выглядит изумительно воздушно.

Загадочное слияние разных стилей и уникальные свойства мрамора

В оформлении архитектурного ансамбля переплетены различные стили и направления (мавзолей Тадж-Махал, Индия). | Фото: interestingengineering.com.Учитывая то, что в строительстве участвовали известные зодчие нескольких стран Ближнего Востока, переплетение архитектурных стилей не вызывает никакого удивления, ведь каждый из них привнес в дизайн Тадж-Махала все самое лучшее, что уже было наработано на их земле. В оформлении этого ансамбля гармонично сочетаются исламский, персидский и индийский стили. По архивным данным, изначально роспись как внутренних, так и наружных стен включала изобилие нарциссов, роз и фруктовых деревьев, но с приходом на эти земли Британской империи в XIX в. было все изменено на свой лад. 

Надписи из Корана встречают всех тех, кто приходит к стенам мавзолея (Тадж-Махал, Индия). | Фото: interestingengineering.com.Неизменными остались лишь надписи, которые цитируют строки мусульманского священного писания – Корана. Их вырезали на мраморных стенах под руководством главного каллиграфа Абдал-Хака, который даже получил редкую по тем временам возможность написать свое имя на стенах украшаемого здания.

В зависимости от времени суток мавзолей меняет цвет (Тадж-Махал, Индия). | Фото: travel.tochka.net.

В дни полнолуния Тадж-Махал открыт для посетителей, чтобы они могли собственными глазами увидеть метаморфозы мраморного мавзолея. | Фото: blissbusiness.co.nz.Но не только красивая резьба и роспись украшают мавзолей, сами стены, созданные из уникального мрамора, помогают создать сказочную атмосферу во всем здании. Особенность именно этого камня заключается в том, что днем, когда солнечные лучи освещают сооружение, все кажется абсолютно белым, в ночное же время, при свете луны, стены мавзолея начинают переливаться серебристым цветом, ну а ранним утром, когда первые лучи солнца попадают на стены, они становятся невероятного нежно-розового цвета.

Строительство и архитектура Тадж Махала

Остается загадкой, кто построил и был автором проекта Тадж Махала. В те времена труд архитекторов в исламском мире не был в почете, все лавры и слава о величии сооружений доставались заказчику, а потому в летописях в связи с возведением святыни упоминается лишь имя Шах Джахана. По мнению историков, основная идея строения принадлежала знаменитому в то время архитектору Устаду Ахмад Лахаури. Именно стиль этого зодчего отчетливо просматривается в архитектуре мечети.

Стройка началась зимой 1632 года. На строительстве было задействовано 20 000 человек, набранных из подданных императора и привезенных из соседних государств. Честью учувствовать в строительных работах удостаивались лишь самые лучшие мастера, ведь по задумке императора усыпальница любимой жены должна была стать совершенством.

Особенности архитектуры

Самой примечательной особенностью архитектуры этого строения является оптическая иллюзия, она удивляет не только туристов, но и именитых архитекторов. Иллюзия заключается в том, что человек привык, когда он приближается к объекту, объект увеличивается, кода отдаляется, объект, уменьшается. Здесь все наоборот. При приближении к храму, он визуально становится меньше, и чем вы ближе, тем храм меньше. А когда спиной вперед отходишь назад, строение становится все больше, и в итоге практически нависает над человеком.

Строение делится на две части, одна символизирует мирскую жизнь, другая жизнь загробную, непознанную и необъяснимую. Соединяет эти два мира дорожка с прудом, которая берет свое начало от арки мавзолея. Эта дорога перехода между двумя мирами.

Внутри достопримечательности туристов встречает шикарный восьмиугольный зал с роскошными колоннами. Стены усыпаны невероятной красоты драгоценными камнями и самоцветами, которые были собранны по всему миру. Послы правителя приезжали и в Россию за редкими сортами малахита и яшмы. За мраморной ширмой установлены два сияющих саркофага четы Джахан. На самом деле эти гробницы не настоящие, могилы супругов находятся под землей.

Разграбление гробницы

На сегодняшний день известно, что во время гражданского восстания 1857 года, англичанами было захвачено золото, которым были отделаны шпили усыпальницы. Также солдаты вынесли и большую часть драгоценных камней со стен Тадж-Махала. Многие утверждают, что разграбление было намного масштабней. По приданиям исчезли двери, выполненные из резной яшмы, а также бриллианты и персидские ковры.

Сегодня нельзя точно сказать, что было действительно похищено, но после восстания британский вице-король в Индии приложил все усилия на восстановление чуда света, потратив на это массу средств. Чтобы такое не повторилось в годы Второй мировой войны вокруг здания были возведены строительные леса, которые смогли замаскировать чудо света и оно осталось нетронутым.

Оседающий Дворец

Для возведения святыни строителями была сооружена специальная площадка, которая возвышалась на 50 метров над уровнем реки. Сегодня под воздействием природных факторов Тадж-Махал стал оседать. Это вызывает серьезные опасения местных властей, ведь святыня покрывается трещинами и, по мнению многих специалистов, она может попросту разрушиться в скором времени.

Сегодня разрабатываются многочисленные проекты, которые смогли бы остановить разрушение Тадж-Махала, но единого мнения как сохранить святыню, до сих пор нет. Есть и другое мнение, некоторые археологи утверждают, что серьезной опасности для сохранности святыни нет. По результатам их исследований осадку здание дало незначительную и за 70 лет наблюдений, его состояние осталось удовлетворительным.

Музей Тадж Махал

Туристам, приезжающим в Тадж-Махал обязательно нужно посетить небольшой местный музей. Здесь собраны уникальные экспонаты, аналогов которым нет во всем мире

Первое, что привлекает внимание – это портреты самого Шаха Джахана и его жены Мумтаз из слоновой кости. Работы очень древние, но прекрасно сохранились

Также в музее выставлены золотые и серебряные монеты, чертежи и документы. Самым необычным экспонатом считается сервиз тарелок, выполненных из селадона. По легенде, если в них положить отравленную еду, они тут же изменят свой цвет или вовсе разлетятся на мелкие куски. Считается, что из этих тарелок ел Шах Джахан, который серьезно опасался своего отравления.

Строительства Тадж-Махала.

Тадж-Махал расположен к югу от городских стен города Агра. Шах-Джахан обменял этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху (англ. Jai Singh I), на большой дворец в центре Агры. Строительство фундаментов и мавзолея длилось около 12 лет, а остальная часть комплекса была завершена еще через 10 лет. Поскольку комплекс был построен в несколько этапов, существует несколько дат завершения строительства. Например, мавзолей был построен в 1643 году, но работы над остальной частью комплекса были завершены в 1653 году. Оценочная стоимость строительства Тадж-Махал варьируется в зависимости от источников и методов расчета. Примерная общая стоимость строительства оценивается на уровне 32 млн. рупий, в сегодняшних деньгах это несколько триллионов долларов.

Строительство началось с земляных работ на участке площадью примерно в три акра (12000 м2), основную часть составили работы по выравниванию и поднятию поверхности местности на 50 метров относительно уровня реки. На участке расположения мавзолея были выкопаны колодцы, которые, заполненные бутовым камнем, образовали фундаменты сооружения. Вместо лесов из перевязанного бамбука были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу. Они были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Согласно легенде Шах-Джахан озвучил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь. Рампа из утрамбованной земли длинной 15 км была построена для транспортировки мрамора и других материалов. Группы по 20-30 волов тащили блоки на специально разработанных повозках. Вода для нужд строительства добывалась из реки с помощью канатно-вёдерной системы с использованием животной силы и сливалась в большой резервуар, откуда поднималась в распределительный резервуар. Оттуда она распределялась по трём вспомогательным ёмкостям и по трубам транспортировалась к строительному комплексу.

Стройматериалы закупались во многих районах Индии и Азии. Более 1000 слонов использовались для перевозки строительных материалов при строительстве. Блестящий белый мрамор привезен из Раджастана, яшма из Пенджаба, нефрит и хрусталь из Китая, Бирюза из Тибета, лазурит из Афганистана, сапфиры из Шри-Ланки и сердолик из Аравии. В общей сложности, 28 видов различных драгоценных и полудрагоценных камней встроены в белый мрамор Тадж-Махала.

В строительстве принимали участие более 20000 человек, пришедших со всей Северной Индии. Среди группы из 37 человек, отвечавших за художественный образ комплекса, были скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, мастера инкрустации из южной Индии, каменотёсы из Белуджистана, а также специалист по возведению башен и мастер по резке мраморных орнаментов.

История сохранила очень мало имен мастеров и архитекторов, так как в то время в исламском мире, в основном, превозносили покровителей, а не архитекторов. Из современных источников известно, что строительство контролировалось большой командой архитекторов. Есть упоминания, что и сам Шах-Джахан лично участвовал в строительстве больше, чем любой другой правитель Великих Моголов до него. Он проводил ежедневные встречи с архитекторами и прорабами, и как говорят историки, часто предлагал идеи или корректировал идеи, предложенные ими. Два архитектора упоминаются по имени: Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) и Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim).

Известными строителями Тадж-Махал являются:

Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) из Ирана — главный архитектор. Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim) из Шираза (Иран) — один из главных руководителей. Исмаил Афанди (Ismail Afandi) от Османской империи — строитель главного купола мавзолея. Иранцы Устад Иса (Ustad Isa) и Иса Мухаммад Эфенди (Isa Muhamed Efendi) — как считается, сыграли ключевую роль в архитектурном дизайне. Пуру (Puru) из Бенаруса (Иран) — контролирующий архитектор. Газим Хан (Gazim Han) из Лахора — отлил золотой наконечник для мавзолея. Ширанжилал (Chiranjilal) из Дели — главный скульптор и мастер мозаик. Аманат Хан (Amanat Han) из Шираза (Иран) — главный каллиграф. Мохаммед Ханиф (Muhamed Hanif), главный руководитель кладки. Мукаримат Хан (Mukarimat Han) из Шираза (Иран) — главный управляющий.

26 фактов об архитектуре мавзолея

  1. Тадж Махал (или Тадж) признан лучшим образцом могольского архитектурного стиля — «жемчужиной мусульманской архитектуры в Индии». Он (стиль) возник на синтезе индийского, персидского и арабского архитектурных стилей.
  2. Внутри расположены 2 гробницы: шаха и его жены Арджуман Бану Бегум , которые находятся в земле под кенотафами.
  3. Вдохновленный стихом Бибадала Хана, придворного ювелира и поэта, Шах-Джахан задумал комплекс как копию дома дорогой Мумтаз (титул жены падишаха) в раю. В этом — предназначение большинства погребальных архитектурных сооружений моголов.
  4. Архитектура Таджа обладает мистическим воздействием: взаимодействие декора, геометрии, материалов, акустики влияет на ум, чувства и дух человека. Мавзолей уникален комбинацией своей простоты и великолепия. Неограниченная щедрость Джахана в совокупности с изысканной работой лучших мастеров производят гипнотизирующее впечатление. Об этом в Иллюзиях и тайнах Тадж Махала на канале Дзен Архитектура.
  5. Внутренний зал Тадж Махала имеет форму идеального восьмиугольника и окружен восемью комнатами с проходами. Этот приём создаёт ауру торжественной безмятежности.
  6. Его символизм многогранен: от комбинаций материалов и цвета, сообщающих о принадлежности к высшим классам общества, до метафор растений, которые придворные летописцы использовали, чтобы восхвалять достоинства личности падишаха и его семьи. Например, в кенотафе падишаха есть чернильница, а жены — поверхность для письма. Эти детали символизируют, что мужчина пишет свои желания на сердце женщины.
  7. В интерьере мавзолея есть время реверберации (время, затрачиваемое на погашение эхо) — 28 секунд. Это сделано специально для того, чтобы слова молитвы о душе любимой Мумтаз, задерживались в воздухе.
  8. Комплекс имеет осевую симметрию относительно могилы Мумтаз-Махал. Лишь гробница самого Шах-Джахана нарушает её.
  9. Со всех сторон Тадж Махала расположены водоёмы, в которых при определённом ракурсе полностью отражается здание.
  10. При строительстве использовали белый мрамор из Раджастана, который на дневном солнце имеет ослепительно-белый цвет, на восходе — молочно-белый или розовый, а при луне — серебристый. По качествам своим этот мрамор считается лучшим в мире. Шах-Джахан запретил использовать его для строительства любых других объектов.

Тадж Махал в свете утренней зари

4 башни-минарета чуть отклонены в сторону на случай землетрясения. На них арабской вязью запечатлены Священные стихи Корана.
Архитектором самого впечатляющего, главного купола считается Исмаил Афанди из Турции. Снаружи его высота составляет 44,4 метра, а внутри — 24,35 м.
Купола увенчаны позолоченными фигурами в персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из чистого золота, но в 19 веке заменён на бронзовый.
Все декоративные элементы дизайна действующих минаретов украшены позолотой.
До разграбления мавзолея на кенотафе Мумтаз один из цветков был инкрустирован 35 различными драгоценными камнями , в том числе, привезённым с Урала, малахитом.
Ма стерски сделанные мраморные решетки окружают кенотафы над могилами .
Чего мы не видим сейчас, так это чаши, полные драгоценностей на могиле Мумтаз Махал, персидские ковры на полу, серебряные дверные проемы и нависающие люстры, которые когда-то составляли внутренний декор.
Потолок украшен цветочными узорами и геометрическими рисунками — пол.
Самым впечатляющим видом декора можно назвать каменную инкрустацию. Цветки разработаны до мельчайших деталей, и каждая точка и алфавит Священного Корана аккуратно выгравированы, вырезаны и инкрустированы до совершенства.
Купол зала внутри украшен в виде солнца.
С трёх сторон комплекс окружён зубчатыми стенами из красного песчаника. Сторона вдоль реки осталась открытой.
Комплекс содержит дополнительные мавзолеи для других жён Джахана и один для любимого слуги Мумтаз.
Главные ворота повторяют сводчатые проходы усыпальницы, арки украшены тем же декором. Первоначально они были сделаны из серебра и назывались «Ворота в Рай».
Никакие мастера и дизайнеры не смогут воспроизвести этот шедевр сегодня.

Тадж Махал ночью

Архитектура

Архитектурный комплекс Тадж-Махала включает в себя большой парк с мавзолеем, вознесённым на мраморную платформу, к которому ведут дороги и канал. Прорезанное многоугольными нишами здание завершено сферическим куполом.

Архитектура дворца соответствует представлениям ислама о земной и загробной жизни. Одна часть символизирует земное существование (дворы караван-сарая, базарные улицы), а другая (мавзолей, райский сад) — потустороннее. Арка перед мавзолеем и пруд олицетворяют переход из земной жизни в иной мир.

Между всеми архитектурными элементами, отделкой, планировкой и акустикой существует взаимосвязь и исчезновение любой, даже самой мелкой детали нарушило бы общий баланс всей архитектурной композиции.

История любви, без которой не было бы Тадж-Махала

С 1983 года грандиозный мавзолей, расположенный в индийском городе Агра, защищает ЮНЕСКО. Эта уникальная усыпальница – настоящий шедевр архитектурного искусства, появившийся в годы правления Шаха Джахана. История Тадж-Махала трагична. Шах пережил тяжелую утрату – во время родов ушла из жизни его горячо любимая супруга, которую он ласково называл «Тадж-Махал», что переводится как «гордость дворца».

История любви, о которой сегодня слагают легенды, началась внезапно. Будущий правитель однажды встретил на рынке девушку из бедной семьи, которая потрясла его своей красотой. Он решил больше не расставаться с прекрасной незнакомкой и взял ее в жены. Так 19-летняя Мумтаз-Махал стала второй женой принца Гурама, который вошел в историю как Шах Джахан. У правителя было много наложницы, но именно эта девушка завоевала его сердце. Он советовался с ней во всех вопросах и приглашал на важные церемонии. Но счастье не было долгим.

Есть две версии, как завершилась жизнь возлюбленной императора. Если рассказывать кратко, по одной из них супруга Шаха Джахана внезапно заболела, по другой – скончалась во время родов. Данные о том, сколько у них было общих детей, также разнятся. В некоторых источниках упоминается, что их было девять, в других речь идет о тринадцати.

Ретро фото Тадж-Махала

Изначально жену Шаха Джахана погребли в том месте, где она скончалась – в Бурхан-Нуре. Позже останки были перевезены в Агру. Шах Джахана решил увековечить имя любимой, построив в ее честь мавзолей невероятной красоты. Правитель решил, что возведет такую усыпальницу, которой в мире не будет равных. На грандиозную стройку не жалели денег – она стала одной из самых дорогих в истории.

Гробница сегодня

Есть две версии, что случилось дальше с правителем:

  1. Ко многим вещам, которые раньше были для правителя важны после трагического события, он потерял всякий интерес и самостоятельно решил отказаться от трона:
  2. Другая версия более прозаичная. Завершить управление страной Шах Джахан был вынужден из-за собственного сына, который сверг его и отправил в тюрьму, где и скончался в 1666 году. Считается, что наследник был не в восторге от проектов отца и его расточительства.

Увидеть своими глазами известный на весь мир дворец Тадж-Махал в Индии мечтают туристы из разных стран, и они находятся под огромным впечатлением, когда эта мечта сбывается. Город с необычной постройкой не теряет своей популярности у путешественников уже много лет.

6 интересных фактов о том, как строили Тадж Махал

  1. В работах были заняты 22000 мастеров из Средней Азии, Персии, Ближнего Востока. 37 специалистов отвечали за художественный облик комплекса:
    • скульпторы из Бухары
    • каллиграфы из Сирии и Персии;
    • мастера инкрустации из Южной Индии;
    • каменотёсы из Белуджистана.
  2. Для подвоза строительных материалов был создан специальный 15-километровый пандус, по которому 30 быков тащили блоки мрамора в специально спроектированных для этого повозках.
  3. Более 1000 слонов привозили материалы из разных частей Великой Моголии.
  4. Вода для строительства доставлялась из реки с помощью канатно-вёдерной системы.
  5. Строительство гробницы заняло около 12 лет. Чуть меньше потребовалось для остальных частей комплекса: минаретов, мечети, Больших ворот, сада. Но по времени комплекс строился в два раза дольше, чем новая столица Моголии (на территории нынешнего Дели).
  6. Площадку для строительства подняли на 5о метров выше уровня уровня реки с заменой грунта.

Ракурсы

Совет из опыта — зайдя через главные ворота, двигайтесь налево. Там есть скамейки на возвышении, которые идеально вписывают в один кадр туриста и Мавзолей. Яркие фигуры индусов вдали — только благодарный фон.

Интересные ракурсы для съемок можно найти и за пределами комплекса. Например, из парка Taj Nature Walk, который находится в 500 метрах от Восточных ворот Тадж-Махала.

Любоваться прекрасным видом и фотографировать можно и с противоположного берега реки, из платного парка Мехтаб Багх (Лунный сад). Либо нужно просто выйти по улице к реке.

Замечательный вид на мавзолей открывается из Красного форта – крепостного сооружения над рекой. Однако для хороших фотографий понадобится длиннофокусный объектив, потому что расстояние до Тадж-Махала около двух с половиной километров.

Фото и описание

Одно из чудеснейших творений человеческих рук, место, которое привлекает ежегодно миллионы людей со всего мира — величественный и прекрасный Тадж Махал — по праву является настоящим символом Индии.

История строительства

Тадж Махал – это изумительное белоснежное сооружение, которое было построено в качестве усыпальницы для третьей и любимой жены великого могольского Императора Шах Джахана Мумтаз Махал, на берегу реки Джамна в Агре. Несмотря на многочисленный гарем, император больше всех любил именно Мумтаз Махал. Она родила ему тринадцать детей, и умерла в 1631 году, при появлении на свет четырнадцатого. Правитель сильно горевал после смерти любимой жены, поэтому приказал собрать самых искусных мастеров того времени, чтобы создать мавзолей, который стал бы символом его бескрайней любви к Мумтаз. Строительство было начато в 1632 году и продолжалось более 20 лет: основной комплекс был окончен к 1648 году, а второстепенные здания и сад были завершены пятью годами позже. Своеобразными «прототипами» этой грандиозной усыпальницы стали Гури-Амир – мавзолей Тамерлана, родоначальника династии Могольских правителей, расположенный в Самарканде, мечеть Джама Масджид в Дели, а также гробница Хумаюна – одного из могольских правителей.

Архитектурное чудо

Тадж Махал выполнен в традиционном персидском стиле и представляет собой комплекс роскошных и величественных сооружений, построенных из белого мрамора. Основное место в нем занимает сам мавзолей, расположенный в центре площадки. Он имеет форму куба со «срезанными» углами и увенчан огромным куполом. Сооружение стоит на квадратном «постаменте», на четырех углах которого находятся высокие минареты. Мавзолей внутри имеет большое количество комнат и залов, украшенных изумительной мозаикой, расписанных тонкими узорами и витиеватыми орнаментами. В одной из таких комнат и расположен гроб Мумтаз Махал. А рядом с ним – гроб и самого Шах Джахана, который пожелал после смерти быть похороненным рядом со своей любимой. Изначально правитель собирался построить точную копию усыпальницы на другом берегу Джамны для себя, только из черного мрамора, но ему не удалось воплотить свою задумку в жизнь, поэтому он и завещал похоронить себя в Тадж Махале рядом с женой. Но стоит заметить, что оба этих гроба пусты, а настоящее место захоронения находится в подземном склепе.

Изначально мавзолей был украшен огромным количеством драгоценных и полудрагоценных камней, жемчугом, а его главная дверь была сделана из чистого серебра. Но, к сожалению, до нашего времени все эти сокровища практически не сохранились, «осевши» в карманах не очень честных «туристов».

С трех сторон Тадж Махал окружен прекрасным парком, ворота в который также представляют собой архитектурный шедевр. Через парк к главному входу ведут дороги, идущие вдоль широкого канала. А по обеим сторонам от мавзолея стоят две мечети.

В переводе с персидского языка «тадж махал» значит «корона всех дворцов». И он поистине является «жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из всемирно признанных шедевров мирового наследия».

Тадж Махал был внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1983 году.

Стоит также отметить, что официально туристам разрешено фотографировать Тадж Махал только с одной стороны – напротив центрального входа.

Участники строительства

Для проведения строительства были наняты рабочие со всей Индии. Узкие специалисты (скульпторы, каллиграфы, резчики по камню, инкрустаторы) приглашались со всех концов света.

Работы по инкрустации мрамора проводились по технологиям итальянских мастеров, работавших при дворе императора. Уровень мастерства инкрустаторов и сложность работ уникальны: один из мраморных цветов инкрустирован 35 различными драгоценными камнями, а 3-сантиметровая деталь покрыта более чем 50 инкрустациями!

Под контролем императора работал Совет архитекторов, в который входили Дешенов-Ану, Макрамат Хана, Устада Ахмада Лахори и Иса Мухаммед Эфенди.

Чтобы обеспечить питанием строителей, зерно свозили со всей Индии, что привело к голоду в отдельных провинциях.

По легенде, мастера, работавшие на строительстве, были убиты или покалечены, чтобы никто никогда не смог повторить строительства подобного шедевра. Однако точных исторических подтверждений этой версии не существует.

Мавзолей построен во имя любви

Мумтаз-Махал — в девичестве Арджуманад Бану Бегам, любимая жена правителя империи Великих Моголов Шах-Джахана.

Это сооружение уже не одно столетие подряд считают «символом бессмертной любви», передавая из поколения в поколение легенду о неземной любви императора Шах-Джахана к одной из своих жен Мумтаз-Махал (Арджуманде Бану Бегуме). И это действительно подтвержденный факт. Именно после смерти второй жены император Великих Моголов Шах-Джахан приказал построить величественный мавзолей, что бы таким образом увековечить память супруги и матери его 14-ти детей, которую он безумно любил.

Историческая справка: Мумтаз-Махал (1593-1631 гг.) – в девичестве Арджуманде Бану Бегуме была дочерью великого падишаха Джахангира. Во время бракосочетания она получила имя Мумтаз-Махал, что означает «украшение дворца». За 20 лет совместной жизни с Шах-Джаханом у них появилось 14 детей, а во время последних родов она скончалась.

19 фактов о Тадж-Махале

  1. Тадж-Махал — мавзолей-мечеть, построенный в память жены правителя Шах-Джахана. Они прожили вместе 17 лет. Супруга царя умерла при родах 14-го ребенка. Безутешный муж возвел Храм Любви напротив своих окон и смотрел на него до тех пор пока не упокоился рядом с любимой.
  2. Название мечети происходит от имени умершей женщины, и переводится как “Корона дворцов”.
  3. Работы по строительству мечети-усыпальницы велись более 20 лет при участии 22 тыс. человек.
  4. В строительстве участвовали восточные мастера и только два европейца − венецианец и итальянец. Они проектировали самые сложные конструкции, который обеспечивают поддержку купола.
  5. Уникальный изразцовый мрамор для строительства привозили с каменоломни, расположенной за 300 км от Агры. Материал перетягивали 30 быков на деревянных повозках.
  6. В декоре мавзолея задействованы сокровища многих стран мира: сердолик из Ирака, нефрит из Китая, лазурь и сапфиры из Шри-Ланки, яшма, малахит и бирюза из Тибета, агаты и аметисты из Персии.
  7. Наружные стены Тадж-Махала покрыты цитатами из корана, по числу и длине которых этот мавзолей не имеет равных в мусульманской архитектуре. Здесь расположено 22 отрывка и 14 полных глав священной книги.
  8. Фраза у главного входа переводится как “Войди в мой рай”.
  9. Первоначальные ворота Тадж-Махала сделаны из чистого серебра. Когда их украли, то вместо них поставили медные копии. Золотые решетки вокруг гробницы правитель сам повелел заменить на мраморные, чтобы они не были похищены.
  10. Шах-Джахан похоронен рядом с женой, мавзолей из черного мрамора для себя он не успел возвести. Народ взбунтовался против высоких налогов из-за строительств усыпальницы. Сын сверг своего отца и заточил в башне Красного Форта. Там несчастный правитель провел 9 лет, глядя в окна на свое творение.
  11. Для посетителей представлены кенофаты − ложные гробницы. Сами захоронения находятся под полом.
  12. Раньше в саду Тадж-Махала обитали экзотические птицы, а в прудах плавали декоративные рыбки.
  13. Некоторые полагают, что Шах-Джахан построил мавзолей, чтобы удовлетворить свою гордыню. Правитель считал себя наместником Аллаха на земле.
  14. Башни Тадж-Махал закрыли для туристов из-за того, что оттуда часто пытались сброситься несчастные влюбленные.
  15. Больше всего Тадж-Махал раскрывает свою красоту в утреннем рассвете, когда лучи солнца падают на его блестящий фасад.
  16. Для мусульман это священное место, куда они приходят почтить память женщины, умершей при родах.
  17. Индийский писатель и лауреат Нобелевской премии Рабиндранат Тагор назвал мечеть “слезой на щеке вечности”.
  18. Настенный мрамор имеет разные оттенки, которые видно при определенном свете. Днем он кристально белый, вечером розовый, а ночью серебристый.
  19. Тадж-Махал входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector