Греческий театр: описание, история и интересные факты
Содержание:
- Ликурганский театр
- Дальнейшая судьба
- Святилище и первый театр
- Эллинистический театр
- Римский период до наших дней
- Библиография
- Актерское мастерство и костюмы
- Архитектура древнегреческого театра
- Как проходили театральные действа
- Эллинистический период
- Как проходили представления
- Место народных собраний
- Атрибуты
- Безумие Диониса
- Альтернативная версия происхождения
- История театра
- Римский период до наших дней
- Ликурганский театр
- Из чего состоял греческий театр
- Театральное действо — тогда и сейчас…
- Сельские дионисии
- Первое в мире вино
Ликурганский театр
Проэдрия от театра Лицурган.
Ликург был ведущей фигурой в афинской политике в середине — конце четвертого века до н. Э. Македонское превосходство, и контролер государственных финансов. В его роли эпистат в Театре Диониса он также сыграл важную роль в преобразовании театра в каменное сооружение, которое мы видим сегодня. Возникает вопрос, как далеко вверх по холму находится камень театр этой фазы пошли; либо вплоть до скалы Акрополя ( катаоме) или только до перипатос. Поскольку Хорагический памятник Фрасиллу 320/319 г. до н.э. потребовал, чтобы скала была вырезана так, что вполне вероятно, что эпитеатрон за пределами перипатоса к тому времени достигли бы этой точки. Однако монета периода Адриана грубо предлагает разделить театр на две части, но только одну диазома, или горизонтальный проход, а не два, если эпитеатрон прошел мимо перипатос. Зрительный зал был разделен двенадцатью узкими лестницами на тринадцать клиновидных блоков. керкидывнутри двух южных несущих стен проходили две дополнительные лестницы. Каждая ступенька имеет небольшой уклон, передний край почти на 10 см ниже заднего. Сиденья были 33 см в глубину и 33 см в высоту с выступающей вперед кромкой, всего семьдесят восемь рядов. Два передних ряда, частично сохранившиеся до наших дней, состоят из пятиугольных каменных стульев или тронов; это были проэдрия или почетные места. Первоначально их было шестьдесят семь, все сохранившиеся имеют имя священника или чиновника, занимавшего его, все надписи относятся к периоду эллинистического или римского периода, хотя и со следами стирания, позднее четвертого века. Центральный престол принадлежал священнику Диониса, который ориентировочно датируется первым веком до нашей эры. По направлению к оркестру — преграда римской эпохи, затем дренажный канал, современник театра Ликурган.
В скене этого этапа был построен рядом с более ранним длинным залом или стоа брекчия, основы которой остались. Очевидно, что новый скене Здание состояло из длинной камеры, из которой с обоих концов выходили на север два прямоугольных параскения. Был ли также отчетливый проскенион Театр Ликургана является предметом споров, несмотря на литературные свидетельства того периода, но нет твердого согласия, где и в какой форме это приняло форму. Эта эпоха — эпоха новой комедии Menander и поздняя трагедия, о которой иногда предполагают, что хор исчез из постановок. Кроме того, предполагается, что сокращение использования оркестра будет означать или допустить повышение сцены, на которой будет происходить все действие.
Дальнейшая судьба
Вторая серьезная перестройка театра произошла в I веке, когда Греция уже оказалась под римским владычеством. С наступлением новых времен центр культурной жизни Афин стал обслуживать новые праздники. Теперь древнегреческий театр Диониса предназначался для гладиаторских и цирковых представлений. Из-за этого перед зрительскими местами был построен высокий борт. При императоре Нероне также появился фриз с изображением сатиров, сохранившийся до наших дней.
Рядом с театром находились и другие уникальные образцы античной архитектуры. К ним можно отнести храм Диониса и Периклов Одеон – здание, в котором проводились музыкальные и певческие состязания. Эти постройки не сохранились – от них остались лишь развалины.
Театр Диониса в Афинах пришел в запустение после принятия Римской империей христианства. В византийскую эпоху он постепенно разрушался – время не щадило древнюю постройку. Сегодня театр является объектом особой культурной значимости. На уход за ним власти Греции тратят немалые средства.
Святилище и первый театр
Карта театра в том виде, каким он был в конце IV века до нашей эры. Из В. Дёрпфельда, Э. Райша, Das griechische Theater , Афины, 1896 г.
Культ Диониса был введен в Аттику в архаический период с самого раннего изображения Бога, датируемого ок. 580 г. до н. Э. Город Дионисия (или Большая Дионисия) началась где- то в Peisistratid эпохе. и был реорганизован во время клейсфенических реформ 520-х гг. до н. э. Первые драматические представления, вероятно, имели место в Агоре, где, как записано, обрушились деревянные трибуны, установленные для пьес ( икрия ). Эта катастрофа, возможно, побудила убрать драматическую постановку в Святилище Диониса на Акрополе, что произошло ко времени 70-й Олимпиады в 499/496 году до нашей эры. На теменосе самые ранние структуры были Пожилым храм, который размещался xoanon Диониса, подпорной стенки на север и немного дальше вверх по склону круговую террасу , которая была бы первым оркестром театра. Раскопки Вильгельма Дёрпфельда идентифицировали фундамент этой террасы как часть многоугольной кладки , что указывает на архаическую дату. Вероятно , в центре оркестра был алтарь или тимел . В то время не существовало официально построенных каменных сидений, только икрия и природный амфитеатр холма служили театром .
Помимо археологических свидетельств, есть литературные свидетельства современных пьес, из которых можно сделать ключ к разгадке конструкции и сценографии театра . Для этого самого раннего этапа развития театра есть работы Эсхила , который процветал в 480–460-х годах. Драматическое действие пьес действительно указывает на наличие скена или фонового пейзажа некоторого описания, наиболее убедительным свидетельством которого является Орестея, которая требует нескольких входов и выходов через дверь дворца. Было ли это временным или постоянным деревянным строением или просто палаткой, остается неясным, поскольку до периода Перикла нет никаких физических доказательств существования скенского здания. Однако гипотеза скена не противоречит известной археологии стоянки. Орестея также относится к крыше , из которого сторож смотрит, шаг во дворец и алтарь. Иногда утверждают, что ekkyklema , тележка на колесах, использовалась для обнаружения тел Клитемнестрой в строке 1372 в Агамемноне среди других отрывков. Если так, то это была новинка сценического искусства Эсхила. Однако Оливер Таплин сомневается в кажущемся непоследовательности использования устройства для драматических отрывков, требуемых для него, и сомневается, существовал ли этот механизм при жизни Эсхила.
Эллинистический театр
Fiechter «S реконструкция театра Lycurgan.
Среди нововведений эллинистического периода было создание постоянного каменного проскениона и добавление двух боковых параскений впереди. Дата постройки неизвестна, она относится к некоторой точке между третьим и первым веками до нашей эры. Перед проскенионом стояло четырнадцать колонн. Сразу вверху находился лоджия , крыша проскениона , которая, вероятно, служила высокой сценой. Предполагается, что на этом втором этаже, в стороне от лоджии, находится эпискенион , фасад которого был пробит несколькими тироматами или отверстиями, в которых могли бы отображаться сосны или нарисованный пейзаж. Дата этого изменения сводится к вопросу о дате, когда действие драмы перешло с оркестра на возвышенную сцену, и по аналогии с другими греческими театрами того периода и направления влияния между Афинами и другими городами. Виламовиц утверждает, что конкурс дифирамбов закончился хорегией в 315 году, однако Пикард-Кембридж отмечает, что последняя зарегистрированная победа была в 100 году нашей эры. Ясно, что в этот период хор был в упадке, как и оркестр. Театры Эпидавр , Оропос и Sikyon все имеют сползает в logeion , их даты варьируются от конца четвертого века до с. 250 г. до н. Э. Остается открытым вопрос, означает ли существование балкона в этих театрах изменение драматической формы в Афинах.
Другой особенностью эллинистической сцены, которая могла использоваться в Афинах, были периактои , описанные Витрувием и Поллуксом , это были вращающиеся устройства для быстро меняющейся обстановки. Витрувий помещает три двери на лбу scaenae с периактами — крайними концами, которые могут быть развернуты, чтобы указать, что актер, идущий слева или справа от сцены, находился в данном месте в драматическом контексте.
Римский период до наших дней
Бема из Файдроса, из последней фазы римской реконструкции.
С завоеванием Греции Сулла и частичный разрушение Афин в 86 г. до н.э. Театр Диониса вошел в длительный упадок. король Ариобарзан II из Каппадокии связано с реконструкцией Одеона и наличием почетной надписи ему, найденной встроенной в позднюю стену скене предполагают, что он, возможно, приложил руку к реконструкции театра, Похоже, что во время Неро чье имя было стерто из антаблемент из эдикула из scaenae frons в древности. В скене фундамент в этот период был укреплен известняковыми глыбами, оркестр был уменьшен в размерах и облицован разноцветным мрамором с ромбическим узором в центре. Мраморный барьер воздвигнут в 61 году нашей эры. или позже, заключив оркестр вверх к пародой. Целью этого могло быть защита зрителей во время гладиаторских боев. Последний этап реставрации был в Адрианик или же Антонин эпоха со строительством Бема из Файдроса, дополнение к Неронской ступени high pulpitum.
После конца V века нашей эры театр был заброшен: его оркестр превратился в закрытый двор христианской базилики (аифрион), который был встроен в восточные районы, а его Cavea служил каменоломеной. Впоследствии базилика была разрушена, и к середине XI века Стена ризокастро пересекли стены Вема и Пародоса. Серьезные археологические исследования этого места начались в девятнадцатом веке с раскопок Русопулоса в 1861 году. Последующими крупными археологическими кампаниями были Дёрпфельд-Райш, Бронеер и Травлос.
Библиография
- Арнотт, Питер Д. Знакомство с греческим театром, Макмиллиан, 1959.
- Арнотт, Питер Д. Публика и представление в греческом театре. Рутледж, 1989.
- Бибер, Маргарет. История греческого и римского театра. Принстон, 1961 год.
- Кэмп, Джон М. Археология Афин. Йель, 2001.
- Chourmouziadou, K., Kang, J .. Акустическая эволюция древнегреческих и римских театров. Прикладная акустика, том 69, выпуск 6, июнь 2008 г., стр. 514–529.
- Чапо, Эрик, и другие (ред.), Греческий театр в IV веке до нашей эры. Де Грюйтер, 2014.
- Динсмур, Уильям Белл. Архитектура Древней Греции. Бэтсфорд, 1950.
- Ханинк, Йоханна, Ликурган в Афинах и создание классической трагедии, Кембридж, 2017
- Пикард-Кембридж, сэр Артур Уоллес, Дифирамб, трагедия и комедия. Оксфорд, 1927 год.
- Пикард-Кембридж, сэр Артур Уоллес, Театр Диониса в Афинах, Оксфорд, 1946.
- Пикард-Кембридж, сэр Артур Уоллес, Драматические фестивали Афин, Оксфорд, 2-е, переработанное издание 1988 г.
- Пауэрс, Мелинда. Афинская трагедия в перформансе: руководство по современным исследованиям и историческим дебатам. Айова, 2014 год.
- Рем, Раш. Греческий трагический театр. Рутледж, 1994.
- Рихтер, Г.М.А. Мебель греков, этрусков и римлян. Файдон, 1966 год.
- Роселли, Дэвид К. Театр народа: зрители и общество в Древних Афинах. Техас, 2011 год.
- Саймон, Эрика, Античный театр. Метуэн, 1982.
- Саймон, Эрика, Фестивали Аттики: археологический комментарий. Висконсин, 1983.
- Травлос, Джон. Иллюстрированный словарь древних Афин. Темза и Гудзон, 1971.
- Уайлс, Дэвид. Трагедия в Афинах: пространство перформанса и театральный смысл. Кембридж, 1997.
- Уилсон, Питер (ред.). Греческий театр и фестивали: документальные исследования. Оксфорд, 2007.
Актерское мастерство и костюмы
Актером в Древней Греции мог стать любой гражданин. Это считалось почетным. В греческой пьесе было только 3 актера, поэтому часто им приходилось исполнять по нескольку ролей, переодеваясь во время представления.
Актер должен был хорошо петь и декламировать, а также танцевать и жестикулировать. Женские роли исполнялись мужчинами. Актеры носили маски, изображавшие различных персонажей. Маски делали из дерева или из ткани, вымоченной в гипсе. Маска одевалась целиком на голову вместе с прической и бородой. Маски выражали разные эмоции: страх, скорбь, веселье, гнев. Если актер изображал реального человека, маска делалась похожей на его лицо, но в гротескной форме. Так, в комедии Аристофана “Облака” использовалась маска, изображавшая Сократа. Отверстие для рта и выступ на лбу служили резонаторами и помогали делать голос зычным. За один спектакль актер мог менять разные маски. Женские маски были белыми, а мужские темного цвета. Так же они различались по возрасту и социальному положению персонажа. Были маски, изображающие мужчин и женщин разного возраста, рабов, богов, мифических существ, силы природы и абстрактные понятия (зависть, смерть, безумие, вина и т.д.).
Для того, чтобы их было видно издалека, актеры носили обувь на высокой подошве ‒ котурны. Под одежду надевались накладки, чтобы создать объем в некоторых местах для комического или трагического эффекта. Костюм тоже имел значение. Актеры носили хитон с длинными рукавами, спускавшийся до пола, и плащи ‒ длинные или короткие. У комедийных актеров хитоны были короткие. Цари одевали пурпурные плащи, царицы ‒ белые с пурпурной каймой. Одежда изгнанников была грязно-белого цвета, черный считался цветом несчастий. Неудачники носили синие или зеленые плащи, а счастливые люди желтые или красные. Боги или герои выступали со своими узнаваемыми атрибутами: Аполлон с луком и стрелами, Геракл с палицей и львиной шкурой, старики с посохом, цари с жезлом и т.д.
Архитектура древнегреческого театра
Орхестра
В Древней Греции театр располагался на открытом пространстве. Он представлял собой круглую площадку (орхестру) и места зрителей, расположенные полукругом на склоне холма.
Изначально орхестра представляла собой место, где приносилось жертвоприношение Дионису. Впервые она появилась у склонов Акрополя в Афинах. На ней танцевали и пели дифирамбы в честь Диониса. В центре орхестры стоял жертвенник. На его ступенях играл флейтист-авлет или стоял актер-протагонист, отвечающий хору. Жертвенник оставался на своем месте и позднее, когда уже о культе Диониса не было речи, как дань традиции.
Места для зрителей ‒ театрон
Сначала люди просто сидели на склонах холма. Позднее для них были построены сиденья: деревянные, потом каменные. Они располагались полукругом вокруг орхестры. Внизу находились места для знати, почетных граждан и жрецов. Они могли быть с каменными спинками и балдахинами для удобства. Выше находились места для “среднего класса” и наверху для бедноты. Продольные проходы (пароды) делили места на сектора и на верхние и нижние места.
Скена
В V веке до н.э. позади орхестры появляется скена. Первоначально это палатка для переодевания актеров. Позднее скена представляет собой архитектурную конструкцию, примыкающую к орхестре и изображающую храм или дворец. Она представляет собой сценический задник. По бокам к скене пристраиваются проскении для улучшения акустики. В них хранился актерский реквизит, а также они использовались в качестве декораций. Греки использовали расписные декорации и механические машины в своих пьесах. Весь театр был построен таким образом, что в нем сохранялась отличная слышимость так, что на самых высоких местах люди слышали реплики актеров.
Древнегреческий театр был уникальным явлением, оказавшим огромное влияние на мировую культуру. Основные принципы античного театра используются и сейчас в драматургии. Тогда и в наше время, театр служил подобием зеркала, в котором общество могло разглядеть свои проблемы и недостатки.
Как проходили театральные действа
Представления в театре были особенными:
- Во всех спектаклях было не более 3-х актеров, а первые постановки разыгрывал один человек.
- Главные и второстепенные роли определялись по жребию.
- Во время спектакля актеры надевали на лицо маски, соответствующие эпизоду. Для смены маски требовалось затратить минимум времени: отвернуться или присесть, а затем быстро вернуться в исходное положение.
- Все роли, даже женские, исполняли мужчины.
- Все реплики актеров для усиления звука повторяли хористы.
Постановки проходили в течение длительного времени: до 10 часов, и актеры должны были исполнять роли безупречно. При этом от них требовалось не только выразительно декламировать стихи, но и петь.
Эллинистический период
Римский, Республиканец или же Ранняя Империя, Рельеф сидящего поэта (Menander) с масками Новой Комедии, I век до н. Э. — начало I века нашей эры, Художественный музей Принстонского университета
Власть Афин снизилась после поражения в Пелопоннесская война против спартанцев. С этого времени театр снова стал разыгрывать старые трагедии. Хотя его театральные традиции, кажется, утратили свою жизнеспособность, греческий театр продолжал свое существование в Эллинистический период (период после Александр Великийзавоевания России в четвертом веке до нашей эры). Однако первичной эллинистической театральной формой была не трагедия, а’, юмористические эпизоды о жизни простых граждан. Единственный сохранившийся драматург того периода — Menander. Одним из самых важных достижений Новой комедии было ее влияние на римскую комедию, влияние, которое можно увидеть в сохранившихся произведениях Плавт и Теренс.
Как проходили представления
В греческом театре появились и первые спецэффекты. Например, для того, чтобы изображать бога актеры надевали высокие сандалии. Они сразу оказались выше, чем все остальные люди, которые находились на сцене, и всем, и зрителям в первую очередь, становилось ясно, что это Бог. Такие высокие сандалии назывались Котурнами и в театре применялись после этого ещё очень и очень долго. Но вообще, несмотря на маски и спецэффекты греческий театр был реалистичным. Существовало так называемое правило трех единств:
- единство времени;
- места;
- действия.
Поэтому действие в пьесе должно было проходить в то же самое время, что оно проходило бы и в жизни, иными словами, если герои пьесы должны были прожить восемь или десять часов своей жизни, то это означало, что и зрителям придется смотреть спектакль столько же. Поэтому представления в греческом театре нередко шли по многу часов и заканчивались только с заходом солнца. Хорошо еще, что такие представления проходили не каждый день, а только во время праздников.
В театре играли не только актеры. Обязательным участником театральной постановки был хор, который объяснял зрителям смысл происходящего, спорил с актерами и выражал свое мнение, правы эти действующие лица или нет. Поэтому такое театральное представление было, как бы, состязательным. У актеров была своя партия, а у хора своя.
Греческий театр, как вы понимаете, был не только местом для развлечения. Он был политическим клубом. Там поднимались такие острые вопросы, которые даже не осмеливались выносить на рассмотрение народного собрания. Поэтому греки любили свой театр, но даже, если бы, им не нравились представления, все равно в театр ходить было положено. Это было, по сути, одной из обязанностей афинского гражданина.
Место народных собраний
Древние Афины жили согласно законам демократии. У города было свое народное собрание – экклесия. Первоначально оно созывалось на Пниксе – каменистом холме к западу от Акрополя. После открытия театра Диониса Пникс признали непригодным, а собрания иногда стали организовываться в театре.
Принимать участие в экклесии имели право все афинские граждане-мужчины старше 20 лет. При входе каждому выдавалась разрешительная дощечка. В положенные дни собраний в театр не допускались люди из черных списков. За соблюдением этого правила следили лексиархи (в их ведении находились списки совершеннолетних афинян). Традиционно перед каждым собранием жители полиса совершали жертвоприношение и молились богам-олимпийцам.
Атрибуты
Без атрибутов не обходится ни один уважающий себя бог с Олимпа. По ним исследователи легко понимают, какой небожитель изобретен на картине, отчеканен на монете или высечен в камне.
Разумеется, есть определенные атрибуты и у Диониса. Чаще всего его изображали с:
- виноградной лозой,
- тирсом (жезл), увенчанным сосновой шишкой,
- плющом.
И каждый из этих атрибутов вовсе не случаен. С виноградной лозой всё понятно — из этих ягод делают вино. Сосновая шишка, украшающая собой жезл бога Диониса, тоже появилась не просто так. По некоторым данным шишки использовались в Элладе при производстве вина. Наконец, плющ по поверьям древних греков предохранял от опьянения. Неслучайно можно увидеть картины и барельефы, на которых пирующие надевают на головы венки, сплетенные из плюща.
Безумие Диониса
Но мифология бога Древней Греции Диониса (Вакхоса) была бы не полной без упоминания без такого важного и неприятного аспекта, как его безумие. К сожалению, оно является неотъемной чертой чрезмерного употребления вина
А Дионис редко ограничивал себя в нем. Поэтому сам бог часто становился очень раздражительным, агрессивным, жестоким. Причины этого разные. Одни эксперты считают, что именно безудержное пьянство Диониса сделало его таким. Другие же полагают, что это месть Геры — в свое время она наслала такое же безумие на Геракла (ещё одного внебрачного сына Зевса), из-за чего тот перебил всю свою семью
К сожалению, оно является неотъемной чертой чрезмерного употребления вина. А Дионис редко ограничивал себя в нем. Поэтому сам бог часто становился очень раздражительным, агрессивным, жестоким. Причины этого разные. Одни эксперты считают, что именно безудержное пьянство Диониса сделало его таким. Другие же полагают, что это месть Геры — в свое время она наслала такое же безумие на Геракла (ещё одного внебрачного сына Зевса), из-за чего тот перебил всю свою семью.
Факт! Однажды Дионис спустился в подземное царство мёртвых и вывел оттуда свою мать Семелу, которая позже обрела бессмертие, став богиней.
Как бы там ни было, безумие всегда сопровождало бога виноделия. Он путешествовал по разным землям, как и говорилось выше, и повсюду сажал виноградную лозу. Но вместе с этим он сеял также безумие, наказывая им всех, кто смел ослушаться его или засомневаться в божественном происхождении.
Вот лишь краткий список его жертв:
- Царь Ликург зарубил своего сына топором, считая, что срубает лозу винограда.
- Царь Пенфей был разорван толпой, обезумевшую от воздействия Диониса.
- В Аргосе женщины съели своих детей.
Кстати, сам Дионис также часто впадал в ярость и убивал окружающих.
Альтернативная версия происхождения
Многие ученые, изучающие эллинскую историю и конкретно мифологию, высказывают мнение, что в отличие от других богов Дионис был придуман родился не в Элладе, а был занесен с востока — возможно из Персии или других стран Ближнего Востока.
Такая точка зрения не случайна. Для большинства богов Олимпа характерно наличие определенных рамок, все они стремились отстраниться от хаоса, разрушения и безумия. Даже если среди них далеко не все были поборниками строгой морали (одни только любовные похождения Зевса чего стоят!), но сознательно впадать в безумие и буйство не стремился ни один из них.
Совсем иначе обстоит дело с Бахусом — он регулярно сознательно напивается и ведет себя подобно животному, что совершенно не поощрялось в среде эллинов — людей довольно сдержанных, а местами и откровенно чопорных. Так что, теория о том, что Дионис является пришельцем имеет определенные основания.
История театра
Современный театр берет свое начало в Древней Греции. В VI веке до н.э. в честь бога урожая и виноделия Диониса в Афинах проводились празднества ‒ Дионисии. Они сопровождались шествиями ряженых с громкой музыкой. Божеству приносили в жертву козла, при этом хор людей, переодетых в сатиров, пел песни. Отсюда пошло понятие трагедии ‒ по-гречески “песнь козлов”. Во время празднеств шумные, пьющие вино компании греков шли к алтарю Диониса, что дало название комедии, от греческого “комос” ‒ веселое шествие и “одос” ‒ песнь. Во время Дионисий в Греции ставились спектакли и проводились конкурсы актеров и поэтов.
В 534 г. до н.э. драматург Феспис добавил к хору выступление одного актера. Он читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.
Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми. Пролог начинал трагедию и знакомил зрителей с героями, местом действия, предшествующими событиями. Затем звучала вступительная песнь хора (парод). Далее шло чередование выступлений актеров и хора. В трагедии обязательно присутствовал коммос ‒ совместная партия актера и хора, служащая для передачи эмоционального напряжения. Завершалась пьеса эксодом ‒ уходом хора и актеров со сцены.
В один день показывали три трагедии, которые были объединены общим сюжетом. Как правило, это были мифологические события, однако в них угадывались проблемы греческого общества. В комедиях разыгрывали житейские смешные ситуации, часто это была сатира на известных лиц и политических деятелей.
Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Эврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра. Античные пьесы ставятся в современных театрах и не потеряли своей актуальности.
Римский период до наших дней
Бема из Файдроса, из последней фазы римской реконструкции.
С завоеванием Греции Сулла и частичный разрушение Афин в 86 г. до н.э. Театр Диониса вошел в длительный упадок. король Ариобарзан II из Каппадокии связано с реконструкцией Одеона и наличием почетной надписи ему, найденной встроенной в позднюю стену скене предполагают, что он, возможно, приложил руку к реконструкции театра, Похоже, что во время Неро чье имя было стерто из антаблемент из эдикула из scaenae frons в древности. В скене фундамент в этот период был укреплен известняковыми глыбами, оркестр был уменьшен в размерах и облицован разноцветным мрамором с ромбическим узором в центре. Мраморный барьер воздвигнут в 61 году нашей эры. или позже, заключив оркестр вверх к пародой. Целью этого могло быть защита зрителей во время гладиаторских боев. Последний этап реставрации был в Адрианик или же Антонин эпоха со строительством Бема из Файдроса, дополнение к Неронской ступени high pulpitum.
После конца V века нашей эры театр был заброшен: его оркестр превратился в закрытый двор христианской базилики (аифрион), который был встроен в восточные районы, а его Cavea служил каменоломеной. Впоследствии базилика была разрушена, и к середине XI века Стена ризокастро пересекли стены Вема и Пародоса. Серьезные археологические исследования этого места начались в девятнадцатом веке с раскопок Русопулоса в 1861 году. Последующими крупными археологическими кампаниями были Дёрпфельд-Райш, Бронеер и Травлос.
Ликурганский театр
Проедрия из театра Ликурган.
Ликург был ведущей фигурой в афинской политике в середине — конце четвертого века до верховенства Македонии и контролировал финансы государства. В своей роли эпистата Театра Диониса он также сыграл важную роль в преобразовании театра в каменное сооружение, которое мы видим сегодня. Возникает вопрос, как далеко зашел каменный театр на этой стадии; либо вплоть до скалы Акрополя ( катаоме ), либо только до перипатоса . Поскольку Хорагический памятник Фрасиллос 320/319 до н.э. требовал, чтобы скала была вырезана таким образом, что вероятно, что эпитеатрон за перипатосом к тому времени достиг бы этой точки. Однако монета периода Адриана грубо предполагает разделение театра на две части, но только на одну диазому , или горизонтальный проход, а не на две, если эпитеатрон проходит мимо перипатоса. Зрительный зал был разделен двенадцатью узкими лестницами на тринадцать клиновидных блоков- керкидов , две дополнительные лестницы проходили внутри двух южных опорных стен. Каждая ступенька имеет небольшой уклон, передний край почти на 10 см ниже заднего. Сиденья были 33 см в глубину и 33 см в высоту с выступающей вперед кромкой, всего семьдесят восемь рядов. Два передних ряда, частично сохранившиеся до наших дней, состоят из пятиугольных каменных стульев или тронов; это были проэдрии или почетные места. Первоначально их было шестьдесят семь, уцелевшие носили имя священника или должностного лица, занимавшего его, все надписи относятся к периоду более позднего, чем четвертый век, хотя и со следами стирания, и относятся к эллинистическому или римскому периодам. Центральный престол принадлежал жрецу Диониса, который ориентировочно датируется первым веком до нашей эры. По направлению к оркестру есть преграда римской эпохи, затем дренажный канал, современник театра Ликурган.
Скин этого этапа был построена спиной к спине с ранее длинным залом или Стоа брекчией основой которого остается. Очевидно, что новое здание скены состояло из длинной камеры, из которой с обоих концов выходили на север две прямоугольные параскении . Был ли также особый proskenion в театре Lycurgan является предметом спора, несмотря на литературную Testimonia от периода нет твердой договоренности , где или в какой форме это произошло. Это эпоха новой комедии Менандра и поздней трагедии, о которой иногда предполагают, что хор исчез из постановок. Кроме того, предполагается, что снижение использования оркестра будет означать или разрешить возвышение сцены, на которой будет происходить все действие.
Из чего состоял греческий театр
Само слово «театр» появилось в Греции. Греческий театр состоял из трех частей:
- круглая площадка, на которой выступали актёры. Она располагалась в центральной части — называлась Орхестра. Потом, гораздо позже, уже не в Греции, а в других странах на эту площадку стали сажать музыкантов, отсюда появилось современное слово оркестр, но в греческом театре музыкантов на орхестре не было. Фактически там играли только актеры;
- за спиной у актеров, позади орхестры располагалось небольшое здание, которое называлось Скене. В скене хранили костюмы, хранили маски, там могли переодеваться актеры, там же они отдыхали, если на данный момент им не нужно было исполнять роли. Позже, когда на орхестру посадили музыкантов, актерам пришлось отодвинуться назад и слово скене стало знакомой нам всем с вами сценой;
- зрительные места, на которых как раз и сидели люди, пришедшие в театр, назывались Театрон. То есть театр — это не место, где что-то показывают — это место, где как раз нужно на что-то смотреть.
Когда слово орхестра и слово скене поменяли свои значения, весь этот комплекс, все то, что связано с игрой актеров и зрителями, пришедшими посмотреть на эту игру, стали называть театром. Так это слово существует уже больше двух с половиной тысяч лет.
Театральное действо — тогда и сейчас…
Если говорить о театральных постановках древних времен, стоит заметить, они, конечно же, существенно отличались от того, что может сегодня увидеть театрал. Первоначально в Древней Греции публика могла наблюдать за действиями всего лишь одного актера, который «повествовал» зрителям о судьбе того или иного героя под «аккомпанемент» хора. Чуть позже в спектакле принимали участие уже несколько актеров, но и их художественные возможности были ограничены. Все дело в том, что каждый актер поочередно надевал на себя маску определенного персонажа, и все его мастерство сводилось к умению грамотно и ловко владеть голосом и телом. А публика того времени вела себя довольно своеобразно. Если в наши дни театральные постановки, в случае успеха заканчиваются овациями и криками «Браво!», а в случае провала – тишиной, то в древние времена было, мягко сказать, несколько иначе.
Понравившийся спектакль встречали также бурно: шквал аплодисментов и восхищенные крики. Однако зрители, которые по какой-либо причине не понимали и не принимали спектакль, вовсе не молчали. В случае провала театр также «взрывался», но на этот раз недовольством: свист и топот были слышны далеко от месторасположения театра. Кроме этого, разъяренная публика могла закидать участника театрального действия камнями, требуя начать другую пьесу. Актер должен был доставить публике удовольствие и начинал другое представление, естественно, если оставался жив.
Сельские дионисии
Первоначально это был сельский праздник в Аттике. Вероятно, фестиваль проводился в честь выращивания виноградных лоз. Некоторые историки, культурологи и мифологи полагают, что это древнейший праздник, изначально не связанный с Дионисом.
Сельские (малые) дионисии отмечались зимой, в месяце Посейдеоне. Деревенское население праздновало дионисии в честь первого разлива и дегустации свежего вина.
Одно из живых и колоритных описаний фестиваля дал Аристофан в своей комедии “Ахарняне”. Он описывает торжественную процессию с целью жертвоприношения, в которой принимали участие несколько уважаемых семей.
На сельских дионисиях население веселилось вовсю. Танцоры танцевали, сопровождая эффектные “па” смешными телодвижениями, и шутили (многие из этих шуток были на грани фола). Эти деревенские увеселения, как ни странно, были предтечей драматической поэзии.
Странствующие актеры, собравшиеся в труппы, разыгрывали пьесы. Обычно брались за основу пьесы, которые уже ставились в городе, и имели успех, но странствующие актеры показывали ее по-своему — так, чтобы сюжет был понятен простодушным сельским жителям.
Одним из самых забавных увеселений на сельских дионисиях были асколии. Потехи ради мальчики-подростки на одной ноге прыгали по мехам, вымазанным маслом.
Одновременно в столице Греции и в Элевсине проводился фестиваль алоя (пожинки). На этом празднике Дионис чествовался одновременно с Деметрой и Персефоной.
В разных городах Аттики празднества проводились в разные дни. При этом за весь сезон зрители могли посещать сразу несколько праздников. Афинские граждане имели возможность выехать за город, если в другое время у них не было такой возможности.
В месяце гамелионе праздновали ленеи — особый фестиваль, который был своеобразным продолжение сельских дионисий. Изначально ленеи были сельским фестивалем ленейского округа, но с течением времени его начали праздновать и в Афинах, и в афинских окрестностях. Центром фестиваля был пир, который устраивался за счет государства. Щедро лилось вино, разыгрывались трагедии и комедии.
Первое в мире вино
Безусловно, главный символ бога Диониса — вино. И появилось оно именно благодаря его старому другу Ампелию. Однажды тот погиб, оказавшись на пути разъяренного быка. Впрочем, также существует версия, по которой погиб Ампелий из-за того, что на него обрушилась скала.
Дионис без безутешен. Он сделал всё, чтобы оживить своего старого друга и учителя. Даже полил его тело амброзией, надеясь, что тот оживет. Но эффект получился совсем нет таким, как ожидалось. Тело несчастного сатира внезапно превратилось… в виноградную лозу. А когда на ней созрел виноград, Дионис выдавил из него сок, из которого вскоре получилось первое вино. После этого молодой бог отправился в долгое путешествие по всей Элладе, а также далеко за её пределы, включая Индию. Везде он высаживал виноград и учил местных жителей, как получать из него вино.
Таким был страшный дар простым смертным от веселого бога.