Глобальные университетские рейтинги: есть ли поводы для волнений у японских вузов?

Содержание:

Учеба для иностранных студентов

Япония заинтересована в распространении своей культуры и создании положительного имиджа для успешной внешней политики. Она стремится налаживать дружественные связи с остальными странами. Поэтому процент иностранных студентов в вузах Страны Восходящего солнца с каждым годом все увеличивается.

В 2008 году вышел «План по привлечению 300 000 иностранных студентов», согласно которому двери университетов для учащихся из других стран теперь открыты как никогда. Для желающих поступить в японские вузы это самое подходящее время.

Чтобы привлечь иностранцев, японские университеты расширяют количество учебных программ и улучшают их качество. Если еще несколько лет назад преподавание велось исключительно на японском языке, теперь многие университеты (например, Университет Осаки или Токийский технологический институт) ведут дисциплины на английском языке. Существует также возможность получения стипендии для обучения.

Приблизительно половина всех иностранных студентов — представители азиатского региона. Прочие — из стран Запада и России.

Фатальные последствия изменения методики расчётов

2015 год ознаменовался серьёзными изменениями позиций японских вузов в рейтингах ТНЕ и QS. Особенно заметное снижение отмечается в рейтинге ТНЕ: Токийский университет опустился с 23 на 43 место, Университет Киото – с 59 на 88-е, Токийский технологический институт и университет Тохоку, занимавшие в прошлом году 141 и 165 места, попали в группу 201-250, университет Осака – в группу 251-300 (ранее 157 место). Значительное ухудшение позиций японских вузов (за исключением улучшивших показатели Токийского технологического института и Университета Васэда) отмечается и в рейтинге QS. Причина отрицательной динамики кроется в изменении методики подсчёта второго по значимости критерия – индекса цитируемости научных работ.

До недавнего времени рейтинг QS не учитывал разницу подходов к публикации научных работ в разных научных сферах, однако с 2015 года была внедрена система, уравновешивающая показатели различных дисциплин, то есть процедура нормализации. Это привело к снижению влиятельности таких сфер науки, как биология и медицина, повышению значимости технических наук, и обусловило текущую динамику мест в рейтинге.

В рейтинге ТНЕ к показателю цитирований до недавнего времени применялась нормализация по странам с учётом таких факторов, как язык и культура, однако уровень данной корректировки был сокращен наполовину. Это привело к значительному снижению оценки всех японских вузов, уступающих по числу цитирований среднему мировому показателю. С учётом того, что в рейтинге ТНЕ нововведения коснулись не только индекса цитируемости, но и других критериев, я не могу в полной мере оценить степень их воздействия в целом.

Думаю, что вышесказанного уже достаточно, чтобы убедиться в отсутствии необходимости подпадать под влияние результатов глобальных университетских рейтингов с учётом их высокой зависимости от часто меняющихся формул расчёта, а также понять неадекватность намерений рассматривать места в данных рейтингах в качестве целевых показателей на государственном уровне. Наряду с этим нам следует позаботиться об обеспечении возможности объективного отражения достоинств японских университетов, остающихся в тени глобальных вузовских рейтингов.

У Токийского университета самая большая территория кампуса в Японии

Если сравнить систему обучения с европейской, то количество классов для англоговорящих студентов небольшое.
Поэтому желательно подтянуть свой японский перед приездом.

Об атмосфере

Самый распространенный стереотип о студентах, обучающихся в Токийском университете, касается стиля одежды. Считается, что по сравнению с другими студентами из частных вузов, учащиеся Тодай всегда носят клетчатую рубашку, джинсы и рюкзак. Но на самом деле люди приезжают сюда из самых разных уголков мира, у каждого свой стиль, культура, мышление. Находиться в такой космополитичной среде интересно.

Как повлиял университет

Университет научил многому: выражать свои мысли более четко, анализировать информацию, тренировать критическое мышление и другим важным навыкам для персонального профессионального роста.

Благодаря разным проектам, выступлениям на международных конференциях, интервью с профессорами я обрела уверенность в своих идеях и собственной самостоятельности.

Перед тем как подавать заявку в Токийский университет, нужно тщательно обдумать свои будущие цели и планы. Понять, как обучение в этом вузе поможет вам достигнуть этих целей. Мой главный совет — не бойтесь показать себя. Никто не знает о границах вашего потенциала, только вы сами.

Дошкольное образование в Японии

Дошкольное образование в Японии включает в себя:

  • ясли;
  • детские сады.

Обучение в Японии начинается чуть ли не с первых лет жизни. Единственное исключение — ясли, где дети просто находятся целый день под присмотром. Никакой образовательной подготовки в них не проводят. Это объясняется тем, что ясли относятся не к Министерству образованию, а Министерству труда Японии.

В отличие от яслей, в садиках детей активно готовят к поступлению в школу. Они учатся читать, писать, осваивают счёт и взаимодействуют с другими детьми. Двери детских садов открыты для детей от 3 до 6 лет.

Чтобы поступить в хорошую начальную школу, необходимо поступить в хороший детский сад. Важная особенность образования в Японии — здесь об успешном будущем ребёнка начинают думать сразу после того, как он расстаётся с памперсом.

Только в японских яслях нет специальной формы

Поступление в японский вуз

Поскольку в большинстве стран СНГ средний школьный этап длится 11 лет, русским, украинским и другим абитуриентам необходимо пройти годичные подготовительные курсы в Японии или год отучиться в вузе на родине.

Экзамен включает три этапа:

  • проверка знаний лексики и иероглифов;
  • чтение;
  • аудирование.

Чтобы успешно пройти испытание, необходимо хорошо знать около 2 000 иероглифов. Экзамен подразделяется на 2 типа:

  • нихонго норёку сикэн – проверяет знания исключительно по японскому языку;
  • нихон рюгаку сикэн – проверяет запас знаний по некоторым основным школьным предметам.

Для поступления на английскую программу понадобится сертификат о прохождении TOEFL или IELTS. Из документов японские вузы чаще всего запрашивают:

  1. Копию заграничного паспорта.
  2. Фото.
  3. Диплом об окончании первого курса вуза в стране гражданства или об окончании подготовительных курсов.
  4. Школьный аттестат с выпиской об оценках.
  5. Мотивационное письмо.
  6. Рекомендации от учителей.
  7. Автобиографию.
  8. Сертификат о прохождении языкового экзамена.
  9. Справку о финансовой состоятельности (не менее 15 тысяч долларов в год).

Для въезда на японскую территорию понадобится студенческая виза. Выдается она на основании приглашения из вуза, который по отношению к иностранному студенту выступает в качестве гаранта. Помимо перечисленных выше документов, для подачи в консульство понадобятся медицинская страховка, справка об отсутствии опасных заболеваний, справка об отсутствии судимостей.

Список университетов Токио

Показаны записи 1-10 из 142.

Название Бакалавр Магистр
24 1 Токийский университет 4,712 USD 4,712 USD
102 6 Токийский технологический институт 4,712 USD 4,712 USD
256 10 Университет Кэйо 7,388 USD 8,091 USD
343 12 Waseda University 12,066 USD
394 14 Токийский медицинский и стоматологический университет 4,369 USD 4,712 USD
555 18 Tokyo Metropolitan University 4,960 USD 4,960 USD
619 20 Tokyo University of Agriculture and Technology 4,712 USD 4,712 USD
706 25 Tokyo University of Science 13,000 USD 11,000 USD
736 27 Aoyama Gakuin University 5,000 USD 5,000 USD
804 33 Ochanomizu University 5,000 USD 5,000 USD

Образование в Японии — своеобразный культ. В любом японском вузе обучение достаточно интенсивное, фундаментальное и довольно дорогое. Токийские вузы — не исключение. Токийский Университет (University of Tokyo) — престижный вуз, в стенах которого совершались многочисленные открытия. Среди его выпускников — всемирно известные писатели Юкио Мисима, Кобо Абэ, а также десятки выдающихся ученых, политиков. Это самый интернациональный университет Японии. Среди выпускников Софийского Университета (Sophia University) — писатели, политики и дипломаты. Университет Кэйо (Keio University) готовит элиту страны. Кроме университетов, в Токио популярны профессиональные колледжи и технические институты.

Как устроена система японского образования

Японская образовательная система долгое время являлась замкнутой, что позволило ей сформировать собственную модель и добиться высокой эффективности в обучении  подрастающего поколения. В конце XIX века началась интеграция с западными образцами, в результате которого процесс обучения приобрел такой облик:

  1. Дошкольное образование.
  2. Начальная школа.
  3. Среднее образование, включающее 2 этапа – неполная и полная средняя школа.
  4. Высшее образование.

До того как ребенок сядет за школьную парту, ему предстоит процесс социализации в центре по уходу за детьми или в детском саду. И хотя этот этап не является обязательным, многие родители все же предпочитают отдать малыша на воспитание опытным преподавателям.

Дошкольные учреждения бывают государственного и частного типа. Оба придерживаются одинаковых программ и ценовой политики – 100–500 долларов США в месяц.

Среднее образование неполного цикла также не оплачивается. А вот чтобы получить аттестат о полном, придется запастись финансами – от 3 000 до 13 000 долларов. На этом этапе ребенок может либо закончить старшие классы, либо поступить в профессионально-технический колледж.

Школьную форму дети начинают носить только в средней школе. До этого момента их внешний вид не регламентируется правилами.

Получив полное среднее образование, учащиеся могут подать заявки на поступление в высшие учебные заведения. Обучение в них делится на несколько этапов:

  • бакалавриат – 4 года;
  • магистратура – 2 года;
  • аспирантура – 3 года.

Учеба на ветеринарных и медицинских факультетах длится минимум 6 лет. Преподавание в основном ведется на японском языке, но в некоторых университетах есть и английские программы.

Желающие могут закончить одну из многочисленных языковых школ. Здесь студентам предлагают большой спектр программ: от краткосрочных (не более 3 месяцев) до длительных – протяженностью 2 года.

Самые популярные программы по специальности ИТ и компьютерные науки в Япония

Civil Engineering

Description Mission of our department is to educate students to become qualified individuals who are capable of g…

Information Systems Engineering

Description Over the past few decades, because of the growing use of computers in every aspect of society, the ne…

Computer Engineering

Description The mission of Information Systems Engineering in Atilim University is to educate engineers that are….

Computer Science

Description The major in computer science emphasizes modern approaches to software and hardware development and r…

Digital Innovation and Management

MSc in Digital Innovation Management enables you to understand and contribute to digitalisation processes in a wide va…

Commerce (Information Science)

Description The Bachelor of Commerce (BCom) degree programme enables each student to develop his or her own inte…

Business Computing

Description On this course you will gain a thorough understanding of how information technology and computer-based sy…

Computer Science

In the computer science department at Dartmouth, graduate students interact closely with world-class researchers in a ti…

Software Engineering

Bergen University College offers a joint masters program in Software Engineering with the University of Bergen. The prog…

Computing

Description Advertisement Our PhD programme offers the opportunity to study in a wide range of interdisciplinary a…

Особенности японских школ

1. Первые манеры, потом знания

Преподаватели в японских школах также меняются каждый год. Численность классов в японских школах большая, она составляет от 30 до 40 учеников.

Нумерация классов не сквозная, как в России, а внутренняя — «первый класс начальной школы», «второй класс средней школы» и так далее. Параллели обычно обозначаются буквами латинского алфавита: 1-A (первая параллель первого класса), 1-B (вторая параллель первого класса) и так далее, или же цифрами: 1-1, 1-2 и так далее.

Уникальность японских школ состоит в том, что здесь каждый год меняется состав класса, что позволяет учащимся развивать коммуникабельность, дает возможность установить дружеские отношения с большим числом сверстников.

В начальной школе действуют облегченные правила: нет домашних заданий, не нужно выполнять и сдавать серьезные работы и экзамены. 

По их мнению, первые три года обучения должны быть направлены не на формирование знаний детей, а на обучение правильному поведению, самостоятельности и хорошим методам обучения. Дети учатся уважать других людей и животных, состраданию, искренности, организованности и дисциплине.

2. Учебный год состоит из трех семестров. 

Начинается учебный год в японских школах с 1 апреля, он состоит из трех триместров, которые отделены друг от друга каникулами.

У детей есть полтора месяца летних каникул и два двухнедельных перерыва зимой и летом.

3. В школах не работают уборщики.

Уроки в японских школах длятся в течение 50 минут, у малышей продолжительность урока составляет 45 минут, затем наступает короткая перемена. Ежедневный учебный процесс для японского школьника заканчивается в 3 часа дня. 

В японских школах, как правило, нет смотрителей, а классы убираются учениками и учителями. Каждый день группы студентов собираются убирать туалеты, коридоры или классные комнаты. Это учит их ответственности и работе в группах.

4. Школы подают еду для учеников, запланированную диетологами.

Обедать японские школьники могут целый час. Столовых в школах не существует, горячий обед для детей приготавливают в специальном стерильном помещении, здесь же его помещают в индивидуальные коробочки, которые на тележках привозят в классы.

Все учреждения и школы предоставляют детям еду на основе плана диеты, разработанного уполномоченным диетологом. Они обеспечивают здоровое питание для детей.

5. В школах проводятся развлекательные мероприятия.

Два года назад был введен для обязательного обучения английский язык, его преподавание ведется со средней школы, вести преподавание английского разрешено только носителям языка, для которых он является родным. 

 Каждая школа в Японии позволяет детям проводить дополнительные мероприятия. После школы ученики возвращаются домой, чтобы поужинать. После обеда они возвращаются в школу, чтобы делать домашнее задание, заниматься в кружках, учиться играть на музыкальных инструментах или заниматься спортом.

6. Каллиграфия и поэзия

Все учащиеся, посещающие школу в Японии, помимо традиционных предметов изучают также каллиграфию и поэзию. Оба предмета учат детей истории страны и уважению к традициям.

7. Школьная форма

Дети в школьной форме

Почти во всех колледжах в Японии есть школьная форма. Мотивация введения униформы состоит в том, чтобы избавиться от лишних материальных трат и статуса между студентами. Если все одеты одинаково, никому не нужно беспокоиться о том, чтобы носить «правильную» одежду. Это помогает молодым людям сосредоточиться на изучении чего-либо.

8. Среднее присутствие составляет 99,99%.

Обучение в начальной и средней школе бесплатное, за старшую школу нужно платить.

Вероятно, каждый из нас прогуливал в какой-то момент. Но японские студенты не пропускают и не опаздывают на уроки. Кроме того, 91% респондентов заявили, что никогда не игнорировали учителя и всегда слушали на занятиях.

Когда учитель заходит в класс, встает староста, приказом поднимает остальных, затем приказывает кланяться. Исполнив этот ритуал, все садятся на свои места, и начинается урок.

9. Университетские каникулы

В Японской старшей школе ученики могут выбирать или отказываться от определенных предметов, но 1 курс – «Общая наука А» или «В» — обязателен. Это связано со сложностью изучения японского языка.

После «тяжелых экзаменов» (экзамены в конце средней школы, они определяют дальнейшее будущее человека), кажется, что учиться в университете легко. 

Студентов систематически обучают и предъявляются требования к самодисциплине. Их способность организовывать свое время позволяет учиться и проводить время с друзьями. Поэтому японские студенты часто говорят о «празднике перед работой».

Место в рейтинге – свидетельство успешности науки и технологий?

2 ноября 2015 года в утреннем выпуске газете «Никкэй» появилась шокирующая статья. Правительство Японии решило включить в 5-й Основной план по науке и технологиям, представляющий собой основу для государственной политики в сфере науки и технологий на предстоящие 5 лет, целевые показатели деятельности вузов, причём в качестве одного из индексов успешности будет использоваться место соответствующего вуза в глобальных академических рейтингах.

В проекте, поданном 10 декабря в Специальный комитет по Основному плану Комиссии по науке, технике и инновациям вместе с проектом мнения по Основному плану, словосочетание «глобальные академические рейтинги» было заменено на «международное ранжирование университетов», однако точный смысл нового термина остаётся неизвестным. Если под ним по-прежнему подразумеваются глобальные академические рейтинги, следует отметить, что это нововведение повлечёт за собой серьёзные последствия в будущем.

Впервые глобальные академические рейтинги появились в государственной политике в качестве целевого показателя в Стратегии развития Японии, и именно это стало, если можно так выразиться, источником всех бед. В июне 2013 года в целевые показатели, принятые и опубликованные Комиссией по промышленной конкуренции, был добавлен пункт «как минимум 10 японских вузов в первой сотне глобальных академических рейтингов в предстоящие 10 лет», после чего рейтинги стали упоминаться во всех связанных с вузами государственных планах, программах, комплексах мер и стратегиях.

История

За китайскими иероглифами последовали конфуцианство и буддизм. В период Нара (710 — 794) в 7-м веке первая государственная школа была создана по образцу Королевства Тан в Китае. Были приглашены китайские и корейские учителя, которые преподавали религию, право, историю, китайскую литературу, музыку, математику и медицину. Школа была очень элитной.

В период Хэйан (782 — 1184) аристократия создала несколько частных школ, которые были приравнены к государственным. К концу 12-го века класс рыцарей (самураев) взял на себя политическое руководство и стал лидером в области образования. В бурные времена вплоть до периода Токугава (1603 — 1868) около 1600 года в Киото и Камакуре были буддийские храмы, которые были центрами обучения. Нет конкретных цифр о доле японского населения, которая умела читать и писать в этот период, но есть согласие, что только в период Токугава образование стало доступным для более широких слоев населения.

Учебный год в Японии начинается в апреле.

В 16 веке иезуит Франсиско Ксавье основал миссию в Японии. Иезуиты были очень активными учителями, но были запрещены в 17 веке, когда Япония закрыла свои границы для внешнего мира. В иезуитских школах они преподавали астрономию, географию, медицину и искусство.

Учебный год состоит из трёх триместров, каждый из которых отделён небольшими каникулами — весной и зимой, и отдыхом продолжительностью в один месяц — летом.

В течение периода Токугава 18-го века, школы Terakoyas, частные учреждения, которые обучали детей, стали набирать простых людей, а не только детей элиты. Теракойя означает «храмовая школа», и школы были связаны с буддийскими храмами. Учение давалось монахами и воинами и происходило либо в буддийских храмах, либо в частных домах. Мальчики и девочки обучались индивидуально с 7 лет. Хотя конкретных цифр нет, считается, что около 50% мужчин и 20% женщин могли читать и считать к концу периода Токугава 19-го века.

После периода Токугава в 1868 году последовало восстановление Мэйдзи, и в этот период Япония работала над восстановлением общения с Западом и индустриализацией страны. В 1871 году делегация Ивакуры (которая среди прочего состояла из многих ведущих политических лидеров и олигархов Японии) отправилась в двухлетнее путешествие на Запад, чтобы приобрести новые знания, культуру, технологии и вооружение.

Самым молодым сотрудником делегации Ивакуры была Умеко Цуда, которая в возрасте 6 лет была с делегацией в США и Европе. Она решила остаться в Соединенных Штатах для получения образования и ​​не вернулась в Японию до совершеннолетия, где она основала школу для женщин, которая сегодня называется Университетом Цуда. Одна из целей делегации Ивакуры состояла в том, чтобы вернуть полученные знания в Японию, чтобы страна могла быть быстро модернизирована.

Именно во время Реставрации Мэйдзи в 1872 году было введено 4 года обязательного школьного образования, а также после периода Мэйдзи был введен предшественник школьной системы в Японии, какой мы ее знаем сегодня. Аринори Мори считается основателем этой школьной системы и стал первым министром образования Японии в 1880-х годах. В этом контексте следует упомянуть еще одного важного человека — Фукусава Ючи, которого отправили с первой делегацией после того, как страна открылась из изоляции в середине 1800-х годов. Фукусава был важным двигателем модернизации Японии. В 1870-х он опубликовал ряд текстов под названием «Gakumon no Susume — призыв к обучению». В этих текстах Фукузава акцентирует внимание на том, что хорошее образование было важно как для отдельных людей, так и для общества в целом. Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года

Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года

К второй мировой войне школьная система все больше характеризовалась национализмом и милитаризмом, и, конечно, школьные учебники были также окрашены идеологией, которая была центральной в то время в стране. С другой стороны, когда Япония поиграла во время Второй мировой войны, учебники были переписаны и национализм был удалён. Даже сегодня содержание школьных учебников является противоречивым, поскольку школьная система вновь стала централизованной, и школьные учебники должны быть утверждены государством, чтобы их можно было использовать в преподавании. В современных выпусках учебников была высказана критика по поводу того, что Япония движется в неправильном направлении и вновь прославляет историю, не давая конкретных и достаточно критических описаний того, что Япония сделала во время Второй мировой войны.

Как устроена система японского образования

Японская образовательная система долгое время являлась замкнутой, что позволило ей сформировать собственную модель и добиться высокой эффективности в обучении подрастающего поколения. В конце XIX века началась интеграция с западными образцами, в результате которого процесс обучения приобрел такой облик:

  1. Дошкольное образование.
  2. Начальная школа.
  3. Среднее образование, включающее 2 этапа – неполная и полная средняя школа.
  4. Высшее образование.

До того как ребенок сядет за школьную парту, ему предстоит процесс социализации в центре по уходу за детьми или в детском саду. И хотя этот этап не является обязательным, многие родители все же предпочитают отдать малыша на воспитание опытным преподавателям.

Дошкольные учреждения бывают государственного и частного типа. Оба придерживаются одинаковых программ и ценовой политики – 100–500 долларов США в месяц.

Среднее образование неполного цикла также не оплачивается. А вот чтобы получить аттестат о полном, придется запастись финансами – от 3 000 до 13 000 долларов. На этом этапе ребенок может либо закончить старшие классы, либо поступить в профессионально-технический колледж.

Школьную форму дети начинают носить только в средней школе. До этого момента их внешний вид не регламентируется правилами.

Получив полное среднее образование, учащиеся могут подать заявки на поступление в высшие учебные заведения. Обучение в них делится на несколько этапов:

  • бакалавриат – 4 года;
  • магистратура – 2 года;
  • аспирантура – 3 года.

Учеба на ветеринарных и медицинских факультетах длится минимум 6 лет. Преподавание в основном ведется на японском языке, но в некоторых университетах есть и английские программы.

Желающие могут закончить одну из многочисленных языковых школ. Здесь студентам предлагают большой спектр программ: от краткосрочных (не более 3 месяцев) до длительных – протяженностью 2 года.

За четыре года количество иностранных студентов увеличилось на сто тысяч человек

Количество иностранных студентов, числящихся в японских учебных заведениях на конец 2016 года, достигло рекордной цифры в 277 331 человек. С 2012 года за четырехлетний период это количество увеличилось почти на сто тысяч человек. Велика вероятность того, что целевой показатель, к которому стремится правительство Японии, 300 000 иностранных студентов к 2020 году, будет достигнут в течение 2017 года.

Практически никто не удивляется росту числа иностранных студентов. Даже те, кто выступает против разрешения на въезд в страну иностранных рабочих или беженцев, приветствуют студентов с той же радостью, что и туристов из-за рубежа.

Но что делать, если у большинства из резко растущего числа иностранных студентов цель – не учеба, а заработки? Можно ли говорить о необходимости увеличения количества иностранных студентов, если в Японию приезжают люди, которым на самом деле не должны были бы разрешать въезд в страну в этом качестве, и которые становятся жертвами наживы в различных формах, а вдобавок ко всему служат причиной преступлений и нарушают законы о пребывании на территории страны?

Языковая школа – лучший способ заговорить на японском

По приезду иностранцы сразу погружаются в совершенно иную атмосферу. Как мы уже упоминали, в Японии сложно встретить даже вывески на каком-либо другом языке. Со всех сторон тут звучит японская речь.

Именно эффект погружения становится ключевым и действенным способом, помогающим быстро осваивать язык в языковых школах Японии. Помимо теоритического материала, большого количества интересных упражнений во время аудиторных занятий, студенты получают нечто более ценное – живую, настоящую языковую практику в общении со сверстниками и новыми друзьями.

Программа большинства языковых школ построена таким образом, что студенты уже через несколько занятий начинают чувствовать себя комфортно. Конечно, это вовсе не означает, что знания будут даваться легко – без собственных усилий добиться успеха невозможно.

Приобретая знания на курсах в языковой школе, студенты проживают в специальных студенческих общежитиях, но нередко организуется проживание в семье. В таком случае достигается двойной эффект. Во-первых, во время занятий студент полностью погружен в языковую среду. Во-вторых, придя с занятий, его будет продолжать окружать все та же языковая среда. Таким образом обеспечивается постоянное присутствие японского языка в жизни студента, что позволяет быстро перестроится на незнакомую ранее речь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector