Музей васа
Содержание:
История
Музей-заповедник Скансен был создан более 120 лет назад — осенью 1891 года. Его основал Артур Хазелиус, который мечтал показать все разнообразие исторических построек, культуры и традиций Швеции. В течение нескольких лет после открытия он собрал на территории острова Юргорден более 150 домов и дворянских усадеб периода 18-20 веков.
Артур Хазелиус — шведский филолог, этнограф, коллекционер, основатель Музея Скансен и Музея Северных стран
А началась история с того, что на острове в 1810 году шведский торговец Йон Бургман разбил красивый сад и возвел летний домик со смотровой площадкой, назвав его Скансен. Артур Хазелиус, будучи руководителем Музея Северных стран и вынашивая планы по созданию этнографического парка, приобрел это имение. Первым экспонатом заповедника стал деревенский домик из старинного города Мура, но в течение 20 лет к нему добавились многие другие постройки, открылись ремесленные мастерские — музей под открытым небом приобрел почти современный вид.
Семья саами в лагере саами в музее Скансен, около 1900 год
В настоящее время кроме этнографического парка здесь открыт зоопарк, где звери живут практически в природной среде, а также Биологический музей и Аквариум.
Вид на Скансен с высоты птичьего полета Биологический музей был построен в 1893 году по проекту архитектора Аги Линдегрена Аквариум Скансен — один из первых зоопарков в стране с самым большим количеством животных, хотя его площадь составляет всего 3000 квадратных метров
Как добраться
Лично я отправлялась в музей «Васа» от Королевского дворца. В качестве ориентира и опорного пункта, дабы не заблудиться в Стокгольме, можно выбрать именно его: он виден издалека. Я шла пешком минут 30, как и написано на карте снизу. Конечно, можно дойти и быстрее. Однако встречающиеся на пути невероятной красоты архитектурные постройки в стиле модерн, набережные, гавани, да и просто открывающиеся взору великолепные виды не смогут оставить вас равнодушными… так что вряд ли получится остановиться или не замедлить шаг :).
Впрочем, для тех, кто предпочитает пользоваться общественным транспортом, есть альтернатива — автобус. Чтобы доехать до музея «Васа», необходимо перейти мост и пройти к остановке Stockholm Karl XII:s torg. Оттуда каждые 15–17 минут (в зависимости от времени суток) отправляется автобус № 76. О том, как приобрести билеты и проездные на общественный транспорт, читайте здесь. Вам нужно будет проехать четыре остановки и выйти на Stockholm Djurgårdsbron. Затем, держась правой стороны, пройти прямо (3–4 минуты). Опля, и вы на месте.
Если вы решите добираться до музея «Васа» из других частей города, то в качестве ориентиров могут выступать близлежащие музеи: Музей северных народов (Nordiska museet), располагающийся в красивейшем здании в стиле неоренессанс, а также известный музей под открытым небом «Скансен» (Skansen). Вы их можете видеть на фото ниже.
Вообще, остров Юргорден, на котором находятся перечисленные выше музеи, по праву можно считать музейным островом. Здесь также находится музей, посвященный группе ABBA, и водный музей «Аквария» (Aquaria Vattenmuseum).
Так вот. Если вы будете добираться не от Старого города, ближайшая к музею станция метро — Karlaplan (Площадь Карла). Но «ближайшая» — это мягко сказано. От метро нужно будет сесть на автобус № 67, проехать 3 остановки и выйти на Stockholm Nordiska museet/Vasa. А потом пешком минут 5.
Ну а теперь поговорим непосредственно о нашем музее.
Внешний облик здания отдаленно напоминает корабль. Зайдя вовнутрь, первым делом, конечно же, нужно будет купить входной билет.
Отели рядом
Забронировать номер рядом с достопримечательностями удастся на нашем сайте. Это поможет сэкономить время и не тратить его на поиски нужных объектов.
Так, к примеру, Lydmar Hotel расположен всего в 700 метрах от экспозиции, а 4-звездочный Pop House Hotel, BW Premier Collection – в 400 метрах.
Если ищете бюджетный вариант, обратите внимание на STF af Chapman & Skeppsholmen. Достопримечательности находятся в экологически чистом месте, вдали от шумных, городских улиц, поэтому проживание рядом будет комфортным
Менеджеры подберут подходящий вариант, в зависимости от предпочтений и желаний туриста
Достопримечательности находятся в экологически чистом месте, вдали от шумных, городских улиц, поэтому проживание рядом будет комфортным. Менеджеры подберут подходящий вариант, в зависимости от предпочтений и желаний туриста.
Бронировать гостиницу рекомендуется онлайн, до поездки. Это избавит от трудностей, связанных с наличием свободных мест.
Посещение галереи в Стокгольме
Экспозиции рассказывают о коротком периоде плаванья корабля и военно-морском деле от 17 века до настоящего периода.
Сюда организуют экскурсии, самостоятельным туристам предлагают воспользоваться аудиогидом.
Кроме того, посетителям показывают документальные фильмы, повествующие о судьбе Васа.
Эти услуги уже включены в стоимость билета, дополнительных трат не потребуется.
Соотечественникам рекомендовано воспользоваться услугами русскоязычного экскурсовода. Это удобно, так как позволяет узнать всю информацию на родном языке.
Время работы экспозиции
Летом музейный объект открыт с 8.30 утра до 6 вечера.
В зимнее время часы работы сокращены. Осмотреть легендарный корабль удастся с 10 утра до 5 вечера. Но каждую среду часы работы продлевают до 20 часов. Поэтому, если предпочитаете вечерние прогулки, выберете этот день недели.
Входная плата
Билет стоит 150 крон. Дети до 18 лет проходят бесплатно. Дополнительные предлагаемые услуги уже включены в стоимость.
Как работает ресторан?
Внутри сооружения работает ресторан. Посетителям предлагают местные блюда и выпечку. Цены умеренные.
Ресторан открыт в те же часы, что и музейный объект. Поэтому, если совмещаете осмотр Васа со знакомством с другими достопримечательностями, с питанием проблем не возникнет.
Предыстория
Галеон «Васа» приобрел славу еще до того, как был впервые спущен на воду.
Король Швеции Густав II Адольф утверждал, что процветание королевства зависит от Бога и флота. Во время Тридцатилетней войны (1618−1648 годов) с целью овладения Померанией (южным побережьем) правитель распорядился направить все силы на укрепление своего военного флота.
Густав планировал обзавестись четырьмя огромными военными кораблями. Их создание было поручено талантливому голландцу по имени Хенрик Хюбертссон, который являлся главным судостроителем королевства.
Именно галеону «Васа», получившему свое название в честь правящей королевской династии, было суждено сыграть главную роль и стать гордостью королевского флота Швеции. Строительство этого гигантского галеона было знаменательным событием, за которым внимательно наблюдала не только вся Швеция, но и послы многих иностранных государств.
Король был абсолютно уверен в том, что он сможет потрясти всех своих врагов таким кораблем, который будет сочетать в себе не только непобедимую военную мощь, но и по-королевски роскошное убранство. Поэтому для великолепной скульптурной работы в Стокгольм были приглашены все самые талантливые мастера резьбы по дереву, маляры и кузнецы из европейских стран.
«Васа» получился поистине роскошным. На корме — богатые позолоченные галереи и балконы, украшенные фигурами богов и героев мифов Древней Греции. А на форштевне красовалось огромное изображение приготовившегося к прыжку льва, также покрытое слоем позолоты.
Разумеется, в процессе строительства «Васы» главный акцент делался на выдающиеся мореходные и боевые качества, которыми до того времени не обладало ни одно судно.
Этот мощный галеон должен быть стать новейшим супероружием Швеции. Целиком изготовленный из высококачественной древесины дуба этот гигант в длину достигал 61 метра. При этом его максимальная ширина составляла 11,7 м, а осадка — 4,8 м. У корабля было четыре палубы, вторая и третья из которых являлись пушечными и были оснащены 64 пушками. Кстати, 48 пушек были 24-фунтовыми — для тех времен это огромнейшая мощность.
Голландские корабельные мастера предлагали Густаву II Адольфу несколько изменить проект корабля, поскольку центр его тяжести был предусмотрен слишком высоко. Они предлагали сократить количество орудий либо слегка расширить судно, пожертвовав его маневренностью. Но правитель Швеции оставался непреклонным перед своим решением.
Желание короля заключалось в создании совершенно нового боевого судна, которое не имело аналогов. Галеону «Васа» пророчили боевую славу, но у Бога, по всей видимости, были другие планы.
История: Музей Лада может показать множество интересных прототипов
Среди мировых автоконцернов, отечественный автопроизводитель «Лада» имеет не самую лучшую репутацию. Lada – это недорогой автомобиль «без излишеств». Классическая Lada конца 80-х, 90-х и начала 00-х годов XXI века вызывала какие угодно чувства, только не симпатии (не берем в оборот тюнингованные частным образом модели, некоторые из которых действительно выглядели очень даже ничего).
Но на самом деле, история нашего автозавода гораздо многогранее, интереснее и разнообразнее, чем может показаться на первый взгляд. Подтверждением тому служит заводской музей. Где навечно законсервированы десятки и десятки серийных моделей и прототипов, уникальных спортивных и унифицированных автомоделей. Некоторым из них не представилось возможности раскрыть свой потенциал, другим удалось достичь высот в большом спорте, а третьи стали «рабочими лошадками» в миллионах семей не только в СНГ, но и за рубежом.
Визит в музей Васа Трагическая красота
Не часто беда, случившая на море становится темой музея. Но Музей Васа именно такой, в нем воссоздается самым захватывающим образом история создания, гибели и поднятия со дна одного единственного корабля.
Если говорить о первом впечатлении, то, пожалуй, никакой из музеев не сможет сравниться с Музеем Васа по его силе. Необычен даже внешний вид самого здания музея, его медная крыша со стилизованными мачтами, высота которых равна мачтам галеона.
Проходишь через сильно тонированные двери и видишь скудно освещенный огромный выставочный зал и внушительную фигуру корабля, которому много веков. Просто кожей чувствуешь некую жуткую ауру. Часть здания покрыта деревянными панелями окрашенными в темно-красный, синий, дегтярно-черный, желто-охряный и темно-зеленый цвета. Но большая часть стен голая, это неокрашенный бетон, таков и весь потолок.
И видишь, и это главное впечатление, невероятная огромность парусного корабля. Это понимаешь в полной мере, только тогда, когда стоишь рядом с ним, ни цифры, ни слова описания, не дают такого ощущения колоссальных размеров судна, как собственные глаза.
Музей Васа в Стокгольме продержал нас в плену несколько часов, но это было время, которого не жалко, оно быстро и без скуки пролетело, среди интересных экспозиций за получением новых знаний и новых впечатлений.
Красота Васа, сохраненная спустя столетия после давней трагедии морем, словно своеобразной машиной времени, просто потрясает: корабль украшен более чем 700 деревянными фигурами и скульптурами. Это библейские персонажи, изображения морских чудовищ, герои греческой мифологии и т.д. Сейчас они потеряли свои яркие цвета, стали просто деревянными, но некогда они были красными, золотыми, синими. Но макеты показывают их былую красоту.
Посетители могут увидеть, как жили люди на таком корабле 17 века. Медицинское оборудование, деревянные ложки, оловянная посуда, изделия из стекла, личные вещи моряков… Экипаж спал рядом с пушками, прямо на палубе, у них не было и в помине никаких одеял или там матрацев, гамак был еще не изобретен. Ели они хлеб, горох, каши, сушеное мясо, рыбу. Запивали пивом. Оно было 3-х сортов: лучшее для высших офицеров, похуже для низших офицеров, ну и так далее для матросов. Еда была, в общем, плохая, гигиена напрочь отсутствовала, поэтому люди часто болели. Их лечил цирюльник, совмещавший свою основную специальность с медицинским обслуживанием.
Можно воочию увидеть и матросов этого корабля. Были обнаружены при подъеме судна скелеты людей, и по ним была проведена реконструкция, их одели так, как тогда одевались моряки.
Внутри музей состоит из шести уровней, с которых можно видеть Васа, начиная от киля до самой верхней части кормы корабля. А вокруг расположены многочисленные модели и экспонаты, по которым можно проследить этапы строительства и гибели галеона. Много экспонатов, касающихся вообще истории Швеции 17 века. А в музейном кинотеатре можно посмотреть фильм на своем родном языке о восстановлении Васа.
В музее рассказывается не только о том, как строили корабль, почему и как он затонул, но и можно узнать интереснейшую историю того, как его нашли и как его подняли из темных глубин, каких трудов и усилий стоило его законсервировать, чтобы им теперь могли полюбоваться мы и будущие поколения.
Музей корабля Васа в Стокгольме – это великолепный музей, по данным газеты “Таймс” – это один из двенадцати самых лучших музеев в мире. А о галеоне, находящимся в нем, можно привести один такой забавный факт. Он произвел на создателей фильма “Пираты Карибского моря” такое сильное впечатление, что в их фильме “Летучий Голландец” приобрел облик именно этого покрытого романтикой корабля Васа. Не упустите возможности самим увидеть этот прекрасный Васа корабль!
Рубрика: Скандинавия
Грандиозный проект
«… Особо хочу отметить проект создания технического музея силами АВТОВАЗа. Ведь никому ещё не приходило в голову собрать воедино военную и гражданскую технику всех времён, произведённую в нашей стране, чтобы оставить такую память будущим поколениям…»
В. Матвиенко.
Тольятти — город с ярко выраженными индустриальными чертами. Традиционными достопримечательностями являются Волжский автозавод и природные красоты Самарской Луки….
Проходят годы, меняются поколения. Но чтобы осознать день сегодняшний, мы обязательно возвращаемся в историю. А история для нас — это сохранившиеся предметы, документы, фотографии. Их особая ценность заключается в том, что прошли они через руки и души современников тех событий.
В 1998 году получил «путёвку в жизнь» уникальный проект строительства Технического музея под эгидой ОАО «АВТОВАЗ». Инициатором и вдохновителем уникального музея по праву считается С.П. Прохоров, дизайн-проект был разработан помощником вице – президента по техническому развитию М.В. Демидовцевым.
Замысел действительно грандиозный – собрать воедино все достижения технической и инженерной мысли за прошедший век. Около десяти лет назад строительству был дан старт. Пустырь за территорией научно-технического центра ОАО «АВТОВАЗ» постепенно «облагораживался»: началось возведение первых объектов- административного депо; на выставочной площадке гордо разместились военные самолёты и вертолёты.
В сентябре 2001 года первая очередь музея была торжественно представлена публике. Экспозиция действительно оказалась впечатляющей: 182 экспоната, среди которых военные самолёты, бронетехника, ракетные и радиолокационные установки, легковые и грузовые машины, паровозы 30-50-х годов, электровозы , даже сельскохозяйственная техника на которой осваивали целину.
Свой первый день рождения 7 сентября 2002 года музей отметил заметным пополнением в семействе выставочных экспонатов.
Но военная техника- это ещё не всё . В витражах музея выставлено более 200 единиц воинского снаряжения. Предметов бытовой утвари и обихода. Выпуск многих этих вещей датируется не только прошлым, но и позапрошлым веком.
К началу 2003 года музей располагается на площади в 34 гектара и является единственным в России по занимаемой территории и многообразию экспонатов, которых уже более 400. Чего здесь только нет! Главной же «изюминкой» стала настоящая подводная лодка ПЛ-Б -307. На сегодняшний день доставка лодки является самым грандиозным и сложным проектом в мировой истории.
То, что в формировании музейного фонда принимала участи вся Россия – не пустые слова.
На просьбу вазовцев откликнулись представители Минобороны, главнокомандующие практически всех родов войск, понимая, что списанную технику лучше отдать в музей, а не резать на металлолом.
Я осмелюсь сказать, что Технический музей это не только экспозиции, но и центр семейного активного отдыха. Ежегодно весной моя семья участвует в культурной однодневной акции «Музейный пикник», которая имеет статус городского праздника. А ещё 1 сентября в музее проводится День открытых дверей, посвящённый Дню Знаний, а для самых маленьких конкурс детского рисунка «Я рисую музей».
И заканчивая свой очерк хочу сказать большое спасибо всем, кто внёс вклад в создание Технического музея ОАО «АВТОВАЗ». Для нас подрастающего поколения – особенно для мальчишек, которые, возможно, станут инженерами и конструкторами музей — уникальная и, пожалуй, единственная возможность «вживую» увидеть легендарную военную технику, прошедшую через бои и сражения, больше узнать об автомобилях прошлых лет, увидеть воочию все этапы технической эволюции России более чем за сто лет.
Список использованной литературы:
1.Журнал «Лада Новости», редакционный совет А.Бредихин., А. Шишкин.. Е Перевезенцева, лето 2003г.
2. Проспект ОАО «АВТОВАЗ» Технический музей научно-технический центр, 2004г., отпечатано в типографии ДИС ОАО «АВТОВАЗ».
Автор статьи: Пружанская Анна, 8А
Иллюстрация: Палагин Александр, 8В
История службы
Начало службы и гибель
Гибель корабля Vasa.
Летом 1628 года корабль Vasa стоял на швартовах напротив королевского дворца. Там на борт был принят балласт, а также пушки, порох и ядра для первого плавания.
10 августа 1628 года, в воскресение, корабль был готов к отплытию. Погода была ясная, ветер слабый, но порывистый. На борту находилось около 100 человек экипажа, а также их семьи — женщины и дети (по случаю первого плавания предполагалось великолепное торжество, поэтому членам экипажа разрешили взять с собой членов своих семей и родственников). Целью первого плавания Vasa была выбрана военно-морская база Эльвснаббен к юго-западу от Стокгольма.
В гавани города собралась толпа горожан, следивших за отплытием корабля. Впрочем, для отплытия потребовалось немало времени — ветер дул с юго-запада, поэтому первые несколько сотен метров корабль приходилось вытягивать с помощью якорей. Затем, выйдя на открытое пространство, капитан корабля Сёфринг Ханссон приказал поднять четыре паруса — фок, фор-марс, грот-марс и бизань. После постановки парусов Vasa отсалютовал собравшимся бортовым залпом и отправился в свое первое плавание.
Когда корабль вышел на открытое пространство бухты, сильный порыв ветра наполнил паруса, и Vasa начал крениться на подветренную сторону, но затем выровнялся и прошёл ещё примерно 1300 метров, дойдя до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. Там, в ста метрах от острова, новый порыв ветра снова накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, корабль лёг на борт и начал тонуть с поднятыми парусами и развевающимися флагами.
На место катастрофы быстро прибыла помощь — матросы других кораблей на парусных и гребных лодках, — однако к их прибытию корабль успел почти полностью уйти под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать уцелевших в крушении и доставить на Бекхольмен и в порт Стокгольма, что и было сделано. Хотя катастрофа произошла недалеко от берега, вместе с Vasa погибло от 30 до 50 человек.
Постройка и испытания
В течении трёх лет корабль Vasa сооружался на Стокгольмской верфи под личным присмотром короля. Строился будущий флагман силами 400 рабочих, было срублено свыше тысячи деревьев. Густав II Адольф решил потрясти своих противников не только мощностью своего корабля, но и роскошью. Поэтому над отделкой корабля трудились лучшие мастера европейских верфей и самые искусные резчики по дереву. И всё бы ничего, если бы не был упущен один очень важный момент: корпус корабля сделали слишком узким, что и сыграло роковую роль в его недолгой судьбе.
Через два года корабль благополучно спустили на воду и отбуксировали к достроечному причалу, расположенному как раз под окнами королевского дворца. На всех этапах строительства король очень часто приходил на корабль, внимательно следил за ходом работ, давал строителям различные указания.
Кораблестроитель Хибертссон был опытным мастером, но у него не хватало мужества возражать королю, когда тот делал распоряжения по постройке корабля. Король заботился только о боевых качествах Vasa, о внешнем виде корабля, но совершенно не думал о важнейшем его мореходном качестве — об остойчивости.
Король Густав II Адольф, утверждая проект Vasa пренебрег всеми правилами обеспечения остойчивости и потребовал, чтобы на галеоне было установлено вдвое больше пушек, чем на любом другом шведском корабле. Хюбертссон подчинился и предусмотрел на корабле Vasa 64 пушки. Пушки вместе с боезапасом весили 72 т., и значительная часть этого груза располагалась в верхней части корабля.
Также король распорядился установить на корабле множество скульптур и прочих украшений. Особенно богато была отделана резьбой и украшениями кормовая надстройка, возвышавшаяся на 20 м. над палубой. На выдвинутом далеко в нос форштевне грозно пригнулся, готовый к прыжку, огромный лев. Всего на «Васе» было около 700 скульптур и резных украшении.
Король пожелал, чтобы скорость Vasa была выше скорости других шведских кораблей. Были установлены огромные мачты, самая высокая из которых возвышалась на 49 м. над килем.
И в то же время, заботясь о скорости Vasa, Густав II Адольф приказал сделать корпус очень узким — значительно уже, чем все другие корабли. В результате и без того явно недостаточная остойчивость корабля ‘Vasa стала угрожающей и главный строитель, рискуя навлечь на себя гнев короля, самовольно увеличил ширину на 40 см.
Перед отплытием корабля испытывалась его остойчивость. Тридцать матросов перебегали с одного борта на другой. После третьего раза перебежки прекратили, увидев, что судно может перевернуться. При этом присутствовал один из самых влиятельных флотских начальников адмирал Флеминг. Единственное, что он сказал после увиденного: «Если бы его величество был дома!».
Состав экспозиции
Музей включает несколько уровней для наружного осмотра корабля, а также экспозиционные залы. Экспонаты и художественные произведения рассказывают о корабельном распорядке и жизни членов экипажа, о приемах войны на море и воинских приспособлениях для захвата вражеских кораблей. Отдельная выставка повествует о подготовке подъема судна и самой подъемной операции. Имеется отдельный зал для просмотра специально снятого фильма по истории корабля.
Отличительной особенностью королевского флагманского корабля была деревянная резьба, в изобилии украшающая корпус корабля и детали его отделки. Выполняли затейливые украшения лучшие резчики европейских стран, привлеченные к этим работам по казенным контрактам. Сюжетами украшений были герои античности и варяги Скандинавии, дикие животные и другие персонажи. Особое место занимали изображения львов – любимых животных короля, его личный символ.
Кроме реального корабля Васа, восстановленного усилиями реставраторов, в музее представлены наглядные разрезы судовых палуб и помещений. Видно размещение балласта из каменных глыб в нижних отсеках, склады вооружений и боеприпасов, каюты для членов экипажа. Схематические макеты выполнены очень реалистично; изображаемое на них понятно без комментариев экскурсоводов и пояснительных табличек.
Корабли более поздней постройки, нежели галеон Васа, могут принимать посетителей до сих пор. Российский Крузенштерн и американская Конституция до сих пор под парусами совершают дальние походы; принимает посетителей и способна к передвижению Аврора, участвовавшая в военных действиях и революционных событиях. Доступны для туристов суда полярных исследователей и знаменитых путешественников; однако самый древний сохранившийся парусник популярнее большинства прочих судов – музеев.
История создания
Предпосылки к созданию
Герб Швеции во времена правления династии Васа. Находился на корме кораблей.
В начале XVII века Швеция значительно упрочила свое положение в Европе. Основатель новой королевской династии Густав I Васа много сделал для того, чтобы вывести страну из средневековой отсталости. Он избавил Швецию от датского владычества, провел реформацию, подчинив государству ранее всесильную церковь. Швеция, которая претендовала на роль одной из главенствующих стран Европы, стремилась окончательно закрепить свое господствующее положение на Балтике. Однако Густав II Адольф (анг. Gustav II Adolf) — новый король династии Васа (1611—1632 гг.) хотел достичь полного господства Швеции в восточной части Балтийского моря и начал создавать сильный военно-морской флот.
Густав II Адольф стал королем в семнадцать лет. Он получил печальное наследие от своего отца Карла IX: Швеция вела войну на два фронта. На востоке — с Россией и Польшей, на юге — с Данией, вечным соперником за овладение бассейном Балтийского моря. Распри с соседями способствовали тому, что шведский военный флот не только оказался устаревшим, но и очень нуждался в ремонте. Лишь после заключения мира с Данией (1613 год) и с Россией (1617) Густав II Адольф наконец приступил к строительству нового флота. В 1625 году шведский флот усилили 25 вновь построенных и несколько купленных за границей судов «Величие и сила Швеции зависит от её флота и Бога», — так любил говорить Густав II Адольф.
Шведскому королю Густаву II Адольфу показывали модель французского военного корабля St. Louis и он захотел, чтобы подобное судно было построено и у него.
В том же году шведский король заключил договор с голландским частным судостроителем Хенриком Хюбертссоном де Гроотом и его братом Арентом де Гроотом. Братья должны были построить на стокгольмской верфи два крупных и два малых военных корабля. Двумя большими парусными кораблями были Tre Kronor и Vasa. Последнему, с его очень сильным артиллерийским вооружением, отводилась роль флагмана шведского блокирующего флота в Тридцатилетней войне.
Проектирование
Общий вид корабля Vasa.
16 января 1625 года король Швеции Густав II Адольф подписал с голландским кораблестроителем Хенриком Хюбертссоном контракт на постройку нового боевого корабля для шведского флота. По замыслу короля, новый корабль должен был стать флагманом Шведского королевского флота, самым крупным и самым тяжеловооружённым кораблем из всех, имевшихся в распоряжении стран, располагавших выходом к Балтике. В том же году для постройки корабля было срублено около 16 гектаров дубового леса, то есть более тысячи деревьев из королевского леса.
Королевские разборки
И вот самый великолепный корабль шведского флота отправляется в свой первый рейс. Дальше известно, что произошло. Гнев короля был ужасен. Пошли разборки. Адмирал сказал, что все парусные суда до некоторой степени нестабильны, но это дело капитана соответствующим количеством балласта отрегулировать этот момент. Капитан в свою очередь заявил, что балласт был полностью загружен, и что здесь скорее всего какая-то недоработка судостроителя. Ну а тот заявил, что в точности следовал королевским указаниям. И что удивительно, не стали искать стрелочника в этом деле. Все тихо сошло на нет.
Но символ мощи королевского флота, несостоявшаяся морская гордость короля Густава II Адольфа, опрокинутый ветром словно игрушка и проделавший огромную дыру в бюджете, лежал на дне в прозрачной воде гавани.
Прошло время, и люди забыли и место, где находился затопленный Васа, да и саму эту катастрофу, и корабль остался на дне океана на 333 года.
Несколько цифр:
- Корпус вес: 1200 т;
- Балласт вес: 120 т;
- Длина полная: 69 м;
- Ширина максимальная: 11,7 м;
- Расстояние от верхушки грот-мачты до киля: 52,5 м;
- Осадка: около 5 м;
- Количество парусов: 10 шт;
- Количество пушек :64 шт.