Религия во вьетнаме. во что верят вьетнамцы и верят ли они вообще
Содержание:
Остальные религии
Страна долгое время была под господством Китая, а затем сюда приехали французские колонисты. Территория, где сейчас находится современный Вьетнам, принадлежала чамам, малочисленные потомки которых живут здесь по сей день. Это привело к тому, что здесь распространены следующие религии:
- Индуизм. Известные Чамские башни были возведены именно древними индуистами.
- Конфуцианство. Было завезено китайцами и считалось официальной религией с 16 по 19 века.
- Даосизм. Еще одно наследие Китая, которое проповедует духовное единение с природой.
Довольно молодые вероучения обрели последователей и продолжают распространять свое влияние.
Каодай
Религиозная секта была основана 1926 году. Отцом учения является Нго Минь Чьеу. Будучи мистиком, он устраивал спиритические сеансы. Как говорит предание, с 1919 года Чьеу стал получать послания от Бога, называющего себя Каодай. Через мистика он передавал знания, которые легли в основу верования.
Вьетнамский храм религии Каодай
Направление представляет собой совокупность принципов даосизма, конфуцианства, буддизма. Оно проповедует поклонение величию предков, отречение от воровства, роскошного образа жизни, лжи и учит гуманизму. Последователи каодаизма верят в перевоплощение, практикуют вегетарианство.
Примечательным фактом является то, что во время спиритических сеансов медиумы связываются и ведут диалоги с известными личностями:
- Виктор Гюго;
- Лев Толстой;
- Уильям Шекспир;
- вьетнамские и китайские писатели, поэты, видные деятели.
Сначала никто не воспринимал каодай серьезно, но буквально за несколько лет учение укрепилось и даже нашло последователей не среди вьетнамцев. В 2005 году число приверженцев течения по миру насчитывало примерно 3 миллиона человек. На территории Вьетнама возведено множество храмов Каодай, около сорока из которых находится в Хошимине.
Хаохао
Религиозный культ появился в1939 году, а во вторую мировую войну обрел последователей. Они даже собирались в вооруженные отряды, которые просуществовали около десяти лет. Американо-вьетнамская война привела к расколу. Одна часть поддерживала коммунистов, другая, наоборот, — националистов. Это привело к запрету секты. Она вновь была разрешена в 70-х годах. На конец XX века количество последователей хаохао насчитывало порядка миллиона человек.
Религия Хаохао
Основоположником течения стал Хютнь Фу Шо, которому Бог поручил создать истинную религию. Философия секты основана на конфуцианском учении про добродетель, проповедях Будды Шакьямуни. Адептам секты запрещено употреблять алкоголь, наркотические препараты, играть в азартные игры, затаивать обиду и мстить. В молитвах приверженцы вероисповедания обращаются к Будде, который находится внутри самого человека.
Религиозная карта Вьетнама
При взгляде на Вьетнам на карте можно уловить особенность распространения религиозных конфессий по территории страны: преобладающее большинство их расположено к югу страны. Тамже особо сильна вера в различных духов и божеств. Юг страны — то место, где сочетаются между собой мистический Вьетнам, религия Запада, учения Востока. Это удивительно.
Вьетнам, религия — понятия, которые при сочетании дают весьма оригинальный результат. Европейские храмы и костелы выглядят в Азии крайне необычно, так же, как и мусульманские мечети. К тому же любая религия во Вьетнаме несёт на себе следы местных веровании и памяти усопших. И в заключение — верующие вьетнамцы в основной своей массе не соблюдают строго предписаний, придерживаются, скорее, срединного пути.
Какие есть религии во Вьетнаме?
Как-то принято было считать, что Вьетнам – буддийская страна, по аналогии с его южно-азиатскими соседями. Оказывается, совсем нет. И не потому, что это социалистическая республика. А потому, что около 70% вьетнамцев просто атеисты. Официальной – государственной – религии здесь нет, но по статистике 16% населения – буддисты, 8% — христиане (католики и протестанты), есть мусульмане, индуисты, анимисты и адепты небольших религиозных сект. Абсолютно все вьетнамцы практикуют культ предков и ещё совсем маленький процент – это приверженцы национальной религии Као-дай.
Во II веке н.э. во Вьетнам пришёл буддизм. Это было направление Махаяна, одно из самых гуманных религиозных учений в мире. Оно считается «северным», так как распространено в Китае, Японии, Корее и на севере Вьетнама. Чуть позже на юге в дельте Меконга появляются последователи другой ветви буддизма, более ортодоксальной – Тхеравада. Ныне их осталось немного – это вьетнамские кхмеры.
Индуизм появился на территории Вьетнама во времена Чамского государства. Он пришёл в виде шиваизма – его завезли из Индии. И по сей день стоят по всему Вьетнаму Чамские башни – древние индуистские храмы, некоторые из которых до сих пор действуют. Один из таких – Мишон в Центральном Вьетнаме.
Конфуцианство – это чистое влияние Китая. Оно насаждалось во времена китайского владычества, длившегося почти 8 веков.
Китайцы, стремясь лишить народ его культурной самобытности и самостоятельности упорно, преодолевая сопротивление местного народа, создавали школы конфуцианства. При этом внедрялась и китайская письменность. Но одолеть буддизм китайцам не удалось, потому что в свою веру они обращали в основном знатный и чиновный люд. А основная масса народа оставалась верна своей буддийской вере. И, тем не менее, конфуцианство в XIV веке стало основной государственной религией и оставалось ею вплоть до XIX века.
Христианство – это наследие французского колониального периода. Первые миссионеры появились во Вьетнаме в XVI веке, а с приходом французов стали возводится католические соборы. Иногда, кажется, что проще встретить во Вьетнаме католический храм, чем буддийскую пагоду. Католическое рождество отмечается во Вьетнаме широко и вьетнамцы-католики с удовольствием демонстрируют вам свои нательные крестики.
Протестантство завёз во Вьетнам канадский миссионер в начале XX века. За ним потянулись члены Христианско-миссионерского союза. В результате сегодня во Вьетнаме присутствует Южная Евангельская Церковь Вьетнама и меньшая Северная Евангельская Церковь.
Ислам пришёл во Вьетнам в XVII века, когда стало рушиться Чамское государство и чамы стали принимать ислам под влиянием арабов-торговцев. Многие из них перебирались на юг в дельту Меконга, соединяясь там с кхмерами, которые тоже были в те времена носителями ислама. Но конфессия их очень незначительна, к тому же совершенно обособленна от других представителей этой религии в мире. Таким образом, вобрала в себя все сколько-нибудь значимые религии мира.
Религия Вьетнама
Вьетнам – социалистическая республика, но согласно 24-й статье Конституции здесь провозглашена свобода вероисповедания. Единственное условие – она не должна противоречить партийной идеологии.
Официальные источники утверждают, что более 80% граждан страны считают себя атеистами. Однако эти данные не совсем верны, потому что в расчет не берется так называемый культ предков, которому следует большинство вьетнамцев.
Это верование представляет собой смешение буддийской мысли махаяны и традиционных религиозных взглядов, предполагающих поклонение богам, а также духам, в качестве которых выступают усопшие родственники.
Семья и быт
Вьетнамцы живут большими семьями, поэтому под одной крышей можно увидеть представителей нескольких поколений и родственных линий. Они искренне привязаны друг к другу, с большим уважением относятся к старшим. На первом месте для каждого вьетнамца интересы семьи. У молодоженов практически нет собственного имущества, все разделено между родственниками. Процент разводов в стране очень низок, хотя запретов со стороны религии или закона нет – просто принято выбирать себе пару на всю жизнь.
Здесь очень любят детей, стремятся порадовать и одарить их вниманием. Это касается и маленьких туристов
Если взрослые часто небрежны в одежде, то детей стремятся наряжать в красивые вещи.
В дом малознакомых людей приглашать не принято, но в целом вьетнамцы очень доброжелательные. Чем беднее семья, тем более радушное отношение к гостю демонстрируют ее члены. Хотя местные жители не очень религиозны, они чтут предков, преподнося их душам дары и пожертвования.
Ислам
Ан Джианг
Как и в индуизме, приверженность исламу во Вьетнаме в первую очередь связаны с этническим меньшинством чам, хотя есть также мусульманское население смешанного этнического происхождения, также известное как чам, или мусульмане чам, на юго-западе (дельта Меконга ) страны. Предполагается, что ислам пришел во Вьетнам спустя много времени после его прибытия в Китай во время династии Тан (618–907) в результате контактов с арабскими торговцами. Число последователей стало увеличиваться по мере расширения контактов с Султанатом Малакка после краха королевства Чампа в 1471 году, но ислам не получил широкого распространения среди чамов до середины 17 века. В середине 19 века многие мусульмане чамы эмигрировали из Камбоджи и поселились в районе дельты Меконга, что еще больше укрепило присутствие ислама во Вьетнаме.
Вьетнамские мусульмане оставались относительно изолированными от основного направления мирового ислама, и их изоляция в сочетании с отсутствием религиозных школ привела к тому, что практика ислама во Вьетнаме стала синкретической. Хотя чамы следуют локализованной адаптации исламского богословия, они считают себя мусульманами. Однако они молятся только по пятницам и отмечают Рамадан всего три дня. Обрезание выполняется не физически, а символически, когда религиозный лидер делает жесты обрезания деревянным игрушечным ножом.
Самая большая мечеть Вьетнама была открыта в январе 2006 года в Сюан Лук., провинция ng Nai ; его строительство частично финансировалось за счет пожертвований Саудовской Аравии.
Перепись 2005 года насчитала более 66 000 мусульман во Вьетнаме, по сравнению с 63 000 в 1999 году. Более 77% проживали в Юго-Восточном регионе, с 34% в провинции Ниньтхуан, 24% в провинции Биньтхуан и 9% в Хошимине ; еще 22% проживали в районе дельты Меконга, в основном в провинции Аньцзян. В провинции Ниньтхун, где проживает большая часть чамов Вьетнама, численность чам-бани (мусульманских чамов) составляет около 22 000 человек. Из 22 деревень в Ниньтхуан 7 являются мусульманскими.
Чамы во Вьетнаме признаны вьетнамским правительством только как меньшинство, а не как коренное население, несмотря на то, что они являются коренными жителями этого региона. И индуисты, и мусульмане чамы подвергались религиозным и этническим преследованиям и ограничениям на их веру при нынешнем вьетнамском правительстве, когда вьетнамское государство конфисковало собственность чамов и запретило им соблюдать их религиозные убеждения. Индуистские храмы были превращены в туристические объекты вопреки желанию индусов чамов. В 2010 и 2013 годах произошло несколько инцидентов в деревнях Thành Tín и Phươc Nhơn, где Чам был убит вьетнамцами. В 2012 году вьетнамская полиция в деревне Чау Гианг ворвалась в мечеть Чам, украла электрический генератор, а также изнасиловала девочек Чам. Мусульмане чам в дельте Меконга также подверглись экономической маргинализации и были вытеснены в нищету политикой Вьетнама, когда этнические вьетнамские кинь поселились на большей части земли чам при государственной поддержке, а религиозные обычаи меньшинств стали объектом искоренения Правительство Вьетнама.
Правительство Вьетнама опасается, что свидетельства влияния Чампы на спорную территорию в Южно-Китайском море привлекут внимание к нарушениям прав человека и убийствам этнических меньшинств во Вьетнаме, таких как восстания 2001 и 2004 годов, и привели к вопросу об автономии чамов, ставшей предметом спора, поскольку вьетнамцы завоевали индуистов и мусульман народ чам в войне 1832 года, и вьетнамцы продолжают уничтожать свидетельства культуры чамов и оставленные артефакты, грабят или строят на крышах храмов чамов, строят фермы над ними, запрещают религиозные обряды чамов и не упоминают разрушенную чамскую столицу. Аль Сонг Луи во время вторжения 1832 года в учебниках истории и туристических справочниках
Положение чамов по сравнению с этническими вьетнамцами не соответствует стандартам, им не хватает воды и электричества и они живут в домах из глины.
Религиозная свобода
Конституция Социалистической Республики Вьетнам формально позволяет свободу вероисповедания, однако, правительственные ограничения остаются на организованной деятельности многих религиозных групп. Правительство сохраняет видную роль в надзоре за официально признанными религиями. Религиозные группы сталкиваются с самыми большими ограничениями, когда они воспринимаются правительством как вызов своему правлению или авторитету коммунистической партии. В 2007 году Viet Nam News сообщило, что во Вьетнаме шесть религий, признанных государством ( буддизм , католицизм , протестантизм , ислам , Цао Дай и Хоа Хо ), но что Сообщество бахаи Вьетнама было награждено «сертификатом деятельности». «Государственного комитета по делам религий. Сообщалось, что в 2007 году Комитет по делам религий выдал свидетельства о регистрации операций трем новым религиям и религиозной секте в дополнение к шести существующим религиям. Каждый гражданин провозглашается свободным исповедовать какую-либо религию, одну или несколько религий, исповедовать религию без нарушения закона, пользоваться равным обращением независимо от религиозных убеждений и быть защищенным от нарушения своей религиозной свободы, но ему запрещено использовать религию для нарушения закон.
Фактически, во Вьетнаме существуют некоторые ограничения в религиозной практике. Иностранным миссионерам по закону не разрешается обращать в свою веру или заниматься религиозной деятельностью. Никакие другие религии, кроме вышеупомянутых восьми, не допускаются. Проповедникам и религиозным объединениям запрещено использовать религию для пропаганды идеологий, противоположных правительству. Многие вьетнамские проповедники, бежавшие в Америку и другие страны, говорят, что они были подавлены коммунистическим правительством по беспричинным, необоснованным или этническим причинам; однако проповедники и религиозные ассоциации, соблюдающие закон, действующие сегодня во Вьетнаме, пользуются поддержкой и почетом со стороны правительства.
Правительство Вьетнама подвергалось критике за религиозные нарушения со стороны Соединенных Штатов, Ватикана и вьетнамских эмигрантов, выступающих против коммунистического правительства. Однако из-за недавних улучшений в сфере религиозной свободы Соединенные Штаты больше не считают Вьетнам страной, вызывающей особую озабоченность . Ватикан также рассматривал возможность переговоров с Вьетнамом о свободе вьетнамских католиков и смог достичь постоянного соглашения, которое позволит в будущем иметь постоянного представителя в стране.
Несмотря на некоторые существенные попытки вьетнамского правительства улучшить свой международный имидж и ослабить ограничения на свободу вероисповедания, случаи преследования диссидентских религиозных лидеров не прекращаются в последние годы. Генеральный секретарь Меннонитской церкви Вьетнама и защитник религиозной свободы Нгуен Хонг Куанг был арестован в 2004 году, а его дом сровняли с землей. Христианские горцы и их домашние церкви продолжают страдать от государственного контроля и ограничений. В марте 2007 года член основной ханойской общины юридически признанной Евангелической церкви Вьетнама (Север) Нгуен Ван Дай был арестован по обвинению в его защите свободы вероисповедания, включая распространение предполагаемых «нарушений» свободы вероисповедания.
Другие религии
Кроме основных религий, исповедуемых во Вьетнаме, здесь существуют и другие верования, имеющие множество последователей. К ним относятся:
Каодаизм – монотеистическая народная религия, основанная в 1926 г. в городе Тай Нинь южном Вьетнаме. Термин «каодаизм» означает «высшее место, где царствует Бог». Первые ученики религии утверждали, что имеют прямую связь с Богом, который наставляет их. Во Вьетнаме насчитывается около 6 миллионов приверженцев каодаизма, их духовные практики включают в себя молитву, почитание предков, ненасилие, вегетарианство. Большинство молитвенных мест расположены в провинциях южного Вьетнама, таких как Тай Нинь, Кантхо, Тянь Гианг и Хау Гианг в дельте реки Меконг. Религиозные обряды и церковные иерархии являются католическими.
Индуизм. Как и буддизм, индуизм проник во Вьетнам по торговым путям, в частности из Индии. Религия процветала в королевстве Чампа, расположенном на юге Вьетнама. Этнические племена чамов до сих пор живут на юге Вьетнама. Сегодня около 85 000 вьетнамцев исповедуют индуизм. Большинство из них составляют индусы Баламон Чам, проживающие в провинциях Нинь Туан, Бинь Туан. В городе Хошимин есть храм Мариамман, посвященный индуистской богине Мариамман. Известной индуистской достопримечательностью также являюется храмовый комплекс Чамские башни в Нячанге.
Конфуцианство. Конфуцианство, основанное китайским мудрецом Конфуцием в 5 в. до н. э., распространилось во Вьетнаме в 1-м веке, во времена китайского господства. Это совокупность традиционных философских практик, основанная на моральных учениях. Конфуцианские ценности преобладают в жизненных взглядах вьетнамцев.
Даосизм. Даосизм происходит от китайского слова «дао», что означает «путь» или «дорога». Как и конфуцианство, даосизм (основанный на философских учениях великого китайского мыслителя Лао-цзы в 6 в. до н. э.) изначально зародился как философия, а не религия, но в средние века распространился во Вьетнаме как религия с церковью и духовенством. Даосские верования, связанные с поиском гармонии с природой, духовным бессмертием, культивированием «добродетелей», проявляются в практиках медитации и «фэн-шуй».
Хоахаоизм или буддизм Хоа Хао. Хоахаоизм – народная религиозная традиция, основанная на буддизме в 1939 г. Хун Фу Су из региона дельты Меконга на юге Вьетнама
Религия рассматривается как ветвь буддизма во Вьетнаме и уделяет особое внимание домашней религиозной практике мирян, оказанию помощи нуждающимся. Считается, что последователи этой религии предназначены для защиты человечества и вьетнамской нации от страданий
Хоахаоизм признан одной из шести государственных религий Вьетнама. 1,4% населения Вьетнама исповедует хоахаоизм, большинство из последователей живут на юго-западе Вьетнама.
Вьетнам – чрезвычайно духовная земля, уникальное место объединения мировых и народных, древних и относительно новых религиозных традиций, имеющих множество последователей. Благодаря разнообразию духовных практик туристы могут не только познакомиться с богатой местной культурой, посещать красивые религиозные места с потрясающей архитектурой (храмы, пагоды, церкви), но и увидеть, как религии влияют на мышление и повседневную жизнь вьетнамцев.
Обзор
Хотя согласно переписи населения 1999 года, большинство вьетнамцев считают себя не имеющими религиозной принадлежности, религия, определяемая общими убеждениями и обычаями, остается неотъемлемой частью вьетнамской жизни, определяя социальное поведение и духовные практики вьетнамцев во Вьетнаме и за рубежом. Тройная религия ( вьетнамский : ТАМ Giao ), ссылаясь на синкретическое сочетание буддизма Махаяны , конфуцианство и даосизм , и вьетнамцы народной религии (часто усваиваются), по- прежнему сильное влияние на верования и практики вьетнамцев, даже если уровни формальное членство в этих религиозных общинах может не отражать это влияние. Одна из наиболее заметных и универсальных духовных практик, общих для вьетнамцев, — это почитание предков . Это считается выражением hiếu thảo ( сыновней почтительности ), ключевой добродетели для поддержания гармоничного общества. Независимо от формальной религиозной принадлежности, очень часто в доме и на работе есть алтарь, на котором их предкам возносятся молитвы. Эти подношения и практики часто совершаются во время важных традиционных или религиозных праздников (например, годовщины смерти ), открытия нового бизнеса или даже когда член семьи нуждается в руководстве или совете. Вера в призраков и духов очень распространена; многие считают, что традиции являются важными связями с культурой и историей и доставляют удовольствие, в то время как другие полагают, что невыполнение надлежащих ритуалов для своих предков буквально заставит их стать голодными призраками ( вьетнамский : ma ói ).
В отчете исследовательского центра Pew за 2002 год утверждалось, что 24% населения Вьетнама считают религию «очень важной».
Статистика
- Различные источники указывают на очень разную статистику религиозных групп во Вьетнаме.
Религиозная группа | % Населения 2009 г. | % Населения 2010 | % Населения 2014 | % Населения 2018 | % Населения 2019 |
---|---|---|---|---|---|
Вьетнамская народная религия и нерелигия / атеизм | 81,6% | 45,3% 29,6% | 73,1% | 73,52% | 86,32% |
буддизм | 7,9% | 16,4% | 12,2% | 14,91% | 4,79% |
христианство | 7,5%
6,6% 0,9% |
8,2%
н / д н / д |
8,4%
6,9% 1,5% |
8,44%
7,35% 1,09% |
7,10%
6,10% 1,00% |
католицизм | |||||
Протестантизм | |||||
Хахаоизм | 1,6% | н / д | 1,4% | 1,47% | 1,02% |
Каодаизм | 1,0% | н / д | 4,8% | 1,16% | 0,58% |
Другие религии | 0,2% | 0,5% | 0,1% | 0,50% | 0,19% |
Статистические противоречия
Правительственная статистика религии во Вьетнаме — это подсчет членов религиозных организаций, признанных правительством. Следовательно, сюда не входят люди, исповедующие народную религию, которая не признана правительством. Кроме того, многие люди исповедуют религию, такую как буддизм, без членства в какой-либо конкретной правительственной организации. Официальная статистика переписи населения 2019 года, также не классифицирующая народную религию, указывает на то, что католицизм является самой крупной (организованной) религией во Вьетнаме, превосходящей буддизм. В то время как некоторые другие исследования сообщали о 45-50 миллионах буддистов, живущих во Вьетнаме, государственная статистика насчитывает 6,8 миллионов. Это буддийская сангха Вьетнама , однако официальной статистики о своих приверженцах не приводит. Огромные пробелы в статистике числа приверженцев буддизма объясняются разногласиями по самым критериям того, что составляет буддизм.
Современная религия – Хоахао
Полное название – «Буддизм из деревни Хоахао».Это современная попытка видоизменить буддизм, максимально упростив буддийские традиции и церемонии. Религия появилась в 1939 году благодаря мистику Хуинь Фу Шо, который жил в деревне Хоахао на юге Вьетнама.
Последователи хоахао не признают посредников между богом и людьми. Они выступают против строительства буддийских храмов, призывают людей не тратить время на богослужения и отказаться от прочей внешней атрибутики. Считают, что лучше раздать эти деньги бедным, чем строить дорогие пагоды. Традиции упрощены до предела.
Таким образом, культура Вьетнама вобрала в себя все сколько-нибудь значимые религии мира. Вьетнам – многоконфессиональное государство, где нет одной основной религии, и где полуязыческие верования в священные деревья и Мать риса уживаются с католицизмом и новоизобретенными религиями.
Традиционные верования очень сильны и направлены на сплочение семьи. Основные пришедшие позднее религии так или иначе научились мирно соседствовать с этими обычаями.
Храмы вьетнамцы посещают редко. Католики более или менее регулярно ходят на службу по выходным дням, в отличие от буддистов, которые могут бывать в своих пагодах только по праздникам. Зато религиозные праздники здесь проводятся с большой помпой, устраиваются красочные шествия, украшаются храмы и звучит колокольный звон.
Приехав во Вьетнам, вы сами сможете ознакомиться с храмами всех распространенных религий. Вход в них открыт для каждого желающего.
Буддизм
Во Вьетнаме все-таки есть некоторое количество буддистов, всего по официальным данным около 15%. По нашим наблюдениям, вьетнамцы те еще буддисты. Буддийских храмов, статуй Будды и всего такого очень мало. Надо хорошо поискать, чтобы увидеть хоть один храм.
Например, приходя на молитву в Пагоду Лонг Шон, вьетнамская молодежь больше делает селфи, чем молится (Селфи — фотографирование самого себя). Да и как здесь молиться? Местная ребятня прямо возле статуи будды играет в футбол, громко верещат и мешают посетителям. Не представляю себе такую картину в любой нашей церкви, где все должны ходить по струнке и разговаривать шепотом.
Нам несколько лет назад в храме Христа Спасителя служащая сделала выговор только за то, что Слава без задней мысли немного приобнял меня за спину, чтобы в толпе нас не задевали. Так что, это одновременно плюс и минус буддийких храмов, вроде, здорово, когда есть свобода действий и поведения, но до тех пор пока чье-то свободное поведение не начинает тебе мешать.