Летний дворец петра i: режим работы 2021 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт
Содержание:
- История Зимнего дворца Петра I в Санкт Петербурге
- Рабочий кабинет Петра I
- Гардеробная
- Пожар во дворце
- Когда хозяина не стало
- Время работы и цены на билеты
- История дворца
- Зимний дворец
- Интересные факты
- Интересные факты
- Туры в Санкт-Петербург с посещением Зимнего дворца / Эрмитажа
- Доблестное прошлое Зимнего
- Пожар в Зимнем дворце
- Зимний дворец во время блокады
История Зимнего дворца Петра I в Санкт Петербурге
Петр Алексеевич Романов родился в 1672 году в Москве. В 1689 году, после нескольких лет ссылки в период регентства царевны Софьи, подавления стрелецкого бунта и смерти сводного брата, стал полноправным царём Руси, а с 1721 и первым императором Российской Империи. Реформатор и полководец, государственный деятель и дипломат, искусный ремесленник и инженер, основатель академий и музеев, градостроитель и промышленник – Пётр Первый стал ярчайшей фигурой в истории и политике России. Годы фактического правления Петра I продлились с 1689г. до зимы 1725 года. Из-за бурной и разнообразной деятельности император значительно ослабил своё крепкое здоровье. От чего умер Пётр I доподлинно неизвестно, но основная версия — воспалением лёгких, которым он заболел в январе.
Первый дворец для царя, а точнее сказать дом, был построен в 1712 году.
Первый дворец для царя, а точнее сказать дом. С фото музея Эрмитаж
Это была довольно скромная постройка, совершенно непохожая на нынешние великолепные петербургские дворцы. Через несколько лет, после поездки в Европу, Пётр решил перестроить свои покои и нанял для этой цели архитектора Маттарнови. Помещений стало больше, фасады были обращены на Неву и прорытую к тому времени Зимнюю канавку. При очередной перестройке, возглавляемой архитектором Трезини, второй дворец становится частью нового здания.
Зимний дворец Петра с фото музея Эрмитажа
Зимний дворец Петра I, его внешний и внутренний вид, был окончательно утрачен ещё во времена Екатерины Великой, которая возвела на его месте Эрмитажный театр. Первые попытки отыскать застроенные палаты предпринял император Николай Первый, но успехом они не увенчались.
Только в 70ые годы XX века помещения, в которых жил и трудился Пётр, удалось отыскать в ходе проведения уникальных археологических работ. Для воссоздания интерьеров и комнат были собраны всевозможные документы, чертежи и планы, финансовые бумаги из архивов Санкт-Петербурга и Москвы. Удивительным образом сохранились жилые комнаты Петра 1719 года постройки, названные «малыми палатками», которые в память о муже не тронула Екатерина I. При строительстве театра эта часть здания послужила фундаментом, личные покои царя лежали буквально под сценой, сохранилась их изначальная планировка.
Место для постройки здания Пётр выбирал лично. Только на первый взгляд кажется, что царские палаты неожиданно приютились среди обычных домов, на самом деле из этой точки открывается прекрасный вид на Неву, убегающую к морю, к водной стихии, так любимой Петром. Хорошо был виден и весь Петербург того времени, а также Петропавловская крепость.
Рабочий кабинет Петра I
В комнатки, где работал император, посетителей обычно не пускают. Им приходится довольствоваться возможностью рассматривать интерьер покоев через окна.
Петр заходил в свои комнаты через проходные сени, и во всех дверях ему приходилось нагибаться, потому что они не рассчитаны на его очень высокий рост — 2 м 4 см. Двери дубовые, тяжелые. Дуб использован и в оформлении окон — из него сделаны ставни. Стекла уже современные — петровские не сохранились. Они маленькие и соединены свинцовыми переплетами, потому что во времена Петра Великого большие стекла делать еще не умели. Сейчас в окнах стоит обычное стекло, а при императоре оно было волнистое и переливалось всеми цветами радуги. Такое стекло называлось «лунным». Оно красиво выглядит, но для музея не подходит, потому что через прозрачное стекло убранство комнат просматривается лучше.
Из сеней Петр попадал в рабочий кабинет, который называл «конторкой», — по главному для этой комнаты предмету мебели. Конторка — это стол-бюро, который царь сам заказал себе в Лондоне в 1717 году. Он хотел трудиться за ней стоя, поэтому откидная рабочая доска расположена очень высоко, согласно чертежу, который для своей «конторки» Петр создал сам. Именно здесь он чертил схемы своих кораблей, работал над планом Кронштадта, подписал указ об учреждении Академии наук в 1724 году.
Конторка Петра I со стоящей на доске янтарной шкатулкой. (Эрмитаж)
На стене возле конторки, на уровне лица Петра, висит янтарное зеркало — подарок короля Пруссии Фридриха I. Еще один королевский подарок Петру стоит на самой конторке — это янтарная шкатулка. На конторке разложено много других вещей царя. Например, на ней находится зеленая подзорная труба, купленная Петром в Париже в 1717 году. Она состоит из трех тубусов и складывается. Внутри тубусов написана инструкция, как пользоваться этим оптическим прибором. На футлярах для трубы изображен герб Российской империи. Есть и солнечные часы с компасом, сделанные в 1718 году в Германии. Император сам написал инструкцию по изготовлению такой вещей, и в его мастерской делали такие предметы. Все личные вещи Петра сохранились потому, что уже после его смерти стало понятно, насколько значимую роль он сыграл для России, и всё, что ему принадлежало, стали беречь: Екатерина I сделала в Кунсткамере мемориальный отдел, где находились многие вещи, в том числе, и конторку; императрица Елизавета Петровна, дочь Петра, сохранила его гардероб. После них наследием первого российского императора занялся Николай I, который в 1848 году приказал собрать все вещи Петра I в Эрмитаже.
На полу кабинета лежит чучело небольшой собаки императора. Её порода точно не известна, в документах она обозначена как «собака английской породы лежачая». Такие собаки жили во времена Петра Великого при всех европейских дворах: у Людовика XIV, у Карла XII и других монархов. После смерти животного царь приказал сделать из неё чучело. Оно не единственное: в Зоологическом музее хранятся еще два чучела собак: гладкошерстного терьера и булленбейсера, а в витрине напротив них стоит чучело любимой лошади Петра Лизетты. До середины XX века все они тоже хранились в Эрмитаже.
Петр действительно очень любил животных, и в его дворце, несмотря на скромные размеры помещений, заводил многих любимцев: там жили не только собаки, но и попугаи, и серые мартышки. Дальше, по Зимней канавке, был особый двор, где держали даже львов, рысей, белых и бурых медведей. Император говорил, что у животных гораздо меньше упрямства и больше понимания, чем у его подданных, с косностью и сопротивлением которых ему постоянно приходилось бороться во время своих реформ.
Гардеробная
В гардеробной комнате хранили белье и одежду. Мебель, которую здесь можно видеть (комод и шкафы), кажется нам довольно обыденной. Но надо учесть, что в допетровскую эпоху ни шкафов, ни комодов в России не существовало. Народ хранил одежду только в сундуках. Именно при Петре появляются комоды, изобретенные во Франции.
Шкафы выполнены русскими мастерами. Внутри них установлены только полки, а плечиков в них нет, поскольку появились они в Англии спустя столетие. Интересны ножки этого шкафа, за характерную форму их назвали репками. А польза их не в эстетике, а в смысле — мыши не могут взобраться по скользкой поверхности ножек в шкаф. Рядом с гардеробной находится спальня.
Пожар во дворце
Страшное несчастье случилось в 1837 году, когда из-за неисправности печной трубы во дворце начался пожар. Усилиями двух рот пожарных пытались купировать огонь внутри, закладывая дверные и оконные проемы кирпичами, однако на протяжении тридцати часов остановить злые языки пламени так и не удалось. Когда пожар закончился, от прежнего здания остались только своды, стены и орнаменты первого этажа – огонь уничтожил все.
Работы по восстановлению начались сразу же и были закончены только через три года. Так как с первой постройки чертежи практически не сохранились, реставраторам пришлось экспериментировать и придавать ему новый стиль. Как итог, появилась так называемая «седьмая версия» дворца в бело-зеленых тонах, с многочисленными колонами и позолотой.
С новым обликом дворца в его стены пришла цивилизация в виде электрификации. На втором этаже была построена электростанция, которая полностью обеспечивала потребности в электричестве и на протяжении пятнадцати лет она считалась самой большой во всей Европе.
Множество происшествий выпало на долю Зимнего дворца за время его существования: пожар, штурм и взятие 1917 года, покушение на жизнь Александра II, заседания Временного правительства, бомбардировки времен ВОВ.
Когда хозяина не стало
После ухода из жизни Петра I дворец последовательно преобразовывался новыми хозяйками: при Екатерине I перепланировкой и расширением здания занимался знаменитый Доменико Терезини. В последующие годы происходили незначительные переделки, интерьер «подгонялся» под нового монарха, Петра II.
С 1731 г
августейшие особы уже не дарили вниманием любимых комнат Петра I, используя их для различных нужд. А с 1749 г
в петровских залах указом императрицы Елизаветы воцаряется лейб-компания, капитаном коей была сама императрица.
В 80-х гг. XVIII в. следующая монархиня, Екатерина Великая, повелевает начать работы по возведению Эрмитажного театра. Джакомо Кваренги становится главным архитектором проекта и, ввиду большой спешки, оставляет фундаменты петровских покоев в первозданном виде, возводя на их основе новый оплот национальной культуры. А «малые палатки» были похоронены на долгие двести лет. Поиски последних палат Петра во времена правления Николая I были безрезультатны.
Современная история Зимнего дворца Петра I
История современной экспозиции началась только в конце 70-х гг. XX в. , когда научным сотрудникам Эрмитажа удалось обнаружить границы зимних палат Петра. Кропотливая работа исследователей и документоведов позволили восстановить пределы исторических помещений и вычленить отдельные этапы строительства.
Колоссальная работа учёных-реставраторов, сотрудников Государственного Эрмитажа и историков по восстановлению исторического облика хором первого российского императора была окончена лишь 1992 г. В настоящее время «потайной» дворец является филиалом Государственного Эрмитажа, а посетить его может любой желающий.
Время работы и цены на билеты
Зимний дворец Петра Великого открыт для посещения с 10:30 до 18:00 по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям. Понедельник является выходным днём. В среду и пятницу туристы могут наслаждаться экспозициями с 10:30 до 21:00. Вне зависимости от дня кассы закрываются на час раньше самого дворца. Девятое мая также является выходным днём.
Есть два варианта приобретения билетов. В первом случае булет будет стоить порядка 600-700 рублей, но по нему вы сможете попасть во все составляющие Эрмитажа
Если же вы планируете сфокусировать своё внимание только на Зимнем дворце, у вас есть возможность приобрести билет за 300 рублей. Студенты и курсанты могут пройти во дворец бесплатно
То же касается и детей. Есть и ещё одна возможность увидеть галереи Зимнего дворца, не заплатив ни копейки. Первый четверг каждого месяца является днём свободного посещения комплекса.
История дворца
На протяжении 18 столетия на этом месте было воздвигнуто 5 Зимних дворцов.
1. Свадебные палаты Петра Великого
В начале 18 столетия были построены свадебные палаты для Петра I. Это здание глава города подарил царю в честь бракосочетания.
2. Зимний дворец Петра I
Приказ на строительство нового Зимнего дворца царь поручил архитектору Георгу Маттарнови в 1716 году. При строительстве здания на 50 метров к реке пришлось передвинуть Дворцовую набережную. Император через 4 года обосновался в сооружении, а в 1725 году скончался.
3. Зимний дворец Анны Иоанновны
Статус столицы вернула Санкт-Петербургу императрица Анна Иоанновна. Она решает обосноваться в Зимнем дворце и придает ему статус официальной резиденции. Однако конструкция не соответствовала потребностям государыни, и она приказывает переоборудовать сооружение. За строительство берется Ф. Б. Растрелли в 1731 году.
Государыня переехала в новое здание на постоянное жительство спустя 4 года. Здание состояло из четырех этажей, на которых располагалось около 70 парадных залов, примерно сто спальных комнат, служебные и караульные помещения, и собственный театр.
Елизавета Петровна садиться на престол после кончины Анны Иоанновны. Она хочет еще более шикарную конструкцию, чем ее предшественница и приказывает отделить комнаты, примыкающие с юга к Световой галерее.
В середине 18 столетия государыня поручает Ф. Б. Растрелли расширить сооружение. Архитектор строит новые помещения в унисон существующему. Через год после этого императрица приказывает изменить здание по высоте в сторону увеличения. Растрелли приходиться преобразовывать свои чертежи, и он советует государыне строить здание на другом пространстве города. Но она отказывается перемещать здание. Это привело к тому, что в 1754 году подписывается приказ на воздвижение здания дворца на прежнем участке.
5. Пятый (существующий) Зимний дворец
Действующий Зимний дворец возводился с 1754 по 1762 год. Правительница снимает с должности архитектора Растрелли, и строительством занимаются уже другие архитекторы во главе с Бецким. В постройке располагалось более 1500 комнат. Государыня скончалась раньше, чем закончилось строительство. Здание сдавали в эксплуатацию уже Петру III. Сооружение обошлось в более чем 2,6 миллиона рублей.
В стенах дворца Екатерина II приказывает соорудить для своего любовника графа Орлова комнату.
Императрице из Германии в счет погашения задолженности князю В. Д. Долгорукову вручили более 300 дорогих полотен. Эти картины стали истоком коллекции Эрмитажа.
В 1783 году императрица издает указ о разрушении дворцового театра.
Много происшествий повидал Зимний дворец в Санкт-Петербурге с тех времен. Он пережил страшный пожар, в результате которого пришлось восстанавливать весь интерьер и статуи на кровле здания. Видел покушение на императора Александра II. Стал местом проведения шикарных костюмированных балов. В нем располагался госпиталь, Временное правительство. Пережил тяжелый штурм в революционные годы. Центр культурного наследия Санкт-Петербурга располагался во дворце. В тяжелые годы ВОВ служил бомбоубежищем для более двух тысяч граждан. Очень сильно повредили здание военные бомбардировки – реставрация сооружения длилась многие десятилетия после войны.
Сегодня Зимний дворец представляет собой шикарную конструкцию и имеет конфигурацию прямоугольника со сторонами 137 на 106 метров. Высота здания 23,5 метра. Дворец отлично расположился на территории города, и придает ему художественно-композиционный колорит.
Зимний дворец
Надо сказать, современное здание Зимнего дворца — пятое по счету. Первая царская резиденция появилась еще при Петре Великом. Она располагается недалеко от Петропавловской крепости на Петровской набережной. Каким-то чудом эта постройка сохранилась до наших дней. Правда ее трудно назвать дворцом. Она скорее напоминает добротный деревенский дом. На сегодняшний день домик Петра обнесен забором. По всей видимости, там идут ремонтные работы
Позже Петр I выстроил для себя другой, более респектабельный дворец уже на противоположном берегу Невы. Вступившая на престол позже Анна Иоанновна любила роскошь и посчитала петровский дворец слишком маленьким для себя. Она возвела новую царскую резиденцию.
А дальше, уже императрица Елизавета решила построить дворец еще «круче» предыдущего. Для нее строится временный дворец, а вместе с ним в 1754 году начинается возведение ныне существующего здания. Однако сама Елизавета до окончания строительства не дожила. После ее смерти всеми работами руководила уже Екатерина II. Строительство Зимнего дворца завершилось в 1762 году.
В Зимнем дворце Екатерина II прожила много лет. Сюда она привезла свои первые картины, с которых началось формирование коллекции Эрмитажа. Надо сказать, сначала картин было немного. Они занимали только несколько помещений дворца. По мере того, как коллекция разрасталась, для нее строились новые здания.
На сегодняшний день в Эрмитаж, кроме Зимнего дворца, входит целый комплекс зданий.
Только на Дворцовой набережной ему принадлежат Малый Эрмитаж, Большой(Старый) Эрмитаж, Эрмитажный театр, построенные еще Екатериной II, и Новый Эрмитаж, возведенный уже Николаем I.
Но, конечно же, среди всех зданий Эрмитажа особо выделяется Зимний дворец. Именно здесь, начиная с Екатерины Великой, и жили все российские цари. Правда последний Николай II все больше уединялся со своей семьей в Царском селе.
Кстати, Зимний дворец за свою долгую историю неоднократно менял свой цвет. Он был и желтым, и кирпичным, и других цветов, только после Великой Отечественной войны он стал наконец-то изумрудным.
Здание дворца четырехугольное, а внутри него вот такой уютный дворик с фонтаном.
Появление Зимнего дворца, конечно же, сразу потребовало и оформления территории вокруг него. Поэтому одновременно с возведением царской резиденции оформляется и Дворцовая площадь.
Интересные факты
- Собачка из кабинета Петра была подарена императору шведским монархом. На совместной выездной выставке в Швеции этот экспонат находился под собственным портретом, написанным в XVIII в. и приводил в восхищение шведов.
- В Зимнем Дворце Петра была собственная проводная канализация, а сам император пользовался благами центрального отопления и имел возможность мыть руки тёплой водой.
- В бутылке трёхвековой давности, выставленной в столовой, вино, конечно же, превратилось в уксус.
- В коллекциях Государственного Эрмитажа более 2,5 тысяч предметов, принадлежащих Петру Великому. Такая потрясающая сохранность связана с масштабом личности самодержца. Собственность Великого Реформатора бережно передавалась из поколения в поколение, позволяя потомкам прикоснуться к жизни не монарха, но человека.
- После кончины тело Петра I в течение 40 дней находилось в «маленьких палатках». Сейчас здесь можно увидеть посмертный портрет последнего русского царя кисти Ивана Никитича Никитина.
Интересные факты
- Высокая резиденция. Долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в столице. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в городе здания выше императорской резиденции.
- Масштабы впечатляют. Гигантский дворцовый комплекс, в котором около 1500 комнат, занимает площадь 60 000 квадратных метров. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Для подсобных помещений и жилья рабочим отводились отдельные комнаты.
- Особая кровля. Известно, что Николай II любил гулять на крыше вместе со своей семьей. А Екатерина II на мансарде дворца устроила обсерваторию, которую полностью разобрали в 1826 году по причине ветхости. Для украшения балюстрады использовали статуи, вырезанные из камня по эскизам Растрелли. Всего для оформления Зимнего замка было изготовлено 176 статуй из пудостского камня. Помимо декоративного предназначения, скульптуры носят функциональный характер. Они закрывают печные трубы.
- Уловка императора. После окончания строительства Зимнего дворца строительный мусор заполонил всю площадь перед замком. Для его уборки рабочим понадобилось бы несколько недель. Но император издал указ, в котором разрешалось каждому жителю города взять с площади все, что там было. Задумка Петра оказалась удачной: уже на следующий день на площади ничего не осталось.
- Фронтонные часы. Часы появились на южном фронтоне дворца в 1796 году. Смонтировал их сложный механизм и следил за исправностью хода гениальный изобретатель И. П. Кулибин. Император Павел I узнал, что пожилой гений сам поднимается на чердак, дабы проверить механизм часов. За это Павел I выдал Кулибину жалованье размером в 1200 рублей за каждый год работы. К сожалению, эти часы сгорели при пожаре в 1837 г.
- Хвостатые охранники. Немалый интерес проявляют туристы и к галерейным охранникам — котам. Они появились во дворце по требованию Елизаветы Петровны, которая для борьбы с грызунами выписала их из Казани. Они были поделены на комнатных и придворных сотрудников. Сегодня во дворце обитают 50 кошек, каждая из которых имеет свой паспорт, ветеринарную карточку и считается «специалистом по ловле крыс». Если животных становится больше, их раздают неравнодушным гражданам города. Про котов был снят фильм немецкого режиссера Яна Хенрика Древса «360° GEO-репортаж: Эрмитаж — дворец котов». А американская писательница Мэри Энн Аллин была настолько впечатлена, что написала книгу «Анна и кошки. Приключения в Эрмитаже».
- Музейное достояние. Зимний дворец входит в двадцатку самых посещаемых музеев. За всю историю существования комплекса в Эрмитаже собрана самая крупная коллекция произведений мировой культуры и искусства. Музейный комплекс хранит самую большую коллекцию полотен Рембрандта. В Эрмитаже 6 огромных зданий, расположенных вдоль Невы. Чтобы увидеть все, что есть в музее, не хватит и нескольких месяцев.
- Во время войны подсобные комнаты и подвалы служили бомбоубежищами. В нескольких помещениях дворца от обстрелов и бомбежек скрывались порядка 2000 человек. Здесь же укрывали некоторые музейные коллекции Эрмитажа. Повреждения от немецких войск получили Малый тронный зал, Гербовый зал и Иорданская лестница. На реставрацию дворца понадобилось 6 месяцев после победы над вражескими войсками.
Зимний дворец — олицетворение целой эпохи правления императоров. Это поистине легендарное сооружение, которое является символом Санкт-Петербурга и главной его достопримечательностью. Впечатления от посещения и погружения в историю дворца остаются на всю жизнь.
Туры в Санкт-Петербург
с посещением Зимнего дворца / Эрмитажа
Различные варианты туров в Санкт-Петербург:
Индивидуальные, сборные и для организованных групп; Еженедельные туры от 2 до 10 дней; Праздничные и событийные туры — Новый Год и Рождество, 23 февраля, 8 марта, майские праздники, Весенний и Осенний праздники фонтанов в Петергофе, Алые паруса, День города и День ВМФ
Доблестное прошлое Зимнего
За всю историю в граде Петровом было возведено 5 зимних дворцов. Поначалу “отец” Северной столицы со дня основания своего “детища” в течение пяти лет проживал в одноэтажной деревянной избе, построенной всего за трехдневный срок.
В дальнейшем Петру Первому потребовалась достойная зимняя резиденция. К тому времени он издал указ, согласно которому на берегах Невы запрещалось выделять наделы тем, кто не имел морского чина. Сам император, желая выстроить в центре города резиденцию, получил разрешение как мастер корабельных дел Петр Алексеев. Он выстроил деревянный “Зимний дом” в два этажа, который сложно было назвать царскими хоромами.
В 1712 году тогдашний губернатор стольного града Александр Данилович Меншиков решил сделать подарок императору к его свадьбе с Екатериной Алексеевной, и пригласил архитектора Георга Маттарнови, который перестроил деревянный дом в каменный. Спустя восемь лет монаршее семейство перебралось в новые Зимние покои. Однако пожить в каменных “Свадебных палатах” счастливому мужу довелось только 5 лет.
Впоследствии на престол взошла Анна Иоанновна, сестра и соправительница Петра Великого, так как приходилась четвертой дочерью царя Ивана Пятого. Она слыла женщиной, живущей с размахом, и неудивительно, что ей было тесно в петровских палатах.
У новой императрицы были свои видения настоящей царской резиденции. Для ее кардинальной реконструкции она пригласила гениального архитектора Франческо Растрелли. Для реализации целей потребовался снос близлежащих строений. Все произошло удачным образом, и в 1735 году Анна Иоанновна отмечала пышное новоселье.
Зимний уже состоял из семидесяти парадных залов, из более сотни спален. Нашлось пространство для галереи, театра и большой капеллы. Были тут помещения для канцелярии, караульной службы, прочие. Увы, данных просторов оказалось мало для императрицы. Поэтому буквально сразу стали вестись новые работы по усовершенствованию дворца.
Взошедшая на престол в 1741 году младшая дочь Петра Первого — Елизавета Первая пристроила к Зимнему служебные помещения. Как писали очевидцы того времени, дворец “представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого…”.
Через пару лет императрица решила его расширить. Продолжилась скупка ближайших усадеб, и Растрелли возводил добавочные корпуса. Затем Елизавете пришло на ум поднять потолок с четырнадцати до двадцати двух метров. Архитектор, произведя расчеты, пришел к выводу, что для этого потребуется переделка проекта, а это нелегкое дело, и он предложил выстроить дворец в иной местности, но хозяйка Зимнего и слышать не хотела о такой затее.
Тогда пришлось выстроить абсолютно новое дворцовое строение. Возведение 4-ого Зимнего осуществлялось в рекордные сроки, в 1755 году работы уже были завершены. Простояло строение лишь до 1762-го года. Елизавете оно было не по душе. Она желала, чтобы резиденция русских царей роскошью и свежестью как внешнего, так и внутреннего убранства в разы затмевала европейские замки.
Честь воплотить мечту русской царицы в жизнь вновь выпала Растрелли. Архитектор старался изо всех сил угодить венценосной особе. Восемь лет длилось строительство. Новое роскошное творение Растрелли включало полторы тысячи комнат, а общая площадь достигала шестидесяти тысяч квадратных метров. Более того, дворец возвышался над всеми городскими зданиями.
Елизавете не суждено было пожить в чертоге собственной мечты. Работы принял Петр Третий. По завершению отделки фасадов, новоявленный император уже думал о расчистке окрестностей. Его изобретательности нужно отдать должное. Он нашел весьма оригинальный способ уборки места. Тонны остатков стройматериалов пришлось бы вывозить месяцами. Он издал указ, в котором разрешил всем желающим взять с дворцовой площади то, что понравится. К утру в округе и щепки нельзя было найти.
После свержения Петра Третьего окончательное возведение Зимнего легло на плечи Екатерины Второй. Она тут же отказалась от услуг Растрелли и привлекла других архитекторов, работавших под неусыпном контролем ее личного секретаря Ивана Ивановича Бецкого.
Пожар в Зимнем дворце
В декабре 1837 года здание дворца охватило пламя. Огонь был такой силы, что его оказалось невозможным потушить трое суток – строение превратилось в пылающий факел. Со временем появилась версия причины этого жаркого события.
В интерьере зала он использовал в основном деревянные конструкции. Также из дерева был сделан душник-дымоход отводящий дым из отапливаемого нижнего помещения. В условиях узкого пространства отсутствие должной вентиляции сделало свое дело.
От попавшей в душник искры загорелась деревянная перегородка и Фельдмаршальский зал заполыхал. Пламя перекинулось на другие помещения и огненным ураганом прокатилось по всем этажам до самой кровли.
Когда стало понятно, что потушить огонь нет никакой возможности, Николай I приказал выносить ценности, которые еще можно было спасти. Из дворца выносили хрусталь и посуду, ковры и картины, мебель и предметы интерьера.
Все «сокровища» складывали прямо на снег возле Александровской колонны. Говорят, ничего не пропало. Чтобы огонь не перекинулся на здания Эрмитажа, были сломаны все переходы между ними и Зимним дворцом и стены Эрмитажа постоянно поливали водой из брандспойтов. Через три дня, 19 декабря на месте роскошного дворца дымился закопченный остов. Казалось, восстановить этот шедевр архитектуры практически невозможно. Однако, как говорится, глаза боятся – руки делают.
Зимний дворец во время блокады
С самого начала войны во дворце велась самоотверженная работа по сбережению художественных ценностей. Уже 22 июня 1941 года был выпущен приказ директора Эрмитажа И. А. Орбели об эвакуации сокровищ музея.
Было сформировано 2 эшелона с бесценными произведениями искусства. Они благополучно были отправлены на Урал в город Свердловск. Началось формирование третьего эшелона, но кольцо блокады замкнулось, и он остался стоять на железнодорожных путях вокзала.
Была проделана сложнейшая работа по консервации шедевров и размещению их в подвалах Эрмитажа. В Зимнем было создано 12 бомбоубежищ для сотрудников и их семей. Строение было перекрашено в серый цвет и сделана тщательная светомаскировка.
Однако авианалеты и артобстрелы принесли строению некоторые разрушения. В него попало около 20 снарядов и 2 авиабомбы. Стараниями реставраторов повреждения в кратчайший срок были исправлены.
В 1944 году открылась постоянная выставка, а к осени 1945 года почти все эвакуированные ценности вернулись в музей и его залы распахнулись для любителей прекрасного.