Августовский канал

Велопрогулка

В период реставрации канала и последующие годы по его берегам было проложено несколько велосипедных маршрутов. Выглядят они очень цивилизованно — дорожки с разметкой и указателями, специальные карты, скамейки и урны на протяжении всего пути радуют путешественников. Если у вас нет возможности или желания везти стального коня с собой, то можно арендовать его на месте, вот только в летние выходные велосипедов чаще всего на всех не хватает.

Прокат велосипедов осуществляется в отделении «Белпочты», с собой нужно иметь паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. По берегам проложено четыре веломаршрута: «Августовский шлях», «Лисья гора», «Путем магната Воловича» и «Линия Молотова».

Каждый маршрут имеет свою тему, свои интересные точки. А вот уровень сложности и протяженность их такова, что даже самый неопытный путешественник не утомится и не заблудится. Проблема может возникнуть только с провиантом — запас воды и перекус лучше брать с собой, поскольку с инфраструктурой по берегам канала пока все сложно, хотя работа в этом направлении ведется. Кстати, веломаршруты на белорусской части Августовского канала планируется включить в европейскую велосипедную сеть.

Кстати, с 2010-го каждый год по живописным окрестностям Августовского канала вдоль государственной границы Беларуси с Польшей и Литвой проходит ежегодный международный любительский веломарафон «Суседзі», в котором может принять участие любой желающий.

Катание на теплоходе

Если наблюдать за неспешно проплывающими за бортом пейзажами хочется без физической нагрузки, стоит воспользоваться услугами местного теплохода. Теплоход «Неман» в теплое время года работает практически ежедневно — его бронируют организованные группы и туроператоры, но в выходные есть несколько рейсов, на которые может попасть любой желающий. 

В 2017 году открытие водного сезона состоится 14 апреля, но для больших групп при отсутствии природных катаклизмов могут сделать исключение, ведь «Неман» уже готов к плаванию. Правда, есть небольшая особенность — точного расписания рейсов нет, поскольку очень часто теплоход забронирован организованными группами. Чтобы попасть на борт, нужно позвонить по номеру 8 044 555-36-40 и рассказать о своем желании. Вам сообщат, когда планируется ближайший свободный рейс или помогут присоединиться к туристической группе. Билет для взрослого стоит 8 рублей, а маленькие дети, не занимающие отдельного места, катаются бесплатно.

Интереснее всего попасть в рейс со шлюзованием — уникальный четырехкамерный шлюз в районе вышеупомянутой деревни позволяет за четыре этапа преодолеть почти десятиметровый перепад высоты, правда растянется это удовольствие на целый час.

Это интересно: Как попасть в римскую оперу?

Чем заняться на Августовском канале

Туристам в беларусской части Августовского канала скучно не будет. Можно прокатиться на теплоходе и катерах, сплавиться на байдарках. На протяжении нескольких часов вы будете наслаждаться прекрасными пейзажами Гродненской пущи. Она считается эталоном равнины в Центральной Европе.

Путешествовать по Августовскому каналу можно и на велосипеде. В национальном парке работает несколько велосипедных маршрутов разной протяжённости и сложности. По одному из веломаршрутов можно прокатиться на польскую часть канала, если у вас есть шенгенская виза.

Можно и просто прогуляться вдоль Августовского канала. Рекомендуем начать путь от небольшой речки Осташанки (около деревни Немново), заглянуть на плотину Куркуль, а потом пройтись до местной мини-ГЭС.

Чтобы больше узнать об истории Августовского канала, обязательно посетите тематические музеи. Один — около шлюза «Немново», другой — возле «Домбровки». Они рассказывают об истории строительства канала, его прошлом и восстановлении.

Кстати, в самом Сопоцкине работает туристическо-информационный центр, сотрудники которого с радостью ответят на все ваши вопросы. Связаться с ним можно по телефону +375 (152) .

Круизы

Начало водным прогулкам было положено в начале XX века, когда по каналу начали курсировать 2 колесных парохода. Эстафету приняли теплоходы «Ольга Соломонова», берущая на борт до 100 человек и «Неман», грузоподъемность которого вполовину меньше. Прогулка на большом теплоходе рассчитана на 1 день, за это время он проходит около 20 км., путешествие начинается от Гродно. Во время поездки можно в деталях рассмотреть мосты, шлюзы, дома смотрителей, станции обслуживания.

«Неман» арендуется для часовых прогулок, на нем часто проводятся экскурсии по каналу, сопровождаемые яркими и образными рассказами гидов о видах животных и птиц, тонком балансе, на котором держится равновесие экосистемы заказника «Гродненская пуща». Стоимость часовой прогулки около 70-80 руб.

Также туристы могут арендовать катамаран, водный велосипед, пройти по пешеходным маршрутам и отдохнуть в мини-гостинице. Самыми популярные водными маршрутами для байдарок, яхт и прогулочных катеров считаются:

  • Августовское колечко;
  • Неизвестная Европа;
  • Августовский канал – Беловежская пуща.

Они разные по протяженности, сложности и стоимости, но каждый из них дает уникальную возможность увидеть нетронутую природу, бережно сохраняемую для потомков.

Развлечения

Богатая природа заповедника открывает массу интересных возможностей для ее изучения. Так, можно прокатиться по 2 водным маршрутам. Велопутешествия посвящены истории, предлагаются тематические поездки Августовский шлях и Путем магната Воловича. О природе и удивительной экосистеме рассказывает маршрут Лисья гора. Военную тематику затрагивает Линия Молотова. Можно заняться рыбалкой, сбором ягод, лекарственных трав, отправиться на конную прогулку или осмотреть экспозицию мини-музея.

Парк Августовского канала стал зоной обитания многих животных и птиц. Некоторые считаются редкими и находятся под охраной. В нем обитают:

  • косули;
  • олени;
  • волки;
  • кабаны;
  • рыси;
  • лоси.

Здесь находится зона гнездования черного аиста. В канале и окрестных реках помимо распространенных видов рыбы водится хариус и форель.

Стоимость для корпоративных групп

  • цены в белорусских рублях / цены в российских рублях / цены в евро
2-7 чел.   1028,46 BYN   от 146,92 BYN   заказать экскурсию   
8-19 чел.   1331,58 BYN   от 70,08 BYN   заказать экскурсию   
20-52 чел.   1850,16 BYN   от 35,58 BYN   заказать экскурсию   
53-68 чел.   2054,32 BYN   от 30,21 BYN   заказать экскурсию   

В стоимость включено:

  • другие услуги катание на теплоходе 1 час
  • услуги аттестованного экскурсовода
  • транспортные услуги

Дополнительно оплачивается (Взрослые/дети):

питание — обед

*Туристское предприятие оставляет за собой право изменять график поездки, а также вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения количества и качества предоставляемых услуг.

Примерное расстояние в обе стороны

История строительства

Канал был построен по политико-экономическим причинам. Проект канала принадлежит польскому государственному деятелю, министру польской экономики, князю Франциску-Ксаверию Друцкому-Любецкому (1779—1846). В 1821 году Пруссия в одностороннем порядке ввела запретительные таможенные пошлины на транзит польских и литовских товаров через свою территорию, практически заблокировав доступ к морю торговцам. Появилась острая необходимость транспортного коридора в обход прусской территории из центра Польского царства (в составе Российской Империи) к российским портам в Курляндии. В 1824 году проект канала общей длиной в 395 км был представлен императору Александру I, который в том же году его одобрил.

Первым руководителем строительства был полковник Игнатий Прондзинский (1792—1850). В 1826 году он был арестован из-за нелояльности, а впоследствии занимал высокий пост у польских революционеров после «ноябрьского восстания». Основные работы между тем были закончены к 1830 году. Во время польской революции (1830—1831) вплоть до её подавления работы не велись. Заканчивал строительство инженер Теодор Урбанский. На строительстве работало более 7000 рабочих под руководством генерала Малле де Гранвилля и полковника Россмана. Открытие канала состоялось в 1839 году. На канале было возведено 18 шлюзов, множество плотин и мостов.

Последняя часть канала («Виндавская»), которая должна была бы соединить новый торговый путь с курляндским портом Виндава (ныне латвийский Вентспилс), не была построена — способствовало этому Польское восстание 1830 года («ноябрьское»). А главное — с 1837 года в России стали строиться железные дороги, и от продолжения строительства отказались. Законченная часть канала сохранила значение внутреннего водного пути, служащего для коммерческого судоходства и транспортировки древесины из Вислы в Неман и обратно. По каналу ходили деревянные баржи «берлины», против течения их вели по «тягловым» дорогам либо с помощью конной упряжки, либо (крайне редко) баржу тянули бурлаки.

Августовский канал в Польше

Между мировыми войнами канал впервые стал туристическим объектом. На шлюзе Домбровка (польск.) ежегодно с большим размахом проходил так называемый «Праздник моря». По маршруту Гродно-Августов-Гродно регулярно курсировали два пассажирских колёсных парохода. Вдоль Канала пролегал престижный туристический маршрут, обеспечиваемый превосходными условиями для плавания на лодках и байдарках. Во время боевых действий Второй мировой войны гидротехнические сооружения белорусской части канала были сильно повреждены. Полностью разрушен распределительный шлюз Черток (53°52′13″ с. ш. 23°40′17″ в. д.HGЯO). Отступая, немецкие войска взорвали 3 шлюза, 8 плотин и несколько мостов. После войны польская часть канала была восстановлена и использовалась в туристических целях; белорусская часть оставалась в запустении. В 2004—2006 годах были проведены реставрационные работы и на белорусской части Августовского канала.

В 2005 году на канале был открыт международный пункт пропуска через границу только для путешественников на лодках и байдарках «Лесная-Рудовка». В октябре 2008 года пограничные власти Польши и Белоруссии договорились о скорейшем открытии этого погранперехода также для пешеходов и велосипедистов.

В своё время Канал был технологическим чудом, так как имеет большое количество шлюзов, добавляющих к прекрасным природным ландшафтам некоторую техногенную изюминку. Он стал первым искусственным водным путём в Европе, связывающим напрямую две большие реки — Вислу и Неман и обеспечивал связь с Чёрным морем на юге через Огинский канал, Днепр, Березинскую водную систему и Двину.

внешние ссылки

  • Канал Przebieg на Подставе: канал Krajobraz kulturowy Augustowskiego (на польском языке). Варшава. 1999. ISBN. 978-83-85548-73-7.
  • Блакітная кніга Беларусі: Энцыкл. / БелЭн; Рэдкал .: Н.А. Дзiсько i iнш. — Мн .: БелЭн, 1994. (на белорусском языке).
  • Батура, Ирена (1997). Po ziemi augustowskiej: przewodnik dla turysty i wczasowicza (на польском языке). Сувалки: Wydawnictwo Hańcza. ISBN 978-83-904804-9-7.
  • Батура, Войцех; Белкот, Ян (2005). Kanał Augustowski Arcydzieło Rk Ludzkich i Natury (на польском языке). Торунь: Wydawnictwo Młotkowski.
  • Моравская-Цесельская, Елена. «175 лат Каналу Августовского». Gospodarka Wodna (1998 № 12 и 1999 № 1).
  • Станислав Кониор, Канал Августовский, Гижицко, август 1997 г. (на польском языке)

Координаты :

Где остановиться у Августовского канала

Выбор гостиниц возле самого Августовского канала пока что невелик. Ближайшие отели находятся в Гродно.

Если вы хотите пожить в Гродненской пущие, рекомендуем обратить внимание на одну из местных усадеб. Они рассчитаны на небольшое количество человек, так что при планировании поездки сразу забронируйте ночлег

Ещё один вариант — домики смотрителей шлюзов XIX века. Однако любителей аутентики порой бывает слишком много, так что лучше и в этом случае забронировать место заранее.

Если вы проголодаетесь, то знайте, что с кафе и ресторанами у Августовского канала дела идут не очень. Ближайшие точки питания — в Гродно. В Сопоцкине работает три магазина, где вы можете купить продукты или мясо для шашлыка. Возле канала есть мангалы, так что с приготовлением проблем не возникнет.

Августовский канал — отличный вариант времяпрепровождения на выходные. Приезжайте и убедитесь в этом сами. 

Туристическая жизнь Августовского канала Беларуси

Августовский канал приобрел новое значение в ХХ веке. Возведение происходило в красивых природных зонах, поэтому он стал одним из самых посещаемых объектов. В 1909 году вдоль русла впервые прошла смотровая поездка. Спустя немного времени, была проложена и конная тропа.

В конце XIX – начале ХХ века канал был дополнительно оборудован военными строениями, которые сыграли роковую роль в сохранности канала. За 1914-1918 гг. русло значительно пострадало.

В межвоенный период (1920-1939 гг.) канал вновь стал активно принимать туристов. Развитие получил туризм на байдарках, начали работу яхт-клубы, по каналу курсировали два колесных парохода. А на территории желоба Домбровка проводились «Праздники моря». Для удобства путешественников был напечатан путеводитель по Августовскому каналу.

Во время Великой Отечественной войны вдоль канала размещались военные доты, так называемая «линия Молотова», поэтому его конструкции подверглись частичным разрушениям, а один из шлюзов (Черток) был уничтожен полностью.

Часть (длина 22 км), протекающая в современной Беларуси, в 2004-2006 гг. была восстановлена. Инженеры смогли реставрировать русло, которым не пользовались с 1950-х гг. Также были восстановлены древние гидротехнические конструкции, подмытые или обрушенные части.

Августовский канал в Гродно сегодня

На сегодняшний день Августовский канал – это отличное место для любителей активного отдыха разного рода. Здесь есть пешеходные, водные и велосипедные трассы.

Экозона Беларуси «Гродненская пуща»

Августовский канал входит в состав ландшафтного заказника «Гродненская пуща», что привлекает тысячи туристов. «Гродненская пуща» – экозона Беларуси и всей Центральной Европы.

В центре заказника находится один из самых огромных европейских лесов – Августовская пуща. Площадь леса простирается через три современные страны: Беларусь, Литву и Польшу. Августовская пуща – претендент на биосферный резерват ЮНЕСКО.

Для путешественников Августовская пуща предлагает:

  • водные прогулки на катере или теплоходе — со шлюзованием и без;
    прокат лодок или катамаранов;
  • байдарочный туризм по каналу (сбор туристов в Гродно);
  • велосипедные трассы (предусмотрена специальная велодорожка), а также прогулки пешком;
  • мини-отель, места для отдыха и домики для смотрителей.

Памятные места и фото Августовского канала

Местность вдоль этого сооружения богата разнообразными историческими и архитектурными памятниками Беларуси.

В деревне Немново можно посетить древний домик, в котором проживал смотритель шлюза (построен в 1830 г.). В здании бывшей корчмы открыт музей, экспозиция которого насыщена старинными картами местности и чертежами по строительству канала. Здесь сохранились рукописные документы и фотографии, а также предметы быта XIX века.

В поселке Сопоцкин сохранилось несколько исторических памятников. Среди них часовни, древнее еврейское кладбище (1278 г.), костел Успения Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа Кунцевича. Также в поселке расположена улица Иоанна Павла II – единственная в Беларуси.

Дворцово-парковый ансамбль Воловичей в деревне Святск

В деревне Святск возвышается дворцово-парковый ансамбль Воловичей, строительство которого проходило по проекту архитектора Джузеппе де Сакко (Италия). Существует легенда, что здесь обитает призрак дочери, которую отец заживо замуровал в дворцовую колонну – о, времена!

Деревня Радзивилки также богата памятниками истории, среди которых усадьба Друцких-Гурских, водная система XIX века и парк с уникальной растительностью.

Гарадзенскі маёнтак «Каробчьцы»

В непосредственной близости от канала расположены комплексы «Гарадзенскі маёнтак «Каробчьцы» и «Партизанский лагерь» – популярный среди туристов край.

Международные фестивали и праздники на канале

Августовский канал расположен на границе трех стран: Беларуси, Польши и Литвы. Каждый год тут проводится много интересных мероприятий и фестивалей. Именно это и привлекает в этот край туристов со всего мира.

Ежегодно, в мае, проходит праздник народного творчества «Августовский канал приглашает друзей», на котором можно познакомиться ближе с белорусской культурой, овладеть разными ремеслами, отведать блюда национальной кухни.

А в конце лета, вблизи шлюза Домбровка, проходит фестиваль «Августовский канал в культуре трех народов», куда съезжаются самобытные фольклорные коллективы, музыканты, мастера, представляющие свое национальное искусство. В этом году ПРООН в Беларуси провела велопробег (Bike4SDGs) в партнерстве с 17-ым фестивалем народного творчества.

500 участников из более чем 20 стран мира присоединились к велопробегу в поддержку развития туризма, продвижения здорового образа жизни, популяризации «зелёной» мобильности, инклюзивного общества и партнерства.

Участники раскрыли для себя туристический потенциал Августовского канала, проехав 18,5 км на велосипедах и 6 км на байдарках вдоль живописных исторических мест уникального гидротехнического сооружения XIX века.

Все гости смогли не только укрепить здоровье, узнать много интересного об истории и культуре региона, но и провели большую часть дня без автомобиля, что благоприятно для окружающей среды.

Традиционно к велопробегу присоединились люди с инвалидностью. Благодаря этой инициативе ООН, на маршрут вышли более 20 велосипедистов-колясочников, многие из которых успешно пересекли финишную линию в деревне Радзивилки. Остановочные пункты были организованы на территории местных агроусадеб, где велосипедисты могли отдохнуть и насладиться красотой местных пейзажей.

Велопрогулка

В период реставрации канала и последующие годы по его берегам было проложено несколько велосипедных маршрутов. Выглядят они очень цивилизованно — дорожки с разметкой и указателями, специальные карты, скамейки и урны на протяжении всего пути радуют путешественников. Если у вас нет возможности или желания везти стального коня с собой, то можно арендовать его на месте, вот только в летние выходные велосипедов чаще всего на всех не хватает.

Прокат велосипедов осуществляется в отделении «Белпочты», с собой нужно иметь паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. По берегам проложено четыре веломаршрута: «Августовский шлях», «Лисья гора», «Путем магната Воловича» и «Линия Молотова».

Каждый маршрут имеет свою тему, свои интересные точки. А вот уровень сложности и протяженность их такова, что даже самый неопытный путешественник не утомится и не заблудится. Проблема может возникнуть только с провиантом — запас воды и перекус лучше брать с собой, поскольку с инфраструктурой по берегам канала пока все сложно, хотя работа в этом направлении ведется. Кстати, веломаршруты на белорусской части Августовского канала планируется включить в европейскую велосипедную сеть.

Кстати, с 2010-го каждый год по живописным окрестностям Августовского канала вдоль государственной границы Беларуси с Польшей и Литвой проходит ежегодный международный любительский веломарафон «Суседзі», в котором может принять участие любой желающий.

Как добраться до Августовского канала

Августовский канал находится совсем недалеко от Гродно, поэтому вначале нужно добраться до этого города.

Если вы добираетесь на своей машине из Минска, то выбирайте трассу М6. За 3,5 часа будете у западной границы Беларуси.

Канал находится в 35 километрах от Гродно. Полчаса на маршрутке — и вы у канала

На официальном сайте парка «Августовский канал» есть расписание общественного транспорта.

На автомобиле отправляйтесь по дороге H-6054 в сторону Сопоцкина. Так вы доедете прямо до шлюза «Домбровка», вокруг которого очень красивые пейзажи.

Важный момент: с года Августовский канал стал безвизовой зоной. Правда, только на срок до 5 дней и только для туристов.

ПРОГРАММА ТУРА

Гродно — самый красивый город Беларуси! Аромат его старины невозможно спутать ни с чем. Он привольно и роскошно расположился на Замковой горе, там, где Неман делает крутой поворот к литовской границе… Следуя по этому маршруту, путешественник сможет припасть к животворной кринице прошлого, из которой веками черпали силы старинные поселения Понеманья — края замков, рыцарей и поэтов.

Удивительной красоты пейзажи и история многочисленных населенных пунктов, расположенных вблизи дороги в ГРОДНО, оставят у путешественника яркие воспоминания. Обзорная автобусно-пешеходная экскурсия по городу-музею. В его историко-культурном наследии ведущую роль доныне играют замечательные архитектурные ансамбли различных эпох и стилей. Постройки гродненской архитектурной школы XII в. соседствуют со зданиями модернистов и конструктивистов XX в. А кроме того, готика, ренессанс, зрелое барокко и строгий классицизм… В прошлом город выполнял роль столицы Речи Посполитой, с ним связаны судьбоносные события нашей истории. Королевский готический замок (т. н. СТАРЫЙ ЗАМОК) возник во времена Витовта. В конце XVI в. король Стефан Баторий перестроил его в ренессансный дворец, сыгравший значительную роль в истории государства. Сейчас замок на реконструкции — возвращает свой первоначальный королевский облик! Рядом находится НОВЫЙ ЗАМОК (XVIII в.), где проходили драматические события второго и третьего разделов Речи Посполитой — так называемый «молчаливый сейм». Оба замка живописно раскинулись на высоком берегу Немана. В Гродно также множество костелов и церквей; здесь находится самая старая церковь Беларуси — Коложская, построенная еще в XII в. Самый монументальный и изысканный гродненский костел — Фарный (бывший иезуитский) поражает величием фасада и скульптурным богатством интерьера. На улицах, расходящихся во все стороны от бывшей Рыночной площади, сохранились многочисленные монастыри — католические (бернардинский, бригитский, францисканский) и православный Рождества Богородицы, а также особняки знати и рядовая застройка. На самой изысканной пешеходной улице города — Советской — Вы увидите старинную рядовую гражданскую застройку города и поймете, что такое «человеческий» масштаб в архитектуре. Здесь же уютные кафе с изысканными интерьерами и знаменитыми гродненскими угощениями…

Выезд на Августовский канал. По дороге увидим достопримечательности этой части Гродненщины: старинные местечки, стройные силуэты костелов и церквей; В де­рев­не СВЯТСК со­хра­нил­ся дворцово-парковый ан­самбль Ва­ло­ви­чей, созданный в 1779 г. по про­ек­ту ита­льян­ско­го ар­хи­тек­то­ра Джу­зеп­пе Сак­ко. Дворец со­еди­нил в се­бе ба­рок­ко и клас­си­цизм. Пейзажный парк с че­тырь­мя пру­да­ми и неоготической каплицей оттеняет кра­со­ту двор­ца, наполняя его живым ды­ха­ни­ем при­ро­ды. Сейчас здесь заканчиваются реставрационные ра­бо­ты; осмотр двор­ца сна­ру­жи. А в жи­во­пис­ в живописном городке Сопоцкин осмотрим изящный костел Вознесения Девы Марии 1789 г. АВГУСТОВСКИЙ КАНАЛ — выдающееся гидротехническое сооружение XIX века, один из крупнейших каналов Европы, включенный в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Он стал первым искусственным водным путём в Европе, связывающим напрямую две большие реки — Вислу и Неман. Его общая длина составляет более 100 км, из них 22 км проходит по территории Беларуси. Уникальные гидротехнические сооружения канала и непревзойденной красоты природные ландшафты привлекают сюда тысячи туристов. Здесь нас ожидает ПРОГУЛКА НА ТЕПЛОХОДЕ по Августовскому каналу. Большое количество шлюзов и разводных мостов добавляют к прекрасным ландшафтам некоторую техногенную изюминку… Незабываемые впечатления и прекрасные фотографии Вам гарантированы!

В стоимость входит:

  • Проезд автобусом туркласса
  • Экскурсия по маршруту
  • Экс­кур­сия в Коложскую цер­ковь
  • По­се­ще­ние Фар­но­го ко­сте­ла в Грод­но
  • Осмотр двор­ца Ва­ло­ви­чей в Святске (сна­ру­жи, без за­хо­да)
  • Осмотр ко­сте­ла Воз­не­се­ния Де­вы Ма­рии в Со­поц­ки­не
  • Катание на теплоходе по Августовскому каналу
  • Обед
  • Фирменный сувенир

Примечание: Туристическое агентство оставляет за собой право изменять порядок посещения объектов (экскурсий) и вносить некоторые изменения в программу без уменьшения объема и качества услуг. Фирма не несет ответственности за задержки, связанные с погодными условиями, пробками на дорогах, ситуациями форс-мажора, а также другими, независящими от фирмы обстоятельствами.

Размещено: 30.07.2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector