Река якутии колыма: описание, крупные притоки, начало реки, бассейн, характеристики, протяженность, глубина, рыба, происхождение названия, история, археологические находки. города на реке колыма в якутии и магаданской области

Крупнейшие города на реке Колыма

Колыма протекает через следующие города и населенные пункты:

Черский. Поселок городского типа Черский — крупнейшее северное поселение на Колыме. Оно граничит с Чукоткой и Якутией. Население — немногим больше 2500 человек. В XVII веке здесь жили рыбаки. Впоследствии через поселок проходило множество исследовательских экспедиций.

В 1891 году с экспедицией в этот край пришел Иван Дементьевич Черский — российский географ, палеонтолог и исследователь Сибири. Фанатично увлекаясь географией России и Сибири в частности, Иван Дементьевич до этого уже исследовал хребты Восточного Саяна, Тункинскую котловину, реки Селенгу и Иркут, Байкал, Сибирский почтовый тракт от Байкала до Уральского Хребта. С 1891 он плотно занимался освоением Лены, Индигирки, Яны и Колымы. Его интересовали неисследованные районы, «географические изюминки» и сложные для исследования местности. Благодаря Черскому на карте появились горные хребты Тас-Кыстабыт, Улахан-Чистай, Томус-Хая, Индигиро-Колымский острог и месторождение каменного угля около р. Зырянки. Также в походе были обнаружены останки шерстистого носорога.

И. Д. Черский

Он безвременно скончался в 1892 году, завещав завершить экспедицию его жене — Мавре Павловне. Черский был настолько увлечен Колымой, что даже в последние дни жизни, будучи ужасно вымотанным и больным, он продолжал сплав по водотоку. Из его последних записей в дневнике интересно такое пожелание: 

Похоронили исследователя Сибири на правом берегу Колымы, возле притока Омолона. Только в 1963 году Черский получил свое название в честь географа. До этого поселок называли Нижние Кресты.

В 1966 году в поселке побывал канадский писатель Фарли Моуэт. Вначале 70-х по своим заметкам он напишет книгу «The Siberians», которую в СССР так и не выпустят.

Среднеколымск. В 1643 году землепроходец Михаил Стадухин и казак Дмитрий Зырян основали здесь казачий острог. Он был назван Ярмонгом (Ярманкой). В 1775 году Среднеколымск разросся до города, а в 1882 году — стал центром округа. Город расположен за полярным кругом, на его гербе — мамонт.

Герб Среднеколымска

Зырянка. Это — молодой поселок, расположенный на левом берегу Колымы. Он был основан только в 1937 году в целях разработки угольного месторождения. Наличие полезных ископаемых здесь были описаны еще И. Д. Черским в 1891 году. Тогда исследователь подчеркивал, что углевые отложения находятся в верховьях р. Зырянки, у левого притока Колымы.

Сеймчан. Это — центр Среднеканского района Магаданской области. Поселок городского типа располагается на правому берегу Колымы, почти в 350 км. от Магадана. О прошлом города трудно судить. Считается, что примерно в конце XVIII века на Колыму приходят якуты, которые основывают ряд поселений, в том числе Сеймчан. Впрочем, слово «Сеймчан» не якутского, а эвенкского происхождения — в оригинале «Хэйим Чэн», что переводится как «полынья». В этой местности в реке всегда образовывались полыньи во льду.

В 1942 году в Сеймчане был построен аэропорт для переброски военных самолетов поставляемых по ленд-лизу.

Синегорье. Поселок располагается на левом берегу Колымы. Он был образован только в 1967 году. Сначала здесь был построен всего один дом, но уже в 1971 было заселено первое общежитие на 50 человек.

Синегорье — это одно из самых живописных мест во всей Магаданской области. Здесь — густая зелень тайги контрастирует с глубинной синевой Колымы. Примечателен поселок и современной гидроэлектростанцией. Сейчас в Синегорье ГЭС — основное место работы для местных жителей. Эту массивную постройку видно за несколько километров.

Судоходство

Колыма относится к судоходным водоканалам. Флот, собранный на реке, практически весь относится к КСК – Колымской Судоходной Компании, расположенной в поселке Зырянка. Судами обслуживаются реки Анюй и Омлон, но выход в море не разрешен. Речные судоходные баржи обеспечивают грузами Магаданскую, Чукотскую и Якутскую области.

Прибывшая техника в порт Черский (Зеленый Мыс), производит перевалку грузов на морские суда, а от них на свой борт. Порт относится к нижней Колымской судоходной компании.

Верхняя точка судоходной линии заканчивается в районе села Колымское, около поселка Сеймчан. В этом месте можно высадиться на берег и отправится дальше по трассе, связывающей Магадан и Якутию, на автомобиле. Навигация длится в течении 4-5 месяцев с начала июня и до становления на реке льда.

Еда не по карману

На Камчатке очень дорогие фрукты и овощи, в Магадане то же самое. Начинает дешеветь только в Якутске. Такие цены связаны с тем, что они все привозные. На Камчатке есть знаменитый поселок Термальный, там люди выращивают овощи в теплицах, которые подогревают с помощью горячих источников, но это исключение. Если хотите сэкономить, то лучше взять с собой побольше орехов и сухофруктов.

Рыба чуть дешевле, чем в Москве. Происходит так потому, что именно московские компании занимаются уловом. Есть местные частники, но они больше браконьерствуют. Московские компании продают рыбу по одинаковым ценами и местным, и в других регионах; продавать местным дешевле невыгодно. В основном вся рыба увозится, много уходит в Японию. Вообще, кто больше платит, тому и уходит.

На Камчатке классная погода. Если вы утром встаете и всё затянуто, то, скорее всего, весь день будет таким. И, наоборот, если утром небо ясное, то погода не испортится внезапно. В феврале средняя температура в Петропавловске была −6, −8°C. Так тепло, потому что это прибрежный регион. Мягкий климат: тепло зимой, но достаточно прохладно летом.

Как оказалось, отдохнуть на Камчатке можно совсем недорого. Желательно заранее с кем-то познакомиться из местных. Во-первых, вам помогут добраться куда-нибудь. Во-вторых, вы узнаете, куда лучше съездить в определенный сезон. К примеру, в долину гейзеров никак не попасть зимой — туда просто не летают. Жилье можно найти через каучсёрфинг, передвигаться автостопом: вот вам и бюджетное путешествие!

Происхождение названия Колыма

  • Ученые не пришли к единому мнению по поводу происхождения названия Колымы. Эвены (коренные местные жители) именовали реку «Кулу» − что на их языке и означает «река». Сегодня «Кулу» − это название одной из двух рек, слияние которых образует Колыму. Доказать этимологическую связь между «Кулу» и «Колымой» пока не удалось.

  • Существует «юкагирская» теория о происхождении этого слова: на языке этого народа «kulumaa» также означает «река».

  • Землепроходец Михаил Стадухин (?-1666), осваивавший регион современной Якутии в своих записях называл водоем «Ковыма», хотя в дальнейшем стал придерживаться современного названия. Почему так произошло — неизвестно.

  • В этой ситуации тотальной неизвестности, недоказанности и неведения не лишним будет посмотреть на происхождение слова шире и вспомнить другие созвучные названия: северный город Кола, основанный еще в 1246 г. ЗА полярным кругом, но уже на территории КОЛЬского полуостроваГород Колывань — отнюдь не мифический, как думают сегодня многие. Колывань — это летописное название современного Таллина в древнерусских письменных источниках. Кстати, имя Колыван — то ли по их происхождению из Колывани, то ли нет — часто носят богатыри, а отчество Колыванович в разных версиях былин упопинается как минимум в связке с 4–5 персонажами, в том числе со Святогором. Этого старейшего богатыря-великана, который был настолько велик, что по легенде мог положить в свой карман другого богатыря на коне, величают Колыванович… Конечно, этого недостаточно, чтобы предложить иную версию трактовки названия реки Колыма, но по логике напрашивается разбивка этого слова на КОЛЫ/КОЛА и МА, где первое можно соотнести с чем-то северным, древним, принадлежащим пра-миру или некой КОЛЫбелью, а МА — с матерью.

Богатырь Святогор. Автор картины неизвестен.

Туризм и отдых на реке Колыма

Река Колыма находится в зоне холодно-умеренного континентального, субарктического и даже арктического климата. Если где и вставать здесь с палатками, то лишь в самых верховьях – в горной системе хребта Черского. Тут много леса, ягод и грибов. К тому же есть хоть один летний месяц – июль. В Сеймчане и Средне-Колымске реально покататься на лошадях. Однако они здесь непривычно коротконогие, пузатые и волосатые. Другие не выживают. Первая из муниципий – что-то вроде столицы Сеймчанского кластера Магаданского заповедника.

 Поэтому его округа располагает кордонами и другими оборудованными местами организованных туристических маршрутов. Дело в том, что указанный участок запретника обладает рядом урочищ (о них будет ниже). Остальные населенные пункты к приему гостей явно не расположены. В Черский в хорошую погоду прибывают участники редких туров, посвященных изучению мест дислокации лагерей ГУЛАГ (фотографируют остатки принадлежащего этой системе хозяйства). Остается добавить, что на Колыму ведут воздушные пути (часть здешних поселений имеет аэропорты), а также Колымский тракт, шоссе Средне-Колымск – Черский и автозимник «Арктика». Участок для прохождения водного транспорта тоже имеется – от устья Бахапчи до самого выхода в Колымский залив. Однако навигация тут длится недолго.        

Зимой река Колыма прекрасное место для гонок на собачьих или оленьих упряжках. Это – идеальная трасса для ралли на снегоходах. Их организует часть здешних операторов. Подледная рыбалка – 2-й повод оказаться здесь в холодный сезон (о рыбной ловле ниже).  

Спелеологический и горный отдых на реке Колыма больше практикуется на хребте Черского. Его восточное окончание (как и более знаменитые урочища в центральной части) также имеет много вершин, подходящих для высотного треккинга. И пещеры. Пик Абориген, гора Морджет и Бурхалинский перевал – все это недалеко от колымской воды.         

 Событийный отдых на реке Колыма пока не развит вообще. Аграрный тоже не имеет смысла. Практикуется лишь исторический – связанный с исследованием лагерей ГУЛАГ. Их остатки концентрируются вокруг поселка городского типа Черский. Отдельные экскурсии посвящены изучению останцов лагерей золотодобытчиков – на всем Среднекане, а также вокруг поселка Сусуман («столицы» колымского старательства). В природном парке «Колыма» обнаружены захоронения людей Каменного века. Это все.  

Сплав по реке Колыма – самое распространенное направление местного экстрима. Как правило, он совмещен с рыбалкой, а для кого – и с охотой (о летнем промысле будет ниже). Водное путешествие можно начинать уже на истоке. Ближайшее к нему село – райцентр Сусуман Магаданского региона. Он сообщается автодорогой Р-504 с Магаданом и Якутском. Отличительная особенность населенного пункта – фюзеляж самолета ИЛ-18, вмонтированный вместо оконного проема в один из классов местной школы. Такой подарок детям сделал ее директор. Многие боятся порогов в процессе прохождения по ущельям хребта Черского. Страшны возвышенности запутанной Яно-Чукотской горной системы. Ведь еще и плотину ГЭС обходить надо… Поэтому чаще всего «старт» расположен уже в поселке Сеймчан. Река огромна в поперечнике – уже не менее 800 метров. Течение ее спокойное. Некоторое время «лиственничные» горы с двух сторон обрываются прямо в воду. Горизонтальный урез для стоянок найти трудно. Идите ниже, там места оптимальнее.   

Предыстория

Во время археологических исследований палеолитических памятников на Ангаре в 1936 году был открыт уникальный участок Каменного века Буре, который дал антропоморфную скульптуру, черепа носорогов, а также поверхностные и полуподземные жилища. Дома были аналогичны, с одной стороны, для европейских палеолитических домов, а с другой — к этнографически изученным домам эскимосов, чукчей и коряков.

К коренным народам этого региона относятся эвены, коряки, юпики, чукчи, орочи и ительмены, которые традиционно жили от рыбалки вдоль побережья Охотского моря или от оленеводства в долине реки Колыма.

Топографические карты

  • Лист карты R-57-XXIII,XXIV Михалкино
  • Лист карты R-57-XXIX,XXX Черский. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты R-57-XXXV,XXXVI Анюйск. Масштаб: 1: 200 000. Состояние местности на 1981 год. Издание 1991 г.
  • Лист карты R-57-XXXIII,XXXIV заим. Конзабой. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты R-57-XXXI,XXXII заим. Верх. Кресты. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-57-I,II. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-V,VI. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-III,IV. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-IX,X. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-XV,XVI. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-XIII,XIV. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-XIX,XX. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-XXV,XXVI. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-XXVII,XXVIII. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-XXXIII,XXXIV. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-XXIX,XXX. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты Q-56-XXXV,XXXVI. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты P-56-V,VI. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты P-56-III,IV. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты P-56-IX,X. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты P-56-XV,XVI. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты P-56-XIII,XIV. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты P-55-XVII,XVIII. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты P-55-XXIII,XXIV. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  • Лист карты P-55-XV,XVI. Масштаб: 1: 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.

Общее описание

 В длину река Колыма – 2 129 километров. Ее бассейн – 643 000 квадратных километров. Максимальная ширина зафиксирована в одноименном водохранилище (6 км). Средние значения – до 1,5 километров. Глубина – до 9 метров (в Колымском «море»). Водоем проходит через Магаданскую область (является крупнейшей рекой этого региона), а также через несколько районов республики Саха (Якутия). Общее направление – северо-восток. Характер движения связан с масштабными отклонениями от курса и луками. Расход воды – 2 250 кубометров в секунду. Питание – дождевое, снеговое и подземное. Пополняется сотнями ручьев и мелких речушек. Однако в ее бассейн вливаются еще 17 относительно крупных рек. Самые значительные из них – Таскан, Сеймчан, Среднекан и Бахапча.    

Река Колыма образовалась еще в Юрский период, на этапе разграничения Яно-Оймяконского нагорья (имеющего в качестве кромки высокий увал Черского) и Колымского плато. Издревле на разных фрагментах данного водотока проживали далекие предки современных юкагиров (являвшихся также «отцами» чукчей), эвенов (представителей тунгусской семьи) и якутов (ассимилятом хуннов-курыканов и все тех же эвенов). А вот первое понятное русское описание реки Колыма содержится в отчете экспедиции казаков, отправленной сюда лишь в 18 веке. Там значится, что «Куолема» с сибирских финно-угорских диалектов переводится как «Смерть». Правда, якуты звали поток «Кулу» – «ярость». Так что из них? До описателя-Лаптева одной из колымских локаций касался исследовательский поход Семена Дежнева и сибирского казака Стадухина. Путешествие происходило в 43-ом году 17 века. Смельчаки перевалили через Верхоянский хребет и по горным притокам вышли в колымский бассейн. Был поставлен острог, превратившийся позднее в град Средне-Колымск.

 Стало ясным: река Колыма находится в среднем течении на земле воинственных юкагиров. На землепроходцев напал их отряд, состоящий из 500 человек. Сражаться с аборигенами пришлось именно отряду Дежнева. Добравшийся сюда казацкий предводитель (Зырян, в честь которого окрестили речушку) к тому времени вернулся в родные края. До лета 1648 года «дежневцы» охраняли острог, вокруг которого уже начал расти посад. В это время значительно ниже появилась современная деревня Нижнеколымск. Поздние казацкие экспедиции выставляли на отрезке между острогами деревянные кресты – «дневные маяки» на самых возвышенных приречных мысах. В 1740 году в этих краях гостила географическая экспедиция Дмитрия Лаптева. Географ прожил в этом уголке Отечества без малого 10 лет. За этот период почти весь гидрологический объект был им научно описан. В устье Подкаменной Колымы он распорядился поставить специальный знак, выполнявший роль маяка. Уже перед Революцией отсюда шли экспедиции Врангеля и Биллингса. Лишь в советские времена началось хозяйственное использование реки Колыма. В 1923 г. в селениях нижнего течения прятались последние белогвардейские отряды Временного Приамурского Правительства Меркулова. Средне-Колымск и Нижнеколымск стали даже театрами военных действий в период борьбы с ними. Бои шли с попеременным успехом вплоть до 1924 года. А японским и американским интервентам так и не удалось оказать помощь нижнеколымской Контрреволюции. Их отбрасывали еще на Охотском море. А в верховьях и в среднем течении красные отряды охраняли открытые еще в начале века золотые прииски. В конце 20-ых на многих притоках реки геологи нашли месторождения серьезных залежей угля, золота и других ценных металлов (в том числе урана и молибдена).

 Через 10 лет в связи с увеличением объемов добычи и усилившимися репрессиями, в Колымском крае появился самый оживленный филиал системы ГУЛАГ – Севвостлаг. По оценкам разных историков, через него прошло от 2 до 5 миллионов граждан. Многие из них здесь захоронены. Последний каторжанин ушел в 1958 г. Уже после Великой Отечественной войны (в 1970-ых годах) строилась названная в честь «нашей» реки ГЭС. В настоящий момент возводится уже вторая – Усть-Среднеканская. К устью реки Колыма в навигационный период доходят суда небольшим водоизмещением. В низовьях сейчас больше развит активный и многопрофильный рыбацкий промысел. От огромного комплекса добывающих предприятий на данный момент мало что осталось. При этом геологоразведка продолжает делать свое дело, находя в недрах новые богатства.        

курс

Площадь водосбора реки составляет 647 000 км². Расход воды Колымы в низовьях Колымского колеблется между минимальными значениями зимой, когда она глубоко замерзла (30,6 м³ / с в апреле 1979 г.), и максимальными значениями коротким летом, когда вечная мерзлота оттаивает на поверхности (26 201 м³ / с. в июне 1985 г.). В середине октября, реже в конце сентября Колыма полностью промерзает и со второй половины мая до июня оттаивает. Лед тает от двух до 18 дней, что сопровождается массивным ледоходом и ледяными заторами . Годовая нагрузка наносов составляет 5,5 млн тонн.

Вопреки широко распространенным утверждениям, он берет начало не в Колымских горах , а на стыке Черских гор и Сунтар-Чаятских гор . Его главная река, Кулу, берет начало на северо-восточном склоне гор Сунтар Чаджата. Еще две истоковые реки берут начало на южной окраине Оймяконского нагорья, на южной крыше главной соединительной горной цепи между вышеупомянутыми высокими горами .

Выше Дебина , где Колымский пролив от Магадана через Усть-Неру до Якутска пересекает реку по первому из двух мостов, Колыма была заглублена в водохранилище плотиной с Колымской ГЭС . Отсюда по нему можно перемещаться с меньшими кораблями. Второй мост находится в Усть-Среднекане , где есть порт (специально для отгрузки угля ). С этого момента Колыма также является судоходной для более крупных судов.

Оттуда Колыма сначала течет немного на юго-восток, а затем изгибается на северо-восток в конце Черских гор и на южной стороне Пик Абориген . С этого момента он течет к северо-востоку от богатых золотом Колымских гор на северо-восток. Затем река, текущая на северо-запад по плато Джукагирен, входит в заболоченную Восточно-Сибирскую низменность , по которой продолжает течь в северо- восточном направлении. К западу от Анджуигебирге река впадает в Колымскую низменность с дельтой шириной 150 км и длиной 100 км, в которой два основных рукава образуют устье примерно такой же длины в Восточно-Сибирское море.

С административной точки зрения, номинально шесть, гидрологический даже семь, доля Rajons в реке: Самая большая река источник, Кула, имеет свой источник в севере Охотского Rajons из в Хабаровском Kraj . Остальные верховьях с верховьев реки Аян-Jurjach будут расположены в западной части Sussuman района в Магаданской области . Для этого он впадает в Район Нагодное с площадью Дебин на улице Колимаштрассе . Как третий район области, он протекает через Среднеканский район и затем достигает Республики Саха . Здесь он протекает через Улус Верхнеколымск и Улус Среднеколымск и достигает моря в Улусе Нижнеколымске .

Маршрут[править | править код]

В настоящее время «Колыма» является одной из ключевых автодорог Дальнего Востока России. Она соединяет Якутию и Магаданскую область, является единственным автодорожным стержнем восточной части Республики Саха (Якутия), западной и центральной частей Магаданской области, обеспечивает выход на побережье Тихого океана.

Дорога начинается в посёлке Нижний Бестях, где примыкает к автодороге федерального значения А360 «Лена», проходит через населённые пункты Тюнгюлю, Чурапча, Ытык-Кюёль, Хандыга, Усть-Нера, Артык, Кадыкчан, Сусуман, Ягодное, Дебин, Оротукан, Мякит, Атка, Палатка и заканчивается в Магадане.

У трассы «Колыма» имеются два исторических ответвления — альтернативных маршрута. Один из них большей частью на территории Якутии (Кюбюме — Томтор — Куранах-Сала — Кадыкчан) («Южная», «Оймяконская» дорога); является историческим Колымским трактом, так как была построена значительно раньше действующей дороги, но в настоящее время становится всё более и более заброшенной. Второй на территории Магаданской области — Тенькинская дорога («Северная») (Палатка — Усть-Омчуг — Омчак — Большевик).

Федеральная дорога «Колыма»

0 км — Нижний Бестях
р. Суола
54 км — Тумул
56 км — Тюнгюлю
75 км — Нуорагана
128 км — Марылайы
158 км — Чурапча
167 км — Харбала 1-я
177 км — Болтогино
196 км — Кыйы
207 км — Черкёх
Ытык-Кюёль
р. Татта
р. Буоя
р. Алдан
236 км — Кескил
389 км — Хандыга
461 км — Тёплый ключ
р. Томпорук
556 км — Развилка
р. Нюкуння
р. Кюрбелях
р. Сеторым
р. Луговая
р. Большой Отыдях
р. Брюнгяде
р. Тирехтях
р. Мулкан
р. Талалах
р. Эльги
р. Артых-Юрях
р. Индигирка
940 км — Усть-Нера
р. Эселях
р. Кюрбелях
р. Нера
р. Бурустах
р. Артык
Артык
Дорожный
р. Делянкир
Республика Саха (Якутия)
Магаданская область
Озёрное
р. Худжах
1200 км — Усть-Хакчан
р. Контрандя
Аркагала
Кадыкчан
Арэс
 на Кедровый   на Мяунджу 
Большевик
Холодный
р. Берелёх
1300 км — Сусуман
Берелех
р. Сусуман
Полевой
Бурхала
р. Дебин
1400 км — Ягодное
Рыбный
Дебин
р. Колыма
Спорное
Горный
Мякит
Атка
Яблоневый
р. Ола
Карамкен
Палатка
Сокол
Уптар
Снежный
 Р482 
1900/0 км — Магадан

История Колымского тракта

Протяженность трассы «Колыма» составляет 2 032 километра. Большая ее часть  пролегает по территории республики Саха (Якутия).

Впервые вопрос о строительстве дороги в этих труднодоступных местах встал в 20-х годах прошлого века, когда СССР приступил к развитию горнодобывающей промышленности в Восточной Сибири.

В 1931 году был создан «Государственный трест по промышленному и дорожному строительству в районе Верхней Колымы», сокращенно – «Дальстрой». Главной задачей этого учреждения стало создание автодороги между Магаданом и городком Усть-Нера. Дорога имела ответвление до Якутска. Первые 30 километров новой трассы были сданы в эксплуатацию уже через год.

Дорога строилась силами заключенных «Севвостлага» и вольнонаемных специалистов – дорожников и инженеров.

Работы шли в невероятно сложных условиях. Приходилось валить лес, прорываться сквозь горные хребты и болота, кишащие гнусом. Часть трассы проходит через Оймяконское нагорье, которое известно, как «полюс холода». Зимой температура опускается здесь иногда ниже шестидесяти градусов. Зато летом случается жара под сорок.

Кроме того, нужно помнить, что большую часть работ приходилось делать вручную, имея в качестве инструмента лишь топоры, пилы, лопаты и кирки. Условия жизни рабочих при этом были совершенно невыносимыми – кое-как сколоченные бараки, очень плохое питание, антисанитария, холод зимой, жара и гнус летом.

По подсчетам историков, на строительстве Колымского тракта было занято около восьмисот тысяч рабочих, по большей части это были заключенные.

Сплав по реке

Сплавляясь по реке на судоходном катере, можно получить немало удовольствия, наслаждаясь местной природой со множеством диких животных. По берегам Колымы можно увидеть лосей, бурых медведей и северных оленей. Что уж говорить о птицах, которых здесь очень много.

Описание природы реки Колыма и ее берегов, поможет развеять сомнения, образованные на фоне слухов о воинствующем народе и истории о ГУЛАГе. Лучше приехать сюда один раз, чтобы в полной мере насладится здешними красотами лесов и природного ландшафта, чем мучить себя мечтаниями, листая страницы книг или знакомясь с природой края на просторах интернета.

Предыдущая страница: ЕнисейСледующая страница: Кума

Полезные ссылки

Колымская ГЭС

Состояние:
в эксплуатации

Тип электростанции:
Гидроэлектростанции

Электрическая мощность:
900 МВт

Охрана реки Колыма

 На данный момент вся охрана реки Колыма основывается на мероприятиях, защищающих от антропогенного воздействия акватории двух гидроузлов Колымского каскада (они представлены выше). А также отрезки ГЗ «магаданский» и ПП «Колымский». Практически на всем протяжении русла охрана реки Колыма требует берегоукрепительных работ. Паводковая стихия воды «укрощается» лишь регулировкой уровня воды в Колымском водохранилище (через водосброс на одноименной ГЭС). Экологи признали колымскую воду абсолютно чистой. Почти полным идеалом по ИЗ. Ведь все опасные добывающие пункты находятся только на притоках названной реки.

 Наше описание реки Колыма имеет задачу показать все выгодные стороны этого водоема как туристической рекреации. Когда-то эти места были точкой встречи с воинственным народом, затем – местом ссылки. Позже стали дислокацией самого большого филиала ГУЛАГ. И все же теперь здешние ландшафты – просто невероятно красивый пятачок Отечества, где сохранилось много редких растений, рыб и зверей.

Что рассказывают о «Дороге на костях»

Было бы странно, если бы место с такой сложной и суровой историей не обросло бы легендами и байками. Именно так произошло и с Колымским трактом. Однако, как ни странно, ни местные жители, ни дальнобойщики, работающие на этой дороге, не рассказывают ничего, связанного с жертвами ГУЛАГа, похороненными вдоль обочин. Из историй такого рода гуляют лишь байки о развлечении, придуманном, якобы, местными – копаться в земле в поисках костей. Это здесь такое гадание. Наткнешься на череп – значит, ждет повышение по службе, бедренная кость сулит богатство, а ребро – семейное счастье.

Гораздо больше легенд и страшилок связаны с местной якутской мифологией. Так, через 140 километров после поселка Хандыга дорога идет через священный лес. Здесь деревья увешаны лоскутами ярких тканей, брелоками и разными амулетами. Все якуты, и даже многие люди иных национальностей непременно останавливаются здесь, чтобы принести священным деревьям что-то в жертву. Иначе не видать удачи в дороге! Многие водители, начиная путь в Магадане или в Якутске кладут на обочину незакуренную сигарету. На удачу.

Озера Лабынкыр, Красное и Ворота, вдоль которых идет трасса, считаются обиталищем каких-то таинственных чудовищ. Сторонники криптозоологии утверждают, что эти существа не порождение якутской мифологии, а действительно какие-то неизвестные науке твари.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector