Религия республики болгария. история болгарской церкви
Содержание:
- Болгария (Република България)
- Ислам
- Исход
- Культура
- Источники [ править ]
- Ссылки [ править ]
- Религиозная инфраструктура
- Христианство в Болгарии
- 1.
- Еврейская община в Болгарии небольшая, но играет значительную роль в жизни общества
- Великая Болгария
- 2.
- Волжская Булгария в XIII в.
- Музей под открытым небом
- Казанские татары
- Образование и доход
Болгария (Република България)
Болгария — государство в Юго-Восточной Европе, занимающее восточную часть Балканского полуострова. Омывается Чёрным морем и граничит на юге с Турцией и Грецией, на западе — с Македонией и Сербией, на севере — с Румынией. Болгария — парламентская республика, которая является частью Европейского союза. Это удивительно разнообразная страна, включающая великолепные пляжи и древние античные руины, прекрасные сакральные памятники и очаровательные старинные города, впечатляющие горные цепи и живописные лесные массивы.
Болгария — одно из старейших государств Европы. Истоки болгарской государственности уходят в ранее Средневековье. В древности территория страны последовательно принадлежала грекам, римлянам и византийцам. Затем долгое время болгарские земли входили в состав Османской империи. Болгария на протяжении всей своей истории находилась на перекрестке важных торговых маршрутов из Северной и Восточной Европы в Средиземноморье, а также из Западной Европы на Ближний Восток. Именно поэтому страна имеет интересное сочетание восточных и западных традиций, которое прослеживается в архитектуре, культуре и даже религии. Также Болгария имеет великолепное историческое наследие — от гробниц могущественных фракийских царей, древнегреческих театров и древнеримских амфитеатров до средневековых замков, старинных церквей и османских мечетей.
Флаг Болгарии
Ислам
Во времена турецких завоеваний местных жителей заставляли насильно принимать ислам, ставший еще одной религией Болгарии. Многие мусульмане переселялись на территорию страны из других государств. Постепенно численность приверженцев этой религии возросла. Ислам приняли цыгане, греки, некоторые болгары – для того, чтобы избавить семьи от необходимости платить налог туркам.
В XVIII-XIX веках численность мусульман среди жителей страны стала сокращаться. Многие покинули страну. Остались лишь отдельные поселения исповедующих ислам в юго-восточной части страны. В основном это цыгане, турки, помаки (так называют исламизированных болгар), есть и некоторые другие народности: арабы, боснийцы. По стране действуют несколько мечетей. Главная находится в столице, там же, где и собор Святого Александра Невского. Мечеть Баня Баши была выстроена в XVI веке, она одна из старейших во всей Европе. Уникальный исторический памятник выполнен из кирпича и камня, имеет в своей конструкции множество башенок, колонн, арок, изящный минарет. Мечеть была построена Синаном, известным инженером времен Османской империи.
Исход
Его сыновья, разделив земли отца, лишились сплоченности, в результате чего они не смогли сдержать хазарского натиска. Большинство болгар было вынуждено подчиниться хазарам. Другая часть болгар во главе с ханом Аспарухом ушло к Дунаю, где, подчинив славянские племена,было создано государство, Дунайская Болгария.
Другая часть болгар ушедшая в сторону реки Волги, создало новое государство болгар Волжская Булгария (государство Волжских болгар принято называть Булгарией, а жителей булгарами, дабы не путать их с дунайскими болгарами-славянами). Государство было основано на территории Среднего Поволжья и Прикамья. До прихода булгар в Поволжье там проживали угро-финские племена, которых булгары смогли подчинить себе.
Ранняя история Волжских булгар известна мало, но известно, что на Волге болгары оказались не позднее VIII — IX вв. и вплоть до середины X века продолжали находиться в зависимости от Хазарского каганата, что подтверждает и тюркский титул правителя Волжской Булгарии «эльтебер», то есть зависимый от хана. Племенной состав жителей Волжской Булгарии, кроме самих булгар включал, также, равноправные тюркоязычные племена: сувар, эсегель, барсил, баранджар, а также живших на Волге до прихода булгар угро-финнов.
Культура
В социалистический период истории Болгарии большинство мусульман не имело доступа к халяльной пище. В современной Болгарии понятие халяльной еды возрождается очень медленно, и лишь немногие мусульмане придерживаются диетических ограничений. Большинство мусульман в Болгарии, которые придерживаются ограничений на халяльную еду, — недавние арабские иммигранты в страну. В супермаркетах нет указателей, указывающих, является ли еда халяльной.
Немногие болгарские мусульманки носят какую-либо традиционную исламскую одежду, например, платки, и большинство из них живут в сельских районах страны.
20 февраля 2013 года региональный муфтият в Шумене организовал концерт суфийской музыки, который был объявлен первым в своем роде благодаря участию уникального мужского хора, состоящего из 22 певцов-суфиев, прошедших обучение в селе Тодор Икономово. Мероприятие чествовали главный муфтий, глава Высшего мусульманского совета Шабанали Ахмед, дипломаты посольства Турции в Софии и другие высокие гости.
В 2013 году совет министров предоставил выходной день Мавлиду, два дня Курбан-байрам и три дня Курбан-байрам. Во время праздника Ид аль-Адха Верховный муфтият доставил нуждающимся людям 2500 упаковок мяса. В том же году Главный муфтият организовал кампании по обеспечению сирийских беженцев едой и кровом.
В октябре 2014 года муфтият начал кампанию во время праздника Курбан-байрам, чтобы подарить пакеты с мясом 30 000 семьям любой религии.
Во время Ашура муфтият и представители Болгарской православной церкви раздали бедным тысячи порций ашура.
Межконфессиональные отношения
С 1989 года муфтият прилагает усилия для расширения межрелигиозных отношений между мусульманами и религиозными группами в Болгарии. В 2013 году мусульмане помогли отремонтировать церковь в Дырановце . Учителя и ученики мусульманских религиозных школ встречаются со своими христианскими коллегами.
По словам болгарского ученого и писателя Азиза Назми Шакира, отношения между местной мусульманской и еврейской общинами «довольно позитивны». В августе 2013 года во время недели Лимуда болгарская еврейская община организовала в Банско научную дискуссию на тему «Личность Моисея в дискурсах монотеистических религий», на которой присутствовали заместитель главного муфтия Миймиин Бирали, раввин Аарон Зербиб, пастор Евгений Найденов и Отец Петко Валов, представитель Католического Апостольского Экзархата.
В 2013 году во время Рамадана посол США Марси Райс организовала ифтар, на который были приглашены главный муфтий Мустафа Алиш, глава Центрально-израильского духовного совета Роберт Джерасси и президент Объединенных евангелических церквей Николай Неделев. 23 мая и 8 июня 2013 года христианские и мусульманские женщины провели благотворительный базар (продажа четок, одежды, аксессуаров, картин и т. Д.) На площади за мечетью Баня Баши с целью оказания финансовой поддержки Центру медицинской помощи и » Св. Ивана Рильского «Питомник в Софии. В последние годы студенческий совет Высшего исламского института и главный муфтият в сотрудничестве с Центральным духовным советом израильтян, теологическим факультетом Софийского университета им. Св. Климента Охридского, еврейской организацией Болгарии «Шалом» и Фонд «Этнопалитра» организовал межрелигиозные дискуссии и публичные лекции, посвященные философским, историческим и политическим отношениям между монотеистическими религиями, организованные Медиа-культурным центром Главного муфтията. Главный муфтий встретился с Неофита Болгарии и Ансельмо Гвидо Пекорари в 2014 году.
Источники [ править ]
- Джордано, Кристиан ; Костова, Добринка; Ломанн-Минка, Эвелин (2000). Болгария: социальные и культурные пейзажи . University Press. ISBN 9783727813269.
- Годси, Кристен (2009). Мусульманская жизнь в Восточной Европе: пол, этническая принадлежность и трансформация ислама в постсоциалистической Болгарии . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400831357.
- Селигман, Адам Б. (2014). Религиозное образование и проблема плюрализма . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199359486.
vте Статьи о Болгарии | ||||
---|---|---|---|---|
История |
|
|||
География |
|
|||
Политика |
|
|||
Экономика |
|
|||
Общество |
|
|||
|
vтеРелигия в Европе | |
---|---|
Суверенные государства |
|
Государства с ограниченным признанием |
|
Зависимости и другие сущности |
|
Другие организации |
Ссылки [ править ]
- ^
- ^ , стр. 83.
- , стр. 93.
- Djankov Симеон (2014). Великое возрождение: уроки победы капитализма над коммунизмом . Издательство Колумбийского университета. п. 145. ISBN .
- . Болгарский парламент.
- , стр. 108.
- . Национальный статистический институт Болгарии. Архивировано из 23 февраля 2017 года.
-
^ . The World Factbook . ЦРУ.
Религии среди болгарского населения: православные 59,4%, мусульмане 7,8%, другие (включая католиков, протестантов, армянских апостольских православных и евреев) 1,7%, нет 3,7%, не указано 27,4% (оценка 2011 г.)
. - . Национальный статистический институт Болгарии. Архивировано из 19 сентября 2017 года.
- . Национальный статистический институт Болгарии. Архивировано из 24 августа 2017 года.
Религиозная инфраструктура
Мусульман на общественной арене представляет Главный муфтият. В 2013 году Муфтият посетил Временный премьер-министр Марин Райков. Во время своего визита Райков заявил, что мусульмане являются неотъемлемой частью нации, и пообещал, что «раны прошлого не будут использованы». Официально болгарская мусульманская община называется Мюсюлманско изповедание (мусульманское вероисповедание). Администрацию контролирует Висш духовен съвет (Высший мусульманский совет), который состоит из 30 членов. Основным учреждением Высшего мусульманского совета является Главно мюфтийство (Главный муфтият), в состав которого входят 20 отделов, включая хадж, образование и связи с общественностью. Также существует 21 региональный муфтият. Нынешним верховным муфтием Болгарии является Мустафа Хаджи, переизбранный в 2016 году.
Экрем Хакки Айверди задокументировал 2356 мечетей в Болгарии в 1980-х годах. В настоящее время количество мечетей в Болгарии оценивается примерно в 1260. Около 400 из этих мечетей были построены после падения коммунистического правительства, и более 100 в настоящее время не используются. В коммунистическую эпоху акты о собственности большинства мечетей были удалены из архивов. Самая большая мечеть в Болгарии — мечеть Тумбул в Шумене , построенная в 18 веке.
Центр научных исследований (НИЦ) при Высшем исламском институте был основан в 2014 году. Целью НИЦ является содействие конструктивному и критическому изучению ислама и мусульман, особенно в Европе. Отдельные области исследований включают классические и современные методы экзегезы, экологию и ислам, а также исламское искусство.
Мечеть Джумая была построена в 1363–1364 годах в Пловдиве .
Христианство в Болгарии
Христианская религия в стране представлена тремя направлениями. Кроме людей православных, есть также приверженцы протестантизма (чуть более одного процента) и католицизма (0,8 процентов). Церковь не зависит от власти государства и других церковных организаций. Начало распространения католической веры приходится на XIV век.
В отличие от нынешнего положения, при коммунистическом режиме верующие люди испытывали строгое порицание и нападки со стороны власти. Запрещено было издавать и иметь дома религиозную литературу. Такое положение продлилось до 70-х годов.
отношение к религииправославной церкви
1.
Восточная Европа до возникновения Руси
Древние булгары – это тюркский народ, мигрировавший в Причерноморье из Средней Азии в середине IV века. Они стали первыми кочевниками, которые вторглись в Европу в рамках Великого переселения народов.
В V веке булгарские племена прорвали границы Византийской империи, разорили Фракию и осадили Константинополь. Однако победоносные войны с греками были остановлены появлением новой кочевой нации – аварами, откочевавшими из степей Монголии.
Сначала булгары оказались завоеваны аварами, а после древними тюрками. Самостоятельная история народа началась в VII веке с развалом Тюркского каганата – могущественной империи, простиравшейся от современного Хабаровского края до Центральной Украины.
Один из тюркских правителей хан Кубрат объединил булгарские племена и в 632 году сформировал на территории Украины, Крыма и Кавказа Великую Болгарию.
Еврейская община в Болгарии небольшая, но играет значительную роль в жизни общества
Евреи появились в Болгарии во II веке, когда они стали переселяться во Фракию после поражения восстания Бар-Кохбы. Вероятно, их переместили сюда власти Римской империи из Ближнего Востока. Римский историк Иосиф Флавий подтверждает существование еврейской общины в балканских провинциях.
Кроме того, существуют римские источники, подтверждающие разрушение синагог, находящихся на территории Фракии.
Серебряная тетрадрахма Бар-Кохбы. Аверс:Иерусалимский Храм, фасад с восходящей звездой, надпись «Шимон». В Болгарию еврей стали активно переселяться после подавления восстания Бар-Кохбы. Фото: upload.wikimedia.org
В Средние века евреи также продолжили активно переселяться на территорию Болгарии, так сюда в 1376 году из Венгрии, а позднее из других частей Европы началась миграция Ашкеназов.
После создания в 681 году Первого Болгарского царства, евреи страдавшие от гонений в Византии, начали массово переселяться в Болгарию. Большое число евреев проживало в 967 году в Никополе. Царь Иван Александр был женат на еврейке Саре (после крещения Теодора).
II
в этом веке, после поражения восстания Бар-Кохбы в Болгарии появились евреи
Султан Баязид II пригласил евреев в Османскую империю, рассчитывая на то, что они принесут развитие и обогащение территорий империи. Султан предоставил евреям гарантии автономии, и дал им ряд различных прав, к примеру право на владение недвижимостью, строительство синагог, право торговли по всей территории империи.
В 1470 году Ашкеназы изгнанные из Баварии переселились в Болгарию. С 1494 года начинается приток изгнанных из Испании Сефардов, они переселились в Болгарию через Салоники, Македонию, Италию и Боснию.
В результате этого на территории Болгарии сложились три отдельных еврейских общины: Романиты, Ашкеназы и Сефарды.
Миниатюра с изображением турецкого султана Баязида II. Султан Баязид II пригласил евреев поселиться о Османскую империю, в том числе и в Болгарию, надеясь, что они повысят уровень её благосостояния
Во времена Второй мировой воны евреи в Болгарии подверглись массовому уничтожению, в результате их число значительно сократилось. После её окончания и установления коммунистического режима большинство еврейского населения эмигрировало на Израиль.
В Болгарии в данный момент проживает около тысячи евреев (1,162 согласно переписи 2011 года).
Зачем нужна религия
Согласно статистике израильского правительства из Болгарии в Израиль в период с 1948 по 2006 год эмигрировали 43,961 человек, что делает болгарских евреев четвертой по величине группой эмигрировавшей из Европейских стран, после евреев СССР, Румынии и Польши.
Сегодня еврейская община в Болгарии немногочисленна. Во многих городах есть синагоги: Софии, Пловдиве, Самокове, Русе, Видине и др.
Великая Болгария
Там, в VII веке кочевые племена тюркоязычных болгар основали свое первое государство, которое именовалось Великой Болгарией. Оно возникло в результате объединения разнородных, по преимуществу, тюркских племен раннее входивших в состав огурского племенного союза. Само наименование «болгар» можно перевести с древнетюркского, как «отколовшиеся», «восставшие», вероятно, имеется в виду, то, что в свое время они отделились от огурского племенного союза. Таким образом, болгары это часть племенного объединения, входившая вначале в огурский племенной союз, а затем от него отделившаяся.
До основания отдельного государства в 635 году многие болгары нанимались в качестве солдат в Византийскую Империю. Известно то, что именно болгары в 480 году спасли Византию от остготского нашествия. В 619 году племянник болгарского вождя Органы, Кубрат (в дальнейшем основатель Великой Болгарии) принимает крещение. Кубрат жил достаточно долгое время при византийском дворе и дружил с будущим императором Византии Ираклием.
В 635 году Кубрат объединив болгарские племена, совершает поход против авар господствующих в Причерноморье. Аварское могущество было сокрушено и Кубрат смог создать союзное с Византией государство Великая Болгария, со столицей в Фанагории, главой которого он и стал. Однако это государство смогло просуществовать лишь до 660 года, когда хан Кубрат скончался.
2.
Хан Кубрат с сыновьями
С Запада державу продолжал подпирать Аварский каганат, а с Востока булгар пытались «подвинуть» хазары. Приблизительно в 671 году у хазар это получилось. В 665 году хан Кубрат умер, Великая Болгария развалилась, остатки государства «откочевали» в разные края.
Как болгарские царства оказались так далеко друг от друга?
На самом деле, в Раннем Средневековье существовало сразу 5 древнеболгарских племён: чёрные, волжские, дунайские, паннонские и итальянские. После смерти Кубрата его сыновья разделили народ и откочевали каждый со своей ордой во все стороны света.
Старший сын Батбаян, лидер «черных булгар», остался в Причерноморье и попал под власть хазарского кагана. Кубер был изгнан в Македонию, где племя растворилось среди славян. Орда Альцека приняла подданство лангобардского короля и обосновалась в Италии.
Остальные сыновья оказались мудрее. Котраг увел орду на восток, завоевал местные племена и сформировал Волжскую Булгарию. Страна приняла ислам и долгое время воевала с Русью за влияние в регионе. Аспарух откочевал в Южную Европу и сложил там Первое Болгарское царство.
Волжская Булгария в XIII в.
Во второй четверти XIII в. Волжская Булгария пережила несколько войн с монгольскими ханами. В 1223 г. булгары нанесли поражение войскам монгольского полководца Субэдэ, вторгшимся в их владения, а в 1229 и 1232 гг. остановили монголов на подступах к основным центрам страны.
В 1236–1237 гг. Волжская Булгария была завоевана объединенным войском монгольских ханов во главе с Батыем (см. Монгольские завоевательные походы).
После ухода основных сил монгольского войска в 1238 г. в Булгарии вспыхнули восстания булгарского населения под руководством беков Баяна и Джику (см. Баяна и Джику восстание 1238–1244 гг.), а в Нижнем Поволжье и на Южном Урале – йемеков во главе с беком Бачманом (см. Бачмана восстание 1237–1240 гг.).
Антимонгольские восстания были подавлены войсками под командованием Субэдэ и Бурундая. Волжской Булгарии вошла в состав Улуса Джучи (см. Золотая Орда), а Болгар стал первой ставкой хана Батыя.
В конце XIII – начале XIV в. Булгария распалась на ряд владений (эмиратов) – Болгарское княжество, Джукетауское княжество, Казанское княжество, Кашанское княжество.
См. также: Булгарская культура, Булгарское искусство.
Музей под открытым небом
Руины Восточной палаты
В XVII веке Болгары уже стояли в руинах, которые посещали даже Петр I и Екатерина. Неподалеку был основан православный Успенский монастырь. А вскоре основан город Спасск, в советское время известный под названием Куйбышев.
Во время создания Куйбышевского водохранилища этот город был затоплен, а новый Куйбышев занял село Болгар. Рядом с ним в 1969 был создан Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник, с самого начала задавшийся целью раскопать древнюю столицу болгар-булгар.
Модель Болгар петровских времен
Свое современное название Болгар советский Куйбышев получил в 1991 город. А в 2014 Болгарский историко-археологический комплекс был включен в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В отличие от множества подобных достопримечательностей России, Болгары не только раскапывались, но и активно восстанавливались. Еще в начале двухтысячных на месте археологического комплекса были только шурфы и руины.
С 2010 по настоящее время на месте бывших развалин возник целый культурный комплекс восстановленных зданий разных эпох и народов: Малый минарет, Соборная мечеть, Ханская усыпальница, Восточный мавзолей, Северный мавзолей, Чёрная палата, Восточная палата, Успенская церковь.
Руины Ханского дворца, Бани № 2 и гончарных горнов были законсервированы для сохранения в виде раскопок.
На территории комплекса был создан музей Болгарской цивилизации, построена Белая мечеть. Кроме того, правительство Татарстана запустило на территории Болгар проект Международного центра археологических исследований и Международную археологическую школу.
Для туристов появились уникальные экспозиции под открытым небом «История тюрко-татарской письменности» и «Средневековое ремесло города Болгар», функционирующие круглый год.
Руины Ханского дворца
Так руины неожиданно стали самым посещаемым малым городом России. Хотя люди едут сюда не только за археологическим экспириенсом.
Казанские татары
Современных потомков булгар принято видеть в казанских татарах, однако эта нация является уже смесью булгар и кипчаков, а современный татарский язык относится к кипчатской подгруппе тюркского языка, но куда же исчез язык булгар? Этот язык, как и многие другие, постигла участь ассимиляции, он просто умер, и хотя даже в современном татарском языке находятся отдельные слова вероятно булгарского происхождения, в целом язык все же продолжает оставаться тюрко-кипчакским.
Однако в современном Поволжье проживает еще один интересный народ — это чуваши. Чуваши говорят на архаичном тюркском языке, подобных которому более нет нигде, а при сопоставлении древне-булгарских текстов и чувашского языка выяснилось, что именно в нем остается максимальное количество слов приближенных к булгарскому.
Таким образом, был сделан вывод о том, что современный чувашский язык остается единственным выжившим языком из булгарской подгруппы тюркских языков. Вместе с тем нельзя утверждать и то, что современный чувашский есть прямой потомок булгарского языка. Дело в том, что сами чуваши относятся к потомкам суварских (суваз, сувар, савир — чуваш) племен, пришедших в составе булгар на Волгу.
Но значительная часть сувар не приняла ислам, а поэтому, в отличие от других не вошла в булгарский ассимиляционный процесс, а продолжала сохранять свои языческие обряды и оставаться носителями своего языка. Когда же пришли кипчаки, которые смогли ассимилировать, в том числе и в языковом плане, самих булгар сувары оказались последними носителями остатков языка относящегося к булгарской подгруппе. Произошло это именно из-за того, что они не вошли в исламский ассимиляционный процесс.
Сегодня потомками этих сувар являются чуваши, которые в своем большинстве всегда исповедовали язычество, и лишь, со временем, усилиями русских миссионеров перешли в христианство, а та часть суваров, которая принимала ислам всегда отатаривались.
То же самое, происходило и со всеми другими народами принимающими ислам, они входили как бы в этот плавильный котел. Итак, в него входили все те, кто принимал ислам. Так в итоге и получилось, что потомки жителей Булгарии не принявших ислама стали единственными носителями языка тюрко-булгарской подгруппы.
Читайте дальше Тайны Бермудского треугольника
Читайте дальше Одесская трагедия 2 мая – что же на самом деле случилось в Одессе?
Читайте дальше Что нужно знать о взятии рейхстага
Образование и доход
Офис генерального муфтия Болгарии
Во время после падения социалистического правительства в 1990 году мусульманские общины пострадали несоразмерно. Были закрыты многочисленные мусульманские предприятия, а низкий экономический статус мусульман усугублялся отсутствием образования и плохой инфраструктурой в сельских районах страны. Исследование 2001 года, проведенное социологами под руководством Ивана Селеньи из Йельского университета, показало, что бедность и тяжелый экономический кризис больше всего затронули мусульман и цыган в Болгарии. Социологи с тех пор использовали термин « этнизация » для описания увеличения разрыва в экономическом статусе, отрицательно сказывающегося на нескольких общинах меньшинств в Болгарии. Исследования также показывают, что образовательные проблемы, с которыми сталкиваются меньшинства, создают социальное расслоение и усиливают негативные стереотипы.