Пушкин. екатерининский дворец

Мастерская живописи

При музее «Царскосельская коллекция» проводятся мастер-классы, научно-практические конференции, творческие семинары, занятия по классу живописи и истории искусства. В Мастерской живописи, основанной одноименной группой в 1988 году, есть классы для детей и взрослых, педагогов и людей, имеющих ограниченные физические и интеллектуальные возможности.

«Царскосельская коллекция» Вконтакте

С «особенными учениками» разного возраста работает сам Александр Некрасов и другие художники, готовые не только поделиться собственным опытом, но поучиться у ребят свободе и ясности художественного языка. Инициатива проведения подобных занятий исходила от сотрудников Центра социальной реабилитации инвалидов Пушкинского района, и музей ее поддержал.

Здание музея «Царскосельская коллекция» на панораме google.maps

Постоянные и временные выставки

Гости Царского села могут увидеть 4 основные экспозиции:

  • Романовы в Царском селе. На выставке собраны более 100 предметов, принадлежавших членам царской семьи. Здесь представлены парадные наряды, мебель, элементы интерьера и пр.
  • Дворцовая церковь. Храм представляет собой великолепный памятник архитектурного стиля барокко, церковь была заложена в 1745 году и несколько раз подвергалась разрушениям. Сегодня посетители могут увидеть сохранившиеся и восстановленные интерьеры и фрески.
  • Памятные комнаты Александра I. В залах демонстрируются личные вещи императора — военные мундиры, книги, документы, печати и другие артефакты.
  • Придворный экипаж в Царском селе. Одна из самых интересных выставок Царского села знакомит посетителей с 25-каретами императорской семьи.

Кроме постоянных экспозиций, в залах заповедника проходят текущие выставки, которые могут длиться несколько лет. Ознакомиться с анонсом мероприятий можно в специальном разделе на официальном сайте ГМЗ Царское село.

Татьяна Лискер

Легенды Царского Села

Самая известная легенда повествует о том, как Екатерина II поставила караул к одной из роз в саду, собираясь подарить цветок своему внуку. Позже императрица забыла о приказе, а часовые охраняли это место ещё целых полвека.

Слухи ходят и о Большом и Малом капризах. Согласно им, мосты были подарены императрице её любовником Григорием Потемкиным и были построены в течение одной ночи.

Ещё одна легенда гласит, что новый Екатерининский дворец был настолько раскрашен позолотой, что гости и жители Царского села с первого взгляда принимали золотые фрагменты за воспламенившиеся и в ужасе убегали.

В музее-заповеднике соединились несколько исторических эпох. Прогуливаясь по его садам и павильонам, не перестаешь восхищаться творениями великих мастеров XVIII и XIX столетия, создавших гармонию и красоту в Царском селе.

Историко-литературный музей

Если вы хотите больше узнать о Царском Селе, сходите в музей, который находится в бывшем здании Полицейского управления. Трехэтажный особняк с колоннами был построен в 1820-е годы. В его залах экспонируются предметы декоративно-прикладного искусства, коллекции живописи, графики и скульптуры, редкие книги, старинные монеты и находки археологов.

Посетителям рассказывают об истории Царского Села, поэзии Серебряного века, зарождении скаутского движения и событиях, которые происходили в Пушкине во время войны. Музей находится на ул. Леонтьевская, 28. Он открыт с субботы до среды с 10:00 до 17:00.

Историко-литературный музей города Пушкина

Феодоровский городок

Феодоровский городок. Пушкин, Санкт-Петербург. Фотография: Юлия Бабкина / фотобанк «Лори»

В начале XX века в Пушкине планировали построить новый Феодоровский собор. Тогда же началось возведение комплекса зданий для церковного причта. Зодчий Степан Кричинский разработал проект архитектурного комплекса в псевдорусском стиле в духе Ростовского кремля. Работы по проекту продолжались с 1913 до 1918 года: были построены дома для священников, трапезная палата, баня, прачечная. В годы Первой мировой войны в Феодоровском городке работал лазарет для раненых солдат и офицеров. В советское время здесь разместился аграрный институт, а позже гостиница. Сегодня Феодоровский городок является патриаршим подворьем.

История

Своей красотой Екатерининский дворец обязан трём российским императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II, уделявшим большое внимание загородной резиденции в Царском селе. В настоящее время трудно себе представить, что триста лет назад на месте этого величественного сооружения находился скромный двухэтажный дворец, состоявший из 16 комнат и получивший название Каменных палат

В настоящее время трудно себе представить, что триста лет назад на месте этого величественного сооружения находился скромный двухэтажный дворец, состоявший из 16 комнат и получивший название Каменных палат.

Его строительство началось в 1717 году под руководством архитектора Иоганна Браунштейна. Одновременно на склоне с восточной стороны был разбит Верхний сад, состоящий из трех террас, и Нижний сад. К западу был построен Зверинец, позже преобразованный в Александровский сад.

В 1744 году по плану молодого архитектора Квасова здание было надстроено и связано галереями с пристроенными двухэтажными флигелями. В дальнейшем каждый новый Российский правитель также перестраивал Екатерининский дворец.

Коренное преобразование прошло при императрице Елизавете Петровне в 1752 году. Четыре года Франческо Растрелли, известный специалист стиля барокко, руководил работами по реконструкции здания и парка.

Во время Великой Отечественной войны территория Царского села была оккупирована и дворец практически полностью был разрушен, 80% его интерьеров было утрачены. Янтарная комната была вывезена фашистами из Пушкина и бесследно исчезла в Кенигсберге перед вступлением в него советских войск.

Кроме того, многие экспонаты музея были потеряны еще до начала войны, в 1930-е годы, когда началась распродажа многих ценных предметов живописи, скульптуры и прикладного искусства. Сотрудники комплекса, как могли, защищали экспонаты, намеченные к продаже. Хранители пытались спасти произведения искусства, снижая ценность картины, например, вместо итальянской школы указывали испанскую.

Кроме того, многие ценные работы уходили в Эрмитаж: когда там появлялась «брешь», произведения искусства отбирали из музея в Царском селе.

Полностью были утрачены ценные экспонаты детской половины дворца, в том числе учебники, диапозитивы и гербарии, карандаши и тетради. Это всё было отдано в детские колонии, куда привозили всех детей Петрограда, лишившихся родителей.

В 1959 году, благодаря кропотливой работе реставраторов, историков и архитекторов были открыты шесть залов музея. В 2003 году посетители смогли увидеть и жемчужину Екатерининского дворца — Янтарную комнату, на восстановление которой ушло около 6 тонн янтаря.

Екатерининский дворец до 1910 года назывался Большим Царскосельским. В настоящее время это объект культурного наследия Федерального значения, входящий в состав Государственного Музея-заповедника «Царское село».

Зеркальные пруды и Верхняя ванна

Напротив Большого Екатерининского дворца расположен регулярный парк, одно из главных мест в котором занимают два Зеркальных пруда. На северной стороне дальнего от Камероновой галереи пруда расположена Верхняя ванна.

Как можно понять из названия, данное здание служило парильней для членов императорской семьи. В настоящее время вход в этот павильон бесплатный, в нем представлена экспозиция посвященная кинематографическому искусству, а точнее всем российским фильмам снятым на территории Царского села. В одной из комнат в качестве экспонатов представлена аппаратура со съемочной площадки «Анны Карениной».

Недалеко от Верхней ванны, находится павильон Нижняя ванна, сюда вход уже платный.

Испортить прогулку может только дождливая питерская погода, в остальном по уютным тропинкам, тенистым аллеям и симметрично выстриженным лужайкам очень приятно гулять и легко забыть о времени.

Баболовский дворец и парк

Баболовский парк — один из самых крупных парков Царского села, его площадь составляет более 280 га — раскинулся между южной частью города Пушкин и поселком Александровская. Главной достопримечательностью парка является Баболовский дворец, построенный в 1785 году для князя Григория Потемкина. К сожалению, дворец был разрушен в годы ВОВ и с тех пор не восстанавливался.

Внутри дворца сохранилась грандиозная каменная ванна, известная как «царь-ванна», она вмещает в себя 8000 ведер воды.

Как и дворец, Баболовский парк нуждается в реконструкции и тщательном уходе. Сегодня вход на территорию парка ограничен, а Баболовский дворец законсервирован и недоступен для осмотра, поскольку здание находится в аварийном состоянии, прогулки рядом с ним могут быть опасны из-за угрозы обрушения.

Баболовский парк и вид на дворец:

Стоимость билетов в Екатерининский дворец в 2021 году

Варианты посещения Екатерининского дворца:

  • Самостоятельный осмотр без экскурсии.
  • Скачать бесплатную экскурсию на смартфон по QR коду, установленному в холле музея.
  • Арендовать аудиогид. Стоимость 200 рублей. Необходимо оставить залог.
  • Посещение с экскурсией в составе группы до 15–20 человек.

Екатерининский дворец находится на территории Екатерининского парка. В стоимость билета входит билет в Екатерининский парк.

  • Для граждан России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана

    • Для взрослых — 850 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно (нужно получить бесплатный билет)
    • Для учащихся (с 16 лет) и студентов — 430 рублей
    • Для пенсионеров — 400 рублей
  • Для иностранных граждан

    • Для взрослых — 1200 рублей
    • Для детей до 16 лет — бесплатно (нужно получить бесплатный билет)
    • Для студентов — 610 рублей

Стоимость билетов 2021

Стоимость входного билета и экскурсионного обслуживания на одного посетителя в группе (не более 15 человек)

Полная стоимость входного билета

  • Для взрослых — 150 руб.
  • экскурсионное обслуживание — 180 руб.
  • экскурсия с аудиогидом — 300 руб.
  • общая стоимость билета — 330 руб.

Стоимость входного билета для льготников

  • Для пенсионеров, школьников до 18 лет и студентов от 16 лет — 60 руб.
  • экскурсионное обслуживание — 180 руб.
  • экскурсия с аудиогидом — 210 руб.
  • общая стоимость билета — 240 руб.

Бесплатные дни

Мемориальный Музей-Лицей принимает посетителей бесплатно (кроме заказных групп):

  • В Международный день музеев 18 мая;
  • В Пушкинский день России 6 июня;
  • В День лицейской годовщины 19 октября.

Третье воскресенье месяца

Лица, не достигшие 18 лет, а также обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, имеют право на бесплатное посещение 1 раз в месяц Музея-Лицея в Пушкине.

Бесплатно для граждан

  • Право на получение бесплатного входного билета имеют:
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные Кавалеры Орденов Славы;
  • Граждане РФ, удостоенные звания Герой Социалистического Труда и граждане РФ, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней.
  • Ветераны, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
  • Лица, награждённые медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда», труженики тыла.
  • Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в том числе признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин.
  • Ветераны и инвалиды боевых действий на территории СССР.
  • Реабилитированные лица, пострадавшие от политических репрессий.
  • Ликвидаторы Чернобыльской аварии.
  • Инвалиды I группы (граждане РФ) и сопровождающий посетителя с ограниченными физическими возможностями.
  • Инвалиды II группы (граждане РФ).
  • Дети в возрасте до 7 лет.
  • Дети-сироты и дети, находящиеся под опекой, а также находящиеся в детских домах РФ и Республики Беларусь (для группы по предварительной договоренности).
  • Дети-инвалиды и сопровождающий ребенка-инвалида.
  • Лица, проживающие в домах-интернатах РФ и Республики Беларусь (по предварительной договоренности).
  • Многодетные семьи (все члены семьи).
  • Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
  • Курсанты образовательных учреждений Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и МЧС России.
  • Кадеты военных училищ (группа более 5 человек принимается как заказная группа).
  • Студенты очной формы обучения высших учебных заведений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации.
  • Сотрудники музеев, находящихся   в подчинение Министерства культуры Российской Федерации.
  • Сотрудники центрального аппарата Министерства культуры Российской Федерации и члены ИКОМ, члены МОО «Творческий союз музейных работников Санкт-Петербурга и ЛО».

Фото и описание

Этот старинный сад – любимое место, не только коренных жителей Петербурга, но и гостей северной столицы. Он находится в центре города, рядом со зданием Адмиралтейства. Его площадь – 9 га. В этом историческом месте, словно, проходит параллель между настоящим и прошлым города. Рядом расположены памятники архитектуры: здание Адмиралтейства, Зимний дворец, Дворцовая площадь, Градоначальство/ЧК, дом Лобанова-Ростовского, Главный штаб, Исаакиевский собор, здание Сената и Синода. Венчает сад Медный всадник – памятник Петру I. Александровский сад – жемчужина Санкт-Петербурга входит в список Всемирного наследия.

В 18 веке на месте Александровского сада был бульвар, тогда уже здесь были скамеечки и деревья. Адмирал С.А. Грейг выступил с предложением разбить здесь сад, ботаник Э.Л. Регель разработал проект озеленения. Начало работ приурочили к юбилейной дате – 200-летию со дня рождения основателя города – Петра I. За 2 года была произведена колоссальная работа: расширена территория, высажены новые кустарники и деревья, поставлены кованые скамейки из чугуна. В 1874 году сад торжественно открыли, назвав в честь императора Александра II, который лично присутствовал на церемонии.

Спустя 6 лет центр сада украсил уникальный фонтан, который является одной из самых ярких достопримечательностей Петербурга. Сооружение архитектора Л. Гешвенда называют «танцующим»: в такт музыки меняется высота струи.

В конце 19 века в Александровском саду установили памятники М. Лермонтову, Н. Гоголю, М. Глинке, В. Жуковскому и Н. Пржевальскому.

Реконструкция Александровского сада, которая была произведена позже под руководством архитектора И. Фомина, немного изменила внешний облик сада: были вырублены разросшиеся деревья, а цветники и розарии придали саду неповторимое очарование и колорит.

В годы Великой Отечественной войны петербуржцы сохранили все деревья, но налеты вражеской авиации нанесли саду ощутимый урон. Но после снятия блокады Ленинграда здесь начались благоустроительные работы.

К сожалению, в годы Советской власти сад не раз переименовывали. В 1920 году он был назван садом Трудящихся. В 1936 году сад Трудящихся стал носить имя Максима Горького. Позже за садом закрепилось название «Сашкин сад». Старшее поколение так окрестило это место. В эпоху перестройки в 1989 году сад становится Адмиралтейским, и лишь в 1997 году ему вернули прежнее наименование – Александровский.

В 1998 году к юбилейной дате известного русского дипломата князя Александра Михайловича Горчакова (200 лет со дня его рождения) в Александровском саду был установлен его бюст. Автор ваяния – скульптор А.С. Чаркина.

В 2001 году в саду началась реставрация. Дело в том, что первоначальное Петровское ограждение требовало срочных восстановительных мер, многие деревья требовали опиловки. Но были проведены не только эти работы, согласно единому плану Александровский сад преобразился. Зеленое убранство сада дополнили деревья и кустарники, появились цветники и газоны, новые дорожки, проложена канализация. Продуманный ландшафтный дизайн сделал сад единым ансамблем.

Современный Александровский сад – это место, где проходят различные фестивали и конкурсы, в том числе и мирового уровня. В 2007 году в рамках I международного фестиваля цветов, здесь словно выложили ковры цветочных композиций. В рамках этого масштабного мероприятия прошли мастер-классы, «Бал Цветов», выставки декоративных растений, цветов, садовых аксессуаров, детские конкурсы.

Предыстория

Музей-лицей А. С. Пушкина расположен близ Екатерининского дворца в Царском селе. Открыли его в послевоенное время к 150-летию поэта в здании прежнего Императорского Царскосельского Лицея. Заведение сие, созданное по инициативе императора Александра I, было известным в своё время как место для повышения знаний детей дворян.

Так в этом учебном заведении 6 лет воспитывался отрок Александр Пушкин: братство, организованное в лицее молодыми дворянами, стало местом, где зародилась крепкая юношеская дружба. Первый выпуск лицеистов вошёл в отечественную историю: с Пушкиным учились и будущие декабристы, и поэты, и дипломаты, адмиралы, и многие другие блистательные личности.

По архивным материалам специалисты смогли восстановить комнаты тех времён – Большой зал и Газетную комнату, Библиотеку, в которой сохранены уникальные подлинники, а также учебные классы, спальни учащихся и квартиру, занимаемую гувернером и учителем рисования Сергеем Гавриловичем Чириковым. 40 лет своей жизни педагог посвятил Царскосельскому Лицею.

Среди раритетов музея – стихи и рисунки, написанные собственноручно великим поэтом и его соучениками. Стоит отметить, что среди своих коллег-лицеистов Пушкин был на предпоследнем месте по успеваемости, отличаясь лишь в тех предметах, которые были ему по душе – русской и французской словесности и фехтовании.

В здании лицея нижний этаж отводился под канцелярию и лазарет, а последний этаж занимали спальни, сравниваемые Александром Сергеевичем с монастырскими кельями.

Современный Музей-Лицей в Пушкине передаёт обстановку, в которой жили и учились лицеисты первого выдающегося выпуска. А постоянная экспозиционная выставка «Живём мы памятью Лицея», развернутая на 2-м этаже, раскрывает посетителям историю знаменитого учебного заведения.

Тайна исчезновения «8-го чуда света»

До сих пор остаётся неразгаданной загадка исчезновения знаменитой Янтарной комнаты из Екатерининского дворца. То, что мы видим сегодня в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» — это блестяще созданная копия.

Подлинная Янтарная комната была вывезена фашистами из Екатерининского дворца осенью 1941 года. Вместе с немецкими частями, ворвавшимися в Царское Село, прибыли специалисты из команды «Кунсткомиссион». Оккупанты демонтировали и отправили панно в Кёнигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов 3-го этажа Кёнигсбергского замка.

При отступлении немцев панно снова были разобраны и не позднее 6 апреля 1945 года вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы комнаты теряются. Её поиски пока безрезультатны, однако некоторые фрагменты убранства Янтарной комнаты удалось возвратить.

Как нацисты похитили Янтарную комнату?

В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать. Долго не проводили реставрацию и панели были хрупкими, они могли быть повреждены при демонтаже. Сотрудники музея произвели её консервацию на месте.

Чтобы защитить янтарные панно от взрывной волны, их оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Фашисты, захватив Екатерининский дворец, ограбили его и похитили Янтарную комнату. По официальной версии, двое суток нацистам потребовалось, чтобы демонтировать панели.

Куда перевезли ценность Царского Села?

По некоторым данным, с 1942 года по весну 1944 года немцы собрали панели Янтарной комнаты и установили в одном из залов Королевского замка в Кёнигсберге. Там помещение было по размерам существенно меньше, чем зал в Екатерининском дворце. Поэтому, с тех пор какая-то часть янтарных панелей хранилась отдельно.

В августе 1944 года после налёта английской авиации в замке случился пожар. Но считается, что панели при этом почти не пострадали. По свидетельству очевидцев, янтарные панно упаковали в ящики и сложили в одном из залов замка. Они хранились там вплоть до начала штурма города Советской Армией.

Дворец отвоевали 9 апреля 1945 года, а 11 апреля, как было установлено много лет спустя, начался пожар. Но Янтарной комнаты там уже не было.

Где находится оригинал сейчас?

В настоящее время местонахождение подлинной Янтарной комнаты неизвестно. Некоторые исследователи считают, что она хранится в пещерах возле Дрездена или в туннелях в Польше.

Из оригинальных элементов Янтарного кабинета в Россию вернулись только янтарный комод и флорентийская мозаика, которые были украдены немецким офицером во время вывоза ценностей из Екатерининского дворца.

Дальнейшая судьба кабинета

В 1743 году Елизавета Петровна распорядилась мастеру Мартелли под руководством Растрелли изменить кабинет. Так появилась знаменитая Янтарная комната, которая была значительно увеличена в размерах и степени роскоши. Кабинет был настолько красив и богат, что его и по сей день величают «восьмым чудом света». Сквозняки, печное отопление и резкие температурные перепады испортили янтарный убор. В течение 19 века интерьеры комнаты неоднократно реставрировали. Серьезные работы были намечены и на 1941 год. С 1942 по 1944 год кабинет был выставлен для просмотра в Кенингсберге. Но в августе 1944 года после массированного налета фашистской авиации случился сильнейший пожар. Что произошло с комнатой в дальнейшем точно неизвестно. Полагают, что панели не сильно пострадала. Их упаковали и спрятали в подвалах замка. Там они хранились вплоть до прихода советских войск. Однако, после штурма города комната бесследно исчезла. До сих пор ее судьба остается загадкой.

Поиски комнаты были организованы уже после окончания войны. Но все они не дали никаких результатов. Изначально предполагали, что комната сгорела при пожаре. Но позднее появилась версия, о то что она уцелела. Существует много версий о дальнейшей судьбе кабинета.

С 1979 года русские мастера работали над воссозданием Янтарной комнаты. Полностью она была восстановлена к 300-летию СПб в 2003 году. Новый кабинет был выполнен из калининградского янтаря.

Как воссоздавали Янтарную комнату?

Восстановлением этого шедевра начали заниматься ещё в советское время, с 1981 года. Воссоздание Янтарной комнаты проводилось Александром Александровичем Журавлёвым, членом Мирового совета янтаря Союза художников России.

Основание Царскосельской янтарной мастерской

Под его руководством работали искусствоведы, криминалисты, реставраторы, химики, историки. Для этих целей была основана «Царскосельская янтарная мастерская».

Специалисты несколько лет воссоздавали утраченные рецепты и технологии обработки янтаря. К 1990 году возникли сложности с финансированием, поэтому реконструкция была приостановлена, но затем работы продолжились.

Павильон Эрмитаж, Царское село

Старый сад отделен от Эрмитажной рощи Рыбным каналом, через который переброшены несколько каменных мостков. Мостики очень красочно вписываются в созданный ландшафт.

Эрмитажная роща названа так в честь главного здания в этой части парка. Павильон Эрмитаж также является главной достопримечательностью всего регулярного парка.

Эрмитаж один из классических образцов русского барокко. Что характерно, проект был разработан Земцовым, а Растрелли только исполнил его, дополнив некоторыми деталями, такими как колонны. Внутренняя отделка тоже характерна для архитектурного стиля барокко, в чем с легкостью можно убедиться купив билет в павильон Эрмитаж. Заплатив чуть больше и придя к определенному времени вам проведут экскурсию по внутренним залам Эрмитажа с демонстрацией механизма подъемного стола. Подъемный механизм позволял трапезничавшим царствующим особам получать сменные блюда не видя прислугу. Механизм опускал стол в кухню, расположенную на первом этаже и уже накрытый стол поднимался в трапезный зал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector