Список федеральных округов и субъектов российской федерации

Субъекты Федерации России

Россия — федеративное государство. В его состав на сегодня входят 83 субъекта (см. форзац в конце учебника), которые и образуют Российскую Федерацию.

В последнее время произошло слияние нескольких субъектов Российской Федерации: Камчатской области и Корякского автономного округа — в Камчатский край; Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа — в Забайкальский край. Возможно, укрупнение субъектов продолжится и в будущем. В территориальном устройстве России сохраняются весьма парадоксальные конструкции, когда в состав областей — субъектов Федерации входят автономные округа, сами являющиеся такими субъектами (например, Ненецкий АО в составе Архангельской области).

В каждом субъекте Российской Федерации имеется и внутреннее административно-территориальное деление — на города республиканского (областного, краевого, окружного) подчинения, города районного подчинения, сельские районы (уезды) и др.

Субъекты Федерации отличаются между собой по ряду признаков. Некоторые из них образованы по национальному принципу, другие — по территориальному (рис. б). В результате в административном делении страны представлены республики, области, одна автономная область, края, округа и даже два города. Чем они отличаются между собой? Республика от области отличается тем, что создаётся по национальному признаку.

Использование национального принципа часто даёт сбои. Далеко не всегда народ, давший название республике, составляет в ней большинство населения. Например, якуты не являются преобладающим населением Республики Саха (Якутия), карелы — Республики Карелии, марийцы — Республики Марий Эл и т.д.

Определить разницу между областью и краем уже значительно сложнее. Обе эти административные единицы образованы по территориальному признаку, т.е. являются частью страны в пределах установленных границ. Существенных различий между ними по площади нет. Крупные области по площади иногда не уступают краям. Обычно краем называли территориально-административные единицы, находящиеся на периферии государства, т.е. на его краю. Вроде бы всё понятно, однако недавно созданный Пермский край находится далеко от государственных границ России, на Дальнем Востоке соседствуют Хабаровский край и Амурская область. Почему? Это связано с историческими традициями.

Произвол регионов

Государство – это не только географическое пространство с четко определенными границами, где работают и живут граждане. Прежде всего, это законы, дисциплина и порядок. Недопустимо, когда принятые в регионах правовые акты противоречат основному закону страны, а конституции республик вообще расходятся с ним, между областями и краями устанавливаются пограничные столбы, торговые барьеры. Это может повлечь за собой серьезные последствия. Конечно, необходимо было предпринять какие-либо действия, ведь следить за 89 регионами из столицы было невозможно. Особенно подобное решение выглядит актуальным, поскольку некоторые регионы вообще вводили свои постановления и распоряжения, которые могли противоречить не просто федеральным законам, но и Конституции. Следовательно, после распада СССР в России практически не существовало эффективных инструментов для управления отдаленными регионами. Управляемость была близкой к нулевой.

Также стоит учитывать межэтнические конфликты и агрессивные планы зарубежья по дроблению и разрыву экономических связей между отдаленными регионами и центральными. В результате назрел вопрос о создании новой формы государственного управления на федеральном уровне. Так в крупных административно-территориальных образованиях (в федеральных округах) появились полномочные представители государственной власти, что не противоречит Конституции.

Округа РФ

С учетом всех преобразований их количество на 2019 год равно 8. Ни субъектами, ни другой конституционной частью административно-территориального деления страны они не являются.

Состоят преимущественно из областей, краев и республик, а также административных округов. В каждом ФО есть город-центр. В нем находится Полномочный представитель главы страны, его аппарат и управления федеральных ведомств.

ППП России в ФО – сотрудник президентской администрации. Он только представляет первое лицо страны в округе, не имея при этом никаких конституционных полномочий. Его компетенция – надзорно-контрольные функции.

Таблица 1. Характеристики округов

ФО Площадь, тыс. кв. м Численность , тыс. чел. Центр
Центральный 650,2 39 378 Москва
Северо-Западный 1687,0 13 972 Санкт-Петербург
Южный 447,8 16 455 Ростов-на-Дону
Северо-Кавказский 172,4 9 867 Пятигорск
Приволжский 1 037,0 29 397 Нижний Новгород
Уральский 1 818,5 12 350 Екатеринбург
Сибирский 4 361,7 17 173 Новосибирск
Дальневосточный 6 952,6 8 189 Владивосток

Самый многонаселенный – Центральный ФО. Здесь проживает 26,8% от общей численности россиян.

Крупнейший по площади – Дальневосточный ФО. На его долю приходится 40,6% всей территории страны.

Единственный, почти полностью состоящий из национальных республик, – Северо-Кавказский ФО.

Читайте подробно о национальном составе РФ

График 1. Распределение долей ФО в численности населения и территории, в %

«Суть образования федеральных округов не в укрупнении регионов…, а в укрупнении структур президентской вертикали в пределах территорий» (В.В. Путин).

Может показаться, что в дальнейшем их существовании отпала необходимость. Это не так. Назначение территориальных образований «в стабилизации федеративных отношений, сбалансированности проводимой политики центральной власти с учетом интересов и потребностей (в той или иной степени) регионов».

История изменений и их политические причины

Указом от 13.05.2000 г. №849 в стране создается институт полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе и сами территориальные образования. Тот первый состав мало чем отличается от нынешнего.

Для чего это было нужно? Крах СССР и последующий затем конфликт федерального и регионального законодательства, привели практически к неуправляемости субъектов из столицы.

Справочно! На сегодня в России насчитывается 85 регионов

Страна реально оказалась на грани распада. В этой ситуации президент РФ не нашел иного выхода, как воссоздать межрегиональное управление, где действует четкая и жесткая схема соподчинения.

Полпред «первого призыва» в СФО Леонид Драчевский в интервью РИА Новости говорил:

«Федеральные округа предотвратили развал страны. … Мы были в очень непростых условиях по всем направлениям. Это было абсолютно оправданное и необходимое решение со стороны федеральной власти, президента, оно позволило упорядочить систему управления. Страна ходила по опасной границе… Надо было действовать быстро, эффективно, чтобы народ почувствовал, что есть такие силы, которые могут защитить».

Главная задача для этих семи представителей в ФО заключалась в том, чтобы законодательство в регионах привести в соответствие с федеральным. Потому что разногласия были недопустимые.

Начинает выстраиваться четкая трехуровневая система административного контроля. Количество округов в РФ изменялось не единожды, это было связано и с политическими событиями, и с географическим удобством. Нормативно-правовая база таких изменений представлена широким спектром федеральных законов. (Kjuristu)

Хронология:

  • №1149 от 21.06.2000 г. Северо-Кавказский переименовали в Южный ФО.
  • №82 от 19.01.2010 г. Из ЮФО выделяется СКФО. Их стало 8.
  • №168 от 21.03.2014 г. создается 9-й по счету Крымский ФО, в состав которого вошли Республика Крым и город федерального значения Севастополь, присоединённые к России.
  • №375 от 28.07.2016 г. КФО упразднили. Он вошел в состав Южного ФО. Округов снова 8.
  • №632 от 3.11.2018. из Сибирского ФО вывели Бурятию и Забайкальский край и включили в Дальневосточный ФО.
  • №716 от 13.12.2018 г. Центр ДФО перенесли во Владивосток.

Благодаря созданной системе власти был укреплен контроль центра над регионами, при этом не нарушены Конституционные нормы. Региональное и федеральное право приведено в полное соответствие.

Интересная статистика! Из России в 2018 г. эмигрировало 440 тыс. человек

Административный район и город

Административный район в 5-уровневой структуре может быть «старше», чем город. Это влечет за собой значительные различия в свойствах системы государства в целом, в их политическом поведении. Это свойство деления политико-территориального является не структурным, а функциональным. Дело в том, что в городах находились промышленные предприятия республиканского и союзного подчинения, которые были с точки зрения Центра более значимыми. Однако в районах базировались этноспецифичные производства, более важные для руководства республик. В целом в СССР политико-территориальное деление было таким, чтобы имелась возможность минимизировать типы и количество конфликтов, которые можно решить на низших уровнях иерархии. Это, в общем, было весьма логично. В представительных органах власти были институализированы конфликты, которые решались более-менее успешно.

РФ и РСФСР

Как вы видите, особенности современного административно-территориального деления России не позволяют в полной мере считать ее федерацией. Однако РФ сегодня в большей степени похожа на нее, чем РСФСР — ее предшественник. Субъектами современной РФ являются не только настоящие или бывшие автономии, но и края, области, а также города федерального значения. Следовательно, сегодня не часть, как раньше, а вся территория государства складывается из территорий входящих в ее состав субъектов. Несмотря на то что многие черты изменились, Российская Федерация как была федерацией конституционно-правовой, так и осталась ей.

Из истории

Управлять огромной территорией России всегда было сложно. Даже при Российской Империи у императора наблюдались проблемы с контролем процессов, происходящих в государстве. В результате были предприняты попытки проведения реформ. Так, уже при Петре Великом страна была поделена на губернии, в каждой из которых находился губернатор. Но и тогда некоторые области по площади превосходили многие европейские государства, поэтому даже введением нового звена управления удерживать власть было сложно. Потребовалось разделение на более мелкие губернии, что в итоге дало возможность центру оперативно и эффективно управлять даже отдаленными регионами. Но даже тогда не существовало четкой структуры подчинения.

Нынешнее деление России на федеральные округа – это всего лишь один из этапов истории, когда власть пытается создать удобное управление регионами путем введения своих непосредственных представителей в крупных городах-центрах. И ничего принципиально нового в этом нет.

Краткая характеристика Ростовской области

Ростовская область — субъект Российской Федерации на юге Европейской части России, входит в состав Южного федерального округа.

Ростовская область, как административная единица, образована на основании постановления ЦИК СССР от 13 сентября 1937 года.

Среди других крупных территориальных образований Российской Федерации область выделяется высоким научно-производственным, ресурсным и финансовым потенциалом.

Развитие экономики области основывается на воздействии таких факторов, как выгодное экономико-географическое положение (связь центра России с Северным Кавказом и Закавказьем), наличие природных ресурсов, исторически благоприятные условия развития, высокая обеспеченность трудовыми ресурсами, хорошо развитая транспортная инфраструктура. По темпам экономических преобразований последних лет и объемам выпуска товаров и услуг область занимает одну из ведущих позиций, как в Южном федеральном округе, так и в России в целом.

Ближайшее окружение области представлено обладающими большими запасами природных ресурсов регионами Западного Донбасса, а также высокоразвитыми в экономическом отношении регионами центральной части России на севере, Поволжья на востоке и Северного Кавказа на юге.

В радиусе 1,0-1,5 тыс. км от границ Ростовской области размещены крупнейшие в стране угольные, нефтяные, газовые, металлургические, машиностроительные, химические, агропромышлен­ные районы и центры, обмен готовой продукцией которых осуществляется, в значительной степени, через территорию Ростовской области.

По территории области протекает Дон — одна из крупнейших рек Европы, с многочисленными рукавами и притоками.

Минеральное сырье включает группу топливно-энергетических ресурсов. Среди них — каменные угли Восточного Донбасса, в особенности антрацит, самый лучший в мире по калорийности.

Разрабатываются месторождения нерудного сырья для металлургии и производства строительных материалов. Разведанные запасы газа оцениваются в 56,2 млрд.куб.м.

Лесной фонд области незначителен, представлен на 2,8 % территории, большей частью лесами, выполняющими водоохранные и защитные функции.

Рекреационные ресурсы представлены курортами локального значения для летнего отдыха с запасами высококачественных минеральных вод, а также широкими возможностями развития международного туризма.

Недостатки

Некоторые эксперты считают, что деление на ФО – это способ сделать Президента более доступным для граждан. И хотя для этого потребовалось введение дополнительного звена, это немного помогло, так как в регионах представителя Президента ранее не было.

С другой стороны, подобное нововведение требует дополнительных государственных расходов, так как на содержание представителей в округах и их аппаратов требуется финансирование. Также важным маркером является тот факт, что результаты деления страны на регионы не сильно афишируются, из-за чего многим гражданам до сих пор непонятно, для чего подобное деление было осуществлено. Также это наталкивает на определенные мысли по поводу неэффективности внедрения подобной идеи.

Другие типы территориального деления и объединения субъектов

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

Федеральные округа России

В настоящий момент в России 8 федеральных округов:

Области Российской Федерации (46)

Области Площадь (км2) Население (2013) Административный центр
1 Амурская область 361 913 816 910 Благовещенск
2 Архангельская область 589 913 1 202 295 Архангельск
3 Астраханская область 49 024 1 013 840 Астрахань
4 Белгородская область 27 134 1 540 985 Белгород
5 Брянская область 34 857 1 253 666 Брянск
6 Владимирская область 29 084 1 421 742 Владимир
7 Волгоградская область 112 877 2 583 002 Волгоград
8 Вологодская область 144 527 1 196 196 Вологда
9 Воронежская область 52 216 2 330 377 Воронеж
10 Ивановская область 21 437 1 048 961 Иваново
11 Иркутская область 774 846 2 422 026 Иркутск
12 Калининградская область 15 125 954 773 Калининград
13 Калужская область 29 777 1 005 585 Калуга
14 Кемеровская область 95 725 2 742 450 Кемерово
15 Кировская область 120 374 1 319 076 Киров
16 Костромская область 60 211 658 906 Кострома
17 Курганская область 71 488 885 759 Курган
18 Курская область 29 997 1 119 262 Курск
19 Ленинградская область 83 908 1 751 135 Санкт-Петербург
20 Липецкая область 24 047 1 162 235 Липецк
21 Магаданская область 462 464 152 358 Магадан
22 Московская область 44 379 7 048 084 Москва
23 Мурманская область 144 902 780 401 Мурманск
24 Нижегородская область 76 624 3 289 841 Нижний Новгород
25 Новгородская область 54 501 625 855 Великий Новгород
26 Новосибирская область 177 756 2 709 461 Новосибирск
27 Омская область 141 140 1 973 985 Омск
28 Оренбургская область 123 702 2 016 086 Оренбург
29 Орловская область 24 652 775 826 Орёл
30 Пензенская область 43 352 1 368 657 Пенза
31 Псковская область 55 399 661 507 Псков
32 Ростовская область 100 967 4 254 613 Ростов-на-Дону
33 Рязанская область 39 605 1 144 650 Рязань
34 Самарская область 53 565 3 213 289 Самара
35 Саратовская, область 101 240 2 503 305 Саратов
36 Сахалинская область 87 101 493 302 Южно-Сахалинск
37 Свердловская область 194 307 4 315 830 Екатеринбург
38 Смоленская область 49 779 975 188 Смоленск
39 Тамбовская область 34 462 1 075 748 Тамбов
40 Тверская область 84 201 1 334 061 Тверь
41 Томская область 314 391 1 064 245 Томск
42 Тульская область 25 679 1 532 436 Тула
43 Тюменская область 1 464 173 3 510 683 Тюмень
44 Ульяновская область 37 181 1 274 487 Ульяновск
45 Челябинская область 88 529 3 485 272 Челябинск
46 Ярославская область 36 177 1 271 672 Ярославль

Автономные округа (4) и автономная область (1)

Автономные округа и область Площадь (км2) Население (2013) Административный центр
1 Ненецкий автономный округ 176 810 42 789 Нарьян-Мар
2 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 534 801 1 584 063 Ханты-Мансийск
3 Чукотский автономный округ 721 481 50 780 Анадырь
4 Ямало-Ненецкий автономный округ 769 250 541 612 Салехард
1 Еврейская автономная область 36 266 172 671 Биробиджан

Это интересно: 38,Административные реформы Петра I – личное дело монарха — разбираемся в сути

[править] Примечания

  1. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  2. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  3. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  4. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  5. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  6. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  7. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  8. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  9. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  10. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  11. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  12. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  13. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
  14. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года
Субъекты Российской Федерации
ЦФО Белгородская область • Брянская область • Владимирская область • Воронежская область • Ивановская область • Калужская область • Костромская область • Курская область • Липецкая область • Московская область • Орловская область • Рязанская область • Смоленская область • Тамбовская область • Тверская область • Тульская область • Ярославская область • Москва
СЗФО Карелия • Коми • Архангельская область • Ненецкий автономный округ • Вологодская область • Калининградская область • Ленинградская область • Мурманская область • Новгородская область • Псковская область • Санкт-Петербург
ЮФО Адыгея • Калмыкия • Крым • Краснодарский край • Астраханская область • Волгоградская область • Ростовская область • Севастополь
СКФО Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Северная Осетия • Чечня • Ставропольский край
ПФО Башкортостан • Марий Эл • Мордовия • Татарстан • Удмуртия • Чувашия • Пермский кpай • Кировская область • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Самарская область • Саратовская область • Ульяновская область
УФО Курганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский автономный округ • Ямало-Ненецкий автономный округ • Челябинская область
СФО Алтай • Тыва • Хакасия • Алтайский край • Красноярский край • Иркутская область • Кемеровская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область
ДФО Бурятия • Якутия • Забайкальский край • Камчатский край • Приморский край • Хабаровский край • Амурская область • Магаданская область • Сахалинская область • Еврейская автономная область • Чукотский автономный округ

Источник — «»

Категория: Южный федеральный округ

Федеральные округа России

В 2000 году в РФ было образовано 7 федеральных округов (в скобках указаны города-центры), а позже образовалось еще два:

  1. Центральный (Москва).
  2. Северо-Западный (Санкт-Петербург).
  3. Приволжский федеральный округ (Нижний Новгород).
  4. Уральский (Екатеринбург).
  5. Северо-Кавказский (округ Пятигорск).
  6. Дальневосточный (Хабаровск).
  7. Сибирский федеральный округ (Новосибирск).
  8. Крымский (Симферополь).
  9. Южный федеральный округ (Ростов-на-Дону).

Во главе каждого из них находится представитель Президента РФ. Стоит отметить, что округ не затрагивает конституционное территориальное деление страны и является инструментом укрепления вертикали власти. 7 округов были созданы указом Президента В. В. Путина №849 от 13 мая 2000 года, позже добавились еще два. Вообще, количество и состав ФО может меняться по причине географического удобства, политических изменений. Округ является настолько удобным для власти, насколько это возможно. Однако нельзя утверждать, что он таким останется в будущем.

По сути, округ представляет собой макрорегион, который создан по аналогии с военными округом или экономическим районом. В каждом из них есть определенный город-центр – в нем располагается представитель президента и его аппарат контролирующих и руководящих органов.

Практически все ФО состоят из краев и областей. Исключением является только Северо-Кавказский округ, в состав которого входят национальные республики. Кстати, именно здесь город-центр (округ Пятигорск) не является административным центром или городом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector