Фрида кало в музее фаберже: главные факты и картины the village составил краткий гид из 6 слов и 8 полотен по выставке «фрида кало. живопись и графика из собраний мексики» в шуваловском дворце

Художественный стиль

Из-за отсутствия формального художественного образования Фрида училась живописи самостоятельно, полагаясь на собственный вкус и интуицию. Так сформировался ее самобытный стиль, вобравший в себя элементы мексиканской культуры и традиций искусства народов доколумбовой Америки.

NurPhoto

Формально картины художницы относят к наивному искусству и фолк-арту. Кроме того, ее часто причисляют к сюрреалистам, что, впрочем, тоже не совсем верно. Сновиденческие иллюзии и фрейдистские проекции сюрреалистов казались ей наивными и глупыми. При всей своей фантастичности картины художницы были прямым отражением ее жизненного опыта, зачастую полного горя и разочарований.

Авария

В 1925 году Фриде Кало исполнилось восемнадцать лет. Она училась в престижной школе, интересовалась медициной, принадлежала к закрытому кружку из дерзких и талантливых молодых людей «Качучас». 17 сентября Фрида вместе со своим возлюбленным Алехандро Гомесом Ариасом села в переполненный автобус — вместе они оказались жертвами страшной дорожной аварии.

Не снижая скорости, будто намеренно, в них въехал троллейбус, куски металла без труда прошили свежевыкрашенную деревянную кабину. Один из поручней пронзил Фриду насквозь, сломав позвоночник девушки сразу в трёх местах. Также у Фриды были сломаны два ребра и ключица, на правой ноге насчитали 11 переломов, ступня была вывихнута и раздроблена. «Это было странное происшествие, — говорила потом Фрида. — В нём не было жестокости, оно было медленным, тихим, изуродовало людей. А меня — больше всех».

Личная жизнь

Еще в годы учебы Кало познакомилась со своим будущим мужем – мексиканским художником Диего Риверой. В 1929 году их пути снова пересеклись. На следующий год 22-летняя девушка стала законной супругой 43-летнего живописца. Брак Диего и Фриды современники в шутку называли союзом слона и голубки (знаменитый художник был намного выше и толще супруги). Мужчину дразнили «принцем-жабой», однако ни одна женщина не могла устоять перед его обаянием.

Магдалена знала о неверности мужа. У самой художницы в 1937 году разгорелся роман со Львом Троцким, которого она ласково называла «козликом» из-за седых волос и бороды. Дело в том, что супруги были рьяными коммунистами и по доброте душевной приютили у себя бежавшего из России революционера. Закончилось все громким скандалом, после которого Троцкий спешно покинул их дом. Также Кало приписывали роман с известным поэтом Владимиром Маяковским.

Фрида Кало и ее муж Диего Ривера

Все без исключения амурные истории Фриды окутаны тайной. Среди предполагаемых любовников художницы числилась и певица Чавела Варгас. Поводом для сплетен послужили откровенные фотографии девушек, на которых Фрида, облаченная в мужской костюм, утопала в объятиях артистки. Впрочем, Диего, открыто изменявший жене, на ее увлечения представительницами слабой половины человечества не обращал внимания. Такие связи представлялись ему несерьезными.

Несмотря на то, что супружеская жизнь двух звезд изобразительного искусства не была образцовой, Кало не переставала мечтать о детях. Правда, из-за травм женщине так и не удалось испытать счастье материнства. Фрида пробовала вновь и вновь, но все три беременности закончились выкидышем. После очередной потери ребенка она взялась за кисть и начала рисовать детей («Больница Генри Форда»), в основном, умерших – так художница пыталась примириться со своей трагедией.

Ранние годы и творческий путь

Мексиканская художница Фрида Кало с ее фирменной монобровью и живыми цветами в уложенных наверх густых черных косах является одной из самых узнаваемых персон мира, несмотря на то, что ее трагический уход из жизни произошел еще в далеком 1954 году. Причина столь широкой известности заключается не только в богатом культурном наследии, оставленном художницей после смерти, но и в ее необычной биографии, где физическая боль и душевные страдания уникальным образом уживались с огромным счастьем и большой любовью.

Детство и полученные травмы

Многие знают Фриду как художницу, которая творила в стиле, свойственном ультрамодному в то время сюрреализму, хотя сама она отрицала этот факт, позиционируя себя в качестве мастера совершенно другого жанра. Страдания и боль — вот музы, вдохновлявшие Кало на написание своих шедевров, буквально пронизанных переживаниями и эмоциями, что чувствуется по сей день.

Можно даже сказать, что именно катастрофа и полученное при ней физическое увечье, произошедшие в ранней молодости талантливой художницы, стали причинами того, что она начала писать, причем преимущественно автопортреты, создавая один шедевр за другим. Однако не стоит забегать вперед, не осветив некоторые важные факты из биографии Фриды, которая появилась на свет 6 июля 1907 года в небольшом мексиканском городке Кайокан, расположившемся неподалеку от столицы Мехико.

Отец девочки Гильермо Кало имел немецкое происхождение, тогда как ее мать Матильда (в девичестве Кальдерон) была коренной мексиканкой с испанскими и индейскими корнями. Испытания маленькой Фриды, которая была третьим по счету ребенком в семье, начались еще в шестилетнем возрасте, когда ей не посчастливилось заболеть полиомиелитом, сделавшим ее хромой. Мало того, одна нога девочки деформировалась, став более худой, чем другая, из-за чего Кало была вынуждена всю оставшуюся жизнь носить длинные широкие юбки, маскировавшие увечье.

Однако это обстоятельство не только не сломало, но и, напротив, закалило будущую знаменитость, в подтверждение чего можно привести следующие несколько фактов из ее биографии:

  • В подростковом возрасте девушка уделяла много внимания своей физической подготовке, посещая спортивную и многие другие секции и демонстрируя довольно неплохие результаты.
  • Проблемы со здоровьем послужили поводом для того, что Кало, даже не подозревающая о своих талантах в живописи, решила посвятить дальнейшую жизнь изучению медицины. Итогом этого решения стало поступление в специальную подготовительную школу под названием «Препаратория», где на 2 тысячи учеников приходилось всего лишь 35 девушек, одной из которых стала Фрида. Благодаря своему эпатажному поведению и незаурядным умственным способностям, Кало смогла не только быстро освоиться в коллективе, но и собрать собственную группу единомышленниц.
  • Именно в «Препаратории» девушке довелось познакомиться со своим будущим мужем и любовью всей жизни — Диего Ривера, который был намного ее старше. К тому времени Ривера уже нашел себя в искусстве, курируя школу подготовки по росписи. Однако на тот момент между ними не вспыхнуло пылких чувств, воссоединение этой знаменитой пары произошло гораздо позже.

Но самым роковым событием в жизни Фриды, полностью изменившим ее сознание и заставившем искать новые источники вдохновения, стала авария, в результате которой серьезно пострадал позвоночник, таз, ноги и плечо девушки. Произошло это 17 сентября 1925 года, ведь именно в этот день автобус, в котором ехала ничего не подозревающая юная Кало, столкнулся с трамваем, покалечив находящихся внутри людей.

Первые шаги в искусстве

После аварии тело Фриды Кало буквально собирали по частям, и несмотря на то что она выжила, травмы оказались очень серьезными. Целый год она была вынуждена пролежать в постели. Родители, братья и сестры не могли проводить много времени с травмированной девушкой, из-за чего она была вынуждена целые дни оставаться наедине со своими печальными мыслями.

Чтобы хоть как-то скрасить ее досуг, близкие прибили прямо над кроватью больной большое зеркало. Именно в этот период Кало впервые попросила отца принести ей кисти и бумагу. Увидев, что у дочери получается рисовать, Гильермо натянул холст на подрамник и расширил ассортимент кистей и красок. За всю жизнь Фрида написала более семидесяти картин, абсолютное большинство из которых — автопортреты.

Мода

Носить мужскую одежду художница начала еще задолго до того, как это стало общепринятой нормой. Для этого стоит вспомнить хотя бы знаменитый «Автопортрет с остриженными волосами», где она предстает в мужском костюме. В юности Фрида отдавала предпочтение брюкам и джинсам, чтобы скрыть физический дефект ноги после перенесенного в детстве полиомиелита.

После замужества на смену им пришли длинные юбки и платья в традиционном теуанском стиле. Однако образ Фриды был скорее вольным переосмыслением мексиканских традиций, которые тесно переплетались с элементами других культур. Художница могла запросто соединить вместе индийское сари с цветастой блузкой в креольском стиле, довершив комплект серьгами работы Пикассо. В конце концов ее изобретательность превратила этот маскарад в отдельный способ творческого самовыражения.

Michael Ochs Archives

Созданные образы стали важными смысловыми элементами картин Фриды, а также оказали заметное влияние на мир моды. Так, парижский визит Кало в 1939 году вдохновит дизайнера Эльзу Скьяпарелли на создание платья «Мадам Ривера», и в этом же году художница украсит собой обложку французского Vogue. Колоритный образ и яркая личность этой женщины будут вдохновлять самых выдающихся дизайнеров последующих десятилетий: от Жан-Поля Готье до Рикардо Тиши.

Andrew Hasson

Фрида и «лос Фридос»

У Фриды был свой взгляд на вещи, своя, очень личная, философия, и в 1943 году она начала преподавать ее ученикам в государственной школе живописи и скульптуры Ла-Эсмеральда. Фрида работала три дня в неделю по 12 часов и получала зарплату 252 песо. Но она давала намного больше тем, кто скоро станет именовать себя «лос Фридос».

В манере преподавания Фриды не было ничего академического. Она проводила занятия в импровизированных мастерских (у себя дома, в саду), брала студентов на рынок, отводила в трущобы, они посещали археологические раскопки и даже пулькерии (бары, в которых подают мексиканский напиток пульке). Ей хотелось показать жизнь такой, какая она есть, научить видеть ее в самых разных проявлениях.

Сверху — картина «Четыре жителя Мексики», ниже — Фрида Кало на выставке Артуро Эстрады с одним из своих любимых учеников

Еда

– Мой первый инструктаж был от Алехандро (он врач) – ни в коем случае не есть ничего на улице и просить не острое. До этого я пробовала мексиканскую еду в ресторанах и была не в восторге. Поэтому слабо представляла, что я буду здесь есть, – говорит Юля. – Когда ты в стране, все воспринимается иначе. Я полюбила все мексиканкие рецепты!

Если у нас очень много еды с картошкой, то у них на ее месте кукуруза. Вплоть до того, что из нее готовят напитки. Например, атолле – кукурузный кисель. Очень вкусный.

Блюдо в тарелке из камня.

По словам Юли, цены такие же, как и в Минске. Ужинали они чаще в кафе, иногда в ресторанах. Благодаря местным попадали в адекватные по соотношению «цена – качество» места.

– Еда специфичная для каждого региона. Есть места, где готовят курицу в шоколаде, но не сладком. Мы попробовали: не могу сказать, что я влюбилась, но на вкус интересно. С любыми блюдами подают лаймы, чтобы гасить остроту.

Сестра сразу была намерена попробовать все, в том числе гусениц и кузнечиков. Зажаренные и хрустящие гусеницы подаются с соусом. Гусеницы очень вкусные, похожи на чипсы.

– Еще у них хорошее пиво. Причем вместо самого известного мексиканского Corona, которое часто экспортируется, местные рекомендовали Sol. Местные учили нас разбираться в текиле

Очень важно, чтобы на бутылке было написано «на 100 процентов сделано из агавы». Текилу здесь пьют по-другому, без лимона и соли

Как правило, ее запивают овощным соком.

Мескаль отличается тем, что в рюмке болтается гусеница и он крепче.

Материнство

У Фриды Кало не было детей. После аварии врачи настаивали, чтобы Фрида отказалась от мечты о материнстве. Она трижды нарушала этот запрет, но ее тело трижды выносило собственный вердикт. Врожденная патология (как и у всех сестер Кало), травмы, полученные в результате аварии, в том числе перелом таза, а также плохие анализы крови: Фрида не могла выносить ребенка.

После очередного выкидыша она писала доктору Элоессеру: «Милый доктор… я так надеялась, что у меня будет маленький Диего. Потеряв его, я была безутешна, я постоянно плакала, но теперь понимаю, что мне ничего не остается, как принять все как есть… В конце концов, существуют тысячи вещей, которые навсегда останутся выше моего понимания, окутанные завесой тайны. И вообще нужно брать пример с кошек: я не умерла, а это уже кое-что!».

«Больница Генри Форда» стала первой работой Фриды на металле. И одной из самых страшных и печальных работ

Люди

– Мексиканцы расслабленные, у них другие отношения со временем: они не суетные, опоздания в норме

Но важно отметить, что при этом у нас не было инфраструктурных сбоев, транспорт всегда приходил вовремя

– Встретили нас очень гостеприимно. В том числе и незнакомые люди. В Канкуне я сильно поранила ногу. Когда проезжала машина, стеклянную бутылку отфутболило от дороги и осколок попал в меня. Хозяин хостела сорвал огромный лист алоэ, приложил к моей ноге, беспокоился. Кстати, очень помогло: за два дня все прошло, хотя рана была довольно глубокой.

Еще мексиканцы почитают все, что связанно со смертью. Мы говорили с местными о том, что для многих из нас черепа и прочая атрибутика – это нечто пугающее. Мы стараемся не говорить о смерти, а они, наоборот, смеются над ней.

Мехико

– Я ожидала аутентичности, начитавшись про ацтеков. Думала, увижу на улицах людей в серапе (мексиканских пончо). Представляла страну совершенно по-другому. Мы попали в мегаполис: небоскребы, огромное количество людей, много машин, сплошные пробки.

– Конечно, все зависит от района. Столица Мексики очень разная, но при этом для меня более оглушительная, чем Москва. Первые два дня мы были в шоке, – вспоминает Юля. – Я ехала за впечатлениями, связанными с древней культурой, а мы оказались в невозможно шумном Мехико. В метро заходят люди, продают музыкальные диски с орущими колонками за спиной. Сразу же за ними заходит человек, который громко предлагает купить жвачку. Тишины там не было в принципе.

– Когда-то я поставила этот собор фоном рабочего стола и подумала: «Какая красивая архитектура!» Но не знала, где это. И вот, гуляя по Мехико, мы его увидели.

– Мы выезжали на прогулки с утра и возвращались вечером. Как-то раз попали в час пик. Даже привыкнув к нашим набитым «соткам» и вагонам метро на «Купалаўскай», мы пропустили четыре поезда. И в пятый вошли не потому, что толпа стала меньше, а потому, что поняли: либо мы поедем, либо останемся здесь (смеется).

В Мехико мы гостили у Алининого друга Алехандро. Потом ему нужно было уезжать, и на последние пару дней мы перебрались в отель. Буквально за сутки на «Букинге» нашли трехзвездочную гостиницу недалеко от метро ($20 в сутки на одного).

– Мы, к сожалению, не пофотографировали в Доме Фриды Кало. Но это то, что я очень рекомендовала бы посмотреть. Можно посмотреть мастерскую-кухню, где они принимали гостей. Мы попали на выставку ее нарядов – она очень красиво и аутентично одевалась.

– Местные в один голос рекомендовали нам Café EC jarocho. Там варят кофе по-мексикански с какао. Можно купить упаковку с собой (около $10). Место очень простое, где ты стоишь длинную очередь, получаешь свой бумажный стаканчик, а потом хочешь вернуться туда снова.

Боль

Фрида Кало обладала необычайной страстью к жизни. В ответ судьба наградила её катастрофами, которые смог бы вынести далеко не каждый человек. В детстве Фрида была активным ребёнком. Она играла с мальчишками в футбол, лазала по деревьям и без устали гоняла на велосипеде, скрывая под длинными юбками и несколькими слоями носков последствия перенесённого в шестилетнем возрасте полиомиелита — из-за него правая нога художницы была несколько тоньше левой. Фрида тяжело страдала от последствий ужасного столкновения с троллейбусом. Она вновь и вновь оказывалась прикована недугами к больничной койке или кровати собственного дома, терпела болезненные процедуры и носила корсеты из металла и гипса.

Из-за травм ей так и не удалось завести детей. Своего первенца она потеряла из-за выкидыша, этому посвящена картина «Больница Генри Форда»: на фоне пустынного индустриального пейзажа лежит искалеченная Фрида, связанная красными ленточками с несколькими объектами. Зритель видит её сломанный таз, фиолетовый цветок, символизирующий репродуктивную функцию, улитку, обозначающую медлительность выкидыша, просвеченный рентгеновский торс, предположительно, в момент зачатия, неродившегося ребёнка Фриды и Диего Риверы, а также странный и пугающий железный механизм. Позже из-за сложного течения беременности Фрида перенесла несколько абортов.

Возвращение домой и признание Фриды

Вернувшись в Мехико в 1934 году, Кало пишет «Тут висит мое платье», в которой она пыталась изобразить поверхностность американского капитализма. Эта картина наполнена иконами современного индустриального общества США. Обычно на картинах можно найти саму Фриду, но на этой её быть не может. «Я могу быть в Америке, но там висит только мое платье, моя жизнь — в Мексике», — говорила она.

Тут висит мое платье, 1934 год

По приезде они с Риверой переехали в новый дом в дорогом районе Сан-Анхель. Дом был сделан учеником Ле Корбюзье и состоял из двух секций. Первая, бело-красная — секция Риверы, вторая, лазурного цвета — секция Фриды. Соединял два дома небольшой воздушный мостик. Этот дом стал важным местом встречи зарубежных художников и политических деятелей.

Несмотря на желание погрузиться в творчество Фрида не писала картины. У нее снова начались проблемы со здоровьем: она перенесла удаление аппендицита, два аборта и ампутацию двух пальцев на ноге из-за гангрены. К тому же их отношения в Риверой стали напряженными — он завел роман с ее младшей сестрой Кристиной, который продлился около года. Как только Кало узнала об этом, она хотела развестись с Риверо и даже переехала в квартиру в центре Мехико. Правда, разлука была недолгой, супруги вскоре помирились.

Автопортрет для Троцкого, 1938

Что мне дала вода, 1939

В 1936 году Фрида вернулась в политику и присоединилась к Четвертому интернационалу Льва Троцкого. Вместе с Риверой они обратились к мексиканскому правительству с просьбой дать убежище Троцкому, бежавшему из Союза. Он прибыл вместе с женой Натальей Седовой. Они поселились в лазурном доме Фриды Кало. За два года, которые Троцкий прожил в Мексике, они с Кало стали друзьями и любовниками. Фрида даже написала для него автопортрет. Помимо него она также создала еще несколько важных работ: «Что мне дала вода», «Память (сердце)», «Моя медсестра и я».

Память (сердце), 1937 Моя медсестра и я, 1939

Хотя Фрида все еще не была уверена в своих работах, в начале 1938 года Национальный автономный университет Мексики выставил некоторые из ее картин. В этом же году французский писатель Андре Бретон организовал в США персональную выставку в галерее Жюльена Леви. Несмотря на Великую депрессию, охватившую США, половина выставленных работ была продана. Во Франции, где Бретон также обещал организовать Фриде выставку, возникли технические проблемы, кроме того, галерея Марселя Дюшана согласилась взять только две картины Фриды, назвав остальные шокирующими.

Лондонская выставка сорвалась во многом из-за отсутствия средств и приближающейся Второй мировой войны. Вместе с этим Лувр купил одну из картин Фриды — автопортрет «Рама» для своей коллекции. Также художницу тепло приняли парижские коллеги — Пабло Пикассо и Хуан Миро. А представители мира моды сделали ее новой иконой стиля — именно в это время Николас Мюрей создал знаменитый снимок Фриды, который поместили на обложку приложения парижского Vogue. Вернувшись в Нью-Йорк, Фрида хотела возобновить отношения с Мюреем, но узнала, что он женится и вынужден с ней порвать.

Авария и начало художественного пути

Фриде было 18 лет, когда она вместе с парнем Алехандро попала в страшную аварию: деревянный автобус, на котором они ехали, столкнулся с трамваем. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, металические перила прошли через ее таз.

Месяц она провела в больнице, а после почти год была прикована к кровати. От карьеры врача пришлось отказаться, поэтому Фрида задумалась о профессии медицинского иллюстратора. Она попросила у отца кисти и краски. Ей установили специальный подрамник, позволявший писать лёжа, а под балдахином кровати прикрепили большое зеркало.

Лежа в постели, восстанавливаясь после тяжелой аварии, она начала писать первые картины. С тех пор темы смерти и хрупкости человеческого тела нередко проявлялись в ее картинах. А больничная кровать стала определенным символом ее творчества.

Большинство работ, которые Кало написала за то время, — портреты сестер, школьных подруг и себя самой. Но самой первой картиной стал автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и знаю себя лучше всего».

После выздоровления Фрида вступила в Коммунистическую партию Мексики и познакомилась со многими политическими активистами и художниками, в том числе с изгнанным кубинским коммунистом Хулио Антонио Мелле и фотографом Тиной Модотти. Именно последняя представила Фриду ее будущему мужу — Диего Ривере — одному из самых успешных художников того времени.

Голубой дом

Дорожка во дворе

Дом-музей расположен в районе Колония-дель-Кармен района Койоакан в Мехико. Койоакан, особенно район Колония-дель-Кармен, имел интеллектуальную и авангардную репутацию с 1920-х годов, когда он был домом для Сальвадор Ново, Октавио Пас, Марио Морено и Долорес дель Рио. Сегодня в этом районе расположено несколько городских музеев. Сам дом расположен на углу улиц Лондрес и Альенде, и он выделяется своими кобальтово-синими стенами, что дало ему название La Casa Azul (Голубой дом). Как и большинство других построек в этом районе, дом построен вокруг центральной двор с садом — традиция с колониальных времен. Первоначально дом огораживал только три стороны этого двора, но позже была добавлена ​​четвертая сторона, чтобы оградить его полностью. Площадь дома 800м2 и центральный двор еще 400м2. Поскольку он был построен в 1904 году, он изначально имел декоративные элементы во французском стиле, но позже он был изменен на более простой фасад, который можно увидеть сегодня. В здании два этажа с различными спальнями, помещением-студией, большой кухней и столовой. Вестибюль оформлен мозаикой из натурального камня. Мардонио Маганья из Escuela de Pintura al Aire Libre в Койоакане, вдохновленный фресками, выполненными Хуан О’Горман на Ciudad Universitaria.

Творческий путь

При всем таланте художница-самоучка долгое время предпочитала держаться в тени своего знаменитого мужа Диего Риверы, который тоже был живописцем. Собственное творчество она считала скорее увлечением, а потому едва ли стремилась к признанию в художественных кругах. Впрочем, в этом была доля лукавства: отчасти Фрида игнорировала собственные творческие амбиции в угоду любимому мужу.

Фрида Кало (1931)

Bettmann

Обрести уверенность в собственных силах помогла первая персональная выставка в 1938 году, которая состоялась в период нью-йоркской командировки Диего. «Картины этой начинающей художницы способны составить достойную конкуренцию работам ее знаменитого мужа», – писали в Time. Следующая выставка прошла в Париже при непосредственном участии Андре Бретона. Известный писатель считал Фриду видным сюрреалистом, хотя она всячески открещивалась от этого титула.

Первая персональная выставка на родине состоялась только в 1953 году – за год до смерти художницы. К тому времени она уже не могла вставать с кровати, поэтому на открытие экспозиции ее привезли прямо на больничной койке.

Известность Фриды не выходила за пределы родной Мексики вплоть до конца 1970-х, когда возникла волна интереса к женскому искусству и неомексиканизму. Лишь тогда работы художницы начали изредка появляться на выставках. На сегодняшний день Кало входит в список самых авторитетных художниц XX века, а стоимость ее работ исчисляется миллионами долларов. Так, автопортрет «Корни», созданный в 1943 году, ушел с молотка в 2006 году за рекордные 5,6 миллиона.

Сережки от Пикассо

В январе 1939 года Фрида отправилась во Францию, в ту часть Европы, где фашизм уже раскинул свои темные крылья. Выставка называлась «Мексика», и Фрида занимала в ней отнюдь не центральное место.

Выставка не сулила и финансового успеха, ведь над Европой нависла угроза войны, парализовавшая все вокруг. Однако все произошло ровно наоборот: на выставку пришло много художников, Фрида познакомилась с известными людьми. Ив Танги и Хуан Миро восторгались ее работами, Кандинского они тронули до слез.

А Пикассо подарил Фриде серьги, выполненные в форме маленьких рук, — как символ их зародившейся дружбы. Позже он признался Диего: «Ни Дерен, ни я, ни ты не способны написать такое лицо, как это делает Фрида Кало».

Слева — Фрида работает над «Раненым столом», одной из самых крупных своих картин, справа — очаровательный маленький автопортрет «Рамка»

Смерть Фриды Кало

Примерно через неделю после своего 47-летия Кало умерла 13 июля 1954 года в своем любимом Голубом доме. Были некоторые предположения относительно характера ее смерти. Сообщалось, что это было вызвано тромбоэмболией легочной артерии, но также были истории о возможном самоубийстве. Проблемы со здоровьем Кало стали почти всепоглощающими в 1950 году. После того, как у нее диагностировали гангрену на правой ноге, Кало провела девять месяцев в больнице и за это время перенесла несколько операций. Она продолжала рисовать и поддерживать политические идеи, несмотря на ограниченную мобильность. В 1953 году часть правой ноги Кало была ампутирована, чтобы остановить распространение гангрены. Глубоко подавленная, Кало была снова госпитализирована в апреле 1954 года из-за плохого самочувствия или, как указывали некоторые сообщения, попытки самоубийства. Через два месяца она вернулась в больницу с бронхиальной пневмонией. Независимо от ее физического состояния, Кало не позволяла этому встать на пути ее политической активности. Ее последним публичным выступлением стала демонстрация против поддерживаемого США свержения президента Гватемалы Якобо Арбенса 2 июля.

Дом с попугаями

Кажется, всё в жизни Фриды было необычным. Даже её дом, где они жили с Диего. В нем было много растений и животных: собаки, маленький олененок Гранисо, попугай Бонито, орлица Гертруда Кака Бланка, обезьяны Фуланг-Чанг и Каймито. И все это не считая индеек, голубей и рыб.

В дни празднований 100‑летия со дня рождения Фриды в её доме обнаружили две «секретные комнаты» с вещами. В них нашли: 22 105 документов, 5387 фотографий, 168 платьев и 11 корсетов, 212 рисунков и эскизов авторства Диего и 102, принадлежавших кисти Фриды. Фрида не переставала удивлять всю жизнь. И даже после.

«Синий дом» Фриды Кало

Иллюстрации и материалы из книги Viva la Фрида.

Поделиться

Самые известные картины Фриды Кало

Многие работы Кало были автопортретами. Некоторые из ее самых известных картин включают в себя:

«Фрида и Диего Ривера» (1931)

Кало показала эту картину на Шестой ежегодной выставке Общества женщин-художников Сан-Франциско, города, где она в то время жила с Риверой. На картине, написанной через два года после того, как пара поженилась, Кало слегка держит Риверу за руку, а другой берет палитру и кисти — чопорная официальная поза, намекающая на будущие бурные отношения пары. Сейчас эта работа находится в Музее современного искусства Сан-Франциско.

«Больница Генри Форда» (1932)

В 1932 году Кало включила в свои работы графические и сюрреалистические элементы. На этой картине обнаженная Кало появляется на больничной койке с несколькими предметами — плодом, улиткой, цветком, тазом и другими — плавающими вокруг нее и связанными с ней красными, похожими на вены нитями. Как и в случае с ее более ранними автопортретами, эта работа была глубоко личной, рассказывая историю ее второго выкидыша.

«Самоубийство Дороти Хейл» (1939)

Кало попросили нарисовать портрет Люси и общей подруги Кало, актрисы Дороти Хейл, которая покончила с собой в начале этого года, прыгнув с высотного здания. Картина предназначалась в подарок скорбящей матери Хейл. Однако вместо традиционного портрета Кало нарисовал историю трагического прыжка Хейл. В то время как работа была объявлена критиками, ее покровитель был в ужасе от законченной картины.

«Две фриды» (1939)

Одна из самых известных работ Кало, картина показывает две версии художника, сидящего бок о бок, с открытыми сердцами. Одна Фрида одета почти во все белое, у нее повреждено сердце и пятна крови на одежде. Другая носит яркую цветную одежду и имеет неповрежденное сердце. Считается, что эти фигуры представляют «нелюбимую» и «любимую» версии Кало.

«Разбитая колонна» (1944)

Кало снова поделилась своими физическими проблемами через свое искусство с этой картиной, на которой была изображена почти обнаженная Кало, расколотая посередине, открывая ее позвоночник как разбитую декоративную колонну. Она также носит хирургический корсет, и ее кожа усеяна гвоздями. Примерно в это же время Кало перенесла несколько операций и носила специальные корсеты, чтобы попытаться исправить свою спину. Она будет продолжать искать различные методы лечения своей хронической физической боли, но без особого успеха.

Живопись

Фрида Кало прославилась за счет своих колоритных автопортретов (всего написано 70 полотен), отличительной особенностью которых являлась сросшаяся бровь и отсутствие улыбки на лице. Свою фигуру художница часто обрамляла национальной символикой («Автопортрет на границе между Мексикой и США», «Автопортрет в образе Техуаны»), в которой превосходно разбиралась.

В работах художница не боялась обнажать как свои («Без надежды», «My birth», «Всего-то несколько царапин!»), так и чужие страдания. В 1939-м поклонница творчества Кало попросила ее отдать дань памяти их общей приятельнице – актрисе Дороти Хейл (девушка покончила с собой, выбросившись из окна). Фрида написала картину «Самоубийство Дороти Хейл». Заказчик пришел в ужас: вместо красивого портрета, утешения для родных, Магдалена изобразила сцену падения и безжизненное тело, истекающее кровью.

Фрида Кало и Лев Троцкий

Достойно внимания и произведение под названием «Две Фриды», которое художница написала после краткосрочного разрыва с Диего. Внутреннее «я» Кало представлено на картине в двух ипостасях: Фриды мексиканской, которую безумно любил Ривера, и Фриды европейской, которую отверг возлюбленный. Боль потери выражена сквозь образ кровоточащей артерии, соединяющей сердца двух дам.

Мировая известность пришла к Кало, когда в 1938 году в Нью-Йорке состоялась первая выставка ее работ. Однако быстро ухудшающееся здоровье художницы сказалось и на ее творчестве. Чем чаще Фрида ложилась на операционный стол, тем мрачнее становились ее картины («Думая о смерти», «Маска смерти»). В послеоперационные периоды были созданы полотна, пестрящие отголосками библейских историй, – «Сломанная колонна» и «Моисей, или Ядро творения».

Сальма Хайек в роли Фриды Кало

К открытию выставки ее работ в Мексике в 1953 году Кало уже не могла самостоятельно передвигаться. За день до презентации были перевешаны все картины, и красиво оформленная кровать, куда легла Магдалена, стала полноценной частью экспозиции. За неделю до смерти художница написала натюрморт «Да здравствует жизнь», отражавший ее отношение к смерти.

Картины Кало оказали огромное влияние на современную живопись. Одна из выставок в музее современного искусства в Чикаго была посвящена влиянию Магдалены на мир искусства и включала работы современных художников, для которых Фрида стала источником вдохновения и примером для подражания. Выставка проходила под названием «Свободные: современное искусство после Фриды Кало».

Американский период

В США Диего рисовал фрески для фондовой биржи в Сан-Франциско и Калифорнийской школы изящных искусств. Как и в Мексике, в США Диего был знаменитостью, Фриду же знали только как его жену. В это время ее представили известным американским фотографам и художникам, в том числе Николасу Мюрею, с которым у нее завязался 10-летний роман.

Шесть месяцев в Сан-Франциско стали продуктивными для Фриды — она написала одну из самых знаменитых картин «Фрида и Диего Ривера». Это двойной портрет. На картине Фрида и Диего стоят держась за руки — это символ любви. В руках у Риверы палитра и кисть, потому что Фрида всегда восхищалась его талантом

В отличие от других работ, где много красок и разных сцен, в этой нет ничего, что могло бы отвлечь внимание от персонажей. Неожиданно для самой Фриды полотно оказалось на ежегодной выставке Общества женщин-художников — это был первый раз, когда ее работу представили публике

Фрида и Диего Ривера, 1931

После короткого возвращения в Мексику Кало с Риверой снова приехали в США в 1932 году, на этот раз в Детройт. В этот приезд Фрида уже бегло говорила по английски и не стеснялась общаться с прессой. В первый же день она сказала, что из них двоих она — лучший художник.

Многие аспекты жизни в США ей не нравились. Американцы в большинстве своем казались Кало скучными и черствыми. В письме к подруге Фрида писала: «Я видела здесь тысячи людей, которые испытывают самые ужасные страдания без еды и без сна. Ужасно видеть богачей, которые устраивают вечеринки ночью и днем в то время, как тысячи людей умирают от голода». В Детройте ее также возмущало, что некоторые гостиницы не принимали еврейских гостей.

В художественном плане год проходил хорошо. Кало стала пробовать новые техники, например, травления и фрески, стала делать упор на темы боли, хрупкости тела, человеческих страданий. Она пишет несколько картин в манере ретабло (мексиканские небольшие красочные картинки, нарисованные в благодарность святым). Среди картин, написанных в манере ретабло, — знаковые «Больница Генри Форда» и «Автопортрет на границе Мексики и США».

Больница Генри Форда, 1932 год

Автопортрет на границе Мексики и США, 1932 год

Первая нарисована после второго выкидыша. На ней Фрида лежит на больничной койке. Над животом держит три красные, как артерии, ленты. Конец первой ленты превращается в пуповину, которая ведет к зародышу, — это ребенок, потерянный при выкидыше. Над изголовьем кровати витает улитка — символ медленного течения неудавшейся беременности. Анатомическая модель нижней части туловища над изножьем кровати, так же, как и модель кости внизу справа, указывают на причину выкидыша — поврежденные при аварии позвоночник и таз. Устройство внизу слева может символизировать собственные «негодные» мускулы, которые не позволили ей сохранить ребенка. Пурпурную орхидею, изображенную в центре под кроватью, принес Фриде в больницу Диего.

Вторая картина демонстрирует двойственное отношение Фриды к США. Кало изображает себя на пьедестале в виде живой статуи с флажком Мексики в руке. Ее фигура разделяет композицию на две части. Слева — родная Мексика, ее история и символы, включенные в круговорот природы. Справа — образ США, где царят машины, небоскребы, механизмы и дымят трубы.

И хотя ни одна из написанных в этот год работ не была представлена на выставках в Детройте, местная газета сделала интервью с Фридой, которе сниходительно озаглавили: «Жена мастера росписи балуется произведениями искусства».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector