Пещера ласко и доисторическая живопись

Техника выполнения и материалы

Каждый древнейший памятник живописи особенный. Способы нанесения рисунков, инструменты и краски, выбранные для творчества объекты – все это серьезно различается.

Древний человек постепенно оттачивал мастерство, пробуя все новые способы и техники. В эпоху палеолита начали использовать штриховку и комбинированную роспись.

Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.

После того, как краску заливали внутрь, необычный тюбик «закрывали» – кости с двух сторон запечатывали с помощью затвердевшего жира. Наносили изображения острыми палочками с расщепленными концами. Прообраз современной кисти – кость, к которой прикреплен маленький кусочек шерсти. Обычно сначала выводили контур, а потом закрашивали изображение. Древние художники не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали и изобретали все новые способы. Например, разбрызгивали краску через тростинку.

Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела. Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые – напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.

Устами младенца

Зная такой настрой землевладельца, местные жители тут же сообщали ему, если случалось наткнуться на что-то любопытное. Вот и охотник Модесто Кубильяс Перес поспешил доложить Саутуоле об открытии неизвестной пещеры. Его пес неожиданно провалился в расселину, которая оказалась заваленным входом. Саутуола заинтересовался и отправился посмотреть. В первый раз он заметил немногое. Но по виду стен с какими-то черными линиями и пятнами понял, что тут некогда жили люди.

Разбирая завалы, Саутуола понял, что нависающий «козырек» из земли и камня обвалился много тысячелетий назад. С тех пор пещеру не использовали и в нее не ступала нога человека. В последующие годы он несколько раз пробовал проводить в Альтамире раскопки. Наконец ему повезло: он обнаружил и следы костра, и кости, и каменные топоры. Ему удалось даже собрать почти полный скелет пещерного медведя!

В 1878 году испанец побывал в Париже на Всемирной выставке. И там он увидел находки из других пещер. Больше всего его заинтересовали примитивные резные изделия из кости. Саутуола подумал: если в других пещерах имеются подобные находки, то кто знает, чтоможет найтись в Альтамире? Осенью 1879 года он снова отправился туда. На этот раз главное открытие сделал не он, а его восьмилетняя дочка Мария. В то время как ее отец больше интересовался тем, что таится под ногами, девочка глазела по сторонам. И вдруг увидела в пятнах на потолке очертания знакомых ей животных. «Папа, — закричала Мария, — посмотри, там волы!» Саутуола присмотрелся и остолбенел…

Открытие, раскопки, скептицизм

Зубр (репродукция) в большом зале полихромий

В 1879 году археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола под руководством своей восьмилетней дочери Марии   обнаружил рисунки пещеры. Пещера была раскопана Саутуолой и археологом Хуаном Вилановой-и-Пьера из Мадридского университета, в результате чего в 1880 году была опубликована очень популярная публикация, в которой картины интерпретировались как палеолитические по происхождению. Французские специалисты во главе с Габриэлем де Мортилье и Эмилем Картайаком были особенно категоричны в опровержении гипотезы Саутуолы и Пиеры, выводы которых громко высмеивались на доисторическом конгрессе 1880 года в Лиссабоне .

Из-за высокого художественного качества и исключительной сохранности картин Саутуола был обвинен в подделке документов, так как не смог ответить, почему на стенах и потолке пещеры не было следов сажи (дыма). Один соотечественник утверждал, что картины были написаны современным художником по заказу Саутуолы. Позже Саутуола выяснил, что художник мог использовать кабачковый жир в качестве масла для лампы, производя гораздо меньше сажи, чем любое другое горючее вещество.

Лишь в 1902 году, когда несколько других находок с доисторических картин помогли сделать гипотезу о крайней древности картин Альтамиры менее оскорбительной, научное сообщество отказалось от своей оппозиции испанцам. В том же году Картайак решительно признал свою ошибку в знаменитой статье «Mea culpa d’un sceptique», опубликованной в журнале L’Anthropologie . Саутуола, скончавшийся 14 лет назад, не дожил до своей реабилитации.

Картайак написал пару книг о пещере, опираясь на нарисованные от руки репродукции картин Анри Брейя . Брей был как священником католического и компетентен рисовальщиком, связь которого с пещерой обсуждается в первой главе Г.К. Честертон книги, The Everlasting Man .

Дальнейшие раскопки в пещере проводились Эрмилио Алькальде дель Рио в период с по 2004 год , немцем Хуго Обермайером в период с 1924 по 25 год и, наконец, Хоакином Гонсалесом Эчегараем в 1968 году.

Знакомства

Одна из самых старых известных фигурных картин , изображающая неизвестного крупного рогатого скота , была обнаружена в пещере Лубанг Джериджи Сале и датирована более чем 40 000 (возможно, 52 000) годами.

Во Франции и Испании обнаружено около 350 пещер, в которых хранятся предметы искусства с доисторических времен. Первоначально возраст картин был спорным вопросом, поскольку такие методы, как радиоуглеродное датирование, могут привести к неверным результатам, если они загрязнены другими образцами, а пещеры и скалистые выступы (где находится париетальное искусство ), как правило, усеяны обломками из многих периодов времени. Но последующие технологии позволили датировать картины путем отбора проб самого пигмента, следов от факелов на стенах или образования карбонатных отложений на поверхности картин. Предмет также может указывать на хронологию: например, олень, изображенный в испанской пещере Куэва-де-лас-Монедас, помещает рисунки в последний ледниковый период.

Самая старая известная наскальная живопись — это красный ручной трафарет в пещере Мальтравьезо , Касерес , Испания. Он был датирован с помощью уран-ториевого метода более чем 64 000 лет назад и был сделан неандертальцем . Самой древней датой наскальной живописи с животными в настоящее время является изображение нескольких человеческих фигур, охотящихся на свиней в пещерах карста Марош-Пангкеп в Южном Сулавеси , Индонезия , возраст которых составляет более 43 900 лет. До этого самыми древними из известных фигуративных наскальных рисунков были изображения быка, датируемые 40 000 лет назад, в пещере Лубанг Джериджи Сале , Восточный Калимантан , Борнео , и изображение свиньи минимальным возрастом 35 400 лет в пещере Тимпусенг в Сулавеси.

Самыми ранними известными европейскими фигуративными наскальными рисунками являются рисунки пещеры Шове во Франции, датируемые более ранним 30 000 лет до нашей эры в верхнем палеолите, согласно радиоуглеродному датированию. Некоторые исследователи считают, что рисунки слишком сложны для этой эпохи, и ставят под сомнение эту эпоху. Тем не менее, к 2011 году было получено более 80 радиоуглеродных дат с образцами следов от факелов и самих картин, а также с костей животных и древесного угля, найденных на полу пещеры. Радиоуглеродные датировки этих образцов показывают, что в Шове было два периода творения: 35 000 лет назад и 30 000 лет назад. Одним из сюрпризов было то, что многие картины неоднократно изменялись на протяжении тысяч лет, что, возможно, объясняет путаницу с более тонкими картинами, которые, казалось, датировались более ранними, чем более грубые.

Художественное изображение группы носорогов было завершено в пещере Шове 30 000–32 000 лет назад.

В 2009 году спелеологи обнаружили рисунки в пещере Колибайя в Румынии, стилистически сопоставимые с рисунками в Шове. Первоначальная датировка ставит возраст изображения в тот же диапазон, что и у Шове: около 32000 лет.

В Австралии на плато Арнем-Ленд были найдены наскальные рисунки, на которых изображена мегафауна, которая, как считается, вымерла более 40 000 лет, что делает это место еще одним кандидатом на звание старейшей из известных картин; однако предполагаемый возраст зависит от оценки вымирания, казалось бы, изображенного вида. На другом австралийском участке, Наварла Габарнманг , есть рисунки углем, датированные с помощью радиоуглерода 28000 лет, что делает его самым старым участком в Австралии и одним из старейших в мире, для которого были получены надежные свидетельства дат.

Другие примеры могут быть датированы ранним бронзовым веком, но хорошо известный магдаленский стиль, замеченный в Ласко во Франции (ок. 15 000 до н.э.) и Альтамире в Испании, вымер около 10 000 лет до нашей эры, что совпало с наступлением периода неолита . Некоторые пещеры, вероятно, продолжали раскрашивать в течение нескольких тысяч лет.

Следующая фаза сохранившейся европейской доисторической живописи, наскальное искусство Иберийского Средиземноморского бассейна , была совсем другой, сосредоточенной на больших собраниях меньших и гораздо менее подробных фигур, по крайней мере, с таким же количеством людей, как и животных. Он был создан примерно между 10 000 и 5 500 лет назад и нарисован в каменных убежищах под утесами или в неглубоких пещерах, в отличие от углублений в глубоких пещерах, использовавшихся в более ранний (и намного более холодный) период. Хотя отдельные фигуры менее натуралистичны, они в гораздо большей степени сгруппированы в связные сгруппированные композиции.

Что находится внутри

Пещера Альтамира занимает под землёй около 300 метров и имеет несколько «залов», в которых стены и потолки полностью заполнены изображениями различных животных – лошадей, рысей, кабанов, бизонов, волов. Фрески выполнены натуральными красителями — марганец, уголь, охра — которые смешивались с водой. Несмотря на малое количество материалов, художники воспроизводили множество оттенков, на большинстве рисунков нет следов исправлений и перерисовок, что говорит о высоком мастерстве исполнения и твердой руке авторов. Рельефная поверхность стен позволяет достичь эффекта объемности рисунка, а при горящем костре начинает казаться, будто животные двигаются.

Был сделан вывод о возрасте изображений – считается, первые рисунки сделаны за 35 000 лет до н. э., а самые молодые из них датируются примерно 13 000 годом до н. э. Примерно в это время оползень запечатал вход в грот, законсервировав и сохранив рисунки для потомков.

Особенности живописи

Первое, что бросается в глаза, — размер рисунков стал значительно меньше. Например, животные, изображенные на скалах в местах археологических находок на Пиренейском полуострове, едва достигают в высоту четырнадцати сантиметров, а фигуры людей не больше десяти.

Черный и красный — основные цвета, с которыми работали художники эпохи мезолита. Иногда в рисунках они использовали сразу оба цвета, что помогало выделять детали на контрасте – тело человека закрашивали красным, а ноги – черным. Но все-таки чаще рисунки были монохромными.

Исчезает объем, характерный для живописи палеолита. Многие детали изображаются схематично. Древний художник все еще с большим трудом передает в своих рисунках пропорции. У героев его изображений могут быть, например, огромные ноги и голова, а вот тело – непропорционально длинное и вытянутое.

Животных изображают в движении, они словно летят по воздуху. Люди тоже полны энергии и заняты привычными делами. Появляется немало групп взаимосвязанных между собой объектов – наскальные рисунки больше не хаотично размещенные отдельные изображения. Под сводами пещер можно увидеть целые истории, где каждая новая деталь взаимосвязана с предыдущей.

Шедевром живописи эпохи мезолита признан рисунок, обнаруженный в ущелье Гасулья в Испании. Два стрелка замерли невдалеке от горного козла в выразительных позах: опираясь на одно колено и вытянув назад вторую ногу, они слегка наклонились вперед и натянули луки.

Рисунок охотников в ущелье Гасулья

Живопись в эпоху мелозита существенно изменилась. Если раньше фигура человека была второстепенной, то теперь он – главный герой большинства наскальных историй. Изображения объединены в группы, которые правдоподобно передают сцены из жизни. Каждая деталь продумана, однако некоторые из них нанесены схематично и как будто не до конца проработаны древними художниками.

Как вам статья?
Мне нравится1Не нравится

Описание [ править ]

Зубр на крыше ямы.

Пещера имеет длину около 1000 м (3300 футов) и состоит из ряда извилистых проходов и камер. Высота главного прохода колеблется от двух до шести метров. Пещера образовалась в результате обрушений в результате ранних карстовых явлений в известняковой скале горы Виспьер.

Археологические раскопки в поле пещер нашли богатые залежи артефактов из Верхних солютрейских (ок. 18500 лет назад) и Нижняя мадленскую (между с. 16590 и 14000 лет назад). Оба периода относятся к палеолиту или старокаменному веку. За два тысячелетия, прошедшие между этими двумя занятиями, пещера, очевидно, была заселена только дикими животными.

Люди, живущие на этом участке, были в выгодном положении, чтобы воспользоваться преимуществами богатой дикой природы, которая паслась в долинах окружающих гор, а также морской жизнью, доступной в близлежащих прибрежных районах. Около 13000 лет назад камнепад закрыл вход в пещеру, сохранив ее содержимое до его возможного открытия, которое произошло после того, как соседнее дерево упало и потревожило упавшие камни.

Человеческое присутствие ограничивалось входом в пещеру, хотя рисунки были созданы по всей длине пещеры. Художники использовали уголь и охру или гематит для создания изображений, часто разбавляя эти пигменты, чтобы добиться изменения интенсивности и создания впечатления светотени . Они также использовали естественные очертания стен пещеры, чтобы придать своим объектам трехмерный эффект. Полихромный потолок — самая впечатляющая деталь пещеры, изображающая стадо вымерших степных бизонов ( Bison priscus ) в разных позах, двух лошадей, большую самку и, возможно, кабана .

Большой зал полихромий Альтамиры, изданный М. Санс де Саутуола в 1880 году.

Эти картины, относящиеся к магдалине, помимо изображений животных, включают в себя абстрактные формы. Картины Solutrean включают изображения лошадей и коз, а также отпечатки ладоней, которые были созданы, когда художники клали руки на стену пещеры и обдували их краской, чтобы оставить негативное изображение. Во многих других пещерах на севере Испании хранится искусство палеолита, но ни одна из них не является такой сложной или густонаселенной, как Альтамира.

Библиография [ править ]

  • Кертис, Грегори. Пещерные художники: исследование тайн первых художников мира . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 2006 (твердый переплет, ISBN 1-4000-4348-4 )). 
  • Гатри, Р. Дейл. Природа доисторического искусства . Чикаго: University of Chicago Press, 2006 (твердый переплет, ISBN 0-226-31126-0 ). 
  • Макнил, Уильям Х. , , Том. 53, No. 16, 19 октября 2006 г.
  • Пайк, AWG; Hoffmann, DL; Garcia-Diez, M .; Петитт, ПБ; Alcolea, J .; De Balbin, R .; Gonzalez-Sainz, C .; de las Heras, C .; Lasheras, JA; Montes, R .; Zilhao, J. (14 июня 2012 г.). «Датировка искусства палеолита серии U в 11 пещерах Испании». Наука . 336 (6087): 1409–1413. DOI : . PMID   . S2CID   .

Первобытная «Сикстинская капелла»

Наука затрудняется сказать, когда именно люди начали создавать наскальные изображения при помощи краски. 60 тыс. лет назад? 40 тыс. А может, раньше? Так или иначе, это был homo sapiens, наш вид, которому свойственна тяга к художественному творчеству. Подобных палеолитических пещер с рисунками в возрасте 35 — 11 тыс. лет в Евразии известно более трёхсот, в том числе на территории России, но большая часть — во Франции и Испании. Рисунки в Альтамире, «королеве расписных пещер» (по выражению Герберта Кюна) — лишь самые совершенные с точки зрения живописи. Богатство цвета и тени, умело выраженные движения животных, гравировка и штриховка, резьба по камню для придания объёма изображениям, использование естественной фактуры каменных сводов — всё это поражает и современных художников. Самая крупная фигура быка — размером 2,2 м, вместе с другими составляет целые композиции. Бизоны и лошади, козлы, олень, кабан и кошка будто оживают, когда на них падает свет играющих языков пламени.

А ведь всё, что имел художник (или художники), — это лампа, резец, древесный уголь, охра и мастерство. Соперничать с ним могли лишь живописцы французской пещеры Ляско («Версаля первобытной живописи»), которые жили примерно в то же время с разницей всего от одного до нескольких тысячелетий. Некоторые приёмы первобытной живописи среди европейских художников считались новинками 19-го века, но оказалось, что всё это уже было. Восхищённый посещением Альтамиры Пикассо даже всерьёз говорил, что «ни один из современных художников не смог бы написать такое!»

Один из сводов Альтамиры. (Wikimedia Commons)

Ещё один рисунок пещеры. (ngorod.net)

Изображение бизона. (ethnomir.ru)

Учёные по данным культурного слоя и радиоуглеродного анализа образцов древесного угля (довольно точный метод) полагают, что возраст изображений Альтамиры — от 13 до 16,5 тыс. лет (скорее всего около 14 тыс.). 280 метров залов пещеры покрыты рисунками, нарисованными в несколько этапов, — здесь и отдельные фигуры, и большие скопления. Самая прекрасное полотно — так называемый «Большой плафон», 18-метровый потолок одного из залов, покрытый изображениями бизонов и других зверей. Как и другие первобытные художники, мастер из Альтамиры рисовал в основном животных, так как вокруг них вращалось всё существование и быт человека палеолита. Животные — это жизнь, источник мяса, материала для изготовления одежды, жилища и инструментов. На зверей охотились, от них же спасались (хищники тоже времени зря не теряли).

Этническое происхождение художников Альтамиры неизвестно — ни следов его языка, ни иных признаков не осталось

Но так ли это важно? Это был человек. Наскальная живопись ещё в начале 20-го века заставила учёных пересмотреть свой взгляд на первобытность — высокие художественные способности предков не позволяют говорить о них как о примитивных созданиях

Художники из Альтамиры, Ляско, Шове и других пещер уж точно были способны на всё, на что способен человек 21-го века.

Как добраться до музея

Музей находится в регионе Кантабрия, в городке Сантильяна дель Мар.

На территории музея есть бесплатная охраняемая парковка для автомобилей и автобусов. Парковка открывается по рабочим дням музея в 9:30.

  • Адрес: Avda. Marcelino Sanz de Sautuola s/n, Santillana del Mar (Cantabria)

  • Время работы музея: со вторника по субботу с 9:30 до 20:00, по воскресеньям и праздникам с 9:30 до 15:00 (май-октябрь), со вторника по субботу с 9:30 до 18:00, по воскресеньям и праздникам с 9:30 до 15:00 (ноябрь-апрель).

  • Стоимость входа: 3€, бесплатный вход по субботам после 14:00 и по воскресеньям целый день

Оклеветанный искатель

В конце XIX века археологи очень интересовались артефактами каменного века. Но основополагающим было мнение, что люди того времени заботились только о выживании и были дикарями. А дикари к искусству совершенно неспособны. Тем больше было удивление Саутуолы, когда он разглядывал потолок и стены, поражаясь тому, как точно схватил доисторический художник движение и позы разных животных. Ничего подобного не видел еще ни один исследователь.

Рисунков было много. И они были не просто процарапаны на поверхности камня, но и раскрашены. Краски были изготовлены из природных красителей — красная, желтая, оранжевая, коричневая, черная… За прошедшие века они совершенно не пострадали от времени. В это было очень трудно поверить. Но если пещера была изолирована от внешнего мира, то сделать рисунки могли лишь первобытные люди! Саутуола понимал, как дико звучит его утверждение: стены и потолки Альтамиры расписаны дикарями!

За поддержкой он обратился к ученому из университета Мадрида Хуану Виланова-и-Пиере, с которым был в дружеских отношениях. Виланова приехал, посетил Альтамиру и пришел к тому же выводу, который удалось подкрепить неожиданной находкой: в культурном слое исследователи обнаружили раковину, которая некогда служила палитрой художнику каменного века. Виланова тут же опубликовал статью и прочел пару лекций, вызвавших огромный интерес у публики. Посмотреть на рисунки пещерного человека в Альтамире приехал даже испанский король.

Первооткрыватель пещерной живописи Саутуола изложил свои выводы в брошюрке «Краткие заметки о некоторых доисторических памятниках провинции Сантандер». И вот тут-то на него, а заодно и на Виланову, набросилось все научное сообщество. Резюме археологов Мортилье и Картальяка звучало так: поскольку древние люди были недостаточно развиты и к тому же не имели в пещерах искусственного освещения, то стены и потолки Альтамиры расписал современный художник. То есть Саутуола сфальсифицировал свое «открытие» и ввел научный мир в заблуждение! Больше всего научный мир возмущался даже не тем, что в Альтамире есть рисунки, а тем, что эти рисунки не уступают по технике и мастерству современной живописи! Бедный Саутуола так ничего и не смог доказать. Он умер в 1888 году. А спустя семь лет аналогичные росписи были найдены в других местах…

Посещение пещер

Репродукция потолка Альтамира из Национального археологического музея Мадрида.

В течение 1960-х и 1970-х годов многие посетители, имевшие доступ в пещеру, изменили ее микроклимат и поставили под угрозу саму сохранность картин. Закрытие пещеры для публики было предметом споров и, наконец, состоялось в 1977 году. Она открылась вновь только в 1982 году, с ограничением количества посетителей до 8000 в год. В 2002 году он был полностью закрыт после обнаружения микроорганизмов, загрязняющих породу.

Большое количество желающих увидеть пещеру и длительное время ожидания (более года) вынудили изготовить копию. С 2001 года возле пещеры находится Национальный музей и центр исследований Альтамиры . Он хранит самую точную репродукцию оригинала, каким он был 15 000 лет назад. Можно посетить и другие репродукции картин, в частности, в искусственной пещере, сделанной в Национальном археологическом музее Мадрида ( Museo Arqueológico Nacional de España ) в Мадриде, а также в Немецком музее ( Deutsches Museum ) в Мюнхене.

В 1985 году пещера Альтамира был внесен в список всемирного наследия человечества по ЮНЕСКО .

В 2011 году общественный фонд, ответственный за управление сайтом, поставил перед собой новую цель: создать условия максимальной доступности, гарантирующие долговечность пещеры. Министерство культуры игнорирует отчет Высшего совета по научным исследованиям, который рекомендует воздерживаться от посещений и поручает группе международных исследователей изучить возможность повторного открытия. Во главе с французом Гаэлем де Гишеном он должен был представить свои выводы относительно31 августа 2014 г..

В Февраль 2014 года, запускается эксперимент с частичным повторным открытием. Впервые зарезервированный для группы из пяти человек, выбранных случайным образом из посетителей музея, он позволяет им посетить пещеру под руководством гида в течение 37 минут, соблюдая очень строгий протокол безопасности. Инициатива будет повторяться раз в неделю до конца месяцаавгуст 2014 г.чтобы группа ученых могла оценить влияние посещений на ансамбль изображений и высказать свое мнение о возможном более полном открытии сайта. Эти посещения одной группой из пяти человек, выбираемых случайным образом каждую пятницу, по-прежнему актуальны в 2020 году.

Пещера Шове (Франция)

Эту уникальную археологическую достопримечательность обнаружил в 1994 году французский спелеолог Жан Мари Шове.

В пещере было обнаружено более 300 наскальных рисунков лошадей, львов, носорогов, волков, бизонов и других животных. Радиоуглеродная датировка показала: возраст отдельных «полотен» составляет 30-33 тысячи лет. Поражает реалистичность и сохранность рисунков.

Увы, увидеть их может далеко не каждый – пещера закрыта для посещений. Испортить картины может малейшее изменение света, температуры и влажности воздуха. Даже археологи могут находиться там всего несколько часов. А вот немецкому режиссёру Вернеру Херцогу повезло: он даже снял документальный фильм об этой картинной галерее.

Пещера Альтамира

Сантандер, Испания

Альтамира (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной (многоцветной, ваш Кэп) каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Собственно сам город Сантандер находится на севере Испании, на берегу Атлантического океана.

Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.) — объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985 года.

Открытие

По поводу точной даты открытия пещеры в источниках единства нет. Википедия сообщает, что это был 1879 год, Дэвлет настаивает на 1876 году (говорят, что  пещере повезло стать открытой после того, как в её входе чуть не застряла собачка местного священника Модесто Кубильяса Переса, ),  где-то мелькает 1868 год.

Брейль и Обермайер в книге «Пещера Альтамира в Сантильяна-дель-Мар (Испания)» называют 1875 год, сам же виновник торжества  Марселино Санс де Саутуола  в своей брошюре 1890 года писал, что это случилось  4 года назад, т.е. в 1876 году.

Мария де Саутуола

Итак, где-то в 1870-х годах Саутуола набрел на Альтамиру, но всю её красоту ему помогла увидеть его дочь Мария, которую он взял с собой во время второго посещения пещеры.

Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога.

Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки — изучении наскальной живописи.

В общем, фактом остается лишь то, что честь открытия пещеры Альтамира принадлежит археологу-любителю Марселино Санс де Саутуоле. Вместе с Хуаном Виланова-и-Пьера — археологом из Мадридского университета — они раскопали пещеру.

В 1880 году они опубликовали результаты раскопок, где отнесли рисунки к эпохе палеолита. Другие учёные восприняли это сообщение неоднозначно, Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах — пещерах Южной Франции Фон-де-Гом, Ласко, Монтиньяк и др., но к этому времени Саутуола уже умер.

Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 гг.

 Что есть

Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил, кроме животных.

Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.

Рисунки выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. И не только пальцами рук, но и специальными приспособлениями, сделанными первобытными людьми.

Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозным взглядом на мир.

В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.

Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.

Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.

А посмотреть?

В 2001 году в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру. В музее воссоздана сама пещера и росписи стен и потолка.

Копии рисунков также можно увидеть в музеях Мадрида, Барселоны, Мюнхена, Брно и нескольких других музеях мира.

Ещё у Альтамиры есть сайт.

Галерея

История открытия и признания Альтамиры

Картины Альтамиры были обнаружены в 1879 году при раскопках Марселино Санс де Саутуола . Пещера была известна с 1868 года, а Санс де Саутуола посещал ее с 1876 года. Он заметил наличие геометрических узоров на стенах, не придавая им никакого значения, но его дочь Мария, которой тогда было восемь лет, заметила первую наличие «  тороса  », нарисованного на потолке. Санс де Саутуола опубликовал в 1880 году «Краткие заметки о некоторых доисторических объектах провинции Сантандер».

Таким образом, исторически Альтамира является первым доисторическим графическим комплексом, который был обнаружен и опубликован

Важность этого открытия объясняет возникшие противоречия, поскольку ставит под сомнение некоторые научные идеи того времени. Действительно, с самого начала реализм представленных сцен вызывал сомнения в его подлинности: французский доисторик Эдуард Харле , ответственный за проведение инспекции для международного сообщества, опубликовал свой отчет в 1881 году и согласился с господствующей идеей, отрицая подлинность Альтамиры

Его признание в качестве художественного произведения, выполненного людьми палеолита, произошло в конце длительного процесса, который позволил прояснить видение доисторического периода.

Первым эти картины защитил тот, кто их открыл и опубликовал, М. Санс де Саутуола. Их подлинность не могла быть признана до его смерти, что однажды было подтверждено обилием подобных художественных произведений, найденных в нескольких европейских пещерах. В конце XIX — го  века, особенно во Франции, были обнаружены наскальные рисунки , связанные неоспоримо к статуэток, стенных скульптур и резных костей, принадлежавших археологических уровней палеолита , все сопровождающие останки вымерших животных, по крайней мере , из региона ( мамонт , северный олень , степной зубр и др.).

Эмиль Картайак был ярым противником подлинности Альтамиры. С 1895 года , открытие гравюр и картин во французских пещерах Мут , Combarelles и Font-де-Гом , заставил его пересмотреть свою позицию. После посещения пещер он написал в обзоре L’Anthropologie (1902 г.) статью под названием «Пещера Альтамира. Mea culpa скептик ». После этой статьи палеолитический характер картин Альтамиры получил всеобщее признание.

В этом признании мы также должны подчеркнуть роль Жозефа Дешелетта , который в своем Руководстве по доисторической археологии квалифицирует Альтамиру как «  Сикстинскую капеллу четвертичного искусства» . и отец Брей . Его работа о наскальном искусстве, впервые представленная в 1902 году на Конгрессе Французской ассоциации развития наук, опровергает мнение исследователей того времени.

Как только подлинность картин была установлена, дискуссия перешла к их значению и значению. Разногласия между исследователями касались точной датировки, загадочного предназначения этих произведений и их художественной и археологической ценности. Эти вопросы касались не только пещеры Альтамира, но и всего доисторического искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector