Древнеегипетский язык

Простые примеры

номен или имя при рождении
Птолемей
Эра : Древнее царство (2686–2181 до н.э.)
Египетские иероглифы

Глифы в этом картуше транслитерируются как:

п т «ua» l м y (ii) s

Птолмыс

хотя ii считается одной буквой и транслитерируется y .

Другой способ работы иероглифов проиллюстрирован двумя египетскими словами, произносимыми pr (обычно озвученными согласно ). Одно слово — «дом», и его иероглифическое представление очень простое:

Имя Александра Великого иероглифами, ок.  332 г. до н.э. , Египет. музей Лувр

Здесь иероглиф «дом» работает как логограмма: он представляет собой слово с одним знаком. Вертикальный штрих под иероглифом — это обычный способ обозначить, что глиф работает как логограмма.

Другое слово пр — это глагол «выйти, уйти». При написании этого слова иероглиф «дом» используется как фонетический символ:

Здесь глиф «дом» обозначает согласные буквы pr . Глиф «рот» под ним является фонетическим дополнением: он читается как r , усиливая фонетическое прочтение слова pr . Третий иероглиф является определяющим : это идеограмма глаголов движения, которая дает читателю представление о значении слова.

Процитированные работы

  • Аллен, Джеймс П. (2000). Среднеегипетский язык: введение в язык и культуру иероглифов . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-77483-7.
  • Харт, Джордж (2005). Словарь Routledge египетских богов и богинь, второе издание . Рутледж. ISBN 0-203-02362-5.
  • Портер, Берта ; Мосс, Розалинда (1991). Топографическая библиография древнеегипетских иероглифических текстов, рельефов и картин . Институт Гриффита, Музей Эшмола в Оксфорде. ISBN 978-0900416828.
  • Лортон, Клод Траунекер. Пер. с французского Давида (2001). Боги Египта (1-е англоязычное издание, усовершенствованное и расширенное). Итака, Нью-Йорк : Издательство Корнельского университета. ISBN  0-8014-3834-9 .
  • Бадж, сэр Эрнест А. Уоллис (2010). Египетский иероглифический словарь (в двух томах, с указателем английских слов, списком царей и географическим списком с указателями, списком иероглифических знаков, коптским и семитским алфавитами). Нью-Йорк: Cosimo Classics. ISBN  978-1-61640-460-4 .
  • Петри, Алан В. Шортер; с новой библиографией Бонни Л. (1994). Египетские боги: справочник (ред. Ред.). Сан-Бернардино (Калифорния): The Borgo Press. ISBN  0-89370-535-7 .
  • Willockx, Sjef. «Аментет, Анджети и Анубис: три древнеегипетских бога (2007)».
  • Марк, Джошуа Дж. «Египетские боги — полный список».
  • Нельсон, Томас (2017). Учебная Библия для женщин: принятие Божьей истины для равновесия, надежды и преобразования . Biblica, Inc.
  • «GVC09-24: Мистические существа и боги-египетские».
  • Дурдин-Робертсон, Лоуренс (1979). «Общение с богиней: идолы, изображения и символы богинь»; Египет Часть III. Cesara Publications.
  • переводы, переведенные Раймондом О. Фолкнером; с дополнительными; Вассерман, комментарий Огдена Голет-младшего; с цветными иллюстрациями из факсимильного тома, выпущенного в 1890 г. под руководством Э. А. Уоллиса Баджа; представила Кэрол А. Р. Эндрюс; под редакцией Евы фон Дассов; в издании, задуманном Джеймсом (1994). Египетская Книга мертвых: Книга грядущих дней: папирус Ани (царского писца божественных подношений), написанный и иллюстрированный около 1250 г. до н.э. неизвестными писцами и художниками, включая остаток глав книг. о мертвых, известная как фиванская редакция, составленная из древних текстов, восходящих к корням египетской цивилизации (1-е изд.). Сан-Франциско: Книги хроник. ISBN  0-8118-0767-3 .

Варианты ношения

Коптский крест можно носить в качестве кулона, а также установить его изображение на экране гаджета или набить на теле татуировку.

Кулон

Кулоны в виде египетского креста выполняют исключительно из благородных металлов. Мужчинам стоит отдавать предпочтение изделиям из золота, женщинам – из серебра

Чтобы дать возможность амулету максимально проявить свои магические качества, его важно носить на длинном шнурке, изготовленном из натуральной кожи

В некоторых случаях исходящий от Анха мощный энергетический поток вызывает у человека повышенную эмоциональность либо переутомление. Во избежание этого, ношение египетского знака нужно начинать от 1-2 часов в сутки, ежедневно увеличивая продолжительность контакта с ним на 40 минут.

Тату на теле

Изображение на теле древнеегипетского сакрального знака наделяет человека крепким здоровьем, умом, мудростью, даром ясновидения, сильной интуицией, а также надежно защищает от неприятностей. Такие татуировки вносят положительные изменения в судьбу. Влияние знака начинает проявляться сразу же после его нанесения.

Картинки на компьютеры и мобильные устройства

Египетский крест можно установить в качестве заставки на экран компьютеров, ноутбуков и телефонов. При этом следует помнить, что магические свойства этого знака проявляются лишь в момент нахождения человека вблизи своего девайса.

Как выглядит египетский крест и его разновидности

Коптский крест представляет собой две пересекающиеся перекладины, увенчанные петлей, по трактовке эзотериков, символизирующие цикличность и переход из мира в мир. Существует 3 вида знака Анх. Каждый из них имеет свое значение:

  1. Классический – символизирует мудрость и жизненную энергию. Служит человеку защитой от влияния негативных внешних факторов.
  2. С изображенными на перекладинах символами четырех стихий означает бессмертие.
  3. С отсутствующей вертикальной перекладиной – символ смерти. С помощью этого знака египтяне призывали смерть своим врагам.

Амулет Анх считается самым узнаваемым изображением в истории Древнего Египта.

Религия в Древнем Египте

В жизни древних египтян религия занимала особенное место. Они верили, что после смерти душа человека попадает в загробный мир, где начинает новую жизнь. Согласно их верованиям, в царстве мертвых душу ведут на суд к Осирису – богу загробного мира. Там члены суда признают умершего виновным или невиновным, в зависимости от его дел в земной жизни. Грешников подвергают страшным мучениям, а праведников отправляют в райские земли, где они могут наслаждаться всяческими удовольствиями.

Считалось, что будущая загробная жизнь намного важнее настоящей, поэтому много времени египтяне проводили за поклонением богам, приготовлением необходимых вещей для собственного захоронения.

Только богатые люди могли позволить себе достойное погребение. Для предстоящего путешествия в загробный мир они размещали в своих гробницах мебель, ювелирные украшения, всевозможные предметы роскоши. Тела знатных умерших подвергали мумификации – процессу удаления из тела всех внутренностей, для создания из него мумии.

С особой пышностью провожали в загробный мир фараонов, ведь они являлись не только правителями государства, но и считались сыновьями богов. Еще при жизни фараоны строили себе роскошные гробницы – пирамиды. Многие из древнеегипетских пирамид сохранились до сегодняшних дней.

Боги Древнего Египта

Египтяне верили во многих богов, каждый из которых отвечал за свою сферу, стихию природы.

Верховным среди них считался Амон-Ра – Бог Солнца. По мнению египтян, Амон-Ра являлся создателем всего мира, был благосклонен к людям, помогал им в различных ситуациях. Его изображали в виде человека с соколиной головой, на которой красовалась корона в форме солнечного диска. Древнеегипетские жрецы утверждали, что каждый из фараонов — сын верховного бога Амона-Ра, ниспосланный на землю для управления людьми.

Бог Сет олицетворял зло, засуху, войну, разрушения. Ему поклонялись как повелителю плохой погоды и песчаных бурь, чтобы Сет не направлял против людей подвластные ему силы. Египтяне изображали его в образе человека с головой осла.

Бог Анубис заведовал погребальными обрядами, провожал души умерших в мир мертвых. Анубиса изображали в образе человека с головой черного шакала, так как черный цвет символизировал смерть, ночь, загробный мир.

Не только бесчисленных богов, но и богинь почитали жители Древнего Египта. Богиня Нут олицетворяла звездное небо, космос. Согласно верованиям египтян, ночью Нут проглатывала Солнце, а к утру рождала его снова. Богиню изображали в виде женщины или коровы, которая огибала своим телом все небо, укрывая, таким образом, обитателей земли.

Богиня Маат почиталась как покровительница мудрости, истины, порядка, справедливости. Египтяне верили, что в прошлом крылатая Маат жила среди людей, но их склонность ко лжи, воровству, злобе заставила богиню покинуть землю и вернуться в царство богов, возглавляемое ее отцом – Амоном-Ра.

Богам Древнего Египта жители долины Нила постоянно подносили жертвы, строили статуи, храмы. Египтяне верили, что если не умилостивить богов, они нашлют на людей свои проклятья, лишат их своей милости, накажут неурожаем, войной, болезнями. Но напрямую обращаться к богам с молитвами могли только жрецы. И чтобы попросить о милости того или иного бога, человек должен был вручить жрецам подношение: ювелирное украшение, фрукты, красивую одежду, животное. Только жрецы имели права входить на территорию храма, подносить богам жертвенные дары. Древнеегипетские жрецы пользовались большим уважением среди всего населения, к их советам прислушивались даже фараоны.

Отношения между мужчинами и женщинами в Древнем Египте

В Древнем Египте мужчины и женщины обладали практически равными юридическими правами. При этом главой семьи считалась мать. Родословная велась строго по материнской линии и земельная собственность тоже переходила от матери к дочери. Конечно, супруг имел право распоряжаться землёй, пока жива супруга, но когда она умирала, всё наследство получала дочь. Выходит, что брачный союз с наследницей престола вполне мог дать мужчине право управлять страной. В том числе и по этой причине фараон брал в жёны своих сестёр и дочерей — он таким образом ограждал себя от других возможных претендентов на власть.

Женщины в древнеегипетском обществе обладали практически такими же правами, как мужчины

Браки в Древнем Египте были в основном моногамными. Однако богатый египетский мужчина, наряду с законной женой, мог содержать наложницу. С другой стороны, женщину, имевшую более одного мужчин, могли и наказать.

Брак в Древнем Египте не освящался жрецами, пышных свадебных гуляний египтяне тоже не устраивали. Чтобы свадьба была признана состоявшейся, мужчина должен был сказать «Я беру тебя в жёны», а женщина должна была ответить «Ты берёшь меня в жёны»

Здесь важно добавить, что именно египтяне первыми стали носить обручальные кольца на безымянном пальце — этот обычай у них потом переняли греки и римляне

Традиция носить обручальные кольца на безымянном пальце пришла к нам именно из Древнего Египта

Древнеегипетские молодожёны также обменивались между собой подарками. Причём при разводе свой подарок можно было вернуть (очень хороший обычай). А в поздние периоды истории Древнего Египта достаточно распространённой практикой стало заключение брачных договоров.

Документальный фильм «Древний Египет. История создания древнеегипетской цивилизации»

Природные условия Древнего Египта

Несколько тысяч лет назад люди заселили плодородную долину реки Нил, расположенную в Северо-Восточной Африке. Здесь было основано одно из первых в мире государств – Древний Египет.

На востоке жаркие пески Аравийской пустыни отделяли Египетское царство от Красного моря. На севере Египет омывало Средиземное море. Окруженный скалистыми горами и труднопроходимыми пустынями, он был изолирован от внешнего мира, воинственных соседних народов. Отсутствие внешних беспокойств позволило жителям долины сосредоточить все свои силы на развитии своего государства.

Природные условия Древнего Египта были достаточно благоприятны для земледелия. Но, чтобы вырастить желанный урожай, древнеегипетским земледельцам приходилось прилагать большие усилия. Дожди в долине выпадали крайне редко, единственная надежда была на разливы реки, которые происходили всего один раз в году.

Чтобы удержать ценную воду жителям приходилось рыть специальную сеть оросительных каналов, которые служили резервуарами для разливающегося Нила. В одиночку семье или даже общине вырыть каналы было невозможно. Такая сложная работа была под силу только большим организованным массам людей, что служило сплочению всех жителей долины Нила.

Животный и растительный мир

Земли, орошенные илистыми речными водами, приносили египтянам богатый урожай. Основой земледелия в Древнем Египте было выращивание пшеницы, ячменя, льна, винограда и финиковых пальм. В водах Нила рыбаки ловили рыб, а иногда даже крокодилов. В зарослях на побережье реки охотники выслеживали стаи диких птиц.

На окраинах Древнего Египта, окруженных жаркими пустынями, обитало множество хищных животных: гепардов, шакалов, львов. Не меньшую опасность представляли для жителей ядовитые змеи, которые водились в огромном количестве на всех территориях государства.

Этимология

Слово иероглиф происходит от греческого прилагательного ἱερογλυφικός ( hieroglyphikos ), А соединение из ἱερός ( HIEROS «священный») и γλύφω ( glýphō «(Ι) высекает, выгравировать»; см глифа ).

Сами глифы, начиная с периода Птолемея , назывались τὰ ἱερογλυφικὰ ( tà hieroglyphikà ) «священные выгравированные буквы», греческий аналог египетского выражения mdw.w-nṯr «слова бога». Греческое ἱερόγλυφος означало «резчик иероглифов».

В английском языке иероглиф как существительное записывается с 1590 года, первоначально сокращенно от именного иероглифа (1580-е годы, с иероглифами во множественном числе ), от употребления прилагательного ( иероглифический символ ).

В текстах Наг-Хаммади, написанных на сахидском коптском языке, иероглифы называются «писаниями магов, прорицателей» ( коптский : ϩ ⲉⲛⲥ ϩ ⲁⲓ̈ ⲛ̄ⲥⲁ ϩ ⲡⲣⲁⲛ︦ ϣ︦ ).

Религиозная реформа Эхнатона

Наиболее полно концепция единого божества, создателя мира и человека, была сформулирована при Эхнатоне.

Эхнатон

По его повелению единым и неделимым творцом мира был объявлен Атон, изображавшийся в виде солнечного диска, от которого расходятся лучи-руки, дарующие людям свет и жизнь.

Культы других богов если не уничтожались, то рассматривались как проявления единого божества. Как единственное божество Атон не имел ни супруги, ни детей, ни каких-либо божественных родственников, не имел он в отличие от всех египетских богов ни человеческого, ни животного образа, не воплощался в статуях.

Поскольку Атон рассматривался как единое божество, другие боги потеряли «законное» право на существование рядом с ним. По приказу Эхнатона имена других богов, особенно Амона-Ра, уничтожались, жертвы им не приносились.

Однако концепция единого божества не была принята в Египте, и после смерти Эхнатона религия Атона была отменена.

Позднее царство: XXII–XXVI династии

Ливизация Нижнего Египта закономерно завершается восшествием в 945 до н.э. на престол представителя ливийской аристократии Шешонка I. Он возвращается к агрессивному внешнеполитическому курсу фараонов Нового царства- вторгается в Палестину и захватывает Иерусалим. Ему также удается восстановить контроль над Нубией.

Значительные ресурсы, оказавшиеся в распоряжении царской власти, позволяют Шешонку I и его ближайшим преемникам развернуть дворцовое и храмовое строительство.

Шешонк I — завоеватель. Стена храма в Карнаке

Ливийская знать настолько укрепила свои позиции, что больше не нуждалась в покровительстве со стороны центра.

Нижний Египет фактически распался на множество небольших полусамостоятельных владений во главе с ливийскими номархами и военачальниками- этому способствовало соперничество внутри правящей династии, представители которой создали наиболее сильные княжества.

Портретная скульптура Древнего Царства

Как уже было сказано, заупокойный культ во многом определил появление портретной скульптуры. Но он же ограничивал ее развитие определенными рамками.

Однообразие спокойных неподвижных (сидящих или стоящих) поз статуй, наделенных одними и теми же атрибутами, условная раскраска их тел (мужских — красно-коричневой краской, женских — желтой, волос — черной, одежд — белой) — все это диктовалось требованиями культа, предназначавшего эти статуи для «вечной» жизни души умершего.

Глаза статуй часто инкрустировали другими материалами, чем достигалась большая выразительность и жизненность.

Статуи не рассчитаны на то, чтобы их рассматривать с разных сторон, они как бы прислонены спиной к плоскости каменного блока, служащего фоном для них. Зрители видят их только спереди, они целиком фронтальны.

Написание

Стандартная орфография — «правильное» написание — в египетском языке намного свободнее, чем в современных языках. На самом деле существует один или несколько вариантов почти для каждого слова. Обнаруживается:

  • Избыточности;
  • Пропуск графем , которые игнорируются, намеренно они или нет;
  • Замена одной графемы на другую, так что невозможно отличить «ошибку» от «альтернативного написания»;
  • Ошибки пропусков при рисовании знаков, которые намного более проблематичны, когда письмо является скорописным (иератическим) письмом, но особенно демотическим, когда схематизация знаков является крайней.

Однако многие из этих очевидных орфографических ошибок представляют собой проблему хронологии. Орфография и стандарты менялись со временем, поэтому написание слова в Древнем Царстве могло значительно отличаться во время Нового Царства . Кроме того, египтяне были вполне довольны включением старой орфографии («историческое правописание») наряду с новыми практиками, как если бы в английском языке было приемлемо использовать архаическое написание в современных текстах. Чаще всего древние «орфографические ошибки» — это просто неправильное толкование контекста. Сегодня иероглифы используют многочисленные системы каталогизации (в частности , Список знаков Мануэля де Кодажа и Гардинера ), чтобы уточнить наличие детерминативов, идеограмм и других двусмысленных знаков в транслитерации.

Традиции и обычаи жителей Египта

Многие египтянские традиции находятся в неразрывной связи с религией. Религиозность египтян не мешает им толерантно относиться к представителям других вероисповеданий. Так, например, Египет предоставляет возможность туристам употреблять алкогольные напитки и заказывать в ресторанах блюда из свинины (мусульманам запрещено пить горячительные напитки и употреблять мясо священного животного). Египтяне привыкли жить по режиму – они 5 раз в день молятся, а, например, во время празднования Рамадана, они едят и пьют только после захода солнца. Очень трепетно египтяне относятся к семейным узам – под одной крышей зачастую проживает несколько поколений. Но даже если семьи проживают порознь, они все равно находятся в теплых, дружеских отношениях, и они собираются все вместе во время отмечания праздников и памятных дат. Не менее интересны свадебные традиции в Египте. Даже сегодня сохранилась традиция, согласно которой родители будущих молодоженов задолго до брачного возраста детей составляют договор о том, что их дети должны пожениться. Но не в каждой семье соблюдают эту традицию – молодежь все чаще нарушает ее. Египтяне – суеверный народ: они верят в приметы, боятся сглаза и зависти, поэтому они носят с собой различные обереги и талисманы. Например, чтобы уберечь детей от сглаза, египтяне одевают их в старье и скрывают их настоящие имена, используя в общении клички или непривлекательные прозвища (египтяне считают, что так они уберегают детей от злых сил). Собираетесь в Египет? Не хвалите египтян и их детей и не подшучивайте над их суевериями.

Численность населения Египта увеличилась в 7 раз за 20 век, что, в целом, не такой уж большой рост. Однако в 1900 году Египет уже представлял собой страну с большим населением (на тот момент численность составляла около 10 миллионов), и сегодняшняя численность населения Египта (2016 год) в 90 миллионов является очень высокой, учитывая, какая большая часть территории Египта представляет собой засушливую пустыню. Поэтому Египет уже давно перенаселен — вероятно, показатель перенаселения в Египте самый худший из всех стран Ближнего Востока и Северной Африки.

После десятилетий значительного но стабильного роста, на сегодняшний день рост населения в Египте несколько уменьшился. К 2009 году этот показатель составлял 1,6% в год, и на одну женщину в Египте приходилось 2,7 детей. Средний возраст — 24 года, на одну смерть приходится около 4 рождений. По прогнозам, к 2050 году численность населения Египта составит от 110 до 120 миллионов человек.

История языка

Таблица периодизации египетского языка.

Стадии языка Основное время употребления языка Наиболее известныепамятники Примечания
и разграничивающие их эпохи по ист. периодам по династиям по датировкам
Староегипетскийранний Додинастический периодРаннее царство I II III ок. XXXIII—XXVI вв. до н. э. различные палетки: Нармера,«Охотничья», «Косметическая» Язык, реконструированный по находкам архаи-ческой письменности на палетках, ярлыках и т. п.(по сути, они являются не текстами, а ребусами).
Староегипетскийклассический Старое царство 1 переходный период IV V VI VII VIII IX X ок. XXVI—XX вв. до н. э. Палермский камень, Тексты пирамид,биографии вельмож Мечена, Уни иХорхуфа Часто исследователи ограничивают этот язык VIIIдин., так как текстов IX, X дин. мало, а их язык — впримитивной форме (напр. жертвенные формулы).
падение Старого царства
Среднеегипетскийклассический Среднее царство2 переходный периодначало Нового царства XI XII XIII XIV XV XVIXVII XVIII ок. XX—XIV вв. до н. э. Существовал и в период XIX, XX дин., но больше использовался для надписей (напр., на храмах)
Амарнский период Новое царство начало 3 переходного периода XVIII XIX XX ок. XIII—XI вв. до н. э. Также встречается в текстах и позднее: в период XXI, XXII и даже XXX дин.
Новоегипетский язык
правление Рамессидов
Среднеегипетскийпоздний 3 переходный периодПоздний период XXI XXII XXIII XXIV XXV XXVIXXIII XXVIII XXIX XXX XXXI X—IV вв. до н. э.
Демотический 3 переходный периодПоздний период XXV XXVI XXIII XXVIIIXXIX XXX XXXI Птолемеирим. и визант. префекты/епархи VIII в. до н. э. — V в. н. э.
Птолемеевский Эллинистический ЕгипетРимский ЕгипетВизантийский Египет Птолемеирим. и визан. префекты/епархи IV в. до н. э. — V в. н. э. Розеттский камень
распр. христианства Римский ЕгипетВизантийский ЕгипетАрабский Египет Птолемеирим. и визан. префекты/епархиправители арабских династий III—XVII вв. На этом языке в Коптской православной церквислужения проходят и по настоящее время.
Коптский
распр. ислама

В одно и то же время в том, что мы называем «египетским языком», могли существовать разные грамматические и речевые нормы, то есть можно говорить о внутреннем многоязычии. «Классическим» литературным языком, употреблявшимся с XX в. до н. э. до христианской эпохи, является среднеегипетский язык.

Существуют классические грамматики первой половины XX в. (А. Эрман, Г. Лефевр, А. Гардинер) и есть новые, появившиеся в конце XX в. (Дж. Аллен (США), Й. Борхаутс (Нидерланды), В. Шенкель (Германия) и др.)грамматики, различия между которыми основаны главным образом на объяснении глагольной системы.

Диалекты

Большинство иероглифических египетских текстов написаны в литературном регистре престижа, а не в разговорной речи их автора. В результате диалектические различия не проявляются в письменном египетском языке до принятия коптского алфавита . Тем не менее ясно, что эти различия существовали до коптского периода. В одном позднеегипетском письме (датированном примерно 1200 г. до н.э.) писец шутит, что письмо его коллеги бессвязно, как «речь человека из с человеком из ».

Недавно были обнаружены некоторые свидетельства наличия внутренних диалектов в парах похожих слов в египетском языке, которые, основываясь на сходстве с более поздними диалектами коптского, могут быть получены из северных и южных диалектов египетского языка. Письменный коптский диалект имеет пять основных диалектов, которые различаются в основном графическими обозначениями, в первую очередь южный саидский диалект, основной классический диалект, и северный богайрский диалект, который в настоящее время используется в коптских церковных службах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector